Толстой является родственником льва николаевича. Фамильные ценности

Почему мы знаем только многотомного Льва Николаевича Толстого, а Алексея Константиновича мы слышим в основном в цитатах

5 сентября 2017 года исполняется 200 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого , одного из самых ярких представителей этой славной фамилии. И «сиятельный крестьянин» Лев Николаевич , и «советский граф» Алексей Николаевич были при жизни признаны классиками – не избежал этой судьбы и их старший однофамилец. Однако его посмертная биография оказалась менее счастливой: до сих пор многие цитируют его строки, не представляя, кто был их автором.

Потомки князя

Знаменитый род Толстых, среди которых были не только литераторы, но и скульпторы, художники и другие известные в России люди, ведет свое начало от литовского князя Индриса . А знаменитый Петр Андреевич Толстой , дипломат, российский посланник в Турции, соратник и друг Петра I , награжденный за заслуги перед Отечеством графским титулом, - общий предок и создателя «Войны и мира» Льва Николаевича, и автора «Петра I» и «Хождения по мукам», «Аэлиты» и «Гиперболоида инженера Гарина» Алексея Николаевича, и Алексея Константиновича. О последнем представителе знаменитой фамилии мы знаем меньше всего. Между тем, весельчак, остроумец, «тролль XIX века», заслуживает того, чтобы мы его помнили и время от времени перечитывали.

Эксклюзивная сказка

Алексей Константинович, приходившийся троюродным братом Льву Николаевичу, вошел в историю литературы совсем еще маленьким. Алеша рос без отца, его воспитывал брат матери Алексей Перовский . Судя по всему, мальчик отличался живостью нрава и непокорностью, поэтому Перовский прибег к небанальному педагогическому ходу: он написал для племянника (тому было 8–9 лет) страшную сказку «Черная курица, или Подземные жители». Эта сказка считается первым в России оригинальным авторским произведением для детей. То есть именно ради правильного воспитания Алеши Толстого был создан на русской земле столь популярный впоследствии жанр, которому отдадут дань, кстати, и более молодые Толстые (Алексей Константинович на 11 лет старше Льва Николаевича и на 65 – Алексея Николаевича).

Типичный дворянин

Как и троюродный брат, Алексей любил охоту. Правда в отличие от молодого Льва Николаевича, страстью к кутежам и азартным играм не отличался, хотя в карты тоже умел играть с юных лет. Зато обладал недюжинной силой: рассказывали, что он с легкостью разгибал подковы и мог при помощи пальцев вогнать гвоздь в стену. Многочисленных странностей, в отличие от знаменитого автора эпопеи «Война и мир» и «Анны Карениной», за ним тоже особенно не замечали, за исключением разве что увлечения спиритизмом.

Алексей Константинович Толстой жил типичной жизнью русского дворянина-интеллигента середины века. Он поздно женился (его будущая жена, которую звали Софья – как и супругу Льва Николаевича, - долго не могла получить развод), детей, в отличие от своего более литературно знаменитого родственника, не имел, служил при дворе, но одновременно очень скептически относился к власти. Босиком, в отличие от брата Льва, не странствовал, в зрелом возрасте предпочитал жить за рубежом или в своем черниговском имении.

Для публики он был в первую очередь успешным драматургом, но исключительное остроумие помогало ему выражать свое отношение к российской действительности в таких стихах, которые зачастую просто не могли быть опубликованы в стране. При этом речь шла о веселой и одновременно глубоко философской сатире на весь наш нелепый, но такой милый быт.

Кстат: Если музей-усадьба Льва Толстого в Ясной Поляне известна на весь мир, то про музей-усадьбу Алексея Толстого, расположенную в Красном Роге, знают далеко не все. Между тем, в ней граф провел детские годы, не раз возвращался в любимые места потом, здесь же и был похоронен.

От «Истории государства…» до Козьмы Пруткова

Его знаменитое стихотворение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» было опубликовано лишь после смерти автора, иначе ему не поздоровилось бы. В этой озорной пародии на знаменитый труд Карамзина обыгрывается фраза «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» из «Повести временных лет», и вся история России предстает как безнадежное стремление хоть к какому-то порядку. Лишь однажды удалось добиться временного успеха:

Иван Васильич Грозный

Ему был имярек За то, что был серьезный, Солидный человек.

Приемами не сладок,

Но разумом не хром; Такой завел порядок, Хоть покати шаром!

Жить можно бы беспечно

При этаком царе; Но ах! ничто не вечно – И царь Иван умре!

Позднее к этой «Истории» не раз приписывали дополнения, что лишний раз подтверждает верность наблюдений и иронии Алексея Константиновича.

Именно Алексей Константинович Толстой является основным автором «произведений Козьмы Пруткова» – вместе со своими друзьями, тремя братьями Жемчужниковыми и Александром Аммосовым , он придумал уморительного в своей серьезности персонажа, «директора Пробирной палатки» которому приписывались соответствующие стихи и афоризмы.

Кто не слышал псевдоглубокомысленных «афоризмов» вроде «Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим», «Смотри в корень!», «Бди!», «Никто не обнимет необъятного»! Издевательство над напыщенным самонадеянным «автором» больно ранило многих литераторов того времени, не без оснований узнававших в Козьме Пруткове собственные черты.

Жертва морфия

Троллинг удался на славу, но истинные творцы этой пародии долгое время не были известны – Жемчужниковы признались в мистификации лишь через несколько лет после смерти Толстого. Если Лев Толстой дожил до 82 лет, и кто знает, сколько бы он мог прожить, если бы не унесшее его в могилу воспаление легких, то Алексей скончался в 58 лет. Он много лет мучился сильными головными болями, с которыми медицина справиться не могла. Спасался Толстой морфием – дозы становились все больше, смертельно опасное «лекарство» его и убило.

Дворянский род Толстых происходит от древней германской фамилии. Их предком был Индрис, который в середине XIV века покинул пределы Германии и вместе двумя сыновьями поселился в Чернигове. Здесь он принял крещение и получил имя Леонтия. Родоначальником Толстых стал правнук Индриса, Андрей Харитонович, который переселился из Чернигова в Москву и здесь уже от Василия Темного получил прозвище Толстой, которое впоследствии стало передаваться и его потомкам. Первые из представителей этой фамилии были военными. Эта традиция сохранилась всеми поколениями Толстых, однако впоследствии многие Толстые прославили свой род и как видные государственные чиновники, и как деятели искусства и литературы.

Генеалогическая таблица Род графов Толстых .

Род графов Толстых (генеалогическая таблица).

Васильчиковы , дворянский и княжеский род, происходящий от племянника родоначальника Толстых - Василия Федоровича.

На весь мир знаменита Россия не только своими производственными мощностями, но и великими культурными ценностями. Огромное влияние на становление мировой классической литературы оказали три талантливых писателя, объединенных под одной фамилией: Лев Толстой, Алексей Толстой и еще один Алексей Толстой. Краткая биография каждого из этих авторов наполнена переживаниями и страданиями, избранные и самые яркие факты из жизни творцов были положены в основу некоторых творений.

В некоторых источниках указывается, что Александр Сергеевич Пушкин и Лев Николаевич Толстой были родственниками. Их прабабушки являлись родными сестрами. Несведущие читатели иногда по ошибке считают Алексея родным братом Льва. Это неверно: хотя они и носили одинаковые фамилию и отчество - они родились в разное время и в разных местах.

Биография Алексея Константиновича Толстого также привлекает литературоведов своей трагичностью и великолепным творческим периодом. Однако в этой статье пойдет речь о третьем из клана великих писателей. О том, кто известен всем с раннего детства по произведению «Золотой ключик, или Приключения Буратино» - Алексее Николаевиче Толстом. Он известен всем как тонкий лирик, исторический романист и драматург.

Биография Алексея Толстого, который является автором знаменитых произведений «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», «Хождение по мукам» и прочих, начинается в конце 19 века, а именно в 1883 году 10 января (по старому стилю - 29 декабря). Именно в этот день в городе Николаевске, прежде Самарской губернии, и появился на свет автор «Золотого ключика, или Приключений Буратино». Стоит отметить, что биография Алексея Толстого усеяна дымом сражений и пропитана запахом пороха - первая Мировая война, революции и Великая Отечественная война оставила глубокий отпечаток не только на жизни писателя, но и на его творчестве. В тяжелый для народа час писатель выступает в роли комедианта: с сарказмом и юмором высмеивает человеческие пороки в своих книгах «Нечистая сила», «Касатка» и др. В качестве знаменитый автор проходит через этот период и в 1917 году настигает его в Европе.

Именно тогда в творчество Алексея Николаевича Толстого приходит историческая тема. После Февральских кровопролитий наступает которую писатель не желает ни понять, ни принять. Итог данной позиции - эмиграция с семьей в Европу. Позже, после возвращения на Родину, русский литератор будет говорить об этом, как о тяжком и тяжелом времени. Именно здесь, в родных березах, в 1928 году были закончены две первые части трилогии «Хождение по мукам».

Биография Алексея Толстого пронизана событиями и Великой Отечественной войны. Именно боль и слезы народа подтолкнули писателя сотворить многочисленные гениальные произведения, которые, увы, носили драматический характер: дилогия «Иван Грозный», три тома, к сожалению, так и не оконченного романа «Петр I», третья заключительная часть «Хождения по мукам», «Я призываю к ненависти» и многие другие.

Непринявший революцию, выбравший эмиграцию, но в итоге вернувшийся в СССР уже навсегда, автор был обласкан большевиками, которые не скупились на подарки и грамоты для писателя. Фантастические приключения и сказки, военные рассказы и драматические романы, жизнь вдали от Родины и ночи под свистом пуль, огромное имение и любимая семья, бесстрашные и бессмертные герои произведений и мучительная смерть от рака, черное и белое - вот биография Алексея Толстого, сына графа Николая Толстого. Огромное количество произведений автора было экранизировано, а пьесы ставят и по сей день. Более полусотни произведений, миллионные тиражи и всемирная слава - вот что осталось потомкам

10 января 2013 года исполнилось 130 лет со дня рождения одного из самых ярких и талантливых русских и советских писателей ХХ века – Алексея Николаевича Толстого.

Алёша Толстой родился в родовитой дворянской семье 10 января 1883 года (29 декабря 1882 года по старому стилю) в Самарской губернии в городе Николаевске. Его отцом был представитель старинного рода графов Толстых Николай Александрович Толстой (1849 – 1900). Он закончил Николаевское кавалерийское училище, в 1868 году стал корнетом и был направлен в лейб-гвардии гусарский полк. Но за склонность к «буйству» был удалён с военной службы с запрещением жить в Петербурге и Москве. Он переехал в Самарскую губернию, где и познакомился со своей будущей женой, сразу же воспылав к ней страстью.

Отец Толстого был дальним родственником Льва Толстого. Для интересующихся родством сразу троих Толстых – Алексея Константиновича, Льва Николаевича и Алексея Николаевича сразу скажу, что они в разной степени друг другу приходятся дальними родственниками. Предки Толстых в XIII веке приехали на Русь из Германии, своё прозвище получили от великого князя Василия, служили Ивану Грозному, Алексею Михайловичу и Петру Первому. Именно Пётр Великий и присвоил Петру Андреевичу Толстому титул графа, который только начал появляться в России.

П.А. Толстой был основателем российских спецслужб – Тайной канцелярии и отметился тем, что подготовил и провёл операцию по возвращению в Россию казненного впоследствии царевича Алексея. Он и является общим предком для всех троих Толстых-писателей. В середине XVIII века род Толстых разделился на различные ветви. В этом смысле Лев Николаевич и Алексей Николаевич очень далеки друг от друга по степени родства, но оно всё же присутствует.

Мать – Александра Леонтьевна Толстая (Тургенева) происходила из старинного дворянского рода Тургеневых. Она была внучкой декабриста Н. Тургенева и, как утверждали многие, дальней родственницей писателя Ивана Тургенева, что, однако, несмотря на красоту легенды, не обязательно соответствует действительности – возможно, они были однофамильцами или уж очень далёкими родственниками, доказательств чему не существует, несмотря на разветвлённую систему учёта дворянской генеалогии в России. Известно лишь, что разветвлённая династия Тургеневых произошла от золотоордынского прозвища Тургень. Впрочем, вот что писал по этому поводу о появившемся новом писателе А.М. Горький А.В. Амфитеатрову: «Обращаю Ваше внимание на графа Алексея Ник. Толстого. Это – юный человек, сын Толстого – губернского предводителя дворянства в Самаре, родственник И.С. Тургенева: хорошая кровь!». Того же мнения придерживается и М. Волошин, который так писал о А.Н. Толстом: «Судьбе было угодно соединить в нем имена целого ряда писателей сороковых годов: по отцу он – Толстой; по матери – Тургенев, с какой-то стороны близок не то с Аксаковым, не то с Хомяковым. Одним словом в нем течет кровь классиков русской прозы, черноземная, щедрая, помещичья кровь».

Таким образом, в личности Алексея Николаевича Толстого, возможно, неожиданно пересеклись родовые ветви Толстых и Тургеневых. Впрочем, здесь скорее подходит слово случайно, потому что дворянское сословие, особенно потомственное и родовитое, было достаточно замкнутым, поэтому многие приходились друг другу дальними родственниками. Для сравнения напомню, что практически все монархические династии Европы также были родственниками, поэтому порой это приводило к появлению типичных для таких случаев болезней – например, гемофилии по мужской линии у Николая Второго и его супруги. У родовитых дворян такое было редкостью, так как степень родства была гораздо ниже.

По воспоминаниям современников, отец будущего писателя Николай Александрович Толстой был личностью сложной, стихийной, но вместе с тем и незаурядной. Семейная жизнь у Толстых не сложилась. К этому времени вообще наметился кризис дворянства и всей системы замкнутых сословных отношений в России. Многие дворяне разорялись, проматывали состояния, купцы же, наоборот, богатели, появлялись первые капиталисты, шло имущественное расслоение крестьянской общины. Порой, разбогатевший крестьянин мог позволить себе куда больше, нежели обедневший дворянин. Но система сословий была замкнутой, отсутствовал социальный лифт, и это порождало множество проблем. Отражалось это и на семейных ценностях. То, что было ещё совсем недавно немыслимым, становилось если и не обычным делом, то достаточно часто проявляющимся.

Сложно сказать, кто из супругов был прав, кто виноват, но у Александры Леонтьевны появился в жизни другой человек – мелкопоместный дворянин и либеральный земский деятель Алексей Аполлонович Бостром. За несколько месяцев до рождения Алёши его мать ушла от родовитого, но обедневшего Толстого к Бострому.

Это впоследствии позволило появиться версии, согласно которой Алексей Толстой, который был уже пятым ребёнком Александры Леонтьевны от Толстого, на самом деле сын Бострома, что, впрочем, кроме слухов и догадок ничем не подтверждается, так что скорее относится к области неких мифов и легенд.

Столько внимания я уделяю происхождению А.Н. Толстого вполне намеренно, так как это во многом отразилось на его судьбе и творчестве, повлияло на восприятие им революции в России и его позиции в отношении советской власти и русской эмиграции.

Детство Алёша Толстой провёл в имении Бострома, и лишь после достижения им 16-летнего возраста его отец Николай Александрович признал его в качестве своего законного сына и дал свою фамилию (до этого Алёша носил фамилию отчима – Бостром). И. Бунин, ссылаясь на Алданова, утверждает, что сам А.Н. Толстой признавался последнему, будто бы упросил отца признать его. На самом деле, это ничуть не ставит под сомнение отцовство Н.А. Толстого, а свидетельствует о непростом характере их встречи, завершившейся в итоге благополучно. Во всяком случае, вполне очевидно, что сам Алёша Толстой никак не мог отвечать за действия своей матери перед отцом.

Имением Бострома, где Алёша провёл своё детство, был хутор Сосновка в Самарской губернии (ныне это посёлок Павловка самарского микрорайона Красноармейский).

Те годы оставили глубокий след в душе писателя. Позже он сам признавался, что вёл в основном созерцательную жизнь, наблюдая за сменой времен года, природными явлениями, жизнью растений и насекомых, красками неба, леса, луга, дождями и ветрами, вьюгами и звёздным небосклоном. Он пытливо старался понять окружающий его мир, а тонкая наблюдательность позволила впоследствии искусно использовать это в своих литературных описаниях.

В 1901 году Алексей Толстой поступает в Петербургский технологический институт. Здесь Алексей Толстой начинает писать и достаточно быстро становится известным в литературном столичном мире. Интересно, что начинал он как поэт. В его раннем творчестве были хорошо заметны нотки подражания Некрасову и Надсону, а также символистам.

В 1905 году Алексея направили для прохождения практики на Урал, где он больше месяца жил в Невьянске. Под впечатлением этой поездки молодой писатель пишет свой первый рассказ «Старая башня».

Следует отметить, что литературный талант у Алексея Толстого в определённом смысле был наследственным – его мать, больше всего обожавшая И.С. Тургенева, сама увлекалась сочинительством и уже в 16-летнем возрасте написала свою первую повесть «Воля». Впоследствии она стала детской писательницей.

Как-то, выслушав рассказ А.Н. Толстого о его детстве и жизни дворян в Самарской губернии, М. Волошин сказал ему: «Знаете, вы очень редкий и интересный человек. Вы, наверное, должны быть последним в литературе, носящим старые традиции дворянских гнёзд».

Это мнение об А.Н. Толстом в Петербурге было достаточно распространено, а вместе с влиянием матери, её увлечением И.С. Тургеневым и воспоминаниями детства в значительной степени повлияло на выбор тем в начале писательского пути Алексея Николаевича. Так появились «дворянские романы» и повести – «Мишука Налымов», «Чудаки», «Хромой барин». Но было в этих повестях и романах и то, что принципиально отличало Толстого от дворянского бытописания его предшественников – прежде всего, они отличались реализмом в описании человеческих отношений. В романе «Хромой барин» частично описана история любви его родителей (матери и Н.А. Толстого). Ностальгируя, пытаясь зафиксировать уходящее, А.Н. Толстой, тем не менее, понимает, что дворянство и как замкнутое сословие, и как класс постепенно уходит с авансцены российской истории. У всей этой созерцательной жизни с подходами рантье, в ХХ веке, стремительно идущем в эпоху индустриализации и социальных перемен, просто нет будущего. Это было ему понятно ещё до революции, что достаточно существенно.

Серьёзные перемены в мироощущении А.Н. Толстого происходят во время первой мировой войны, когда он был военным фронтовым корреспондентом.

Именно там, на фронте, А.Н. Толстой начинает понимать истинную цену многому: «…я увидел подлинную жизнь, я принял в ней участие, содрав с себя наглухо застёгнутый чёрный сюртук символистов. Я увидел русский народ». В годы войны А.Н. Толстой побывал в союзных Англии и Франции.

Но Первая мировая была только началом потрясений и жизненных передряг, через которые А.Н. Толстому, как и многим, пришлось тогда пройти.

Революция 1917 года не вызвала у А.Н. Толстого большого энтузиазма. Когда в Москве стало совсем плохо с продуктами, А.Н. Толстой вместе с семьёй выехал на юг и смог перебраться в Одессу, которая в то время была занята войсками союзников по Антанте.

Стоит, вероятно, несколько слов сказать и о личной жизни писателя. А.Н. Толстой был женат четырежды. Вначале на уроженке Самары Юлии Васильевне Рожновой. У них родился сын Юрий, который умер ещё ребёнком. Затем А.Н. Толстой некоторое время сожительствовал с Софьей Исааковной Дымшиц. У них родилась дочь Марьяна. С.И. Дымшиц перешла из иудаизма в православие, чтобы выйти замуж за А.Н. Толстого, но свадьба так и не состоялась.

На юг писатель уехал вместе со своей третьими по счёту семьёй и женой (или вторыми официально) – Натальей Васильевной Крандиевской. Она писала стихи, впоследствии – мемуары. У них было двое детей – Дмитрий и Никита. А.Н. Толстой также усыновил сына Кандиевской от первого брака Фёдора.

Но и в Одессе было неспокойно, и в апреле 1919 года Толстые переезжают вначале в Константинополь, а затем уже оттуда – в Париж и в 1921 году – в Берлин.

Впрочем, своим положением эмигранта А.Н. Толстой также тяготился, понимая, что он там, по его же собственному выражению, «парий, человек, оторванный от родины». Вместе с тем, именно годы эмиграции показали, что А.Н. Толстой стал настоящим мастером слова. Из-под его пера выходят такие замечательные вещи как «Детство Никиты», «Хождение по мукам», «Аэлита», «Повесть смутного времени». Диапазон его творческим тем чрезвычайно широк. «Аэлита» – красивый фантастический роман, «Повесть смутного времени» – историческое произведение, «Хождение по мукам» было живым и оперативным откликом на то, что происходило в России. Впоследствии роман был расширен, а этот первый вариант стал начальной частью под названием «Сёстры». Роман уже в СССР был идеологически усилен, но «Сёстры» в целом гораздо сильнее последующих частей (также произошло и с Шолоховым, чей «Тихий дон» заметно превосходит его же «Поднятую целину»). Прототипом Кати Рощиной стала его жена Н. Крандиевская. «Детство Никиты» – в определённой степени автобиографическая, ностальгическая повесть по ушедшей России. Прототипом Никиты стал сын Толстого и Крандиевской Никита.

В конце 1921 года А.Н. Толстой начинает сближаться с писателями, оставшимися в Советской России, сотрудничать с изданиями, лояльными к большевикам. В отличие от многих эмигрантов он начинает полагать, что победа большевиков – это не некая случайность, а, возможно, историческая данность. Всё это вызывает раздражение в эмигрантских кругах – начинают появляться публикации, упрекающие его в незаконнорожденности, былом сожительстве с иудейкой и других поступках. Естественно, это только укрепляет А.Н. Толстого в его взглядах и в неприятии попыток повернуть историю вспять. В итоге в апреле 1922 года А.Н. Толстой пишет «Открытое письмо Н.В. Чайковскому», одному из руководителей русской эмиграции во Франции, где говорит о необходимости признания большевиков как единственного правительства России и утверждает о необходимости сотрудничества с большевиками «для укрепления великодержавности». Это письмо фактически приводит к его разрыву с белой эмиграцией, и А.Н. Толстого исключают из Союза русских писателей в Париже.

Выбор сделан, и 1 сентября 1923 года Алексей Толстой возвращается в Россию. Первым же вышедшим романом, заложившим основы советской научной фантастики, стала «Аэлита». Центральным персонажем романа является красноармеец Гусев, неудержимый оптимист и сторонник мировой революции, который тут же устраивает её на Марсе, прилетев туда вместе с инженером Лосевым. В 1924 году он издаёт сатирическую повесть «Похождение Невзорова, или Ибикус», где в юмористической форме описывает свои воспоминания и впечатления о жизни в эмиграции.

Алексей Толстой не чурается и коллективной работы и вместе с рядом других писателей принимает участие в написании романа «Большие пожары», который публиковался в журнале «Огонёк».

Из других произведений А.Н.Толстого можно отметить пьесу «Заговор императрицы» (1925 год) и «Дневник Вырубовой» (1927 год), повествующий о разложении и упадке семьи Романовых.

Он также активно работает над трилогией «Хождение по мукам», о которой мы говорили выше. Она была закончена лишь в 1941 году. Эпический роман «Хождение по мукам» описывает советскую власть как естественно вытекающую из всей многовековой русской истории. При этом революция 1917 года описывается в качестве абсолютно справедливого исторического акта. А.Н. Толстой пишет об этом с убеждением, а вовсе не из желания под кого-либо подстроиться. Вероятно, присутствовало в некоторой степени и второе, но всё же главным был именно замысел и внутреннее восприятие происходившего.

Любопытен и его другой научно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», в котором помимо темы ответственности гениального учёного перед человечеством за свои изобретения (о чём пишут часто) в достаточно широком контексте рассматриваются и вопросы жизни в эмиграции (что замечают редко).

Ещё одним фантастическим произведением А.Н. Толстого считают его повесть «Голубые города». Это мнение настолько устойчиво, что «Голубые города» даже поместили в первый том «Фантастика и приключения» в серии «Библиотека отечественной классической литературы в 100 томах» совместного издания издательств «Дрофа» и «Вече» 2003 года. Между тем, на мой взгляд, «Голубые города» имеют достаточно отдалённое отношение к фантастике (разве что в некотором смысле – к приключениям, и то натянуто). Речь там совсем о другом. О судьбе В.А. Буженинова, который после ранений и превратностей гражданской войны не может найти себя в новой жизни, мечтая о будущем, грезя жизнью прекрасной Москвы 2023 года, которую он видит в бреду, и о которой однажды рассказывает товарищам (вот и всё фантастическое, собственно). Он приезжает в провинциальный городок, но не находит себя в мирной жизни, не может трудоустроиться, вдобавок ко всему у него не складывается личная жизнь – его избранница, воспитанница его матери отвергает его любовь, тянется к тем, у кого больше денег, к тем же зажиточным торговцам, с которыми он когда-то воевал на фронтах гражданской. Голубые города далеко, и пока недостижимо это общее глобальное счастье, о котором он так мечтал, а мрачная действительность, давящая своей беспросветностью – она рядом. И тогда В.А. Буженинов совершает убийство ненавистного ему соперника, сжигает погрязший в мещанстве город. В сюжетном смысле это некий синтез «Бесприданницы» Островского и современных историй в стиле «афганский синдром». Это не фантастика, а весьма серьёзная социальная драма, показывающая проблемы советского общества середины двадцатых. «Голубые города», как мне представляется, серьёзно опровергают частые сегодня обвинения А.Н. Толстого в конформизме.

В 1929 году А.Н. Толстой начинает работу над романом «Пётр I», который он писал до конца своей жизни и так и не успел закончить. «Пётр I» – это попытка писателя переосмыслить русскую историю, её ключевые, поворотные моменты. Довольно примитивными представляются мне высказывания о том, что А.Н. Толстой взялся за этот роман потому, что И.В. Сталину импонировали образы и Петра Великого и Ивана Грозного и это был, якобы, некий социальный заказ. Безусловно, Алексей Николаевич Толстой не чурался и этой стороны жизни в Советской России, но как раз роман «Пётр I» никакого отношения к его якобы «конформизму» не имеет. Это эпическое историческое произведение – пожалуй, главный исторический роман (если не считать «Войну и мир» Льва Толстого) отечественной литературы. Я не случайно вначале столько говорил о происхождении А.Н. Толстого, его графском титуле, законно переданном ему отцом, происках недоброжелателей о его якобы незаконнорожденности. Именно эпоха Петра изменила старую Россию, привела в действие социальные лифты, которые могли вознести на самую вершину вчерашних париев, добившихся всего благодаря своему таланту и личным качествам – таких, как тот же бывший торговец на базаре, а впоследствии всесильный Александр Меншиков. Алексей Толстой сравнивал эпоху Петра и современную ему Советскую Россию как эпохи социальных преобразований, проводил определённые параллели между ними, как и между Петром и Сталиным (не в романе, естественно, а мировоззренчески). Это совпало с пониманием Сталиным собственной исторической миссии, но это уже вторично по отношении к собственному мироощущению А.Н. Толстого.

Если же говорить о произведениях, призванных обеспечить идеологические установки власти, то это никак не «Пётр I», а скорее повесть «Хлеб», в которой описан Царицын времён гражданской войны. Как известно, его обороной руководил, в том числе и И.В. Сталин, поэтому повесть довольно любопытна в том смысле, что в ней отражён сталинский взгляд на гражданскую войну.

Конечно же, А.Н. Толстой сотрудничал с властью, но именно для этого он и приехал из эмиграции. Собственно, сам писатель никогда этого и не скрывал. В 1934 году он вместе с другими авторами написал книгу «Канал имени Сталина», в том же году выступил с докладом, посвящённым драматургии, на Первом съезде союза писателей СССР.

В 1935 году А.Н. Толстой женился в четвёртый (официально – третий) раз на Людмиле Ильиничне Крестинской-Барышевой. Детей у них не было.

А.Н. Толстой часто бывал и за границей в 1932-1937 годах – в Германии, Италии, Франции, Англии, Чехословакии, Испании. Участвовал в первом (в 1935 году) и втором (в 1937 году) конгрессах писателей в защиту культуры.

А.Н. Толстой или советский (по другому – красный) граф был очень популярен и, после смерти А.М. Горького, с 1936 по 1938 годы возглавлял Союз писателей СССР. С 1937 года он был депутатом Верховного Совета СССР, с 1939 года – академиком Академии Наук СССР.

В отличие от А.М. Горького А.Н. Толстой не испытывал слишком серьёзных сомнений в отношении того, что происходило в СССР – он сразу целиком и в главном принял линию большевиков, а всё остальное считал второстепенным. При этом А.Н. Толстой был весьма жизнелюбивым человеком, был не прочь немного выпить и при этом хорошо поесть. Советская власть ценила своего красного графа и старалась обеспечить ему все условия для жизни без нужды даже в период голода. Это, как и его жизнерадостность, многих, естественно, раздражало. Вот что пишет в своём дневнике много лет знавшая его Л.В. Шапорина: «Прежде Алексей Николаевич вносил с собой массу веселья; с тех пор же, как им всё более овладевает правительственный восторг, его шум становится какой-то официозной демагогией… Когда он меня видит, сразу же начинает исторические разговоры, всегда великодержавные. Он весь теперь – правительственный пафос». Вряд ли А.Н. Толстой разменивался бы на «великодержавный пафос» в чисто бытовых разговорах. Это как раз подтверждает то, что его позиция основывалась на его внутренних убеждениях.

Нельзя согласиться и с тем, что в эти годы кроме повести «Приключения Буратино или Золотой ключик» он не написал ничего значимого. Работа над «Петром I» отнимала много сил, как и общественная деятельность. А «Приключения Буратино» стали настоящей творческой удачей – тем самым случаем, когда повтор оказался куда лучше оригинала («Приключения Пиноккио» Карло Коллоди). Впрочем, это был не повтор, а просто использование сходного сюжета.

Когда началась война, А.Н. Толстой участвовал в написании знаменитого обращения Сталина, которое зачитывал Молотов. Именно тогда впервые прозвучал призыв вспомнить героических предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова.

В годы войны А.Н. Толстой возвращается к публицистике, вспомнив свой опыт фронтовой журналистики времён Первой мировой войны. Из-под его пера выходят почти 60 публикаций. Наибольшую известность получил очерк А.Н. Толстого «Родина». В своих произведениях писатель часто обращается к теме русских богатырей, эпохам Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова. Главный лейтмотив – борьба с вражеским нашествием. При этом даже на ментальном уровне А.Н. Толстой сопоставляет череп и кости на эмблемах в петлицах, чёрный цвет танков, мышиную форму фашистов и самого Гитлера с некой общей враждебной тёмной силой, которую русский народ обязательно должен победить. Именно апелляция к традиционным русским ценностям составляет в этот период основу его мировоззрения. В 1944 году выходит его известный рассказ «Русский характер».

Война в очередной раз заставляет его по-новому посмотреть и на русский народ, и на современное ему советское общество. Он ждёт победу, будучи уверенным, что после неё: «Народ, вернувшийся с войны, ничего не будет бояться. Он будет требователен и инициативен».

А.Н. Толстой ждал победу, но тяжёлая болезнь оказалась сильнее, и он не дожил до окончания войны совсем немного, считанные недели – писатель умер 23 февраля 1945 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Понимая значение утраты, И.В. Сталин объявил государственный траур.

Графа Льва Толстого, классика российской и мировой литературы, называют мастером психологизма, создателем жанра романа-эпопеи, оригинальным мыслителем и учителем жизни. Произведения гениального писателя – величайшее достояние России.

В августе 1828 года в имении Ясная Поляна в Тульской губернии родился классик российской литературы. Будущий автор «Войны и мира» стал четвертым ребенком в семье именитых дворян. По отцовской линии он принадлежал к старинному роду графов Толстых, служивших и . По материнской линии Лев Николаевич – потомок Рюриков. Примечательно, что у Льва Толстого и общий предок – адмирал Иван Михайлович Головин.

Мама Льва Николаевича – урожденная принцесса Волконская – скончалась от родовой горячки после рождения дочери. На тот момент Льву не было и двух лет. Спустя семь лет умер глава семейства – граф Николай Толстой.

Уход за детьми лег на плечи тетки писателя – Т. А. Ергольской. Позже опекуншей осиротевших детей стала вторая тетушка – графиня А. М. Остен-Сакен. После ее смерти в 1840 году дети переехали в Казань, к новой опекунше – сестре отца П. И. Юшковой. Тетушка повлияла на племянника, и детство в ее доме, считавшемся самым веселым и гостеприимным в городе, писатель назвал счастливым. Позже Лев Толстой описал впечатления от жизни в усадьбе Юшковых в повести «Детство».


Силуэт и портрет родителей Льва Толстого

Начальное образование классик получил дома от немецких и французских преподавателей. В 1843 году Лев Толстой поступил в Казанский университет, выбрав факультет восточных языков. Вскоре из-за низкой успеваемости перешел на другой факультет – юридический. Но и здесь не преуспел: через два года оставил университет, не получив степени.

Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну, желая по-новому наладить отношения с крестьянами. Затея провалилась, зато молодой человек исправно вел дневник, любил светские развлечения и увлекся музыкой. Часами Толстой слушал , и .


Разочаровавшись жизнью помещика после проведенного в деревне лета, 20-летний Лев Толстой покинул имение и перебрался в Москву, а оттуда в Петербург. Молодой человек метался между подготовкой к кандидатским экзаменам в университете, занятиями музыкой, кутежами с картами и цыганами, и мечтами стать то чиновником, то юнкером конногвардейского полка. Родные называли Льва «самым пустяшным малым», а раздавать наделанные им долги пришлось годами.

Литература

В 1851 году брат писателя – офицер Николай Толстой – уговорил Льва ехать на Кавказ. Три года Лев Николаевич жил в станице на берегу Терека. Природа Кавказа и патриархальная жизнь казачьей станицы позже отобразились в повестях «Казаки» и «Хаджи-Мурат», рассказах «Набег» и «Рубка леса».


На Кавказе Лев Толстой сочинил повесть «Детство», которую опубликовал в журнале «Современник» под инициалами Л. Н. Вскоре написал продолжения «Отрочество» и «Юность», объединив повести в трилогию. Литературный дебют оказался блестящим и принес Льву Николаевичу первое признание.

Творческая биография Льва Толстого развивается стремительно: назначение в Бухарест, перевод в осажденный Севастополь, командование батареей обогатили писателя впечатлениями. Из-под пера Льва Николаевича вышел цикл «Севастопольских рассказов». Сочинения молодого литератора поразили критиков смелым психологическим анализом. Николай Чернышевский нашел в них «диалектику души», а император прочитал очерк «Севастополь в декабре месяце» и выразил восхищение талантом Толстого.


Зимой 1855 года 28-летний Лев Толстой прибыл в Петербург и вошел в кружок «Современник», где его радушно встретили, назвав «великой надеждой русской литературы». Но за год писательская среда с ее спорами и конфликтами, чтениями и литературными обедами надоела. Позже в «Исповеди» Толстой признался:

«Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел».

Осенью 1856 года молодой писатель уехал в имение Ясная Поляна, а в январе 1857 – за границу. Полгода Лев Толстой путешествовал по Европе. Побывал в Германии, Италии, Франции и Швейцарии. Вернулся в Москву, а оттуда – в Ясную Поляну. В родовом имении занялся обустройством школ для крестьянских ребятишек. В окрестностях Ясной Поляны с его участием появилось двадцать учебных заведений. В 1860-м писатель много путешествовал: в Германии, Швейцарии, Бельгии он изучал педагогические системы европейских стран, чтобы применить увиденное в России.


Особую нишу в творчестве Льва Толстого занимают сказки и сочинения для детей и подростков. Писатель создал для маленьких читателей сотни произведений, среди которых добрые и поучительные сказки «Котенок», «Два брата», «Еж и заяц», «Лев и собачка».

Школьное пособие «Азбука» Лев Толстой написал для обучения детей письму, чтению и арифметике. Литературно-педагогическая работа состоит из четырех книг. Писатель включил в нее поучительные истории, былины, басни, а также методические советы учителям. В третью книгу вошел рассказ «Кавказский пленник».


Роман Льва Толстого "Анна Каренина"

В 1870 годы Лев Толстой, продолжая учить крестьянских детей, написал роман «Анна Каренина», в котором противопоставил две сюжетные линии: семейную драму Карениных и домашнюю идиллию молодого помещика Левина, с которым отождествлял себя. Роман лишь на первый взгляд казался любовным: классик поднял проблему смысла существования «образованного сословия», противопоставив ему правду мужицкой жизни. «Анну Каренину» высоко оценил .

Перелом в сознании писателя отразился в произведениях, написанных в 1880-ых. Духовное прозрение, меняющее жизнь, занимает центральное место в рассказах и повестях. Появляются «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и рассказ «После бала». Классик российской литературы рисует картины социального неравенства, бичует праздность дворян.


В поисках ответа на вопрос о смысле жизни Лев Толстой обратился к Русской православной церкви, но и там не нашел удовлетворения. Писатель пришел к убеждению, что христианская церковь коррумпирована, а под видом религии священники продвигают ложное учение. В 1883 году Лев Николаевич основал издание «Посредник», где изложил духовные убеждения с критикой Русской православной церкви. За это Толстого отлучили от церкви, за писателем наблюдала тайная полиция.

В 1898 году Лев Толстой написал роман «Воскресение», получивший одобрительные рецензии критиков. Но успех произведения уступал «Анне Карениной» и «Войне и миру».

Последние 30 лет жизни Лев Толстой с учением о ненасильственном сопротивлении злу признан духовным и религиозным лидером России.

"Война и мир"

Лев Толстой недолюбливал свой роман «Война и мир», называя эпопею «многословной дребеденью». Произведение классик писал в 1860-х, живя с семьей в Ясной Поляне. Первые две главы, названные «1805 год», напечатал «Русский вестник» в 1865 году. Спустя три года Лев Толстой написал еще три главы и завершил роман, вызвавший бурные споры критиков.


Лев Толстой пишет "Войну и мир"

Черты героев произведения, написанного в годы семейного счастья и душевного подъема, романист взял из жизни. В княжне Марье Болконской узнаваемы черты матери Льва Николаевича, ее склонность к рефлексии, блестящее образование и любовь к искусству. Чертами отца – насмешливость, любовь к чтению и охоте – писатель наградил Николая Ростова.

При написании романа Лев Толстой трудился в архивах, изучал переписку Толстых и Волконских, масонские рукописи, побывал на Бородинском поле. Молодая жена помогала ему, переписывая черновики набело.


Роман читался взахлеб, поразив читателей широтой эпического полотна и тонким психологическим анализом. Лев Толстой характеризовал произведение как попытку «написать историю народа».

По подсчетам литературоведа Льва Аннинского, к концу 1970 годов только за рубежом произведения российского классика экранизировали 40 раз. До 1980-го эпопею «Война и мир» сняли четырежды. Режиссеры Европы, Америки и России сняли 16 фильмов по роману «Анна Каренина», «Воскресение» экранизировано 22 раза.

Впервые «Войну и мир» экранизировал режиссер Петр Чардынин в 1913 году. Более всего известен фильм, снятый советским режиссером в 1965 году.

Личная жизнь

На 18-летней Лев Толстой женился в 1862 году, когда ему исполнилось 34 года. Граф прожил с супругой 48 лет, но жизнь пары трудно назвать безоблачной.

Софья Берс – вторая из трех дочерей врача Московской дворцовой конторы Андрея Берса. Семья жила в столице, но летом отдыхала в тульском имении неподалеку от Ясной Поляны. Впервые Лев Толстой увидел будущую жену ребенком. Софья получила домашнее образование, много читала, разбиралась в искусстве и окончила Московский университет. Дневник, который вела Берс-Толстая, признан образцом мемуарного жанра.


В начале супружеской жизни Лев Толстой, желая, чтобы между ним и женой не было тайн, дал Софье прочитать дневник. Шокированная супруга узнала о бурной молодости мужа, увлечении азартными играми, разгульной жизни и крестьянской девушке Аксинье, ждавшей от Льва Николаевича ребенка.

Первенец Сергей родился в 1863 году. Вначале 1860-х Толстой взялся за написание романа «Война и мир». Софья Андреевна помогала мужу, несмотря на беременность. Всех детей женщина учила и воспитывала дома. Пятеро из 13 детей умерли в младенческом или раннем детском возрасте.


Проблемы в семье начались после окончания работы Льва Толстого над «Анной Карениной». Писатель погрузился в депрессию, выражал недовольство жизнью, которую так старательно обустраивала в семейном гнезде Софья Андреевна. Нравственные метания графа привели к тому, что Лев Николаевич потребовал от родных отказаться от мяса, алкоголя и курения. Толстой заставлял жену и детей одеваться в крестьянскую одежду, которую сам мастерил, и пожелал отдать нажитое имущество крестьянам.

Софья Андреевна приложила немалые усилия, чтобы отговорить мужа от идеи раздать добро. Но произошедшая ссора расколола семью: Лев Толстой ушел из дома. Вернувшись, писатель возложил обязанность переписывать черновики на дочерей.


Смерть последнего ребенка – семилетнего Вани – ненадолго сблизила супругов. Но вскоре взаимные обиды и непонимание отдалили их окончательно. Софья Андреевна находила утешение в музыке. В Москве женщина брала уроки у преподавателя, к которому появились романтические чувства. Их отношения остались дружескими, но граф не простил жене «полуизмены».

Роковая ссора супругов случилась в конце октября 1910 года. Лев Толстой ушел из дома, оставив Софье прощальное письмо. Он написал, что любит ее, но иначе поступить не может.

Смерть

82-летний Лев Толстой в сопровождении личного врача Д. П. Маковицкого покинул Ясную Поляну. В пути писатель заболел и сошел с поезда на железнодорожной станции Астапово. Последние 7 дней жизни Лев Николаевич провел в домике станционного смотрителя. За новостями о состоянии здоровья Толстого следила вся страна.

Дети и жена приехали на станцию Астапово, но Лев Толстой не хотел никого видеть. Не стало классика 7 ноября 1910 года: он умер от воспаления легких. Супруга пережила его на 9 лет. Похоронили Толстого в Ясной Поляне.

Цитаты Льва Толстого

  • Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.
  • Все приходит к тому, кто умеет ждать.
  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
  • Всякий пусть метет перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.
  • Без любви жить легче. Но без нее нет смысла.
  • У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю все, что у меня есть.
  • Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает.
  • Величайшие истины - самые простые.
  • Все строят планы, и никто не знает, проживет ли он до вечера.

Библиография

  • 1869 – «Война и мир»
  • 1877 – «Анна Каренина»
  • 1899 – «Воскресение»
  • 1852-1857 – «Детство». «Отрочество». «Юность»
  • 1856 – «Два гусара»
  • 1856 – «Утро помещика»
  • 1863 – «Казаки»
  • 1886 – «Смерть Ивана Ильича»
  • 1903 – «Записки сумасшедшего»
  • 1889 – «Крейцерова соната»
  • 1898 – «Отец Сергий»
  • 1904 – «Хаджи-Мурат»