Укротитель коней. Интересные факты из жизни скульптора Петра Клодта

Аничков мост через реку Фонтанка, безусловно, является украшением Санкт-Петербурга. На нем располагаются четыре скульптурные композиции «Укротители коней», изображающие противоборство человека и коня, который изо всех сил стремится вырваться на волю. Автором этих скульптур является барон Петр Карлович Клодт, который в середине XIX века снискал себе славу величайшего «лошадиного» мастера.

Родившись в 1805 году в Санкт-Петербурге, часть своего детства и юность Петр Кл одт пр овел в Омске, куда из столицы его отца перевели командовать штабом Отдельного Сибирского корпуса. Естественно, генерал-майор и участник Бородинского сражения, барон Карл Федорович Клодт фон Юргенсбург в св оем сыне видел исключительно продолжателя славных военных традиций семьи. Мальчик был отдан на учебу в Омский кадетский корпус, откуда, правда, он частенько убегал. Однажды его никто не видел четыре дня. Нашли его в одном из казахских селений, рассматривающим лошадей. В характеристике, которую ему дали после окончания учебного заведения, подчеркивалось, что кадет проявил особые способности к изображению лошадей. Вот такая вот любовь к животным. А все потому, что барон фон Юргенсбург маленькому Петру вырезал из бумаги лошадок.

В 1822 году после смерти главы семейства Клодты возвращаются в Санкт-Петербург. Петр Кл одт поступил в Михайловское артиллерийское училище, а в свободное время, по описанию своих товарищей, «брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей в малых размерах». После окончания учебного заведения будущий создатель скульптур для Аничкова моста получил чин подпоручика, служил в учебной артиллерийской бригаде, но в 1827 году уволился с военной службы и решил заняться своим увлечением - скульптурой. Он стал вольнослушателем Академии художеств. Но перед этим два года занимался самообразованием, копируя современные и античные произведения искусства и рисуя с натуры. Как утверждали очевидцы, Клодт пр иводил в свое полуподвальное помещение, где он тогда ютился, настоящих лошадей и, устроившись рядом, часами рисовал натурщиц, рискуя получить копытом по голове. Внутри его «квартиры» было грязно, валялись комки глины, чертежи, зарисовки. Люди недоумевали: как барон может жить в таком убожестве? Понять гениев - удел не каждого человека, отметил как-то скандальный радиоведущий Говард Ст ерн.

Еще находясь на военной службе, Клодт вырезал из дерева и раскрашивал небольшие фигурки лошадей, с безукоризненной точностью выполнял все детали, имитируя глаза вставками из стекла, делая из волос хвост и гриву. Его поделки становятся популярными в Петербурге, и вскоре одна из деревянных статуэток попадает в руки императора Николая I. «Прелестно. Кто же сей даровитый резчик?», - спросил обожавший подобные игрушки монарх. «Барон Клодт, Ваше Величество. Отставной поручик», - ответили ему. После этого разговора молодой скульптор без профессионального художественного образования получил заказ от императора: вырезать из дерева отряд конногвардейцев. Дальше-больше. «Лошадиного» мастера привлекают к оформлению Нарвских ворот, над которыми уже работали в тот момент известные скульпторы Пименов и Демут-Малиновский. На аттике арки установили шестерку коней, несущую колесницу богини славы, выполненную из кованой меди по модели Петра Клодта. Открытие триумфальных Нарвских ворот состоялось в сентябре 1834 года. Существует легенда, что после этой работы Николай I сказал барону: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

Следующей и, пожалуй, самой известной работой скульптора, над которой он работал около 20 лет, стали «Укротители коней» - четыре бронзовые композиции на Аничковом мосту. Интересно, что укротители и кони должны были размещаться на дворцовой пристани Адмиралтейской набережной, но позже все же решили их установить на опорах реставрируемого Аничкова моста. Эта идея принадлежала Петру Клодту. На этот счет существует еще одна легенда о том, как проект получил императорскую поддержку. Однажды на Дворцовой набережной кучер Клодта вздумал, в нарушение всех правил этикета, соревноваться в скорости езды с кучером самого государя и даже обогнал его. Взбешенный Николай успел только по­грозить кулаком вслед быстро удалявшейся коляске Клодта. Через несколько дней император неожиданно нагрянул в мастерскую скульптора для осмотра моделей «Укротителей». Он долго стоял перед скульп­турной группой молча, а потом сказал: «За этих – прощаю!»

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года. На боковых пьедесталах стояли две пары скульптурных композиций: бронзовые группы находились на правом берегу Фонтанки, а на пьедесталах левого берега установили гипсовые раскрашенные копии. Клодт, который в 1838 году возглавил Литейный двор Императорской Академии художеств, в скором времени отлил из бронзы еще две пары скульптур, однако на мост они не попали. Их отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму. Клодту пришлось самому сопровождать щедрый подарок Николая I в столицу Пруссии, где его коней установили на самом почетном месте - у королевского дворца. Однако потомку вестфальских рыцарей и обрусевшему немецкому барону Берлин совершенно не понравился. «Здешние яства и вина променял бы на черный хлеб да квас - только бы по­скорее вернуться в Россию!» - писал он в письме своему другу, архитектору Александру Брюллову. Однако недостаток русского кваса король Фридрих Вильгельм щедро ему компенсировал, наградив скульптора орденом Красного орла третьей степени и бриллиантовой табакеркой.

Вновь отлитые бронзовые «Укротители» сменили гипсовые композиции на Аничковом мосту в 1844 году, однако простояли они там всего два года. Николай I распорядился снять их и отправить в Неаполь королю обеих Сицилий Фердинанду II. Появились кони Клодта и в других местах – в Стрельне, Петергофе и в усадьбе князя Голицына в Кузьминках под Москвой. Только в начале 50-х годов XIX века на мосту гипсовые скульптуры были заменены на бронзовые. При этом они отличались от первых двух композиций: укротитель и конь те же, а сюжет появился новый. В четырех скульптурах Клодт отразил разные моменты укрощения животного. В первой группе обнаженный атлет еще сдерживает коня, в следующей - драматизм нарастает, могучим движением человек осаживает коня, вставшего на дыбы. В третьей группе - в яростной и достигшей предела схватке укротитель повержен на землю, но в последней композиции неимоверными усилиями, припав на одно колено и захватив обеими руками корду, атлет все-таки сумел покорить животное.

Вокруг одной из композиций до сих пор ходят легенды. Под хвостом коня Клодт вылепил чье-то лицо. Версий несколько. Либо это портрет самого Петра Карловича, либо его недоброжелателя, которому скульптор таким образом решил отомстить, либо Наполеона. Единого мнения до сих пор нет. За «Укротителей» Клодт получил различные правительственные награды, а в процессе работы над скульптурами его назначили профессором Академии художеств, выделили квартиру и мастерскую. Вдобавок он стал членом Берлинской, Парижской и Римской академий художеств. В общем, карьера у отставного поручика пошла в гору. Неизвестно, добился бы он таких успехов на военной службе.

В июне 2005 года в честь 200-летия со дня рождения Петра Клодта была выпущена серебряная монета достоинством 2 рубля и тиражом 10 тысяч штук. Вместе с портретом мастера на ней изображена одна из скульптурных групп «Укротителей коней» на Аничковом мосту, которая сделала его известным во всем мире.

Какой мост самый красивый и узнаваемый в Петербурге? Аничков. Неудивительно что вокруг него постоянно крутились различные легенды. Хочу ответить на самые интригующие и значимые вопросы. Чье лицо на гениталиях коня? Почему мост "восемнадцати яиц"? Причем тут кони из Неаполя? Все это можно узнать из народных легенд и истории.

Лик на гениталиях

2. Говорят Клодту, автору этих скульптур, изменила жена. Он не смог с этим смириться и нашел мерзавца посягнувшего на его жену. Что было положено делать в те годы? Вызвать на дуэль и убить! Но скульптор оказался тем еще проказником или как теперь говорят троллем 80 уровня, а может банальным трусом. Поэтому взял и просто увековечил этого мерзавца в скульптуре. Точнее, в ее одной части. Да ладно вам, буду еще точнее, в гениталиях одного из четырех коней на Аничковом мосту! Теперь уже точно сложно сказать соответствует ли образ любовнику его жены, потому что существуют версии, что это Наполеон или вообще бывший царь батюшка. Сейчас никто уже не скажет вам точно, а вот тогда в тысяча восемьсот сороковые скульптор доверенному кругу лиц эту тайну посвятил, взяв с них слово, что более никому ни-ни. Думаю эти люди весь XIX век ходили по мосту, загадочно улыбались и глупо хихикали.

фото с сайта http://yaplakal.com

3. Для тех кто решит проверить, речь идет о коне который находится на нечетной стороне Невского проспекта на том берегу Фонтанки, который ближе к Адмиралтейству. Обратите внимание, этот конь и на заглавной фотографии, там тоже можно разглядеть облик врага Клодта.

Восемнадцать яиц

4. Еще в середине XIX века, в период всеобщего восхищения клодтовскими шедеврами, в Петербурге из уст в уста передавались рифмованные строки появившиеся на задней части спины одного из коней:

Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье всей Европы
Он выставил четыре голых жопы…

Когда царь-батюшка Николай I узнал об этой выходке из полицейского рапорта, то на нем экспромтом вывел строки собственного сочинения:

Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!

5. Вот сегодня мне подумалось, если бы его действительно нашли, мог бы он работать в школах живым атласом? А в тот момент родилось фольклорное имя нового моста. Его прозвали мостом "восемнадцати яиц", учитывая, что с момента торжественного открытия и до 1917 года одним из обязательных символов моста был смотрящий за порядком городовой. Ныне Аничков мост остается мостом "шестнадцати яиц", поскольку постоянное дежурство на мосту отсутствует. Но мы то знаем, что это мост "четырнадцати яиц", так как вместо одних гениталий лицо личного врага Клодта.

Ох уж эта смерть

6. Снова вернемся в XIX век, как вам легенда, что создатель скульптур умер в скором времени после того, как был грубо оклеветан? Простите за тавтологию, но злые языки поговоривали, что у двух коней нет языков. А Клодт помешанный на скульптурном сходстве взял да и сунул руку в пасть всем четырем, и, о ужас, языка в двух не нашел. Впал в депрессию и умер. Кони все на том же месте, если хотите можете проверить. Но не советую, высоковато все же.

Подковы

7. А вот то, что две коняшки не подкованы – это факт, не лишенный символизма. Подкованные стоят лицом к западу – стало быть к войне готовы, а восточные нет – с мирными целями. Хотя существует другая легенда, она историческая и лишь отражает юмористическое настроение горожан. Тогдашние петербуржцы справедливо рассудили, что скульптор так их расставил недаром, ибо "подкованные лошади идут от кузниц на Литейном". Вот такая она реклама XIX века и "джинса" царских времен.

Мост некой Анечки

В историю создания скульптурных групп вдаваться здесь особо не буду, скажу лишь, что дело было давно – аж в 1831 году и предназначались эти лошадки вовсе не на мост, а на дворцовую пристань и были утверждены царем. Самому же Клодту эти кони позволили значительно продвинуться по карьерной лестнице и получить вполне заслуженное уважение от современников, ну и теперь от потомков.

Сам же мост одно время назывался не Аничков, а Аничкин. Очень это название полюбилось петербуржцам, табличку говорят даже прикрутили соответствующую, а в народе легенды успели придумать о некой Анечке – безызвестной героине одной туманной любовной истории, связанной то ли с архитектором, то ли с одним из джамшутов-строителей моста. Но один из потомков рода Аничкиных накатал жалобу в городскую управу и название вернули назад. Ох уж эти активисты.

Николай I

9. Исторические языки поговаривают, что при торжественном открытии скульптурных композиций Николай I хлопнул великого скульптора по плечу и молвил: "Ну Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец ".

Вообще Николай I благоволил к Петру Клодту, тем более они обожали верховую езду. Одна из легенд гласит, что скульптор катался на лошади в свите царя. Вдруг его скакун сорвался и вырвался вперед, а по придворному этикету того времени это было просто непозволительно, но император только иронично заметил: "Создавать статуи коней Клодту удается значительно лучше, чем кататься на них ".

Есть и еще одна легенда, тоже связанная с Николаем I. Поговаривают, что скульптор верхом на коне не специально обогнал на собственном Аничковом мосту процессию императора. Барон Клодт понял ошибку и уже был готов к наказанию, но Николай только покачал головой и сказал, кивнув на прославленные скульптуры: "Ради этих - прощаю ".

Бонус

10. История коней некоторыми ниточками из клубка тянет в Неаполь. В 1844 гипсовые скульптуры в восточной части моста наконец-то заменили на бронзовые. Простояли они недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. Заодно Клодта наградили Неаполитанским орденом. Когда кони переехали в Неаполь, местные газеты вышли с заголовками: "В Неаполе находится нынче три чуда: тело Спасителя, снятое со креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, "Снятие Спасителя со Креста" - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта" . Увидите, передавайте им пламенный привет из Питера.


фото с сайта

Кони Клодта в московской городской среде April 18th, 2018

В Москве тоже есть свои кони Клодта! Скульптуры "Диоскуры, укрощающие коней" в начале Беговой аллеи являются точными копиями знаменитых работ Петра Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Московские "Укротители коней" были выполнены в 1899 году внуком прославленного скульптора (К.А. Клодт, С.М. Волнухин по эскизам П.К. Клодта).

Впервые скульптуры Клодта "Диоскуры, укрощающие коней" появились на питерском Аничковом мосту в 1841 году, причём московские копии на Беговой аллее, копируют первые две скульптуры, смотрящие на Адмиралтейство.

Скульптуры были установлены в начале Беговой аллеи и символизировали центральный въезд к Московскому ипподрому с Петербургского, а ныне Ленинградского, шоссе.

Раньше этот въезд выглядел более торжественно благодаря кованым воротам на пересечении с шоссе. Сами кованые ворота уже давно растворились во времени, а вот скульптуры стоят до сих пор.


Фото: oldmos.ru

Пропали красивые кованые ворота при въезде на Беговую аллею примерно в 1960-е годы, а так выглядел въезд ещё в 1936 году.


Фото: oldmos.ru

Но это не единственное изменение в городском ансамбле этого места. Протесты общественности не помешали снести стадион Юных пионеров и построить многофункциональный жилой комплекс.

И теперь он создаёт свой ритмический фон для правой скульптуры.

Два дома, с которых начинается Беговая аллея и построенные уже в советское время, довольно интересны с архитектурной точки зрения. Справа стоит Дом авиаторов (Беговая улица, 34) - экспериментальный дом на сорока опорах, откуда и другое его название - "дом-сороконожка".

Cамой необычной его деталью является отсутствие первого этажа, вместо которого находятся 40 железобетонных опор. Построен архитектором Андреем Меерсоном в 1978 году как гостиница для будущей Олимпиады-80, однако был заселен работниками авиационного завода "Знамя Труда".

Строительство дома по первоначальному проекту планировалось на берегу Химкинского водохранилища, недалеко от станции метро "Водный стадион". Но к Олимпиаде футуристический дом было приказано поставить на Беговой, главном въезде в Москву. Вместе с расположением дом утратил от первоначального проекта 3 этажа, которые не стали достраивать по технологическим причинам.

Идея дома-сороконожки во многом связана с работами архитектора Ле Корбюзье. В 1930 году Корбюзье восхищался домом Наркомфина, а с начала 1950-х весь мир взял за образец дом - "Жилую единицу", которую сам Корбюзье построил в Марселе. В Москве "домов на ножках" несколько, но ближе всех к прототипу - дом Андрея Меерсона.


Фото: fondationlecorbusier.fr

Дом близок марсельскому по пропорциям и точно так же поднят на скошенных опорах, несущих следы грубой деревянной опалубки, что тоже очень любил Ле Корбюзье.

С другой стороны Беговой аллеи стоит еще один знаменитый дом - так называемый "Ажурный", выстроенный в 1940 году из крупных блоков по проекту архитекторов А.К. Бурова и Б.Н. Блохина, инженеров А.И. Кучерова и Г.Б. Карманова. Этот дом один из первых жилых домов из крупных бетонных блоков заводского изготовления. С правой стороны габариты дома ограничены Беговой Аллеей, с левой - Скаковой аллеей, тоже ведущей к Московскому ипподрому.

Фасады здания сложены из типовых блоков двух разновидностей: одни, имеющие вид пилястр, покрыты отделкой под серый мрамор с круглыми рельефными медальонами в верхней части, другие, ограждающие пространство лоджий, представляют собой ажурные декоративные решётки. На лицевом фасаде ажурные блоки сгруппированы по два, что обогащает композицию здания. Бо́льшая часть оконных проёмов решена как французские балконы, закрытые в нижней части тонкими, выгнутыми вперёд коваными ограждениями

Декоративные блоки были изготовлены по эскизам художника В.А. Фаворского.

Другим сооружением, с которым масштабно и стилистически архитекторы увязали ажурный жилой дом, было здание бывшего ресторана "Яр", перестроенное в конце 1930-х годов под Клуб лётчиков.

Здание клуба также должно было выходить фасадом на проектируемую площадь, в центре которой планировали возвести крупное строение - архитектурную доминанту ансамбля. Этого не случилось, но интересный архитектурный ансамбль всё же сложился.

Вначале небольшая историческая справка.

Идея украсить Санкт-Петербург конными статуями возникла в 1832-году, когда молодой скульптор-самоучка Петр Карлович Клодт, к тому моменту вольнослушатель Академии художеств, получил заказ от русского царя отлить две группы фигур для украшения пристаней Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Однако спустя несколько лет, по просьбе Клодта, было решено их установить на реконструированный Аничков мост. Мост был открыт в ноябре 1841-го, свет увидели первые две группы бронзовых фигур, которые поразили всех (на другой, восточной стороне моста были установлены их точные гипсовые копии). "Толпами собираются люди у нового Аничкова моста" - писали газеты.

В 1842-1843 Клодт отлил бронзовые копии фигур, чтобы заменить оставшиеся две гипсовые группы, но их увидел восхищенный прусский король Фридрих Вильгельм, и Николай I распорядился сделать ему подарок, статуи увезли в Берлин, они были установлены у главных ворот королевского дворца.

В 1843-1844 года Клодт вновь отливает бронзовые копии "Укротителей", но уже другой гость Николая I, король Сицилии Фердинанд II, увидев коней Клодта, пожелал видеть их у себя в Неаполе. Весной 1846 года они были отправлены туда, где и сегодня стоят у входа в дворцовый сад.

Наконец, в 1850-1851 годах Клодт устанавливает последних бронзовый коней, но уже не копии первых двух, как ранее, а две новые группы. Его 18-ти летний труд был завершен.

Конные группы объединены сюжетным замыслом - взяты четыре момента укрощения необъезженного коня, передан их страх, гнев, разъяренность, и наконец, повиновение. Первые модели коней 28-ти летний скульптор лепил с двух чистокровных арабских жеребцов из конюшни Николая I, одного из которых звали Амалатбек. Строение коня было воссоздано с абсолютной точностью, видны все его мускулы и складки кожи. По легенде, посетивший мастерскую император, увидевший коней еще в глине, восхищенно сказал: "Барон, твои кони лучше моих жеребцов". В своих фотографиях я отретушировал все провода, и мешающие фрагменты зданий, чтобы попытаться передать эти ощущения, которые испытывали от просмотра современники великого скульптора.

1-3. Первая группа. Водничий опирается на одно колено, обеими руками сжимая узду, останавливая бег коня.

4-5. Вторая группа. Водничий пытается осадить коня, конь в ярости.
К сожалению, я делал все снимки в одно время суток и сделать фото этой группы в профиль, против солнца, мне не удалось.

6-10. Третья группа. Животное покорно человеку, на копытах видны подковы, вместо седла, похоже, шкура символа "Единой России")

11-13. Четвертая группа. Конь одолевает водничего.

За всё время статуи снимались дважды, во время Великой Отечественной войны кони были закопаны в землю во дворе Аничкова дворца, и во время недавней реставрации перед трехсотлетием Санкт-Петербурга.

Аничков мост через реку Фонтанка, безусловно, является украшением Санкт-Петербурга. На нем располагаются четыре скульптурные композиции «Укротители коней», изображающие противоборство человека и коня, который изо всех сил стремится вырваться на волю. Автором этих скульптур является барон Петр Карлович Клодт, который в середине XIX века снискал себе славу величайшего «лошадиного» мастера.

Пётр Клодт происходил из небогатой, но весьма аристократической балтийской немецкой семьи, состоявшей из доблестных воинов. Его прапрадед был одним из известных деятелей в истории Северной Войны, который честно служил Швеции в чине генерал-майора. Отец Петра был генералом, показавшим себя на полях сражений в Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца. Юные годы будущего скульптора прошли в Омске, где служил его отец. Именно здесь, в тихом городе, отдалённом от шумного и блестящего Петербурга с его соблазнами и пороками, Клодт увлекся рисованием и лепкой, оживляя в своих работах образы лошадей, которые у него особенно реалистично получались.

Петр Карлович Клодт
(1805-1867)

После обучения в войсковом казачьем училище Клодт вернулся в Петербург. В тот момент ему было 17 лет. Он без проблем поступил в артиллерийское училище, но свободные часы с вдохновением отдавал любимому хобби. При малейшей возможности Клодт брался за карандаш и рисовал фигуры лошадей, одновременно с этим углубленно изучая повадки грациозных животных.

После окончания училища Клодт получил действительный чин подпоручика и даже некоторое время прослужил в учебной артиллерийской бригаде, однако уже в 1828 году ушёл с военной службы, решив отныне заниматься только скульптурой. Двумя годами позже, не прекращая заниматься самообразованием, он поступил в Академию художеств в качестве вольнослушателя. Его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос, а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский. Он состоял при мастерской известного литейщика Екимова, который руководил отливкой самых знаменательных памятников начала XIX века. Именно Екимов посвятил ученика в секреты своего дела.

Скоро Клодту поручили выполнить большой правительственный заказ совместно с такими опытными скульпторами как С. Пименов и В. Демут-Малиновский. Так появилась на аттике арки Нарвских триумфальных ворот несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта встают на дыбы, но при этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство царя Николая I. Известна легенда о том, что Николай I произнес фразу: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

Старая почтовая карточка начала ХХ века

Следующее и, пожалуй, самое известное творение Клодта, над которым он трудился около 20 лет — это, конечно, скульптуры укротителей коней на Аничковом мосту. Заказ был получен в 1832 году. Знаменитые «Укротители коней» сначала должны были располагаться совсем не там, где их можно увидеть сегодня. Скульптурами планировалось украсить пристани Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Место, и сам проект одобрил лично Николай I. Когда все уже было готово для отливки, Клодт решил, что негоже укрощать коней рядом с водой и кораблями. Он стал искать место и довольно быстро его выбор пал на Аничков мост, который и так нуждался в реконструкции и был достаточно невзрачен. Скульптор намекнул о своей идее, и император его поддержал.

На Невском закипела перестройка Аничкова моста. Архитекторы, путейцы, строители — весь Петербург работал на коней Клодта. Вскоре были отлиты две группы «Укротителей». И к первой и ко второй бронзовым группам Клодт сделал их копии в гипсе, тонировав под бронзу. Царю не терпелось поскорее открыть новый Аничков, поставив скульптуры на все четыре угла моста.

Аничков мост в Санкт-Петербурге в середине XIX века

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года. То, что увидел Петербург, восхитило всех. «Толпами собираются люди у нового Аничкова моста, — писали газеты. — Жизнь коня и человека на Аничковом представляет новый мир в искусстве. Подобно возничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую». После установки двух первых конных групп на Аничковом мосту их повторные бронзовые отливы отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, который был от скульптур без ума. Николай I подарил их прямо «с моста», и они отправились в Берлин украшать главные ворота Королевского дворца. Их установили на террасе перед порталом Королевского дворца со стороны Люстгартена. Сейчас они отреставрированы и находятся в Кляйст-парке перед зданием суда. Будут ли они возвращены на прежнее место, когда восстановят королевский дворец — неизвестно.

Терраса Королевского дворца в Берлине в середине XIX века

Король Пруссии в качестве ответного подарка заказал видному немецкому скульптору Х.Д.Рауху изготовление копий двух статуй Победы, созданных этим ваятелем и установленных в парке Эрцгерцогского дворца в Шарлоттенбурге в 1839 году и в Берлине на Белле-Аллианс Плаце в 1843 году. Две парные статуи аллегорических крылатых фигур были отлиты к ноябрю 1844 году в Лаухаммере и отправлены в Петербург, чтобы быть установленными на колоннах Славы, выполненных по проекту архитектора Карла Росси из серого гранита. Высота каждой колонны составляет 12 метров, из которых 2,5 метра занимают две крылатые фигуры богини Славы, венчающие эти колонны. Находится эта композиция в начале Конногвардейского бульвара, возникшего на месте Адмиралтейского канала, когда-то соединявшего Адмиралтейство с Новой Голландией.

Между тем, Клодту пришлось ехать с подарком в Берлин. По доставлении в Берлин, подаренных Государем Императором Его Величеству королю Прусскому двух конных групп, Клодт был пожалован от Его Королевского Величества орденом Красного Орла III степени 14 августа 1842 года. Известно, что находясь в Германии, Клодт ужасно тосковал по родине. Впрочем, «страдания» Клодта были вознаграждены: Фридрих Вильгельм IV, помимо ордена, пожаловал ему еще и бриллиантовую табакерку.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

В 1844 году вновь отлитые кони установили на мосту, а через 2 года их Николай I опять подарил теперь монарху Королевства Обеих Сицилий Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. Король Фердинанд II Бурбон, увидев коней Клодта пришел в полный восторг. Петр Клодт был награжден Неаполитанским орденом, а местные газеты вышли с заголовками: «В Неаполе находится нынче три чуда: тело Спасителя, снятое с креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя с Креста» - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта». До сих пор скульптуры находятся у въездных ворот в Королевский дворец Неаполя — Палаццо Реале, где сейчас располагается Национальная библиотека.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

Следующие скульптурные группы коней, отлитые в очередной раз Клодтом, были установлены у павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа, построенном Николаем I для своей жены императрицы Александры. Но во время Великой Отечественной войны они безвозвратно исчезли.

Павильон Бельведер в Петергофе. До военная фотография

Кони авторской отливки Клодта стали также украшением дворцово-паркового ансамбля князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне, установленные на высоких постаментах перед фасадом дворца, обращенного к пруду.Территория была подарена графу, а позднее князю Алексею Федоровичу Орлову императором Николаем I в 1834 году за заслуги в подавлении декабрьского бунта 1825 года. Во время войны и оккупации германскими войсками скульптуры из Орловского парка тоже были похищены немцами. А сама усадьба сильно пострадала во время боевых действий Великой Отечественной войны, уцелели лишь башня с колодцем.

В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке в очередной раз отлитые Клодтом кони были установлены у Конного Двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней.

Конный двор в усадьбе Кузьминки. До военная фотография

Усадьба Кузьминки известна с XVIII века. Ее владельцами были бароны Строгановы и князья Голицыны. В XIX веке Кузьминки считались одним из красивейших мест в окрестностях Москвы. Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в первой четверти XIX века при Сергее Михайловиче Голицыне. При нем усадьбу называли московским Павловском. Образцовое хозяйство, продуманная планировка, прекрасные архитектурные сооружения, живописные парки с прудами, островами, мостиками привлекали в усадьбу множество гостей.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

В 1846 году Петр Клодт решил не делать больше копий коней и продолжил начатую тему «Покорение коня человеком». В 1850 году две новые группы были установлены в восточной части моста, и замысел скульптора был полностью воплощен в четырех скульптурных группах.

Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет всемирную известность и его изображение можно видеть не только на фотографиях, но и во многих произведениях живописи. Композиция барона П. Клодта «Укрощение коня» стала одним из символов Санкт-Петербурга.