УМК «Изобразительное искусство. Умк школа россии изо Перечень используемого оборудования

Использование УМК по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС. Дается обзор учебников по ФГОС для начальной и средней школы разных издательств "Просвещение", "Дрофа", и другая дополнительная литература, которая поможет учителям в работе и легко ориентироваться в учебных линиях "Школа России", "Перспектива", "Ритм".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование УМК по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС.

Мне хочется представить учебники по изобразительному искусству, утвержденные Федеральным перечнем учебников на 2014-2015 учебный год. Издательство «Просвещение» выпустило две линии УМК по изобразительному искусству:

1. линия УМК «Перспектива» разработана авторским коллективом, состоящем из педагогов и профессиональных художников разных регионов России, под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.Я. Шпикаловой.

Основной задачей учебно-методического комплекта «Изобразительное искусство» является познание единых источников отечественной культуры и искусства, формирование у школьников нравственно - эстетических идеалов и развитие навыков самостоятельной художественно - творческой деятельности.

Учебно-методический комплект «Изобразительное искусство» для начальной школы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. УМК состоит из:

  • Рабочей программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой. 1-4 классы/ под. ред. Т.Я. Шпикаловой.
  • Учебников, которые знакомят учащихся 1-4 классов с основами изобразительной грамоты и приемами художественного творчества живописцев, графиков, скульпторов, зодчих и народных мастеров различных регионов России, выявляя нравственно- эстетические идеалы отечественного искусства. Учебники включают также сведения об искусстве народов стран Западной Европы и Востока.
  • Рабочих тетрадей, которые содержат творческие упражнения и задания, позволяющие закрепить и развивать практические умения при создании художественных композиций из разных материалов по мотивам того или иного художественного образа в соответствии со стилистическими особенностями разных регионов России, а также ориентируют на создание собственного художественного образа в композициях различных жанров.
  • Методические рекомендации представляют собой поурочные разработки, которые содержат рекомендации к каждому уроку. В них определяются цели и задачи урока. Особое внимание уделяется проблемам изучения нового материала, организации восприятия произведений искусства и их обсуждение в классе. Пособие включает также тематическое планирование и справочные материалы.

Для изучения изобразительного искусства в основной школе имеется продолжение линии начальных классов также под редакцией Т.Я. Шпикаловой. Линия УМК сохраняет преемственность с начальной школой и рассматривает искусство как единое целое двух типов культур – народной и профессиональной в их взаимодействии друг с другом. Линия ориентирована на тесную интеграцию с другими базовыми курсами гуманитарных дисциплин. Она нацеливает учащихся основной школы на освоение образного языка пластических искусств в разных видах художественно - творческой деятельности, направленной на создание художественного образа в различных материалах и техниках.

Учебно-методический комплект «Изобразительное искусство» для основной школы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и состоит из:

  • Рабочей программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой. 5-8 классы/ под. ред. Т.Я. Шпикаловой.
  • Учебников, которые включают разделы и темы в соответствии с содержанием рабочей программы. Задания даны с указанием выразительных средств, техники, материалов. Этапы выполнения заданий прописаны в виде советов мастера, которые приводятся в конце каждой темы урока. Учебники содержат наглядные материалы в виде композиционных схем пейзажей, натюрмортов, художественных приемов, также тренировочные упражнения на экспериментирование с красками или природными материалами. В учебники включены задания, ориентирующие учащихся на использование поисковых систем Интернета.
  • Поурочные разработки к урокам раскрывают особенности структуры, содержание и методическое обеспечение учебников, в них разработаны планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения курса, календарно – тематическое планирование и методические рекомендации к каждому уроку. Методическое пособие включает также необходимые справочные материалы по вопросам истории и теории изобразительного, народного и декоративно – прикладного искусства и перечень рекомендуемой литературы.

Основные особенности линии:

  • в интегрированной модели задействованы разные виды пластических искусств, используются высокий уровень межпредметных связей, игровые формы заданий, разнообразные типы художественных задач, обращение к экспериментальной, проектной, исследовательской деятельности с привлечением компьютера;
  • актуализировано внимание к национальным особенностям искусства народов России и Западной Европы, а также развитие у учащихся осознанной необходимости проявления своей художественно - эстетической позиции и художественно – творческих способностей в повседневной жизни;
  • широко использованы технологические карты, наглядные таблицы, композиционные схемы;
  • проявляются преемственные связи в образной специфике современного искусства и произведениях далекого прошлого, формируется готовность к межкультурному взаимодействию и толерантность;
  • развивается эмоционально – психологическая и коммуникативная культура подростков и их духовно – эстетические ценностные ориентации в искусстве и жизни.

2. Линия УМК под редакцией Б.М. Неменского программной линии «Школа России».

Отличительная особенность учебников для 1-4 классов этой линии состоит в формировании разносторонней художественной культуры учащихся и раскрытии полноценной творческой личности в каждом ребенке.

По всем темам дается система творческих заданий и вопросов для развития художественно – образного мышления, наблюдательности и воображения.

Учебно-методический комплект «Изобразительное искусство» для начальной школы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, УМК включает:

  • Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского.1-4 классы.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Художественно – эстетическое развитие учащихся рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в тоже время как способ самопознания и самоиндефикации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Главная цель программы направленна на развитие эмоционально – нравственного потенциала ребенка, его приобщение к художественной культуре. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

  • Учебники этой линии – новый шаг в познании искусства, когда год за годом, урок за уроком идет укрепление и развитие личных связей ученика со всем миром художественно - эмоциональной культуры.
  • Например. Тема в 1 классе – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с разными видами художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся наблюдать за окружающей действительностью с позиции художника, а также знакомятся с первичными основами изобразительного языка.
  • Тема 2 класса – «Искусство и мы». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе – злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
  • Тема 3 класса – «Искусство вокруг нас» Показано присутствие пространственно – визуальных искусств в окружающей нас деятельности. Объясняется, каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике – везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
  • Тема 4 класса – «Каждый народ – художник». Дети узнают, почему у разных народов по- разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, чем отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и её традиции.
  • В помощь изучению этой линии имеются рабочие тетради , которые способствуют развитию художественного воспитания, образного мышления и фантазии у школьников, помогают сформировать художественно – творческие способности, умения и навыки работы различными художественными материалами в разных техниках.
  • Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы./под ред. Б.М. Неменского., издательство «Просвещение»
  • Поурочные разработки содержат подробные рекомендации для учителей по преподаванию уроков по всем темам начальной школы, по развитию творческого мышления, воображения и фантазии, а также практических художественно – творческих умений и навыков детей. Книга включает также словарь терминов и рекомендации по использованию музыки на уроках изобразительного искусства.
  • Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской / сост. Л.В. Шампарова. – Волгоград: Учитель. (развернутые конспекты учебных занятий содержат педагогические средства и приемы, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дается характеристика всех видов продуктивной, творческой, регулятивной, познавательной деятельности учащихся, современные формы развития личностной сферы и художественно – эстетического образования.
  • Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Б.М. Неменского/ авт.- сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель,2014. + компакт CD (представлены рабочая программа, технологические карты с подробными сценариями уроков и презентациями,обеспечивающие высокую эффективность, ИКТ – компетентность образовательного процесса, позволяющие учителю содержательно и объемно подготовиться к уроку, творчески и рационально организовать и использовать учебное время, заинтересовать учащихся и способствовать формированию у них предметных умений и УУД.

Линия УМК для основной школы создана под руководством народного художника России Б.М. Неменского по курсу «Изобразительное искусство» 5-8 классы и доработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Основная идея комплекта – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений выбранных поколений.

  • Учебники помогут сохранить, что очень важно, целостность и системность в приобщении детей к духовному содержанию искусства. Обучение происходит в единстве восприятия красоты мира и произведений искусства, а также практической художественно - творческой деятельности детей. Учебники для основной школы посвящены более глубокому изучению отдельных видов изобразительного искусства. Каждый учебник имеет четыре раздела в соответствии с четвертями учебного года. Основная структура учебника – тема раскрывается на развороте, который включат образный текст, а также выразительный зрительный ряд, построенный с учетом особенностей восприятия ребенка. В каждом учебнике – система развивающих практических творческих заданий, которые помогут овладевать образным языком искусства, умением создавать произведения в разных видах и жанрах искусства, в различных материалах и техниках.
  • Учебник для 5 класса посвящен изучению древних корней русского народного искусства, традиционных художественных промыслов, современного декоративного искусства, а также роли декоративного искусства в жизни общества. Выпущен с DVD диском.
  • Учебник для 6 класса посвящен станковому изобразительному искусству. Учащиеся познакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, рассматривает различные виды и жанры изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж).
  • Учебник для 7 класса знакомит с дизайном и архитектурой как конструктивными искусствами в ряду пластических искусств, а также с социальным значением и художественным языком этих искусств.
  • Учебник для 8 класса посвящен изобразительному искусству в театре, кино, на телевидении.
  • Рабочая тетрадь способствует развитию художественного восприятия, образного мышления и фантазии, учит творчески работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства, используя выразительные возможности различных художественных материалов и техник. (для 5 класса уже выпущена, остальные классы готовятся к изданию)
  • В поурочных разработках особое внимание уделено развитию УУД средствами изобразительного искусства, достижению личностных и метапредметных результатов на уроках, проектной деятельности учащихся. Для учителя даются рекомендации, как работать с учебным комплектом, как правильно выстроить структуру уроков искусства. (для 5 класса уже выпущены поурочные разработки, к 6 классу готовятся к изданию.)

Основные особенности линии: у чебные издания этой линии не только дают разносторонние знания и умения работы в искусстве, но и помогают раскрыть творческую личность в каждом ребенке, формируют разностороннюю художественную культуру, умения видеть прекрасное в жизни и в искусстве; учебники предлагают материалы и для более глубокого изучения отдельных видов изобразительного искусства.

Еще существуют другие линии по изобразительному искусству выпускаемые другими издательствами и соответствующими Федеральному перечню на 2014-2015 учебный год:

Линия «Начальная школа XXI века» издательство «ВЕНТАНА – ГРАФ».

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. 1кл.

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. 2кл.

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. 3 кл.

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. 4кл.

Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г. Изобразительное искусств.5кл

Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство. 6кл.

Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство.7кл.

Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство. 8кл.

Линия УМК «Гармония» издательство «Ассоциация XXI века».

Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство.1кл.

Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство. 2кл.

Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство. 3кл.

Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство. 4кл.

Линия УМК «РИТМ» (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление.) издательство «Дрофа».

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1кл.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 2кл

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство.3кл

Кузин В.С. Изобразительное искусство.4кл

Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство.5кл

Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. 6кл

Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. 7кл.

Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. 8кл

Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство9кл.

Линия « Школа 2100» издательство «Баласс».

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. 1кл.

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. 2кл.

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. 3 кл.

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. 4 кл.

Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство. 5кл.

Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство. 6 кл.

Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство. 7кл.

Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство. 8 кл.

В помощь к учителю вышли дополнительные пособия:

  • Серия «Стандарты второго поколения»

Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2012. – 176с.

  • Серия «Работаем по новым стандартам»
  • Кашекова И.Э., Олесина Е. П. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы/ под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение. – 128с:ил.

/в пособии представлены задания, как базового уровня, так и повышенного уровня сложности. Они ориентированы на проверку освоения отдельных знаний по предмету. Такие пособия есть по музыке и искусству./

  • Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. – М.: Просвещение. – 80с.

/в сборнике приведена примерная программа по художественному творчеству во внеурочной деятельности/

  • Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. и др. Художественное творчество. Народный календарь. 1 класс/под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Просвещение. – 96с. (готовится к печати)

/Ребята знакомятся с народными мастерами различных регионов России, материал распределен по занятиям с творческими упражнениями и заданиями./

  • Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. и др. Художественное творчество. Внеурочная деятельность. Художественный труд. Методические рекомендации. 1-4 классы/ под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Просвещение. – 240с. (готовится к печати)
  • Серия «Библиотека учителя»
  • Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение. – 255с.

/книга адресована учителям, работающим по любым школьным программам, методикам и всем кому небезразлична судьба искусства и художественной педагогики./

  • Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение. – 176с.

/Книга знакомит с основными категориями художественной педагогики и психологии, особенностями художественного развития учащихся разного возраста, а также предлагает современные методики проведения урока изобразительного искусства/

  • Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. – М.: Просвещение. – 240с.

/Автор рассматривает искусство как незаменимый способ познания и освоения деятельности, развития человеческой личности и формирования современного общества, а также раскрывает современные основы художественной педагогики, наиболее эффективные пути развития у ребенка художественного мышления и творческих способностей, требования к современному учителю изобразительного искусства./

  • Программа дополнительного художественного образования детей / под ред. Н.И. Кучер, Е.П. Кабкова – М.: Просвещение. – 240с.

/Программа рассчитана на работу с детьми 6-17лет для учреждений дополнительного образования по изобразительному искусству, музыке, театру, кино, художественному движению./

  • Программа дополнительного художественного образования детей в каникулярное время / под ред. Е.П. Кабкова – М.: Просвещение. – 208с.

/Программа дополнительного образования для занятий с детьми в каникулярное время в оздоровительных лагерях и лагерях отдыха по тем же направлениям что в предыдущей книге./

  • Ермолинская Е.А. , Коротеева Е.И. Программа дополнительного художественного образования детей. Методическое пособие. / под ред. Е.П. Кабкова – М.: Просвещение. – 176с.

/пособие содержит педагогические технологии и рекомендации по развитию художественно - творческих способностей детей в области изобразительного искусства, музыки, театра, кино./

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель изобразительного искусства Пенькова С.В. МБОУ СОШ №18 Использование УМК по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС

Издательство «Просвещение» /изобразительное искусство/ УМК «Перспектива» разработан авторским коллективом, состоящий из педагогов и профессиональных художников разных регионов России, под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.Я. Шпикаловой.

Основная задача учебно-методического комплекта «Изобразительное искусство» познание единых источников отечественной культуры и искусства формирование у школьников нравственно - эстетических идеалов развитие навыков самостоятельной художественно - творческой деятельности.

«Изобразительное искусство» начальная школа под редакцией Т.Я. Шпикаловой Рабочей программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой. 1-4 классы/ под. ред. Т.Я. Шпикаловой. Учебники. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. 1 - 4классы.

«Изобразительное искусство» начальная школа под редакцией Т.Я. Шпикаловой Рабочие тетради. Шпикалова Т.Я, Ершова Л.В. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 - 4 классы. Методические рекомендации. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы.

«Изобразительное искусство» основная школа под редакцией Т.Я. Шпикаловой Рабочей программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой. 5-8 классы/ под. ред. Т.Я. Шпикаловой. Учебники. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. 5-8 классы.

«Изобразительное искусство» основная школа под редакцией Т.Я. Шпикаловой Методические рекомендации. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5-8 классы

Основные особенности линии «Перспектива» в интегрированной модели задействованы разные виды пластических искусств, используются высокий уровень межпредметных связей, игровые формы заданий; актуализировано внимание к национальным особенностям искусства народов России и Западной Европы; широко использованы технологические карты, наглядные таблицы, композиционные схемы; проявляются преемственные связи в образной специфике современного искусства и произведениях далекого прошлого; развивается эмоционально – психологическая и коммуникативная культура подростков и их духовно – эстетические ценностные ориентации в искусстве и жизни.

Издательство «Просвещение» /изобразительное искусство/ УМК под редакцией Б.М. Неменского программной линии «Школа России» Отличительная особенность учебников этой линии состоит в формировании разносторонней художественной культуры учащихся и раскрытии полноценной творческой личности в каждом ребенке.

«Изобразительное искусство» начальная школа под редакцией Б.М. Неменского Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского.1-4 классы. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

«Изобразительное искусство» начальная школа под редакцией Б.М. Неменского Учебники. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.1 класс. Коротеева Е.Н. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс

«Изобразительное искусство» начальная школа под редакцией Б.М. Неменского Рабочие тетради. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 – 4 классы. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы./под ред. Б.М. Неменского

«Изобразительное искусство» основная школа под редакцией Б.М. Неменского Учебники. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека\ 5 класс. Неменская Л.А.. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс.

«Изобразительное искусство» основная школа под редакцией Б.М. Неменского Рабочие тетради. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5-8классы. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5-9 классы./под ред. Б.М. Неменского

Основные особенности линии: «Школа России» у чебные издания этой линии не только дают разносторонние знания и умения работы в искусстве, но и помогают раскрыть творческую личность в каждом ребенке, формируют разностороннюю художественную культуру, умения видеть прекрасное в жизни и в искусстве; учебники предлагают материалы и для более глубокого изучения отдельных видов изобразительного искусства.

«Начальная школа XXI века» издательство «ВЕНТАНА – ГРАФ»

«Гармония» издательство «Ассоциация XXI века».

Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2012. – 176с. Серия «Стандарты второго поколения»

Кашекова И.Э., Олесина Е. П. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы/ под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение. – 128с:ил. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. – М.: Просвещение. – 80с. Серия «Работаем по новым стандартам»

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. и др. Художественное творчество. Народный календарь. 1 класс/под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Просвещение. – 96с. (готовится к печати) Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. и др. Художественное творчество. Внеурочная деятельность. Художественный труд. Методические рекомендации. 1-4 классы/ под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Просвещение. – 240с. (готовится к печати) Серия «Работаем по новым стандартам »

Серия «Библиотека учителя» Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение. – 255с. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение. – 176с. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. – М.: Просвещение. – 240с.

Серия «Библиотека учителя» Программа дополнительного художественного образования детей / под ред. Н.И. Кучер, Е.П. Кабкова – М.: Просвещение. – 240с. Программа дополнительного художественного образования детей в каникулярное время / под ред. Е.П. Кабкова – М.: Просвещение. – 208с. Ермолинская Е.А. , Коротеева Е.И. Программа дополнительного художественного образования детей. Методическое пособие. / под ред. Е.П. Кабкова – М.: Просвещение. – 176с.

Художник – это только часть художественной культуры народа. Вторая, не менее существенная – ЗРИТЕЛЬ… Художником, поэтом станет только один из тысячи. Зрителем должен стать каждый. Б.М. Неменский

Спасибо за внимание



ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Учебники «Изобразительное искусство» вышли под редакцией А.А. Мелик-Пашаева, д.психол.н., члена Союза художников России, лауреата премии Правительства РФ в области образования, главного редактора журнала «Искусство в школе», и С.Г. Яковлевой, к.п.н., директора Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова.

Одно из достоинств подхода С.Г. Ашиковой, которое можно с уверенностью отметить уже сейчас, до широкого внедрения учебника, - это внимание и скрупулезная работа с конкретными художественными материалами: не только техника, приемы работы с ними, но и воспитание того, что можно назвать «чувством материала», понимания его особых свойств, того, что тот или иной мат ериал может и хочет воплощать, чувства органической связи художественного замысла и средств его воплощения. Ведь без этого не бывает художественного произведения. Ни в изобразительном, ни в каком бы то ни было другом искусстве.

А.А. Мелик-Пашаев

Все дети любят рисовать. Порой они берутся за карандаш или кисть раньше, чем начинают говорить… А потом вдруг наступает момент, когда они говорят: «Я не умею рисовать». Происходит это, как правило, когда ребенок идет в школу. И связано это с тем, что его начинают учить рисовать. Часто при этом на задний план уходят фантазия, свобода творчества. И рисовать ребенок уже не хочет. А фраза о неумении - защита от «правильных» установок и требований.

Нужно дать ребенку новые знания, новые впечатления и даже новые материалы и инструменты, чтобы его видение мира смогло точнее и выразительнее воплотиться в художественных образах. Надо показать ему пути, которыми он будет двигаться, выражая себя, свои чувства и впечатления.

И современному миру, и ближайшему будущему нужны люди, которые смогут мыслить и работать на стыке искусства и технологии. Такие люди отличаются особой наблюдательностью и внимательностью, воображением и фантазией, способностью выражать свои мысли в словах, образах или схемах.

С.Г. Ашикова

Курс «Изобразительное искусство» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе методологических подходов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

В основу курса положена идея реализации единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения , что позволяет педагогу способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

В УМК «Изобразительное искусство» входят учебники «Изобразительное искусство» для 1, 2, 3, 4 классов (авт. С.Г. Ашикова ) с электронными приложениями, альбомы по изобразительному искусству для 1, 2, 3, 4 классов, методические пособия для учителя.

УЧЕБНИКИ КУРСА

Содержание учебников направлено на развитие воображения, наблюдательности, творческого потенциала ребенка, формирование у него художественного взгляда на окружающий мир. Учащиеся знакомятся с начальными понятиями изобразительного искусства, творчеством лучших русских и зарубежных художников.
Большое внимание в учебниках уделено приобретению школьниками первоначальных навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности, пробуждению интереса к рисованию.

Структура учебников

Учебный материал во всех книгах представлен следующими тематическими разделами, повторяющимися в каждом классе:
. «Природа - главный художник»;
. «Мир цвета»;
. «Искусство в человеке»;
. «Человек в искусстве».

На каждом новом этапе обучения в течение четырех лет учащиеся постепенно овладевают элементарной художественной грамотностью на материале сквозных тем. Такой подход позволяет учителю подвести детей в конце каждого раздела к обобщению предметных и метапредметных результатов в виде выполнения ими коллективной или проектной работы.

Отличительной особенностью подачи материала в учебниках является функциональное распределение страниц. Каждый разворот посвящен одному уроку.

Левая страница разворота - «Впечатление» . Здесь подобраны фотографии, репродукции картин, соответствующие определенной тематике. Они служат основой для наблюдения, обсуждения. Наглядный материал сопровождается пояснительным текстом. Работа с этой частью разворота помогает учителю настроить учащихся эмоционально, эстетически и нравственно, подготавливает ребенка к созданию своего художественного образа.

Правая страница разворота - «Выражение» . Это страница практического творчества. На ней показаны художественные приемы, порядок и этапы работы - все, что поможет выразить увиденное в рисунках. На этой же странице рисунок в круглой рамочке подскажет ребенку, какие инструменты и материалы ему понадобятся для работы. Обычно последние рисунок или два на этой странице созданы детьми; важно, чтобы учитель и дети понимали, что это лишь вариант из множества возможных способов воплощения замысла. Поэтому можно и нужно найти свое решение, свой вариант - в искусстве нельзя ничего повторять, даже самого себя.

В рубрике «Азбука рисования» представлен широкий спектр художественных материалов, показаны основные техники работы с ними.
Наглядная информация о способах изображения в рисунке, живописи и композиции помогает учащимся в реализации собственного замысла.
Такое структурирование содержания и наглядно-практический характер иллюстративного материала позволяют учебнику выполнять функцию своего рода самоучителя.

Рубрика «В мастерской художника» дополняет содержательный и иллюстративный материал о творчестве художников, помогает детям расширить знания о жанрах, которые предпочитал тот или иной живописец, особенностях его творчества, познакомиться со стилем художника. Здесь учащиеся увидят портрет художника, репродукции его картин, смогут прочесть краткую биографию мастера, составить свое мнение о его творчестве.

Проблему удаленности от культурных центров можно отчасти преодолеть благодаря рубрике «Знакомство с музеем». Содержательный, но компактный текст и богатые иллюстрации передают атмосферу музеев городов России. Ссылки на официальные сайты расширяют пространство и дают возможность получить более полное представление об экспонатах интересующего музея.


Каждый раздел завершается небольшим блоком заданий «Проверь себя». Предлагаемые задания и вопросы могут выполняться как индивидуально, так и в паре, группе, на одном или нескольких уроках или дома. Это позволит привести каждого ребенка к достижению планируемых результатов по данной предметной области.

В конце каждого учебника есть справочные страницы: словарь и справочник юного художника. Этот материал позволяет ребенку не только учиться работать с информацией, но и пополнять его понятийный аппарат.

Система знаков

Уроки изобразительного искусства можно строить не только на произведениях изобразительного искусства, но и обращаясь непосредственно к музыке, поэзии, художественной прозе (знаки «Живопись и музыка», «Советуем прочитать»). Привлечение исторического и научного материала (знак «Эксперимент, опыт» ) усилит межпредметные связи; обращение к дополнительной информации поможет ребенку научиться ориентироваться в информационном пространстве (знак «Поиск информации»). В учебниках предлагаются уроки, которые проводятся за компьютером в простом графическом редакторе PAINT (знак «Рисуем в программе Paint»). Задания, направленные на социализацию школьников, развитие их умения сотрудничать со сверстниками, отмечены знаками «Работа в паре», «Работа в группе», «Задания для девочек», «Задания для мальчиков». Работа в альбоме .

Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Содержание учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

АЛЬБОМЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Альбом заданий и упражнений по изобразительному искусству , содержит задания различной сложности: ребенок сначала тренируется на базовом задании (левая сторона странички), а затем выполняет более сложное задание на правой стороне страницы. При выполнении базовых упражнений ребенок научится управлять пальцами руки, которая держит карандаш, контролировать глазами качество выполнения рисунка и сопоставлять свою работу с образцом в альбоме; благодаря заданию повышенной сложности получит возможность приобрести дополнительные навыки и знания в данной теме.

Содержание альбома заданий и упражнений , направлено на развитие воображения, наблюдательности, творческого потенциала ребенка, формирование у него художественного взгляда на окружающий мир и расширение кругозора в области изобразительного искусства. Учащиеся приобретают первоначальные навыки рисования, работают в разных графических техниках и с различными материалами.

Альбом художественных задач , расширяет и углубляет материал учебника. Учащиеся продолжают изучение графического языка и основ живописи, работают в разных техниках и с различными материалами.

Основная задача альбома художественных задач , - помочь детям видеть и любить окружающий их мир и его краски. Альбом необычен тем, что в нем содержится еще одна книжка, уникальное наглядное пособие по изобразительному искусству - Цветовой атлас. Атлас-вкладку можно вынуть и использовать отдельно как иллюстративное учебное пособие.

Альбомы по изобразительному искусству позволят детям познакомиться с широким спектром художественных материалов, их особенностями, свойствами и способами применения в изобразительном искусстве; помогут лучше понимать произведения искусства и воспринимать их выразительность; научат рисовать на тонированной бумаге, чтобы разнообразить художественные подходы и приблизить к профессиональной, грамотной работе художника; познакомят ближе с понятием «цветной круг» (разные виды цветовых кругов даны на обложках альбомов), в котором заключены законы цветовых сочетаний и гармоний.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОПИСИ

Тренировочные упражнения художественных прописей помогут детям отработать различные приемы рисования, овладеть первоначальной художественной грамотой. Они направлены на закрепление навыков владения графитным карандашом при рисовании точек, линий, штрихов, тонировке фона, создании эскизов, развивают не только мелкую моторику рук, но и глазомер, формируют навык последовательных действий, координируют действия руки и глаза. Думающая рука - так кратко можно обобщить цели и задачи данного издания.

Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, работающих по С.Г. Ашиковой. В них дана характеристика курса «Изобразительное искусство», разработанного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, раскрыта концепция программы, обозначены содержательные линии курса, объяснена структура учебника. В пособиях также предложены варианты поурочно-тематического планирования, рассмотрены приемы и методы организации продуктивной творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства по формированию универсальных учебных действий и достижению планируемых предметных результатов. Предлагаются фрагменты уроков с комментарием автора учебника. Подробно рассмотрена работа с материалами альбомов по изобразительному искусству.

/

Линия учебно-методических комплексов (УМК) под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы

УМК «Изобразительное искусство». 5 класс.
УМК «Изобразительное искусство». 6 класс.
УМК «Изобразительное искусство». 7 класс.
УМК «Изобразительное искусство». 8 класс.

Линия УМК предназначена для изучения изобразительного искусства на общеобразовательном уровне в 5–8 классах.
Линия УМК создана под руководством народного художника России академика Российской академии образования и Российской академии художеств Бориса Неменского по курсу «Изобразительное искусство. 5-8 классы» и доработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Состав УМК:

  • рабочие программы
  • учебник
  • рабочая тетрадь (5 класс)
  • поурочные разработки

Учебные пособия в основной школе посвящены более глубокому изучению отдельных видов искусств.

Основная идея комплекса – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Учебники помогут сохранить целостность и системность в приобщении детей к духовному содержанию искусства. Обучение происходит в единстве восприятия красоты мира и произведений искусства, а также практической художественно-творческой деятельности детей.

Каждый учебник включает четыре раздела в соответствии с четвертями учебного года. Внутри разделов – главы (темы уроков). Основная структурная единица учебника – разворот, который включает образный текст и выразительный зрительный ряд, построенный с учетом особенностей восприятия ребенка. В каждом учебнике – система развивающих творческих заданий, которые помогут овладеть образным языком изобразительного искусства, самыми разными художественными материалами и техниками.

Основные особенности линии:

  • учебные издания этой линии не только дают знания, умения и навыки работы в искусстве, но и помогают раскрыть творческую личность в каждом ребёнке, формируют разностороннюю художественную культуру, умение видеть прекрасное в жизни и в искусстве
  • учебники посвящены более глубокому изучению отдельных видов искусства(декоративно-прикладного, станкового искусства, дизайна и архитектуры, изобразительного искусства в театре, кино, на телевидении).

Рабочая программа составлена на основе примерной программы Изобразительное искусство в 5–9 классах под ред. Б. М. Неменского в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека - 5 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса

Пояснительная записка

Программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 279 – ФЗ от 29.12.2012г., на основании Устава МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г. Доможакова», ООП МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г. Доможакова», учебного плана МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г. Доможакова».

Рабочая программа составлена на основе примерной программы Изобразительное искусство в 5–9 классах под ред. Б. М. Неменского в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 191 с.

Тематическое планирование в 5 классе рассчитано на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 35 часов в год.

Основная цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы в процессе личностного художественного творчества.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

Формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

Формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Описание ценностных ориентиров

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

– декоративная и конструктивная работа;

– восприятие явлений действительности и произведений искусства;

– обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

– изучение художественного наследия;

– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

– прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки – творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки из учебника и коллекций классических произведений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной обр азовательной программы общего об разования Федерального государ ственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирова ние ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуник ативной компетентности в общени и и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и сред ства организации общения; развитие эстетического, эмоционально -ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памя ти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческо го воображения ;
  • развитие визу ально-пространственного мышления как формы эмо ционально -ценностного освоения мира, самовыражения и ориента ции в худож ественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение худ ожественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных цен ностей, во площенных в пространств енных формах (фольклорное художеств енное творчество разных народов, классические произведе ния оте чественного и зарубежного искусства, искусство современности );
  • воспи тание уважения к истории культуры своего Отечества, выра женной в архитектуре, изобразител ьном искусстве, в национальных об разах предметно-материальной и пространственной среды, в по нимании красоты человека;
  • прио бретение опыта создания худ ожественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразитель ных (живопись, графика, скульптур а), декоративно-прикладных, в архи тектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным обр азом в синтетичес ких искусствах (театр и кино);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

5 класс посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у обучающихся в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается обучающихся от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у обучающихся способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Название раздела, его содержание

Кол. часов

Древние корни народного искусства

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом и народно-праздничными обрядами

9 ч

Связь времен в народном искусстве

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели).

При знакомстве обучающихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия обучающихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы

7 ч

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать обучающихся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами и эмблемами Кемеровской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики

10 ч

Декоративное искусство в современном мире

Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла

9 ч

Итого

35 ч

Контроль за качеством знаний, умений и навыков осуществляется в виде устных опросов, творческих работ и тестовых заданий. Итоговый контроль в конце года проводится в форме контрольной работы, которая включает в себя тестовые задания и практическую работу.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В итоге освоения программы, обучающиеся должны знать:

Значение древних корней народного искусства;

Связь времён в народном искусстве;

Место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

Знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома);

Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

Представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Обучающиеся должны уметь:

Отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

Создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

Создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

Объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

Список основной литературы

1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. – 129 с.

2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. - 176 с.

3. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 191 с.

4. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.- сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 170 с.

5. Изобразительное искусство. 5 класс: Технологические карты уроков по учебнику Н.А. Горяевой/ авт.- сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.

Интернет-ресурсы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт: http://www.standart.edu.ru

2. Сетевое объединение методистов «СОМ» (один из проектов Федерации Интернет-образования): http://som.fio.ru

3. Портал «Все образование»: http://catalog.alledu.ru

4.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

5. http://www.orientmuseum.ru/art/roerich

6. http://www.artsait.ru

Календарно-тематическое планирование (ИЗО – 5 класс)

Тема урока

Дата провед.

Примечание

План.

Факт.

I четверть

Древние образы в народном искусстве

03.09

Убранство русской избы. Наличники

10.09

Фасад русской избы

17.09

Конструкция и декор предметов народного быта

24.09

Резные и расписные прялки

01.10

Внутренний мир русской избы

08.10

Русская народная вышивка

15.10

Народный праздничный костюм

22.10

Народные праздничные обряды

29.10

II четверть

Древние образы в современных народных игрушках

12.11

Дымковские игрушки

19.11

Искусство гжели

26.11

Городецкая роспись

03.12

Золотая хохлома

10.12

Жостово. Роспись по металлу

17.12

Щепа. Роспись по лубу и дереву

24.12

III четверть

Зачем людям украшения

14.01

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

21.01

Костюм в эпоху Древнего Египта

28.01

Греческая керамика

04.02

Страна восходящего солнца. Японский костюм

11.02

Значение цвета в костюме Древнего Китая

18.02

Жизнь общества в Западной Европе

25.02

Костюмы народов России

03.03

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

10.03

Декор – человек, общество, время

17.03

IV четверть

Современное выставочное искусство. Керамика

31.03

Художественное стекло. Художественная ковка

07.04

Декоративное панно из соленого теста

14.04

Витраж

21.04

Батик – искусство росписи ткани. Гобелен (ткацкие ковры)

28.04

Лоскутная аппликация, или коллаж

05.05

Декоративные игрушки из мочала. Декоративные куклы

12.05