Упражнение "розовый куст". Медитация «Розовый куст Использование направленной визуализации для активизации процесса игровой терапии

Интересно, как бы начать этот рассказ. Как-то я уже писала об интерпретации проективных методик. На данный момент можно рассмотреть очень живой материал. В нем представлены не только сама методика, но и некий рассказ клиента о том, что он делал. То есть вербальная проекция самого клиента.

На мой взгляд, это особенно интересно, так как все очень наглядно. Методика «Розовый куст». Вот рисунок.

И сказка, которая родилась у клиента в качестве добавления и рассказа об этом кусте.


Сказка про розовый куст.

Однажды на одной высокогорной равнине взошел побег розы, он очень обрадовался, что он растет в таком красивом месте –если он смотрел в одну сторону, то насколько хватало глаз, он видел голубое небо и сливающуюся с ним зелень травы и мхов.

Если он смотрел в обратную сторону, он видел возвышающиеся до самого горизонта вершины гор. Одно было не очень удобно на этом месте – дули сильные ветры, поэтому, что бы его ни сломали, куст начал расти вдоль земле – он расстилал свои ветви и цветы вдоль равнины, он покрывал собой мох и траву.

Так как он вырос почти на самом краю высокогорной равнины, то постепенно ветви его стали свисать вниз и украшали собой серые, безмолвные скалы. А куст розы радовался, что он так к месту пришелся здесь, что он может внести в эту картину свои краски.

Он радовался солнышку, которое грело его, он радовался дождику, который поливал его, он даже радовался ветру, который раскачивал его ветви вдоль скал, как будто качели. Ему очень нравилось там жить и расти. Правда иногда ему становилось скучно, хотелось бы с кем то разделить этот покой и умиротворение.

В далеке от обрыва стоял большой каменный замок, он был таким же серым, как скалы, таким же твердым и неприступным. Он хорошо защищал своих хозяев от непогоды. Там жило три человека: два мальчика и мужчина.

Постепенно ветви куста начали достигать их замка и они очень обрадовались новым краскам на их равнине. Они с удовольствием любовались красотой роз и вдыхали их запах, смешанный с запахом гор и мхов.

Мальчики никогда не обрывали его цветов, как будто понимали – что ему будет больно, они просто ложились рядом с ним и, вдыхая аромат роз, смотрели в небо, как облака меняют свои причудливые формы. Мужчина же приходил на обрыв и любовался как куст украсил и разнообразил ландшафт равнины и как ветви куста все ниже и ниже спускались со скал.

«Надо же!» - думал он, «Кто бы мог подумать, что такое прихотливое растение может жить в горах, где нет больше никакой растительности, кроме мхов и травы! Кто бы мог подумать, что дикий куст разрастется, стилясь по земле, чтобы ветры и сильные дожди не сломали его!»

Мужчина был благодарен и природе и кусту, за то что он появился в их жизни. Куст же, чувствуя любовь и поддержку этих мужчин стал смелее в своем росте. И вскоре весь их чудесный каменный дом, до самой крыши был обвит ветвями цветущими ветвями роз".

Интересная сказка и сам рисунок. Такой рисунок рассказал о некотором рождающемся благополучии, о некоем расширении сферы своего влияния и границ. Но, появились некоторые оговорки, с которыми клиент согласился. Мир, к которому стремится «роза».

К нему (этому Миру) существует некое послание: «Будьте бережны со мной. Восхищайтесь мной, не причиняйте боли». В сказке говорится о том, что на розу только смотрели, никто не причинял ей зла, как будто знали, что розе будет больно.

Так же при всем буйстве красок и распространении по территории у розы нет корней. Хотя в воображении клиента они есть, но они точно не прорисованы – это как послание о восполнении энергии. Территория занимается большая, куст богат, на это нужна энергия.

Как вывод – это задуматься о том, где же ее брать в реальной жизни? Источник, который поможет восполнить энергозатраты на достижение цели. Следует отметить, что в сказке оговаривается, что местность совсем не подходящая для розы, условия выживания растения – сложные.

При том, удивительно, как растет сама роза. Она не растет вверх, не имеет возможности, тогда найден новый способ творческого приспособления, она растет вширь, заполняет собой пространство иным способом, добивается внимания.

Так и в жизни, человек сумел найти способы своей реализации, творчески приспособиться к жизненным перепитиям.

Вот, немного об арт-терапии и о том, как она работает.

Методика

Исследование состояло из трех этапов: релаксации с исполь­зованием мысленных образов, рисования и опроса после ри­сования, - проводилось одним исследователем (выпускником университета). С каждым ребенком проводились одночасовые встречи.

Релаксация с использованием мысленных образов. На осно­ве мысленных образов розового куста была подготовлена деся­тиминутная лента звукозаписи по релаксации с помощью ви­зуализации (Оуклендер, 1978; Стивене, 1971). Предполагалось, что учащиеся будут проектировать различные грани своей личности на образ розового куста. Детям сообщили, что лента звукозаписи предназначена для развития воображения. После релаксации детям предложили представить себя в образе куста роз и обратить внимание на цветы, листья, стебли и ветки.

Рисование. После релаксации с использованием мысленных образов детям выдали по листу чистой бумаги (8 1/2x11 дюй­мов), простому карандашу и набору из двенадцати цветных ка­рандашей. Детей попросили нарисовать то, что они представ­ляли себе в процессе направленной визуализации.

Опрос после рисования. После рисования исследователь за­дал детям 11 вопросов о том, что они испытывали, когда пред­ставляли себя в виде куста роз. К числу этих вопросов отно­сились следующие: «На что ты похож? Расскажи мне о своих Цветах, листьях и корнях. Кто ухаживает за тобой?».

Все ответы записывались на магнитофонной пленке для даль­нейшей фиксации на бумаге и оценки. При этом исследователь обращал внимание на поведение детей во время всей процеду­ры, учитывая такие моменты, как место на бумаге, с которого они начинали рисовать. Каждому ребенку был присвоен кодо­вый номер, и поэтому исследователь не знал, к какой категории относились дети - к благополучной или неблагополучной.

Анализ данных

Оценка данных по каждому ребенку производилась на основе классификации и анализа рисунков и высказываний.

Анализ рисунков. Анализ рисунков проводился на основе разработанного Элкишем (1960) метода противопоставления пар позитивных и негативных характеристик. К числу этих ха­рактеристик относятся взаимозависимости между ритмом и правилом, интеграцией и дезинтеграцией.



«Ритм» предполагает применение гибких штриховых линий для изображения дерева и указывает на свободное движение руки и приятное распределение пропорций предмета изобра­жения. «Правило» указывает на скованное неровное движение руки, которое нередко осуществляется чисто механическим. «Ин­теграция» передает ощущение целого, в котором все предметы занимают свое место. Она свидетельствует о наличии способ­ности устанавливать взаимосвязи, комбинировать и организо­вывать. «Дезинтеграция» свидетельствует о небрежности и ис­пользовании разобщенных, не связанных друг с другом пред­метов. Небрежность и разобщенность не способны вызвать ощущение единства. Неблагополучные дети в большей мере про­демонстрировали признаки категорий правила (ригидность) и дезинтеграции (небрежность), чем благополучные дети.

Благополучные дети стремились отражать на рисунках весь­ма позитивные образы: розовый куст в цвету, солнце на небе и позитивные аспекты природы. Например, один благополучный ребенок нарисовал куст, покрытый розами, и птицу, которая несла в клюве червяка своим птенцам, расположившимся на этом кусте. В нижней части рисунка посметились крошечные деревья и кролик (рис.4.1).

С другой стороны, рисунки и высказывания детей с сексу­альными травмами свидетельствовали о доминировании сле­дующих трех тем: а) сексуальные образы - «на листьях много личинок гусениц»; б) насилие над самостью - «собака соби­рается лизнуть цветок, рука схватить цветок, цветок не хочет, чтобы к нему прикасались»; в) защита - многие кусты роз об­несены частоколом, по поводу которого дети говорили: «при­шел дровосек и попробовал спилить меня, но я не позволил ему». Такие рисунки нередко отражали угрозу по отношению к центральному символу и его защиту с помощью крепких за­боров (рис. 4.2, 4.3 и 4.4). Например, розовый куст за надежной оградой был нарисован девочкой, которая подверглась аналь­ному изнасилованию (рис. 4.5).

В отличие от детей с психическими травмами на сексуаль­ной почве ребенок, подвергшийся избиениям, нарисовал рису­нок, отражавший жестокое физическое насилие. В частности, один такой ребенок нарисовал разбитую дорогу, которая вела к дому с разбитыми окнами и дверями, запертыми на засовы. Даже в тех случаях, когда розовый куст (с большими шипами) помещался на переднем плане картины, он выглядел крошеч­ным по сравнению с другими предметами на ней (рис. 4.6).

Из всех неблагополучных детей только запущенный ребенок нарисовал срезанный куст роз, поместив его в центре рисунка в стеклянной вазе с небольшим количеством воды. На рисункеотсутствовало изображение других предметов, и поэтому кар­тина производила впечатление скудности и опустошенности (рис. 4.7).

Анализ высказываний . После получения всех ответов на во­просы, заданные после рисования и мысленного представления образа розового куста исследователь провел ряд дескриптивных сопоставлений между высказываниями благополучных и небла­гополучных детей. Эти высказывания были распространены по трем группам: позитивные, нейтральные и негативные.

Из таблицы 1 видно, что благополучные дети проектиро­вали уверенное представление о себе, взаимосвязь между по­зитивными ассоциациями и трогательными переживаниями, способность постоять за себя и тенденцию рассматривать свое окружение как приятное и дружелюбное. В отличие от них не­благополучные дети использовали слова для описания негатив­ных представлений о себе, взаимосвязи между болезненными ассоциациями и трогательными переживаниями, а также в выс­шей степени агрессивное, враждебное окружение, куда входили Деструктивные попечители (садовники).

В руках консультантов стратегия розового куста служит на­дежным аналитическим орудием для выявления детей, под­вергшихся или подвергающихся сексуальному насилию. Розо­вый куст символизирует эмоциональную сущность ребенка. В таких случаях дети, подвергшиеся жестокому обращению, рисуют розовый куст полностью защищенным оградой и ис­пользуют язык, указывающий на сексуальное или физическое насилие. Проективная методика нередко позволяет получить полезную информацию, однако, применять ее необходимо с ве­личайшей осторожностью. Консультанты, заинтересованные в применении этой методики, должны пройти специальную под­готовку под руководством опытного супервизора.

Методы визуализации и рисования розового куста можно использовать в групповой работе с учащимися. В таких случаях учащиеся обсуждают свои рисунки, а консультант может уде­лить несколько минут каждому ребенку.

Розовый куст: направленная фантазия

Закройте глаза. Просто ощущайте свое тело. Забудьте о том, что происходит вокруг вас... думайте только о том, что про­исходит внутри вас. Думайте о дыхании... вы чувствуете, как воздух поступает через ваш рот в грудь. Представьте себе, что ваше дыхание похоже на мягкие волны, накатывающиеся на бе­рег... Каждая волна приносит вам успокоение.

Сосредоточьтесь на правой руке. Вы чувствуете, как рука тя­желеет... Тяжесть распространяется по руке и доходит до кон­чиков пальцев... Сосредоточьтесь на правой ноге... Вы чувству­ете, как нога тяжелеет... тяжесть опускается вниз и доходит до ступни... Сосредоточьтесь на левой ноге... Вы чувствуете, как она наливается тяжестью... Тяжесть опускается вниз и доходит до ступни... Ваше тело расслабляется и наливается тяжестью...

Сосредоточьтесь на своих мыслях и образах... (пауза)... по­местите их в стеклянный сосуд и наблюдайте за ними... (пауза) исследуйте их. В вашем сознании появляются новые мысли и образы и вы их тоже помещаете в стеклянный сосуд... Подумай­те, что вы сможете узнать о них... Теперь необходимо взять со­суд и вылить из него мысли и образы; смотрите, как они расте­каются и исчезают (пауза)... сосуд пустеет...

Теперь представьте, что каждый из вас превратился в куст роз. Постарайтесь выяснить, что значит быть кустом роз... Ка­кой ты куст?.. Большой?... Маленький?.. Широкий?.. Высокий?.. У тебя есть цветы?.. Если да, то какие?.. Какие у тебя стебли и ветки?.. На что похожи твои корни? (пауза)... или у тебя нет корней?.. Если у тебя есть корни, то какие они?.. Длинные и прямые?.. Скрученные?.. Они глубоко уходят в землю?.. Огля­нитесь вокруг (пауза)... где вы находитесь?.. Во дворе?.. В пар­ке?.. В пустыне?.. В городе?.. За городом?.. Посреди океана?.. Вы находитесь в сосуде или растете в земле?.. Быть может, вы про­биваетесь сквозь бетон?.. Растете внутри чего-то?.. Оглянитесь вокруг (пауза)... Что вы видите?.. Другие цветы?.. Вы одиноки?.. Нет ли поблизости деревьев?.. Животных?.. Людей?.. Птиц?.. Вы похожи на куст роз или на что-нибудь иное?.. Не ограждает ли вас изгородь?.. Кто за вами ухаживает?..Какая теперь погода?

Как вы воспринимаете жизнь?.. Что вы чувствуете?.. Что происходит с вами, когда меняются времена года?.. Не забы­вайте, что вы - розовый куст. Определите свое отношение к своей жизни и происходящему с вами.

Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза и изо­бразить себя на рисунке в виде куста роз. Затем я задам вам несколько вопросов. Вы расскажете мне о рисунке так, как если бы вы были розовым кустом (долгая пауза)... Готовы? Откройте глаза и нарисуйте розовый куст.

Опрос детей после окончания рисования розового куста

Вопрос 1: Каким кустом роз ты являешься и как ты выгля­дишь?

Вопрос 2: Расскажи мне о своих цветах.

Вопрос 3: Расскажи мне о своих листьях.

Вопрос 4: Расскажи мне о своих стеблях и ветвях.

Вопрос 5: У тебя есть шипы? Если да, то расскажи мне о них. Если нет, тогда расскажи, как ты защищаешься. Ты добрый или злой куст?

Вопрос 6: Расскажи мне о своих корнях.

Вопрос 7: Расскажи мне, где ты живешь. Какие предметы окружают тебя? Тебе нравится жить в том месте, где ты нахо­дишься?

Вопрос 8: Ты думаешь, что ты похож на розовый куст или на что-то иное? Если да, то на что ты похож?

Вопрос 9: Кто ухаживает за тобой? Тебе это нравится? Каким образом они ухаживают за тобой?

Вопрос 10: Как ты относишься к нынешней погоде? Что про­исходит с тобой при смене времен года?

Вопрос 11: Как ты чувствуешь себя в роли куста роз? Как тебе живется в роли куста?

Текущая страница: 2 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

Какой ваш внутренний ребенок? (визуализация)

Визуализация своего внутреннего ребенка поможет нам прислушаться к голосу этого ребенка и обрести чуть больше внутренней свободы и спокойствия. Проявление нашего внутреннего ребенка – это буря эмоций, вызванная нечаянно кем-то брошенным в наш адрес замечанием, событие, от которого начинает болеть сердце, тоска, которая вдруг появилась ниоткуда. Это когда мы плачем над сентиментальным фильмом или становимся шаловливым, как ребенок, когда рассматриваем фотографии нашего детства. Когда мы слушаем и понимаем нашего внутреннего ребенка, это полностью меняет наши отношения с собой и другими людьми. В тихом месте, чтобы вам никто не мешал, устройтесь поудобнее, расслабьтесь и представьте, что рядом с вами тот ребенок, которым вы были когда-то. Постарайтесь установить с ним контакт, чтобы узнать, как о нем заботиться. Например, мысленно спросите его, отчего у него так часто бывает стресс? Что его обычно пугает в жизни, чего он боится, что злит, отчего плачет? Поищите, что могло бы сделать эти эмоции менее интенсивными и частыми, найдите то, что вызывает негатив. Подумайте, как свести на нет действие факторов, которые способствуют такому состоянию. Например, попробуйте глубоко подышать, чтобы ослабить стресс и т. п. Поддержите себя, доставьте себе удовольствие позаботиться о себе, как родители заботятся о своих детях. Всегда помните, наш внутренний ребенок – это наша душа, общайтесь с ним как можно чаще. Вы его можете видеть разным. Ему может быть в один период вашей жизни 5 лет, а через некоторое время 8–10. Испытывая свои самые разнообразные эмоциональные состояния, он может быть как грустным, задумчивым, так и радостным, как и вы в настоящее время. Посмотрите внимательно на рисунки женщины Марии (рис. 1–2 на цветной вклейке). Они наглядно показывают, что дела обстоят именно таким образом.

Рисуем своего внутреннего ребенка

Вам понадобится лист бумаги формата А4, простой и цветные карандаши. Расслабьтесь, прикройте глаза и постарайтесь увидеть своего внутреннего ребенка: какое у него выражение лица, какого цвета глаза, сколько ему примерно лет и т. п. Задержите этот образ в своем воображении на некоторое время, затем мысленно поблагодарите ребенка, что он был с вами. Если это будет трудно сделать, начните вспоминать одежду, которую вы носили в детстве, или что-нибудь другое. И вы непременно увидите своего внутреннего ребенка на своем визуальном экране. Теперь возьмите простой карандаш и нарисуйте его. Самое главное не бойтесь, что рисунок не получится. Знайте, как бы вы ни нарисовали, это нарисовали вы и ребенок на рисунке, каким бы он ни был, ваш. Затем раскрасьте рисунок цветными карандашами, гуашью или акварельными красками так, как увидели ребенка в своем воображении. Теперь ваш внутренний ребенок проявился полностью, и вы можете на него посмотреть и спросить, что бы вы хотели для него сделать?

Подарок своему внутреннему ребенку

Возьмите лист бумаги формата А4, карандаш и краски. Нарисуйте то, что бы вы хотели подарить своему внутреннему ребенку. Это могут быть цветы, солнце, любовь и многое другое. В завершение работы напишите десять благодарностей своему детству.

Рис. 1. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Марии, 55 лет, во время стресса (см. иллюстрации).

Рис. 2. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Марии, 60 лет, 5 лет спустя (см. иллюстрации).

Что делать, если ваш внутренний ребенок на рисунке получился грустным, плачущим и т. п.? Можно попробовать свое состояние изменить, рисуя как можно чаще своего внутреннего ребенка, общаться с ним, помня, что это часть вашей души. Увидите, ваш внутренний ребенок повеселеет, станет другим на рисунке, ведь вы его не забываете, а значит, у него нет причин для грусти. Вслед за этим и у вас потеплеет на душе.


Рис. 3. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Елены, 38 лет


Рис. 4. «Подарок внутреннему ребенку». Рисунок Елены, 38 лет


Рис. 5. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Татьяны, 43 года


Рис. 6. «Подарок внутреннему ребенку». Рисунок Татьяны, 43 года

Методика «Розовый куст»

Данная методика позволяет получить ценную информацию о внутреннем мире человека. Рисуя розовый куст, вы фактически рисуете свой внутренний мир, а розовый куст является метафорой вашего состояния. Разработал эту методику психолог Джон Алан1
Алан Дж. Ландшафт детской души. – М.: Пэр СЭ, 2006. – 272 с.

Выполнение

Для выполнения методики понадобится лист бумаги А4, простой и цветные карандаши, акварельные краски или фломастеры. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь, дышите ровно, сосредоточившись на своих телесных ощущениях. Пустите в ход свое воображение и представьте себе, что вы превратились в куст роз, который внимательно рассмотрите. Какой это куст: маленький или большой, высокий или низкий? Есть ли на нем цветы, и какие они: в виде бутонов или с распущенными цветами, какие ветки – с шипами, с листьями или без них? Есть ли у вашего воображаемого куста корни, как глубоко они проникают в землю. А где растет куст: в городе, в пустыне, на клумбе или находится в вазе? Есть ли вокруг куста забор, деревья, другие цветы? Кто ухаживает за кустом? А когда наступают холода, как он себя чувствует? Попробуйте до тончайших деталей представить, каково это быть розовым кустом. Откройте глаза и нарисуйте себя в виде розового куста. Сначала сделайте на листе бумаги набросок простым карандашом, а затем раскрасьте рисунок так, как захотите.

Интерпретация рисунка

♦ Размер рисунка

Куст роз нарисован маленьким по отношению к листу бумаги – говорит о неуверенности человека, чем меньше рисунок по отношению к альбомному листу, тем ярче проявляется такое качество.

Куст роз очень большой, буквально не помещается на листе бумаги – указывает на сильную эгоцентричную позицию и импульсивность.

♦ Цвет

Черный цвет, темно-коричневый, серый и все темные цвета в рисунке говорят о возможном неблагополучном эмоциональном фоне человека.

Все яркие, сочные, теплые краски и их оттенки, которыми раскрашен рисунок, являются признаками психологического благополучия и внутренней гармонии.

♦ Благополучные признаки рисунка

Пышный куст с густой листвой, с крепкими корнями, с многочисленными бутонами или распустившимися цветками, который растет с другими такими же кустами. На благополучие внутреннего состояния человека могут указывать также нарисованное солнце, небо, яркие цветы, отсутствие всяких ограждений и т. д.

♦ Неблагополучные признаки рисунка

Большое количество колючек и шипов на ветвях – признак агрессивности, но в то же время может означать потребность в защите, чувстве безопасности.

Голые ветви без листьев, корней, куст растет одиноко в пустыне или висит буквально в воздухе – говорят о возможном внутреннем одиночестве, опустошенности, недостатке душевного тепла.

Сломанные цветы на кусте или срезанные в вазе – признак неблагополучия, возможная психологическая травма.

Забор, ограда или частокол вокруг куста – указывают на подавление каких-то страхов в себе, ограничения в действиях.

Рисунок расположен внизу альбомного листа – говорит о душевном дискомфорте.

Анализ рисунков

Екатерина, 49 лет . Жизнь сложилась благополучно, правда, в последнее время ощущает себя неуверенно. На фирме, в которой она работает, начались сокращения сотрудников, и у нее возникли переживания, что ее могут уволить. По характеру оптимистка, и тот пышный, красивый куст с красными, распустившимися розами, с большим количеством листьев, которые она нарисовала, говорит не только об этом, но и о ее внутреннем благополучном состоянии. Корни, уходящие в землю, указывают на прочность ее положения и что в настоящий момент ей переживать не стоит.

Рис. 7. «Розовый куст». Рисунок Екатерины, 49 лет (см. иллюстрации).


Николай, 69 лет . На пенсии, но до сих пор занимается спортом и физической закалкой. Женат много лет. Живут дружно и хорошо со своей женой. По характеру спокойный, но замкнутый. На просьбу сначала представить, а затем нарисовать куст роз откликнулся мгновенно, сказав, что уже этот куст видит в своем воображении. На рисунок у него ушло не более 5 минут, и вот что получилось. Нельзя сказать, что куст густой, всего четыре ветки с небольшим количеством листьев. Зато хорошо видны шипы на ветвях, что указывает на потребность в защите, обретение чувства безопасности. Маленький заборчик вокруг куста указывает на подавление каких-то страхов в себе и ограничение в своих действиях.


Наталья, 19 лет . Находится в постоянном конфликте с матерью и с некоторыми из своих подруг. Парня, с которым бы встречалась, нет уже более года. Печаль и тоска в глазах, одета неопрятно. Рисунок куста роз нарисовать согласилась неохотно и то с условием, что сделает это у себя дома. Посмотрите внимательно, какой получился рисунок. На нем хорошо отражен весь внутренний настрой девушки. Надо ли его комментировать, когда и так все понятно.


Рис. 8. «Розовый куст». Рисунок Николая, 69 лет


Рис. 9. «Розовый куст». Рисунок Натальи, 19 лет

Коррекция внутреннего состояния

Что делать, если ваш рисунок содержит большое количество неблагополучных признаков? Вы можете самостоятельно изменить свое состояние. Для этого в течение двух недель снова и снова рисуйте куст роз, представляя, как за ним ухаживают, как его поливают, как через какое-то время на нем распускаются бутоны, появляются ярко-зеленые молодые листики. Куст может измениться, а вслед за ним изменится и ваше состояние, изменитесь вы.

Тест «Мой автопортрет»

В наших автопортретах «свернуты» маленькие рассказы не только о нас самих, но и о тех людях, которые нас окружают или окружали, о тех чувствах, которыми мы связаны с ними.

Для практического изучения особенностей самосознания и самооценки личности служит тест «Автопортрет». На автопортрете почти всегда отражаются индивидуальные особенности характера человека и его наклонности. По автопортрету вы многое можете узнать о себе, даже то, чего раньше в себе не замечали.

Выполнение теста

Для выполнения теста нарисуйте свой автопортрет: по памяти, по фотографии или глядя в зеркало. Затем раскрасьте рисунок по своему выбору: цветными карандашами, акварельными красками, гуашью или пастельными мелками. Внимательно посмотрите на свой рисунок, когда его закончите: какого размера вы нарисовали себе глаза, уши, нос и т. п. Почему портрет получился именно таким? Нравится ли он вам? Теперь можете сами ответить на многие вопросы, прочитав интерпретацию к рисунку.

Интерпретация рисунка автопортрета (по Р. Бернсу2
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1991. – 164 с.
)

♦ Голова

Голова большая – большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.

Голова маленькая – чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

♦ Глаза

Глаза большие – подозрительность, озабоченность, гиперчувствительность по отношению к общественному мнению.

Глаза маленькие или закрытые – тенденция к интроверсии и самопоглощенности.

♦ Уши и нос

Большие уши – чувствительность к критике.

Акцент, смещенный на нос, – наличие сексуальных проблем.

Выделенные ноздри – склонность к агрессии.

♦ Рот

Отсутствие рта – переживания, депрессия, вялость в общении.

Выделенный рот – возможная затрудненность с речью, иногда примитивные оральные тенденции.

♦ Руки

Руки символизируют контакт личности с окружающим миром.

Хрупкие, слабые руки – физическая, иногда психологическая слабость.

Скованные руки – замкнутая, обязательная, жесткая личность.

Вяло опущенные руки – неэффективность.


Длинные, сильные руки – амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира.

Очень короткие руки – отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

♦ Ноги

Длинные ноги – потребность в независимости.

Большие ноги – нестабильность и отсутствие основы (дезертиры, например, часто рисуют людей без ног).

Анализ рисунков

Настя, 17 лет . Поступала в институт – не поступила, поэтому находится уже несколько месяцев в эмоционально-напряженном состоянии. Плохо спит. Замкнулась в себе, не может разобраться, что с ней происходит. Свой автопортрет рисовала с равнодушным видом. Я видела, как на рисунке рот у нее явно не получался, и она его несколько раз стирала, а потом и вовсе сказала мне, что больше его рисовать не будет. Отдала рисунок в незаконченном виде, хотя и раскрасила его. Глядя на рисунок, можно сказать следующее: не получилось нарисовать рот, и он в итоге отсутствует, а отсутствие рта – это всегда внутреннее напряжение, признак замкнутости, зажатости, вялости. Вообще, отсутствие любой части тела на рисунке должно всегда настораживать, так как это указывает на очень сильные внутренние переживания, которые могут привести к нервному срыву. Сильно зачерненные зрачки глаз говорят о страхе, а большие выпученные глаза о гиперчувствительности по отношению к чужому мнению. Девушке явно не нравился ее рисунок.

Изменить состояние Насти можно было. Я посоветовала ей нарисовать новый автопортрет, а именно: нарисовать себя такой, какой она хотела бы себя видеть.

Рис. 10. «Автопортрет». Рисунок Насти, 17 лет (см. иллюстрации).


Александр, 51 год . Нарисовал себя, находясь в прекрасном настроении, будучи убежденным в том, что совсем не умеет рисовать. Пытался и меня убедить в этом же. Внимательно посмотрите на его рисунок. Александр не смотрел на свою фотографию или в зеркало, а нарисовал себя только по памяти и своему визуальному представлению, причем сделал это за 3 минуты, на одном порыве. Я нашла, что автопортрет полностью отражает все его черты характера, а также его самого как внешне, так и внутренне. Вывод: мы рисуем себя очень похожими, независимо от того, умеем ли мы рисовать или только так думаем, и рисунок автопортрета Александра только лишний раз подтверждает истину – все мы умеем рисовать, но, повзрослев, забыли об этом.

Коррекция внутреннего состояния

Если у вас получился автопортрет, не удовлетворяющий вас, постарайтесь нарисовать новый, представляя, каким (какой) вы бы хотели себя видеть.


Рис. 11. «Автопортрет». Рисунок Александра, 51 год

Тест «Метафорический автопортрет»

Тест рассчитан на психологическое исследование себя и поиск собственных ресурсов и состоит из четырех рисунков, которые отражают четыре базовых потребности человека.

Выполнение теста

Для выполнения теста вам понадобятся карандаши, краски, четыре листа бумаги формата А5, на каждом из которых следует нарисовать только одну тему.

1-й рисунок . Если бы я был(а) растением, то я был(а) бы таким…

2-й рисунок . Если бы я был(а) посудой, то я был(а) бы такой…

3-й рисунок . Если бы я был(а) оружием, я был(а) таким…

4-й рисунок . Если бы я был(а) украшением, то я был(а) бы таким

Рисовать можно в любой последовательности. После того, как рисунки будут нарисованы, на них следует посмотреть как бы со стороны и спросить себя:

– какой рисунок было рисовать наиболее сложно, а какой легко?

– какой рисунок нравится больше всего?

– хотите ли что-то изменить?

Интерпретация рисунков

♦ 1-й рисунок «Растение» – обозначает право на существование.

Дерево крепкое, с прямым стволом, здоровое говорит о том, что у человека наиболее выраженное право на существование в этом мире.

Маленькое, с редкими ветвями, хилое указывает, что есть проблемы, а право на существование очень слабое.

Защищенное растение (роза, кактус) – большее право, чем у растения обычного.

Сказочное или фантастическое растение – прав на существование мало.

Если вы рисунок не нарисовали по какой-то из причин, например, не захотели или не смогли, то отсутствие рисунка говорит о том, что у человека нарушено это право.

♦ 2-й рисунок «Посуда» – обозначает право на свои потребности.

Если вы нарисовали посуду, которой часто пользуются , например, чашку, чайник, кастрюлю, тарелку и т. п., то ваше право ярко выражено.

Праздничная посуда – это значит, что право есть, но оно ограничено по каким-то причинам, искажено.

Посуда, которой совсем не пользуются, – это говорит о проблеме собственных потребностей как таковых.

Если вы нарисовали много посуды – вы потеряны, найдите из нее, какая же ваша? Где вы? Вас не видно…

Посуда наполненная – вы хорошо реализуете право на свои потребности.

Посуда пустая – означает, что есть проблемы на реализацию своих потребностей.

Уникальная посуда, например из музея, с выставки или посуда, которой очень редко пользуются, – ваше право ограниченно.

♦ 3-й рисунок «Оружие» – обозначает право на автономию.

Оружие ближнего поражения , например, сабли, шпаги, мечи и т. п. – указывают на защиту границ, когда их нарушают.

Яд – скрытность, границы не обозначены четко.

Пистолет – территориальное ощущение своей безопасности, это дальше, чем шпага на вытянутой руке.

Пушки, бомбы – большой радиус поражения, но и большое право.

♦ 4-й рисунок «Украшение» – обозначает право быть любимым(ой).

Ценное для себя украшение, которое часто носите , например бусы, кольцо, цепочка и т. п. – право быть любимой наиболее проявлено, и наоборот.

Отсутствие рисунка – отсутствие права, которое вы сами себе обозначили.

Коррекция внутреннего состояния

Следует нарисовать новый рисунок, уже по-другому, что-либо изменив в нем или новый образ себя в будущем.

Анализ рисунков

Галина, 55 лет . Недавно ушла на пенсию, но уже нашла новую работу. Замужем уже много лет. Четыре рисунка, которые нарисовала Галина, отражают то, что она находится в хорошем душевном состоянии и востребована в жизни.





Рис. 12–15. «Метафорический портрет». Рисунки Галины, 55 лет

Тест «Фрактальный рисунок»

Слово «фрактал» происходит от латинского слова «fractus», что означает «из частей». Авторы теста Полуяхтова Т. З., Комов А.3
Полуяхтова Т.З., Комов А.Е. Родник фрактальной мудрости, либо свежий взор на наши способности. – М.: Деловая литература, 2002. – 160 с.

Основа метода – принцип фракталов и фрактальности. Рисунок здесь считается продолжением человека, его малой частью, проекцией. Глядя на фрактальный рисунок, можно диагностировать внутреннее состояние человека, его нарисовавшего. В таком рисунке даже самая мелкая деталь воспроизводит и повторяет все, что именно для автора рисунка характерно. Многочисленные исследования показывают, что человеческий мозг сохраняет подробную информацию о личности, привычках и целях, которые он устанавливает для себя и желает в дальнейшем реализовать. Во время выполнения этого теста можно получить доступ к знаниям и информации, скрытых в самых глубоких слоях нашего подсознания. Фрактальный рисунок позволяет дать визуальное выражение этой информации, а также раскрывает возможности для ее интерпретации и осознаний. Особенностью данного теста является то, что рисунок создается с закрытыми глазами, а это в свою очередь позволяет на время отключить оценочные суждения разума и проявить полную свободу самовыражения. В дальнейшем, овладев методом фрактального рисунка, вы сможете самостоятельно с ним работать, изменяя свое состояние и свою жизнь к лучшему.

Выполнение теста

Для выполнения вам понадобится лист бумаги формата А4, шариковая ручка, цветные карандаши (не менее 24 цветов).

Расслабьтесь, закройте глаза и в течение одной минуты шариковой ручкой рисуйте на листе бумаги одну непрерывную линию. Начинать ее рисовать следует с правого угла и закончить там же, при этом линия может много раз пересекаться. Затем откройте глаза и внимательно посмотрите, что у вас получилось. Вы увидите рисунок, состоящий из многочисленных, разных размеров ячеек, которые надо будет раскрасить. Цвета карандашей следует выбирать с закрытыми глазами.


Рис. 16. «Фрактальный рисунок», выполненный с закрытыми глазами одной непрерывной линией


Интерпретация рисунка

♦ Размер и конфигурация рисунка

Маленький, с овальным периметром, рисунок , который занимает не более 1/3 площади листа, чаще всего указывает на уравновешенный характер.

Большой рисунок, с выходящими за пределы листа линиями , который занимает более 2/3 площади листа, указывает на нестабильное, эмоциональное состояние. В некоторых случаях неумение концентрироваться и ослабленное внимание.

Прямоугольная форма периметра рисунка обычно говорит о прямолинейном, зачастую сложном характере.

Конфигурация рисунка с причудливо выраженными «хвостиками» по его периметру указывает на нестабильность характера, но в то же время яркую и неординарную личность.

♦ Линии

Четко прочерченная линия – показатель уверенного и твердого характера, целеустремленности, аккуратности, обязательности.

Линия с неодинаковым нажимом говорит о том, что человек эмоционален, имеет творческие способности, фантазию, иногда проявляет неуверенность в себе и своих действиях.

Слабо прочерченные линии чаще всего указывают на болезненное состояние, неуверенность в себе и комплексы.

Угловато прочерченные, резкие линии – стрессовое состояние и эмоциональное напряжение.

Плавные линии с мягкими переходами говорят о гармоничном, уравновешенном состоянии.

Кругообразный повтор линий в рисунке указывает на склонность к навязчивым состояниям и неврозам.

Ячейки. Конфигурация и размеры

Большое количество крупных ячеек указывает на доброго и открытого человека.

Большое количество средних ячеек говорит об аккуратности, педантизме, наличии аналитических способностей. Некоторой склонности к точным наукам.

Большое количество мелких ячеек обычно является показателем некоторой закомплексованности, неуверенности в себе, стремлением к детализации, аккуратности, старательности.

Гармоничное сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка в равных пропорциях говорит об уверенности в себе и целеустремленности.

Плавные, округленной формы ячейки указывают на склонность к творчеству, рассудительность и спокойный характер.

Большое количество ячеек геометрической формы – показатель скептицизма в оценках и склонности к анализу.

Угловатые, неровные ячейки – эмоциональная неуравновешенность, стресс, раздражение.

Страница 1

В применении метода символдрамы для диагностики динамики полового самосознания у мужчин, нами использовался предложенный Х. Лёйнером мотив «куст розы», когда пациента просят представить куст розы на краю луга, а затем сорвать с него один цветок. Символ куста розы или шиповника на краю луга глубоко связан с немецкой архетипической культурой, на которую опирался Х. Лёйнер.

Важным является, как выглядят цветы, нерешительность пациента сорвать цветок («Розе будет больно…»), его страх уколоться и т. п. Этот мотив имеет центральное значение для лечения сексуальных расстройств.

Исследования показали, что в славянской культуре мотив «куст розы» также оказался диагностически и психотерапевтически высокоэффективным. При этом нами выделены следующие этапы развития процесса имагинации, которые являются существенными для развития процесса диагностики.

После проведения предварительной беседы с сидящим в удобном кресле или лежащим на кушетке пациентом проводится упражнение на релаксацию по методике, близкой к аутогенному тренингу по Й. Шульцу. После чего пациенту предлагается представить «луг».

После возникновения образа пациент дает его общую характеристику, включая как подробные детали, так и чувства и субъективные оценки образа в целом. Следует расспросить пациента о погоде, времени года, времени суток; о размерах луга, о том, что находится по его краям, о растительности на лугу. Образ луга - это матерински-оральный символ, отражающий как связь с матерью и динамику переживаний первого года жизни, так и актуальное состояние, общий фон настроения. Фактор настроения может быть представлен в характере погоды, времени суток и времени года. В норме это летнее время года или поздняя весна, день или утро, погода хорошая, на небе солнце; вокруг богатая, сочная растительность, представленная обилием трав и цветов; луг приветливый, даже ласковый, залитый ярким солнечным светом. Спустя 3-5 минут работы по технике мотива «луг» пациенту предлагают оглядеться вокруг и посмотреть, есть ли где-то куст розы. Как правило, куст розы представляется где-то на краю луга. Пациента просят его подробно описать. Указанное описание дает возможность исследовать понятийную фазу развития сексуального либидо по классификации Васильченко.

На этом этапе пациент получает инструкцию выбрать один из цветов розы, который нравится ему больше всего. Пациент дает развернутое описание выбранного цветка и указывает основания своего предпочтения. Особенно важным является субъективный эмоциональный чувственный тон, связанный с объектом выбора. По классификации Васильченко этот этап соответствует платонической фаза развития либидо.

Трудности в выборе конкретного цветка на кусте розы могут быть вызваны фиксацией на сочетании понятийной, эротической и сексуальных фаз развития либидо при недоразвитии платонической фазы. Символдрама открывает возможность для проведения соответствующей диагностики и психокоррекции.

Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. Цвет розы может отражать степень сексуальной зрелости. Считается, что самые сильные эмоции вызывает у человека красный цвет. Сочетание красного, желтого и оранжевого цветов считается самым сексуальным. Розовые цветы могут символизировать инфантильность, «розовые мечты», желание, чтобы окружающие относились к тебе как к ребенку; желтые розы могут быть связаны с ревностью; белые розы – целомудренность, платонические, духовные отношения, идеализация; оранжевые розы – символ силы личности и возможного подавления окружающих. Листья на стебле символизируют витальную силу или ее отсутствие. Сам стебель символизирует фаллическое начало, опору, стержень личности. Шипы на стебле розы символизируют опасности, сопровождающие страсть. Если в воображении пациента их слишком много, то такой человек находится во власти страха и утрирует опасности. Если шипов нет или их очень мало, то такой человек пренебрегает опасностями, связанными с сексуальными отношениями, не замечает их, излишне легкомыслен.


Помощь близких людей в преодолении депрессий
Поддержка близких людей, даже когда больной не выражает заинтересованности в ней, очень важна для преодоления депрессии. В связи с этим можно дать следующие советы родственникам больных: · помните, что депрессия - это болезнь, при которой нужно сочувствие, но ни в коем случае нельзя погружаться в болезнь вместе с больным, разделяя его...

Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности
Эта теория была создана в Советской психологии, в 20-30 гг - Выгодский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия, Гальперин и др. Авторы теории деятельности взяли за основу теорию К. Маркса- ее главный тезис о том, что не сознание определяет бытиё деятельности, а наоборот. Наиболее полно Т. Д-ти изложена в трудах А.Н.Леонтьева, в частности в его пос...

Выводы и заключение
В ходе психологического исследования были изучены особенности подросткового одиночества. Полученные данные позволили подтвердить факт существования подросткового одиночества: 44% подростков, принявших участие в эксперименте, показали положительный результат по шкале одиночества. Чтобы узнать причину того, что подросток чувствует себя...