Виктор драгунский произведения роза. Виктор драгунский - приключения дениса кораблева

Денискинырассказы Драгунского. Виктор Юзефович Драгунскийродился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке, в еврейской семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа. Его отчимом стал И. Войцехович, красный комиссар, погибший в 1920 году. В 1922 году появился другой отчим - актёр еврейского театра Михаил Рубин, вместе с которым семья объездила всю страну. В 1925 году переехали в Москву. Но однажды Михаил Рубин уехал на гастроли и домой не вернулся. Что произошло - так и осталось неизвестным.
Виктор рано начал работать. В 1930 году, уже работая, он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году начал выступать как актёр в Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя). Одновременно Драгунский занимался литературной работой: писал фельетоны и юморески, придумывал интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Сблизился с цирковыми артистами и даже какое-то время работал в цирке. Постепенно пришли роли. Он сыграл несколько ролей в кино (фильм «Русский вопрос», режиссёр Михаил Ромм) и был принят в Театр киноактёра. Но в театре с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвёзды, молодым и не очень известным актёрам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях. Тогда у Драгунского возникла идея создания небольшой самодеятельной труппы внутри театра. Правда, самодеятельностью такую труппу можно было назвать условно - участниками были профессиональные артисты. Многие актёры с удовольствием отозвались на идею создания пародийного «театра в театре». Драгунский стал организатором и руководителем ансамбля литературно-театральной пародии «Синяя птичка», который просуществовал 1948-1958 годы. Туда стали приходить и актёры других московских театров. Постепенно маленькая труппа приобрела значимость и неоднократно выступала в Доме актёра (тогда: Всероссийское театральное общество), где в то время директорствовал Александр Моисеевич Эскин. Пародийные весёлые спектакли имели настолько шумный успех, что Драгунский был приглашён создать подобный коллектив с тем же названием в Мосэстраде. Для постановок в «Синей птичке» совместно с Людмилой Давидович сочинил текст к нескольким песням, которые впоследствии стали популярными и приобрели вторую жизнь на эстраде: «Три вальса», «Чудо-песенка», «Теплоход», «Звезда моих полей», «Берёзонька».
Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении.
С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер» (1960); пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка.
С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про вымышленного мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Весёлые истории» (1962 г.), «Девочка на шаре» (1966 г.), «Денискины рассказы» (1970 г.), «По секрету всему свету» (1976), «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (1979 г.), короткометражки «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973 г.). Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно - так звали его сына.
Кроме того, Драгунский был сценаристом фильма «Волшебная сила искусства (1970)», в котором в качестве героя также выведен Дениска Кораблёв.
Однако Виктор Драгунский писал прозаические произведения для взрослых тоже. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны. Герой её, молодой художник, как и сам автор книги, несмотря на то, что его по инвалидности не призвали в армию, записался в ополчение. Повесть «Сегодня и ежедневно» (1964 г.) посвящена жизни работников цирка, главный герой которой - клоун; это книга о человеке, существующем времени вопреки, живущем по-своему.
Но более всего известны и пользуются популярностью детские «Денискины рассказы».
В 1960-х большими тиражами выходят книги из этой серии:
«Девочка на шаре»,
«Заколдованная буква»,
«Друг детства»,
«Похититель собак»,
«Двадцать лет под кроватью»,
«Волшебная сила искусства» и др.
В 1970-е:
«Красный шарик в синем небе»,
«Разноцветные рассказы»,
«Приключение» и др.
Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года.
Вдова В. Драгунского Алла Драгунская (Семичастная) издала книгу воспоминаний: «О Викторе Драгунском. Жизнь, творчество, воспоминания друзей», ТОО «Химия и жизнь», Москва, 1999.

«Он живой и светится...»

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было…

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались темные облака – они были похожи на бородатых стариков…

И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

– Здорово!

И я сказал:

– Здорово!

Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.

– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Ее можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

– Нет, не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее.

Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила тетю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лег на песок.

Тут Мишка говорит:

– Не дашь самосвал?

– Отвяжись, Мишка.

Тогда Мишка говорит:

– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!

Я говорю:

– Сравнил Барбадос с самосвалом…

– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?

Я говорю:

– Он у тебя лопнутый.

– Ты его заклеишь!

Я даже рассердился:

– А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

– Ну, была не была! Знай мою доброту! На!

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.

– Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь!

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.

– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?

– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.

– Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму…

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:

– Ну, как твой самосвал?

А я сказал:

– Я, мама, променял его.

Мама сказала:

– Интересно! А на что?

Я ответил:

– На светлячка! Вот он, в коробочке живет. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку.

Потом мама зажгла свет.

– Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

– А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

Надо иметь чувство юмора

Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький-маленький и ужасно симпатичный.

Потом Мишка говорит:

– Написал?

Я говорю:

– Ты мою тетрадку проверь, – говорит Мишка, – а я – твою.

И мы поменялись тетрадками.

И я как увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать.

Гляжу, а Мишка тоже покатывается, прямо синий стал.

Я говорю:

– Ты чего, Мишка, покатываешься?

– Я покатываюсь, что ты неправильно списал! А ты чего?

Я говорю:

– А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: «Наступили мозы». Это кто такие – «мозы»?

Мишка покраснел:

– Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: «Натала зима». Это что такое?

– Да, – сказал я, – не «натала», а «настала». Ничего не попишешь, надо переписывать. Это все лемуры виноваты.

И мы стали переписывать. А когда переписали, я сказал:

– Давай задачи задавать!

– Давай, – сказал Мишка.

В это время пришел папа. Он сказал:

– Здравствуйте, товарищи студенты…

И сел к столу.

Я сказал:

– Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну?

Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надулся, но тоже задумался. Они думали долго.

Я тогда сказал:

– Сдаешься, Мишка?

Мишка сказал:

– Сдаюсь!

Я сказал:

– Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. – И стал хохотать: – Это меня тетя Мила научила!..

Мишка надулся еще больше. Тогда папа сощурил глаза и сказал:

– А раз ты такой хитрый, Денис, дай-ка я задам тебе задачу.

Драгунский В.Ю. - известный писатель и театральный деятель, автор повестей, рассказов, песен, интермедий, клоунад, сценок. Наиболее популярен в списке произведений для детей его цикл «Денискины рассказы», ставший классикой советской литературы их рекомендуют для учеников 2-3-4 классов. Драгунский описывает типичные для каждого времени ситуации, блестяще раскрывает психологию ребенка, простой и яркий слог обеспечивает динамичность изложения.

Денискины рассказы

Цикл произведений «Денискины рассказы» повествует о забавных приключениях мальчика Дениса Кораблева. В собирательном образе главного героя переплелись черты его прототипа - сына Драгунского, ровесников, самого автора. Жизнь Дениса наполнена веселыми происшествиями, он активно воспринимает мир и живо реагирует на происходящее. У мальчика есть близкий друг Мишка, с которым они вместе проказничают, развлекаются, преодолевают трудности. Автор не идеализирует ребят, не учит и не морализирует - он обозначает сильные и слабые стороны подрастающего поколения.

Англичанин Павля

Произведение рассказывает о Павлике, который пришел в гости к Дениске. Он сообщает, что давно не приходил, поскольку все лето изучал английский язык. Денис и его родители пытаются узнать у мальчика, какие же новые слова ему знакомы. Оказалось, что Павля за это время выучил на английском языке только имя Петя - Пит.

Арбузный переулок

Рассказ повествует о Дениске, который не хочет есть молочную лапшу. Мама огорчается, но приходит папа и рассказывает мальчику историю из своего детства. Дениска узнает, как голодный малыш во время войны увидел грузовик, доверху наполненный арбузами, который разгружали люди. Папа стоял и наблюдал за их работой. Вдруг один из арбузов разбился, и добрый грузчик отдал его мальчишке. Папа до сих пор помнит, как он и друг наелись в тот день и еще долго ежедневно ходили в «арбузный» переулок и ждали нового грузовика. Но он так и не приехал… После папиной истории Денис съел лапшу.

Бы

Произведение повествует о рассуждениях Дениса, если бы все было устроено наоборот. Мальчик представляет, как воспитывает собственных родителей: маму он заставляет кушать, папу - мыть руки и стричь ногти, а бабушку отчитывает за то, что она легко одета и принесла с улицы грязную палку. После обеда Денис усаживает родственников выполнять домашнее задание, а сам собирается в кино.

Где это видано, где это слыхано…

Произведение рассказывает о Дениске и Мише, которых пригласили спеть сатирические песни на концерте. Друзья волнуются перед выступлением. Во время концерта Миша сбивается и поет одну и ту же песню несколько раз. Вожатая Люся тихо просит Дениса выступить одному. Мальчик собирается духом, готовится и снова поет те же строки, что и Миша.

Гусиное горло

Произведение рассказывает о сборах Дениски на день рождения лучшего друга. Мальчик приготовил ему подарок: вымытое и очищенное гусиное горло, которое отдала Вера Сергеевна. Денис планирует его высушить, внутрь положить горошины и зафиксировать узкую горловину в широкой. Однако папа советует купить конфеты и отдает Мише свой значок. Денис радуется, что сделает другу 3 подарка вместо одного.

Двадцать лет под кроватью

Произведение повествует о ребятах, которые играли в прятки в квартире у Миши. Денис прошмыгнул в комнату, где жила старушка и спрятался под кроватью. Он ожидал, что будет смешно, когда ребята его найдут, и Ефросинья Петровна тоже обрадуется. Но бабушка неожиданно запирает дверь, выключает свет и ложится спать. Мальчику становится жутко, и он ударяет кулаком по корыту, лежащему под кроватью. Раздается грохот, старушка пугается. Положение спасают ребята и папа Дениса, пришедший за ним. Мальчик выбирается из укрытия, но не отвечает на вопросы, ему кажется, что он провел под кроватью 20 лет.

Девочка на шаре

Рассказ повествует о походе Дениски с классом в цирк. Ребята смотрят выступления жонглеров, клоунов, львов. Но на Дениса производит впечатление маленькая девочка на шаре. Она показывает необыкновенные акробатические номера, мальчик не может отвести взгляд. В конце выступления девочка смотрит на Дениса и машет рукой. Мальчик хочет снова пойти в цирк через неделю, но у папы дела, и они попадают на представление только через 2 недели. Денис очень ждет выступления девочки на шаре, но она так и не появляется. Оказалось, что гимнастка уехала с родителями во Владивосток. Грустные Денис и его папа уходят из цирка.

Друг детства

Произведение повествует о желании Дениса стать боксером. Но ему нужна груша, а папа отказывается ее покупать. Тогда мама достает старого плюшевого Мишку, с которым мальчик когда-то играл и предлагает тренироваться на нем. Денис соглашается и собирается отрабатывать удары, но вдруг вспоминает, как ни на минуту не расставался с медведем, нянчил, сажал с собой обедать, рассказывал ему сказки и любил всей душой, готов был отдать жизнь за друга детства. Денис сообщает маме, что он передумал и никогда не будет боксером.

Живой уголок

Рассказ повествует об открытии в школе у Дениса живого уголка. Мальчик хотел привести в него зубробизона, бегемота или лося, но учительница просит завести маленьких животных, чтобы ухаживать и заботиться о них. Денис отправляется за покупкой для живого уголка белых мышей, но не успевает, их уже продали. Тогда мальчик с мамой поспешили за рыбками, но узнав их цену, передумали. Так Денис и не решил, какое животное ему принести в школу.

Заколдованная буква

Произведение рассказывает о Дениске, Мише и Аленке, которые наблюдали за выгрузкой из машины большой елки. Ребята смотрели на нее и улыбались. Алена хотела сказать друзьям, что на елке висят шишки, но не смогла выговорить первую букву и у нее получилось: «Сыски». Ребята смеются над девочкой и укоряют ее. Миша показывает Алене, как нужно правильно произносить слово: «Хыхки!» Они спорят, ругаются, и оба ревут. И только Денис уверен, что слово «шишки» простое, и он-то знает, как говорить правильно: «Фыфки!»

Здоровая мысль

Рассказ повествует о том, как Денис и Миша по дороге из школы запускали кораблик из спичечного коробка. Он попадает в водоворот и исчезает в водостоке. Ребята собираются домой, но оказывается, что мальчишки путают подъезды, поскольку они одинаковые. Мише повезло - он встречает соседку, и та его отводит в квартиру. Денис по ошибке заходит в чужой дом и попадает к незнакомым людям, у которых он уже шестой заблудившийся мальчик за день. Они помогают Денису найти свою квартиру. Мальчик предлагает родителям повесить на дом мамин портрет, чтобы он больше не заблудился.

Зеленчатые леопарды

Произведение рассказывает о споре ребят, какая болезнь лучше. Костя перенес корь и поведал друзьям, что ему подарили переводные картинки. Мишка рассказал, как съел банку малинового варенья, когда болел гриппом. Денису пришлась по душе ветрянка, потому что он ходил пятнистый как леопард. Ребята вспоминают об операции на гландах, после которой дают мороженое. По их мнению, чем тяжелее болезнь, тем лучше - тогда родители купят все, что пожелаешь.

Как я гостил у дяди Миши

Рассказ повествует о поездке Дениса к дяде Мише в Ленинград. Мальчик знакомится с двоюродным братом Димой, который показывает ему город. Они рассматривают легендарную Аврору, посещают Эрмитаж. Денис знакомится с одноклассницами брата, ему нравится Ира Родина, которой мальчик решает написать письмо по возвращении домой.

Кот в сапогах

Произведение рассказывает о школьном карнавале, для которого нужно подготовить костюм. Но у Дениса уезжает мама, и он так сильно скучает, что забывает о мероприятии. Миша наряжается гномом и помогает другу с костюмом. Они изображают из Дениски кота в сапогах. Мальчик получает главный приз за свой костюм - 2 книги, одну из которых отдает Мише.

Куриный бульон

Рассказ повествует о том, как Денис и его папа варят бульон из курицы. Они считают, что это очень простое и легкое в приготовлении блюдо. Однако повара чуть не сжигают курицу, когда хотят подпалить перья, затем пытаются отмыть птицу от сажи мылом, но она выскальзывает у Дениса из рук и оказывается под шкафом. Положение спасает мама, которая возвращается домой и помогает горе-кулинарам.

Мой знакомый медведь

Произведение рассказывает о походе Дениса в Сокольники на новогоднюю елку. Мальчика пугает огромный медведь, неожиданно нападающий на него из-за елки. Денис вспоминает, что нужно притвориться мертвым и падает на пол. Приоткрыв глаза, он видит, что зверь склоняется над ним. Тогда мальчик решает напугать животное и громко кричит. Медведь шарахается в сторону, а Денис бросает в него ледышку. Впоследствии оказывается, что под костюмом зверя скрывается актер, решивший подшутить над мальчиком.

Мотогонки по отвесной стене

Рассказ повествует о Денисе, который был чемпионом двора по езде на велосипеде. Он демонстрирует перед ребятами различные фокусы как артист в цирке. Однажды к Мише приехал родственник на велосипеде с мотором. Пока гость пил чай, ребята решают без спроса опробовать транспорт. Денис долго катается по двору, но затем не может остановиться, поскольку ребята не знают, где находится тормоз. Положение спасает родственник Федя, вовремя остановивший велосипед.

Надо иметь чувство юмора

Произведение повествует о том, как Миша и Денис делали уроки. Во время списывания текста они разговаривали, из-за чего совершили множество ошибок и пришлось переделывать задание. Затем Денис задает Мише веселую задачу, которую тот не может решить. В ответ папа дает сыну задание, на которое он обижается. Отец говорит Денису, что надо иметь чувство юмора.

Независимый горбушка

Рассказ повествует о том, как в класс Дениса пришел знаменитый писатель. Ребята долго готовились к визиту гостя, и он был тронут этим. Оказалось, что писатель заикается, но дети вежливо не заострили на этом внимания. В конце встречи одноклассник Дениса просит автограф у знаменитости. Но дело в том, что Горбушкин тоже заикается, и писатель обижается, подумав, что его дразнят. Пришлось Денису вмешаться и разрешить неловкую ситуацию.

Одна капля убивает лошадь

Произведение рассказывает о папе Дениса, которому доктор советует бросить курить. Мальчик переживает за отца, он не хочет, чтобы капля яда убила его. В выходные приходят гости, тетя Тамара дарит папе портсигар, за что Денис злится на нее. Отец просит сына подрезать сигареты, чтобы они поместились в коробочку. Мальчик намеренно портит папиросы, отрезая табак.

Он живой и светится

Рассказ повествует о Дениске, который ждет во дворе маму. В это время приходит Мишка. Ему нравится новый самосвал Дениса, и он предлагает поменять машину на светлячка. Жучок завораживает мальчика, он соглашается и долго любуется приобретением. Приходит мама и удивляется, почему сын обменял новую игрушку на маленького насекомого. На что Денис отвечает, что жук лучше, ведь он живой и светится.

Подзорная труба

Произведение рассказывает о Дениске, который рвет и портит одежду. Мама не знает, что делать с сорванцом, и папа советует ей смастерить подзорную трубу. Родители сообщают Денису, что теперь он под постоянным контролем, и они могут увидеть сына всегда, как только пожелают. Для мальчика наступают трудные дни, все его прежние занятия становятся запретными. Однажды Денису попадает в руки мамина подзорная труба, и он видит, что она пустая. Мальчик понимает, что родители его обманывали, но он счастлив и возвращается к своей прежней жизни.

Пожар во флигеле, или подвиг во льдах

Рассказ повествует о Денисе и Мише, которые играли в хоккей и опоздали в школу. Чтобы их не ругали, друзья решили придумать уважительную причину и долго спорили, что именно выбрать. Когда мальчики пришли в школу, гардеробщица отправила Дениса в класс, а Мише помогла пришить оторванные пуговицы. Кораблеву пришлось одному рассказывать учительнице, что они спасли из пожара девочку. Однако вскоре вернулся Миша и поведал классу, как они вытащили провалившегося под лед мальчика.

Поют колеса - тра-та-та

Рассказ повествует о Дениске, который поехал с папой в Ясногорск на поезде. Рано утром мальчику не спалось, и он отправился в тамбур. Денис увидел мужчину, бежавшего за поездом и помог ему забраться. Тот угостил мальчика малиной и рассказал про своего сына Сережу, который с матерью находится далеко в городе. На селе Красном мужчина соскочил с поезда, а Денис поехал дальше.

Приключение

Произведение рассказывает о Дениске, который гостил у дяди в Ленинграде и полетел один домой. Однако аэропорт в Москве закрыли из-за неблагоприятных погодных условий, и самолет вернулся обратно. Денис позвонил маме и сообщил о задержке. Ночь он провел на полу в аэропорту, а утром на 2 часа раньше объявили об отправлении самолета. Мальчик разбудил военных, чтобы они не опоздали. Поскольку самолет прилетел в Москву раньше, папа не встретил Дениса, но офицеры помогли ему и доставили домой.

Рабочие дробят камень

Рассказ повествует о друзьях, которые ходят купаться на водную станцию. Однажды Костик спрашивает Дениса, сможет ли тот спрыгнуть в воду с самой высокой вышки. Мальчик отвечает, что запросто. Друзья не верят Денису, считая, что ему слабо. Мальчик залезает на вышку, но ему становится страшно, Миша и Костя смеются. Тогда Денис повторяет попытку, но снова спускается с вышки обратно. Ребята потешаются над приятелем. Тогда Денис решается в 3 раз забраться на вышку и все-таки прыгает.

Ровно 25 кило

Произведение рассказывает о походе Мишки и Дениса на детский праздник. Они участвуют в конкурсе, в котором приз получит тот, кто весит ровно 25 килограмм. Денису до победы не хватает 500 грамм. Друзья придумывают выпить 0,5 литра воды. Денис побеждает в конкурсе.

Рыцари

Рассказ повествует о Дениске, который решил стать рыцарем и подарить маме на 8 марта коробку конфет. Но денег у мальчика нет, тогда они с Мишкой придумали вылить вино из буфета в банку, а бутылки сдать. Денис дарит маме конфеты, а папа обнаруживает, что коллекционное вино разбавлено пивом.

Сверху вниз, наискосок!

Произведение рассказывает о ребятах, которые решили помочь малярам в покраске, когда те ушли на обед. Денис и Миша красят стену, белье, которое сушится во дворе, подругу Алену, дверь, управдома. Ребятам здорово влетело, а маляры позвали их работать к себе, когда дети вырастут.

Сестра моя Ксения

Рассказ повествует о маме Дениса, которая знакомит сына с новорожденной сестрой. Вечером родители хотят купать малышку, но мальчик видит, что девочка боится и у нее несчастное лицо. Тогда брат протягивает сестре руку, и она крепко хватает его за палец, словно одному ему доверяет свою жизнь. Денис понял, как Ксении трудно и страшно и полюбил ее всей душой.

Слава Ивана Козловского

Произведение рассказывает о Дениске, который получил тройку на уроке пения. Он смеялся над Мишкой, который пел очень тихо, однако ему поставили пятерку. Когда учитель вызывает Дениса, он исполняет песню громко, что было сил. Однако преподаватель оценил его выступление только на 3. Мальчик считает, что дело в том, что он пел недостаточно громко.

Слон и радио

Рассказ повествует о походе Дениса в зоопарк. Мальчик взял с собой радиоприемник, и слона заинтересовал предмет. Он выхватил его у Дениса из рук и положил себе в рот. Теперь из животного доносилась программа о физзарядке, а окружающие клетку ребята с радостью принялись исполнять упражнения. Работник зоопарка отвлек слона, и тот отдал радиоприемник.

Сражение у Чистой речки

Произведение рассказывает о походе в кино класса Дениса Кораблева. Ребята смотрели фильм о нападении белых офицеров на Красную армию. Чтобы помочь своим, мальчики в кинотеатре стреляют из пистолетов по неприятелям, применяют пугачи. Ребята получают выговор от директора школы за нарушение общественного порядка, оружие у детей отбирают. Но Денис и Миша считают, что помогли продержаться армии до прибытия красных кавалеристов.

Тайное становится явным

Рассказ повествует о Дениске, которому мама пообещала пойти в Кремль, если он съест манную кашу. Мальчик положил в блюдо соль, сахар, добавил кипятку и хрена, но не смог проглотить и ложки и выбросил завтрак в окно. Мама обрадовалась, что сын все съел, и они начали собираться на прогулку. Однако неожиданно приходит милиционер и приводит пострадавшего, шляпа и одежда которого испачкана кашей. Денису становится понятен смысл фразы о том, что тайное всегда становится явным.

Третье место в стиле баттерфляй

Произведение рассказывает о хорошем настроении Дениса, который спешит сообщить папе, что занял 3 место по плаванию. Отец горд и интересуется, кому принадлежат первые два и кто следует за сыном. Как оказалось, 4 место не занял никто, поскольку 3 место распределили на всех спортсменов. Папа утыкается в газету, а у Дениса пропадает хорошее настроение.

Хитрый способ

Рассказ повествует о маме Дениса, которая устала мыть посуду и просит изобрести какой-нибудь способ, чтобы облегчить жизнь, иначе она отказывается кормить Дениса и его папу. Мальчик придумывает хитрый способ - он предлагает кушать из одного прибора по очереди. Однако у папы вариант лучше - он советует сыну помочь маме и самим мыть посуду.

Чики-брык

Произведение повествует о семье Дениса, которая собирается выехать на природу. Мальчик берет с собой Мишу. Ребята высовываются в окно электрички и папа Дениса, чтобы их отвлечь, показывает различные фокусы. Отец подшучивает над Мишей и срывает с его головы шляпу. Мальчик расстраивается, думая, что ее сорвало ветром, но великий маг возвращает предмет одежды.

Что я люблю и чего не люблю

Рассказ повествует о том, что нравится и не нравится Дениске. Он любит выигрывать в шашки, шахматы и домино, в выходной день утром залезать к папе в постель, дышать носом маме в ушко, смотреть телевизор, звонить по телефону, строгать, пилить и многое другое. Денис не любит, когда родители уходят в театр, лечить зубы, проигрывать, надевать новый костюм, кушать яйца всмятку и так далее.

Другие истории из цикла «Денискины рассказы»

  • Белые амадины
  • Главные реки
  • Дымка и Антон
  • Дядя Павел истопник
  • Запах неба и махорочки
  • И мы!
  • Красный шарик в синем небе
  • На Садовой большое движение
  • Не пиф, не паф!
  • Не хуже вас, цирковых
  • Ничего изменить нельзя
  • Похититель собак
  • Профессор кислых щей
  • Расскажите мне про Сингапур
  • Синий кинжал
  • Смерть шпиона Гадюкина
  • Старый мореход
  • Тиха украинская ночь
  • Удивительный день
  • Фантомас
  • Человек с голубым лицом
  • Что любит Мишка
  • Шляпа гроссмейстера

Он упал на траву

Повесть «Он упал на траву» рассказывает о девятнадцатилетнем юноше Мите Королеве, который по причине детской травмы ноги не был призван в армию, но пошел в ополчение. Он роет противотанковые рвы под Москвой совместно с товарищами: Лешкой, Степаном Михалычем, Сережей Любомировым, казахом Байсеитовым и прочими. По окончании работы, когда ополченцы ждут прибытия советской армии, неожиданно на них совершается нападение немецких танков. Оставшиеся в живых Митя и Байсеитов добираются до своих войск. Юноша возвращается в Москву и записывается в партизанский отряд.

Сегодня и ежедневно

Повесть «Сегодня и ежедневно» повествует о клоуне Николае Ветрове, способном сделать великолепной даже самую слабую цирковую программу. Но в реальной жизни артисту непросто и неуютно. Его любимая женщина встречается с другим человеком, и клоун понимает, что впереди расставание. Собравшись с друзьями в ресторане, цирковой артист высказывает мысль о собственном предназначении - доставлять радость, смех детям вопреки жизненным неудачам. Он знакомится с воздушной акробаткой Ириной, выполняющей сложные номера. Однако во время исполнения трюка девушка разбивается и гибнет. Николай уезжает в цирк во Владивосток.

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Виктор Драгунский
Денискины рассказы

Англичанин Павля

– Завтра первое сентября, – сказала мама, – и вот наступила осень, и ты пойдёшь уже во второй класс. О, как летит время!

– И по этому случаю, – подхватил папа, – мы сейчас «зарежем арбуза»!

И он взял ножик и взрезал арбуз. Когда он резал, был слышен такой полный, приятный, зелёный треск, что у меня прямо спина похолодела от предчувствия, как я буду есть этот арбуз. И я уже раскрыл рот, чтобы вцепиться в розовый арбузный ломоть, но тут дверь распахнулась, и в комнату вошёл Павля. Мы все страшно обрадовались, потому что он давно уже не был у нас, и мы по нём соскучились.

– Ого, кто пришёл! – сказал папа. – Сам Павля. Сам Павля-Бородавля!

– Садись с нами, Павлик, арбуз есть, – сказала мама. – Дениска, подвинься.

Я сказал:

– Привет! – и дал ему место рядом с собой.

Он сказал:

– Привет! – и сел.

И мы начали есть, и долго ели, и молчали. Нам неохота было разговаривать. А о чём тут разговаривать, когда во рту такая вкуснотища!

И когда Павле давали третий кусок, он сказал:

– Ах, люблю я арбуз. Даже очень. Мне бабушка никогда не даёт его вволю поесть.

– А почему? – спросила мама.

– Она говорит, что после арбуза у меня получается не сон, а сплошная беготня.

– Правда, – сказал папа. – Вот поэтому-то мы и едим арбуз с утра пораньше. К вечеру его действие кончается и можно спокойно спать. Ешь давай, не бойся.

– Я не боюсь, – сказал Павля.

И мы все опять занялись делом, и опять долго молчали. И когда мама стала убирать корки, папа сказал:

– А ты чего, Павля, так давно не был у нас?

– Да, – сказал я. – Где ты пропадал? Что ты делал?

И тут Павля напыжился, покраснел, поглядел по сторонам и вдруг небрежно так обронил, словно нехотя:

– Что делал, что делал… Английский изучал, вот что делал.

Я прямо опешил. Я сразу понял, что всё лето зря прочепушил. С ежами возился, в лапту играл, пустяками занимался. А вот Павля, он время не терял, нет, шалишь, он работал над собой, он повышал свой уровень образования. Он изучал английский язык и теперь небось сможет переписываться с английскими пионерами и читать английские книжки! Я сразу почувствовал, что умираю от зависти, а тут ещё мама добавила:

– Вот, Дениска, учись. Это тебе не лапта!

– Молодец, – сказал папа, – уважаю!

Павля прямо засиял:

– К нам в гости приехал студент, Сева. Так вот он со мной каждый день занимается. Вот уже целых два месяца. Прямо замучил совсем.

– А что, трудный английский язык? – спросил я.

– С ума сойти, – вздохнул Павля.

– Ещё бы не трудный, – вмешался папа. – Там у них сам чёрт ногу сломит. Уж очень сложное правописание. Пишется Ливерпуль, а произносится Манчестер.

– Ну да! – сказал я. – Верно, Павля?

– Прямо беда, – сказал Павля, – я совсем измучился от этих занятий, похудел на двести грамм.

– Так что ж ты не пользуешься своими знаниями, Павлик? – сказала мама. – Ты почему, когда вошёл, не сказал нам по-английски «здрасте»?

– Я «здрасте» ещё не проходил, – сказал Павля.

– Ну вот ты арбуза поел, почему не сказал «спасибо»?

– Я сказал, – сказал Павля.

– Ну да, по-русски-то ты сказал, а по-английски?

– Мы до «спасибо» ещё не дошли, – сказал Павля. – Очень трудное пропо-ви-сание.

Тогда я сказал:

– Павля, а ты научи-ка меня, как по-английски «раз, два, три».

– Я этого ещё не изучил, – сказал Павля.

– Что же ты изучал? – закричал я. – За два месяца ты всё-таки хоть что-нибудь-то изучил?

– Я изучил, как по-английски Петя, – сказал Павля.

– Ну как?

– Верно, – сказал я. – Ну, а что ты ещё знаешь по-английски?

– Пока всё, – сказал Павля.

Арбузный переулок

Я пришёл со двора после футбола усталый и грязный, как не знаю кто. Мне было весело, потому что мы выиграли у дома номер пять со счётом 44:37. В ванной, слава богу, никого не было. Я быстро сполоснул руки, побежал в комнату и сел за стол. Я сказал:

– Я, мама, сейчас быка съесть могу.

Она улыбнулась.

– Живого быка? – сказала она.

– Ага, – сказал я, – живого, с копытами и ноздрями!

Мама сейчас же вышла и через секунду вернулась с тарелкой в руках. Тарелка так славно дымилась, и я сразу догадался, что в ней рассольник. Мама поставила тарелку передо мной.

– Ешь! – сказала мама.

Но это была лапша. Молочная. Вся в пенках. Это почти то же самое, что манная каша. В каше обязательно комки, а в лапше обязательно пенки. Я просто умираю, как только вижу пенки, не то чтобы есть. Я сказал:

– Я не буду лапшу!

Мама сказала:

– Безо всяких разговоров!

– Там пенки!

Мама сказала:

– Ты меня вгонишь в гроб! Какие пенки? Ты на кого похож? Ты вылитый Кощей!

Я сказал:

– Лучше убей меня!

Но мама вся прямо покраснела и хлопнула ладонью по столу:

– Это ты меня убиваешь!

И тут вошёл папа. Он посмотрел на нас и спросил:

– О чём тут диспут? О чём такой жаркий спор?

Мама сказала:

– Полюбуйся! Не хочет есть. Парню скоро одиннадцать лет, а он, как девочка, капризничает.

Мне скоро девять. Но мама всегда говорит, что мне скоро одиннадцать. Когда мне было восемь лет, она говорила, что мне скоро десять.

Папа сказал:

– А почему не хочет? Что, суп пригорел или пересолен?

Я сказал:

– Это лапша, а в ней пенки…

Папа покачал головой:

– Ах, вот оно что! Его высокоблагородие фон-барон Кутькин-Путькин не хочет есть молочную лапшу! Ему, наверно, надо подать марципаны на серебряном подносе!

Я засмеялся, потому что я люблю, когда папа шутит.

– Это что такое – марципаны?

– Я не знаю, – сказал папа, – наверно, что-нибудь сладенькое и пахнет одеколоном. Специально для фон-барона Кутькина-Путькина!.. А ну давай ешь лапшу!

– Да ведь пенки же!

– Заелся ты, братец, вот что! – сказал папа и обернулся к маме. – Возьми у него лапшу, – сказал он, – а то мне просто противно! Кашу он не хочет, лапшу он не может!.. Капризы какие! Терпеть не могу!..

Он сел на стул и стал смотреть на меня. Лицо у него было такое, как будто я ему чужой. Он ничего не говорил, а только вот так смотрел – по-чужому. И я сразу перестал улыбаться – я понял, что шутки уже кончились. А папа долго так молчал, и мы все так молчали, а потом он сказал, и как будто не мне, и не маме, а так кому-то, кто его друг:

– Нет, я, наверно, никогда не забуду эту ужасную осень, – сказал папа, – как невесело, неуютно тогда было в Москве… Война, фашисты рвутся к городу. Холодно, голодно, взрослые все ходят нахмуренные, радио слушают ежечасно… Ну, всё понятно, не правда ли? Мне тогда лет одиннадцать-двенадцать было, и, главное, я тогда очень быстро рос, тянулся кверху, и мне всё время ужасно есть хотелось. Мне совершенно не хватало еды. Я всегда просил хлеба у родителей, но у них не было лишнего, и они мне отдавали свой, а мне и этого не хватало. И я ложился спать голодный, и во сне я видел хлеб. Да что… У всех так было. История известная. Писано-переписано, читано-перечитано…

И вот однажды иду я по маленькому переулку, недалеко от нашего дома, и вдруг вижу – стоит здоровенный грузовик, доверху заваленный арбузами. Я даже не знаю, как они в Москву попали. Какие-то заблудшие арбузы. Наверно, их привезли, чтобы по карточкам выдавать. И наверху в машине стоит дядька, худой такой, небритый и беззубый, что ли, – рот у него очень втянулся. И вот он берёт арбуз и кидает его своему товарищу, а тот – продавщице в белом, а та – ещё кому-то четвёртому… И у них это ловко так цепочкой получается: арбуз катится по конвейеру от машины до магазина. А если со стороны посмотреть – играют люди в зелёно-полосатые мячики, и это очень интересная игра. Я долго так стоял и на них смотрел, и дядька, который очень худой, тоже на меня смотрел и всё улыбался мне своим беззубым ртом, славный человек. Но потом я устал стоять и уже хотел было идти домой, как вдруг кто-то в их цепочке ошибся, загляделся, что ли, или просто промахнулся, и пожалуйте – тррах!.. Тяжеленный арбузище вдруг упал на мостовую. Прямо рядом со мной. Он треснул как-то криво, вкось, и была видна белоснежная тонкая корка, а за нею такая багровая, красная мякоть с сахарными прожилками и косо поставленными косточками, как будто лукавые глазки арбуза смотрели на меня и улыбались из серёдки. И вот тут, когда я увидел эту чудесную мякоть и брызги арбузного сока и когда я почуял этот запах, такой свежий и сильный, только тут я понял, как мне хочется есть. Но я отвернулся и пошёл домой. И не успел я отойти, вдруг слышу – зовут:

«Мальчик, мальчик!»

Я оглянулся, а ко мне бежит этот мой рабочий, который беззубый, и у него в руках разбитый арбуз. Он говорит:

«На-ка, милый, арбуз-то, тащи, дома поешь!»

И я не успел оглянуться, а он уже сунул мне арбуз и бежит на своё место, дальше разгружать. И я обнял арбуз и еле доволок его до дому, и позвал своего дружка Вальку, и мы с ним оба слопали этот громадный арбуз. Ах, что это была за вкуснота! Передать нельзя! Мы с Валькой отрезали большущие кусищи, во всю ширину арбуза, и когда кусали, то края арбузных ломтей задевали нас за уши, и уши у нас были мокрые, и с них капал розовый арбузный сок. И животы у нас с Валькой надулись и тоже стали похожи на арбузы. Если по такому животу щёлкнуть пальцем, звон пойдёт знаешь какой! Как от барабана. И об одном только мы жалели, что у нас нет хлеба, а то бы мы ещё лучше наелись. Да…

Папа отвернулся и стал смотреть в окно.

– А потом ещё хуже – завернула осень, – сказал он, – стало совсем холодно, с неба сыпал зимний, сухой и меленький снег, и его тут же сдувало сухим и острым ветром. И еды у нас стало совсем мало, и фашисты всё шли и шли к Москве, и я всё время был голодный. И теперь мне снился не только хлеб. Мне ещё снились и арбузы. И однажды утром я увидел, что у меня совсем уже нет живота, он просто как будто прилип к позвоночнику, и я прямо уже ни о чём не мог думать, кроме еды. И я позвал Вальку и сказал ему:

«Пойдём, Валька, сходим в тот арбузный переулок, может быть, там опять арбузы разгружают, и, может быть, опять один упадёт, и, может быть, нам его опять подарят».

И мы закутались с ним в какие-то бабушкины платки, потому что холодюга был страшный, и пошли в арбузный переулок. На улице был серый день, людей было мало, и в Москве тихо было, не то что сейчас. В арбузном переулке и вовсе никого не было, и мы стали против магазинных дверей и ждём, когда же придёт грузовик с арбузами. И уже стало совсем темнеть, а он всё не приезжал. Я сказал:

«Наверно, завтра приедет…»

«Да, – сказал Валька, – наверно, завтра».

И мы пошли с ним домой. А назавтра снова пошли в переулок, и снова напрасно. И мы каждый день так ходили и ждали, но грузовик не приехал…

Папа замолчал. Он смотрел в окно, и глаза у него были такие, как будто он видит что-то такое, чего ни я, ни мама не видим. Мама подошла к нему, но папа сразу встал и вышел из комнаты. Мама пошла за ним. А я остался один. Я сидел и тоже смотрел в окно, куда смотрел папа, и мне показалось, что я прямо вот вижу папу и его товарища, как они дрогнут и ждут. Ветер по ним бьёт, и снег тоже, а они дрогнут и ждут, и ждут, и ждут… И мне от этого просто жутко сделалось, и я прямо вцепился в свою тарелку и быстро, ложка за ложкой, выхлебал её всю, и наклонил потом к себе, и выпил остатки, и хлебом обтёр донышко, и ложку облизал.

Бы…

Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы всё вокруг на свете было устроено наоборот. Ну вот, например, чтобы дети были во всех делах главные, а взрослые должны были бы их во всём, во всём слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень было бы интересно.

Во-первых, я представляю себе, как бы маме «понравилась» такая история, что я хожу и командую ею, как хочу, да и папе небось тоже бы «понравилось», а о бабушке и говорить нечего. Что и говорить, я всё бы им припомнил! Например, вот мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:

«Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот ещё новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят! – И она бы стала есть, опустив голову, а я бы только подавал команду: – Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Всё решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!»

И тут вошёл бы папа после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал:

«Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать. После тебя на полотенце страшно смотреть. Щёткой три и не жалей мыла. Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти. Это просто когти! Где ножницы? Не дергайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень осторожно. Не хлюпай носом, ты не девчонка… Вот так. Теперь садись к столу».

Он бы сел и потихоньку сказал маме:

«Ну как поживаешь?!»

А она бы сказала тоже тихонько:

«Ничего, спасибо!»

А я бы немедленно:

«Разговорчики за столом! Когда я ем, то глух и нем! Запомните это на всю жизнь. Золотое правило! Папа! Положи сейчас же газету, наказание ты моё!»

И они сидели бы у меня как шёлковые, а уж когда бы пришла бабушка, я бы прищурился, всплеснул руками и заголосил:

«Папа! Мама! Полюбуйтесь на нашу бабуленьку! Каков вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щёки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего сказать. Признавайся, опять в хоккей гоняла? А это что за грязная палка? Ты зачем её в дом приволокла? Что? Это клюшка? Убери её сейчас же с моих глаз – на чёрный ход!»

Тут я бы прошёлся по комнате и сказал бы им всем троим:

«После обеда все садитесь за уроки, а я в кино пойду!» Конечно, они бы сейчас же заныли и захныкали:

«И мы с тобой! И мы тоже хотим в кино!»

А я бы им:

«Нечего, нечего! Вчера ходили на день рождения, в воскресенье я вас в цирк водил! Ишь! Понравилось развлекаться каждый день. Дома сидите! Нате вам тридцать копеек на мороженое, и всё!»

Тогда бы бабушка взмолилась:

«Возьми хоть меня-то! Ведь каждый ребёнок может провести с собой одного взрослого бесплатно!»

Но я бы увильнул, я сказал бы:

«А на эту картину людям после семидесяти лет вход воспрещён. Сиди дома, гулёна!»

И я бы прошёлся мимо них, нарочно громко постукивая каблуками, как будто я не замечаю, что у них у всех глаза мокрые, и я бы стал одеваться, и долго вертелся бы перед зеркалом, и напевал бы, и они от этого ещё хуже бы мучились, а я бы приоткрыл дверь на лестницу и сказал бы…

Но я не успел придумать, что бы я сказал, потому что в это время вошла мама, самая настоящая, живая, и сказала:

– Ты ещё сидишь? Ешь сейчас же, посмотри, на кого ты похож? Вылитый Кощей!

«Где это видано, где это слыхано…»

На переменке подбежала ко мне наша октябрятская вожатая Люся и говорит:

– Дениска, а ты сможешь выступить в концерте? Мы решили организовать двух малышей, чтобы они были сатирики. Хочешь?

Я говорю:

– Я всё хочу! Только ты объясни: что такое сатирики?

Люся говорит:

– Видишь ли, у нас есть разные неполадки… Ну, например, двоечники или лентяи, их надо прохватить. Понял? Надо про них выступить, чтобы все смеялись, это на них подействует отрезвляюще.

Я говорю:

– Они не пьяные, они просто лентяи.

– Это так говорится: «отрезвляюще», – засмеялась Люся. – А на самом деле просто эти ребята призадумаются, им станет неловко, и они исправятся. Понял? Ну, в общем, не тяни: хочешь – соглашайся, не хочешь – отказывайся!

Я сказал:

– Ладно уж, давай!

Тогда Люся спросила:

– А у тебя есть партнёр?

Люся удивилась.

– Как же ты без товарища живёшь?

– Товарищ у меня есть, Мишка. А партнёра нету.

Люся снова улыбнулась:

– Это почти одно и то же. А он музыкальный, Мишка твой?

– Нет, обыкновенный.

– Петь умеет?

– Очень тихо… Но я научу его петь громче, не беспокойся.

Тут Люся обрадовалась:

– После уроков притащи его в малый зал, там будет репетиция!

И я со всех ног пустился искать Мишку. Он стоял в буфете и ел сардельку.

– Мишка, хочешь быть сатириком?

А он сказал:

– Погоди, дай поесть.

Я стоял и смотрел, как он ест. Сам маленький, а сарделька толще его шеи. Он держал эту сардельку руками и ел прямо целой, не разрезая, и шкурка трещала и лопалась, когда он её кусал, и оттуда брызгал горячий пахучий сок.

И я не выдержал и сказал тёте Кате:

– Дайте мне, пожалуйста, тоже сардельку, поскорее!

И тётя Катя сразу протянула мне мисочку. И я очень торопился, чтобы Мишка без меня не успел съесть свою сардельку: мне одному не было бы так вкусно. И вот я тоже взял свою сардельку руками и тоже, не чистя, стал грызть её, и из неё брызгал горячий пахучий сок. И мы с Мишкой так грызли на пару, и обжигались, и смотрели друг на дружку, и улыбались.

А потом я ему рассказал, что мы будем сатирики, и он согласился, и мы еле досидели до конца уроков, а потом побежали в малый зал на репетицию. Там уже сидела наша вожатая Люся, и с ней был один парнишка, приблизительно из четвёртого, очень некрасивый, с маленькими ушами и большущими глазами.

Люся сказала:

– Вот и они! Познакомьтесь, это наш школьный поэт Андрей Шестаков.

Мы сказали:

– Здоруво!

И отвернулись, чтобы он не задавался.

А поэт сказал Люсе:

– Это что, исполнители, что ли?

Он сказал:

– Неужели ничего не было покрупней?

Люся сказала:

– Как раз то, что требуется!

Но тут пришёл наш учитель пения Борис Сергеевич. Он сразу подошёл к роялю.

– Нуте-с, начинаем! Где стихи?

Андрюшка вынул из кармана какой-то листок и сказал:

– Вот. Я взял размер и припев у Маршака, из сказки об ослике, дедушке и внуке: «Где это видано, где это слыхано…»

Борис Сергеевич кивнул:



Учится папа за Васю весь год.

Папа решает, а Вася сдаёт?!

Мы с Мишкой так и прыснули. Конечно, ребята довольно часто просят родителей решить за них задачу, а потом показывают учительнице, как будто это они такие герои. А у доски ни бум-бум – двойка! Дело известное. Ай да Андрюшка, здурово прохватил!


Мелом расчерчен асфальт на квадратики,
Манечка с Танечкой прыгают тут,
Где это видано, где это слыхано -
В «классы» играют, а в класс не идут?!

Опять здурово. Нам очень понравилось! Этот Андрюшка просто настоящий молодец, вроде Пушкина!

Борис Сергеевич сказал:

– Ничего, неплохо! А музыка будет самая простая, вот что-нибудь в этом роде. – И он взял Андрюшкины стихи и, тихонько наигрывая, пропел их все подряд.

Получилось очень ловко, мы даже захлопали в ладоши.

А Борис Сергеевич сказал:

– Нуте-с, кто же наши исполнители?

А Люся показала на нас с Мишкой:

– Ну что ж, – сказал Борис Сергеевич, – у Миши хороший слух… Правда, Дениска поёт не очень-то верно.

Я сказал:

– Зато громко.

И мы начали повторять эти стихи под музыку и повторили их, наверно, раз пятьдесят или тысячу, и я очень громко орал, и все меня успокаивали и делали замечания:

– Ты не волнуйся! Ты тише! Спокойней! Не надо так громко!

Особенно горячился Андрюшка. Он меня совсем затормошил. Но я пел только громко, я не хотел петь потише, потому что настоящее пение – это именно когда громко!

…И вот однажды, когда я пришёл в школу, я увидел в раздевалке объявление:

ВНИМАНИЕ!

Сегодня на большой перемене

в малом зале состоится выступление

летучего патруля

«Пионерского Сатирикона »!

Исполняет дуэт малышей!

На злобу дня!

Приходите все !

И во мне сразу что-то ёкнуло. Я побежал в класс. Там сидел Мишка и смотрел в окно.

Я сказал:

– Ну, сегодня выступаем!

А Мишка вдруг промямлил:

– Неохота мне выступать…

Я прямо оторопел. Как – неохота? Вот так раз! Ведь мы же репетировали? А как же Люся и Борис Сергеевич? Андрюшка? А все ребята, ведь они читали афишу и прибегут как один? Я сказал:

– Ты что, с ума сошёл, что ли? Людей подводить?

А Мишка так жалобно:

– У меня, кажется, живот болит.

Я говорю:

– Это со страху. У меня тоже болит, но я ведь не отказываюсь!

Но Мишка всё равно был какой-то задумчивый. На большой перемене все ребята кинулись в малый зал, а мы с Мишкой еле плелись позади, потому что у меня тоже совершенно пропало настроение выступать. Но в это время нам навстречу выбежала Люся, она крепко схватила нас за руки и поволокла за собой, но у меня ноги были мягкие, как у куклы, и заплетались. Это я, наверно, от Мишки заразился.

В зале было огорожено место около рояля, а вокруг столпились ребята из всех классов, и няни, и учительницы.

Мы с Мишкой встали около рояля.

Борис Сергеевич был уже на месте, и Люся объявила дикторским голосом:

– Начинаем выступление «Пионерского Сатирикона» на злободневные темы. Текст Андрея Шестакова, исполняют всемирно известные сатирики Миша и Денис! Попросим!

И мы с Мишкой вышли немножко вперёд. Мишка был белый, как стена. А я ничего, только во рту было сухо и шершаво, как будто там лежал наждак.

Борис Сергеевич заиграл. Начинать нужно было Мишке, потому что он пел первые две строчки, а я должен был петь вторые две строчки. Вот Борис Сергеевич заиграл, а Мишка выкинул в сторону левую руку, как его научила Люся, и хотел было запеть, но опоздал, и, пока он собирался, наступила уже моя очередь, так выходило по музыке. Но я не стал петь, раз Мишка опоздал. С какой стати!

Мишка тогда опустил руку на место. А Борис Сергеевич громко и раздельно начал снова.

Он ударил, как и следовало, по клавишам три раза, а на четвёртый Мишка опять откинул левую руку и наконец запел:


Папа у Васи силён в математике,
Учится папа за Васю весь год.

Я сразу подхватил и прокричал:


Где это видано, где это слыхано -
Папа решает, а Вася сдаёт?!

Все, кто был в зале, рассмеялись, и у меня от этого стало легче на душе. А Борис Сергеевич поехал дальше. Он снова три раза ударил по клавишам, а на четвёртый Мишка аккуратно выкинул левую руку в сторону и ни с того ни с сего запел сначала:


Папа у Васи силён в математике,
Учится папа за Васю весь год.

Я сразу понял, что он сбился! Но раз такое дело, я решил допеть до конца, а там видно будет. Взял и допел:


Где это видано, где это слыхано -
Папа решает, а Вася сдаёт?!

Слава богу, в зале было тихо – все, видно, тоже поняли, что Мишка сбился, и подумали: «Ну что ж, бывает, пусть дальше поёт».

И когда музыка дошла до места, он снова вымахнул левую руку и, как пластинка, которую «заело», завёл в третий раз:


Папа у Васи силён в математике,
Учится папа за Васю весь год.

Мне ужасно захотелось стукнуть его по затылку чем-нибудь тяжёлым, и я заорал со страшной злостью:


Где это видано, где это слыхано -
Папа решает, а Вася сдаёт?!

– Мишка, ты, видно, совсем рехнулся! Ты что в третий раз одно и то же затягиваешь? Давай про девчонок!

А Мишка так нахально:

– Без тебя знаю! – И вежливо говорит Борису Сергеевичу: – Пожалуйста, Борис Сергеевич, дальше!

Борис Сергеевич заиграл, а Мишка вдруг осмелел, опять выставил свою левую руку и на четвёртом ударе заголосил как ни в чём не бывало:


Папа у Васи силён в математике,
Учится папа за Васю весь год.

Тут все в зале прямо завизжали от смеха, и я увидел в толпе, какое несчастное лицо у Андрюшки, и ещё увидел, что Люся, вся красная и растрёпанная, пробивается к нам сквозь толпу. А Мишка стоит с открытым ртом, как будто сам на себя удивляется. Ну, а я, пока суд да дело, докрикиваю:


Где это видано, где это слыхано -
Папа решает, а Вася сдаёт?!

Тут уж началось что-то ужасное. Все хохотали как зарезанные, а Мишка из зелёного стал фиолетовым. Наша Люся схватила его за руку и утащила к себе. Она кричала:

– Дениска, пой один! Не подводи!.. Музыка! И!..

А я стоял у рояля и решил не подвести. Я почувствовал, что мне стало всё равно, и, когда дошла музыка, я почему-то вдруг тоже выкинул в сторону левую руку и совершенно неожиданно завопил:


Папа у Васи силён в математике,
Учится папа за Васю весь год…

Я даже удивляюсь, что я не умер от этой проклятой песни. Я, наверно бы, умер, если бы в это время не зазвонил звонок…

Не буду я больше сатириком!

Добрые и озорные рассказы писателя стали классикой детской литературы советского периода. Их охотно читают и в новом веке, находя забавными, поучительными и остроумными.

Виктор Драгунский, подаривший детям цикл заряжающих позитивом «Денискиных рассказов» , творил вдохновенно, его прозу для младшей читательской аудитории с удовольствием перечитывают взрослые, вспоминая те беззаботные годы, когда «деревья были большими».

Но советский прозаик творил не только для подрастающего поколения: в его библиографии - две замечательные автобиографические повести.

Сочинения автора настолько многослойны, реалистичны и красочны, что по ним снято полтора десятка фильмов, поставлены спектакли. В наши дни творчество Драгунского переживает второе рождение и всплеск читательского интереса.

Детство и юность

Родился будущий литератор в конце 1913 года в Америке, в семье евреев-эмигрантов из белорусского Гомеля. Но Рита Драгунская и Юзеф Перцовский прожили в полуторамиллионном Бронксе недолго: через полгода после рождения первенца супруги вернулись на родину, в Гомель.


Виктор Драгунский в детстве и его мама

Родного отца Виктор Драгунский не запомнил: Юзеф Фалькович скончался от тифа, когда сыну было 4 года. Вскоре мама вышла замуж вторично за красного комиссара Ипполита Войцеховича, но и этот брак закончился спустя 2 года: в 1920-м комиссар погиб.

Влияние на Виктора Драгунского оказал третий супруг матери и второй отчим – артист Менахем Рубин. Он выходил на подмостки еврейского театра водевиля, гастролировавшего по стране с комедийными музыкальными пьесами. Вместе с отчимом кочевал по городам и весям 8-летний Витя с матерью, впитывая за кулисами дух творчества и праздника.


В 1924-м у Виктора Драгунского появился единоутробный брат Леонид. Спустя 3 года, в 1925 году Рубин прекратил колесить по стране и остановился в Москве, дав согласие стать режиссером театра Ильи Триллинга. В конце 1920-х Рубин с Триллингом оставили Советский Союз и эмигрировали в США, где открыли новый театр.

Окончив школу, Виктор Драгунский устроился помощником токаря на завод. Позже перешел на фабрику конской упряжи, где мастерил шоры для лошадей. Но любовь к творчеству, привитая отчимом, не остывала: в 1930-м Виктор записался в мастерскую театрального педагога и режиссера Алексея Дикого, где учился 5 лет.

Театр

После окончания курса вышел на сцену Театра транспорта на улице Гороховой (ныне «Гоголь-центр»). Вскоре талантливого артиста заметили и пригласили в столичный Театр сатиры. Виктор Драгунский вечером выходил на подмостки, а днем писал фельетоны и юмористические монологи, придумывал клоунады для цирка и веселые интермедии. Актер и писатель подружился с цирковыми артистами и даже выходил на арену как клоун.


Великая Отечественная война прервала творческий полет Виктора Драгунского - он защищал Родину в ополчении. В армию не взяли из-за слабого здоровья. В 1943 году не стало брата писателя: Леонид Драгунский-Рубин скончался от тяжелого ранения в госпитале под Калугой.

После войны артист и писатель устроился в труппу столичного Театра-студии киноактера. Творческая биография литератора – это и роли в кино. У Драгунский снялся в картине «Русский вопрос», зрители узнали его в образе диктора на радио. Вышел на театральную сцену, сыграв героев нескольких спектаклей.


Виктор Драгунский в фильме "Русский вопрос"

Актера приняли в драмтеатр на Поварской. Но заметные роли доставались мэтрам, а молодежь перебивалась появлением в массовке. Фонтанирующий идеями Виктор, дабы не прозябать без работы, инициировал создание самодеятельного коллектива внутри драмтеатра, в который вошли и молодые, и маститые артисты.

В этом «театре в театре» Драгунский возглавил пародийный коллектив «Синяя птичка», выходивший на сцену 10 лет, начиная с 1948 года. Юмористические спектакли артиста пользовались успехом и «Синюю птичку» пригласили на Мосэстраду. Виктор сочинял сценарии пародий и тексты песен. Одна из них («Теплоход») вошла в эстрадный репертуар .

Литература

Написанные за 10 лет фельетоны и юморески литератор объединил в сборник, который назвал «Железный характер». Книга вышла в 1960 году.


Известность пришла к писателю после выхода в 1966-м «Денискиных рассказов» – цикла юмористических рассказов для детей и подростков, главным героем которых стал . В том же году юные читатели порадовались еще одной книге – сборнику под названием «Похититель собак».

В 1960 годы книги цикла издавались миллионными тиражами. Дети зачитывались рассказами «Первый день», «Друг детства», «Кот в сапогах» и «Тайное становится явным». Поучительные, но не назидательные книги Виктора Драгунского легко находили путь к сердцу ребенка, прививали любовь к чтению.


Как и вся проза Драгунского, веселые истории о Дениске и его друге Мишке Слонове взяты из жизни. Прототипом главного героя стал сын литератора Денис.

Многие произведения Виктора Драгунского экранизированы. Советские режиссеры сняли фильмы по мотивам Денискиных рассказов «Девочка на шаре», «Капитан» и «Удивительные приключения Дениса Кораблева».

Саркастический рассказ «Волшебная сила искусства» был экранизирован советским режиссером Наумом Бирманом. Сценарий комедии написал Виктор Драгунский, а в трех новеллах одноименного альманаха снялись , и .


В 1980 году на экраны вышла мелодрама «Клоун» по мотивам одноименной повести. В фильме снялись , Анатолий Марчевский, Римма Быкова. Сценарий грустной комедии написал автор.

Взрослым писатель подарил две повести – «Он упал на траву» и «Сегодня и ежедневно». Первая - о войне, вторая - о жизни артистов цирка.

Личная жизнь

В середине 1930-х Виктор Драгунский познакомился с актрисой Еленой Корниловой. Роман увенчался браком, в котором родился первенец – сын Леня. Но семейная жизнь дала трещину, супруги расстались. Леонид Корнилов окончил университет, выбрав экономический факультет, но отцовские гены победили. Публицист Корнилов писал статьи для «Известий» и «Недели», издал 6 книг.


Второй брак Виктора Драгунского оказался счастливым. Выпускница театрального вуза Алла Семичастнова, моложе мужа на 10 лет, родила Виктору Юзефовичу двоих отпрысков – сына Дениса и дочь Ксению. Вместе супруги прожили до смерти писателя.


Денис Драгунский, прототип героя известных детских рассказов отца, стал филологом (преподавал греческий язык будущим дипломатам), журналистом и литератором. Он писал сценарии для фильмов, научные статьи и обзоры.

Талант к писательству обнаружился и у Ксении Драгунской: она сочинила сценарии к трем десяткам пьес, прославилась как драматург, искусствовед и детский прозаик.

Смерть

Скончался Виктор Драгунский в столице на 60-м году, от хронической болезни, с которой боролся долгие годы. В последний путь светлого и доброго писателя проводили тысячи поклонников.


Могила артиста, юмориста и писателя находится на 14-м участке Ваганьковского кладбища. В 1990-м вдова писателя Алла Драгунская издала книгу стихов Виктора Юзефовича.

Библиография

  • 1960 – «Железный характер»
  • 1961 – «Расскажите мне про Сингапур»
  • 1961 – «Он упал на траву»
  • 1962 – «Человек с голубым лицом»
  • 1964 – «Девочка на море»
  • 1964 – «Старый мореход»
  • 1964 – «Сегодня и ежедневно»
  • 1966 – «Денискины рассказы»
  • 1966 – «Похититель собак»