Все о крещении. Просмотр вопроса

Метрические книги - это источники, которые велись в культовых учреждениях для записи актов о рождении, браке, разводе и смерти. Форма ведения метрических книг была одинаковой для всех вероисповеданий в том, что относится к сути записей, однако содержание самих актов и внешний вид книг отличались. Метрические книги начали вести в России с 1722 г. По принципу документирования и хранения делятся на приходские и консисторские. В фондах духовных консисторий находятся: периодические погодовые выписки ("экстракты") из приходских метрических книг, копии некоторых приходских метрических книг. Консисторский экземпляр, включавший метрические тетради рождения, брака, смерти за один год по всем приходам одного уезда или города, достигал 1000-1200 листов. Приходский экземпляр имел иную структуру. Он включал записи рождений, браков и смертей только одного прихода за несколько лет, в зависимости от численности прихода.

До 1840-1850-х гг. приходская метрическая книга включала все виды регистрации, а позже каждый вид регистрации велся в отдельной книге. Объем приходской метрической книги чаще всего был около 200-250 листов. Полную юридическую силу имели документы выданные на основе консисторского экземпляра. Записи в метрические книги производились сразу после совершения акта, а записи о браке сверялись с обыскными книгами. С конца XIX в. обязанность вести метрические книги о военнослужащих по полкам возлагались на военных священников. На основании записей в метрических книгах выдавались метрические свидетельства (выписи). По закону метрические книги считались судебным доказательством: по ним сверялось метрическое свидетельство при оспаривании подлинности последнего. При отсутствии метрических книг или при сомнительности их записей за доказательство рождения принимались исповедные росписи, родословные, городские обывательские книги, формулярные списки и ревизские сказки (а также выписи из церквей, где родившийся крещен), дополнительно они подтверждались показаниями свидетелей, бывших при крещении.

Запись о крещении/рождении

Документ учета гражданского состояния населения. Рождения и крещения детей фиксировались в первой части метрических книг одной записью, т. е. она свидетельствовала о двуз разных событиях: 1) о естественном событии рождения и 2) о церковном совершении таинства крещения. У православных отмечались дни рождения и крещения (близнецы записывались одной записью), звание, сословие, имя и исповедание родителей, имя, звание и сословие восприемников. Набор сведений у представителей других исповеданий был меньше: у мусульман указывалось только время рождения и имена родителей. При внесении в метрическую книгу записи крещения подкидыша, родители которого не обнаружены, или вообще внебрачных детей, чьи матери по каким-либо причинам скрывали свое имя и звание, в метрической записи все равно указывали имя крещенного, время и место рождения, удостоверение родовспомогательного заведения, сведения от полиции или свидетельские показания. В графе о родителях писали: "родители неизвестны". Формуляр имел следующие графы:

    1) номер записи (раздельно для мужского и женского пола);

    2) полные даты рождения и крещения ребенка;

    3) имя с указанием дня святого (метрики конца XIX - начала XX вв.);

    4) место жительства, сословие, род деятельности, фамилия, имя, отчество отца ребенка и имя отчество матери с указанием на законность брака и вероисповедание;

    5) место жительства, социальная принадлежность восприемников, их фамилии, имена, отчества;

    6) имя священника, совершившего таинство;

    7) подписи свидетелей (по желанию).

Запись о браке/венчании

Документ учета гражданского состояния населения. Включалась во вторую часть метрических книг. Содержание записей зависело от исповедания. У православных запись о браке включала: фамилии, имена, отчества жениха и невесты, их родителей, возраст вступающих в брак, время совершения брака, кто его совершал, указывались также свидетели и поручители, которые по желанию могли подписать акт. У мусульман в записи указывались только имена супругов, родителей и свидетелей, время брака и условия договора между родителями. Формуляр записи:

    1) номер брака по порядку;

    2) точная дата совершения таинства;

    3) место жительства, сословие, фамилия, имя, отчество жениха с указанием вероисповедания и очередности брака;

    4) возраст жениха;

    5) место жительства, сословие, фамилия, имя, отчество невесты с указанием вероисповедания и очередности брака;

    6) возраст невесты;

    7) имя священнослужителя, совершившего таинство;

    8) место жительства, сословие, фамилии, имя, отчество поручителей с указанием вероисповедания;

    9) подписи свидетелей (по желанию).

Запись об умершем/погребенном

Документ учета гражданского состояния населения. Записи об умерших и погребенных вносились в третью часть метрических книг:

    1) по порядку, отдельно для мужчин и женщин;

    2) точная дата смерти и погребения;

    3) место жительства, сословие, фамилия, имя, отчество умершего (для младенцев и малолетних указывался отец, при отсутствии отца - мать);

    4) возраст умершего (раздельно для мужчин и женщин);

    5) причина смерти;

    6) имя священника, совершившего обряд погребения и указание места погребения.

Региональные архивы: фонды духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, приходских церквей.

Метрические книги старообрядцев и сектантов

Закон о ведении метрических книг для старообрядцев был издан в 1874 г., для баптистов - в 1879 г. Метрические книги старообрядцев (за исключением единоверцев) и сектантов до 1905 г. велись полицией. Многие старообрядцы, скрывая свою принадлежность к расколу, официально значились православными и вместе с тем не находили по своим редиг убеждениям возможности исполнять обряды православной церкви, совершали похороны без священника, не крестили новорожденных, от полиции же это скрывалось. С 1905-1906 гг. ведение метрических книг старообрядцев и сектантов, приемлющих священство, было возложено на их собственных духовных лиц, настоятелей и наставников. В старообрядческих общинах беспоповских согласий ведение книг с 1907 г. возлагалось на особых, избираемых собраниями общин, старост. Книги сектантов, не признающих духовных лиц, велись в городах городскими управами или городскими старостами, а в уездах - волостными правлениями. Ведение метрических записей смертей, рождений и браков мариавитов и баптистов возлагалось на полицию.

Записи о родившихся старообрядческой общины

Документ полицейского учета и учета гражданского состояния старообрядцев. В 1844 г. полицмейстерам указывалось заводить книги (подобно метрическим) в старообрядческих церквях и выдавать свидетельства о рождении и смерти. Именные списки (о родившихся и умерших) должны были представляться у обер-полицмейстеру. Надзор за записями совершался частными приставами, которые подписывали метрические записи. Формуляр записи: месяц, число и место рождения, месяц и число крещения, имя младенца, его пол, звание, имя, отчество и фамилия и место жительства родителей или замужней матери, звание, фамилии, имена, отчества восприемников, их подписи.

Запись брака старообрядческой общины

Документ учета гражданского состояния старообрядцев. Формуляр: дата и место брачной записи, звание, фамилия, имя, отчество и место жительства жениха, номер брачной записи, возраст жениха; звание, фамилия, имя, отчество и место жительства невесты, номер брачной записи, возраст невесты. Велись в книжной форме.

Записи об умерших старообрядческой общины

Документ учета гражданского состояния старообрядцев. Формуляр: дата смерти, звание, фамилия, имя, отчество и место жительства (если несовершеннолетний, звание, фамилия, имя, отчество и место жительства родителей), возраст умершего, семейное положение (сведения о жене или муже), причина смерти, где захоронен.

Региональные архивы: фонды губернских правлений, управ благочиния.

Метрические книги других вероисповеданий

Позже, чем для православного вероисповедания, явились законы о ведении метрических книг для других вероисповеданий: для еванглическо-лютеранской церкви в 1764 г. (с последовавшим в 1832 г. объединительным Законом), для римско-католической церкви в 1826, для мусульманской веры в 1828 г. и 1832 г., для мусульман Закавказского края в 1872 г., для евреев в 1835 г. Это, впрочем, не значит, что раньше они не велись. В 1710 г. в Петербурге завели первую метрическую книгу крещенных католиков. С 1716 г. метрические книги стали вестись на латыни. Обязанность ведения метрических книг, в России была возложена на духовных лиц различных вероисповеданий - священников, настоятелей (у кат.), проповедников (у лютеран), газзанов (у караимов), имамов (у магометан), раввинов (у евреев). В Царстве Польском ведение актов гражданского состояния носило смешанный церковно-гражданский характер. О том, как заключились браки (и производились метрические записи о них) людей разного христианского вероисповедания, об усыновлениях и т.п. можно прочесть на сайте История гражданского права России.

Согласно "Положению о евреях" 1804 г., в обязанности раввинов была функция ведения метрических книг в двух экземплярах. Один из них хранился в самой синагоге, другой - в городских учреждениях. Совокупность метрических книг по данному местечку или уезду составила фонды раввинатов. На сайте "Еврейское наследие" есть сведения о том, где какие метрические книги евреев сейчас находятся. Записи актов гражданского состояния в синагогах велись по примерно таким же схемам, как и у христиан (рождение, обряд обрезания, бракосочетание, смерть). Однако в религии евреев нет церковной организации, есть только обрядовая сторона, и Талмуд не возлагает ни на кого специально обязанности совершения обрядов, оставляя право совершать их за любым верующим, что приводило к тому, что не метрические записи существовали далеко не обо всех евреях. Часто не проводилась метрическая запись рождения и смерти девочек. Над мальчиками производился обязательный религиозный обряд обрезания, и кроме того, учет их был необходим в силу существующих законов о воинской повинности и постоянно проверялся. Для иудеев существовал ежемесячный и годовой контроль духовных правлений и годовой - городских дум, сверявших метрические записи. По какому принципу выбиралось место записи в метрической книге я, честно говоря, не знаю. Еврейские метрические книги велись на двух языках: на левой странице разворота текст по-русски, на правой - тот же текст продублирован на иврите или идише. Годы по еврейскому летоисчислению в обоих вариантах практически нигде не указываются, в еврейском тексте периодически встречаются указания на даты христианского календаря. Существовали проблемы, связанные с передачей на русском языке еврейских личных имен и топонимов плохо владевшими русской грамматикой евреями, ведшими метрические книги. Некоторые записи нередко утрачены в результате небрежного обрезания листов после сшивания тетрадей.

Практически не велась регистрация рождений, смертей и браков среди мусульманского и языческого населения Азиатской России, особенно среди кочующих народностей, как киргизы (современные казахи) и калмыки.

Полицией же велись метрические записи у язычников (незначительная часть черемис, вотяков и чувашей, чукчи, айны и др.), кроме буддистов и ламаитов, у которых книги велись их духовными лицами.

(Романова С.Н., Глуховская И.И. Указатель видов документов, содержащих генеалогическую информаци (XVI в. - 1917 г.) // Журнал "Вестник архивиста". № 46-50. 1998-1999 гг.).

(Иллюстрация: Карнеев А.Е. Крестины)

25.1. Что такое таинство?

– Таинством называется от Бога установленное церковное священнодействие, которое зримым и осязаемым образом сообщает верующему человеку невидимую, но реальную благодать Святого Духа. Все таинства – это дары милости Божией, изливаемые на верующих людей не за их заслуги, а по любви Божией.

25.2. Что такое Крещение и для чего оно необходимо?

– Крещение – это священное действие (таинство), в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения. В Крещении человек получает возможность стать причастником спасения, которое совершил для всех людей Христос. Как после присяги в армии человек становится членом воинского коллектива, берет на себя обязательства по исполнению воинского долга, так и после Крещения человек становится членом Церкви Христовой, берет на себя обязательства стараться жить в соответствии с Евангелием, получает возможность участвовать в остальных церковных таинствах, через которые подается благодать, то есть помощь Божия для следования по пути спасения.

25.3. Что необходимо для Крещения?

– Для принятия Крещения от взрослого человека требуется вера, добровольное и сознательное желание сообразовывать свою жизнь с Евангелием и искреннее покаяние в делах, совершенных не в соответствии с Божиим законом, содержащимся в Евангелии.

25.4. Как подготовиться к Крещению?

– Подготовкой к Святому Крещению является истинное покаяние. Покаяние (исправление греховной жизни) – это неотъемлемое условие того, чтобы Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов, в сожалении о них, в исповедании их в покаянно-исповедальной беседе со священником, в намерении изгонять грех из своей жизни, в осознании необходимости Искупителя.

Перед Крещением надо прочесть одно из Евангелий, познакомиться с основами Православной веры. Нужно знать, по возможности, наизусть «Символ веры», Заповеди Божии, молитвы «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» Желательно ознакомиться с книгой «Закон Божий».

При подготовке к столь важному таинству помогут огласительные беседы, которые проводятся во многих храмах и которые обязательно надо посетить. Самым минимальным уровнем подготовки к совершению таинства Крещения в Русской Православной Церкви считается проведение двух предварительных бесед. Во время таких бесед разъясняются основные понятия православного вероучения, христианской нравственности и церковной жизни. Такие беседы призваны способствовать укреплению веры и решимости изменить жизнь в соответствии с Евангелием. «Перед совершением таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви» («О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»).

25.5. Когда надо крестить ребенка? Что для этого нужно?

– Определенного времени для совершения таинства Крещения младенцев церковными правилами не установлено. Православные христиане обычно крестят своих детей в период с восьмого по сороковой день жизни.

Для того чтобы крестить ребенка, следует пройти огласительные беседы (проводятся с родителями и восприемниками ребенка), а далее узнать расписание совершения Крещения в храме и придти к назначенному времени. Принести с собой крестик, желательно на ленточке, крестильную рубашку и полотенце. Для младенцев обязательны крестные.

25.6. Можно ли креститься беременной?

– Беременность не является препятствием для участия в таинстве Крещения.

25.7. Можно ли креститься в 50–60 лет?

– Креститься можно в любом возрасте.

25.8. Сколько раз можно креститься?

– Один раз. Крещение – это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться.

25.9. В какие дни Крещение не совершается?

– Для совершения таинства Крещения нет никаких внешних ограничений – ни по времени, ни по месту его совершения. Но в некоторых храмах Таинство Крещения совершается по расписанию в определенные дни, например, из-за занятости священника.

25.10. Надо ли предварительно записываться на Крещение?

– В тех храмах, где ведется предварительная запись желающих принять Крещение, следует записываться.

Перед Крещением человек, желающий креститься или стать восприемником ребенка, должен пройти предварительную подготовку: курс огласительных бесед со священником или катехизатором и исповедальную беседу со священником.

Количество огласительных бесед в каждом храме может определяться его настоятелем при соблюдении установленного общецерковными документами минимума. С 2011 г. – это две огласительные беседы с катехизатором (возможно, мирянином), проводимые в разные дни и покаянно-исповедальная беседа со священником.

25.11. Надо ли приносить на Крещение свидетельство о рождении?

– Для таинства Крещения свидетельство о рождении не требуется.

25.12. Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?

– Кто откладывает Крещение ребенка, тот оставляет детскую душу доступной воздействию греховного мира. В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной. Только крещеного ребенка можно причащать. Если Бог даровал родителям ребенка, у которого есть не только тело, но и душа, то и заботиться они должны не только о его телесном возрастании. Таинство Крещения есть духовное рождение, которое является первым и незаменимым шагом на пути к вечному спасению.

Конечно, маленький ребенок еще не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам. Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их. А таинства Церкви, первое из которых – Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они еще и не осознают это.

25.13. Только ли священник может совершать Крещение?

– В исключительных случаях, например, при смертельной опасности для новорожденного младенца или взрослого человека, когда невозможно пригласить священника или диакона, допускается, чтобы Крещение совершил мирянин – то есть любой верующий православный христианин, понимающий важность Крещения. Однако после этого уже священник должен прочесть над крещенным все полагаемые молитвы и совершить таинство Миропомазания.

25.14. Как в случае смертельной опасности окрестить человека без священника?

– Для этого необходимо сознательно, с искренней верой, с пониманием важности дела точно и правильно произнести формулу таинства Крещения – тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление водой), аминь, и Сына (второе погружение или окропление водой), аминь, и Святаго Духа (третье погружение или окропление водой), аминь».

Если смертельная опасность проходит и человек остается жив, то священник должен восполнить Крещение положенными в чинопоследовании молитвами и священнодействиями. В случае смерти человека будет молиться Церковь во время отпевания, совершения панихиды и поминать за богослужением (после подачи родными записок об упокоении).

25.15. Что делать человеку, который не знает, был ли он крещен и не у кого об этом спросить?

– Если взрослый человек точно не знает, был ли он крещен, и узнать об этом не у кого, то в таком случае следует обратиться к священнику. Существует древняя церковная практика в подобных случаях в момент крещения произносить тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (имя), аще (если) не крещен».

25.16. Обязательны ли крестные?

– Для детей крестные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру, а крестные поручаются за их дальнейшее воспитание в православной вере. Крестные родители несут ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие своих крестников.

Для взрослого человека, желающего принять Крещение, наличие восприемника не обязательно.

25.17. Откуда идет обычай иметь крестных?

– Во времена гонений на христиан, когда для совершения Литургии и молитв христиане собирались в потаенном месте, невозможно было креститься без свидетельства поручителя. Человек, который желал принять христианскую веру, должен был найти поручителя, который привел бы его в собрание христиан и свидетельствовал перед епископом о его желании стать христианином и о возможности зачисления в число оглашаемых. Во время огласительного периода, который продолжался 2–3 года, поручитель принимал участие в научении, постоянно находясь в общении с будущим членом церкви. Когда оглашение завершалось, то к Крещению человек допускался на основании свидетельства поручителя (крестного, восприемника) как лица ответственного перед Богом и церковью за того, кого он некогда привел в церковное собрание. Поручитель участвовал в Крещении и был восприемником, то есть принимал нового члена церкви от купели. После Крещения поручитель продолжал помогать новокрещенному осваиваться в новой для него церковной жизни, способствовал его духовному росту.

25.18. Кто может быть крестным?

– Крестными могут быть бабушки, дедушки, братья, сестры, друзья, знакомые, родные братья и сестры. Но они сами должны быть крещеными и церковными людьми.

Назначение крестных заключается в следующем: они являются свидетелями Крещения ими воспринятых, поручителями за них перед Церковью (особенно при крещении младенцев), дают за крещаемых обеты Богу, исповедуют Символ веры. Крестные обязаны наставлять своих крестников в православной вере и благочестивой христианской жизни. Чтобы соответствовать такому высокому назначению и быть в силах выполнить столь важные налагаемые Церковью обязанности, крестным самим необходимы опыт церковной жизни, знание Основ православной веры, понимание сущности таинства Крещения и произносимых при нем обетов.

Поэтому неправильно смотреть на крестных как на простых участников в обрядовой стороне таинства Крещения и предоставлять это высокое звание всякому желающему. Вопрос о выборе крестных следует согласовать со священником.

25.19. Кто не может быть крестным?

– Крестными не могут быть:

1) некрещеные;

2) неправославные (члены Римо-Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, лютеране и т.д.);

3) люди, ведущие безнравственный образ жизни;

4) душевнобольные;

5) малолетние дети (восприемник должен быть не моложе 15 лет, восприемница – не моложе 13 лет);

6) монахи и монахини;

7) по благочестивой традиции Русской Православной Церкви – супруги – крестными отцом и матерью одного и того же ребенка;

8) родители крещаемого младенца.

25.20. Стоит ли брать на себя обязанности крестного, если родители крестника не воцерковлены?

– В такой ситуации необходимость в крестном возрастает. Невоцерковленные родители очень часто воспринимают Крещение не как таинство, освобождающее ребенка от первородного греха и делающее его членом Церкви, а как обряд, подтверждающий национальную принадлежность ребенка, или магическое действо, защищающее младенца от темных сил. Если крестный – человек церковный, он постарается объяснить родителям ребенка смысл и силу таинства Крещения.

Исполняя долг восприемника, не следует упрекать родителей в их легкомыслии и маловерии. Иоанн Креститель говорил, что Господь из камней, разбросанных в пустыне, может сделать подвижников благочестия (Мф. 3:9). Терпение, снисходительность, любовь верующего крестного, непрерывный труд духовного воспитания ребенка могут оказаться неопровержимым доказательством истинности Православия и для его родителей, а молитва способна оживить окаменевшие сердца равнодушных к вере близких.

Прежде чем дать согласие стать крестным, следует посоветоваться со священником.

25.21. Кто из крестных должен держать ребенка при Крещении?

– В объяснении Требника перед последованием о Крещении сказано, что при совершении таинства Крещения необходим лишь один из восприемников (крестных), а именно: при Крещении лица мужского пола – восприемник, при Крещении лица женского пола – восприемница. Однако наряду с действием этого церковного правила постепенно вошло в обычай совершать Крещение при двух восприемниках (крестных) – мужчине и женщине – в параллель плотским родителям крещаемого. Обычай этот признан и законами церковными, но признание это не идет далее простого допущения двух лиц к обрядовому действию при Крещении. В духовное же родство через восприемничество входит лишь один восприемник – если крещаемый ребенок мужского пола, восприемница – если крещаемый ребенок женского пола. Поэтому, если крестных двое, то когда крестят мальчика, до погружения в купель ребенка держит крестная мать, а крестный отец воспринимает от купели. Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

Если ребенок сильно капризничает, то на время его можно передать родителям или другим родственникам.

25.22. Может ли христианин стать восприемником заочно, т.е. не присутствуя при совершении Крещения?

Так называемое заочное восприемничество не имеет никаких церковных оснований и находится в противоречии со всем смыслом восприемничества. Духовная связь между восприемником и воспринятым им младенцем рождается из участия в таинстве Крещения, и это участие, а не канцелярская запись в метрической книге, возлагает на него обязанности по отношению к воспринятому в крещении ребенку. При заочном восприемничестве восприемник в таинстве Крещения не принимает участия и никого не воспринимает из крещальной купели. Поэтому никакой духовной связи между ним и крещеным младенцем не может быть: фактически последний остается без восприемника.

25.23. Могут ли родители присутствовать при Крещении своего ребенка?

– Да, могут. Единственное требование – родители не должны участвовать в таинстве Крещения, то есть они не воспринимают его от купели – это делают крестные.

Мнение о том, что матери непозволительно присутствовать при Крещении своего ребенка, по-видимому, родилось из запрещения женщине входить в храм в течение 40 дней после родов. А 59-е правило VI Вселенского Собора предписывает крестить только в храме. Следовательно, если ребенка крестили до 40-го дня, то в храме во время этого таинства матери присутствовать не разрешалось.

25.24. Может ли присутствовать на Крещении младенца его мама до истечения 40 дней после родов?

– Да, может присутствовать. Но по истечении этого сорокадневного срока ей надо прийти в храм и попросить священника прочитать над ней «Молитвы (т.н. очистительные) жене-родильнице, по четыредесяти днех», после чего она вновь вводится в церковное собрание. Над младенцем в этом случае обряд воцерковления может быть совершен сразу после Крещения или по истечении сорокадневного периода очищения матери вместе с нею.

Обряд воцерковления заключается в чтении молитв, относящихся к матери и младенцу и в принесении младенца мужского пола в алтарь к престолу или младенцев женского пола – к царским вратам, как бы перед лицом Самого Господа.

25.25. От какого слова происходит слово «крещение»? Если от слова «крест», тогда почему в Евангелии говорится о том, что Иоанн «крестил» водою, еще до того, как Спаситель претерпел крестные страдания?

– В европейских языках это слово означает «погружение в воду», «омовение в воде».

Когда в Евангелии говорится о крещении Иоанна, то имеется в виду погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов.

Славянский язык, возникший уже в христианскую эпоху, подчеркивает именно христианский смысл Крещения как сораспятия со Христом, умирания во Христе и воскресения для новой благодатной жизни. Созвучие названия таинства Крещения со словом «крест» – филологическая особенность славянского языка.

25.26. Какие таинства есть в Православной Церкви кроме Крещения?

– В Православной Церкви существует семь таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние (Исповедь), Евхаристия (Причащение), Брак (Венчание), Священство (Рукоположение), Елеосвящение (Соборование).

В Таинстве Крещения нашей маленькой доченьки участвовало три человека: две крёстные мамы и один крёстный папа. Но одна крёстная мама на момент Крещения оказалась в отъезде, поэтому решено было её записать. Доченька немного приболела на крестины, все были расстроены и не уследили за бумажными делами. В конце Таинства увидели, что батюшка записал крёстного, имя крёстной мамы, которая находилась в отъезде (Елена), но не вписал вторую крёстную маму, которая присутствовала, принимала доченьку из купели (Ольга) и т.д. Мы сразу же постарались исправить ситуацию и вписали её имя в документ. Однако это достаточно огорчило всех присутствующих. Крёстная Ольга стала переживать, что теперь не является крёстной матерью, поскольку в молитве батюшка произносил имена крёстных родителей Елена и Алексей. Вопрос заключается в следующем: действительно ли произносят имена крёстных родителей или только крещаемого? И насколько неправильна сложившаяся у нас ситуации по церковным канонам? Нам очень хочется, чтобы крёстная мама Ольга оставалась нашей мамой, ведь это только имена, а в церкви стояла она, и читала молитву она... Или я ошибаюсь? Спасибо огромное заранее.

Владимир

Уважаемый Владимир, по канонам крестным вообще является только один человек того же пола, что и ребенок. По давней и доброй укоренившейся традиции в Русской Православной Церкви и некоторых других церквях крестными считают мужчину и женщину, по аналогии с кровными родителями. Однако крестная может быть только одна. Сколько бы человек ни присутствовало при Таинстве и сколько бы имен Вы не записали в свидетельство о Крещении, крестной будет только одна женщина. А вот о том, кого из выбранных Вами крестных считать восприемницей ребенка, посоветуйтесь лучше со священником, который совершал Таинство, объяснив ему сложившуюся ситуацию.

Все метрические записи о крещении должны были вноситься в книги непосредственно при совершении, однако на деле это соблюдалось далеко не всегда, отсюда в метрических книгах появлялись пропуски и ошибки.

Священник обязан был вносить в метрические книги рождение всех детей, включая мёртворождённых и умерших в первые дни жизни. Однако до середины XIX в. это правило не всегда соблюдалось, особенно много пропусков содержится в консисторском экземпляре метрических книг.

В том случае, если ребёнок рождался не в том приходе, к которому были приписаны люди, священник был обязан внести запись о крещении в метрическую книгу своей церкви и выдать на руки метрическое свидетельство о крещении, чтобы те доставили его причту своего прихода. Метрическое свидетельство в этом случае подшивалось в метрическую книгу. На деле порядок соблюдался далеко не всегда, поэтому поиск записей о рождении в другом приходе может представлять значительную проблему.

Дети, родившиеся у родителей, один из которых не принадлежал к православию, должны были крестить в православной церкви. При этом с супруга, не принадлежащего к православию, брали подписку о том, что тот будет воспитывать ребенка по правилам православной церкви. Подписка заверялась двумя свидетелями и полицейским чиновником. Она выглядела так:

Нижеподписавшийся или нижеподписавшаяся (звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание) даем сию подписку в том, что рожденного нами сына Иоанна сего 12 мая 1879 г. и крещенного, согласно просьбе нашей, по чиноположению православной церкви, мы будем воспитывать в правилах святой православной церкви.

В метрические книги могли вноситься записи и в отношении взрослых людей, переходивших в православие из другого вероисповедания. При этом нехристиане (евреи, мусульмане, язычники) присоединялись к православной церкви через крещение, лютеране, католики и армяне – через миропомазание, а старообрядцы, над которыми проводилось миропомазание – через исповедь и причащение. При крещении нехристиан священник был обязан спрашивать разрешения духовной консистории. Старообрядцы и христиане других конфессий, принимая православие, обязаны были давать подписку такого вида, заверенную полицейским чиновником и двумя свидетелями:

Нижеподписавшийся или нижеподписавшаяся (звание, имя, отчество, фамилия) сим изъявляю решительное намерение присоединиться к православной кафолической Восточной церкви и обещание пребывать в послушании ея всегда неизменно.

Если к православной церкви присоединялась супружеская пара, то вместе с ней крестили детей младше семи лет. Если присоединялся один из родителей, то с женой одновременно крестили всех дочерей, а с мужем - всех сыновей. При этом взрослые должны были представить при крещении сведения о родителях, месте и дате их рождения; если мужчина был женат, сведения о местонахождении жены, детей, их вероисповедании.

Крещение ребенка – это первое и самое главное таинство, с которого начинается духовный путь любого человека. Так как Россия — это страна, где большинство людей относит себя к православной вере, практика крещения детей здесь очень распространена.. Но многие родители, задумываясь о крещении своего малыша, не всегда четко понимают для чего это нужно, когда лучше крестить ребенка и как проходит сам обряд.

Рассмотрим по порядку ответы на основные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке к крещению.

История появления обряда крещения

Крещение в переводе с греческого означает «погружение в воду».

Обряды омовения в воде новорожденных встречаются у разных народов древности, далеких от христианства. Ведь вода – это источник жизни, символ духовной и телесной чистоты. Таким способом люди пытались очистить и защитить своих малышей от разных напастей.

Прообразом и подготовкой к крещению стал обряд, проводимый в водах реки Иордан святым Иоанном Предтечей. То крещение совершалось в знак покаяния в грехах, но не избавляло человека от первородного греха, в отличие от христианского крещения.

Первородный грех – это грех, совершенный Адамом и Евой, заключающийся в то, что они ослушались Божьей воли не вкушать плод с древа познания. Также принял крещение от Иоанна и Иисус Христос, хоть у него и не было в этом необходимости, но своим примером он показал людям как нужно начинать духовную жизнь.

С древности и до сегодняшних дней, крещение младенцев вызывает множество споров. Многие считают, что дети безгрешны и поэтому необходимости в их крещении нет, некоторые считают крещение младенца в несознательном возрасте нарушением его свободы выбора в дальнейшем.

С точки зрения православной церкви, при крещении младенец, в первую очередь, освобождается от первородного греха по вере родителей и крестных, а также, хотя в младенческом возрасте ребенок еще не способен понять учение Христа, он в силах принять в свою душу Божественную благодать. Ведь младенец также нуждается в духовной пище, как и в физической.

В чем суть обряда крещения?

Часто по незнанию родители считают, что необходимо крестить малыша для того, чтобы защитить его от болезней, неприятностей, «злого глаза» или, чтобы ребенок обрел Ангела-Хранителя.

На самом деле, крещение – это в первую очередь вступление в церковь. Только после этого обряда человек может участвовать во всех других таинствах церкви, через которые человек получает благодать Божью, как помощь на праведном жизненном пути.

Крещение – это духовное рождение человека, начало его пути к спасению, к Богу длинною в жизнь. Считается, что при крещении малыш обретает Ангела, который поможет ему не сбиться с праведной тропы на пути к Богу.

Духовное рождение, как и физическое рождение, может быть только один раз в жизни человека.

Этапы подготовки к крещению

Подготовка к духовному рождению малыша является не менее важной, чем к физическому.

Процесс подготовки можно разделить на следующие этапы:

1. Место для крещения

Для того чтобы таинство в вашей памяти оставило только положительные воспоминания, в первую очередь, нужно внимательно отнестись к выбору храма, где вы будете крестить своего малыша. Важно, чтобы церковь была вам, как говорится, «к душе». Ведь во время крещения, вам нужно будет находиться там на протяжении длительного времени.

Также стоит обратить внимание и заранее пообщаться со священником, который будет проводить обряд. Важно, чтобы батюшка вызывал у вас полное доверие и только положительные эмоции. Хорошо, если именно он проводит огласительную беседу, тогда вы сможете не только поближе с ним познакомиться, но и понять, близки ли вам его взгляды.

2. Определение лучшего возраста для крещения

Единых правил, определяющих возраст крещения малыша, церковью не установлено. Церковные служители советуют проводить крещение ребенка либо на 8 день от роду (в этом возрасте был посвящен Богу младенец Иисус), либо после 40 дней, когда молодой маме будет разрешено присутствовать на таинстве крещения своего ребенка. Считается, что до 40-го дня, пока родившая женщина находится в физиологической нечистоте, ходить в храм ей нежелательно.

В случае угрозы здоровью или жизни ребенка можно провести таинство сразу после рождения.

Креститься можно в любой день и время. Никаких ограничений по этому поводу нет, обряд проводится даже во время поста и церковных праздников.

Из собственного опыта хочется добавить, что лучший возраст для крещения малыша — от 2 до 6 месяцев. И старайтесь выбирать не самое холодное время года.

В этот период своей жизни малыш еще много и подолгу спит, соответственно, это уменьшит стресс от новой обстановки и большого количества людей, а также меньший вес и размер малыша облегчит проведение всех этапов обряда для крестных.

3. Выбор крестных родителей

Самое главное условие при выборе крестных — это сознательная их вера в Бога (не стоит руководствоваться только материальной выгодой). Так как именно по вере этих людей будет крещен ваш малыш. Так, например, перед последующими причащениями ребенка, поститься и читать молитвы к причащению малыша должны его родители или крестные.

Крестные родители обязательно должны быть крещеными.

Крестных для своего ребенка лучше выбирать из самых близких людей (бабушка, дедушка, тетя, дядя), так как вероятность близкого общения с этими людьми на протяжении взросления и дальнейшей жизни ребенка выше всего.

Крестными не могут быть:

  • монахи и монахини;
  • родители ребенка;
  • супруги или собирающиеся вступить в брак (при крещении одного ребенка);
  • дети в возрасте младше 15 лет – для крестного отца и младше 13 лет – для крестной матери;
  • иноверцы;
  • женщины в дни месячного очищения;
  • безнравственные и психологически нездоровые люди.

Количество раз, сколько можно становиться крестным, в церковных правилах не определено. Но нужно помнить, что быть крестным — это большая ответственность, за которую человек будет отвечать перед Богом.

В обязанности крестных входит:

  • быть примером нравственности для крестника;
  • осуществлять христианское воспитание крестника;
  • регулярно молиться за крестника;
  • помогать ему или ей расти с верой и любовью в сердце к Богу Отцу.

Если крестные живут далеко и редко видятся со своим крестником, в любом случае, каким-то образом нужно поддерживать связь. Ребенок должен чувствовать заботу крестных и понимать, что они важные люди в его жизни.

Раньше крестные даже брали на себя ответственность воспитания ребенка в случае смерти или болезни родителей.
Перед крещением ребенка крестным необходимо несколько дней придерживаться поста, а также пройти исповедь и причастие.

Перед тем как стать крестными, необходимо посетить огласительную беседу — на ней батюшка расскажет родителям и крестным об основах веры, о том, зачем нужно крещение, как подготовиться к крещению, об ответственности крестных.

Обычно беседа длится 1-1,5 часа, информация преподносится простым и доступным языком и каждый услышит для себя что-то интересное, даже если уже знаком с обрядом крещения. Заблаговременно позвоните в выбранную вами церковь, чтобы узнать по каким дням проводятся беседы.

Без посещения беседы в крещении вам могут отказать. По окончании беседы вас запишут на удобный вам день для крещения, в каждой церкви это могут быть разные дни.

Для крещения не обязательно наличие двух крестных. Считается, что для мальчика достаточно только крестного отца, а для девочки — только крестной матери. Но, в любом случае, обряд крещения проведут с крестным любого пола.

4. Что нужно подготовить для крещения

К дню крещения необходимо подготовиться заранее.

    Для малыша понадобится:
  • нательный крестик, который должен быть освящен, (все крестики, купленные в храмах, освящены и повторно освящать их не нужно, а вот приобретенные в магазине — обязательно), по традиции крестик покупает крестный отец. Для малышей лучше всего выбрать небольшой серебряный крестик. Важно, чтобы малыш носил крестик постоянно, снимать можно только во время купания.
  • крестильная рубашка , лучше, чтобы такая рубаха или другая крестильная одежда была белого цвета (символ чистоты и безгрешности), новая и позволяющая быстро и легко оголить ноги, грудь и руки малыша. По традиции крестильную рубаху покупает крестная мать. Сейчас в продаже огромный выбор крестильных наборов, которые можно приобрести в церкви или в детском магазине, либо сшить самостоятельно, что совсем не сложно.
  • крыжма (полотенце или пеленка белого цвета), в него заворачивают малыша и обтирают, после обливания или купания в купели. Часто на ней вышивают дату крещения и имя ребенка. Рубашка и крыжма (пеленка) после крещения не стираются, а просто высушиваются и хранятся в течение всей жизни человека.
  • икона Святого , в соответствии с именем, которое будет дано ребенку при крещении (икону Святого можно приобрести сразу в церкви). После крещения икону ставят у изголовья кроватки младенца.
  • свидетельство о рождении ребенка , необходимо для заполнения документов о крещении.

Крестным также необходимо взять с собой паспорта, и соответствующе одеться. Девушки должны быть одеты в юбку или платье ниже колен и с покрытыми плечами и головой, мужчины в длинных штанах.

5. Имя при крещении

На Руси было принято давать ребенку имя в честь того святого, день памяти которого выпадает на день крещения ребёнка. Но это совсем не обязательно. В настоящее время обычно ребенка крестят именем Святого, которое совпадает с его собственным именем или созвучно с ним.

Список имен всех святых (Святцы) можно найти в ежегодных церковных календарях. Если вы не можете найти подходящее имя самостоятельно, обратитесь за помощью к священнику.

6. Молитва при крещении

Перед обрядом крестным и родителям малыша необходимо выучить молитву «Символ Веры», которая излагает все основные постулаты православной веры и на современном русском языке звучит следующим образом:

    1. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
    2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа со Отцом, через Которого всё сотворено;
    3. для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,
    4. распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,
    5. воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),
    6. восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
    7. и снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Его не будет конца.
    8. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцом и Сыном, говорившего чрез пророков.
    9. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
    10. Исповедую единое крещение во оставление грехов.
    11. Ожидаю воскресения мёртвых
    12. и жизнь будущую. Аминь.

Сколько стоит крещение?

Размер суммы, которую вы потратите на крещение ребенка, зависит от выбранной вами церкви. Крещение может быть и бесплатным, либо вы просто жертвуете храму ту сумму, которою вы считаете нужным. Но сейчас такие церкви найти довольно сложно, так в большинстве случаев за крещение нужно будет заплатить от 500 рублей и выше.

В данную сумму входит оформление бланка свидетельства о крещении, довольно большой набор православной литературы, а также иконка ангела-хранителя и святого в честь которого нарекают малыша во время таинства.

Также можно сразу приобрести крестик. Таким образом, обычно общая сумма за крещение в наиболее крупных и популярных храмах составит порядка 2000-3000 руб.

Как проходит обряд крещения?

Крещение может проводиться индивидуально или коллективно, о возможности индивидуального обряда нужно уточнить у батюшки в выбранной вами церкви.

В назначенный день родителям нужно придти немного раньше обозначенного времени с малышом и крестными родителями. Помните, если вы хотите пригласить фотографа или видеографа на крещение своего малыша, вам заранее нужно спросить благословения у батюшки.

Само таинство длится 1-1,5 часа. Обычно на протяжении всего обряда, малыша держат на руках крестные. Маме ребенка при необходимости разрешается взять его и успокоить, если малыш плачет. Можно дать ребенку пустышку, если это требуется. Хорошо, если крестные общались с ребенком до дня крещения и малыш их знает — так он будет чувствовать себя в безопасности и не будет плакать.

Перед началом крещения священник объяснит, где кому встать. Обычно все участники встают напротив купели, крестный отец держит девочку, а крестная мать – мальчика.

Наречение имени

В начале таинства обычно священник читает молитву наречения имени, с этого момента у малыша появляется Небесный Покровитель.

Чин оглашения

Затем читаются запретительные молитвы и для изгнания нечистых сил священник трижды дует на крещаемых и благословляет возложением руки на голову.

Затем все поворачиваются лицом на запад (как правило в сторону выхода из храма) и громко и четко все пришедшие хором отрекаются от темных сил, затем дуют и плюют на них.

После этого все поворачиваются на восток (к алтарю) и совершается соединение с Христом отвечая утвердительно на вопросы священника.

Крестные читают вслух молитву «Символ Веры», которую нужно выучить заранее.

Батюшка учит правильно креститься и кланяться. Пальцы складываются определенным образом – большой, указательный и средний вместе, символизируя нашу веру в Троицу, а два пригибаем к ладони — безымянный и мизинец, в знак того, что Христос был и Богом и Человеком. Осеняем мы ими себя так: сначала на лоб, затем на живот, на правое плечо и на левое, завершая крестное знамение небольшим поклоном.

Тем самым призываем освящение Божие на все наши мысли, чувства и действия. А крестимся справа налево в честь благоразумного разбойника, который был распят по правую руку от Христа, и попросил, чтобы Господь о нем вспомнил в Царстве Небесном.

Крещение

Осветив воду, священник помазывает священным елеем (масло, которое символизирует Милость Божию) лоб, грудь, уши, руки и ноги.

Затем крещаемый трижды погружается в воду либо обливается. В знак трех дней, которые Христос находился в гробу, а затем воскрес. Мальчика сначала держит крестная мать, а после погружения младенца передают крестному, а девочку наоборот до погружения держит крестный отец, а после священник передает ее крестной.

После крещения младенца обтирают крыжмой и надевают крестик и крестильную рубашку. В купель вода всегда наливается теплая.

Священник читает над крещенным молитву и помазывает его святым Миром. Мажут лоб, веки, губы, нос, уши, грудь, руки, ноги.

Миро варится Патриархом по специальному рецепту в определенный день, освящается и затем развозится по епархиям.
До омовения помазанных частей тела к ним никому нельзя прикасаться руками.

Крестным раздаются зажженные свечи (в знак радости) и священник вместе со всеми трижды обходит вокруг купели против солнца.

Затем батюшка омывает губкой части тела помазанные Миром и читает молитву.

Далее в честь благодарности Богу, человек приносит в жертву свои волосы (несколько волосинок), которые священник состригает в трех местах по аналогии креста. Остриженные волосы отдают одному из крестных, которые он закатывает в кусочек воска и бросает в купель.

Завершается крещение воцерквлением младенца, при этом мальчиков заносят в алтарь, а девочек подносят только к вратам, так как заходить к алтарю (самому главному месту храма) разрешено только лицам мужского пола. В это время мать от всей души молится за своего ребенка и совершает три земных поклона.

На этом таинство завершается.

Что делать после крещения?

После завершения обряда в церковной книге делают запись о состоявшемся событии, родителям выдают свидетельство о крещении.

Обычно после таинства накрывают стол и зовут крестных и других гостей отмечать «крестины». На крестины принято дарить какой-то памятный подарок, например, это могут быть: серебряная ложечка с гравировкой, серебряные украшения, серебряная кружка, серебряный браслет, Библия и т.д.

Также после крещения молитва матери о своем ребенке является частью ее материнского долга.

Первое причастие ребенка после крещения

Самой важной частью духовного воспитания ребенка является причастие. Через причастие малыш получает божественную благодать, которая помогает ему быть ближе к Богу, а также чтобы Ангел мог быть ближе к ребенку и оберегать ребенка.

Первый раз приходить на причастие нужно через две недели после крещения и затем нужно регулярно причащать малыша.

Особенно важно частое причащение в первые три года, до семи лет детей причащают без исповеди. Причащение происходит на литургиях, лучше заранее узнать в церкви примерное время причащения и подойти к этому времени с малышом.

Таинство причащения

С более взрослыми детками можно приходить пораньше и постепенно увеличивать время нахождения ребенка на службе. Обычно причастие происходит утром и натощак. Но малышей до трех лет разрешают покормить хотя бы за пол часа до причастия. После трех лет нужно стараться уже не кормить ребенка, детки постарше могут покушать церковную еду после причащения.

Также важно присутствие крестных родителей при первом причащении младенца.

Хорошо если с ребенком после крещения будут причащаться и родители, и крестные.

Взрослым при подготовке к таинству нужно будет прочитать покаянный канон к Господу нашему Иисусу Христу, канон к Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, канон к Святому Причащению, последование к Святому Причащению. Взрослым и детям после 7 лет перед причастием не менее трех дней нужно соблюдать пост. Накануне причастия или в день литургии до причастия совершить таинство исповеди.

Когда начинается таинство причащения священник выносит из алтаря Чашу и читает молитву, нужно повторять ее слова, молясь за своего ребенка. Можно молиться и своими словами, чтобы Господь послал малышу Божественную благодать.

Перед Чашей не крестятся, дети складывают на груди руки крестообразно (правая рука сверху), младенцев держат вертикально, положив голову на правую руку (поза в которой вы обычно укачиваете малыша). Руки ребенка нужно придерживать, чтобы он не толкнул Чашу.

Священник подходит к каждому и говорит: «Причащается Раб Божий…», после чего нужно назвать имя ребенка. Детки постарше должны сами называть свое имя. Затем дают в ложке кагор, а малышам – святую воду.

После причастия нужно поцеловать нижний край святой чаши, который символизирует ребро Спасителя из которого текла кровь. Малышей просто прикладывают головкой к нижнему краю чаши. Затем, не разнимая рук, нужно подойти к столику, взять кусочек просфоры и запить его святой водой.

В конце Божественной литургии все подходят к кресту, прикладываются к нему и благословляющей руке. В конце службы малышей также прикладывают к кресту. Чтобы ребенок не плакал и не боялся нужно его причащать как можно чаще, со временем он привыкнет.

Также не стоит бояться, что ваш малыш может чем-то заразиться, принимая причастия из одной ложки и чаши со всеми, так как причастие — это настоящее чудо.

Многие родители убедились в том, что после причащения детки меньше болеют, лучше спят, едят и ведут себя в целом более спокойно.