Жив ли задорнов михаил николаевич. Михаил Задорнов — биография

Узор, это то, что мы можем узреть. Что Вы узреваете в Узоре? Вы же понимаете, что достаточно лишь беглого взгяда и становится совершенно ясно - это не просто хаотичный набор закорючек и крестиков. Это - язык, это код. Как же его прочитать, понять?

Сейчас модно говорить всякие непонятные, даже учёным слова, типа медитации. Наши предки просто узревали на Узорах целую Вселенную. Открывается ли эта Вселенная Вам?

Прекрасным примером использования славянского узора является народная вышивка. Узором-вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, легкую верхнюю одежду, головные уборы и платки.

Пример: рушник - изделие символичное и многозначное. Он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками, и является предметом искусства. Можно говорить о том, что узоры вышитых рушников - это зашифрованная повесть о жизни народа, о природе и людях.

Считается, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась ткань одежды и начиналось тело человека.
Но главное : узор на одежде говорил многое о самом владельце. Узор на одежде как оберег не его основное предназначение. Своя рубаха ближе к телу ибо она как кожа, только твоя, для тебя и о тебе.

Одежда являлась как бы уникальной картиной ее владельца и несла на себе богатую смысловую нагрузку. Не только по крою одежды а прежде всего по узору можно было понять откуда человек, кто он, какой его род деятельности, каков его духовный статус и представление о мире и так далее. А уж охранную функцию узор нес как само собой разумеющееся. Приведу пример - если ребенок идет за руку с своим отцом, отец конечно защитит своего ребенка в случае опасности но это не имеет никакого отношения к тому куда они идут и о чем разговаривают по пути.

Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребенка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережет ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха , из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) поневу, мальчику полагались первые штаны-порты.

Так как для детей до трех лет одежда была часто переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Ее менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции еще и связь поколений, родство и преемственность . Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нем защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного… А результат будет одним и тем же.

А вот обережная вышивка для собственной одежды ребенка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного черный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить свое чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зеленый цвета – синий защищал от гибели от стихий, зеленый – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода . На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.

Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода , древесные орнаменты, символ покровителя дня ее рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремесел.

Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов . Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремесел.

До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги. Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определенными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила.

В вышивке уже появлялись изображения Богов, уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. Разумеется ни девочке, ни мальчику они были не нужны. Кроме вышивки на одежде часто детскими оберегами служило множество предметов, которые вешались над колыбелью малыша, кроватью девочки или мальчика, потом носились на плече или на поясе. Все это выполняло не только охранительную и защитную функции, но и служило связующим звеном между человеком и Природой.

Узоры

Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве.

Обережные узоры

Суть оберегов в точности соответствует их названию: их призвание - оберегать людей, особенно в годы лихолетия, в периоды военных конфликтов и других невзгод. Иными словами, защищать своего хозяина от любого направленного негативного воздействия, каким бы оно ни было и откуда бы ни исходило. Негативными воздействиями могут быть чисто физические влияния - такие, как болезни (вызванные, кстати, часто не только естественными причинами, но и одолевшие нас вследствие сглаза или порчи). Обереги могут защищать своего хозяина и от любого воздействия на его психику, на душу, на эмоциональную сферу. Они будут охранять вас от навязывания чужой воли, приворотов, внушений извне и от тяжелой депрессии.

Воздействие оберегов связано с цветами спектра человеческой ауры. Надевая на себя оберег соответствующего цвета, мы получаем возможность быстро залатать энергетические пробои в той или иной части ауры, которые могут оказаться опасными для нашего здоровья и даже жизни. С точки зрения человека, способного видеть ауру, это будет выглядеть как усиление свечения определенного цвета ауры при надевании оберега.

Знаки

  1. Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, "хляби небесные" - горизонтальными.
  2. Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.
  3. Квадрат (или ромб), поделенный крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
  4. Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.
  5. Крада ("решетка") – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костер.
  6. Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня - Агуни).
  7. Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески "лунницы".
  8. Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.
  9. Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.
  10. Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак темного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землей, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться... Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.
  11. Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
  12. Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.
  13. Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Боги

Женщина с поднятыми ладонями: Макошь.
С опущенными: Лада.

С необычной стороны этот образ раскрыт в статье "Иван. Купальская этимология"

Животные

  1. Бык – знак Велеса.
  2. Волк – знак Ярилы.
  3. Ворон - знак мудрости и смерти.
  4. Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо).
  5. Змей – знак Земли, мудрости. Связан с Нижним Миром.
  6. Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.
  7. Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.
  8. Медведь – знак Велеса.
  9. Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).
  10. Орел – знак Грома, Перуна.
  11. Петух – знак Огня, Агуни.
  12. Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что "трезуб" (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полете.

Цвета

Конкретно цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека. Красный - для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый - для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый - для третьей чакры (область солнечного сплетения) - центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый - для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой - для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий - для шестой (зона "третьего глаза"), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый - для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом.

  1. Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
  2. Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
  3. Зеленый – Растительность, Жизнь.
  4. Черный – Земля.
  5. Золотой – Солнце.
  6. Синий – Небо, Воды.
  7. Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.

Утром в пятницу, 10 ноября, стало известно о смерти одного из самых известных российских юмористов и писателей-сатириков Михаила Задорнова. Артист скончался на 70-м году жизни после продолжительной борьбы с онкологическим заболеванием.

Биографическая справка


Семья и детство

Михаил Николаевич Задорнов родился в курортном городе Юрмала (Латвийская ССР) 21 июля 1948 года. Его отец — Николай Павлович Задорнов — советский писатель, известный своими историческими произведениями («Амур-батюшка», трилогия об экспедиции адмирала Евфимия Путятина к берегам Японии: «Цунами», «Хэда», «Симода»). Мать — Елена Мельхиоровна Покорно-Матусевич из знатного дворянского рода, корнями уходящего к польским королям. Работала корректором в уфимской газете, где и познакомилась с супругом.

Творческий потенциал будущего артиста был заметен с раннего детства. После роли репки, которую мальчик исполнил на сцене рижской школы №10, его приняли в театральную студию.

Студенческие годы

После окончания школы отец Михаила Задорнова настоял на том, чтобы сын получил техническое образование. Так Задорнов-младший стал студентом Рижского политехнического института (ныне - Рижский технический университет). Спустя два года он перевелся на факультет «Двигатели летательных аппаратов» Московского авиационного института (МАИ), который окончил в 1974 году.

Сразу после выпуска Задорнову предложили работу в качестве руководителя, драматурга и режиссера студенческого театра МАИ «Россия», который он сам же и создал. Коллектив гастролировал по республикам Советского Союза.

Карьера

Михаил Задорнов начал печататься в 26 лет. Он возглавлял раздел сатиры и юмора в журнале «Юность», публиковался в «Молодой гвардии» и «Дальнем Востоке». В 1982 состоялось первое выступление сатирика на Центральном телевидении СССР с монологом «Письмо студента-первокурсника родителям». Широкую известность юмористу принес фельетон «Два девятых вагона», который прозвучал в эфире передачи «Вокруг смеха» (1984 год).

В начале 90-х он стал участником целого ряда юмористических передач. Без него не обходился ни один выпуск «Аншлага», «Смехопанорамы» и «Сатирического прогноза».

Самое значимое выступление в его биографии — новогодняя речь 31декабря 1991 года перед жителями только что распавшейся страны (26 декабря 1991 года распался Советский Союз). Вместо пока не вступившего в должность президента Бориса Ельцина, на экранах появился Михаил Задорнов с шутками про отделившуюся Украину, демократов и экономические реформы. Выступление юмориста затянулось, поэтому бой курантов впервые в истории задержали на минуту.

Писатель-сатирик написал более 40 книг. Есть ненаучные исторические произведения, к примеру, «Слава Роду!», «Князь Рюрик. Откуда пошла земля Русская», «Руны Вещего Олега», где Задорнов повествует о своем видении истории славянства и происхождении славянского языка. Также им написан ряд пьес — «Последняя попытка, или хочу вашего мужа» (1987), «Кофточка» (1996) и «Однажды в Африке, или Любовь со взрывом мозга» (2014).

Начиная с 2000-х годов, юморист писал порядка двух-трех новых концертных программ в год. Его рабочий график был сумасшедшим — порой артисту приходилось давать по 8 концертов в день.

Широкой аудитории Задорнов известен своими шутками про американцев. Фраза сатирика «Ну, тупыыые» стала его визитной карточкой.

Все, что для жизни тела, - аэропорты, бассейны, гостиницы - у них просто замечательно. Но это не дает им права считать себя в мире «главнюками». Еще больше возмущает, когда мы пытаемся им подражать. Это надо додуматься - внедрять у нас американскую систему образования! Как решить проблему? Посмеяться над ней. В результате у меня в компьютерной почте шесть тысяч писем со словами поддержки.

Михаил Задорнов

В начале 2010-х годов Задорнов стал делиться с поклонниками своим творчеством в социальных сетях. Блог в ЖЖ, канал на Youtube «Задор ТВ» и персональная страница «ВКонтакте», где артист выкладывал свои так называемые «наблюдашки» (заметки из жизни).

«Я в жутком горе», — заявил РБК телеведущий и юморист Евгений Петросян. «Михаил Николаевич Задорнов — уникальнейшее явление в жанре юмористики. Кроме того, что это был один из самых остроумных людей в жанре, я считаю, что он был философом в юморе, помогавшим людям практически ориентироваться в жизни. Его юмор помогал нам понять, в чем смысл текущего момента в той или иной области нашей жизни», — рассказал Петросян. По его словам, Задорнов добивался с большинством своих зрителей взаимопонимания, которое «переходило в душевное какое-то взаимодействие». «Как художник он не умер, он будет оставаться еще долгие десятилетия полезным людям, поэтому он будет жить», — считает Петросян.

«Он был потрясающим человеком и восхитительным сатириком. Это огромная утрата», — сказал РБК режиссер, председатель комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин.

«Печально, что он ушел, хотя уже было довольно давно известно о его болезни. Но всегда, когда это происходит, очень неожиданно и очень грустно. Миша был человек очень талантливый и очень закрытый. Миша был всегда сам по себе, самостоятельная во всех смыслах творческая личность. Мы с ним знакомы лет 50, но виделись с ним три-четыре раза в году, не чаще», — сказал РБК драматург и сценарист Аркадий Инин.

Мэр Москвы Сергей Собянин назвал Задорнова «незаурядным артистом и остроумным хроникером эпохи».

В пресс-службе телеканала РЕН ТВ РБК также сообщили, что в связи со смертью Задорнова канал пересмотрит эфирную сетку на вечер пятницы.

Задорнов родился 21 июля 1948 года в Юрмале. В 1974 году окончил факультет «двигатели летательных аппаратов» Московского авиационного института (МАИ). Во время обучения принимал участие в играх Клуба веселых и находчивых. После окончания института работал в МАИ инженером на кафедре авиационно-космической теплотехники. Во второй половине 1970-х годов был художественным руководителем, драматургом и режиссером студенческого эстрадного театра МАИ.

Первое выступление сатирика на советском телевидении состоялось в 1982 году: во время одного из концертов он исполнил монолог «Письмо студента-первокурсника родителям». В 1984-1985 годах руководил отделом сатиры и юмора в журнале «Юность», затем на протяжении двух лет работал руководителем театра Клуба им. Ф.Э.Дзержинского (ныне — культурный центр ФСБ). Во второй половине 1980-х годов Задорнов начал выступать с собственными концертами.

31 декабря 1991 года юморист в ходе новогоднего шоу выступил с новогодним обращением к жителям России. Обращение президента страны Бориса Ельцина было показано на день раньше.

С середины 2000-х годов Задорнов в своих монологах часто критиковал «американский образ жизни» и то, что ему подражают россияне.

Михаил Задорнов осенью 2016 года рассказал , что у него серьезные проблемы со здоровьем. Сатирик не вдавался в подробности о своем состоянии, но отметил, что лечение «предстоит тяжелое и долгое», в частности, ему предстоит пройти химиотерапию. 23 октября его госпитализировали, за день до этого у юмориста случился эпилептический припадок прямо во время выступления на сцене московского ДК «Меридиан». Сообщалось , что у Задорнова диагностировали рак головного мозга.

«Я убежден в том, что состояние больного — это его личное дело, и оно не должно становиться предметом обсуждения в прессе», —

во «ВКонтакте» о проблемах со здоровьем. Он не называл болезнь, но отметил, что лечиться надо немедленно; из-за этого он покинул сатирическую программу канала НТВ «Салтыков-Щедрин шоу», которую вел несколько месяцев. Позже Задорнов рассказал, что вынужден отменить ряд запланированных концертов — он пояснил, что лечение ему предстоит тяжелое и долгое.

В конце октября 2016-го Задорнову стало плохо прямо на концерте, который проходил в Москве; он был госпитализирован бригадой скорой помощи. Больше о своем здоровье сатирик не рассказывал. «Я не комментирую свое самочувствие, потому что создается впечатление, что журналистов интересует только это», — заявил он «Комсомольской правде». Место и время прощания с артистом пока неизвестны. Причины смерти также не раскрываются.

Наверное, среди неполитических публичных фигур человека известнее Михаила Задорнова просто нет.

Начиная с середины 80-х он входил в каждый дом, в котором был телевизор, со своими монологами: элегантный подтянутый мужчина с несколькими листками в руках, периодически взглядывающий поверх бумаги. А в листках и его монологах был описан абсурд русской советской жизни, к которому потом добавились хроники культурных шоков советского человека от путешествий за границу и знакомства с миром в целом.

Фоторепортаж: Умер Михаил Задорнов

Is_photorep_included10978400: 1

Задорнов родился в латвийской Юрмале в 1948 году. Его отцом был писатель Николай Задорнов (автор трилогии о переселенцах, тетралогий о Дальнем Востоке и экспедиции адмирала Путятина), а мать — потомственная дворянка из старинного польского королевского рода, корректор заводской газеты Елена Покорно-Матусевич.

Первый раз

Задорнов вышел на сцену во втором классе, исполняя роль репки в школьном спектакле — по его собственным воспоминаниям, настолько удачно, что его просили выдернуться из земли на бис.

Позднее, уже во время учебы в Московском авиационном институте (отец видел сына инженером) был режиссером, актером, а затем и худруком студенческого театра «Россия», с которым объездил весь СССР, выступал, в том числе, на комсомольских стройках. Был одной из звезд команды КВН МАИ. Интересно, что после окончания вуза остался работать инженером на кафедре «Авиационно-космическая теплотехника».

В 1982 году Задорнов впервые попал на телеэкран: во время одного из концертов он исполнил монолог «Письмо студента-первокурсника родителям».

Первый большой успех будущему сатирику принес фельетон «Два девятых вагона», с которым он выступил в 1984 году в программе «Вокруг смеха» — созданной Александром Ивановым школе кадрового резерва для российской индустрии юмора. С первого выступления стало ясно, что у этого автора есть своя харизма и своя тема — описание комического абсурда совершенно обыденной жизни советского человека.

В биографии Задорнова есть важная строчка — в 1984 году он стал редактором отдела сатиры и юмора в журнале «Юность». Этот журнал был одним из самых дефицитных тогдашних медиа — руководимая поэтом Андреем Дементьевым редакция представляла из себя своего рода постоянно действующее креативное пространство, а в самом журнале печатались молодые и зачастую очень смелые авторы. Немалая заслуга в этом как раз Задорнова, с которым журнал и вошел в Перестройку, став одним из ярких ее явлений.

«Партия сахар и масло считает продуктами вредными, поэтому народу их не дает. Съедает сама»,

— чтобы во времена уже наступившего тотального дефицита и еще неотмененной 6 статьи советской Конституции (утверждавшей руководящую роль КПСС) опубликовать такое под своим именем, нужна была определенная смелость.

По мере ослабления руководящей роли КПСС в фокус общественного внимания все больше и больше смещался Задорнов.

Так, например, уже в 1991 году именно он записывал новогоднее обращение к россиянам.

Этот безумный и смешной шаг телевизионщиков был абсолютно политически оправдан — СССР к тому моменту четыре дня как перестал существовать, отмененный Беловежскими соглашениями. Говорят, что писатель так увлекся, что пришлось задержать бой курантов относительно точного времени. Правда, вслед за ним в эфир вышел Борис Ельцин — но с Новым годом россиян все равно поздравил самый популярный на тот момент юморист. Собственно, в начале 90-х он как раз начал сам исполнять свои произведения. К тому моменту он уже был состоявшимся автором: сочинения Задорнова стали исполнять со сцены многие артисты (но чаще всего сатирик сотрудничал с Евгением Петросяном — многим памятны его монологи «Аутогенная тренировка», «Хромосомный набор», «В курилке»). В конце 80-х у Задорнова начали выходить книги и авторские сборники (всего их в его библиографии около полусотни) — в них, как правило, он собирал свои монологи, которые обеспечивали успех его концертным программам.

На долгие годы он и остался едва ли не самой популярной неполитической фигурой — переключая каналы в поисках убежища от свежих новостей, россияне часто останавливались на любом из них, где он, сочетая простоту шуток с элегантностью речи и вида, позволял смехом разогнать мрак информационных 90-х или безвременье нулевых.

Он был востребован и хорошо это использовал — был автором и ведущим передач, не нуждающихся в представлении — «Аншлаг», «Смехопанорама», «Сатирический прогноз», «Дочки-матери».

То есть был одним из главных действующих лиц той эпохи российского юмора — и вместе с ней немного ушел на второй план. Он, собственно, никогда и не выходил из центра внимания — быть может, до тех пор, пока в российской стендап-комедийной индустрии просто не сменились игроки и эпохи, и на смену условному «Аншлагу» не пришел условный «Камеди клаб». В последние годы Михаил Задорнов был обязательным участником новогодней программы канала РЕН ТВ, вел юмористические и сатирические шоу на других каналах, а в новости попадал либо в связи со своей болезнью, либо из-за событий на Украине — в 2014 году сатирик был включен в один из первых «черных списков» российских деятелей культуры, которым запретили въезд в эту страну (вместе, например, с Иосифом Кобзоном и Иваном Охлобыстиным); уже весной этого года СБУ подтвердила, что Задорнов находится в числе персон нон грата.

отметили

Писатель и сатирик Михаил Задорнов скончался на 70-м году жизни.

Актер Михаил Задорнов страдал онкологическим заболеванием. В конце 2016 года юморист был прооперирован. По словам близких и родственников, биопсия мозга помогла заметно улучшить состояние артиста.

За несколько месяцев до кончины Задорнов перешел из неоязычества в православие, выбрав своим духовником протоиерея Андрея Новикова. В сентябре он исповедался в Казанском соборе Москвы. А ранее по просьбе родных и друзей сатирика, Новиков соборовал Михаила Задорнова.

Михаил Задорнов прославился как советский и российский сатирик, юморист, актер и член Союза писателей России. На его счету более десяти книг, в том числе лирические и сатирические рассказы, юморески, очерки, путевые заметки и пьесы

Задорнов родился в 1948 году в латвийской Юрмале. Он являлся Членом Союза писателей России. За свою жизнь он написал более десяти книг в жанре лирических и сатирических рассказов, путевых заметок, очерков.

Сатирик пользовался огромной популярностью у россиян. Его концерты собирали полные аншлаги. Задорный был широко известен своими критическими высказываниями в адрес западной культуры и образа жизни.

Программы с Михаилом Задорновым пользовались огромным успехом у зрителей.

Юморист был дважды женат. От второго брака у него есть 27-летняя дочь.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Михаил Задорнов © Сергей Виноградов/ТАСС

Российский юморист и писатель Михаил Задорнов скончался 10 ноября 2017 года в возрасте 69 лет.

Михаил Николаевич Задорнов родился 21 июля 1948 года в Юрмале (Латвийская ССР, ныне - Латвия) в семье Николая Павловича Задорнова (1909-1992) и Елены Мельхиоровны Покорно-Матусевич (1909-2003). Отец - писатель, автор трилогии об экспедиции адмирала Евфимия Путятина к берегам Японии («Цунами», «Хэда», «Симода»), лауреат Сталинской премии II степени (1952), заслуженный деятель культуры Латвийской ССР (1969). Мать, происходившая из польского дворянского рода, работала корректором в заводской газете в Уфе (Башкирская АССР, ныне - Республика Башкортостан). Там же она познакомилась с Николаем Задорновым. С 1946 года семья проживала в Латвийской ССР.

Михаил Задорнов окончил рижскую школу №10. Получив среднее образование, поступил в Рижский политехнический институт (ныне - Рижский технический университет). Проучившись в нем два года, перевелся с потерей курса на факультет «Двигатели летательных аппаратов» Московского авиационного института (МАИ), который окончил в 1974 году. В студенческие годы начал заниматься художественной самодеятельностью, принимал участие в играх Клуба веселых и находчивых.

В 1974-1978 гг. работал в МАИ инженером и ведущим инженером на кафедре «Авиационно-космическая теплотехника».

В 1975 году написал свою первую интермедию - «Кто громче» - для артистов эстрады Александра Лившица и Александра Левенбука.

Во второй половине 1970-х гг. был художественным руководителем, драматургом и режиссером студенческого эстрадного театра МАИ «Россия». Коллектив гастролировал по республикам Советского Союза, выступал на комсомольских стройках и др. Очерки Михаила Задорнова о поездках театра публиковались в журналах «Юность», «Молодая гвардия», «Дальний Восток».

В 1982 году состоялось первое выступление сатирика на Центральном телевидении СССР: во время одного из эстрадных концертов он исполнил монолог «Письмо студента-первокурсника родителям».

В 1984 году в передаче «Вокруг смеха» представил фельетон «Два девятых вагона», принесший ему широкую известность.

В 1984-1985 гг. был заведующим отделом сатиры и юмора в журнале «Юность». Покинув это издание, на протяжении двух лет работал руководителем театра Клуба им. Ф. Э. Дзержинского (ныне - Культурный центр Федеральной службы безопасности РФ).

В 1980-1990-х гг. некоторые сочинения Михаила Задорнова исполняли другие артисты. Наиболее тесным было сотрудничество с Евгением Петросяном (монологи «Аутогенная тренировка», «В курилке», «Хромосомный набор» и др.).

Во второй половине 1980-х гг. Михаил Задорнов начал выступать с собственными концертными программами.

С начала 1990-х гг. являлся участником сатирико-юмористических телепередач «Аншлаг», «Смехопанорама» и др.

31 декабря 1991 года был ведущим праздничной телепередачи и выступил в прямом эфире по Первой программе ТВ с новогодним обращением к жителям России. Затянул речь, в связи с чем полночный бой курантов был показан с минутной задержкой. Поздравление президента Бориса Ельцина вышло в эфир на день раньше.

Широко известны монологи сатирика, посвященные политическим темам. В конце 1980-х гг. он критиковал КПСС, в начале 1990-х гг. выступил с пародией на Михаила Горбачева («Дадуда»). Ремикс, сделанный на нее в середине 1990-х гг. музыкантом Игорем Кезлей, получил большую популярность. С середины 2000-х гг. Задорнов в своих монологах часто критиковал «американский образ жизни» и то, что ему подражают россияне.

В октябре 2016 года Михаил Задорнов сообщил в соцсети «ВКонтакте» о «серьезнейшем недуге» и предстоящем курсе химиотерапии. Проходил лечение в Европе.

Выпустил около 40 книг. Большинство из них включают в себя юмористические и сатирические тексты. В нескольких художественно-публицистических произведениях, не носящих научного характера («Слава Роду!», «Князь Рюрик. Откуда пошла земля Русская», «Руны Вещего Олега» и др.), представлен личный взгляд автора на историю славянства и происхождение славянских языков.

Автор пьес «Последняя попытка, или Хочу вашего мужа» (1987), «Кофточка» (1996) и «Однажды в Африке, или Любовь со взрывом мозга» (2014). В разное время спектакли по пьесе «Последняя попытка, или Хочу вашего мужа» ставились в Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина, Волгоградском музыкально-драматическом казачьем театре, а также в антрепризах. С 2014 года в Московском губернском театре идет спектакль «Весна», основанный на рассказах Михаила Задорнова.

Сыграл самого себя в детективной драме Виктора Сергеева «Гений» (1991). Также снимался в фильмах «Депрессия» (1991, режиссер Алоиз Бренч) и «Хочу вашего мужа» (1992, Сергей Никоненко).

Режиссер и сценарист документально-исторических фильмов «Рюрик. Потерянная быль» (2013) и «Вещий Олег. Обретенная быль» (2015). Сценарист документального фильма «Аркаим - стоящий у солнца» (2008, режиссер Станислав Егерев).

В 2016 году был одним из ведущих телепрограммы «Салтыков-Щедрин шоу» (НТВ).

Являлся основателем и президентом фонда «Содружество», оказывавшего помощь русским жителям государств Балтии (1992-1996).

Член Союза писателей России и редакционного совета журнала «Юность».

Награжден премией Ленинского комсомола (1975).

Лауреат международной литературной премии имени Владимира Гиляровского (2016, номинация «Юмор»).

Женат. Супруга Велта Яновна Задорнова - доктор филологических наук, профессор кафедры английского языкознания филологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Имеет дочь Елену (род. 1990). Ее матерью является помощница сатирика Елена Бомбина.

Жизни и творчеству Михаила Задорнова посвящен документальный фильм Елены Красниковой «Человек-неформат, или 6:5 в пользу Задорнова» (2013).

В его честь назван астероид главного пояса 5043 Zadornov, открытый в 1974 году.

Алена Шаповалова

сегодня в 10:57

Сегодня, 10 ноября, стало известно, что скончался знаменитый юморист, писатель Михаил Задорнов. Он навсегда запомнится поклонникам своими острыми выражениями, которые попадают точно в цель.

Слово «замужество» делится на два слова: «за» и «мужество». Значит тем, кто долго замужем, надо давать медаль «Замужество».

Да здравствует то, благодаря чему мы, несмотря ни на что...

Есть люди, у которых жизнь для денег, а есть, у которых деньги для жизни.

Они не курят, не пьют, не ругаются матом - они животные!

Любовь убивает не ложь, а правда

Человечество, во всяком случае, разумная его часть соскучилась по таким чувствам, как ласка и нежность

Если женщина говорит «нет», это значит «да», но позже.

Мы презираем Запад, однако это не мешает нам во всем его копировать

Нашему народу гораздо легче придумать вездеход, чем привести в порядок дороги

Мы - удивительные люди. Хотим жить как все живут, при этом пытаемся быть непохожими на остальных