Значение литературы в жизни человека. Эссе на свободную тему о роли литературы Эссе на тему литература выпрямляет душу

В процессе интеграции изобразительного искусства и художественного труда была создана система творческого развития подростков. Воспитательный процесс в рамках данной системы осуществляется педагогом-предметником (учителем изобразительного искусства и художественного труда), педагогом дополнительного образования - руководителем изостудии и научного общества учащихся, а также классным руководителем.
Уроки изобразительного искусства затрагивают проблемы добра и зла, красоты (внешней и внутренней), жизненных ценностей (культурных, материальных и духовных). Анализ произведений искусства, изображение человека, природы, предметного мира способствуют развитию этических чувств (стыда, вины, совести), обогащению знаний моральных и этических норм и правил общества, развивают эмпатию - сочувствие, сопереживание. Рассказывая о живописи, скульптуре, архитектуре разных народов и цивилизаций, очень важно обращать внимание на воспитание толерантности. Ведь искоренить в обществе межнациональную рознь невозможно запретами. Уважение к культуре разных народов необходимо воспитывать.
Примером воспитывающего урока является разработка по теме «Пропорции фигуры человека. Изображение фигуры человека в движении». Это одна из самых сложных тем. При изучении передачи пропорций человеческого тела, соотношения головы, длины рук и ног относительно тела, изображении человека в движении акцент делается на внутреннем мире, развитии общечеловеческих качеств. Усилить восприятие могут поэтические строки. Например, стихотворение Бориса Заходера «Песенка о человеке».
Выполнив человечков из бумаги, мы обсуждаем, какие они - разные или одинаковые и почему? Далее просматриваем мультфильм Гари Бардина «Адажио». И снова бурное обсуждение. Кто такие белая и черная птицы, кто такие серые? А бывают ли в нашем обществе такие ситуации, которые отражены в сюжете мультфильма, что необходимо сделать, чтобы не было в обществе изгоев? Далее с помощью белой краски дети дорисовывают то, что указывает на интересы персонажей их картин, это позволяет нам понять, что они делают в данный момент. То есть наделяют своих человечков индивидуальностью. Сейчас они все представители серой массы, но в нашей власти сделать их другими. Придумывают им легенду - какой характер, что они любят, что ненавидят, к чему стремятся. Дети работают под музыку. Звучит песня «Дорога добра» (слова Юрия Энтина, музыка Марка Минкова). Далее заселяем человечков в бумажный город.
Таким образом, из обычного чистого листа получились замечательные человечки. Многие философы и ребенка сравнивали с чистым листом и считали, что в процессе жизни окружающие его люди и он сам на этом листе делают различные надписи, которые впоследствии и составляют то, что человек собой представляет. В нашей, учительской, власти сделать так, чтобы на листе детской души не появились дурные или даже случайные надписи. Этот урок подтверждает справедливость стихотворения Михаила Матусовского «С чистого листа».
Иллюстрирование произведений литературы также благодатное поле для развития нравственности школьников. Можно использовать программные произведения и тем самым осуществлять межпредметную взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Каждая картина - это тоже рассказ, только не словесный, а образный. Если книгу можно сравнить с виртуальным миром, то картину смело можно назвать реальным. Но, несмотря на то что свои произведения художники представляют нашему взору как «готовый продукт», «готовую пищу», которую осталось только «съесть» - созерцать, в них таится колоссальный смысл, их тоже нужно научиться читать. Иногда художники, для того чтобы помочь зрителю разобраться в сюжетах картин, писали к ним рацеи - стихотворные объяснения того, что мы видим. К таким художникам относится Павел Федотов. Детям можно предложить рассмотреть и «послушать» его картину «Сватовство майора». Это поможет лучше разобраться в персонажах, изображенных художником, в их внутреннем мире. Обучаясь понимать рисованных героев, дети учатся присматриваться и прислушиваться к реальным людям, которые их окружают.
В 7-м классе мы иллюстрируем рассказ Шела Сильверстайна «Щедрое дерево». В ходе анализа стихотворения затрагиваются темы слепой материнской любви, неблагодарности детей, понимания счастья, ответственности, заботы и уважения. В рисунке передаем не только содержание произведения, но и с помощью цвета отражаем внутреннее состояние героев.
Результаты работы снова заставляют обратиться к творчеству поэтов, а именно Вячеслава Захарова:
Веками море в берег бьется,
Лохматясь пеною седой,
Чтоб выбросить кусочек солнца,
Отполированный водой...
А сколько надо сил и жажды
Творить, измучившись вконец,
Чтоб выбросить янтарь
однажды
На берегах людских сердец!

Уважаемые педагоги, помогите детям научиться общаться с искусством - музыкой, литературой, живописью, и оно поможет сделать их сердца чистыми, прозрачными, теплыми, как янтарь, ведь как говорил Василий Сухомлинский - «искусство выпрямляет душу».
Педагог дополнительного образования осуществляет художественное образование в кружках, на факультативах, в изостудиях. Творческие работы, которые мы выполняем на занятиях в изостудии, украшают кабинет изобразительного искусства, фойе школы, участвуют в различных выставках и конкурсах разного уровня. На занятиях прививается любовь к прекрасному, к окружающему миру. Ведь еще В.Сухомлинский писал: «Из равнодушия к красоте постепенно развивается бессердечность».
Воспитание осуществляется и руководителем научного общества учащихся «Творчество и поиск». Оно существует с 2008 года. В нем действуют пять предметных секций, среди которых и художественно-эстетическая. Под руководством учителя учащиеся выполняют исследовательские проекты на интересующие их темы. Наша секция выполнила девять научно-исследовательских работ, которые получили признание жюри конкурсов разных уровней - от районного до международного. Темы работ затрагивают глубокие воспитательные проблемы, способствуют воспитанию как самих исследователей, так и слушателей. Это, например, «Воспитательная тайнопись живописи», «Арт-терапия - удовлетворение и исцеление современного общества», «От любопытства к прошлому - к знаниям в настоящем и перспективам в будущем», «Музей - центр культурного отдыха и саморазвития человека» и др.
Воспитательный процесс в общеобразовательной школе преимущественно осуществляется классным руководителем. Опираясь на запрос общества, связанный с острой необходимостью повышения уровня воспитанности подрастающего поколения, и на стандарт образования, нравственное воспитание было выбрано как основное направление воспитательной системы класса. Название подсказал Федор Достоевский: «Красота спасет мир!» Эту фразу он сказал, когда впервые увидел «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. Воспитание нравственности проходит через общение с искусством. Как тут снова не процитировать В.А. Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Каждую неделю проходят классные часы в форме деловых игр, тренингов, бесед, викторин, лекций. Особое место занимает изучение прав и обязанностей учеников. Просматриваем видеофильмы о проблемах современного общества и подростков в частности. Обсуждаем их. За годы нашей работы сложилась традиция - на все большие календарные праздники радовать родителей спектаклями. Мы сами делаем декорации, костюмы, украшаем кабинет. Все спектакли направлены на развитие системы общечеловеческих ценностей. Ребята подготовили и показали спектакли «Ромео и Джульетта вчера и сегодня» (об отношениях подростков в прошлом и настоящем), «Мужской монастырь» (о роли женщины в жизни мужчины), «Новогоднее чудо» (о пагубном влиянии телевидения на сознание подростков), «Знания на блюдечке - возможно ли и нужно ли?» (о значении обучения для человека и общества) и др. В мероприятиях, которые проводятся в классе, принимают активное участие не только дети, но и их родители. Часто приглашаются ученики параллельных классов и администрация школы.
На каждых каникулах проходят экскурсии, которые направлены на приобщение к искусству и народному творчеству. Приобщение к прекрасному происходит и во время посещения театров. Бываем в культурных центрах, которые порождают любовь к науке. Посещаем краеведческие музеи для активизации гражданского самосознания и патриотических чувств.
Таким образом, посредством искусства осуществляется нравственное воспитание обучающихся. Все мои усилия направлены на то, чтобы в будущем мне было не просто не стыдно за поступки этих детей, а я с гордостью могла сказать: «Это мой ученик!»

Ольга ЧЕРНИЛЕВСКАЯ, учитель изобразительного искусства селятинской средней школы №1 Наро-Фоминского района Московской области, старший преподаватель кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла Академии социального управления, финалист конкурса «Педагог года Подмосковья-2008

Темы эссе по русскому языку и литературе

(общественно-гуманитарное направление)

1. «Если душа родилась крылатой…» (по лирике М.Цветаевой)

2. «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. С. Пушкин «К Чаадаеву»)

3. Что такое патриотизм? (по роману Л. Толстого «Война и мир»)

4. Какие произведения М.Ю.Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу?

5. «В жизни всегда есть место подвигу»? (М. Горький)

6. Любовь «бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды» (по рассказу И.А. Куприна «Гранатовый браслет»)

7. «Человек – это звучит гордо!» (по пьесе М.Горького «На дне»)

8. Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь)

9. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» (Н.Заболоцкий)

10. Моё понимание поэзии «чистого искусства» в лирике А.Фета и Ф.Тютчева

11. Современен ли образ «Прекрасной Дамы» А.Блока?

12. Правда в смирении или бунте? (по произведениям Ф.М.Достоевского)

13. Любовь – «романтизм, чепуха, гниль, художество»? (по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева)

14. В чём своеобразие гражданской лирики Н.А.Некрасова?

15. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

16. «Сын за отца не отвечает» (А.Твардовский «По праву памяти»)

17. В чём суть поэзии? (по творчеству Б.Пастернака)

18. «И дым Отечества нам сладок и приятен» (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)

19. «Пою моё Отечество, республику мою!» (В. Маяковский)

20. Какой предстаёт природа в лирике С. Есенина?

21. «Досадно мне, коль слово «честь» забыто…» (В. Высоцкий)

22. Спор поколений в литературе и жизни

23. Любить – значит жертвовать собой (по произведениям А.Куприна, И.Бунина)

24. Литература выпрямляет душу?

25. Классика устарела?

26. Проблема поиска жизненного пути в литературе и в жизни

27. Человек эпохи Независимости

28. Что следует ожидать Казахстану от ЭКСПО-2017?

29. В чём сила материнской любви?

30. Профессия моей мечты

31. Детское и взрослое мировоззрение: общее и различное

32. Мои размышления на пороге взрослой жизни

33. В чем задача искусства: успокаивать человека или тревожить его?

34. Может ли победа стать поражением?

35. Почему труд необходим для каждого человека?

36. Хорошо или плохо быть эгоистом?

37. Моя семья – моя опора

38. Роскошь разъедает душу человека?

39. Как красота природы может повлиять на человека?

40. Нужно ли разрушать, чтобы строить новое?

41. Мой современник… Каков он?

42. Быть на Земле Человеком

43. Будущее за профессионалами

44. Мир скучен для скучных людей

45. Может ли телевидение заменить книгу?

46. Мой жизненный принцип

47. Влияют ли богатство и бедность на нравственность?

48. Человек в вихре исторических событий

49. Легко ли быть молодым?

50. В чём заключаются ценности жизни?

Скачать Размер файла

С самого детства нас сопровождают различные литературные произведения: сказки, загадки, рассказы, поэмы, романы, пьесы и так далее. Все они играют огромную роль в становлении человека. Еще в раннем возрасте литературные произведения закладывают в нас основные моральные принципы и нормы. Сказки, загадки, притчи и прибаутки учат нас ценить дружбу, делать добро, не обижать слабых, уважать родителей, обдумывать свои поступки. Все это изложено доступным языком для детей языком, поэтому им это быстро и легко запоминается.

Именно поэтому роль литературы

И книг, в общем, в жизни человека огромна. Они не только участвуют в формировании человека, но составляют основную часть морального воспитания каждого из нас. За время изучения школьной литературы, мы не просто узнаем новых авторов, новые произведения, новые течения, но и сближаемся с литературой настолько, что она становится неотъемлемой нашей частью. Знаменитый педагог В. П. Острогорский сказала: “Правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и облагораживает человека путем благороднейшего наслаждения, которое становится потребностью. Оно делает для него привлекательною, интересною всю жизнь, открывая в ней, в природе, в человеке, прекрасное существование, коего он доселе и не подозревал…

Таким образом, это чувство, подавляя в нас эгоизм, выводит нас из ежедневного круга обыденности, в то же время пробуждая и в эту обыденность вносить мысль и добро, – выводит в широкое общение с природою, обществом, родиной, человечеством… Все же это, вместе взятое, т. е. все эти эстетические отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу, и создает в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом – словом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье”. На мой взгляд, эти слова очень глубоко и ярко отражают роль литературы и искусства, в общем, в жизни человека. Книги учат нас любить окружающих и дарят нам настоящее человеческое счастье.

Именно поэтому, люди, читающие книги и любящие литературу, могут чувствовать на себе все прелести окружающего нас мира: видеть красоту природы, любить и быть любимыми. К тому же, благодаря литературе, пополняется наш словарный запас и обогащается духовный мир. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что литература очень важна в жизни человека: она влияет на наше мировоззрение. Формирует наш внутренний мир, обогащает нашу речь. Именно поэтому мы должны как можно больше читать, любить и уважать книгу, ведь без нее наш мир будет серым и пустым.

(3 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Зачем мне нужно читать книги? Этот вопрос как нельзя актуален в наше время. Мы живем в эпоху всеобщей компьютеризации. Любую...
  2. Роль русской литературы очень трудно переоценить. Эта роль многогранна, как и сама литература. Горький писал: “Наша литература – наша гордость”....

Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей.
Д. Дидро

Важно ли для человека чувствовать себя любимым? Конечно же, да, ведь всем необходимо чувствовать себя кому-то нужными, ощущать заботу и внимание со стороны близких людей. Это делает нас счастливыми.
Бесспорно, быть любимым - это много значит для каждого человека, но разве совсем неважно любить самому? У каждого из нас есть потребность не только получать, но и отдавать. Мы не будем чувствовать себя по-настоящему счастливыми, если не сможем дарить любовь другим людям, выражать свои чувства в поступках. Любя, мы становимся лучше, учимся быть чуткими, понимаем, что такое сопереживание. Вспомним рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления». Внук Гриша приехал к бабушке. Ему известно, что она часто кричит по ночам: сказываются пережитые ею трудные военные годы. Мама предупредила его: если бабушка будет мешать спать, нужно крикнуть на нее: «Молчать!» Сначала внук так и хочет поступить, но потом в его сердце рождается сострадание к бабушке. Любовь к близкому человеку заставила его прозреть. Он понял, что все, что нужно, чтобы пришло исцеление, - это забота. И ночью вместо того, чтобы крикнуть на бабушку, он начинает успокаивать, утешать ее. И читатель понимает: чтобы быть человечным, достаточно просто любить.
Так что же важнее: любить или быть любимым? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: сердце человека предназначено и для того, чтобы принимать, и для того, чтобы дарить любовь. Это две стороны одного целого, и невозможно отрицать важность ни одной из них.

Чаще всего человек счастлив тогда, когда он влюблен. Изменяется время, изменяется жизнь и мировоззрение людей. Но неизменной остается человеческая потребность в любви. Неразгаданной остается тайна души, в которой горит священное чувство любви, такой любви, о которой писал В. Шекспир:
Любовь – над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которою
Моряк определяет место в океане.
Жизнь устроена так, что человек постоянно нуждается в чьей-то любви. Любят друг друга женщина и мужчина, родители и дети любят друг друга. Да, это разная любовь, но без нее человек счастливым быть не может.
Счастливый человек – это человек, который достигает своей цели. Наверное, высшим счастьем является состояние удовлетворения от успеха. Эти счастливые минуты заставляют человека не останавливаться на достигнутом, а идти дальше, что-то искать, открывать, добиваться. Может быть, для некоторых это и есть счастье? Но если человек думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, он не может быть счастливым. Чтобы быть счастливым, нужно иметь доброе сердце. Такой человек никогда не будет одиноким. Он не будет страдать, а будет наслаждаться тем, что может помочь другим, а если надо, к такому человеку всегда придут на помощь друзья. Человек, имеющий друзей, – счастливый человек.
428 слов.

39. В чём суть поэзии? (по творчеству Б.Пастернака)

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Б. Пастернак
Поэзия часто говорит о себе самой - устами авторов. Те или иные аспекты поэтического предназначения привлекают к себе внимание разных поэтов, едва ли не всех. В русской литературе эта градация представлена величайшими ее именами, такими, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Ахматова. Свое, оригинальное мнение по этому вопросу высказал и Борис Пастернак. Оно явилось следствием его общих мировоззренческих и эстетических взглядов и представляет собой последовательную, выдержанную в едином ключе систему.
Первое, что привлекает внимание в стихах Пастернака, посвященных теме искусства, это его уподобление губке, впитывающей все вокруг:
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.
Что значит поэзия для людей? На этот вопрос Пастернак уверенно отвечает, что в ней - наше право на бессмертие: “А в рифмах умирает рок”. В рифмах рождается та правда, которая невозможна в мире обыденности, та правда, с которой в эту жизнь входит “миров разноголосица”.
Поэзия имеет своим истоком саму жизнь - во всех ее проявлениях. И так же, как сама жизнь, согласно Пастернаку, есть непреходящее чудо поэзия является “и творчеством, и чудотворством”. Поэзия творит “образ мира в слове явленный”. Искусство открывает человеку глаза на мир, на его чудесное существование - в этом его нравственная задача, в этом - утверждение принципов добра и красоты.
Искусство и простота - тема, которая волновала Пастернака. Его самого нередко упрекали в ненужной, чрезмерной сложности образов и приемов.
Сам Пастернак всей своей жизнью подтверждал свою верность провозглашенным им принципам поэтического предназначения. Все, что им создано, несет на себе отпечаток тех идеалов духовности, которые он проповедовал в своих стихах.

Борис Пастернак не склонен был приписывать поэзии цели конкретные, практические, как делал это в какой-то мере тот же Маяковский. Поэт лишь отчасти заимствует у классической традиции представления о предназначении поэзии и дает ей новое определение - поэзия-губка. Она впитывает мир целиком, чтобы потом, будучи выжатой, явить его людям, открыть им его - в этом ее высокое предназначение, ведь у поэта особое, полное и первичное знание о мире. Личность самого Пастернака - пример для многих его собратьев: к примеру, А. Ахматова писала в своих стихах о желании “Пастернака перепастерначить”. Пастернак - явление для русской литературы сакральное: он - Поэт.

Слов.

Литература выпрямляет душу?

Каждый человек имеет душу. При размышлении об этом вспоминается стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», где поэт сравнивает человека с сосудом, в котором может быть пустота, а может гореть огонь. От самого человека зависит, какой будет его душа. Если он будет стремиться к духовному росту, к гармонии с самим собой и окружающим миром, если его помыслы будут чисты, а дела полезны, то на душе у него будет легко и спокойно.
Еще одним средством воспитания души является искусство, музыка. Талантливыми художниками и музыкантами создано столько великих произведений, что все даже невозможно запомнить, но, вглядываясь в картины, слушая музыкальные произведения, нельзя не задуматься о том, что в жизни есть гораздо более важные вещи, чем простое бренное существование. Духовно развиваться человеку помогает и литература. На примере героев художественных произведений мы знакомимся с жизнью, сочувствуем им или восхищаемся ими, и в этом тоже содержится глубокий воспитательный момент для нашей души.Наконец, еще одно, пожалуй, самое важное воспитательное средство, благодаря которому душа способна развиваться, – это природа. Восхищаясь прекрасным, любуясь природой, мы наполняем свой внутренний мир новым содержанием, делаем его интересным и богатым.
Нельзя забывать о своей душе, она играет в жизни человека куда более важную роль, чем тело. Только тот человек может быть счастливым, который живет в согласии с самим собой и думает о своей душе.

Таким образом, роль литературы во все времена и в современности- помочь человеку постичь самого себя и окружающий мир, разбудить в нем стремление к истине, счастью, научить уважению к прошлому, к знаниям и принципам морали, передающимся из поколения в поколение. Воспользоваться этой возможностью, которую предоставляют книги, или нет- это личный выбор каждого человека.

Слов.

Трагедия Е.Онегина

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» отражены двадцатые годы 19 в. Это знаменитое время в жизни России. В передовых кругах общества зреет недовольство режимом рабства и деспотизма. Под влиянием войны 1812 г. Формируются убеждения передовых дворян. В своем произведении Пушкин изображает типичного представителя большей части русской интеллигенции, критически относящегося к светскому обществу. Онегин не является человеком исключительным, случайно появившимся в этом обществе. Пушкин создал типичного героя этой эпохи.

Ненужность Онегина развивается на протяжении романа, нам ее последовательно доказывает сам поэт. Она начинается еще в детстве. Онегин, родившийся в среде столичного дворянства, растет под надзором иностранцев-гувернеров, которые воспитывают его на иностранный лад в отрыве от русской действительности:

«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогий,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя…»

В результате из Онегина вырастает человек с разносторонними способностями, с широкими, но не глубокими знаниями. Он эрудирован, так, например, читает английского экономиста Адама Смита. Это говорит о том, что Онегин – человек очень умный, но его ум нельзя применить нигде.

Сначала Онегин ведет в Петербурге жизнь светского повесы, полную забав, развлечений, роскоши. Предоставленный самому себе, он рано взрослеет:

«Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!»

И у Онегина происходит неизбежное охлаждение – следствие бестолковой жизни, неумения приложить к чему-либо свои способности:

«Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум».
«Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец».

Как человек умный, Онегин понимает никчемность своего существования и стремится заняться полезной деятельностью. Жизнь «без цели, без трудов» привела его к тому, что он

«Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его…»

Трагедия Онегина в ненужности его способностей и знаний, в разочаровании его в жизни, в человеческих отношениях (дружбе, любви). Человек, наделенный умом, способный тонко чувствовать, он не смог оценить любви Татьяны и прошел мимо чистого, прекрасного чувства. Онегин стремился уйти от светских забав: уезжал в деревню, путешествовал, но и там он не нашел себе применения.

Все быстро надоело ему. Разочарованный, охладевший к жизни, он едет путешествовать по России.

Тема трагедии умного светского человека не нова. Она прошла через творчество выдающихся русских поэтов того времени. Мы встречались с Чацким в комедии Грибоедова «Горе от ума» и еще встретимся с Печориным в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

Слов.

42. «И дым Отечества нам сладок и приятен» (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума») А.С. Грибоедов вывел на сцену два противостоящих друг другу лагеря лагерь - молодой России и лагерь крепостников. Их борьба была явлением русской жизни десятых - двадцатых годов XIX века. В это время из общей массы дворянства выделяются дворяне-революционеры - сторонники борьбы со всем отжившим в социальном и политическом строе, сторонники боя за новое за движение страны вперед. Александр Андреевич Чацкий по своему общественному положению принадлежит к дворянскому классу, но образ мыслей его и поведение находятся в резком противоречии с окружающей средой. Детство его прошло в Москве он часто бывал в доме Фамусова, учился у тех же гувернеров что и Софья, любил Софью Для завершения образования уехал за границу. Он не богат, не заботится о своем небольшом имении, управляет им «оплошно», служил некоторое время, имея связь с министрами, побывал в армии Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова из-за того что любит Софью «Чуть свет», не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софье свою горячую любовь. Уже это характеризует его как страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства которые он выражает поэтически горячо. Чацкий говорит языком литературным, для выражения любви к родине цитирует Державина: И дым Отечества нам сладок и приятен Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого «Блажен кто верует тепло ему на свете». «Ум с сердцем не в ладу». А многие афоризмы звучат как эпиграммы:
Господствует еще смешенье языков
французского с нижегородским
Его эпиграммы обличают защитников крепостничества и самодержавия. Чацкий - оратор, деятель того периода истории русского общества когда формировались взгляды декабристов, когда лучшие люди из дворян боролись словом против старого мире. Уже в первом выступлении Чацкого в гостиной Фамусова слышится негодование, острая бичующая насмешка. Он требует службы «долу, а не лицам» и заявляет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Карьеризм и низкопоклонство ему ненавистны, он с презрением отзывается о тех, «кто не в войне, а в мире брали лбом; стучали об пол, не жалея» и «лесть как кружево плели».

Ум Чацкого - это прежде всего передовые взгляды, вольнолюбивые идеи, независимые убеждения. Чацкого удерживает в чужом ему по духу обществе только любовь к Софье. Однако выяснилось, что Софья изменила былым чувствам и именно она пустила сплетню о сумасшествии Чацкого. Горе от ума - это трагедия умного, частного, гордого человека, который чужд тому миру, в котором живет.
Взгляды Чацкого близки идеям декабристов. Его образ полон глубокого общечеловеческого значений. Об этом говорил писатель Гончаров. «Чацкие неизбежны при каждой смене одного века другим.. Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым... Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

Слов.

43. В каждой строке доброта (по произведениям В. Распутина)

Знаменитый русский писатель Валентин Распутин родился в Сибири, в простой и очень бедной крестьянской семье. Очень часто в своём творчестве писатель рассказывал о невзгодах и радостях жителей далёких сибирских сёл, их положительных и отрицательных поступках, их нелёгких жизнях. Сам пройдя тяжёлый жизненный путь, Распутин описывал жизнь простых людей настолько реалистично, что каждый человек может узнать себя в персонажах его произведений, в не зависимости от возраста.

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» основан на реальных событиях, которые имели место быть в жизни писателя. Прототипом учительницы французского языка Лидии Михайловны стала его собственная преподавательница, женщина с большим и очень добрым сердцем. Сюжетная линия «Уроков французского» довольно проста, но в то же время, очень интересна. Маленький мальчик из далёкого сибирского села, голодное детство которого заставляет играть с другими мальчишками на деньги в «чику». При этом он сам остаётся очень добрым, искренним и чистым душою мальчиком. Главный герой справедливый человек, поэтому он не может мириться с обманами, ложью. Однако отстоять справедливость ему не дают другие ребята, которые его постоянно бьют, унижают. Вытащить ребёнка из неприятностей берётся его учительница – Лидия Михайловна, узнавшая о том, что ребята играют на деньги. Узнав, что главный герой играет в азартные игры только для того, чтобы иметь деньги на еду, она начинает его подкармливать. Мальчик в свою очередь начинает делиться с ней своими переживаниями, открывается ей. Для того чтобы ученик начал лучше питаться Лидия Михайловна приглашает его домой после уроков – дополнительно позаниматься французским языком. Но гордый характер главного героя не позволяет ему принимать продукты от учительницы. Тогда добрая женщина решает схитрить – и предлагает ему играть с ней на деньги. И хоть парень пытался проследить, чтобы она не поддавалась ему, иногда ей это удавалось. Благодаря этому доброму и бескорыстному поступку, мальчик смог начать нормально питаться и ушёл из плохой компании. Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки Французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.

V городской конкурс профессионального мастерства

«За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» имени Чугуновой В.П.

Сочинение-эссе

на тему «Литература в моей жизни»

Фадеева Елена Марковна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

г. Набережные Челны, 2015

Роберт Бёрнс

Слова, слова, слова… Вся литература – это слова. О чем они? У каждого писателя или поэта – о разном и об одном. О мире, построенном на законах добра и красоты. К кому обращены эти слова? Всем вместе и каждому лично.

Писать о литературе? Это сложно. Писать о месте и роли литературы в моей жизни? Это ответственно. Но я попробую.

В последнее время много пишут и говорят о бездуховности, об утере лучших традиций отечественной культуры. Не секрет, что будущее нашего общества, его интеллектуальный потенциал будут определять те, кто сегодня молод. Очень много в жизни человека зависит от него самого. И как бы ни проявляли себя порой страшные человеческие свойства, мы их, к сожалению, не искореним. Самое возможное – помочь человеку понять свой внутренний мир, свой уникальный настрой чувств и научиться управлять им. Писатель может дать направление всей жизни или сбить с толку. Очень хотелось бы, чтобы ответы на вопросы об успехе в жизни, о чести и достоинстве, о любви мы получали из нашей великой литературы. Не случайно Максим Горький образно называл литературу «человекознанием».

Литература воспринимается не только сердцем, но и умом. Она способна творить чудеса.

У французского писателя Ромена Гари есть такой эпизод, где героиня восклицает: "Мадам! Ваш сын плохо поступил со мной. Он заставил меня прочитать Тургенева, Чехова и Достоевского. Как мне теперь жить?!" Вот оно, чудо! Литература заставила думать!!! Причем над такими вещами, которые раньше не замечали или проходили мимо... Кто-то сказал, что сотни умных людей не смогут так перевернуть душу, как одна нежная и умная книга.

Литература – это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлетов и падений духа, самоотверженности и мужества, поражений и побед. Раскрывая книгу, мы всматриваемся в жизнь в поисках собственного героя, ответов на свои вопросы, поневоле примеряя чужую судьбу и чужие поступки к личным чертам характера, жалея, колеблясь, горюя, смеясь, плача, сочувствуя и принимая участие в судьбах вымышленных героев. Мы верим, что мир литературы стал нашим миром, а такое единение бесследно для человека не проходит.

Литература несёт духовное и эстетическое наслаждение.

Все мы родом из детства. Помните? «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «Жили-были…» У каждого из нас первое знакомство с миром литературы происходит в детстве. Так было и со мной. Очарование и наслаждение – вот что я испытала после знакомства с волшебной страной Литература. Я могла без конца перебирать и разглядывать книжки С.Маршака, Е.Чарушина, С.Михалкова, Г.Х.Андерсена и быстро поняла, что с книгой можно разговаривать, что она даст добрый совет, станет живым другом.

Самое главное, за что я благодарна своим родителям, это то, что дома всегда были хорошие книги. Прав был Авраам Линкольн, который говорил: «Моим лучшим другом является тот, кто дал мне книгу, которую я еще не читал». И я читала. А книги все появлялись и появлялись. Пушкин и Есенин, Толстой и Чехов, Распе и А. Дюма, Твен и Лондон, Милн и Волков, Ремарк и Уайльд. Пёстро, скажете вы? Да. Но благороднейшее наслаждение становилось потребностью. Оно сделало привлекательной, интересной всю мою жизнь, открывая в ней, в природе и в человеке прекрасное существование, какого до тех пор я и не подозревала…

Сегодня редко читают бумажные книги, чаще слушают в аудиоварианте либо читают со смартфона в свободные минутки. Но я, несмотря на век прогресса, всё равно люблю бумажные книги. Это ни с чем не сравнимые тактильные ощущения от перелистывания бумаги и ни с чем не сравнимый запах.

Литература способна руководить человеком в жизни.

Хорошая книга обладает уникальной способностью появиться в то самое время, когда мы особенно нуждаемся в совете. Вы замечали это?

Нужная книга приходит тогда, когда мы морально и интеллектуально готовы к встрече с ней. С вами случалось такое? Уверена, что да. Всегда в трудных жизненных ситуациях мы черпаем из книги мудрость, силы и вдохновение.

Литература воспитывает эстетический вкус, учит прекрасному, доброму, формирует нравственные принципы. Литература всегда со мной.

Оказавшись летом в сосновом бору, я невольно вспоминаю строки Бунина: «Чем жарче день, тем сладостней в бору дышать сухим, смолистым ароматом». А первая весенняя гроза напоминает Тютчева: «Люблю грозу в начале мая». И ахматовское «на правую руку надела перчатку с левой руки», и есенинское «лицом к лицу лица не увидать», и пастернаковское «во всём мне хочется дойти до самой сути», и многое-многое другое сопровождает меня всю жизнь, вдохновляет, учит и воспитывает.

Литература в моей жизни – это ещё и школьные уроки литературы, уроки духовности, жизни, мудрости. На таких уроках нужна особая атмосфера доверия, теплоты и ценности человеческого общения. Сколько раз я ловила себя на мысли, что столько ещё не прочитано, переживала, что недочувствую, недоговорю, недодам… Но, прочитав слова Жоржа Элгози, что «образованный человек не читает, а перечитывает», успокоилась. И вновь, открывая книгу на знакомой странице, обнаруживаю новое, будто не замеченное ранее, и вновь отправляюсь в странствие по волнам времени в поисках истины и добра, убежища и утешения, друга и самого себя.

Вот в этом и заключается особое очарование книги, неисчерпаемость литературы, из века в век отражающей одни и те же вечные темы и проблемы человеческой жизни и всегда остающейся юной и неразгаданной.

Литература для меня - это возможность испытать доброе настроение, единение с миром, это постоянное стремление к духовной красоте, поиски нового - словом, то, что составляло во все времена человеческое счастье.