Актеры актрисы президент и их портреты. Портреты знаменитостей

В галерее «Дом Нащокина» открылась фотовыставка к 75-летию Рудольфа Нуреева

Рудольф Нуреев в интерьере парижской квартиры на набережной Вольтер, 1986 г.

*Рудольф Нуреев положил начало «балетной» эмиграции. В 1970 г. осталась в Лондоне одна из лучших балерин Кировского театра Наталья Макарова. В 1974 г. во время гастролей Большого театра в Канаде стал «невозвращенцем» Михаил Барышников. В 1979-м во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке обратился с просьбой о политическом убежище Александр Годунов.

День 16 июня 1961 года, важнейший в судьбе великого танцора Рудольфа Нуреева, стал знаковой точкой и в истории русского балета. Тогда вместе с труппой Кировского театра Нуреев был на гастролях в Париже. Когда все артисты приехали в аэропорт Ле-Бурже, чтобы лететь в Лондон для продолжения гастролей, у Нуреева отобрали билет и приказали возвращаться в Москву. И вот тогда он сделал свой знаменитый прыжок через головы приставленных гэбэшников и оказался на свободе. Первые полосы французских газет запестрели заголовками: «Звезда балета и драма в аэропорту Ле-Бурже», «Прыжок в свободу»...*

Поезд для Нуреева всегда оставался метафорой его жизни, ведь и сам он появился на свет в поезде

Плохое поведение

Этому побегу предшествовало много других событий. В 1958-м он вместе со своей партнершей Нинель Кургапкиной гастролировал в ГДР. Нинель носила брюки, что всем казалось естественным, но директор Госконцерта написал в отчете, что «балерина даже в Дрезденскую галерею пришла в непристойном виде» (то есть в брюках). Кургапкину перестали выпускать за границу. «Я не знала, что делать, - вспоминала она. - Бегала по инстанциям. Даже Рудика за собой таскала в обком партии. Не помогло». Нуреева этот случай потряс - он был куда более беззащитен перед органами.


Оказавшись в Париже, он не мог надышаться воздухом свободы, описывал позднее, как его восхищали кварталы Сен-Жермен, парк Сен-Клу, залы Лувра. Возвращался в отель под самое утро, как и в тот день, 16 июня. Впрочем, все это было описано в рапортах «компетентных товарищей» в Москву. Председатель КГБ Шелепин докладывал в ЦК КПСС: «Из Парижа поступили данные о том, что Нуреев Рудольф Хамитович один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью. Он установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых гомосексуалисты. Несмотря на проведенные с ним профилактические беседы, Нуреев не изменил своего поведения...» Заочный суд над «невозвращенцем» осудил его за «измену Родине» на семь лет лишения свободы с конфискацией имущества (решение суда было отменено Генпрокуратурой только в 1998 году, спустя пять лет после его смерти).

«Весь мой багаж улетел в Лондон, - вспоминал Нуреев. - В чемоданах осталось все самое дорогое, чем я владел: коллекция балетных туфель и трико, которые я покупал всюду, где бы ни выступал: в Германии, Австрии, Болгарии, Египте... Это я уже никогда не смогу восстановить. Потерянным оказался и парик, который я заказал для роли Альберта в «Жизели». Этот белокурый, вьющийся и очень романтический парик я шутя прозвал «Мэрилин Монро». Но больше всего я сожалею о своей самой первой покупке в Париже - красивом электрическом поезде, символе того очарования, которое всегда вызывали во мне поезда, железные дороги, дым станций - тех манящих обещаний, далеких горизонтов и таинственности, которые я всегда в них чувствовал». Поезд для Нуреева всегда оставался метафорой его жизни, ведь и сам он появился на свет в поезде, который шел на Дальний Восток...

Дорогие игрушки

Оказавшись на Западе, Нуреев стал одним из самых прославленных и самых дорогих мировых балетных знаменитостей. Он был одинок и почти все свои средства тратил на покупку недвижимости (включая остров в Средиземном море) и произведения искусства. Выставка «Жизнь в фотографиях. Париж - Нью-Йорк» - это своего рода фотолетопись из спектаклей разных лет, графические портреты артиста работы Джеймса Уайета, а также уникальные снимки роскошных интерьеров квартиры Нуреева в Париже, сделанные после смерти танцора самыми знаменитыми британскими фотографами, - тот мир, конкретный и вымышленный, которым он жил.

Директор галереи Наталья Рюрикова говорит, что «по тому, что было собрано, куплено, приобретено, можно судить о внутреннем мире танцора. Коллекция раскрывает его не только как великого артиста, но и как совершенно особую личность». Нуреев собирал восточные ткани, ковры, бронзу, живопись, мебель из карельской березы. Возможно, тяготение к роскоши было реакцией на ту бедность, в которой он пребывал в детстве, когда в доме родителей часто просто не было еды и когда группу одаренных детей из Башкирии отправляли в балетную школу в Ленинград, у его отца не оказалось денег на билет...

Экспонаты аукциона Christie’s, 1994 г.

Вся уникальная коллекция Рудольфа Нуреева была распродана после его смерти на аукционе Christie’s и ныне сохранилась лишь на фотографиях, представленных на выставке.

фотографии: Jean Gaumy, Lord Snowdon, Fritz von der Schulenburg

Рисовать портреты знаменитостей я еще начал еще в раннем детстве, в то время я очень любил рисовать с журнальных картинок. На то время естественно это был журнал «Советский Экран», к сожалению других не было под рукой, где демонстрировались фотографии в основном наших отечественных актеров, большей часть это были кадры из наших фильмов.

В основном тогда я рисовал обычным простым карандашом, иногда рисовал цветными карандашами, конечно все эти рисунки у меня не сохранились.

Могу сказать с уверенностью многие художники часто или редко обращаются к теме рисования знаменитых людей. Казалось бы, что в этом такого и для чего это нужно?

Когда я был уличным художником и рисовал, например, на Арбате, каждый художник обязательно выставлял на показ свои работы, чтобы привлечь желающих нарисовать их собственный портрет. Вот здесь то, портреты знаменитостей были, как раз необходимы. Посетители даже выбирали художника по лучшему сходству портретов звезд и конечно качеству и реалистичности работ.

Портреты на заказ на знаменитостей бывают, но редко. Так как, я в последнее время рисую портреты с фотографий на заказ для всех желающих, и портреты известных людей на моем сайте подсказывают моим потенциальным заказчикам, уровень моей работы.

Тяга к рисованию знаменитых людей у меня осталась и сегодня, благодаря интернету где я выставляю мои работы не только на этом сайте но и в социальных сетях типа Фейсбук, Девианарт и Инстаграм, я получаю много положительных отзывов, время от времени и заказчиков, которые как известно вдохновляют продолжать рисовать знаменитых актрис, актеров, певиц и других популярных личностей.

На данной страничке я представляю портреты знаменитых людей, которых я рисовал время от времени в течении последних 15 лет, большинстве своем в технике сухая кисть.

Среди работ это портреты певицы Бритни Спирс , Наталья Орейро , актрис Эммы Уотсон , Меган Фокс , и актеров Владимира Высоцкого , Джонни Деппа , Ричарда Гира , Моники Белуччи , Эмилии Кларк , Шарлиз Терон, Элайзы Тейлор , Бриттни Карбовски , космонавта Германа Титова , Кардинала Ратцингера, Бенедикт XVI, Топ Модели: Валерии Маца , Джози Маран и другие.

В последнее время часто гуляя на просторах интернета, я иногда примечаю интересные в моем понимании образы различных известных личностей вдохновляющих меня как художника к замыслу нарисовать портрет какой либо знаменитости.

Также вдохновение рисовать того или иного актера или актрису в последнее время раскрывается после просмотров фильмов и сериалов. Например, Игра престолов или Остаться в живых. В сериале Игра престолов меня привлек образ красавицы актрисы Эмилии Кларк, где она играла Кхалисси, Мать драконов, в результате шесть портретов и также трудно было не заметить очень яркую фигуру в этом фильме, это актер карлик Питер Динклэйдж в роли Тириона Ланнистера и юную актрису Мэйси Уильямс в роли Арьи Старк. В фильме Lost или Остаться в живых здесь несравненная красотка Эванджелин Лилли в роли Кейт Остин, 3 портрета, один из них маслом на холсте.

В большинстве случаев я стараюсь многое изменить в портретах моих кумиров, например светотеневые оттенки, иногда объем, фон, прическу и т. д. В последствии это помогает увеличить восприятие портрета звезды на должный уровень. Например, мне пришлось многое изменить, добавить в портретах Питера Динклэйджа, Эванджелин Лилли, Эмилии Кларк, молодой Шарлиз Терон, Мэйси Уильямс, Нины Добрев и Хлои Грейс Морец и в других.

Бывают такие фотографии, где актриса смотрится на мой взгляд не на высоком уровне в понимании женской красоты и становится задача, как то поправить, сделать из нее прямо таки конфетку, несколько польстить не заходя за рамки и конечно придать несколько шарма. Возможно когда нибудь, моя работа увиденная в интернете самой хозяйкой данного образа поднимет ей настроение:). Если вы желаете заказать портрет по фотографии кого либо из знаменитостей, или для ваших знакомых, просто сообщите мне.

Балетный портрет является частью богатого наследия русского театрального портретного искусства рубежа XIX-XX веков. Портреты артистов балета и балетмейстеров заслуживают отдельного рассмотрения как особый жанр в изобразительном искусстве, поскольку они составляют немалую часть всех балетных произведений, но между тем не выпадают из общего характера творчества художников, входящих в объединение «Мир искусства» и, безусловно, представляют одно целое с остальными произведениями на данную тему. Для них в облике артиста балета воплотился новый идеал, который олицетворял поэзию и силу их творческих исканий, зачастую они были выражением их собственной рефлексии. Балетные образы не могли не волновать их воображение и возвышали их над обыденностью и прозой жизни. Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению творчества художников, работавших над балетным портретом, нужно понять, каковы могут быть цели и задачи автора произведения, предмет которого артист балета. Портрет балетного артиста может представлять собой фигуру в рост, полу-фигуру, внимание может быть сосредоточено только на лице, артист может быть показан в танце и вне его. Подобная задача требует своих методов решения, она рассматривает балетную пластику и гармонию, скорее склонную к духовному началу и использует модель как средство для ее отражения. Искания художников в портрете связаны с психологией балета, исследованием личности артистов. В работе над портретом танцовщика художник может поставить задачу - передать артиста в определенной балетной роли, уловить его неповторимые черты таланта, поскольку жизнь танцовщика, как и любого другого артиста, неразрывно связана с героями, которых он воплощает на сцене. Другая категория портретов связана с показом балетных артистов в будничной обстановке, поскольку артисты, как и все люди, не изолированы от окружающей жизни. В работе над таким портретом художник исходит, прежде всего, из конкретной психологической характеристики персонажа, учитывая в то же время и черты его творческой индивидуальности.

Галерея портретов балетных артистов принадлежит «мирискусникам»: А. Баксту, К. Сомову, А. Головину, М. Добужинсому, Б. Кустодиеву, К. Коровину. Нельзя сказать, что все они работали плодотворно в этом жанре. Из всех, только Л. Бакст и М. Добужинский оставили немалое наследие, остальные же создали лишь несколько произведений, кроме того, часть из них числится по каталогам, местонахождение их неизвестно, поэтому при анализе остановимся только на некоторых из них.

Портреты Л.Бакста, изображающие «А. Павлову», «А. Дункан» (1918, ГМИИ), «Л. Мясина», «В. Цукки» (1917, собр. за рубежом) и портреты К. Сомова, изображающие танцовщика Н. Познякова (1910-1913, ГРМ, ч.с Москва) отличаются глубоким вниманием художников к лицу модели, Каждый, внимательно наблюдавший балет, наверное убеждался не раз, что сама природа классического танца сиюминутно напоминает нам о постоянных законах строения формы у человека в балете. Нетрудно заметить, что художники в портретах ищут такие нюансы, такое положение портретируемого, выражение их лиц, наклон головы, в которых наиболее полно запечатлелись бы типичные черты артистов балета. Достигается это, прежде всего, удивительно плавным линейным рисунком у Л. Бакста, и мягкой, бархатистой светотеневой проработкой у К. Сомова. В законченном портрете и в одном из вариантов к «портрету Н. Познякова» Сомов лишь в некоторых местах намеченными линиями подчеркивает легкость образа. Л. Бакст в «Портрете А. Павловой» и «А. Дункан» избирает точку зрения на модель немного снизу, при которой шея танцовщиц обретает изящный изгиб, текучее движение, кат сам танец. На серо-голубой бумаге мягким итальянским карандашом художник убедительно прорисовывает облик балерин, не пытаясь наметить элементы костюма, как бы боясь нарушить и прервать льющиеся линии, очерчивающие овал лица, шею и плечи. В мужских портретах Л. Бакст «Портрет Л. Мясина» и К. Сомов «Портрет Н. Познякова» применяют тот же прием, обнажают шею танцовщиков, мягкой тушевкой выявляя рельефность мускулов, гибкость и подвижность. Создать образы, созвучные тем, которые были воплощены на сцене, наиболее удалось Л. Баксту в «Портрете А. Павловой».. Улавливая гибкую плавность движения, прелесть легкого поворота головы на зрителя, фиксируя полузакрытые глаза и отведенный в сторону взгляд, применяя легкую штриховку, художник тем самым достигает настроения некоторой отрешенности, подчеркивает призрачную хрупкость пластического облика, свойственного для ее балетных ролей.

Если в портретах Л. Бакста образ артиста довольно разработан и закончен, то совершенно по иному выглядят портретные зарисовках М. Добужинского: два «Портрета С. Лифаря» (1936,1937), два «Портрета Т. Тумановой» (1935), «Портрет В. Немчиновой», четыре «портрета Т. Карсавиной» (1914, 1915, 1923). они представляют собой своеобразные, моментальные зарисовки графитным карандашом, передающие натуру во всей ее непосредственности. «Портрет Т. Карсавиной» и «Портрет Б. Немчиновой» - это наброски танцовщиц в жизни. Если в портретах Л. Бакста и К. Сомова танцовщики представлены в первую очередь как артисты балета, то в этих портретных зарисовках у М. Добужкнского наряду с артистической подчеркнута человеческая сущность. Постоянная внутренняя самодисциплина балетного артяста не делает его героев сверхлюдьми, им свойственны обыкновенные человеческие чувства - усталость, раздражение, стремление уйти в себя, отстраниться от конкретной обстановки, «Портрет Т. Кярсавиной» (1914) запечатлевает танцовщицу во время репетиции балета Н. Стравинского «Петрушка». Хотя дано одно профильное изображение головы, немного намечен головной убор, мы сразу узнаем Т. Карсавину в этой роли, настолько правдиво трактован образ. Достижение удивительного сходства основано, прежде всего, на предельно лаконичной, по точной характеристике общей формы головы с акцентом на индивидуальных особенностях.

Другой аспект в области балетного портрета прослеживается в роботах Л. Бакста, К. Сомова, А. Головина, К. Коровина, связанный с попыткой заменить в портрете напряженность позирования свободным поведением артиста, перенесением его в будничную обстановку. Подобные поиски мы только что наблюдали в портретных зарисовках М. Добужинского, но если там они только наметились, то в работах: Сомов «Портрет В. Фокиной»» (1921, ГРМ), А. Головин «Портрет балерины Е. Смирновой» (1910, ГТГ), «Портрет балерины Ж. Шиманской» (1916, КОКГ.), Л. Бакст «Портрет В. Нижинского на пляже Лидо» (1914, ч.с.), «В. Нижинский и другие артисты на пляже Лидо»(ч.собр.), «А. Дункан на пляже» (1909, с.з), К. Коровин «Танцовщица» (1918, ч,с. Москва), «Портрет В. Трефиловой» (1924, с.з) они ярко выявлены. Для художников в артистах важнее не профессионал, а человек, именно поэтому они изображают отдых артистов, моменты покоя, сцены вынужденного отстранения от труда. На светлом фоне, освещенная театральным светом, с большой осязаемостью и вместе с тем несколько загадочно, выступает фигура В. Фокиной, присевшей отдохнуть на репетиции, с одухотворенным лицом, полуоткрытым ртом, внимательными глазами и артистичным: руками с гибкими музыкальными пальцами. Простой графитный карандаш превращается в руках К. Сомова в исключительно богатое и неисчерпаемое средство. Карандашные пятна художник доводит до бархатистой темноты или делает их нежнейшими, словно легкая тень, упавшая на бумагу. Все вплоть до направления штриха пронизано одним я тем же состоянием - состоянием творческой жизни артистки во время минуты отдыха. Такими же выразительными средствами А. Головин решает « Портрет балерины Ж. Шиманской». В изображенной полу фигуре так же сделан акцент на руках танцовщицы. Здесь они такие же, как и у Фокиной красноречиво выразительные, но совсем по-другому трактованные. Там гибкие и подвижные, передающие внутреннее напряжение, творческую мысль, здесь, напротив изящные и плавные, подчеркивающие лирическую настроенность образа.

В живописных портретах А. Головина, К. Коровина, Л. Бакста фигуры перенесены в конкретную окружающую обстановку: Головин «Портрет Е.А. Смирновой» - пейзаж, Л. Бакст «Портрет В. Нижинского на пляже Лидо» - пейзаж, Коровин «Танцовщица» - комнаты, «Портрет В. Трефиловой» - артистическая гримерная. Если в «Танцовщице» и «Портрете В. Трефиловой» К. Коровин не пытается уловить портретное сходство, трактует фигуры обобщенным широким мазком, главное для него выразить общую атмосферу отдыха, отключения артиста из мира творческого напряжения в мир будничной расслабленности. Поэтому он отодвигает фигуры танцовщиц в глубину холста, желая оставить больше места для воздуха и света, наполняющих помещение. В портретах Л. Бакста «Нижинский на пляже Лидо» и А. Головина «Портрет балерины Е. Смирновой», несмотря на показ моделей в пейзажной обстановке внимание заострено скорее на облике, выдающих их как артистов балета. В «Портрете В. Нижинского на пляже Лидо» стройная фигура танцовщика с атлетически развитым телом и обнаженными мускулистыми ногами, с рельефно моделированными светотенью формами, заставляет вспомнить образы богов и героев древней Эллады. На «Портрете Е. Смирновой» А. Головин выделяет фигуру балерины из окружающего пейзажа с поразительным, почти фотографическим сходством передавая своеобразие осанки, неповторимую индивидуальность жеста, манеры держаться. Если такое выявление профессиональных черт у К. Сомова в «Портрете Фокиной» и у А. Головина в «Портрете Ж. Шиманской», как мы наблюдали, было выражено, прежде всего, через лицо и пластику рук, то в этих портретах скорее через силуэт, через рисунок позы изображенной модели.

Иной подход к рассмотрению балетного портрета демонстрируют художники, когда они стремятся показать балерину в танце, благодаря чему в их произведениях показ чисто профессионального момента играет основополагающую роль. В таком портрете скорее подчеркивается процесс труда артиста, внимание акцентируется больше на передаче движения, чем на самой личности. Однако в произведениях Л. Бакста:

«Портрет И. Рубинштейн» (1921), «Портрет И. Рубинштейн в роли Антигоны» (1906), «А. Дункан танцующая» (1907, с.з), Б. Кустодиева: «Портрет В. Ивановой» в испанском танце Пандерос в балете А. Глазунова «Раймонда» (1921, ГЦТМ), варианте «портрета В. Ивановой» (ДХМ) при всем показе танцевального движения убедительно нарисованы образы каждой из балерин, достоверно переданы их портретные черты.

Итак, портрет, как особая область балетной темы в изобразительном искусстве в творчестве художников «Мира искусства» имеет более реалистичные черты, чем их же произведения сюжетной тематики. Ретроспективизм, характерный для творческого мышления этих мастеров в меньшей море коснулся данного жанра. Объясняется это тем, что объект изображения в портрете - сам балетный артист, его лицо, фигура, наконец, его творческая натура, требующая от художника достоверного воспроизведения. Образы артистов балета в творчестве художников «Мир искусства»- это коллективный портрет целого поколения русских танцовщиков с их особым мироощущением, складом мышления и системой ценностей. Определяя художественные достижения в области балетного портрета, можно ответить, что лучшие из созданных произведений раскрывают своеобразие актерских личностей, индивидуальное творческое начало, внутренний мир, в чем и состоит их основное и непреходящее значение.

Принятые сокращения

ГЦТМ – Государственный центральный театральный музей им. А.Бахрушина. ГТГ – Государственная Третьяковская галерея.

ДХМ – Днепропетровский художественный музей КОКГ – Калининская областная картинная галерея. С.з.- собрание за рубежом.

Ч.с – частное собрание.