Б. В

Б. В. Шергин

Поморские были и сказания

Милому внуку,

МИШЕНЬКЕ БАРЫКИНУ,

эту книгу.

О книге Б. В. Шергина

С давних времен из Новгорода на Говор нашей страны, к Белому морю, переселились предки нынешних поморов. Они стали ходить за рыбой сначала по Двине и у морских берегов, а потом - все дальше в море на промысел за тюленями и моржами. Все шире расселялись новые пришельцы по морскому берегу; их так и назвали поморами.

Борьба с суровой природой выковала у поморов крепкий характер, уменье не теряться в трудных обстоятельствах, решительность и твердость духа.

В бурном, изменчивом морс одному человеку несдобровать, и поморы шли на промысел артелью, дружиной. Крепкая дружба, взаимная помощь связывали дружину. Помор всегда был готов выручить в беде товарищей: на промысел выйдешь - опирайся на товарища, но и сам помогай ему, береги, как себя, - это закон для помора.

Народ на Севере не знал унизительного гнета крепостного права, был грамотен и самостоятелен. Когда с берегов Белого моря Россия начала торговать с иностранными купцами, поморы первыми стали ходить с товарами на своих судах в Норвегию, Швецию, Англию, всюду заслуживая уважение за свою отвагу и честное отношение к делу.

На широкой Северной Двине, при самом впадении ее в Белое море, издавна возник город Архангельск. Это было удобное место для города: вниз по реке везли все, что давали русским густые северные леса, по морю приходили за нашим сырьем иноземные суда. Шумная, кипучая жизнь шла в Архангельске, у причалов, где слышалась и русская речь, и речь иностранцев, пришедших на своих судах.

Прекрасная природа Севера привлекала сердце тончайшими своими красками; суровая, она была родной, любимой матерью помору. Над широкими просторами Северного края летом стоит в небе «незакатимое» солнце, и в светлое летнее время, когда затихают над морем ветры, человек ищет поэтических слов, чтобы запомнить и передать людям свое понимание родной северной природы.

Помор, ушедший в море на промысел, любит вдали от берега послушать и сам рассказать о виденном - он тонкий ценитель искусства слова. Испокон веку у поморов были свои талантливые певцы, сказители. Люди большой поэтической одаренности и удивительной памяти, они не только могли спеть десятки давних, услышанных от старших, песен и старин (так поморы называют былины), рассказать множество сказок, но и сложить свои, новые песни, старины и сказки. В них отражались и исторические события, и труд помора на зверобойных и рыбных промыслах, а главное, тот высокий подъем духа, который веками выковывался у поморов в борьбе с суровой природой ледовитого моря, куда они первые прокладывали путь следующим поколениям.

Много наблюдений, примет, сведений о направлении морских течений, о льдах, ветрах, погоде, сохраненных памятью рассказчиков, оказались полезными, важными и в наши дни освоения Арктики. Когда в наше, советское время герои-полярники развертывают научно-исследовательские станции на льдинах, изучают природу Северного Ледовитого океана, то не раз, конечно, вспоминают они славных мореходцев прошлого, первых исследователей, заходивших на далекие острова и берега родного Севера. Немало таких смелых людей погибло в море, оставив по себе добрую память в поморских былинах и сказаниях.

Автор этой книги Борис Викторович Шергин вырос в Архангельске, среди трудовых людей: отец его, коренной помор, был корабельным мастером - строил морские парусные суда. С детства Борис Викторович постоянно видел работавших с отцом старых мореходцев и слышал их рассказы. Нельзя было надивиться, как искусно сплетались их замысловатые сюжеты, нельзя было наслушаться чистой, высокой речи рассказчиков. Воспитанный на сокровищах словесного творчества северных людей, будущий писатель навсегда сохранил в памяти и самих творцов этого сокровища.

Незабываемым наставником своим писатель называет Пафнутия Осиповича Анкудинова, замечательного мастера слова. Его рассказы Борис Викторович запомнил на всю жизнь и поэтическую основу их впоследствии донес до нашего времени. Он ярко, талантливо, по-своему написал эти старинные поморские былины, предания, сказки. Он рассказал нам о любимом своем Севере, о добрых, честных людях, мастерах своего дела, которых знал в детстве и юности.

Героический образ человека, которому честь дороже жизни, встает из старых преданий и былей, передававшихся от отцов к детям, от дедов - внукам. И герои произведений Шергина - самоотверженные, справедливые и умелые люди; из рук их никакая работа не выпадает, им можно доверить руководство любым промыслом, постройку и вождение морских судов. Они знают, что такое честное слово человека, с честью выполняют порученное им дело. Эти умные и талантливые люди стремятся не к собственному обогащению и почету, а к славе своей родины, для этого и сил и жизни не жалеют.

В рассказах Шергина и в переданных им старинных сказаниях с большой поэтической силой показана глубокая, крепкая связь поморов со своим «отеческим морем». «Уж ты кормишь, поишь, море синее, обуваешь, одеваешь, море соленое…» - поют поморы. Это та великая связь человека с природой, которую он устанавливает вековечным своим трудом и которая порождает горячую любовь к своему краю, к своей родине. Особенно ярко, своеобразно эта связь показана в сказаниях «Братанна» и «Гнев».

В сказании «Гнев» повествуется о том, как два брата жили в двинском устье, ходили на промысел к Новой Земле и «неубыточно правили торг у себя на Двине». Старший брат, Лихослав, нарушил «товарищество» - обязательное в морских походах правило справедливого и честного отношения кормщика к своей дружине: собственного брата Гореслава он бросил вместе с другими охотниками на необитаемом тогда берегу Новой Земли. Наказывает Лихослава за нечестный, коварный поступок сам «батюшко океан, Студеное море». В этом сказании честный труд человека прославлен с большой поэтической силой.

А несчастную, немую Братанну, которая «в лютый день» просит защиты от несправедливости людской у синего моря, «батюшко море, кормилец» спасает от гибели и болезни.

В произведениях Шергина сильно звучит поэтическое его слово. Великолепный, красочный северный язык украшает и картины природы, и диалоги действующих лиц; все его герои говорят кратко и сильно, выражая короткой, как пословица, фразой свое отношение к событию и черты собственного характера. «Остер топор, да и сук зубаст! Турью гору сворочу, а полечу в океан на своих крыльях!»- говорит Матюша Корелянин в рассказе «Матвеева радость».

Этот Матюша Корелянин с шести лет остался круглым сиротой, а с двенадцати лет уже начал тяжелую трудовую жизнь - отправился зуйком на Мурманские промыслы. Рано понял он, что помору «море - поилец, кормилец. Но море даст, что возьмешь. А чтобы взять, надо суденышко. Без своей посудины, хоть самой утлой, помор не добытчик, а раб богачу».

Чуть не с детских лет мечтал Матюша Корелянин о своем суденышке; брался за всякую работу, «не отдыхивал ни в праздник, ни в будни, ни зимой, ни летом», чтобы скопить на судно, вырваться из хозяйской кабалы, выбиться из бедности. Но только после Октябрьской революции, которая, по образному выражению автора, «подвела купеческие суда к бедняцкому берегу», исполнилась мечта Матвея Корельского. Его, известного всем своей честной трудовой жизнью, избирают председателем местного рыбопромышленного товарищества, и он получает в свое распоряжение отнятую у него когда-то шхуну купца Зубова. С какою любовью взялся Матвей, уже пожилой человек, за ремонт запущенной Зубовым посудины и назвал обновленный корабль «Радостью»…

О том новом, что появилось на Севере в наше время, о новых героях, о людях настоящего Б. В. Шергин пишет и в рассказе «В относе морском».

В новостях мы регулярно читаем о судебных тяжбах и законах, связанных с плагиатом. Споры об авторстве «Тихого Дона» продолжаются до сих пор: якобы Михаил Шолохов нашел в полевой сумке убитого казака рукопись и опубликовал ее под своим именем. Между тем в своей повседневной жизни большинство из нас время от времени прибегает к бытовому плагиату – заимствует детали биографии других людей, курьезные или драматические факты из их жизни, выдавая их за свои. Команда американских психологов во главе с Аланом Брауном провела опрос с целью выяснить, как часто мы присваиваем себе чужие воспоминания и почему мы это делаем. Результаты оказались весьма красноречивыми: больше 60% опрошенных хотя бы однажды рассказывали чужие истории, выставляя себя их героями, или приписывали себе детали чужой биографии. Половина участников опроса также указывали, что хотя бы однажды сами были жертвами такого воровства (1).

Что же побуждает нас сознательно присваивать себе чужие воспоминания? Авторы исследования выделили наиболее распространенные причины:

  • Так проще! В устном общении мы стремимся к упрощению и экспрессивности. Поэтому нам кажется естественным, что история будет интересна слушателям сама по себе, а детали – с кем она произошла, при каких обстоятельствах мы ее услышали – можно опустить.
  • Это прибавляет нам популярности . Интересная или забавная история, рассказанная к месту, может добавить нам привлекательности в глазах других. Интересно, что эта причина чаще звучала в ответах мужчин. Кроме того, мужчины в целом чаще женщин признавались в плагиате.
  • Эта история нам подходит . «Если это не произошло со мной на самом деле, то вполне могло бы произойти», – рассуждает большинство «похитителей». Жизнь для нас обладает сюжетом, логически связанным и протекающим по определенным правилам. Мы лучше воспринимаем ту информацию, которая не противоречит нашему опыту или мировоззрению. Поэтому чужие истории – это те же варианты жизненного сценария, который, как нам кажется, могли бы или должны были случиться именно с нами.

Когда речь идет о сознательном присвоении чужих воспоминаний, все более-менее понятно. Но среди участников опроса были и те, кто искреннее верил, что пересказанные ими детали относятся к их биографии, и лишь спустя время они случайно вспоминали, как обстояло дело на самом деле. Что стоит за этой забывчивостью? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить о реконструктивной природе нашей памяти. «Наши личные воспоминания можно назвать личными лишь условно, – объясняет Рут Рэй (Ruth Ray), исследователь-нарратолог из Университета Уэйна (США). – Все, что мы помним и относим к собственной жизни, представляет собой относительно правдоподобную версию реальных событий. Наш мозг постоянно редактирует услышанное, увиденное и прочитанное, сверяя имеющуюся у него информацию с тем образом личности, который он стремится создать».

«В отдельных случях речь идет не просто о присвоении памяти об отдельных событиях, но и о копировании личности другого человека, – объясняет антрополог Алейда Ассман (Aleida Assmann). – Такие случаи часто связаны с травмами, при которых человек стремится стереть память о произошедшем, просто вырезав этот фрагмент из своего прошлого и заменив его чужим. Например, среди немцев после окончания Второй мировой войны было распространено такое травматическое «забвение»: многие из числа тех, кто состоял в нацистской партии и участвовал в преступлениях, рассказывали своим детям, будто бы на самом деле с самого начала были против и даже участвовали в движении Сопротивления. Постепенно они сами начинали искренне верить в это» (2).

Фотографии и фотоперевод: Дмитрий Брикман
Перевод с древнекитайского: Ян Хин-Шун
Текст читает: Борис Гребенщиков

«Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти твёрд и крепок… Твердое и крепкое - это то, что погибает, а нежное и слабое - это то, что начинает жить»...

Есть книги плохие. В них есть только один слой. Есть книги хорошие. В них есть несколько слоев. Есть книги талантливые. В них есть много слоев. А есть книги гениальные. В них слоев нет. Эти книги очень похожи на океан, в котором каждый может найти что-то свое. В океане есть все. Нет в нем только одного – нет в нем проторенных путей. И поэтому каждое движение в нем уникально и неповторимо. Так и в этих, гениальных, книгах – есть все, кроме однозначного пути. Путь в них каждый человек находит для себя сам. И в результате, сам читает свою личную, уникальную и ни на что не похожую книгу. Книг таких человечество за свою историю создало очень немого. Перед вами одна из них – великая Книга «Дао Дэ Цзин». А точнее – ее фотоперевод.

Фотоперевод – это неоднозначный перевод текста языком фотографических образов. Разумеется, он не подменяет собой текст. Он помогает прочесть в тексте то, что невозможно выразить словами. Не иллюстрирует его, а дает возможность увидеть то, что осталось скрыто между буквами. Фотоперевод неоднозначен хотя бы потому, что каждый человек в любом образе наверняка увидит что-то свое, отличное от увиденного другим. Так уж мы устроены, что некоторые вещи нам проще понимать при помощи слов, а некоторые – при помощи образов. Если, например, один человек спросит другого, сколько будет «два плюс два», ответ «четыре», скорей всего, будет ему абсолютно понятен. А вот если он спросит, что такое «судьба», то, скорей всего, ответ понятен не будет. И отнюдь не потому, что один человек не может словами объяснить это другому человеку. Просто люди все уникальны и мыслят, соответственно, каждый в своей системе координат. И, как правило, системы эти одна с другой плохо совпадают. А вот если вместо слов второй человек скажет: «Судьба, это…» и покажет фотографию дороги или дерева, или реки, первый человек поймет его сразу. Причем поймет в системе своих жизненных координат. И дальше заработает совершенно неожиданный механизм, заложенный в основу фотоперевода – человек сможет услышать в тексте не то, что подразумевал переводчик с одного языка на другой, подбирая слова определяющие образы в разных культурологических системах координат, и даже, страшно сказать, не то, что написал автор. Он сможет увидеть услышанное и прочитанное. Увидеть и создать свой собственный перевод. Вполне возможно, что перевод этот будет очень сильно (и даже кардинально) отличаться от того, что имел ввиду автор, но… Когда вы ныряете в океан в поисках гармонии, вы же совершенно не обязаны перед этим исследовать минеральный состав воды на содержание в ней соли. Главное для вас то, что эта вода вас держит и дает возможность искать искомое. А как она это делает – совершенно неважно.

Если вас впервые судьба свела с этой великой Книгой, то вы неизбежно споткнетесь о первую же фразу первой главы: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао». Совершенно непонятно, заумно и пугающе. Пожалуйста, не пугайтесь, не мучайтесь комплексом неполноценности, и смело плывите дальше – и до вас сотни тысяч людей на ней спотыкались и искали словесное определение этого термина. Искали, но не находили. «Путь», «Дорога», «То, что ведет», «То, что порождает все вещи», «То, как все происходит», «Божественный замысел», «Законы мироздания» … Список бесконечен. Возьмите для начала за основу любую из этих формулировок и продолжайте свой путь по этой удивительной Книге – на каком-то этапе у вас наверняка появится свое понимание этого слова, причем совершенно не обязательно выраженное в словах.
То, что вы сейчас увидите и услышите, это, разумеется, интерпретация. Интерпретация понимания законов мироздания, записанная два с половиной тысячелетия тому назад одним человеком, в понятной и принятой тогда системе координат, переведенная в середине двадцатого века на русский язык и, что вполне понятно, также интерпретированная другим человеком, прочитанная в начале двадцать первого века и, разумеется, интерпретированная третьим человеком и переведенная языком фотографии и, соответственно, интерпретированная четвертым. Причем все они делали это в системе своих жизненных и культурологических координат. Но и та интерпретация, которая получилось – не окончательный вариант. В ней есть следующее свободное место, и оно предназначено вам, уважаемый зритель, ибо вы имеете полное право на свою интерпретацию этого «увиденного услышанного» и на открытие своего понимания Дао.
И последнее – как общаться с этой Книгой. Открывайте разные главы, возвращайтесь к ним, придерживайтесь порядка, перемешивайте главы… Главное, не отказывайте себе в желании, которое у вас неизбежно возникнет – еще и еще раз вернуться к той или иной мысли. Причем фраза, прочитанная сегодня, завтра может быть понята совершенно по-другому. И это абсолютно нормально – перед вами океан, в котором каждый может найти свой путь. Свое Дао.

От Германа Смирнова

Борис Ефимов рассказывал, что в 1936 году ему позвонил Сталин. «Товари щ Ефимов, я звоню, чтобы сказать, что мне понравилась Ваша карикатура в сегодняшних «Известиях». Верно ли, что у Вас сегодня день рождения? Разрешите прислать Вам небольшой подарок? Вы не против? Скоро его привезут».

Приехали двое в штатском: «Гражданин Ефимов? Позвольте Ваши документы». Проверили и вручили коробку. В ней были роскошный блокнот в кожаном переплёте и американская авторучка.

Сталин звонит второй раз. «Вам понравился мой подарок? Советую делать в блокноте ежедневные записи. Сегодня, например, кто Вас поздравил в день рождения. Желаю Вам всего доброго».

Борис Ефимов последовал совету и за свою долгую жизнь исписал ещё много блокнотов.

От председателя Моссовета при Ельцине Сайкина

После известных событий идём мы с Ельциным по Красной площади. Он радостно произносит: - Теперь никто не помешает нам с тобой строить капитализм!

Я ему отвечаю: - Не буду я с тобой строить капитализм! Пошёл ты с ним на (известные три буквы)!

Ельцин рассвирепел, стал топать ногами, махать руками, орать на меня. Я повернулся и ушёл.

От Г. В. Смирнова

Не лишённый талантов режиссёр получил заказ от американских евреев сделать фильм о Еврейском антифашистском комитете. Он сделал кинопанегирик благородным, мудрым идеалистам, объехавших еврейские диаспоры и собравшим деньги для воюющей России. А после войны кровавый Сталин-де обрушил жесточайшие репрессии на этих ни в чём не повинных людей, посажал, а многих расстрелял.

Оказывается, после войны Сталин заявил, что готов отблагодарить тех, кто помогал ему, в тройном размере. В течение трёх лет все кредиторы побывали в Москве, и у Сталина собрались все выданные им членами Антифашистского комитета расписки. Сличив их с теми суммами, которые они передали Советскому правительству, Берия обнаружил огромную недостачу. В зависимости от присвоенного они и получили: кто пулю, кто срок. И, конечно, им было выгоднее погибнуть как идейным борцам за сионизм, чем как жуликам.

От генерал-лейтенанта Зазулина

Рокоссовскому как министру обороны Польши доложили о польском офицере, любившем в пьяном виде гонять на машине по Варшаве. После того, как разбил шестую, Константин Константинович вызвал его и долго беседовал. Закончил словами: «Не позорьте звание офицера». Того проняло, в отставку он вышел полковником.

На с обрании ветеранов

После доклада о планах ведения налога на собственность из зала донеслось: «Когда революция?»

От +++

Украинцы сумели снять копию с последнего досье Путина, хранящегося в германской разведке. В этом разгадка странностей в российско-украинских отношениях.

От +++

Крючкову не хватало решительности. Но ведь он не хотел быть главным, не роль это для председателя КГБ. Однако ж и все другие отказались: Павлов, Шенин, Пуго... Язова долго уговаривали; он согласился только тогда, когда не увидел себя в списке руководства после огарёвского соглашения. Горбачёв там оставался президентом, Назарбаев - премьер-министром. Крючков постоянно общался с Ельциным. Он не предал, просто нерешительный. И боялся кровопролития. А те не боялись. Войска из Москвы Язов вывел, ни с кем не советуясь.

В Совмине на всех должностях ниже зав. Отделами сидели люди определённой ориентации. Поэтому когда межрегиональная группа постановила игнорировать Рыжкова, не выполнялось ни одно его распоряжение. Он приходил к Горбачёву и уходил ни с чем.

Межрегиональная группа совещалась ежедневно, и все её решения в тот же день поступали к Крючкову. Проект у скрытых заговорщиков был такой: президентом сделать Ельцина, поить его вдоволь, а самим управлять. Чазов докладывал Крючкову, что Ельцин долго не протянет, на этом и строились расчёты.

От члена ЦК КПСС

На апрельском Пленуме ЦК КПСС Горбачёва до того закритиковали, что он вскочил с председательского места, выкрикнул: «Всё, ухожу!»и выбежал за кулисы.

Тут же объявили перерыв. Собрались изрядно перетрусившие члены политбюро (Горбачёв не пришёл). После короткого обмена мнениями Ивашко предложил: «Будем считать, что Михаил Сергеевич этого не говорил». На том и порешили.

Примаков (третий в американском списке агентов влияния после Яковлева и Шеварднадзе), Вольский и Грачёв весь перерыв обрабатывали членов ЦК. Они же выступили по возобновлении заседания и сняли остроту момента.

Перед следующим пленумом Вольский сообщил его участникам, что если случившееся повторится, 100 членов ЦК выйдут из зала и соберутся на отдельный пленум, где будет создана вторая КПСС, разделены имущество, денежные средства. «Работа с ними уже проведена», - сказал он.

Гарем Берии. От сотрудницы пансионата «Никольский парк»

Несколько лет назад у нас отдыхала женщина, в 40-50-е годы работавшая на даче Берии в Химках. Ей было тогда 95 лет. Она рассказывала, что однажды была схвачена на улице и привезена на эту дачу, где Берия её изнасиловал в извращённой форме, лишив возможности материнства. Почему-то она избежала участи девушек, которых в таких случаях убивали. Берия её пожалел и сделал «мамкой».

У него была картотека. Выбрав очередную жертву, как правило, старшеклассницу, он посылал за ней эту женщину и двух охранников. Её выслеживали, по дороге из школы силой заталкивали в машину. Задачей «мамки» было зажимать девушке рот, чтоб не кричала.

Берия не набрасывался на девушек. Сначала их мыли, вкусно кормили, а потом приводили к нему. Чаще других он заказывал татарок – нравились их анатомические особенности.

Это был зверь, злобный, беспощадный. Когда он входил к нам, все замирали: в любую минуту можно было ждать всего, чего угодно.

Своим гаремом он пользовался не один.

После ареста Берии всех нас переправили за границу. Как – я не помню, видимо, под действием наркотиков. Видимо, сначала в Европу, потом в США, где я вышла замуж за русского эмигранта и прожила долгую счастливую жизнь. После его смерти вернулась в Россию в свою прежнюю квартиру, получила пенсию.

От доктора исторических наук, генерал-полковника Л.Г. Ивашова

Главная причина системного кризиса общества – разрушение его морально-нравственных основ.

Первый кредит правительству Ельцина – 3,2 млрд. долларов пошёл на содержание его американских советников.

Постсоветские избирательные кампании – средство разобщения народа.

Первым после инагурации указом Путина были уволены 56 высших чинов армии, которые чего-то стоили.

От писателя В.В. Карпова

Штраф ные роты предназначались для проштрафившихся рядовых, их на каждом фронте было несколько. Штрафной батальон был на фронте один, для офицеров. Какого-либо значения для хода боевых действий они не имели.

Социалистический реализм – термин не установочный, а оценочный. Т.е чтобы наряду с критикой было и хорошее, не всё вокруг беспросветно.

Мы – страна, оккупированная пришельцами. Нет у нас никакого капитализма, у нас джунгли.

Те, кого соратники и родственники называли ленинской гвардией, были гвардией Троцкого.

На процессе 1938 года Бухарин заявил: «Не верьте про гипноз, про порошки, сами всё написали».

На исторических чтениях Комитета памяти Сталина. Современные анекдоты о Сталине

Обама собрал всех своих помощников и спрашивает:

– Как нам спастись от кризиса?

Самый умный сказал: «Надо советоваться с Марксом».

Поехали к Марксу. Тот долго объяснял теоретическую сторону вопроса.

Обама всё внимательно выслушал и говорит:

– Я со многими вашими положениями согласен, но как всё это сделать?

Маркс встаёт, открывает дверь в соседнюю комнату и произносит:

– Входите, товарищ Сталин!

***

Путин пришёл к Сталину.

– Подскажите, что мне прежде всего делать?

– Перекрасить Кремль в розовый цвет и расстрелять всех, кто там находится.

– Кремль в розовый цвет? Может, не надо?

– Товарищ Путин, я был уверен, что мы с вами разойдёмся только по одному вопросу.

От историка А.Н. Шефова

В период моей работы на даче Сталина в начале 60-х годов раздался звонок: «К вам экскурсия. Будет один убийца». «Убийцей» оказался Меркадер, ликвидировавший Троцкого. Прощаясь после экскурсии, я спросил его, почему был избран такой способ убийства – ведь из пистолета это сделать было бы гораздо проще.

– Так надо было, – ответил он.

Потом я узнал, что Сталин приказал убить Троцкого «как скотину». Организаторы покушения избрали такой способ.

От Ю.Ф. Шишенко

21 июня 1941 года меня отправили на лето к дяде в Среднюю Азию. Война ещё не началась, но навстречу нам непрерывно шли воинские эшелоны. Мне было 10 лет. Детская память сохранила эти картины навсегда.

От ген ерал-лейтенанта, доктора исторических наукН.С. Леонова

Наша прослушивающая станция на Кубе фиксировала даже все переговоры по мобильной связи в США. Ельцин, и тот её сохранил. Путин во время визита на Кубу пообещал Кастро, что она будет работать. А приехав в Москву, тут же прекратил её финансирование (150 млн. рублей в год). Станция прекратила существование, Фиделю было нанесено личное оскорбление. Бывший тогда начальником Генштаба Квашнин уверял всех, что станция не нужна: запустим 30 спутников и будем получать более полную информацию. Спутники не запустили. Квашнина перевели на другую работу.

От генерала-лейтенанта КГБ Л.В. Шебаршина

Руцкой за время службы в Афганистане сделал всего два вылета, и оба раза был сбит. Во втором случае считался погибшим, звание Героя ему присвоили «посмертно». Когда выяснилось, что он жив, мы его выкупили. Американцы добавили банде, у которой будущий вице-президент России был в плену, за его освобождение ещё 6 грузовиков Тойота.

От ***

Путин хотел стать спикером Госдумы. Но ему велели стать премьером.

Сечин – нормальный «браток», «брателло».

Дерипаска из кубанского села, способный парень, не лишён патриотизма.

После смерти патриарха Пимена за патриарший престол боролись два течения в РПЦ – консервативное и реформистское (Алексий и Кирилл). Горбачёв выбрал Алексия. Кирилла, тогда ректора Ленинградской духовной академии, прочили в митрополиты. Но по докладу Калугина его сослали в самую заштатную епархию. Алексий уже при Ельцине призвал его в Москву и дал распоряжаться доходами от беспошлинной торговли алкоголем и сигаретами. Доходов было много. Считается, что они обеспечили избрание Кирилла патриархом, за голоса епископам платили по слухам несколько миллионов. Кирилл при Советской власти всегда работал в контакте с обкомом, даже жил в обкомовской квартире.

От Станислава Говорухина

«Будучи председателем парламентской комиссии по исследованию причин и обстоятельств возникновения кризисной ситуации в Чеченской республике, я в 1995 году опубликовал итоги депутатского расследования. В этом заключении Борис Ельцин был назван главным виновником кровавого конфликта. И если тогда это было для большинства дико, то сейчас со мной согласны процентов 80. И всё равно как об стенку горох».

В Союзе журналистов

Пенсионеры должны приготовиться к трудным временам. Сейчас, перед выборами власти хотя бы делают вид, что озабочены ростом цен и тарифов. Как только выборы пройдут, бизнес получит полную свободу для наживы. Выживет ли народ?

На семинаре РУСО (Российские ученые социалистической ориентации)

Путин хотел сделать президентом другого человека. Но Чубайс от имени Бейдельбергского клуба и вашингтонский отдел кадров продавили Медведева.

От Расула Гамзатова

Северный Кавказ – маленький котелок. Он быстро закипает, но быстро остывает. А вот когда закипит Россия…

От председателя КГБ СССР В.А. Крючкова

Спрашиваю: «Владимир Александрович, разведки ведущих стран мира получают за свою работу огромные деньги. Платили ли бы им столько, если бы они не имели своих людей в руководстве СССР?» «Конечно, нет».

«Яковлев был явным американским агентом. Почему ж вы его не трогали?»

«Я докладывал о нем Горбачеву, он ответил, чтоб я поговорил с ним сам».

От депутата Госдумы Г.И. Тихонова

В начале президентства Путина я подошел к нему на приеме с вопросом:

Считаете - нужно? Как?

Снимите Чубайса.

Кто ж позволит?!

Есть книги плохие. В них есть только один слой. Есть книги хорошие. В них есть несколько слоев. Есть книги талантливые. В них есть много слоев. А есть книги гениальные. В них слоев нет. Эти книги очень похожи на океан, в котором каждый может найти что-то свое. В океане есть все, что может, и даже не может, представить себе человек. В нем нет только одного – нет проторенных путей. И поэтому каждое движение в нем уникально и неповторимо. Так и в этих, гениальных, книгах – есть все, кроме однозначного пути. Путь в них каждый человек находит для себя сам. И в результате, сам читает свою личную, уникальную и ни на что не похожую книгу. Книг таких человечество за свою историю создало очень немого. Перед вами одна из них – великая Книга «Дао Дэ Цзин».

В этой Книге есть все. Если вы ныряете в нее за поиском своего жизненного пути, вы там можете его найти. И если ныряете за инструкцией по управлению людьми, можете ее найти. И если ныряете в поиске врачебной практики для исцеления людей. И если хотите обрести спокойствие. И если хотите понять себя. Или понять других. И, что самое поразительное, даже если вы в нее ныряете просто так, вы можете найти в ней ответы на вопросы, о существовании которых и не подозревали. Она сама вас подведет и к вопросам, и к ответам на них. Надо просто вручить себя этой Книге, и она приведет вас именно туда, куда вам нужно прийти. Это несколько странно звучит «вручить себя Книге», но, на самом деле, это очень несложно. Есть разные способы или, как пишут в специальных книгах, «техники» сделать это. Позвольте предложить вам один из них. Назовем его «фотоперевод».

Фотоперевод – это неоднозначный перевод текста языком фотографических образов. Разумеется, он не подменяет собой текст. Он помогает прочесть в тексте то, что невозможно выразить словами. Не иллюстрирует его, а дает возможность увидеть то, что осталось скрыто между буквами. Фотоперевод неоднозначен хотя бы потому, что каждый человек в любом образе наверняка увидит что-то свое, отличное от увиденного другим. Так уж мы устроены, что некоторые вещи нам проще понимать при помощи слов, а некоторые – при помощи образов. Если, например, один человек спросит другого, сколько будет «два плюс два», ответ «четыре», скорей всего, будет ему абсолютно понятен. А вот если он спросит, что такое «судьба», то, скорей всего, ответ понятен не будет. И отнюдь не потому, что один человек не может словами объяснить это другому человеку. Просто люди все уникальны и мыслят, соответственно, каждый в своей системе координат. И, как правило, системы эти одна с другой плохо совпадают. А вот если вместо попытки дать словесное определение второй человек скажет: «Судьба, это…» и покажет фотографию дороги или дерева, или реки, или берега океана, первый человек поймет второго сразу. Причем поймет в системе своих жизненных координат. И дальше заработает совершенно неожиданный механизм, заложенный в основу фотоперевода – человек сможет услышать в тексте не то, что подразумевал переводчик с одного языка на другой, подбирая слова определяющие образы в разных культурологических системах координат, и даже, страшно сказать, не то, что написал автор. Он сможет увидеть услышанное и прочитанное. Увидеть и создать свой собственный перевод. Вполне возможно, что перевод этот будет очень сильно (если даже не кардинально) отличаться от того, что имел ввиду автор, но… Когда вы ныряете в океан в поисках гармонии, вы же совершенно не обязаны перед этим исследовать минеральный состав воды на содержание в ней соли. Главное для вас то, что эта вода вас держит и дает возможность искать искомое. А как она это делает – совершенно неважно.

Если вас впервые судьба свела с этой великой Книгой, то вы неизбежно споткнетесь о первую же фразу первой главы: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао». Совершенно непонятно, заумно и пугающе. Пожалуйста, не пугайтесь, не мучайтесь комплексом неполноценности, и смело плывите дальше – и до вас сотни тысяч людей на ней спотыкались и искали словесное определение этого термина. Искали, но не находили. «Путь», «Дорога», «То, что ведет», «То, что порождает все вещи», «То, как все происходит», «Божественный замысел», «Законы мироздания» … Список бесконечен. Возьмите для начала за основу любую из этих формулировок и продолжайте свой путь по этой удивительной Книге – на каком-то этапе у вас наверняка появится свое понимание этого слова, причем совершенно не обязательно выраженное в словах.

То, что вы сейчас увидите и услышите, это, разумеется, интерпретация. Интерпретация понимания законов мироздания, записанная два с половиной тысячелетия тому назад одним человеком, в понятной и принятой тогда системе координат, переведенная в середине двадцатого века на русский язык и, что вполне понятно, также интерпретированная другим человеком, прочитанная в начале двадцать первого века и, разумеется, интерпретированная третьим человеком и переведенная языком фотографии и, соответственно, интерпретированная четвертым. Причем все они делали это в системе своих жизненных и культурологических координат, порою не только не совпадающими друг с другом, но даже и не соприкасающимися. Но и та интерпретация, которая получилось – не окончательный вариант. В ней есть следующее свободное место, и оно предназначено вам, уважаемый зритель, ибо вы имеете полное право на свою интерпретацию этого «увиденного услышанного» и на открытие своего понимания Дао.

И последнее – как общаться с этой Книгой. Открывайте разные главы, возвращайтесь к ним, придерживайтесь порядка, перемешивайте главы, ныряйте вглубь, плывите по поверхности, задумывайтесь над зацепившим вас образом, изымайте из окружающего вас мира свои образы, объясняющие ту или иную мысль или возникшее чувство, соглашайтесь с трактовкой, не соглашайтесь... Главное, не отказывайте себе в желании, которое у вас неизбежно возникнет – еще и еще раз вернуться к той или иной главе или мысли. К этому тексту и можно и нужно возвращаться много раз. Причем фраза, прочитанная сегодня, завтра (не в переносном, а в буквальном смысле слова – завтра) может быть понята совершенно по-другому. И это абсолютно нормально – перед вами океан, в котором нет постоянных путей и в котором каждый, в любой момент своей жизни, может найти свой путь. Свое Дао.

Дмитрий Брикман