Боттичелли и темный подтекст «Мистического Рождества. Боттичелли и темный подтекст «Мистического Рождества Исторический контекст и озадачивающие аспекты

Natività mistica ) - одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли , созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто , ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.

Полотно было практически не известно, пока его на вилле Альдобрандини не увидел и не приобрёл англичанин Отли. Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов , именно тогда Джон Рёскин дал холсту его нынешнее название. В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская Национальная галерея . В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит:

Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса , когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине.

Оригинальный текст (греч.)

Εγώ, ο Αλέξανδρος, ζωγράφισα το έργο αυτό, στο τέλος του έτους 1500, σε καιρούς ταραγμένους για την Ιταλία, στο μισό του χρόνου, κατά την εκπλήρωση της προφητείας του 11ου κεφαλαίου [της Αποκάλυψης] του Ιωάννη, στην εποχή της δεύτερης πληγής της Αποκάλυψης, όταν ο διάβολος αφήνεται ελεύθερος για τρεισήμισι χρόνια. Μετά θα αλυσοδεθεί σύμφωνα με το 12ο κεφάλαιο και θα τον δούμε να συντρίβεται, όπως σε αυτό τον πίνακα.

Дать какое-либо толкование этому тексту с апокалиптическими аллюзиями чрезвычайно сложно. Очевидно, что произведение принадлежит Боттичелли, так как оно подписано (Алессандро, Сандро - производное от Александр) и датировано 1501 годом (флорентийский год заканчивался 24 марта, а художник упоминает о конце 1500 года). Кроме того, автор упоминает о политических беспорядках в Италии, то есть картина написана во время политических и военных волнений, сотрясавших родную для художника Тоскану после смерти Лоренцо Великолепного .

«Апокалипсис» Иоанна упоминается, скорее всего, в связи с концом долгих испытаний (начало которых исследователи творчества Боттичелли относят к моменту сожжения фра Джироламо Савонаролы или с жестокими военными кампаниями Чезаре Борджиа), когда зло будет повержено.

В композиции «Мистического рождества» художник опирался как на священные представления, так и на проповеди Савонароллы. Об этом свидетельствует иллюстрация одного из сборников проповедей фра Джироламо (1496, Флоренция, Национальная библиотека). Иконография картины, как и интонация надписи, отмечены влиянием мистицизма и строгости учения проповедника.

О речах Савонароллы, в частности о его рождественской проповеди, произнесённой под флорентийский 1494 год, где он призывал жителей Флоренции превратить город в новый Назарет , напоминают пришедшие поклониться младенцу фигуры в современных художнику одеждах, умиротворённые спасительным объятием с ангелами; между тем демоны внизу картины спешат спрятаться в разверзшиеся в земле щели.

На крыше хижины - три ангела, одетые в белое, красное и зелёное. Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, часто фигурировавшие в речах Савонароллы. В сцене доминирует тема мира и покоя, подчёркнутая символикой оливковых венков и ветвей, сопровождающих персонажей. Ветви оливы держат в руках и кружащие над хижиной ангелы - сюжет, заимствованный из практиковавшегося со времён Брунеллески убранства церквей для священных представлений.

Сандро Боттичелли Мистическое Рождество . 1501 Natività mistica Холст. 108,5 × 75 см Национальная галерея , Лондон ( инв. NG1034 ) Медиафайлы на Викискладе

«Мистическое Рождество» ( итал. Natività mistica ) - одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли , созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто , ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.

Полотно было практически не известно, пока его на вилле Альдобрандини не увидел и не приобрёл англичанин Отли. Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов , именно тогда Джон Рёскин дал холсту его нынешнее название. В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская Национальная галерея . В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит:

Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса , когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине.

Оригинальный текст (греч.)

Εγώ, ο Αλέξανδρος, ζωγράφισα το έργο αυτό, στο τέλος του έτους 1500, σε καιρούς ταραγμένους για την Ιταλία, στο μισό του χρόνου, κατά την εκπλήρωση της προφητείας του 11ου κεφαλαίου [της Αποκάλυψης] του Ιωάννη, στην εποχή της δεύτερης πληγής της Αποκάλυψης, όταν ο διάβολος αφήνεται ελεύθερος για τρεισήμισι χρόνια. Μετά θα αλυσοδεθεί σύμφωνα με το 12ο κεφάλαιο και θα τον δούμε να συντρίβεται, όπως σε αυτό τον πίνακα.

Дать какое-либо толкование этому тексту с апокалиптическими аллюзиями чрезвычайно сложно. Очевидно, что произведение принадлежит Боттичелли, так как оно подписано (Алессандро, Сандро - производное от Александр) и датировано 1501 годом (флорентийский год заканчивался 24 марта, а художник упоминает о конце 1500 года). Кроме того, автор упоминает о политических беспорядках в Италии, то есть картина написана во время политических и военных волнений, сотрясавших родную для художника Тоскану после смерти Лоренцо Великолепного .

«Апокалипсис» Иоанна упоминается, скорее всего, в связи с концом долгих испытаний (начало которых исследователи творчества Боттичелли относят к моменту сожжения фра Джироламо Савонаролы или с жестокими военными кампаниями Чезаре Борджиа), когда зло будет повержено.

В композиции «Мистического рождества» художник опирался как на священные представления, так и на проповеди Савонаролы. Об этом свидетельствует иллюстрация одного из сборников проповедей фра Джироламо (1496, Флоренция, Национальная библиотека). Иконография картины, как и интонация надписи, отмечены влиянием мистицизма и строгости учения проповедника.

О речах Савонаролы, в частности о его рождественской проповеди, произнесённой под флорентийский 1494 год, где он призывал жителей Флоренции превратить город в новый Назарет , напоминают пришедшие поклониться младенцу фигуры в современных художнику одеждах, умиротворённые спасительным объятием с ангелами; между тем демоны внизу картины спешат спрятаться в разверзшиеся в земле щели.

На крыше хижины - три ангела, одетые в белое, красное и зелёное. Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, часто фигурировавшие в речах Савонаролы. В сцене доминирует тема мира и покоя, подчёркнутая символикой оливковых венков и ветвей, сопровождающих персонажей. Ветви оливы держат в руках и кружащие над хижиной ангелы - сюжет, заимствованный из практиковавшегося со времён Брунеллески убранства церквей для священных представлений.

Искусство Италии 15 века. Ренессанс.

Картина художника Сандро Боттичелли «Мистическое Рождество». Размер работы мастера 108,5 x 75 см, холст, темпера. В этой картине Боттичелли изображает видение, где образ мира предстает без границ, где нет организации пространства перспективой, где небесное смешивается с земным. В убогой хижине родился Христос. Перед Ним в благоговении и изумлении склонились Мария, Иосиф и паломники, пришедшие на место чуда. Ангелы с ветками оливы в руках ведут хоровод в небе, славословят мистическое рождение Младенца и, спустившись на землю, поклоняются Ему. Эту священную сцену явления в мир Спасителя художник трактует как религиозную мистерию, излагая ее «простонародным» языком. Он сознательно примитивизирует формы и линии, дополняет интенсивные и пестрые краски обилием золота. Сандро прибегает к символике масштабных соотношений, увеличивая фигуру Марии в сравнении с остальными персонажами, и к символике деталей, таких как ветви мира, надписи на лентах, венки. Ангелы в небе кружат в экстатическом хороводе. Вихрь их одеяний обрисован пронзительно четкой линией. Фигуры отчетливо выступают на фоне голубизны и золота неба. На лентах, обвивающих ветви, читаются надписи из молитвенных славословий: «На земле мир, в человецех благоволение» и другие.

Джорджоне «Спящая Венера»

Поэтической вершиной искусства Джорджоне стала «Спящая Венера» - единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Она стала и своеобразным итогом всех размышлений Джорджоне о человеке и окружающем его мире, в ней нашла воплощение идея о свободном, ничем не омраченном существовании человека среди поэтической природы. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте, изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже, и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом»

Веласкес «Вакх»

Триумф Вакха Пьяницы. Картина написана, или, во всяком случае,закончена Веласкесом в 1629 году. В этой картине обнаруживается яркая творческая самостоятельность художника. Его замысел смел и необычен. Картина, написанная на мифологический сюжет. Веласкес изображает на фоне горного ландшафта пирушку испанских бродяг в компании античного бога Вакха. Бог вина и веселья здесь изображен как друг и помощник бедняков. Вакх венчает венком вставшего на колени солдата, который, вероятно, заслужил такую награду за такое пристрастие к выпивке. Полуобнаженный, как иего спутник сатир, бог сидит на бочке с вином, скрестив ноги. Один из участников пирушки подносит к губам волынку, чтобы ознаменовать музыкой этот шутливо-торжественный момент. Но даже хмель не может прогнать из их сознания мысль о тяжелых трудах и заботах.

Но особенно обаятельно открытое и прямодушное лицо крестьянина в черной шляпе с чашей в руках. Его улыбка передана необычно живо и естественно. Она горит в глазах, озаряет все лицо, делает неподвижным его черты. Обнаженные фигуры Вакха и сатира, написаны как и все прочие, с натуры, с крепких деревенских парней. Веласкес запечатлел здесь представителей социальных низов, передав правдиво и ярко и выразительный облик, огрубевшие под знойным солнцем лица, полные простодушного веселья, но в то же время отмеченные печатью сурового жизненного опыта. Но это же не просто пьяная пирушка, в картине есть ощущение вакхической стихии. Художника интересует не собственно мифологическая сторона домысла, а возникающая благодаря введению мифологических персонажей атмосфера общей приподнятости образов, как бы приобщение к силам природы. Художник находит такие формы характеристики, которые не разделяют возвышенное и низменное. В его изображении Вакх плотный юноша, с мирным простодушным лицом приобрел чисто человеческие качества.

Греческая надпись наверху переводит как: «Эта картина, в конце 1500 года, в проблемах Италии, я Алессандро, в перерыв после времени, окрашенного, согласно одиннадцатому [глава] Сент-Джона , во втором горе Апокалипсиса, во время выпуска дьявола в течение трех с половиной лет; тогда он должен быть связан в двенадцатом [глава], и мы будем видеть [его похороненный] как на этой картине». Боттичелли полагал, что себя жил во время Несчастья, возможно из-за переворотов в Европе в то время, и предсказывал Тысячелетие Христа, как заявлено в библейском тексте.

Было предложено, чтобы живопись могла быть связана с влиянием Савонаролы , влияние которого появляется во многих последних картинах Боттичелли, хотя содержание изображения, возможно, было определено человеком, уполномочивающим его. Живопись использует средневековое соглашение показа Девы Марии и младенца Иисуса , более крупного и, чем другие числа и, чем их среда; это было, конечно, сделано сознательно для эффекта, поскольку более раннее использование Botticellis исправляет графическую перспективу .

Исторический контекст и озадачивающие аспекты

Мистическое Рождество изображает сцену радости и празднования, земного и небесного восхищения, с ангелами, танцующими наверху живописи. Наверху живописи имя Сандро Боттичелли – но также и апокалиптические и беспокоящиеся слова. И есть темные предупреждения – беспомощный детский отдых на листе, который вызывает саван, в который будет однажды обернуто его тело, в то время как пещера, в которой установлена сцена, напоминает его могилу. Короли на покинутом медведе никакие подарки, но их собственная преданность. Наверху живописи двенадцать ангелов оделись в цветах веры, надежды и благотворительного танца в кругу, держащем оливковые ветви, и выше их, небеса открываются в большом золотом куполе, в то время как у основания живописи три ангела охватывают трех мужчин, представляясь поднимать их от земли. Они держат свитки, которые объявляют на латыни, «мир на земле мужчинам доброжелательности». Позади них семь дьяволов бегут преступному миру, некоторые наколотые на их собственном оружии. В Ренессанс картины Страшного суда времен показали зрителям счет проклятого и спасенного во время Второго пришествия Христа. В повторении этого вида живописи Мистического Рождества просит, чтобы мы думали не только рождения Христа, но и его возвращения..» (Джонатан Нельсон, Сиракузский университет во Флоренции).

Живопись появилась из города Флоренции во время, когда фанатический проповедник Савонарола держал город в его власти. Он прибыл во Флоренцию в 1490, но был отражен артистической славой и огромным богатством, которое так произвело на мир впечатление. Он проповедовал это, это было коррумпированным и местом, на котором вицепоехали. Большой бич приближался – и затем его слова приняли ужасающую действительность: итальянская война 1494–1498 . В 1494 огромная французская армия вторглась в Италию, и войска вошли во Флоренцию так, чтобы флорентийцы боялись, что Король Франции хотел увольнять город. Савонарола ступил в политический вакуум, он встретился с французским королем и убедил его уехать из Флоренции мирно. В их благодарности и облегчении флорентийцы все более и более рассматривали монаха как пророка и его проповедующие привлеченные огромные толпы во Флорентийский Собор . Савонарола утверждал, что Флоренция могла стать Новым Иерусалимом, если граждане будут раскаиваться и оставлять свою греховную роскошь – и который включал большую часть их искусства. Его верования были сделаны реальными, в то время как группы евангелистских молодых людей продолжали на улицы поощрять людей расставаться с их роскошью, их непристойными картинами, и книгами, их тщеславием, гребенками, зеркалами. Боттичелли, возможно, видел свои собственные картины, питаемые огонь . Все же художник, возможно, не возразил, потому что, как большая часть города, он также приехал под влиянием Савонаролы. Кажется, что проповедь, проповедуемая Савонаролой, имеет непосредственно на Мистическое Рождество.

В одной проповеди проповедовал Савонарола, он сформулировал видение, которое прибыло к нему, в котором он видел экстраординарную небесную корону. В его основе были двенадцать сердец с двенадцатью лентами, обернутыми вокруг них, и написанный на них на латыни были уникальные мистические качества или привилегии Девы Марии – она - "мать своего отца", "дочь ее сына", "невеста Бога" и т.д. Хотя большая часть письма на лентах, проводимых танцующими ангелами, теперь невидима для невооруженного глаза, инфракрасная reflectography показала, что оригинальные слова на лентах ангелов соответствуют точно 12 привилегиям Савонаролы Девы. В его проповеди, проповедуемой в День Предположения , Савонарола продолжал исследовать 11-е и 12-е главы Книги Открытия – точные главы, упомянутые в надписи живописи. Он соединил славу Мэри с неизбежным выйти из власти Христа на земле.

Савонарола лет держал Флоренцию в руке, но его жесткая линия харизматическое правило сделала его влиятельными политическими врагами. Ему бросили вызов доказать его святость, идя через огонь и когда он отказался от потока мнения, превращенного против него. Он был арестован, и под пыткой, в которой признаются тому, чтобы быть лжепророком. 23 мая 1498 он был повешен с двумя из его ведущих лейтенантов, их сожженные тела и их пепел, рассеянный в реке Арно . Некоторые видят фигуры этих трех мужчин у основания живописи как представители трех казненных святых мужчин, поднятых и вернувших изяществу – но преследование не мир ждал последователей Савонаролы, и именно в атмосфере притеснения Боттичелли намеревался создавать Мистическое Рождество .

Живопись находится на холсте – обычно он использовал бы деревянную панель – возможно, для живописи с опасным сообщением, у холста было преимущество, что это могло быть свернуто и скрыто. С его холстом, подготовленным, он делал бы набросок детального проектирования на бумаге, тогда он передал это холсту. Он привлек много источников – танцующие ангелы повторяют его собственные три грации Primavera , несущийся дьявол был вдохновлен немецкой гравюрой на дереве. Рентген показывает, что очень мало оригинального проекта изменилось – крыло только ангела было приспособлено, и деревья добавлены по крыше конюшни. Боттичелли был теперь готов создать изображение, используя масляную краску – как холст экспериментальная среда. Чтобы создать небесный купол, Боттичелли обратился к ремеслу ювелира, которое он изучил как мальчик." Символика золота относится к неизменной, незапятнанной природе небес – золото не распадается, это не темнеет как серебро. Боттичелли использовал бы клейкий слой, сделанный из нефти, смешанной со смолой – не полируемый, золото, просто сплющенное на поверхности, после поверхностных неисправностей холста – блеск, запутанный, это поможет драгоценному камню как качество живописи – это потянуло бы глаз вверх от Рождества в Небеса. Вера, надежда и благотворительность, [ангелы, одетые в] белый, зеленый и красный – но медь, базировались, зеленый пигмент имеет обесцвеченный со временем к бронзе. Первоначально это было бы ярко».

Судьба живописи

В 1510 Боттичелли умер. Мистическое Рождество осталось скрытым в течение еще трех веков. Рим в конце 18-го века очень отличался от Ренессанса Флоренция – за исключением присутствия французских захватчиков. Много иностранцев уехали, но не молодой англичанин, Уильям Янг Оттли . Он был художественным любителем, и богатый с рабской плантацией в Карибском море. Он скупил много картин дешево. В вилле Aldobrandini он видел маленькую, неизвестную работу, Мистическое Рождество Боттичелли. Боттичелли был тогда в мраке.

Это прибыло в Лондон, где дом Оттли стал в действительности частным музеем итальянских шедевров. После смерти Оттли Уильям Фаллер Мэйтленд Станстеда взял живопись на аукционе за 80£. Когда он дал взаймы его к приложению Шедевров, Манчестер 1857 , это было теперь на открытом дисплее. Газета выставки Ревизор Шедевров напечатала новую гравюру его.

Джон Рескин помог дать живописи его имя; после наблюдения его в Лондоне он упомянул "мистическую символику Боттичелли". Когда Мэйтленд умер, Национальная галерея в Лондоне вступила. Согласно Николасу Пенни Галерея «была затронута, чтобы купить работы с более раннего Ренессанса – ранее это был свой высший приоритет, чтобы купить шедевры, о которых не будет никакого противоречия вообще. Был элемент авангардистского волнения о покупке картин как это в 19-м веке». Галерея должна была найти 1 500£, будучи почти 20 раз, что она принесла всего тридцатью годами ранее.

Сандро Боттичелли | Мистика Рождества / Natività mistica 1501

Тон"Мистика Рождества "показывает ангелов и мужчины празднуют рождение Иисуса Христа. Дева Мария становится на колени в обожании перед ее малолетнего сына, смотрел на вола и осла у яслей. Муж Марии, Иосиф, спит рядом. Пастухи и волхвы посетили новорожденного царя. Ангелы в небесах танцуют и поют акафисты. На земле они провозглашают миру, радостно обнимая добродетельных мужчин, в то время как семь бесов бежать победил в преисподнюю.

>Боттичелли картины уже давно называют"Мистика Рождества ", поскольку его таинственным символизмом. Она сочетает рождения Христа, как рассказывается в Новом Завете с видением его второго пришествия, как и обещали в книге Откровения.
Второе пришествие - возвращение Христа на землю - будет предвещать конец света и примирения правоверных христиан с Богом.
Картина была написана в полтора тысячелетия после рождения Христа, когда религиозные и политические потрясения побудили пророческих предупреждений о конце света.
"Мистика Рождества "был, наверное, нарисовал как частное преданного работа для флорентийского покровителя.| © Национальная Галерея, Трафальгарская Площадь, Лондон

ЛВ Natività mistica останавливается è ООН dipinto в олио СУ тела (108,5x75 см ) ди