Черный квадрат в чем гениальность. Под "черным квадратом" малевича нашли изначальное название картины

Известно, что Малевич создал четыре или семь «Чёрных квадратов».
Отчетливо осознавая процесс создания картины, становится понятно, что раз основные творческие проблемы, с которыми сталкивается автор, решаются на ощущениях, художник не может в целях самоконтроля переписать уже созданный квадрат. Он вынужден пробовать новые варианты. Находясь в процессе творческого поиска, проверять те самые ощущения, которые ничем не измерить кроме эксперимента и таланта. Один из последних выводов, который можно сделать, чтобы более глубоко оценить достоинство данного произведения нужно все квадраты выставить вместе, в одной выставочной экспозиции.
1 2 3 4 5 6 7 8
1913г. 1915г. 1919-1920гг. 1923г. 1927г. 1929г. 1932г. 1935г.

«Живописных квадратов нам известно несколько, сколько - мы не можем окончательно сказать, так как, возможно, выплывут еще пока нам неизвестные квадраты. Отличаются они от самого первого, как правило, большей аккуратностью исполнения, материалом, и, что важно, пропорциями. Пока нет исследования этих пропорций, по которым, в сущности, иногда только и можно установить, какой именно из известных нам Квадратов запечатлен на той или иной фотографии».
Отсюда следует вывод, что тот «Чёрный квадрат», который художник сам выбрал для демонстрации, является самым удачным по отношению к реализации творческой мысли.
Квадрат сопровождал Малевича и в его последний путь. Исследователи творчества Малевиче отмечают, что художник написал картины:
- «Красный квадрат» (в двух экземплярах);
- «Белый квадрат» (Супрематическая композиция);
- «Белое на белом» - один;
- «Чёрного квадрата» (несколько копий),- не поимая, что копий
«Чёрного квадрата» не может быть.
Ещё один (неопознанный) на Украине и один (неподтвержденный, трёхмерный) у Питерского галерейщика, Сергея Ковальского.

[b]1913г.- наличие указано на оборотной стороне Эрмитажного(место нахождение неизвестно;
[b]1915г.- (четырёхугольник), в 1920 году выставлялся на персональной выст "0,10"в каталоге № 39, 1918-1919г. - пр. Кандинским НАРКОМПРОС, с 1929 года.Гос. Третьяковская галерея, Г Т Г;
[b]1919-1920гг.- Чёрный квадрат, Гос. Русский музей, 1922-г.- выст. в Берлине, продан с выставки (место нахождение неизвестно;
[b]1923г.- Чёрный квадрат, 1926 год - «Большая экспозиция выст. в ГИНХУКе (подлинность под вопросом)?
[b]1927г.- Чёрный квадрат, копия1915, "Берлинская худ. Выставка», в архитектурной экспозиции;
[b]1929г.- Чёрный квадрат, перс. Выставка в Государственной Третьяковской галерее, 80х80, 2004г. выставлялся в Варшаве;
[b]1932г.- Чёрный квадрат, выставка «Художники РСФСР за XV лет», Находится в Эрмитаже, 53,5х53,5, 1995-1996гг - Экспонировался в Г Т Г. ГМИИ. Ранее принадлежал ИНКОМБАНКУ.
[b]1935г.- Чёрный квадрат, (на похоронах), какой - неизвестно?;
[b]ХХХХ - НЕПОДТВЕРЖДЕННЫЙ - в Украине и [b]один у С.Ковальского.
Можете считать!

Казимир Малевич за всю историю своей творческой деятельности прошел несколько этапов, в разное время акцентируя внимание на различных аспектах искусства. Видение художника постепенно менялось, результатом этих перемен становились полотна, наиболее всего отражающие сущность каждого периода. Однако, несмотря на это разнообразие работ художника, самой известной картиной Малевича стало полотно «Черный квадрат».

Картина представляет собой небольшой холст, ширина и длина которого составляют 79,5 сантиметров. Фон выполнен белым цветом, в центре изображен большой квадрат черного цвета. Несмотря на кажущуюся простоту создания этой картины, Малевич утверждал, что работал над ней в течение нескольких месяцев. Картина была написана в 1915 году и в это же время была продемонстрирована публике.

Выставка под названием «Ноль-десять» состоялась в Санкт-Петербурге в декабре 1915 года. Малевич представил там цикл картин «Супрематизм живописи». Само название выставки имело особое значение, связанное с новой концепцией, разработанной Малевичем. Новая идея состояла в стремлении к нулю, а в дальнейшем – в выходе за его пределы. В этом смысле особое значение имела картина «Черный квадрат». Большое значение этого полотна подчеркивало его расположение на выставке: работа находилась там, где традиционно располагаются иконы в домах, в месте, которое называют «красный угол».

К «Черному квадрату» Малевич пришел не сразу. Предвестники этой работы появлялись уже в период работы над оперой «Победа над солнцем», декорации которой Малевич оформлял вместе с единомышленниками. Одна из декораций тогда была задумана как черный квадрат вместо солнца. Такой ход должен был выразить идею торжества активного творчества человека над природой.

«Черный квадрат» был лишь одной из базовых супрематических картин. Среди них были также полотна «Белый квадрат на белом», «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях».

Реакция критики на скандальную картину была неоднозначной. Однако сразу появились отзывы, которые утверждали, что «Черный квадрат» — современная альтернатива традиционным иконам, свидетельствующая о поиске новой религии, о некотором хаосе современности. Сам художник утверждал, что «Черный квадрат» — символ завершения искусства, его вершины и в то же время конца. Действительно, картина изображает загадочную бездну, которая как бы затягивает зрителя и оставляет безграничный простор для фантазий.

Картины Казимира Малевича —

Искусствоведы, критики и просто заинтересованные называют написанный в 1915 году Казимиром Малевичем «Черный квадрат» одной из самых противоречивых картин XX века. Сегодня, в веке XXI, полотно по-прежнему рождает споры. Наряду с авторским объяснением сюжета и смысла картины существует множество версий, объясняющих необходимость и значимость «Черного квадрата». Загадка оказалась настолько интригующей, что полотно затмило собой автора: о «Квадрате» говорят и пишут больше, чем о самом Малевиче.

Так что же такое «Черный квадрат» и в чем его феномен? Технически это темный, почти черный прямоугольник на белом фоне. У прямоугольника нет параллельных сторон и прямых углов, а темный цвет - результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Как видите, противоречивость картины «читается» уже в самом названии, ведь «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный.

Черный квадрат, или:

...квадратура кубизма

В начале XX века фотография, позволяющая получить абсолютно точное отражение физических объектов на бумаге, создала серьезную конкуренцию работающим в реалистическом стиле живописцам. Это послужило толчком к поиску художниками более ярких способов самовыражения. Именно в этот период родились новые направления живописи: позволяющие отразить впечатления и эмоции импрессионизм и экспрессионизм, а также показывающий элементарную суть сложных вещей кубизм.

Каким мог бы быть финал таких исканий? Как далеко могли бы зайти художники в поисках простого и всеобъемлющего? Показав свой «Черный квадрат», Малевич словно заглянул в будущее, предупредив собратьев по кисти: впереди всепоглощающая пустота. Ведь она ничто и одновременно все.

Есть версия, согласно которой Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».

...«Победа над Солнцем»

В 1913 году Казимир Малевич рисовал декорации к авангардной опере «Победа над Солнцем». По замыслу художника, над сценой поднималось черно-белое квадратное «солнце» - символ победы активного творчества над пассивными проявлениями природы. Вероятно, уже тогда Малевич видел в квадрате отражение вершины (или тупика?) творческого пути.

...вершина всего

При всей своей визуальной лаконичности «Черный квадрат» остается, пожалуй, наиболее емким воплощением идей супрематизма (от лат. supremus - ‘наивысший’). Стремясь отразить динамичность и гармонию окружающего мира, Малевич создавал супрематические композиции, комбинируя разноцветные геометрические фигуры. Позволяя цвету и форме доминировать над остальными характеристиками живописи, художник стремился показать, что творческие силы человека и природы могут быть равны. Квадрат (точнее, сбалансированно асимметричный прямоугольник), по мнению Малевича, - это идеальное отражение баланса, его высшее проявление.

...философское продолжение неудавшейся шутки

Любопытно, что больше чем за 20 лет до появления «Черного квадрата», в 1893 году, французский журналист Альфонс Алле, славящийся своим черным юмором, написал похожую картину - «Битва негров в глубокой пещере темной ночью». Ни оригинальная идея, ни ироничное название не обеспечили «шедевру» коммерческого успеха. А наполненный философским смыслом «Черный квадрат» взбудоражил умы и стал столь востребованным, что автор лично «размножил» его, создав несколько (предположительно 4 или 7) авторских копий.

...зловещая загадка

Изначально «Черный квадрат» назывался «Четырехугольником» и был составляющей триптиха (наряду с «Черным кругом» и «Черным крестом»), написанного в числе многих других супрематических полотен перед выставкой «0,10». Выразительность «Квадрата» оказалась столь впечатляющей, что ему отвели почетное место «иконы» - главной картины выставки.

Как сказал сам Малевич, своим квадратом он «свел всё в нуль». Та простота, с которой можно выразить пропасть между старым и новым, границу между жизнью и смертью, стремления всех и вся к нулю, оказалась пугающей. Многие по сей день видят в «Черном квадрате» зловещую тайну абсолютного нуля.

Написав свой «Черный квадрат», Казимир Малевич открыл многим поколениям художников и ценителей живописи массу возможностей: кое-кто решил поупражняться в остроумии, другие дали волю творческой фантазии, а некоторые нашли в картине основу для создания новой философии. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем. А о чем подумалось вам?

Если вы хоть немного интересуетесь миром живописи или изобразительным искусством, то вы непременно должны были слышать про черный квадрат Малевича. Все как один недоумевают с того, насколько может быть бездарным современное искусство , якобы художники рисуют что попало, при этом становятся популярными и богатыми. Это не совсем верное представление об искусстве, я хотела бы развить эту тему, и рассказать вам историю и даже предысторию картины « .

Цитаты Малевича про « Черный Квадрат»

Если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть, Квадрат черный есть образ Бога как существа его совершенства

Что художник имел ввиду когда сказал эти слова? Попытаемся узнать об этом вместе, но сразу можно сказать, что смысл в этой картине явно имеется.

Стоить учитывать тот факт, что эта картина теряет всю свою ценность, если из неё убрать историю и тот огромный символизм в переплетении с манифестом, которым она заряжена. Поэтому начнем с самого начала, кто нарисовал черный квадрат?

Казимир Северинович Малевич

Малевич на фоне своих работ

Художник родился в Киеве в польской семье, учился рисовать в Киевской рисовальной школе у академика Николая Пимоненко. Спустя некоторое время переезжает в Москву, чтобы продолжить обучение живописи на более высоком уровне. Но уже тогда, в юные годы, он пытался вкладывать в свои картины идеи и глубинный смысл. В своих ранних работах смешивал такие стили как: кубизм, футуризм и экспрессионизм.

Идея создания черного квадрата

Малевич много экспериментировал, и дошел до того, что начал по своему трактовать алогизм (отрицать логику и привычную последовательность). То есть, он не отрицал того, что в его работах сложно найти отклики логики, но у отсутствия логики тоже есть закон, благодаря которому она может отсутствовать осмысленно. Если познать принципы работы алогизма, как он его еще называл «заумный реализм» - то тогда, работы будут восприниматься в абсолютно новом ключе и смысле высшего порядка. Супрематизм - это взгляд художника на предметы извне, а обычные формы к которым мы привыкли больше не используются вовсе. В основу супрематизма входят три главные формы - круг, крест и тот самый, наш любимый квадрат.

Чёрный квадрат на месте иконы, в углу. Выставка 0.10

Смысл черного квадрата

О чём черный квадрат, и что Малевич хотел донести до зрителя? Этой картиной, художник по своему скромному мнению, открыл новое измерение живописи. Где нет привычных форм, нет золотого сечения, сочетания цветов и прочих аспектов традиционной живописи. Все правила и устои искусства тех лет были нарушены, одним дерзким, идейным, оригинальным художником. Именно черный квадрат разделил собой окончательный разрыв с академизмом и стал на место иконы. Грубо говоря, это что-то на уровне матрицы с её научно-фантастическими предложениями. Художник нам рассказывает свою идею, что все совсем не так, как мы себе представляли. Эта картина - символ, после принятия которого все должны узнать новый язык в изобразительном искусстве. После написания этой картины, художник по его словам был в настоящем шоке, долго не мог ни есть, ни спать. По задумке выставки, он собирался свести всё к нулю, а потом зайти даже немного в минус, и ему это удалось. Ноль в названии символизирует форму, а десять - абсолютный смысл и количество участников, которые должны были выставлять свои супрематические работы.

Вот и вся история

История получилась коротенькой, ввиду того, что про чёрный квадрат существует больше вопросов чем самих ответов. Технически работа выполнена просто и банально, а идея её - укладывается в два предложения. Нет смысла называть точные даты или интересные факты - множество из них придуманы или очень неточные. Но есть одна интересная деталь, которую обойти стороной просто нельзя. Художник датировал 1913 годом все важные события из жизни и свои картины. Именно в этом году он придумал супрематизм, поэтому физическая и фактическая дата создания чёрного квадрата его вовсе не волновала. Но если верить искусствоведам и историкам, то реально он был нарисован в 1915 году.

Не первый «Ч ерный квадрат»

Не удивляйтесь, Малевич не был первопроходцем, самым оригинальным оказался англичанин Роберт Фладд, который еще в 1617 году создал картину «Великая тьма».

После него, еще ряд различных художников создавали свои шедевры:

  • «Вид на Ла-Хог (ночной эффект)» 1843 год ;
  • «Сумеречная история России» 1854 год.

Потом создаются две юмористические зарисовки:

  • «Ночная драка негров в подвале» 1882 год ;
  • «Битва негров в пещере глубокой ночью» 1893 год.

И только спустя 22 года, на выставке картин «0,10» состоялась презентация картины « Чёрный супрематический квадрат» ! Она была представлена как часть триптиха, в него еще входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Как видите, квадрат Малевича это абсолютно понятная и обыденная картина, если на неё посмотреть под правильным углом. Один раз со мной случился забавный случай, как-то раз у меня хотели заказать копию картины, но при этом женщина не знала самой сути и замысла черного квадрата. После того как я ей рассказала, она была немного разочарована и передумала совершать такую сомнительную покупку. Ведь в плане художественном, черный квадрат - это просто темная фигура на полотне.

Стоимость Чёрного Квадрата

Как ни странно, это очень частый и тривиальный вопрос. Ответ на него очень простой - Черный квадрат не имеет цены, то есть, он является бесценным. Еще в 2002 году, один из самых богатых людей России перекупил его для Третьяковской галереи, за символическую сумму в один миллион долларов. В данный момент, никто не сможет заполучить его в свою частную коллекцию, ни за какие деньги. Черный квадрат входит в список тех шедевров, которые должны принадлежать только музеям и общественности.


Запись опубликована в . Закладка .

Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915 г. , г. Москва.

О парадоксе “Чёрного квадрата” Малевича задумывался каждый.

Ничего проще придумать нельзя. Как чёрный квадрат. Ничего легче нарисовать нельзя. Как чёрный квадрат. Тем не менее он признан шедевром.

Если сегодня он попадёт на открытые торги, его готовы будут купить за 140 миллионов долларов!

Как возникло такое “недоразумение”? Примитивное изображение всеми искусствоведами мира признается шедевром. Они сговорились?

Очевидно, в “Чёрном квадрате” есть что-то особенное. Невидимое обычному зрителю. Попробуем это “что-то” обнаружить.

1. “Чёрный квадрат” не так прост, как кажется.

Это только на первый взгляд кажется, что такой шедевр мог бы создать каждый. И ребёнок, и взрослый без художественного образования.

Ребёнку не хватило бы терпения закрасить одним цветом такую большую поверхность.

А если серьёзно, то и взрослый вряд ли смог бы повторить “Чёрный квадрат”. Потому что не все в этой картине так просто.

Черный квадрат на самом деле НЕ чёрный

“Чёрный квадрат” на самом деле квадратом не является. Его стороны НЕ равны друг другу. И противоположные стороны НЕ парараллельны друг другу.

К тому же “Чёрный квадрат” НЕ совсем чёрный.

Химический анализ показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая – жженая кость. Вторая – чёрная охра. А третья – ещё один природный компонент … темно-зеленого оттенка. Ещё Малевич примешал МЕЛ. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам.

То есть Малевич не просто взял первую попавшуюся чёрную краску и закрасил прочерченный квадрат. Как минимум он день потратил на подготовку краски.

Существует четыре “Чёрных квадрата”

Если бы это была случайно созданная картина, художник не стал бы создавать ее повторений. В течение последующих 15 лет он создал ещё 3 “Чёрных квадрата”.

Если вы видели все 4 картины (две хранятся в Третьяковке, одна в Русском музее, ещё одна – в Эрмитаже), то наверняка обратили внимание, насколько они не похожи.

Да-да. Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый “Квадрат” 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок.

Все четыре картины не похожи ни размером, ни цветом. Один из “Квадратов” больше по размеру (1923 года создания, хранится в Русском музее). Другой – намного чернее. По цвету он самый глухой и всепоглощающий (также хранится в Третьяковке).

Ниже – все четыре “Квадрата”. Разницу по репродукциям сложно понять. Но вдруг это вдохновит вас посмотреть их вживую.

Слева направо: 1. Чёрный квадрат. 1929 г. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея. 2. Чёрный квадрат. 1930-1932 гг. 53,5 х 53,5 см. . 3. Чёрный квадрат. 1923 г. 106 х 106 см. Русский музей. 4. Чёрный квадрат. 1915 г. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея.

“Чёрный квадрат” закрывает ещё две картины

На “Квадрате” 1915 года вы наверняка заметили трещины (кракелюры). Сквозь них виден нижний красочный слой. Это цвета другой картины. Она была написана в протосупрематическом стиле. Что-то вроде картины “Дама у фонарного столба”.


Казимир Малевич. Дама у фонарного столба. 1914 г. Городской музей Стеделек, Амстердам

Это ещё не все. Под ней – другое изображение. Уже третье по счёту. Написанное в стиле кубофутуризма. Вот так этот стиль выглядит.


Казимир Малевич. Точильщик. 1912 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен

Поэтому кракелюры и появились. Слишком толстый слой краски.

Почему же такие сложности? Целых три изображения на одной поверхности!

Возможно, это случайность. Так бывает. Художника осеняет идея. Он хочет ее выразить сразу. Но под рукой может не оказаться холста. Но даже если холст есть, его нужно готовить, грунтовать. Тогда в ход идут незначимые картины. Или которые художник считает неудачными.

Получилась этакая живописная матрёшка. Эволюция. От кубофутуризма к кубосупрематизму и до чистого супрематизма в виде “Чёрного квадрата”.

2. Сильная теория сильной личности

“Чёрный квадрат” был создан в рамках придуманного Малевичем нового направления в живописи. Супрематизма. “Supreme” означает “превосходный”. Так как художник считал его наивысшей точкой развития живописи.

Это целая школа. Как . Как академизм. Только эта школа была создана одним человеком. Казимиром Малевичем. Он привлёк на свою сторону немало сторонников и последователей.

Малевич умел ясно и харизматично рассказывать о своём детище. Он рьяно агитировал полностью отказаться от фигуративности. То есть от изображения объектов и предметов. Супрематизм – это искусство, которое творит, а не повторяет, как говорил художник.

Если же убрать пафос и посмотреть на его теорию со стороны, то мы не можем не признать ее величия. Малевич, как подобает гению, почувствовал, в какую сторону ветер дует.

Время индивидуального восприятия заканчивалось. Что это значило? Раньше на произведения искусства любовались лишь избранные. Те, кто ими владел. Или мог позволить себе дойти до музея.

Теперь же наступал век массовой культуры. Когда важны упрощённые формы и чистые цвета. Малевич понимал, что искусство не должно отставать. А может даже и возглавить это движение.

Он придумал по сути новый живописный язык. Соразмерный грядущему времени, который вот-вот наступит. А у языка есть своя азбука.

“Чёрный квадрат” и есть главный знак этой азбуки. “Нуль форм”, как говорил Малевич.

До Малевича существовала другая азбука, придуманная ещё в начале 14 века. По этой азбуке и существовало все искусство. Это перспектива. Объём. Эмоциональная выразительность.


Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

У Малевича язык совсем другой. Простые цветоформы. В которых цвет наделяется другой ролью. Он не для того, чтобы передать натуру. И не для того, чтобы создать иллюзию объёма. Он сам по себе выразителен.

“Чёрный квадрат” – главная “буква” в новом алфавите. Квадрат, потому что это первоформа. Черный цвет, потому что он поглощает все цвета.

Вместе с “Чёрным квадратом” Малевич создаёт “Чёрный крест” и “Черный круг”. Простые элементы. Но они тоже производные чёрного квадрата.

Круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.

Картины К. Малевича. Слева: Чёрный крест. 1915 г. Центр Помпиду, Париж. Справа: Чёрный круг. 1923 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург.

Картины К. Малевича. Слева: Чёрный квадрат и красный квадрат. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Посередине: Супрематическая композиция. 1916 г. Частная коллекция. Справа: Супрематизм. 1916 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург.

В стиле супрематизма Малевич писал несколько лет. А затем произошло невероятное. Он так долго отрицал фигуративность, что … к ней вернулся.

Можно было бы расценить это как непоследовательность. Мол, “поиграли” в красивую теорию и хватит.

На самом деле созданный им язык жаждал применения. Применения в мире форм и натуры. И Малевич послушно вернулся в этот мир. Но изображал его уже с помощью нового языка супрематизма.

Картины Казимира Малевича. Слева: Спортсмены. 1932 г. Русский музей. Посередине: Красный дом. 1932 г. Там же. Справа: Девушка с гребнем в волосах. 1934 г. Третьяковская галерея

Так что “Чёрный квадрат” – это не конец искусства. Как иногда его обозначают. Это начало нового искусства.

Потом настал новый этап. Язык хотел служить людям. И он перешёл в нашу жизнь.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

3. Огромное влияние на жизненное пространство

Создав супрематизм, Малевич делал все, чтобы тот не пылился в музеях. А шёл в массы.

Он рисовал эскизы платьев. Но при жизни смог их “надеть” лишь на героев своих картин.

Казимир Малевич. Портрет жены художника. 1934 г. . Wikiart.org

Еще он расписывал фарфор. Создавал рисунки для тканей.

Слева: сервиз Ленинградского фарфорового завода, созданный по эскизам Малевича (1922 г). Справа: образец ткани с рисунком Малевича (1919 г.)

На языке “Чёрного квадрата” заговорили сторонники Малевича. Самый известный из них – Эль Лисицкий. Который изобрёл печатные шрифты, а также новый дизайн книг.

Вдохновлялся он теорией супрематизма и “Чёрным квадратом” Малевича.

Эль Лисицкий. Обложка книги Владимира Маяковского “Хорошо!”. 1927 г.

Подобное оформление книг нам кажется естественным. Но лишь потому, что стиль Малевича прочно вошел в нашу жизнь.

Наши современники, дизайнеры, архитекторы и модельеры не скрывают, что всю жизнь черпали вдохновение в работах Малевича. Среди них – один из самых известных архитекторов Заха Хадид (1950-2016 гг.).

Слева: Dominion Tower. Архитектор: Заха Хадид. Строительство 2005-2015 гг. Москва (м. Дубровка). В центре: Стол “Малевич”. Альберто Льеворе. 2016 г. Испания. Справа: Габриело Коланджело. Коллекция весна-лето 2013 г.

4. Почему “Черный квадрат” вызывает недоумение. И почему он все-таки шедевр

Почти каждый зритель пытается понять Малевича с помощью привычного языка натурного изображения. Того самого, который придумал Джотто и который развили

Многие пытаются оценить “Чёрный квадрат” по неподходящим критериям. Нравится – не нравится. Красиво – не красиво. Реалистично – не реалистично.

Появляется неловкость. Обескураженность. Потому что “Чёрный квадрат” остаётся глух к таким оценкам. Что же остаётся? Только осудить или высмеять.

Мазня. Ерунда. “Ребёнок лучше нарисует” или “Я такое тоже могу нарисовать” и прочее.

Вот тогда станет понятно, почему это шедевр. Невозможно “Чёрный квадрат” оценить сам по себе. А только лишь вместе с тем пространством, которому он служит.

PS.

Малевич был известен при жизни. Но материальной выгоды он от этого не получил. Отправляясь в 1929 году на выставку в Париж, он просил власти отпустить его туда … пешком. Потому что денег на дорогу у него не было.

Власти поняли, что пришедший на своих двоих в Европу товарищ Малевич подорвёт их авторитет. Поэтому 40 рублей на поездку выделили.

Правда через 2 недели он был срочно вызван телеграммой обратно. И по приезду сразу арестован. По доносу. Как немецкий шпион.

Вконтакте