Дюфи картины. Стирая все, что уродливо

Большая семья - не всегда помеха для творчества. У Рауля Дюфи (Raoul Dufy, 1877-1953) , известного французского живописца, было много братьев и сестер. И все они, включая родителей, помогли ему еще в раннем детстве осознать его творческое призвание.

Семье Дюфи был не чужд мир искусства. Отец Рауля, помимо службы на фабрике, играл на органе в церкви, а также был хормейстером. Один из братьев, Леон, стал органистом в Гавре, а другой брат, Гастон, покорил всех своей игрой на флейте. Младший, Жан, пошел по стопам Рауля и стал живописцем. В такой атмосфере, пропитанной духом творчества, неудивительно, что одним из любимых развлечений стали постановки в семейном театре, в которых участвовали ещё и пять сестер Рауля.

Но большая семья требует и большой ответственности. В возрасте четырнадцати лет, Дюфи покидает колледж св. Иосифа и начинает работать в компании, занимавшейся импортом бразильского кофе.

Но жажда творчества не оставляла юного Рауля. И он начал посещать вечерние курсы живописи при Художественной академии в родном городе. Его учителем стал Шарль Луйе, одногруппник . Затем, получив стипендию города, Дюфи поступает в Школу изящных искусств в Париже. Параллельно с этим, он начинает заглядывать в мастерскую художника и коллекционера Леона Бонна.

В этот период Дюфи пишет в импрессионистской манере. Полотно «Карнавал на Гранд бульваре» является тому примером. Красочно и живо художником передано настроение захлестнувшего парижский бульвар карнавала.

Но если взглянуть на полотно «Пьер ле Гавр вечером», написанное двумя годами ранее, то сразу становится заметна разница. Будучи выполненным в стилистике постимпрессионизма, оно сильно отличается от «Карнавала на Гранд бульваре», как цветовой гаммой, так и настроением.

Так почему же Рауля Дюфи можно назвать диким? Все очень просто, и разгадка такого прозвища кроется в направлении, в котором работали он и его коллеги. Дюфи был ярким представителем группы художников, называвших себя фовистами. Их полотна были выставлены на Осеннем салоне в 1906 году и вызвали у зрителей очень сильные эмоции. Картины создавали ощущение страсти, необузданности, энергии.

Влиятельный французский критик того времени Луи Восель, известный своей склонностью к консервативным направлениям, назвал группу художников дикими зверями. А по-французски это будет звучать как les fauves.

Среди прочих работ, на Осеннем салоне были представлены работы , лидера течения фовистов. Это зацепило Рауля, и он отправился в путешествие по Франции, во время которого всецело отдался творчеству.

Характерной чертой фовистов является работа чистыми и яркими цветами, которые художники очерчивали, делая образы с более резкими контурами. Это можно проследить и в творчестве Дюфи. Работа «Четвертое июля» создана в характерной для фовистов манере.


В своих творческих поисках Рауль Дюфи, как и многие его современники, не прошел мимо кубизма, но его собственная манера сформировалась только к 1920-м годам, специфической особенностью которой стало разделение цвета и самого рисунка.

Во многих полотнах Дюфи теперь лазурь является определяющей тональностью.



Дюфи вошёл в историю французской и мировой живописи не только как типичный представитель фовистов, но и как талантливый экспериментатор, работавший в таких направлениях, как импрессионизм и кубизм. Художник внёс огромный вклад в культурное достояние своей страны. Его работы хранятся в частных и общественных галереях Европы и Америки.

По всей вероятности, самый правильный путь для всех интересующихся картинами художников с стиле «фовизм» — это совершить тур во Францию. Именно здесь, в начале XX века зародилось это необычное художественное направление, одним из представителей которого был Р.Дюфи (фр. Raoul Dufy; 3 июня 1877, Гавр 23 марта 1953, Форкалькье). Будущий художник родился 3 июня 1877 года в Гавре, в небогатой семье. Его отец, Леон Мариус Дюфи, работал бухгалтером, а мать, Мари Эжени Ида, занималась детьми, которых у нее было девятеро. Несмотря на свою прозаическую профессию, мсье Дюфи не было чуждо ощущение прекрасного. В свободное от основной работы время, он исполнял обязанности органиста и хормейстера в одной из гаврских церквей. И всеми силами приобщал к искусству своих детей. Усилия отца не пропали даром. Один из детей Дюфи, Гастон, стал музыкальным критиком, а Рауль и его младший брат Жан — художниками.

В картинах художника нет излома и трагизма, столь характерного для творчества многих художников рубежа ХIХ-ХХ веков.

Кисть Дюфи была легкой и радостной. Когда Раулю исполнилось 14 лет, он оставил школу и устроился на работу. Нужно было помогать семье. В течение пяти лет юноша служил клерком в конторе Люти и Хаусера, шведских импортеров кофе. Эта работа не доставляла ему радости. Все свободное время Дюфи проводил у окна конторы, из которого открывался вид на гавань, без устали зарисовывая торговые суда, докеров и матросов. Отец, увидев рисунки Рауля, отдал его в вечерние классы при местной Школе изящных искусств. Здесь Дюфи изучал основы живописи у Шарля Люилье. Люилье считал, что каждый настоящий художник должен быть умелым рисовальщиком. Спустя десятилетия Дюфи с теплотой и признательностью вспоминал о своем учителе: Мы смотрели на него с уважением и восхищением, для нас он был великим художником и рисовальщиком.

В 1898 году Дюфи призвали в армию. Но менее через год он уже вернулся домой. Помог ему в этом Гастон, его младший брат, выразивший желание записаться в полковой оркестр. По французским законам два брата не могли служить в армии одновременно, и Рауля демобилизовали раньше срока. Когда Дюфи вернулся из армии, мэрия Гавра назначила ему стипендию, чтобы он закончил учебу. Дюфи, как и полагается молодому художнику, потратил эти деньги на поездку в Париж. В Париже он стал заниматься в мастерской Леона Бонна. Четыре года, проведенные в парижской Школе изящных искусств, в мастерской художника-академиста, Дюфи не считал впоследствии потерянными. Он говорил, что любой, даже самый оригинальный художник должен получить классическое образование. В отличие от многих своих однокашников, Дюфи никогда не увлекался богемным образом жизни. Но, между тем, его сложно было назвать отставшим от жизни консерватором. Так, в 1902 году он выставил одну из своих пастелей, исполненную в импрессионистской манере, в галерее авангардной живописи.

Окончив курс в Школе изящных искусств, Дюфи еще продолжал писать в духе импрессионизма.

Но, в 1905 году художник посетил выставку фовистов. Картины художников привели Дюфи в восторг и смятение — столь яркими и смелыми они показались ему. После этого, он полностью разочаровался в том, что делал раньше, и принялся искать свою собственную манеру письма. Теперь Дюфи часто уезжает из Парижа на зарисовки, экспериментирует с палитрой фовистов, а в 1908 году даже ненадолго увлекается кубизмом.

Дюфи попробовал себя в качестве книжного иллюстратора, выполнив серию гравюр к «Бестиарию» Аполлинера. В 1911 году Дюфи сделал серию клише для ткани по заказу модельера Поля Пуаре. И парижские дамы, которым и в голову не пришло бы покупать картины Дюфи, платили огромные деньги за шарфы, раскрашенные по его рисункам. Проработав год с Пуаре, Дюфи перешел в лионскую компанию по производству шелковых тканей. Здесь ему предложили пост главного художника, нормированный рабочий день и твердую зарплату. У Дюфи появилась возможность обеспечивать семью, имея при этом свободное время для занятий живописью. К сожалению, эта идиллия продолжалась всего два года. А потом началась Первая мировая война. Дюфи, однако, вовсе не горел желанием записываться в добровольцы. Свой вклад в общее дело он ограничил созданием плакатов и журнальных гравюр. После окончания войны Дюфи вернулся к прежней работе, но менее чем через год она надоела ему, и художник навсегда оставил роспись по ткани.

Весной 1920 года Дюфи арендовал небольшой домик на французской Ривьере, где впервые за все последние годы смог вернуться к живописи.

Именно в этот период окончательно сложилась его яркая и живая манера.Оставляя работу художника по тканям, Дюфи готовился к материальным трудностям, но все оказалось не так уж страшно. Уже в 1921 году он получил предложение организовать персональную выставку в престижной парижской галерее. Выставка прошла с большим успехом, несколько картин были приобретены коллекционерами. Теперь у художника появились не только деньги, но и уверенность в том, что он находится на верном пути. Начинался долгий период неустанной творческой работы, на протяжении которого Дюфи создал сотни картин маслом, акварелью и гуашью, тысячи рисунков, множество гравюр и литографий. Впереди его ожидали многочисленные выгодные заказы. Самым значительным из них стала огромная фреска для Дворца электричества на Всемирной парижской выставке 1937 года.

Дюфи никогда не расставался со своей мастерской на Монмартре, однако большую часть времени проводил теперь на юге Франции.

Путешествуя в поисках новых впечатлений, он побывал в Англии, Италии, Бельгии, Испании, Марокко и США. Многие видные коллекционеры живописи находили теперь его работы очаровательными и прелестными, а самого художника — приятным во всех отношениях человеком, с которым легко иметь дело. Так продолжалось до 1938 года, когда Дюфи заболел суставным ревматизмом. Болезнь прогрессировала, и к концу 1940-х годов Дюфи превратился в калеку, не способного удержать кисть в скрюченных пальцах. Художник был уверен, что его работе пришел конец, но в начале 1950-х он получил приглашение от американского врача Фредди Хомбургера приехать в его клинику в Бостоне. Здесь Дюфи прошел курс лечения только что открытым препаратом кортизоном, и его пальцы вновь обрели подвижность. В 1951 году Дюфи переехал в Таксон (штат Аризона). Сухой и теплый климат этой местности должен был помочь художнику полностью оправиться от болезни. Но в 1952 году он затосковал вдали от родины и вернулся во Францию, где купил мастерскую неподалеку от Авиньона и приступил к работе. Ревматизм больше не докучал ему, но зимой 1952 года он переболел воспалением легких, и это окончательно подорвало здоровье художника. 23 марта 1953 года у Дюфи произошла закупорка коронарных сосудов, и на следующее утро он скончался. Художника похоронили на монастырском кладбище. Один из выступавших на его похоронах сказал: Вместе с Раулем Дюфи из нашей жизни ушла радость бытия. Теперь мы не сможем с прежней непосредственностью любить ни это небо, ни эту землю.

Избранные работы Дюфи:

  • Рыбный рынок в Марселе, 1905
  • Посвящение Моцарту, 1909
  • Яхта у Сен-Адрес, 1912
  • Деревня на берегу моря, 1922
  • Ипподром Отей, 1924
  • Вид на Сен-Адрес, 1924
  • Казино в Ницце, 1927
  • Выездка в Довилле, 1930
  • Дерби в Эпсоме, 1933
  • Барки и лодки, 1935
  • Парусные яхты в Трувиль, 1936
  • Фея Электричества 1937
  • Большой оркестр, 1942
  • Оркестр, 1942
  • Жёлтая консоль, 1947
  • Ателье художника, 1949

При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников.

В 1891 1892

1900 -1904 ).

1904 , Музей Кальве, Авиньон).

В 1905 1906 1906 1906 1906

С 1906 1910 1915

Рауль Дюфи - французский живописец и график. Родился в бедной многодетной семье. Несмотря на выказанные в школе способности, ещё ребёнком был вынужден зарабатывать на жизнь.

В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Получив стипендию города Гавра, художник отправляется в Париж, где поступает на обучение в ателье Леона Бонна при Школе изящных искусств.

В этот период писал портреты членов своей семьи, а также пейзажи, похожие на живопись Э. Будена. Получив стипендию гаврского муниципалитета, Дюфи уезжает в Париж, где учится в Школе изящных искусств в классе Л. Бонна (1900 -1904 ).

Он осваивает не только академические приемы живописи, но и манеру импрессионистов. В его работах этого периода явно заметно влияние К. Моне и К. Писсарро, а также В. Ван Гога («Сумерки в гаврском порту», 1904 , Музей Кальве, Авиньон).

Огромное воздействие на Дюфи оказало творчество А. Матисса.

В 1905 г. художник сближается с фовистами, вместе с ними принимает участие в Осеннем салоне 1906 г. Работы этого периода отличаются обобщенностью форм и яркой декоративностью, создаваемой интенсивными красочными пластами («Старые дома в Онфлёре», 1906 , частное собрание, Нью-Йорк; «Афиши в Трувилле», 1906 ; «14 июля в Гавре. Улицы, ук- рашенные флагами», 1906 - обе в Музее современного искусства, Париж).

С 1906 г. Дюфи работает в гравюре, создает иллюстрации для книг (цикл ксилографии к книге «Бестиарий, или Кортеж Орфея» Г. Аполлинера, 1910 ), декорирует ткани для модного дома П. Пуаре. Его живописные произведения отличаются флореальными мотивами и орнаментальными ритмами («Дом с садом», 1915 , Музей современного искусства, Париж). Декоративное мастерство художника проявилось в росписях для шпалер, тканей, керамики.

В 1920 -х гг. художник работает на Лазурном берегу юга Франции, совершает путешествия в Рим, Флоренцию, Сицилию, Марокко. Его яркая и жизнерадостная живопись этого периода представляет приятные и праздничные стороны жизни, он рисует морские пейзажи, пляжи, воскресные прогулки, парусные регаты, конные скачки и концерты. Для картин характерна высокая линия горизонта, уменьшающая объемность изображения. Плоскостное поле художник делит на четкие цветовые зоны, окрашенные в оранжевые, розовые, бирюзовые и изумрудные оттенки, создающие настроение светлой радости. На эти плоскости Дюфи накладывает похожий на легкое кружево ажурный рисунок, из прозрачного спектрального фона возникают фигуры людей, дома, деревья, парусные лодки.

Для живописи Дюфи характерно четкое разделение цвета и рисунка, этой оригинальной манере художник остается верен до конца жизни. Непринужденный рисунок создается с помощью динамичных параллельных штрихов, спиралей, запятых и росчерков («Оркестр», 1924 , Галерея Петридес, Париж; «Скачки в Эскоте», ок. 1930 , частное собрание, Париж; акварель «Голубой поезд», 1935 , частное собрание, Нью-Йорк). В цветовой гамме большинства картин преобладают светлые лазурные оттенки, созвучные краскам моря и неба («Купальщицы в открытом море», 1925 -1927 , Музей современного искусства, Париж; «Бухта Ангелов», 1927 , частное собрание, Брюссель; «Казино в Ницце», 1927 , частное собрание, Женева; «Мастерская в Гавре», 1929 , частное собрание, Париж; «Решетка», 1930 , частное собрание, Нью-Йорк).

В 1937 г. Дюфи создает крупномасштабное аллегорическое панно для Всемирной выставки. В этой композиции переплетаются реальность и античность, история и природа, образы ученых и архитектурные мотивы. В последний период своей жизни художник, больной полиартритом, пишет главным образом натюрморты и интерьеры, а также изысканные произведения, посвященные музыкальной теме («Красная скрипка», 1948 , частное собрание, Париж; «В честь Клода Дебюсси», 1952 , Музей искусств, Гавр).

(1953-03-23 ) (75 лет) Место смерти: Гражданство:

Франция

Жанр: Учёба: Стиль: Работы на Викискладе

Рауль Дюфи (фр. Raoul Dufy ; 3 июня , Гавр - 23 марта , Форкалькье) - французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи.

Жизнь и творчество

Родился в бедной многодетной семье. Несмотря на выказанные в школе способности, ещё ребёнком был вынужден зарабатывать на жизнь. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. В то же время посещает вечерние курсы живописи Шарля Луйе при Художественной академии в Гавре. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом . Получив стипендию города Гавра, художник отправляется в Париж , где поступает на обучение в ателье Леона Бонна при Школе изящных искусств.

После творческой фазы, когда Дюфи писал в импрессионистской манере, длившейся до 1905 года, художник посвящает себя фовизму, с которым познакомился на Осеннем салоне, где были представлены картины Анри Матисса . В этот период художник много ездит по Франции и рисует. В 1906 году в галерее Берты Вайль открывается первая персональная выставка Дюфи.

За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Невысокая покупаемость картин Дюфи вынуждает его заняться ксилографией , иллюстрированием литературы и разработкой узоров для тканей. В этот период Дюфи возвращается к своей первоначальной манере, краски его картин становятся легче и ярче. В 1919-1923 годах живёт в Вансе , совершает поездку в Италию, где много рисует. В 1923 году в брюссельской галерее Центавр состоялась вторая персональная выставка Дюфи, закончившаяся большим успехом мастера.

В дальнейшем художник практикует в своих работах разделение цвета и рисунка, причём в акварели находит то средство, которое в наибольшей степени выражает эти требование. Для парижской международной выставки 1937 года создаёт огромное настенное полотно площадью в 600 кв.м. В поздних картинах Дюфи как правило основной является только одна краска.

Избранные полотна

  • «Большой оркестр» 1942 Париж, частное собрание
  • «Выездка в Довилле» 1930 Париж, Музей современного искусства
  • «Яхта у Сен-Адрес» 1912 Нью-Йорк, Музей современного искусства
  • «Фея Электричества» 1937 Париж, Музей современного искусства
  • «Ателье художника» 1949 Париж, Музей современного искусства
  • «Вид на Сен-Адрес» 1924 Базель, Музей искусств
  • «Казино в Ницце» 1927 Женева, собрание Жоржа Мооза
  • «Жёлтая консоль» 1947 Париж, галерея Луи Карре
  • «Барки и лодки» 1935 Лос-Анжелес, частное собрание
  • «Посвящение Моцарту» 1909-10 Нью-Йорк, собрание семьи Цадок.

Литература

  • R.Telin: L`art de Raoul Dufy, Paris 1945
  • P.Courthion: Raoul Dufy, Genf 1951
  • G.Besson: Dufy, Paris 1953
  • R.Cogniat: Raoul Dufy, München 1970
  • Die Welt der Malerei, Köln 1990

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 3 июня
  • Родившиеся в 1877 году
  • Умершие 23 марта
  • Умершие в 1953 году
  • Художники по алфавиту
  • Родившиеся в Гавре
  • Умершие в Форкалькье
  • Художники Франции
  • Фовизм
  • Люди кубизма

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дюфи, Рауль" в других словарях:

    - (Dufy) (1877 1953), французский живописец, график, театральный художник. Примыкал к фовизму. Писал праздничные, чистые и лёгкие по цвету, беглые по рисунку сцены скачек, регат и т. д. («Афиши Трувиля», 1906), эскизы для гобеленов, декоративные… … Энциклопедический словарь

    - (Dufi) (1877 1953), французский живописец, график, театральный художник, керамист. Учился в Школах изящных искусств в Гавре и Париже (с 1900). Испытал влияние импрессионизма, А. Матисса, А. Тулуз Лотрека и др., примыкал к фовизму. Изучал… … Художественная энциклопедия

    Дюфи (Dufy) Рауль (3.6.1877, Гавр, ‒ 23.3.1953, Форкалькье, Прованс), французский живописец, график, театральный художник. В 1900‒01 учился в Школе изящных искусств в Париже. Испытал влияние импрессионизма, в 1905‒1908 примыкал к фовизму. В его… … Большая советская энциклопедия

    Дюфи, Рауль - ДЮФИ (Dufy) Рауль (1877 1953), французский живописец, график, театральный художник, керамист. Праздничные, чистые по цвету, беглые по рисунку картины, панно, акварели со сценами скачек (“Скачки в Довиле”, 1930), регат и т.д., эскизы для гобеленов … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Dufy, Raoul) (1877 1953), французский художник, график, декоратор и керамист; известность ему принесли изображения курортов, пляжей, скачек и регат. Родился в Гавре 3 июня 1877; начальное художественное образование получил в родном городе в… … Энциклопедия Кольера

    Дюфи, Рауль Рауль Дюфи (фр. Raoul Dufy; 3 июня 1877, Гавр 23 марта 1953, Форкалькье) французский художник, представитель фовизма и кубизма в живописи. Жизнь и творчество Родился в бедной многодетной семье. Несмотря на выказанные… … Википедия

    - (фр. Raoul Dufy; 3 июня 1877, Гавр 23 марта 1953, Форкалькье) французский художник, представитель фовизма и кубизма в живописи. Жизнь и творчество Родился в бедной многодетной семье. Несмотря на выказанные в школе способности, ещё ребёнком был… … Википедия

    Дюфи - Рауль (Dufy, Raoul) 1877, Гавр 1953, Форкалькье, Прованс. Французский живописец, график, мастер прикладного искусства. Учился в художественной школе Гавра (1892 1897) и в Школе изящных искусств в Париже у Л. Бонна (1900 1904). Ранние работы… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    Дюфи Р. - ДЮФИ́ (Dufi) Рауль (3.6.1877, Гавр, – 23.3.1953, Форкалькье), франц. живописец, график, театр. художник. Учился в муниципальной художеств. школе в Гавре (у Ш. Люлли) и Школе изящных иск в в Париже (у Л. Бонна). Испытал влияние… … Балет. Энциклопедия

    - (1877 1953) французский живописец, график, театральный художник. Примыкал к фовизму. Праздничные, чистые и легкие по цвету, беглые по рисунку сцены скачек, регат и т. д. Эскизы для гобеленов, декоративных панно … Большой Энциклопедический словарь

Билет —
щелк.
Щека —
чмок.
Свисток —
и рванулись туда мы,
куда,
как сельди,
в сети чулок
плывут
кругосветные дамы.

Сегодня приедет —
уродом-урод,
а завтра —
узнать посмейте-ка:
в одно
разубран
и город и рот —
помады,
огней косметика.

Веселых
тянет в эту вот даль.
В Париже грустить?
Едва ли!
В Париже
площадь
и та Этуаль,
а звезды —
так сплошь этуали....
В. Маяковский

Художник, оформитель, иллюстратор книг, керамист, дизайнер тканей Raoul Dufy (Рауль-Эрнест-Жозеф Дюфи) родился в Гавре 3 июня 1877 года. Раннему осознанию творческого призвания Рауля, несомненно, способствовала семья Дюфи с ее художественными, в особенности музыкальными, интересами.

Искусство Рауля потом многократно напомнит о музыке, в атмосфере которой протекало его детство. Многочисленная семья послужила причиной ранней самостоятельности Рауля Дюфи: уже в четырнадцать лет он, старший из детей, должен был оставить колледж св. Иосифа, чтобы зарабатывать на жизнь. Желание сделаться художником окрепло у Рауля Дюфи во время работу в порту. Отец не сопротивлялся его желанию писать, но нужно было зарабатывать на жизнь. Уже через год Дюфи начинает посещать вечерние занятия муниципальной художественной школы. Наставником Дюфи оказался поклонник Энгра и Коро портретист Charles Lhuillier, у которого также учились Othon Friesz и Georges Braque. Не любя "вялой" живописи, он не препятствовал поискам молодых художников, за что неоднократно обвинялся инспекторами Департамента изящных искусств в "ереси". В 1900 году муниципалитет Гавра назначил ему стипендию 600 франков в год для продолжения художественного образования в Париже.

Paul Poiret - "верховный закройщик" Парижа, будучи натурой в высшей степени артистической, сразу же распознал в Дюфи прирожденного декоратора. Пуаре начал давать Дюфи самые различные задания.
Художник предпринимает все возможное, чтобы основательно овладеть новой для себя техникой: он посещает химические лаборатории, многократно присутствует при печатании тканей. Он экспериментирует, чтобы достигнуть новых декоративных эффектов. Приступая к созданию тканей, Дюфи обращается к опыту XVIII века, когда производство декоративных тканей достигло наибольшего расцвета. Дюфи использовал обычно две краски, редко три, добиваясь тем самым особой красоты и чистоты цвета и того колористического лаконизма, к которому он пришел в своей сезаннистской живописи.

Слоны. Эскиз росписи ткани

Художником заинтересовался текстильный король Бьянкини и предложил ему работать на него. Финансовая стабильность была необходима Раулю Дюфи. Дальновидный и мудрый Пуаре предоставил Дюфи свободу выбора. Так с апреля 1912 года Дюфи был зачислен рисовальщиком в штат лионской фирмы Bianchini-Ferier. Контракт с Бьянкини прерывался лишь на период Первой мировой войны. Уже после войны, предвкушая, какие барыши можно было бы получать, если бы Дюфи всю свою энергию отдавал тканевому производству, Бьянкини предложил ему участвовать в доходах своего предприятия. "Я отказался от миллионов, чтобы спасти свою живопись и не делать ее по вкусу торговца. Хозяин, впрочем, вовсе не был задет. "А вы крепкий человек», - сказал он мне, прямо в глаза."

Итак, к началу 1930-х годов Дюфи стал знаменит. В 1926 году он был удостоен звания кавалера Ордена Почетного легиона. Его персональные выставки проходят в Цюрихе и Брюссе, Праге и Нью-Йорке. Хотя и ранее у него были верные поклонники. Среди первых коллекционеров Дюфи были доктор Maurice Girardin и молодой врач румынского происхождения Alexandre Roudinesco, которые вкладывали в живопись все свои средства. Впервые произведение Дюфи попадает в музей - в 1932 году Люксембургский музей в Париже покупает его картину "Загон в Довилле".

Ипподром Deauville

На ипподроме

На скачках

Пейзаж в Довилле

Годы Второй мировой войны Дюфи провел в Перпиньяне, где климат подходил ему по здоровью. После войны переехал в Ванс, но вынужден вновь вернуться в Перпиньян в клинику доктора Николау. В 1949 году Дюфи проходит курс лечения в Испании, а в следующем году по приглашению видного американского медика Хомбургера (Freddy Homburger), большого поклонника его живописи, отправляется в Соединенные Штаты.

Венеция

Регата

Городской пейзаж

Пейзаж с крупным рогатым скотом

После лечения в Бостоне и нескольких месяцев, проведенных по совету врачей в сухой и жаркой Аризоне, Дюфи в 1951 году возвращается во Францию. Он приезжает в Гавр, который поражает его своими разрушениями. Он видит в этом предзнаменование приближающейся смерти и торопится окончить ряд незавершенных холстов. Некоторые из них показываются на Венецианской биеннале 1952 года, где Дюфи награждают Гран-при. Эту премию он передает в пользу молодых художников. Последние полтора года Дюфи проводит в провансе, в деревне Forcalquier, про которую говорят, что здесь самый сухой климат во Франции. Но дни художника сочтены. 23 марта 1953 года Дюфи умер, он похоронен на кладбище Симье (Cimiez) в Ницце, в последний путь его провожал Марк Шагал. Через три месяца после кончины художника Национальный музей современного искусства в Париже организует первую крупную ретроспективную выставку Рауля Дюфи.



Пишешь по необходимости разобраться и в себе, и в том, что тебя окружает, пишешь из желания стать сильнее, приблизиться к тому, что выше нас, пишешь также для нескольких друзей, которых ценишь, от которых ожидаешь искреннего мнения, но, главным образом, прежде чем писать для других, пишешь для себя.

Что я хочу показать, когда я пишу - это, как я вижу вещи своими глазами, в моём сердце. Я не следую какой-либо конкретной манере, и забываю все законы, когда берусь за кисть и краски.
Raoul Dufy