Египетский музей в Каире. Египетский музей в каире Египетские экспонаты

Египетский музей в Каире (Каир, Египет) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Египет
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Одним из наиболее интересных мест в Каире по праву считается Египетский музей, расположенный на площади Тахрир. Здесь собрано огромное количество египетских древностей, представляющих большой интерес. Осмотреть более 150 тысяч экспонатов за один день очень сложно, но постараться стоит. Кстати, здание Египетского музея тоже далеко не маленькое и насчитывает более 100 залов.

В 1835 году правительство страны было вынуждено создать «Службу древностей Египта», поскольку в это время расхищение гробниц фараонов достигло небывалого уровня. Многие местные жители жили исключительно за счет торговли древностями на черном рынке. Археологи зачастую ничего не могли сделать, поскольку за всеми новыми раскопками бдительно следили грабители. Кроме того, ценные экспонаты свободно вывозились из страны, поскольку никакого официального запрета на вывоз не существовало.

Эта чрезвычайная ситуация потрясла французского ученого Огюста Мариэтта. В 1850 году он приехал в Каир с единственной целью: любыми способами остановить расхищение исторических ценностей. Ему удалось основать в Булаке Египетский музей, который затем был перенесен в Гизу. Мариэтт настолько был предан своей профессии и Египту, что даже умер в этой стране. В 1902 году все экспонаты музея были перевезены в Каир, в здание, которое построил архитектор Марсель Дюнон. Во дворе музея установлен памятник знаменитому египтологу, а его прах заключен в гранитный саркофаг.

Ради сохранения египетских древностей французский ученый Огюст Мариэтт отказался от высокооплачиваемой работы в Лувре и уехал в Каир.

Сегодня в Египетском музее находятся уникальные экспонаты, возраст которых около пяти тысяч лет. Здесь посетители могут увидеть одиннадцать мумий фараонов, саркофаги, предметы искусства и быта и многие другие вещи из жизни древних египтян. Без сомнения, все экспозиции заслуживают пристального внимания. Но есть, конечно, и те, что пользуются особой популярностью у посетителей. Большой интерес вызывает гробница Тутанхамона, найденная в 1922 году. Захоронение Тутанхамона было единственным, которое не пострадало от рук грабителей. Археологи нашли очень много ценных вещей и сокровищ, принадлежавших фараону. Многие из них теперь можно увидеть в Египетском музее. Например, здесь хранятся три саркофага, один из которых выполнен полностью из золота и весит 110 кг.

В зале Египетского музея, где хранятся мумии фараонов, создан особый микроклимат.

Интересна и экспозиция предметов, относящихся ко времени правления фараона Эхнатона. Аменхотеп IV вошел в историю Египта благодаря своим реформам. Он повелел своему народу поклоняться лишь одному богу - Солнцу-Атону, а не множествам богов, как было в годы правления его предков. В честь солнца он даже взял себе новое имя - Эхнатон. После его смерти жрецы поспешили как можно быстрее вернуться к старым устоям жизни и приказали истребить все, что связано с Эхнатоном. Именно поэтому осталось крайне мало памятников, относящихся к этому периоду времени.

Адрес: Meret Basha, Qasr an Nile, Cairo

Свежий обзор

Замок Гибихенштайн был построен в период раннего средневековья, между 900 и 1000 годами. В то время он имел очень важное стратегическое значение не только для магдебургских епископов, резиденцией которых являлся до тех пор, пока не был построен замок , но и играл важную роль во всей имперской политике. Первое письменное упоминание относится к 961 году. Выстроен на высокой скале над рекой Заале, примерно 90 метров над уровнем моря, на месте, где когда-то проходила главная римская дорога. В период с 1445 по 1464 годы у подножия замковой скалы был построен еще Нижний замок, который был предназначен выполнять роль укрепленного подворья. Со времени перенесения епископской резиденции в Морицбург, так называемый Верхний замок стал приходить в упадок. А после Тридцатилетней войны, когда он был захвачен шведами и предан пожару, в котором погибли почти все постройки, его вообще забросили и никогда не восстанавливали. В 1921 году замок передали в городскую собственность. Но даже в таком руинированном виде он очень живописен.

Случайные записи

Этот обзор про Обзор будет большой, и возможно не самый интересный, но думается довольно красивый. И будет он про зелень и цветочки.

Балканы вообще и Болгария в частности вообще довольно зеленая местность. И пасторальные виды тут шикарные. Но в городе Обзор зелень в основном в парках, хотя огороды тут тоже есть, как можно будет увидеть в середине этого отчета. А в конце немного о дикой природе внутри и вокруг города.

На въезде в город со стороны Варны разбита шикарная клумба, которую на ходу рассмотреть очень сложно. А вот пешком выясняется, что там цветами написано "Обзор", причем каким-то стилизованным славянским шрифтом.

Tri-City Park расположен в городке Плаценсия, граничит с Фуллертоном и городком Бреа. Все эти населенные пункты входят в округ Orange County, что на юге Калифорнии. За все то время, что мы пробыли здесь, мы так и не разобрались, где кончается один город и начинается другой. Да и, наверное, это не так важно. Они не очень-то отличаются архитектурой и история у них примерно одинаковая, и парки в доступной близости. В этот мы тоже отправились пешком.

После описания отеля, как и обещал, расскажу, про пляж и море. У нашего отеля, как и понятно из названия — был свой собственный пляж. Ну немножко не собственный, а один огромный на три или четыре отеля. Но шезлонги и зонтики бесплатные, море и песок чистые. Открывается пляж в 9 утра. Закрывается в 6 вечера.

Солнце в мае уже довольно суровое. Обгораешь довольно быстро. Но море еще приятное — теплое, но не горячее. В общем купаться — хорошо. Медуз кстати тоже не было — уж не знаю, когда у них там сезон.

В этом году 1 сентября выпало на воскресенье, добавив еще один день к каникулам. Вот мы и решили как-то по особому отметить этот день с внуками. Утром, после завтрака я предложила поехать в горы: на Медео или на Коктюбе. Но к моему удивлению получила категорический отказ в два голоса. Полина мотивировала отказ тем, что у нее нет кофточки, а в горах холодно. Я сказала, что найду ей что-нибудь теплое. Но она заявила чисто по женски, что в чем попало она не поедет. Максим просто молчал и смотре в монитор компьютера. Я была просто в шоке, вспоминала свое детство, когда любая прогулка с родителями, которая сулила какое-то развлечение, или хотя бы мороженое, была праздником для нас. Дааа уж, слишком много развлечений у нынешних детей. Не сказать, что я обиделась, но какой-то осадок в душе остался. Пошла было на кухню, ставить курицу в духовку, как, наконец-то, Максим изрек:"Вообще-то можно и поехать". Дело, правда, было к обеду, на улице тепло и можно идти без кофточки, поэтому и Полина быстро согласилась. Пока никто не передумал, мы за пять минут собрались. Далеко ехать уже не имело смысла и мы двинули на Коктюбе.

Летом этого года мы с мужем совершили еще один вояж — в Грузию. Оказывается он с детства мечтал там побывать и тщательно скрывал это, лежа на диване и смотря передачи по телеку про путешествия. Я, правда, вполне его понимаю, когда по долгу службы приходится кочевать по бескрайним просторам Казахстана, жить не всегда в комфортных условиях, вернее, всегда в некомфортных условиях, да еще к тому же выполнять работу. Вернувшись домой и растянувшись на диване, не очень хочется собирать чемоданы, куда-то ехать, чтобы посмотреть на древние руины или диковинные места. Мы и здесь видели многое, чего, возможно, не видели те, которые путешествуют по заграницам. Но когда выходишь на пенсию, появляется свободное время и совсем другие мысли, вспоминаешь о своих детских мечтах. И если сегодня ты их не воплотишь в реальность, то завтра можешь и не успеть, время работает уже не на нас.

Наконец, весной 1949 года наступил день, когда были убраны последние леса. Создатели архитектурного ансамбля ещё раз обошли и внимательно осмотрели всё сооружение. Все недостатки, подмеченные ими, были исправлены за тот короткий срок, который оставался до дня официальной сдачи. В состав приёмной комиссии наряду с советскими архитекторами и деятелями изобразительного искусства входило несколько руководящих товарищей из СВАГ.

У нас осталось несколько дней до отъезда домой и мы уже достаточно посмотрели городов, городков и даже деревень. Но остался еще один, значительный для Саксонии-Ангальт, город — Галле (мне так привычнее, ну я училась еще "до исторического материализма", вернее, при нем, когда всю топонимику на картах писали у нас в русской транскрипции. А училась я на географическом факультете, и эту топонимику, или как у нас она называлась — номенклатура карты, мы сдавали еженедельно и с пристрастием. Так что, для меня до сих пор эти объкты значатся как Галле и Гарц и точка).

Немного расскажу об отеле в Шардже. Выбирали мы отель недорогой и с собственным пляжем. И в общем-то нам все понравилось, кроме отсутствия алкоголя, но это конечно не проблема отеля, а проблема Эмирата Шарджа в целом.

Отель называется довольно банально — Бич Отель Шарджа (Beach Hotel Sharjah). При заселении нам очень радостно сообщали, что они сделали бесплатный апгрейд и вместо "city view" дали нам "sea view". Я, честно говоря, больше люблю смотреть на город, чем на море — это просто более интересно, но выбирать нам не приходилось. И как выяснилось с нашего номера моря все равно не видно, но при этом у нас был собственный отдельный выход на бассейн — это очень удобно.

У всех номеров, которые якобы с видом на море, есть балкончик, что очень удобно в принципе. А у тех кто живет на первом этаже — балкончик имеет проход к бассейну.

Находится построенный в неоклассическом стиле знаменитый Каирский музей, в основу которого положены экспонаты, собранные его первым руководителем, французом по национальности, Огюстом Мариеттом. Именно он открыл эту сокровищницу в 1858 году, причем вначале она располагалась совсем в другом здании, а уже в 1902 году построено нынешнее.

Каирский музей, экспонаты которого многочисленны, занимает сто залов. Приблизительно около ста тысяч раритетов, расположенных в хронологическом порядке, выставлено в нем. Посетители попадают в историю одной из самых древних земных цивилизаций, протяженностью более трех тысячелетий.

У самого входа их встречают огромные скульптуры фараона Аменхотепа III и Тии - его жены, которая вопреки традициям имеет ту же величину, что и статуя супруга.

Каирский национальный музей считается самым большим хранилищем экспонатов древнеегипетского искусства. Его жемчужина - это которая выставлена на втором этаже. Она была найдена в 1922 году в знаменитой Долине Царей, расположенной вблизи Луксора. Эта находка считается археологическим шедевром, сенсацией 20-го века, ведь могила данного фараона является единственной усыпальницей, которая не была разграблена и предстала перед людьми в своем первоначальном виде.

Перевозка сокровищ гробницы в Каирский музей длилась около пяти лет, настолько много их было: общее количество всех предметов больше трех с половиной тысяч, в том числе и драгоценности, домашняя утварь и украшения.
В нескольких залах, в которых выставлены сокровища усыпальницы, установлены четыре деревянных позолоченных ковчега, в которых в древности и хранился каменный саркофаг фараона Тутанхамона, и ныне находящийся в долине Царей. Каирский музей экспонирует три саркофага, один из которых, из чистого литого золота, весит 110 килограмм. Там же посетители могут увидеть юного правителя, которая, выполненная из того же драгоценного металла, она предельно точно воспроизводит лицо Тутанхамона.

Другое бесценное сокровище, которое экспонирует Каирский музей - это украшенный россыпью драгоценных камней позолоченный трон, на котором в свое время восседал этот фараон. На его подлокотниках изображены змеи, а по боковым частям сиденья - львиные головы. На спинке этого трона выполнена фигура самого Тутанхамона и его любимой жены. В той же коллекции выставлены на обозрение полуистлевшие сандалии и рубашка - то, во что был одет молодой фараон.

Совсем недавно Египетский, или Каирский, музей открыл зал, в котором находятся мумии других царей. Благодаря специально созданному микроклимату здесь можно увидеть Рамсеса II, Сети I, Тутмоса II - всего 11 фараонов.

Самый «дорогой» раздел музея - это произведения искусства, дошедшие до нас из так называемого Амарнского времени, когда Египтом правил «фараон-еретик» Аменхотеп IV, отец Тутанхамона. Именно он отрекся от множества богов своих предков и официально ввел в стране культ Атона. Благодаря его эстетическим требованиям зародилось новое, ранее небывалое художественное течение, которое, в отличие от сдержанного древнеегипетского канонического искусства, очень похоже на своеобразный экспрессионизм.

Вообще, в основе Каирского музея лежит организованная правительством Египта «Служба древностей», которая всячески препятствовала беспределу, царившему на месте Однако настоящим своим рождением Каирский музей обязан своему первому директору - египтологу Мариэтту, который приехал в Каир из Лувра с целью приобретения папирусов. Влюбленный в эту страну, Огюст Мариэтт остался здесь, посвятив свою жизнь созданию музея, который бы собрал в себе все сокровища, найденные на древней земле.

Его прах покоится там же, во дворе музея.

Во время нашего путешествия в Египет мы не могли не поехать в Каир. Да, мы знали, что в столице Египта беспорядки, знали, что на улицах военная техника и солдаты, знали, что могли остановить в дороге и проверить документы, знали, что придется проехать почти 500 км ночью, миновать множество блок-постов с вооруженными солдатами, знали, что организованные экскурсии в Каир пока не ездят, и многое еще чего мы знали но все равно поехали.

Интернациональная группа из 14 человек. Мы и казахи говорили на русском, была пара из Англии, две пары из Германии, пара из Польши и пара из Франции. Группа была веселая, многие друг друга не понимали, как-то на куда-то переводили, шутили, смеялись всю дорогу так, что микроавтобус раскачивался.

В Каир приехали рано утром. Он нас поразил всем без исключения: странная езда по каким-то только им известным правилам, но аварий не было на нашем пути, грязь кругом и горы мусора, бегущие и жующие на ходу люди, военная техника ездила теми же дорогами, что и городской транспорт, солдаты на боевой технике перекрикивались с другими солдатами на других машинах, жестикулировали, ржали, тыкали пальцами.
Наши туристы притихли и квадратными глазами наблюдали за происходящим.

К месту назначения, а это Египетский музей, где нас встречала гид, мы по городу ехали часа два, не меньше.
Наконец-то автобус остановился. Кругом военная техника, солдаты. Нам какие-то военные подали руки на выходе их автобуса и попросили не задерживаться, не фотографировать, а быстро проходить на территорию музея.
Мы прошли. Музей стоял на месте, но вокруг были сожженные многоэтажки, обгоревшие бревна, какая-то жуть.
Гид рассказала историю музея, немножко коснулась того, что находилось на территории двора и с огромным сожалением произнесла фразу: "В музее вы увидите много красивых экспонатов, они все подлинники. Но основную массу, все самое ценное, самое значимое для Египта, главную историю страны и ее бесценные богатства вывезли в свои страны европейцы. Они вывезли столько много, что нам с вами даже представить сложно. Но, ничего. Египетские сокровища, мумии, фараоны и саркофаги призовут к себе своих людей. И люди к ним придут. И тогда придется либо смириться с этим, либо со святынями египетской земли вернуть людей обратно".
Подобно этому выражению мы слышали высказывание гида в Луксоре...
Могу сказать, что в европейских музеях есть залы египтологии, где хранятся ценности Древнего Египта. Многие египтологи, я читала об этом и с двумя египтологами из Германии, которые регулярно принимают участие в раскопках, в научных экспедициях в Египет, знакома. Так вот они тоже говорили, что нельзя тащить в свою страну то, что не принадлежит тебе, твоей земле. Со временем всё это заговорит и это будет очень плохо. Эти люди живут в своей Германии и сегодня, но мнение свое не меняют.

Здание Египетского музея в Каире было построено в 1900 году в неоклассическом стиле по проекту французского архитектора Марселя Дюнона, который похоронен во дворе музея и ему там стоит памятник.
Музей построен на площади Тахрир, и его открытие состоялось в 1902 году.

А началось все с того, что новое правительство Египта в 1835 году решило прекратить разграбление и вывоз бесценных реликвий.
Предыдущие правители страны не особо ценили древности и позволяли вывозить их из страны практически всем. Под предлогом научных исследований вывозились бесценные вещи, которые продавались за тысячи и миллионы долларов в частные коллекции и в музеи. Египтяне не знали истинной ценности многих вещей, так как их все это практически не интересовало и такое "добро" встречалось повсюду.
В середине 19 века ученые забили тревогу и настойчиво требовали спасть культурное наследие страны, хотя бы то, что еще осталось. А осталось не мало и сегодня. И сегодня черные копатели и бедуины неплохо наживаются на древних реликвиях.

Правительство Египта создало «Службу древностей Египта».
Первой была коллекция древнеегипетского искусства. Она была размещена в первом музее, открытом в 1858 году, в Булаке, который основал египтолог Огюст Мариет, один их директоров Лувра. Здесь и была впервые выставлена собранная коллекция.

Только музей стал пополняться коллекциями и бесценными экспонатами, как случилось сильное наводнение, многие экспонаты сильно пострадали, а часть их украли.
Основатель музея Мариет обратился к правительству с предложением создать крупный музей с хорошей охраной и собрать в нем все ценные экспонаты Египта.

Через 2 года после обращения экспонаты перевезли в крыло дворца правителя Египта Исмаила-Паши, в Гизу. Экспонаты хранились там до открытия музея в Каире 22 года.

Во время народных демонстраций 28 января 2011 года мародёрами были разбиты несколько витрин и после проведённой инвентаризации в списке украденных музейных ценностей минимум 18 артефактов. Это две позолоченные деревянные статуи фараона Тутанхамона, статуя Нефертити, статуэтка писца, сердце скарабея и многое другое.

Сегодня в музее фотографировать категорически запрещено. Всю технику необходимо сдать в камеру хранения. Но в музее есть что посмотреть. Дух захватывает от древних ценностей. Это знаменитая маска Тутанхамона и сокровища из его гробницы, 11 царских мумий фараонов, статуи фараонов, голова царицы Нефертити, статуя Ментухотепа, статуя фараона Тутмоса Третьего, статуя фараона Эхнатона, а одним из самых популярных экспонатов является статуя фараона Джосера. Эта статуя была найдена в Саккаре (древнейший некрополь Древнего Египта) в 1924 году. Знаменита тем, что пирамида Джосера является первой в мире пирамидой, к тому же она сохранилась до наших дней в отличном состоянии.

Во внутреннем дворе музея установлены несколько скульптур, самой знаменитой из них является скульптура сфинкса, расположенная перед фасадом здания. Рядом со сфинксом небольшой бассейн с голубоватыми цветами нильского лотоса, их омывают маленькие фонтанчики.

Из-за ситуации в стране людей в музее было мало. Можно было не спешить и внимательно осмотреть экспонаты.

В Египетском музее более ста залов, на его двух этажах размещено около 120 тысяч экспонатов. Экспозиция музея выдержана в хронологическом порядке и охватывает все исторические периоды древнего Египта.

Здесь будет интересно всем...

В центре египетской столицы Каире находится красивое здание, вместившее в себя около 150 тысяч уникальных экспонатов, посвященных истории древнего Египта. Речь идет про национальный .

Национальный Египетский (Каирский) музей был открыт в 1902 году по настойчивой просьбе французского египтолога Огюста Фердинанда Мариета, активно занимающегося раскопками древних египетских артефактов.

В музее, состоящим более чем из ста залов, находится много редких экспонатов, так что понадобится не один день для того, чтобы все рассмотреть и изучить. Сперва, при посещении музея, бросается в глаза внушительных размеров скульптура Аменхотепа III и его жены Тии. Далее располагается зал, посвященный династическому периоду.

Каирский Египетский музей и гробница Тутанхамона

Наибольший интерес вызывает всем известная сокровищница гробницы фараона Тутанхамона, обнаруженная археологами в 1922 году в долине Царей и размещенная в восьми залах музея. Это единственная египетская гробница, которая была найдена почти нетронутой и сохранила все ценные предметы, учет и транспортировка которых заняла почти пять лет. Каирский Египетский музей (Египет) обладает тремя саркофагами, один из которых вылит из золота весом в 110 килограммов.

Самые древние экспонаты музея насчитывают возраст порядка пяти тысяч лет. Здесь хранятся древние манускрипты и свитки, предметы искусства и быта, ценные реликвии и есть даже зал мумий, где можно увидеть одиннадцать сохранившихся мумий фараонов. Не менее впечатляет и десятиметровая статуя Колосс Рамзеса II, изготовленная из розового гранита.
Музей египетских древностей: видео

На карте. Координаты: 30°02′52″ сш 31°14′00″ вд

Но посещением Национального Египетского музея невозможно ограничиться, если желаешь глубже проникнуть в тайны истории древнего Египта. Недалеко от Каира, в тридцати километрах, находятся руины города Мемфиса, построенного пять тысяч лет назад, на территории которого археологи обнаружили немало ценных реликвий и артефактов.

Также в окрестностях египетской столицы расположено самое популярное место среди туристов – Гиза, где находятся три пирамиды (Хеопса, Хефрена и Микерина), знаменитая скульптура Сфинкса, стерегущего великие пирамиды и .