Истинные русские характеры в «Песне про царя Ивана Васильевича. Все характеристики по алфавиту

В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображена эпоха Ивана Грозного, времена опричнины. Одним из центральных персонажей поэмы является царь Иван Васильевич. Именно он вершит судьбы людей, казнит или милует.

В первой главе поэмы описывается царский пир:

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие свое и веселие.

Образ Ивана Грозного охарактеризован ярко: он то улыбается, наливая лучшего вина опричникам, то хмурится, когда видит, что его любимый слуга Кирибеевич не весел, то щедр, узнав о любовной тоске молодого опричника.

На Москве-реке сходятся лучшие удалые бойцы на кулачный бой, чтобы «потешить царя своего батюшку», среди них два серьезных противника: молодой опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников. Гнев Ивана Грозного, увидевшего смерть своего верного слуги, ужасен:

…топнул о землю

И нахмурил брови черные;

Повелел он схватить удалова купца

И привесть его пред лицо свое.

Но Степан Парамонович Калашников не боится гнева царского, так как его дело правое: он защищает честь своей семьи. Иван Васильевич уважает решение купца не говорить причину, по которой он «вольной волею» убил опричника Кирибеевича. Милость царская отныне распространяется на семью Калашникова:

Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно.

Но сам купец должен погибнуть, и тут жестокость Ивана Грозного не знает границ:

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку.

Я топор велю наточить-навострить…

Таким образом, в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображен противоречивый образ русского царя: с одной стороны – веселого и щедрого, а с другой – жестокого и коварного.

Образ царя Ивана Васильевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника

и удалого купца Калашникова»

(2 вариант)

Центральным героем «Песни…» М.Ю. Лермонтова является Иван Грозный. Его имя на первом месте в названии, да и первая фраза произведения – обращение к царю: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»

В первой части мы присутствуем на пиру у Ивана Васильевича, гуляющего «в удовольствие свое», улыбающегося, щедрого. Сидит царь в золотом венце, вокруг стольники, бояре, князья, опричники. Но разгневался, нахмурил брови царь, палкой стукнул так, что пробил пол, когда увидел, что один из его опричников не радуется вместе с ним. Не радуешься с нами – значит, предаешь, завидуешь. Не может понять царь, чем может быть недоволен молодой человек.

Версии, выдвигаемые царем, характеризуют образ жизни опричника: испортилось платье, не хватает денег, сабля затупилась, конь захромал, в кулачном бою проиграл. Вот и все беды, которые могут быть, с точки зрения царя, у Кирибеевича. Узнав об истинной причине грусти, царь вновь смеется, дает перстень яхонтовый и ожерелье жемчужное как дар любимой опричника. «Как полюбишься – празднуй свадебку, // Не полюбишься – не прогневайся».

Второй раз видим мы царя на кулачных боях на Москве-реке. Опять окружен он опричниками и боярами, цепь, натянутая по его приказу, из серебра и золота. По воле царя выкликают охотников: «Кто побьёт кого, того царь наградит; // А кто будет побит, тому Бог простит!»

В честном бою купец Калашников убивает опричника, мстя за жену свою, понимая, что за смерть верного слуги и лучшего бойца, его не наградят, а казнят. Царь обещает не оставить жену, детей и братьев Калашникова милостью. Своеобразно выразилась милость царя по отношению к казнимому купцу: «Я топор велю наточить-навострить, // Палача велю одеть-нарядить, // В большой колокол прикажу звонить…» Царь грозен, легко поддается гневу, легко прощает. Он и Кирибеевичу грозил смертью за неповиновение: «Когда всходит месяц – звезды радуются, // Что светлей им гулять по поднебесью; // А которая в тучку прячется, // Та стремглав на землю падает…» Царь щедр: жена, дети и братья Калашникова будут обеспечены. Он всего не знает, так как ни опричник, ни купец не говорят ему правды, но и казнит, не разбираясь.

В традиционной «славе» в финале песни нет имени царя, Лермонтов намеренно нарушает традицию.

Иван Грозный

ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА
Поэма (1838)

Царь Иван Васильевич Грозный — одно из основных действующих лиц поэмы. Изображен в духе народных традиций. Мотив извращенного характера царя как причины деспотизма и тирании, в согласии с тогдашней исторической наукой, опущен. «Справедливость» и «жестокость» Г. осознаны как особенности эпохи: когда Степан Калашников признается, что убил Кирибеевича «вольной волей», но отказывается сказать «за что и про что», то Г. в точности исполняет его просьбу. Он, далее, оказывает ему особую «милость», обещая топор «наточить-навострить», палача «одеть-нарядить» и звонить «в большой колокол», избавляя Калашникова от мучительной смерти и придавая ей торжественность. Г. представляется в поэме не в качестве государственного деятеля, политика, воина, а в частном быту. Он — хранитель патриархально-родовых связей, стоит за законную любовь и в духе народных представлений не помышляет о насилии над волей своего раба-любимца Кирибеевича или Алены Дмитриевны. Однако патриархальные связи начинают распадаться, и власть царя вступает в противоречие с народной нравственностью. Поскольку Кирибе-евич обманул Г., утаив от него, что Алена Дмитриевна замужем, то царь, наказывая Калашникова, осуществляет формальное право, слепо следуя христианскому закону, и опирается на силу власти, а не на силу обычаев. Тем самым он невольно подрывает патриархально-родовые устои и карает того, кто эти законы защищал. Народный обычай становится формой царского произвола. В этой противоречивости проступило своеобразие лермонтовской трактовки Г., который оправдывает обидчика-любимца, виновного в бунте против устоев. Правда царя и правда народа разошлись, и это предвещает закат патриархальной эпохи.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - -

Сравните образ Ивана Грозного в историче­ской песне «Правеж» с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ текстом.

В народных песнях образ Ивана Грозно­го идеализируется, в них воплотилась ве­ра народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предста­ет перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. В поэме Лер­монтова Грозный убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных. Воля царя счи­талась проявлением воли Бога на земле, царь стоял выше всякого суда и следст­вия. Но царская милость проявляется в том, что, казнив Калашникова, царь жа­лует его семью и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну. Он казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства; об этом он скажет «только Богу единому».

Подготовьте чтение наизусть одного из важ­нейших эпизодов поэмы.

Наиболее напряженными и важными для развития действия поэмы являются бой Калашникова с Кирибеевичем и раз­говор Калашникова с Иваном Грозным.

Многие художники иллюстрировали поэму. Какие иллюстрации привлекли ваше внимание? Кто из художников, на ваш взгляд, наиболее точ­но передал атмосферу поэмы?

Захватывающий сюжет лермонтовской «Песни…», ее глубокое проникновение в дух эпохи не раз привлекали многих русских художников XIX-XX веков. В 1862-1864 годах поэму иллюстриро­вал В. Г. Шварц. Его рисунки отличают­ся выразительностью характеристик пер­сонажей, точностью бытовых деталей. В 1865 году иллюстрации к произведению создал А. И. Шарлемань. Его трактовка образов более поверхностна, но нельзя не отметить высокую технику рисунка ху­дожника и удачную компоновку с текстом поэмы. В 1868 году выразительные иллю­страции к «Песне…» нарисовал И. Е. Ре­пин, в 1888 году — М. В. Нестеров. В на­чале XX века образы поэмы воспроизвел Б. М. Кустодиев, в 30-е годы того же века изящную стилизацию создал И. Я. Били­бин. Декоративность рисунка художника не противоречит реалистической трактов­ке образов произведения Лермонтова.

На сюжет «Песни…» написана опера А. Г. Ру­бинштейна «Купец Калашников». Многие отрывки из поэмы также были положены на музыку. Как вы могли бы объяснить такой выбор отрывков: «Над Москвой великой…», «Заря над Москвой», «Ох ты гой еси…»?

Тематика отрывков — прославление Москвы — сердца России и близость их по своей структуре народной песне обуслов­ливают такой выбор.

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича. Сравните образ Ивана Грозного в историче­ской песне «Правеж» с тем же образом в поэме Лермонтова.

3 (60%) 2 votes

На этой странице искали:

  • образ ивана грозного в песне про купца калашникова
  • образ калашникова из песни про царя ивана васильевича
  • характеристика ивана грозного из песни про царя ивана васильевича
  • сравните образ ивана грозного в исторической песне правеж
  • характеристика ивана грозного в песне про купца калашникова

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
1 . Подготовить пересказ главы 1 "Опричники” . Почему опричники так бесчинствуют в селении, мимо которого проезжает Никита Романович Серебряный?
2 . Почему Никита Романович, приехав в Москву в 1565 г., не знает, что произошло и какую грозную силу представляют собой опричники?
Каким вы представляете себе царя Ивана Грозного, прочитав главу Пир (гл. 8)?
Какими вы представляете сподвижников Ивана IV:
а) Бориса Гудунова;
б) Мал юту Скуратова и его Сына
Максима (гл. 7 "Александрова слобода");
в) царевича Иоанна;
г) Федора Басманова?
По ролям прочитать главу 9 "Суд:
а) допрос царем опричника. С какой сценой Лермонтова "Песни про царя Ивана Васильевича..." перекликается эта? (С разговором Ивана Грозного с Кирибеевичем и допросом Матвея Хомяка.)
б) какой смысл видит в опричнине сам государь Иван Васильевич? "Не для того поставил я на Руси опричнину, чтобы слуги мои побивали людей безвинных. Поставлены они, аки добрые псы, боронить от пыхающих волков овцы моя..."
6. Проблемный вопрос:
Согласны ли вы со словами князя Серебряного, произнесенными в минуту отчаяния: "Какая родина! Где наша родина? От кого нам ее отстаивать? Не татары, а царь губит родину!" (Глава "Последнее свидание".)

В книге А.К. Толстого "Князь Серебряный" можно выделить две сюжетные линии: личная судьба князя Никиты Серебряного, его любовь к Елене Дмитриевне, ставшей женой опального боярина Моро зова (вопрос на знание текста: как сложится судьба героев - боярина Морозова, Елены Дмитриевны, князя Серебряного?), и трагическая судьба России, ее народа, находящегося под властью тирана.
Чем озабочены люди, близко стоявшие к трону? (Служением, выслуживанием перед ним, угодничеством, - Басмановы, князь Вяземский, Малюта.) Сам Иван Васильевич? (Властью, ее сохранением.)
Почему так подозрителен Иван Грозный, так скор на расправу, на скорую казнь? Он боится измены; не уважая своих приближенных, хорошо зная их, понимает, что они готовы пойти на любое преступление во имя власти и больших благ.
Но есть ли люди в окружении Ивана Грозного, достойные уважения? (Да, их немного, но царь стыдится этих людей, боится их, рад избавиться от них. Это старая нянька Онуфриевна, вырастившая, воспитавшая Ивашку (как она его называет), он рад унизить ее, предлагая ее, 80-летнюю, в жены стремянному Михеичу; это блаженный юродивый Василий, которого чуть не убил в день страшной казни Иван Грозный (а это великий грех); это боярин Дружина Андреевич Морозов, которого царь унижает на пиру, заставляет рядиться в шутовской костюм с бубенчиками, и это Никита Серебряный, главный герой книги.)
Что говорит сам автор об этих людях? ("Лица, подобные Василию Блаженному, князю Репнину, Морозову или Серебряному, являлись нередко как светлые звезды на безотрадном небе нашей русской ночи, но, как и самые звезды, они были бессильны разогнать ее мрак, ибо светились отдельно и не были сплочены, ни поддержаны общественным мнением. Простим же грешной тени Ивана Васильевича, но помянем добром тех, которые, завися от него, устояли в добре, ибо тяжело не упасть в" такое время, когда все понятия извращаются, когда низость называется добродетелью, предательство входит в закон, а самая честь и человеческое достоинство почитаются преступным нарушением долга!
...вы шли прямою дорогой, не боясь ни опалы, ни смерти; и жизнь ваша не прошла даром, ибо ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает... И многое доброе и злое, что, как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего...")
Можно предложить такую работу - анализ эпизодов романа:
Сравнить содержание старинной песни о том, как боярин Никита Романович спасает от опричников царевича Иоанна, с тем, как рассказывает об этом событии А.К. Толстой в главе 14 «Оплеуха» .
Каким вы видите царя Ивана Грозного и боярина Дружину Морозова в главе 34 "Шутовской кафтан"?

В чем смысл названия книги? Почему роман назван именем князя Серебряного?
Эпиграфом книги послужили слова, взятые из летописи Тацита на латинском языке. Смысл этих слов таков: "А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью. И я не стал бы просить у читателей в свое оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих.
Как соотносятся эти слова с содержанием исторического романа А.К. Толстого "Князь Серебряный? "
Моря крови, произвол, а книга оставляет светлое чувство. Почему?

Белла ТУРЬЯНСКАЯ