История первой любви в повести И.С. Тургенева «Ася

Разделы: Литература

Тема урока: «История любви как основа сюжета повести «Ася» И.С.Тургенева».

Цели урока:

  • Образовательная – проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за её развитием; пронаблюдать, как с помощью пейзажа автор передает психологическое состояние героев.
  • Развивающая – продолжить развитие умений работать с учебным текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательная – создать условия для воспитания нравственных качеств – гуманности, ответственности за свои поступки и чувства.

Тип урока: комбинированный урок

Формы организации познавательной деятельности :

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • коллективная.

Методы:

  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Репродуктивный.
  • Проблемно-сообщающий.
  • Частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, плакат с эпиграфом урока «У счастья нет завтрашнего дня. У него есть настоящее – и то не день – а мгновение». (И.С.Тургенев) , карточки для рефлексии.

ХОД УРОКА

Первый этап урока

1. Организационный момент (полная готовность класса и оборудования к уроку).

2. Целеполагание

Сообщаю цели урока, создаю эмоциональный и деловой настрой. На экране появляется портрет И.С.Тургенева, под ним написаны цели урока и помещены иллюстрации к повести «Ася» художника К.Клементьевой. (Приложение 1 , слайды 1-7)

Второй этап урока

3. Слово учителя: Сегодня у нас второй урок по творчеству И.С.Тургенева. Вспомним, что уже знаем о писателе. В чем его уникальность, особенность? (Ученики говорят о многообразии жанров в творчестве писателя, о его преданности русскому языку).
Мы увидим сегодня на уроке еще одну особенность Тургенева-писателя. Это писатель-психолог, который передает переживания героев, показывает движение их мыслей и чувств с помощью портрета, пейзажа, интонации, намеков. Во многих произведениях писатель проводит героя через испытание любовью.
Чтобы начать работу над повестью, вначале обратимся к словарю и вспомним значение литературоведческих терминов «повесть», «сюжет».
На экране появляются значения данных терминов. (Приложение 1 , слайд 8)

4. Провожу беседу по повести.

– К кому из героев повести можно отнести эпиграф урока? Что вы можете рассказать о господине Н.Н.? Какой у него внутренний мир? Ответ найдите в первой главе повести, в пейзаже на странице 350 (Учебник литературы в 2-х частях, 8 класс. Под ред. В.Я.Коровиной. М., «Просвещение», 2007). (Ученики отмечают безмятежность, душевную чистоту, душевное волнение, ожидание чего-либо во внутреннем мире господина Н.Н).
– В 1 главе автор дает читателю намек на то, какая будет героиня повести. Эпизод на странице 351 говорит о символичной внешности героини и «маленькой статуи мадонны с почти детским лицом».
– Во 2 главе господин Н.Н. познакомился с Гагиным и его сестрой Асей. Расскажите о ней. (Ученики рассказывают об Асе).
– Тургенев психолог постепенно готовит читателя к зарождению отношений между Н.Н. и Асей через картины природы. В пейзаже на стр. 354-355 повторяются оттенки красного цвета: алый, багряный, то есть цвета любви.
– В конце 2 главы символичен эпизод прощания: сломанный лунный столб через реку Рейн обозначает романтические мечты героев или крах безмятежного душевного состояния Н.Н. Выберите правильный ответ с помощью эпизода на стр.356.
– В течение 2 недель Ася была очень разной: то она представлялась марширующим солдатом, то разыгрывала роль великосветской барыни, то переодевалась в простое платье. Почему она так себя ведет? Все её поведение говорит о том, что Ася мечется, не может разобраться в себе, но уже понятно, что в ней просыпается любовь.
– В 6 главе господин Н.Н. оказался невольным свидетелем диалога Аси с братом. Прочитайте выразительно диалог на стр. 367. Что вмешалось в зарождение любви? (Ученики отвечают, что это чувство досады, подозрения, ревности).
– Как легко и покойно стало на душе Н.Н., когда он узнал историю Аси. Расскажите историю Аси (глава 8).
– Что сейчас испытывает Н.Н. к Асе? На стр.375 найдете ответ. Впервые они провели вдвоем день, разговаривали по-дружески, болтали обо всём и ни о чём. Диалог, состоявшийся между ними, очень важен. Как вы его поняли? О каких крыльях идет речь? Напишите в тетради сочинение-миниатюру из 3-5 предложений. (Ученики пишут 2-3 минуты).
– Отношения героев подошли к моменту, который можно назвать «объяснением в любви». Если вспомнить все элементы композиции произведения, то эта сцена будет кульминацией. Вспомните, что такое кульминация. На экране появляется значение термина. (Приложение 1 , слайд 9)
– Кульминация в повести находится в 16 главе. Читаю выборочно эпизод объяснения господина Н.Н. и Аси. Можно ли обвинить Н.Н. в трусости, в предательстве? (Ученики говорят, что Н.Н. оказался слабым человеком, он не выдержал любви Аси. Любовь требует работы души, а Н.Н. не выдержал это испытание).
– Почему 2 влюбленных человека расстались? Кто виноват? На экране таблица «Сопоставим психологическое состояние и действия героев». (Приложение 1 , слайд 10) Данная таблица показывает, что отношения героев построены на контрасте (антитезе). Обратимся к словарю. На экране дано значение термина «антитеза». (Приложение 1 , слайд 11)
– Что случилось с героями в конце повести? Прочитайте выразительно последнюю 22 главу и подумайте, почему в качестве эпиграфа я взяла слова Тургенева: «У счастья нет завтрашнего дня. У него есть настоящее – и то не день – а мгновение».

Третий этап урока

На экране портрет М.Гершензона. (Приложение 1 , слайд 12) Подведем итог урока. Как вы понимаете слова литературоведа М.Гершензона «Любовь окрыляет человека, у него вырастают крылья, и он превращается в птицу»? (Спрашиваю 1-2 учеников).
Какова роль пейзажа в повести? Перед вами на экране 3 варианта ответов (Приложение 1 , слайд 13), выберите 1 из них.
а) пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь «пейзажем души»;
б) пейзаж как бы характеризует героя и социальные условия жизни;
в) пейзаж выступает фоном, связанным с местом и временем действия.
(Ученики выбирают для ответа вариант а).

Четвертый этап урока

Домашнее задание:
а) дифференцировано: слабому ученику-вспомнить все элементы композиции; сильному ученику-рассказать о герое-повестователе, его отношении к Асе и господину Н.Н.;
б) остальным ученикам в классе-написать сочинение-миниатюру на выбор «Моё отношение к Асе» или «Моё отношение к Н.Н».

Пятый этап урока

Рефлексия. У каждого ученика на столе лежит карточка с записью: «Человек превращается в птицу, когда он …» Допишите это предложение сами. Ученики дописывают предложение по-разному: «…когда он влюблён», «…когда он счастлив», «…когда рядом любимый человек».

Любовь неизменно присутствует в тургеневских сюжетах. Однако она редко заканчивается счастливо: в любовную тему писатель привносит оттенок трагизма. Любовь в изображении Тургенева — жестокая и своенравная сила, играющая человеческими судьбами. Это необыкновенная, неистовая стихия, уравнивающая людей, независимо от их положения, характера, интеллекта, внутреннего облика. Перед стихией этой зачастую оказываются беззащитными самые различные люди: демократ Базаров и аристократ Павел Петрович одинаково несчастны («Отцы и дети»), трудно примириться со своей судьбой юной, наивной девушке, Лизе Калитиной, и опытному, зрелому мужчине, дворянину Лаврецкому, который готов был к новой жизни на родине («Дворянское гнездо»).

Одиноким, с разбитыми надеждами и тщетной мечтой о счастье, остается и господин Н.Н., герой повести «Ася». Когда читаешь повесть, то, кажется, весь смысл ее заключен в известной пушкинской фразе — «А счастье было так возможно, так близко...» Ее произносит в «Евгении Онегине» Татьяна, навеки отделив свою судьбу от судьбы своего избранника. В схожей ситуации оказывается и герой Тургенева. От его несбывшейся мечты остается лишь прощальная записка да засохший цветок герани, которые он свято хранит.

Вспомним содержание повести: во время путешествия по Германии господин Н.Н. случайно познакомился с русской семьей — Гагиным и его сестрой Асей. Между новыми знакомыми завязались дружеские отношения. И вскоре Ася влюбилась в Н.Н., однако он не мог ответить ей взаимностью, потому что не был до конца уверен в своих чувствах. Господин Н. Н. посчитал своим долгом рассказать обо всем Гагину. Когда же в душе героя вспыхнуло «с неудержимой силой» «ясное сознание... любви», Ася была уже далеко — Гагин увез ее из города. Впоследствии Н.Н. пытался отыскать ее, но все его попытки заканчивались неудачей.

В чем же причина подобного финала, когда влюбленные оказались разлученными навеки? Попробуем проанализировать содержание повести.

Господин Н.Н. молод, жизнерадостен и беспечен. У него нет особых проблем, он богат, ничем не озабочен — живет «без оглядки», делает, что хочется. Он наблюдателен, восприимчив к новым впечатлениям. Особенно его занимают люди, их поведение, речи и т. д. Ася с первого взгляда понравилась ему, он увидел в ней что-то особенное, грациозное. Она поразила его своей подвижностью, изменчивостью, непосредственностью. Уже после первой встречи с ней герой почувствовал себя безотчетно счастливым.

После второй встречи Н.Н. чувствует странную тяжесть на сердце. Ему кажется, что он скучает по Родине, но ностальгические чувства внезапно переходят в горькое и жгучее волнение. А вскоре открывается и истинная причина настроения героя — ревность. Н.Н. подозревает, что Ася Гагину не сестра.

При третьей встрече рассказчик отмечает естественность поведения девушки, отсутствие в ней жеманности и кокетства. Ася все больше заинтересовывает его. Н.Н. пытается разгадать ее натуру, узнать о ее прошлом, о полученном ею воспитании, однако девушка почти ничего не рассказывает о себе.

«Тайну» сестры неожиданно приоткрывает Гагин, посвящая героя в ее жизненную историю. Здесь вместе с рассказчиком мы многое узнаем об Асе, об истоках ее характера. Становятся понятны ее замкнутость и своенравие, изменчивость поведения, непохожесть на окружающих.

Ася — незаконнорожденная, она — дочь помещика и горничной. Девушка очень скоро поняла свое «ложное положение», «самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже, дурные привычки укоренялись, простота исчезла». Испытывая стыд, она «хотела... заставить целый мир забыть свое происхождение». Больше всего на свете Асе хотелось быть «не хуже других барышень», но во всех движениях ее было «что-то неспокойное», во взглядах — недоверчивость и настороженность. Как заметил герой, «этот дичок недавно был привит».

Когда после смерти отца Гагин поместил ее в пансион, она читала книги, «училась прекрасно», никому ни «на волос не уступала». При всем том характер ее был неуравновешен, она оставалась «дикаркой», упрямилась, «никак не хотела подойти под общий уровень».

Однако, несмотря на все «странности» героини, на ее неуравновешенность, болезненное самолюбие, «сердце в ней не испортилось», «ум уцелел». Рассказывая герою о судьбе своей сестры, Гагин замечает, что сердце у нее «очень доброе» и ни одно чувство не бывало у нее «вполовину». Ася обладает сильно развитым воображением, фантазией, впечатлительностью. Гагин говорит господину Н.Н., что ей «нужен герой, необыкновенный человек — или живописный пастух в горном ущелье».

Услышав рассказ Гагина, Н.Н. откровенно обрадовался: ему стало легко, когда он узнал правду. «Я почувствовал ка-кую-то сладость — именно сладость на сердце; точно мне втихомолку, меду туда налили», — заметил рассказчик. Теперь он не только узнал правду, теперь он начал многое понимать в Асе. Яснее обозначились и его собственные чувства: герой понял, что его привлекает в Асе не только ее оригинальность, «полудикая прелесть», но и ее душа. Он почувствовал волнующую близость необыкновенного счастья, «счастья до пресыщения». Н. Н. уже любит Асю, однако пока не осознает этого.

Но вот в отношения героев вмешивается Гагин. Узнав о чувствах сестры, он решается на откровенный разговор с Н. Н. Разговор этот становится в какой-то степени решающим, определяющим для героя. Гагин заставляет его обозначить словами то, что едва зарождается в его душе, в чем он сам не отдает себе отчета. Гагин превращает призрачную, прекрасную мечту в грубую реальность, поэзию волнующего чувства — в прозу жизни. Именно поэтому Н. Н. так досадует на своего приятеля, злится на Асю.

Все дальнейшие действия героя явились лишь следствием его разговора с Гагиным. Во время свидания с Асей Н. Н. плохо понимает самого себя. Он упрекает Асю в том, что она посвятила брата в свои чувства, сердится на нее, досадует на самого себя. В сознании его все время присутствует мысль о своем долге, о собственном имидже в глазах Гагина. Герою кажется, что все «искажено, обнаружено», он чувствует себя связанным данным Гагину обещанием. Свидание заканчивается «ничем»: в слезах Ася убегает из дома фрау Луизе.

И лишь когда девушка внезапно исчезает, заставляя всех тревожиться и искать ее повсюду, чувства героя, наконец, обнажаются. «Уж не досада меня грызла, — тайный страх терзал меня, и не один страх я чувствовал... нет, я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь — да! самую нежную любовь», — замечает рассказчик. Герой расстается с Гагиным в предвкушении грядущего счастья, но счастью этому не суждено сбыться: Ася исчезает навсегда.

Чернышевский в статье «Русский человек на render-vous» писал, что причиной несчастной любви господина Н. Н. стала мелочность и бездушность его жизни, его робость, нерешительность, духовный инфантилизм. Критик рассматривал отношения героев в традиционном для русской литературы аспекте: «необыкновенная, самоотверженная женщина и слабый, нерешительный мужчина».

Д. Писарев тоже считал, что преградой к счастью стали личностные качества героя и героини. Ася — горда, господин Н. Н. — робок. В двусмысленном положении девушки черты эти оказались роковыми.

Безусловно, душевный склад героя здесь очень важен. Однако дело, думается, вовсе не в трусости и инфантилизме его, а в той специфической особенности его натуры, которую П. Анненков обозначил как «сластолюбие». Господин Н. Н. в повести постоянно наслаждается жизнью — красотой природы, общением с людьми, душа его жаждет новых и новых впечатлений. Он постоянно анализирует и оценивает свои ощущения. Истинную ценность для него представляют не люди и события как таковые, а та тень, которую они отбрасывают в его сознание.

«Ни малейшего признака, чтоб он занят был истиной, правдой отношений своих к неожиданной Жюльетте, попавшейся ему на дороге: он только занят изучением ея характера да изучением своих впечатлений. Но в натуре этого человека есть одно важное качество: он способен понимать себя и при случае сознавать бедность нравственного существа своего. Вот почему он останавливается иногда у самой цели, к которой стремится безоглядно», — писал критик.

Однако душевный склад героя — это лишь одна из причин его жизненной драмы, причем причина поверхностная. Истинный же, глубинный смысл событий — в неотвратимости судьбы. Судьба у Тургенева враждебна по отношению к человеку. Счастье на земле невозможно вследствие изначальной обреченности земной любви, бренности земного счастья.

В своих романах писатель почти не изображает счастливой любви. Очень интересны в этом плане наблюдения дореволюционного исследователя Андреевского. Он замечает, что Тургенев — «поэт девушек», а не женщин. Писатель нигде не изображает брачный союз. Счастливую семью в тургеневских романах мы видим или «в проекте» (Аркадий Кирсанов и Катя Одинцова) или «в старости» (родители Базарова). Лиза («Накануне»), Наталья Ласунская («Рудин»), Ася («Ася»), Марья Павловна («Затишье»), Джемма («Вешние воды») — «исчезают со сцены девушками». Вот где заключена «тургеневская боязнь жизни, боязнь счастья вследствие боязни смерти, вследствие горького опасения и сознания, что все это счастье неизбежно потускнеет, разрушится и исчезнет», — пишет исследователь.

В то же время Тургенев нередко противопоставляет любовь и смерть (рассказ «Довольно»), любовь в представлении писателя является силой, равновеликой смерти, даже побеждающей ее. Через любовь, красоту и искусство человек, по мысли Тургенева, обретает бессмертие. Отсюда — большая избирательность чувства, повышенное внимание человека к своим ощущениям и впечатлениям.

Поэзия любви у Тургенева в «несбыточности чувства». Д. Мережковский замечает, что в своем творчестве и мировосприятии писатель противопоставляет «любовь-похоть» и романтическую влюбленность. Первый тип любви равносилен личностной смерти, второй — бессмертию. Поэтому любовь героя в «Асе» «несбыточна», она так и остается «влюбленностью».

Стоит отметить, что мировоззрение Тургенева во многом сформировалось под влиянием философии Шопенгауэра, утверждающего несбыточность идеи человеческого счастья. «Счастье... всегда лежит в будущем, или же в прошлом, а настоящее подобно маленькому темному облаку, которое ветер гонит над озаренной солнцем равниной: перед ним и за ним все светло, только оно само постоянно отбрасывает от себя тень. Настоящее поэтому никогда не удовлетворяет нас, а будущее ненадежно, прошедшее невозвратно. Жизнь... с ее обманутыми надеждами, с ее неудачами и разочарованиями — эта жизнь носит на себе такой явный отпечаток неминуемого страдания, что трудно понять... как можно поверить, будто человек существует для того, чтобы быть счастливым», — пишет Шопенгауэр. Именно эта мысль и лежит в подтексте повести «Ася».

За ее основу были взяты черты, присущие биографии писателя. Характеристика Аси в повести «Ася» невозможна без краткого экскурса в жизнь, а точнее любовь Ивана Сергеевича.

Вечный друг Полины Виардо

Отношения Полины Виардо и Ивана Сергеевича продлились долгих 40 лет. Это была история любви, которая поселилась только в сердце одного человека, Тургенева, а страстно почитаемая им женщина не отвечала ему взаимностью. Она была замужем. И все четыре десятилетия Иван Сергеевич приходил в их дом в качестве вечного и навсегда верного друга семьи. Поселившись «на краешке чужого гнезда», писатель пытался построить свое, однако до конца жизни любил Полину Виардо. Виардо стала женщиной-разлучницей, убийцей счастья девушек, которые безоглядно влюблялись в Ивана Сергеевича.

Стоит сказать, что трагичные отношения с Виардо были не новы для него. Совсем еще юный Иван в восемнадцатилетнем возрасте влюбился в дочь Катеньку. Милое ангельское создание, какой казалась девушка на первый взгляд, на деле не оказалась таковой. Она имела длительные с главным деревенским ловеласом. По злой иронии девичье сердце покорил Сергей Николаевич Тургенев, отец писателя.

Однако не только писателю разбивали сердце, он сам не раз отвергал любящих его женщин. Ведь до конца дней он обожал Полину Виардо.

Характеристика Аси в повести «Ася». Типаж тургеневской девушки

Многие знают, что тургеневские девушки существуют, но мало кто помнит, какова она, героиня из рассказов писателя.

Портретная характеристика Аси, встречающаяся на страницах повести, такова.

Как видно из приведенных строк, Ася обладала нетипичной красотой: мальчиковая внешность сочетала в себе короткие крупные глаза, окаймленные длинными ресницами, и необычайно стройный стан.

Краткая характеристика Аси, ее внешнего образа будет неполной, если не упомянуть, что, скорей всего, в ней нашло отражение разочарование Тургенева в круга (последствия к Екатерине Шаховской).

Именно здесь, на страницах повести «Ася», зарождается не только тургеневская девушка, но тургеневское чувство любви. Любовь сравнивается с революцией.

Любовь, как и революция, проверяет героев и их чувство на стойкость, жизнеспособность.

Происхождение Аси и характер

Предыстория жизни героини внесла существенный вклад в характер девушки. Это внебрачная дочь помещика и горничной. Ее мать старалась воспитывать ее в строгости. Однако после смерти Татьяны Асю забрал к себе отец. Из-за него в душе девушке зародились такие чувства, как самолюбие и недоверчивость.

Характеристика Аси из повести Тургенева вносит изначальные несоответствия в ее образ. Она противоречива и игрива в отношениях со всеми людьми. Если взять ее интерес ко всему окружающему, то можно понять, что девушка показывает это немного неестественно. Так как она смотрит на все с любопытством, однако по сути дела ни во что внимательно не вникает и не вглядывается.

Несмотря на присущее ей самолюбие, она обладает странным пристрастием: заводить знакомства с людьми, которые классово стоят ниже нее.

Момент духовного пробуждения

Характеристика Аси из повести Тургенева будет неполной, если не обдумать вопрос духовного пробуждения главных героев: Аси и господина Н.Н.

Герой и автор повествования, встретив в небольшом немецком городке Асю, чувствует, что душа его затрепетала. Можно сказать, что он духовно ожил, открылся чувствам. Ася убирает розовую завесу, через которую он смотрел на себя и на свою жизнь. Н.Н. понимает, насколько ложно было его существование до момента знакомства с Асей: время, растраченное на путешествия, теперь ему кажется непозволительной роскошью.

Перерожденное мировоззрение господина Н.Н. с трепетом ожидает каждой встречи. Однако встав перед выбором: любовь и ответственность или одиночество, - он приходит к выводу о нелепости возможной жениться на той, чей нрав ему не покорить никогда.

Любовь также помогает раскрыться характеру Аси. Она начинает осознавать себя личностью. Теперь она не может обойтись обычным чтением книг, из которых она дочерпывала знания об «истинной» любви. Ася открывается чувству, надеждам. Она первый раз в жизни перестала сомневаться и открыла себя для ярких чувств.

Какова она, Ася, в глазах господина Н.Н.?

Характеристика Аси в повести «Ася» производится не самим Иваном Сергеевичем, эту задачу он отводит своему герою, господину Н.Н.

Благодаря этому мы можем заметить трансформацию отношения героя к возлюбленной: от неприязни к любви и недопониманию.

Господин Н.Н. отметил душевный порыв Аси, желающей показать свое «высокое» происхождение:

Все ее поступки поначалу кажутся ему «детскими выходками». Но вскоре он увидел ее в облике испуганной, но прекрасной птички:

Взаимоотношения Аси и господина Н.Н.

Словесная характеристика Аси в повести «Ася» предрекает трагичный исход зарождающихся отношений героини и господина Н.Н.

По природе своей Ася - натура противоречивая от самых своих корней. Стоит только вспомнить отношение девушки к матери и своему происхождению:

Девушка любила, чтобы на нее обращали внимание, и одновременно с тем боялась этого, так как была достаточно робкая и стыдливая.

Ася грезит о герое, который станет для нее воплощением счастья, любви и мысли. Герое, который сможет безропотно противопоставить себя «людской пошлости», чтобы спасти любовь.

Ася увидела своего героя в господине Н.Н.

Рассказчик полюбился девушке с первого момента их знакомства. Она хотела его заинтриговать и при этом показать, что она - родовитая барышня, а не какая-то там дочь горничной Татьяны. Это несвойственное для нее поведение повлияло на первое впечатление, сложившееся у господина Н.Н.

Затем она влюбляется в Н.Н. и начинает ожидать от него не просто действий, а ответа. Ответа на волнующий ее вопрос: «Что делать?» Героиня грезит о подвиге, но так и не дождется его от возлюбленного.

Но почему? Ответ прост: господин Н.Н. не наделен душевным богатством, присущим Асе. Образ его достаточно скуден и немного уныл, хотя не лишен нотки назидательности. Таким он предстает перед нами по мнению Чернышевского. Человеком с трепещущейся, мучающейся душой видит его сам Тургенев.

«Ася», характеристика Н.Н.

Души сердечные порывы, раздумья о смысле жизни были незнакомы герою повести Н.Н., от имени которого ведется повествование. Он вел распутную жизнь, в которой делал, что хотел, и думал только о собственных желаниях, пренебрегая мнением других.

Его не заботили чувство морали, долга, ответственности. Он никогда не думал о том, какие последствия понесут его действия, при этом самые важные решения перекладывая на плечи других.

Однако Н.Н. - не полное воплощение плохого героя повести. Вопреки всему он не утратил способности понимать и разделять добро от зла. Он достаточно любопытен и любознателен. Цель его странствия - не желание познать мир, а мечта узнать много новых людей и лиц. Н.Н. достаточно самолюбив, но ему не чуждо чувство отвергнутой любви: ранее он был влюблен во вдову, которая его отвергла. Несмотря на это, он остается добрым и достаточно приятным юношей 25 лет.

Господин Н.Н. осознает, что Ася - девушка со странностями, поэтому боится в будущем столкнуться с неожиданными поворотами ее характера. Кроме этого, женитьба видится ему как неподъемная ноша, в основу которой входит ответственность за чужую судьбу и жизнь.

Побоявшись перемен и переменчивой, но полной жизни, Н.Н. отказывается от возможного взаимного счастья, взвалив на плечи Аси ответственность за принятие решения об исходе их отношений. Совершив таким образом предательство, он заранее предрекает для себя одинокое существование. Предав Асю, он отверг жизнь, любовь, будущее. Однако упрекать его Иван Сергеевич не спешит. Так как он сам расплатился за совершенную ошибку...

Повесть «Ася» — трогательный рассказ о несбывшейся любви. Главных героев иногда сравнивают с Ромео и Джульеттой, хотя на их пути и не было таких преград, как у шекспировских влюбленных. Причина, почему чистое высокое чувство осталось лишь воспоминанием, кроется не во внешних причинах, а в характерах главных героев.

Зарождение чувства


Кадр из фильма

Главный герой, который скрывается под инициалами Н.Н., путешествует по свету. Остановившись в одном европейском городке, он идет на студенческое мероприятие. Н.Н. не любит общаться с русскими людьми заграницей, однако его внимание привлекает одна пара: молодой симпатичный юноша и его загадочная спутница. Между молодыми людьми завязывается непринужденное общение. Нового знакомого зовут Гагин, а его спутницу – Асей. Они брат и сестра, как выяснится чуть позже – сводные по отцу. Господин Н.Н. начинает часто бывать у них в гостях, полагая, что симпатизирует Гагину, этому человеку с настоящей русской душой. Но понемногу понимает, что его привлекает больше Ася. Эта необычная миловидная девушка нравится герою. Но ее поведение не всегда понятно господину Н.Н. Героиня часто ведет себя, как капризный ребенок. Но иногда ее черты преображаются и ее светлый грустный взгляд волнует героя. Ася тоже влюбляется в господина Н.Н. Но, будучи еще очень юной, не знает, как правильно привлечь его внимание.

Влюбленные из разных миров

Господин Н.Н. и Ася испытывают друг к другу чувства. Но они очень разные люди. Герой привык ко всему подходить разумно, ведь чувства кажутся ему опасными. Так же он относится и к выбору будущей жены. В светском мире, в среде которого он вырос, образ идеальной жены – это уступчивая женщина с хорошими манерами, тень мужа. Образ Аси не укладывался в такие стереотипы. Она – дикая стихия, способная, как создать, так и разрушить. Самобытность Аси привлекла господина Н.Н., но также именно она и настораживала его, пугала. К тому же, ей всего 17 лет. И мысль жениться на несовершеннолетней девочке казалась главному герою глупой. Поэтому он медлил с признанием в любви.

Признание Аси

Героиня не находила себе места после встречи с господином Н.Н. Первая любовь возникла так внезапно и накрыла ее с головой. Она еще молода и не знает, как вести себя с возлюбленным. Поэтому Ася ведет себя странно: то тихо сидит, то вдруг сорвется и убежит куда-то, то дерзко смеется, то смотрит очень вдумчиво и грустно.

Однако, несмотря на свой юный возраст, именно Ася решается сделать первый шаг к любви. Не умея хитрить, она просто признается ему в чувствах. Героиня ждет, что господин Н.Н. поймет ее и скажет нужные слова, но он колеблется. Вместо того, чтобы честно поговорить с девушкой, герой рассказывает обо всем ее брату. Гагин сразу понимает, что его приятель не готов к женитьбе. Он не сердится, потому что тоже считает неуместным такой брак.

Осознание ошибки

Господин Н.Н. возвращается к себе, но на следующий день понимает, какую ошибку совершил, ведь он любит Асю! Он приходит к Гагиным, чтобы попросить руку и сердце девушки. Но они уже уехали, и больше герой никогда их не встретил. Однако любовь к этой странной, загадочной девушке рассказчик сохранит навсегда.

В начале повести герой уже зрелый человек, но вспоминает о своей первой любви с нежностью. Он осознал, что совершил ошибку, не сказав тогда Асе простых слов о настоящей своей любви.

1.3. Тема любви в повести «Ася».

Итак, повесть И.С. Тургенева «Ася» затрагивает любовно-психологические вопросы, которые волнуют читателей. Произведение позволит также поговорить о таких важнейших нравственных ценностях, как честность, порядочность, ответственность за свои поступки, о цели и смысле жизни, о выборе жизненного пути, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.

В повести Тургенева «Ася» писатель выражает свои нравственные искания. Все произведение удивительно чистое и светлое, и читатель поневоле проникается его великолепием. Сам городок 3. показан удивительно прекрасным, в нем царит праздничная атмосфера, Рейн кажется серебристо-золотым. Тургенев создает в своей повести удивительно яркий, насыщенный колорит. Какое великолепное изобилие красок представлено в повести – «блестящий пурпуром воздух», «девушка Ася, облитая солнечным лучом».

Повесть внушает оптимизм и радостную надежду. Но развязка оказывается на удивление суровой. Влюбленные друг в друга господин Н. Н. и Ася молоды, свободны, но, как оказалось, судьба не может их соединить. Судьба Аси очень сложна, и во многом причиной того является ее происхождение. Также характер девушки нельзя назвать заурядным, она, безусловно, очень сильная личность. И вместе с тем Ася – девушка довольно странная.

Любовь к странной, но очень привлекательной девушке немного пугает молодого человека. К тому же «ложное» положение Аси в обществе, ее воспитание и образование также кажутся ему слишком необычными. Переживания героев в повести показаны очень правдиво и ярко: «Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня... мне предстояло... исполнить трудную обязанность... мысль, что я безнравственный обманщик... так и звенела у меня в голове...» Юноша стремится взять свои эмоции под контроль, хотя это у него получается достаточно плохо. У Аси происходит в душе что-то невообразимое. Любовь оказывается для нее настоящим потрясением, настигает ее, словно гроза.

Тургенев показывает чувство любви во всей красоте и силе, и человеческое чувство у него кажется похожим на природную стихию. Он говорит о любви: «Она не развивается постепенно, в ней нельзя сомневаться». Действительно, любовь переворачивает всю жизнь. И человек не находит в себе сил, чтобы с ней бороться.

В результате всех сомнений и душевных терзаний Ася оказывается навсегда потерянной для главного героя. И только тогда он понял, насколько сильным было чувство любви, которое он испытывал к этой странной девушке. Но, увы, уже поздно, «у счастья нет завтрашнего дня...».

2. «Дворянское гнездо».

2.1. Знакомство с персонажами.

Тургенев знакомит читателя с основными действующими лицами «Дворянского гнезда» и подробно описывает обитателей и гостей дома Марьи Дмитриевны Калитиной, вдовы губернского прокурора, живущей в городе О... с двумя дочерьми, старшей из которых, Лизе, девятнадцать лет. Чаще других у Марьи Дмитриевны бывает петербургский чиновник Владимир Николаевич Паншин, попавший в провинциальный город по казённой надобности. Паншин молод, ловок, с невероятной быстротой движется по служебной лестнице, при этом он неплохо поёт, рисует и ухаживает за Лизой Калитиной 7 .

Появление главного героя романа Фёдора Ивановича Лаврецкого, состоящего с Марьей Дмитриевной в дальнем родстве, предваряется краткой предысторией. Лаврецкий - обманутый муж, он вынужден разъехаться с женой из-за её безнравственного поведения. Жена остаётся в Париже, Лаврецкий возвращается в Россию, попадает в дом Калитиных и незаметно влюбляется в Лизу.

Достоевский в «Дворянском гнезде» большое место уделяет теме любви, потому что это чувство помогает высветить все лучшие качества героев, увидеть главное в их характерах, понять их душу. Любовь изображена Тургеневым как самое прекрасное, светлое и чистое чувство, пробуждающее в людях все лучшее. В этом романе, как ни в одном другом романе Тургенева, любви героев посвящены самые трогательные, романтические, возвышенные страницы.

Любовь Лаврецкого и Лизы Калитиной проявляется не сразу, она подступает к ним исподволь, через многие размышления и сомнения, а потом внезапно обрушивается на них своей неодолимой силой. Лаврецкий, испытавший многое на своем веку: и увлечения, и разочарования, и потерю всех жизненных целей,- сначала просто любуется Лизой, ее невинностью, чистотой, непосредственностью, искренностью- всеми теми качествами, которые отсутствуют у Варвары Павловны, лицемерной, развратной жены Лаврецкого, бросившей его. Лиза близка ему по духу: «Случается иногда, что два уже знакомых, но не близких друг другу человека внезапно и быстро сближаются в течение нескольких мгновений, – и сознание этого сближения тотчас выражается в их взглядах, в их дружелюбных и тихих усмешках, в самих их движениях» 8 . Именно это случилось с Лаврецким и Лизой.

Они много беседуют и понимают, что у них очень много общего. Лаврецкий серьезно относится к жизни, к другим людям, к России, Лиза тоже глубокая и сильная девушка, имеющая собственные идеалы и убеждения. По мнению Лемма, учителя музыки Лизы, она «девица справедливая, серьезная, с возвышенными чувствами». За Лизой ухаживает молодой человек, столичный чиновник с прекрасным будущим. Мать Лизы была бы рада отдать ее замуж за него, она считает это прекрасной партией для Лизы. Но Лиза не может любить его, она чувствует фальшь в его отношении к ней, Паншин – человек поверхностный, он ценит в людях внешний блеск, а не глубину чувств. Дальнейшие события романа подтверждают это мнение о Паншине.

Из французской газеты он узнаёт о смерти своей жены, это даёт ему надежду на счастье. Наступает первая кульминация - Лаврецкий в ночном саду признаётся Лизе в любви и узнаёт, что любим. Однако на следующий день после признания к Лаврецкому возвращается из Парижа его жена, Варвара Павловна. Известие о её смерти оказалось ложным. Эта вторая кульминация романа как бы противостоит первой: первая дарит героям надежду, вторая отнимает её. Наступает развязка - Варвара Павловна поселяется в родовой усадьбе Лаврецкого, Лиза уходит в монастырь, Лаврецкий остается ни с чем.

2.2. Образ Тургеневской девушки Лизы.

В Лизином облике явлен особый тип русской религиозности, воспитанный в ней няней, простой крестьянкой. Это «покаянный» извод христианства, сторонники его убеждены в том, что путь ко Христу лежит через покаяние, через плач о собственных грехах, через жёсткий отказ от земных радостей. Суровый дух старообрядчества незримо веет здесь. Недаром про Агафью, наставницу Лизы, говорили, будто она удалилась в раскольничий скит. Лиза идёт по её стопам, уходит в монастырь. Влюбившись в Лаврецкого, она боится поверить в собственное счастье. «Я вас люблю, - говорит Лаврецкий Лизе, - я готов отдать вам всю жизнь мою». Как реагирует Лиза?

«Она опять вздрогнула, как будто её что-то ужалило, и подняла взоры к небу.

Это всё в Божьей власти, - промолвила она.

Но вы меня любите, Лиза? Мы будем счастливы?

Она опустила глаза; он тихо привлёк её к себе, и голова её упала к нему на плечо...»

Опущенные глаза, голова на плече - это и ответ, и сомнения. Разговор так и завершается вопросительным знаком, Лиза не может этого счастья Лаврецкому обещать, потому что сама не до конца верит в его возможность.

Приезд жены Лаврецкого - катастрофа, но и облегчение для Лизы. Жизнь снова входит в понятные Лизе пределы, помещается в рамки религиозных аксиом. И Лиза воспринимает возвращение Варвары Павловны как заслуженное наказание за собственное легкомыслие, за то, что её прежняя самая большая любовь, любовь к Богу (она любила Его «восторженно, робко, нежно») стала вытесняться любовью к Лаврецкому. Лиза возвращается в свою «келейку», «чистую, светлую» комнатку «с белой кроваткой», возвращается туда, откуда она ненадолго вышла. Последний раз в романе мы видим Лизу именно здесь, в этом замкнутом, хотя и светлом пространстве.

Следующее появление героини вынесено за пределы романного действия, в эпилоге Тургенев сообщает о том, что Лаврецкий навестил её в монастыре, но это уже не Лиза, а только тень её: «Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини - и не взглянула на него; только ресницы обращённого к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только ещё ниже наклонила она своё исхудалое лицо...» 9 .

Похожий перелом происходит и в жизни Лаврецкого. После расставания с Лизой он перестаёт думать о собственном счастье, становится хорошим хозяином и посвящает свои силы улучшению быта крестьян. Он последний из рода Лаврецких, и его «гнездо» пустеет. «Дворянское гнездо» Калитиных, напротив, не разорено благодаря двум другим детям Марьи Дмитриевны - её старшему сыну и Леночке. Но ни то, ни другое не принципиально, мир всё равно становится другим, и в этом изменившемся мире, «дворянское гнездо» уже не обладает исключительной ценностью, своим прежним, почти сакральным статусом.

И Лиза, и Лаврецкий поступают не так, как люди их «гнезда», их круга. Круг распался. Лиза ушла в монастырь, Лаврецкий научился пахать землю. Девушки дворянского звания уходили в монастырь в исключительных случаях, монастыри пополнялись за счёт низших сословий, равно как и барин не должен был пахать землю и трудиться «не для одного себя». Невозможно представить себе за плугом ни отца, ни деда, ни прадеда Лаврецкого - но Фёдор Иванович живёт в другую эпоху. Наступает время личной ответственности, ответственности за одного себя, время жизни, не укоренённой в традиции и истории собственного рода, время, когда нужно «делать дело». Лаврецкий в сорок пять лет чувствует себя глубоким стариком не только из-за того, что в XIX веке были другие представления о возрасте, но и потому, что Лаврецкие должны навсегда уйти с исторической сцены 10 .

При всей трезвости реализма Тургенева, при всей критической направленности роман «Дворянское гнездо» – произведение очень поэтичное. Лирическое начало присутствует в изображении самых различных явлений жизни - в рассказе о судьбах многострадальных крепостных женщин Малаши и Агафьи, в описаниях природы, в самом тоне повествования. Высокой поэтичностью овеян облик Лизы Калитиной, ее отношения с Лаврецким. В духовной возвышенности и цельности облика этой девушки, в ее понимании чувства долга есть много общего с пушкинской Татьяной.

Изображение любви Лизы Калитиной и Лаврецкого отличается особой эмоциональной силой, поражает тонкостью и чистотой. Для одинокого, стареющего Лаврецкого, через много лет посетившего усадьбу, с которой были связаны его лучшие воспоминания, «опять повеяла с неба сияющим счастьем весна; опять улыбнулась она земле и людям; опять под ее лаской все зацвело, полюбило и запело». Современники Тургенева восхищались его даром слияния трезвой прозы с обаянием поэзии, суровости реализма с полетом фантазии. Писатель достигает высокой поэтичности, которую можно сравнить только с классическими образцами пушкинской лирики.

3. Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

3.1. Любовная история Павла Кирсанова.

В начале романа «Отцы и дети» Тургенев представляет нам своего героя как нигилиста, человека, «который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру», для которого романтизм – это чушь и блажь: «Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств». Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления – надуманными и нелепыми. Таким образом, «...отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство» Базарова.

В романе мы видим четыре пары, четыре истории любви: это любовь Николая Кирсанова и Фенечки, Павла Кирсанова и княгини Г., Аркадия и Кати, Базарова и Одинцовой. Любовь Николая Кирсанова и его сына Тургенева не могла заинтересовать, так как эта любовь обычная сухая, домашняя. Она лишена той страсти, которая была присуща самому Тургеневу. Поэтому мы рассмотрим и сопоставим две истории любви: это любовь Павла Кирсанова и любовь Базарова 11 .

Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, потом в корпусе. Он с детства отличался, был самоуверен и как-то забавно желчен – он не мог ни понравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его франтом и втайне завидовали ему. Павел Петрович встретил ее на одном балу, потанцевал с ней мазурку и влюбился в нее страстно. Привыкший к победам, он и здесь быстро добился желаемого, но легкость торжества не охладила его. Он напротив, влюбился еще сильнее. Впоследствии княгиня Г. Разлюбила Павла Кирсанова и уехала за границу. Он вышел в отставку и последовал за ней, он чуть рассудка не лишился. Он долго ездил за ней за границей. Снова возникла любовь, но еще быстрее, чем в первый раз, испарилась. Павел вернулся в Россию, но не мог зажить крепкой жизнью, промаялся 10 лет, у Николая умерла жена, княгиня Г. Скончалась в состоянии, близком к помешательству. Тогда же она возвращает ему кольцо, где сфинкс зачеркнут, и написала, что это разгадка. Через полтора года он переехал жить в Марьино.

Героиня романа Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых, – молодостью, чистотой, непосредствен­ностью.

“Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах” 12 .

Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась. Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя – его сын.

Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: “Не называй ее, пожалуйста, громко... Ну да... она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме... там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал – до того ему было неловко. Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”. Кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?” Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни.

Николай Петрович любит простодушно мать своего ребёнка и будущую жену. Эта любовь проста, наивна, чиста, как и сама Фенечка, которая просто благоговеет перед ним. Павел Петрович скрывает свои чувства ради брата. Он и сам не понимает, что привлекло его в Федосье Николаевне. В бреду, старший Кирсанов восклицает: «Ах, как я люблю это пустое существо!»

3.1. Евгений Базаров и Анна Одинцова: трагизм любви.

Наиболее яркая история любви случилась в романе у Евгения Базарова. Он – ярый нигилист, отрицающий все, включая любовь, – сам попадает в сети страсти. В обществе Одинцовой он резок, насмешлив, а наедине с собой открывает в себе романтика. Его раздражают собственные чувства. И когда они, наконец, выливаются, то приносят только страдания. Избранница отвергла Базарова, испугавшись его животной страсти и безкультурия чувств. Тургенев подаёт жестокий урок своему герою.

Тургеневым был создан образ Анны Сергеевны Одинцовой, молодой красавицы-вдовы и богатой аристократки, женщины праздной, холодной, но умной и любопытной. Она на мгновение увлеклась Базаровым как человеком сильным и оригинальным, таких она ещё не встречала. Верно заметил об Одинцовой наблюдательный Набоков: «Сквозь грубую наружность ей удаётся разглядеть очарование Базарова». Она им интересуется, спрашивает о его главной цели: «Куда вы идете?» Это именно женское любопытство, а не любовь.

Базаров же, гордый и самоуверенный разночинец, смеявшийся над любовью как над недостойным мужчины и борца романтизмом, испытывает перед уверенной в себе красавицей внутреннее волнение и смущение, сконфужен и, наконец, страстно влюбляется в аристократку Одинцову. Вслушайтесь в слова его вынужденного признания: «Я люблю вас глупо, безумно».

Так никогда бы не сказал культурный дворянин, умевший ценить красоту возвышенного любовного чувства, и здесь печальный рыцарь несчастной любви Павел Кирсанов выше и благороднее Базарова, стыдящегося своей любви. Романтизм вернулся и ещё раз доказал свою силу. Базаров признаёт теперь, что человек – загадка, его самоуверенность поколеблена.

Сначала Базаров гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.
Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытаемся быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной “о своих убеждениях и воззрениях”, а толкует о медицине, о ботанике и т. п 13 .

Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

Его предсмертного прощания с Одинцовой, исповедь Базарова – одна из самых сильных в тургеневском романе.

Итак, в жизни братьев Кирсановых, и в жизни нигилиста Базарова любовь играет трагическую роль. И все же сила и глубина чувств Базарова не исче­зают бесследно. В финале романа Тургенев рисует мо­гилу героя и «двух уже дряхлых старичков», родителей Базарова, которые приходят к ней. Но ведь это тоже любовь! «Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?».

Заключение

Роман И. С. Тургенева "Дворянское гнездо" отличается простотой сюжета и в то же время глубокой разработкой характеров.

Лаврецкий и Паншин, Лаврецкий и Михалевич. Но наряду с этим в романе получила освещение проблема столкновения любви и долга. Она раскрывается через взаимоотношения Лаврецкого и Лизы.

Образ Лизы Калитиной – огромное достижение Тургенева. Она обладает природным умом, тонким чувством. Это воплощение чистоты и доброжелательности. Лиза требовательна к себе, привыкла содержать себя в строгости. Ее комнату Марфа Тимофеевна называет "келейкой" – до такой степени она похожа на монастырскую келью.

Воспитанная с детства в религиозных традициях, Лиза глубоко верует в Бога. Ее привлекают требования религии: справедливость, любовь к людям, готовность пострадать за других. Для нее характерны сердечность, любовь к прекрасному. Лиза - истинная патриотка. Душа ее полна любви – не только к окружающим ее людям, но и к простому народу, с которым она неразрывно связана.

Лиза Капитина объединяет в себе все то, о чем мечтает автор для своих героинь: скромность, душевную красоту, способность глубоко чувствовать и переживать, а главное - способность любить, любить самоотверженно и безгранично, не страшась самопожертвования. Именно это мы видим в образе Лизы. Она "уходит" от Лаврецкого, узнав, что его законная жена жива. Она не позволяет себе сказать ни слова ему в церкви, куда он пришел повидаться с нею. И даже спустя восемь лет при встрече в монастыре она проходит мимо: "Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини - и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо - и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу" 14 .

Ни слова, ни взгляда. Да и зачем? Былого не вернешь, а будущего нет, так к чему же тревожить старые раны?

В этом романе опять же проявляется твердость ее характера и сила любви: не причинять страданий любимому человеку хотя бы даже полунамеком на прошлое.

В Асе можно увидеть много общего с Лизой из «Дворянского гнезда». Обе девушки нравственно чисты, правдолюбивы, способны к сильным страстям. По признанию Тургенева, он писал повесть «очень горячо, чуть не со слезами».

Ася - воплощение молодости, здоровья, красоты, натура гордая, прямая. Ее любви ничто не препятствует, кроме сомнения в том, за что ее могут любить. В повести раздумья автора о судьбе дочери, о своей несчастной любви. Зинаида Засекина - один из самых противоречивых женских типов, созданных Тургеневым 15 .

Ася – один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Героиня повести – открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Трагизм жизни Аси в ее происхождении: она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. После смерти отца девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева. С ними ее роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге.

Ася дана в повести через восприятие господина Н.Н., от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии, где Ася живет со своим братом. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Н.Н. представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь, но ее избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость Аси пугает его, и Н.Н. оставляет ее. Первая любовь героини оказывается несчастной.

В «Отцы и дети» – раскрыто размежевание основных общественных сил, своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х и начала 60-х годов 16 .

В романе Тургенева образом "нежной традиционности", "женской обычности" можно назвать Фенечку. Ласковая и тихая, она ведет хозяйство, нянчится с ребенком, ее не волнует проблема бытия, вопросы мировой значимости. С детства она видела свое счастье в семье и доме, муже и ребенке. Ее покой и опять же счастье находятся около нее, рядом с ее семейным очагом. Она по-своему красива, способна заинтересовать любого из окружающих ее мужчин, но ненадолго. Вспомним эпизод в беседке с Базаровым разве не интересна была ему Фенечка? Но он ни на минуту нс сомневался, что это не тот человек, с которым он способен связать свою жизнь.

Другая героиня романа Анна Сергеевна Одинцова – самостоятельная, властная, независимая и умная женщина. Впечатление на окружающих она производила не "красивостью", а внутренней силой и покоем. Это и понравилось Базарову, так как он считал, что "красивая женщина не может свободно мыслить". Базаров – нигилист, для него любое теплое отношение к женщине – это"романтизм, чепуха", поэтому внезапно возникшая любовь к Одинцовой расколола его душу на две половины: "убежденный противник романтических чувств" и "страстно любящий человек". Возможно, это начало трагического возмездия за его заносчивость. Естественно, что этот внутренний конфликт Базарова отражается на его поведении. Когда его представили Анне Сергеевне, Базаров удивил даже своего друга, так как он заметно сконфузился ("…приятель его покраснел") Правда, Евгению самому было досадно" Вот тебе раз, бабы испугался!" Свою неловкость он прикрыл преувеличенной развязностью. На Анну Сергеевну Базаров произвел впечатление, хотя его "ломания в первые минуты посещения неприятно подействовали на нее".

Евгений не мог управлять своим чувством, не понимал, как себя вести, и его защитная реакция – цинизм. ("Этакое богатое тело – первый сорт") Такое поведение удивляет и сердит Аркадия, который тоже к тому времени успел влюбиться в Одинцову. Но Анна Сергеевна "обращалась с Аркадием, как с младшим братом, она ценила в нем доброту и простодушие молодости".

Для Базарова же, на наш взгляд, начался самый тяжелый период: сплошные споры, ссоры и разлады с Аркадием, да еще и новое непонятное чувство. В дни, проведенные в имении Одинцовых, Базаров очень много думал, оценивал собственные поступки, но не мог осознать полностью того, что в нем происходило. А тут еще и Одинцова кокетничала и дразнила его, что “сердце у него… рвалось”, и “кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней…”. Но когда Базаров решается признаться Анне Сергеевне в любви, то, увы, не находит взаимности и в ответ слышит только: “Вы меня не поняли”.

Тут-то и “расклеилась машина”, а ответная реакция нигилиста – опять-таки грубость”. Что такое Анна Сергеевна? Я у ней не нанимался!… Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает.” Его пытается поддержать его же “ученик”, Аркадий, но Базаров знает, что пути их разошлись и между ними давно установилось “лжеразвязное подтрунивание… - признак тайного неудовольствия и подозрения.” Он со злой иронией говорит: ”Ты слишком возвышен для моего понимания,…и кончим тем…, для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан…”

В прощальной сцене с Аркадием Базаров хоть и сдерживал свое чувство, но все же, неожиданно для себя, расчувствовался. Как не странно, Аркадий оказался для него единственным наиболее близким человеком, и Евгений к нему относился все-таки хорошо. Предположение же Базарова, что Одинцова не приняла его любовь только из-за того, что она аристократка, не подтвердились, так как и простушка Фенечка не приняла его “любовной интрижки”.

Список использованной литературы

    Батюто А.И. И.С. Тургенев - романист. – Л.: 1999. – 122 с.

    Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: 2000. – 485 с.

    Билинкис Н.С., Горелик Т.П. «Дворянское гнездо Тургенева и 60-е годы ХIХ века в России» // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. – М.: 2001. – № 2, С.29-37.

    Григорьев А. И.С.Тургенев и его деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо» //Григорьев А. Литературная критика. – М.: 2002.

    Курляндская Г.Б. Тургенев и русская литература. – М., 1999.

    Лебедев Ю.В. Роман Тургенева "Отцы и дети". – М., 1982.

    Лебедев Ю.В. Тургенев. Серия ЖЗЛ. – М.: 1990.

    Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы. – М.: «Языки русской культуры», 2000. – 256 с.

    Лучников М.Ю. Сюжет и диалог в «Дворянском гнезде» И.С.Тургенева // Типологический анализ литературного произведения. – Кемерово: 2000, С.108-116.

    Маркович В.М. Между эпосом и трагедией / «Дворянское гнездо»/ // Под ред. В.М. Марковича И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века. – Л.: 1990, С.134-166.

    Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. – Новосибирск: 2003. – 216 с.

    Программа по литературе. 5–11 классы / Под редакцией А.Г. Кутузова // Программы общеобразовательных учреждений. 5–11 классы. – М.: Просвещение, 1995.

    Программа по литературе. 5–11 классы / Под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого // Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1–11 классы. – М.: Мнемозина, 2001.

    Пумпянский Л.В. Романы Тургенева. Классическая традиция // Собрание трудов по истории русской литературы. – М.: 2000.

    Тургенев в воспоминаниях современников. – М., 1983. Т.1-2.

    Тургенев в современном мире. – М., 1997.

    Тургенев И.С. Ася. – М.: Издательство: АСТ, 2002. – 271 с.

    Мещанское. «Такого понимания любви , - замечает критик... предсмертная «песнь торжествующей любви » - песнь самого Тургенева . Громовые голоса Л. ... совершенных и вещих произведениях своих, муза Тургенева похожа на эту...