Изображение вавилонской башни. История одного шедевра: «Вавилонская башня» Брейгеля-старшего

5 сентября 1569 года, четыреста сорок четыре года назад, умер Питер Брейгель Старший. Великий художник прошлого, он стал нашим современником, мудрым собеседником людей 21 века.

Городов вавилонские башни,
Возгордясь, возносим снова,
А Бог города на пашни
Рушит, мешая слово.

В. Маяковский

Что такое Вавилонская башня - символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности? Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». И он положил конец дерзкому деянию: смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету.

Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э.

Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима»



Мозаика в капелле Палатина. Палермо, Сицилия. 1140-70 гг.

Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст. Однако это впечатление обманчиво: исследователи Библии считают, что сказание о башне возникло не позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т.е. почти за 1000 лет до того, как древнейшие пласты библейских текстов были оформлены письменно.

Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты - ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине. Построенный примерно в ХХI в. до н. э. трехъярусный зиккурат в Уре высотой 21 метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.


Строительство Вавилонской башни.
Мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угнал в свою державу пленников - почти все население иудейского царства. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий, и среди них - зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Семиярусный храм высотой 90 метров строили пленники вавилонского царя из разных стран, в том числе и иудеи.


Строительство Вавилонской башни.
Мозаика в соборе Сан-Марко, Венеция.
Кон.12-нач.13 вв.

Историки и археологи собрали достаточно доказательств, чтобы с уверенностью утверждать: зиккурат Этеменанки и другие подобные постройки вавилонян стали прообразами легендарной башни. Окончательная редакция библейского сказания о вавилонском столпотворении и смешении языков, которая оформилась после возвращения иудеев из плена на родину, отразила их недавние реальные впечатления: многолюдный город, разноязыкая толпа, строительство исполинских зиккуратов. Даже название «Вавилон» (Бавель), которое происходит от западносемитского «баб илу» и означает «врата божьи», иудеи переводили как «смешение», от сходно звучащего древнееврейского слова балал (смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».


Мастер "Часослова Бедфорда". Франция.
Миниатюра "Вавилонская башня". 1423-30 гг.

В европейском искусстве Средневековья и Ренессанса мы не найдем значительных произведений на интересующий нас сюжет: в основном это мозаики и книжные миниатюры - жанровые сценки, интересные сегодняшнему зрителю как зарисовки средневекового быта. Тщательно, с милой наивностью изображают художники причудливую башню и старательных строителей.


Герард Хоренбоут. Нидерланды.
"Вавилонская башня" из Бревиария Гримани. 1510-е гг.

Достойного интерпретатора сказание о Вавилонской башне получило лишь на исходе эпохи Возрождения, в середине XVI в., когда библейский сюжет привлек внимание Питера Брейгеля Старшего. О жизни великого нидерландского художника известно очень мало. Исследователи его творчества «вычисляют» биографию мастера, изучая косвенные свидетельства, вглядываясь в каждую деталь его картин.

Лукас ван Фалькенборх. Нидерланды.
Вавилонская башня. 1568 г.

Работы Брейгеля на библейские темы говорят о многом: он не раз обращался к сюжетам, которые редко выбирали художники того времени, и что самое примечательное, интерпретировал их, опираясь не на устоявшуюся традицию, а на собственное, оригинальное понимание текстов. Это дает основание предполагать, что Питер Брейгель, выходец из крестьянской семьи, достаточно хорошо знал латынь для того чтобы самостоятельно читать библейские истории, и среди них - сказание о Вавилонской башне.


Неизвестный немецкий художник.
Вавилонская башня. 1590 г.

Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале!), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Брейгель жил в Риме во время своего итальянского путешествия в конце 1552 - начале 1553 гг. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио? Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше - малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена, или большая (114х155см), самая знаменитая, из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. Одни искусствоведы весьма остроумно доказывают, что роттердамская картина предшествовала венской, другие не менее убедительно утверждают, что сначала была создана венская. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился к теме Вавилонской башни примерно через десять лет после возвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая - несколько раньше или чуть позднее.


Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Ок. 1563 г.

В архитектуре башни роттердамской картины явственно отразились итальянские впечатления художника: сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной, делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башни с Колизеем поражает зрителя прежде всего.


Римский Колизей .

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню - ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем - городом, гаванью, холмами - представляется какой-то кощунственно огромной. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.

Но нет гармонии и в самой башне. Похоже, что строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд? Даже в нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, и чем выше башня, тем заметнее разнобой. А на заоблачной вершине царит полный хаос. В трактовке Брейгеля, Господне наказание - смешение языков - настигло людей не в одночасье; непонимание с самого начала было присуще строителям, но все же не мешало работе, пока не достигло какого-то критического предела.


Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность. Еще копошатся тут и там муравьишки-люди, еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченности усилий человеческих не покидает зрителя. От башни веет заброшенностью, от картины - безнадежностью: гордый замысел людей вознестись до небес не угоден Богу.


Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. 1563 г.

Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». В центре картины - все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Облик башни существенно не изменился: мы снова видим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа - порт. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Ее громада вырастает из прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта.


Башня отнюдь не выглядит заброшенной - напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы, вращаются колеса строительных машин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостились сарайчики-времянки. С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику.

Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт. На переднем плане мы видим волне актуальную, истинно брейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народов посещает начальство - библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня. Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падают ниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки...


Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня.
Фрагмент. Царь Нимрод со свитой.

Впрочем, это единственная сцена, проникнутая иронией, тонким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением. Да и как может быть иначе: ведь он - сын Нидерландов, страны, где, по выражению французского историка Ипполита Тэна, люди умели «без скуки делать самые скучные вещи», где обыденный прозаический труд чтили не менее, а может быть даже более, чем возвышенный героический порыв.


Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Однако каков же смысл этого труда? Ведь если посмотреть на вершину башни, становится очевидным, что работа явно зашла в тупик. Но заметим - стройка охватывает нижние ярусы, которые, по логике вещей, должны были быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести "башню высотою до небес", люди занялись более конкретным и посильным делом - решили получше обустроить ту ее часть, что ближе к земле, к реальности, к повседневности.

А может быть, одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, а другие продолжают работу, и смешение языков им не помеха. Так или иначе, возникает ощущение, что Вавилонской башне на венской картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимное непонимание и вражду, возводят люди Земли башню человеческой цивилизации. И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного».

Настроения одиночества и тихой грусти появились и в другой, написанной в 1863 году, картине Брейгеля - "Вавилонской башне".

Создавая эту картину, Брейгель обращается к библейской легенде о людях, решивших построить башню такой высоты, чтобы она доставала до небес. "И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие..." Бог совершенно справедливо посчитал это грандиозное строительство проявлением гордыни и сурово наказал людей, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга. Используя эту притчу, художник в иносказательной форме дает понять зрителю, что трагическая история Вавилона - эта судьба современного общества. Таким Вавилоном был и Антверпен, ставший в те годы одним из крупнейших экономических центров Европы.

Антверпен XVI столетия приводил в восторг многих путешественников. Восхищался городом побывавший в нем в 1520 году знаменитый немецкий художник Альбрехт Дюрер. Дюрер повидал множество прекрасных городов Германии и Италии, но Антверпен просто поразил его своими величественными храмами и другими архитектурными сооружениями.

О том, как выглядел Антверпен в то время, рассказал потомкам известный итальянский путешественник Л. Гвиччардини. Огромный город раскинулся на берегу Шельды. Все городское пространство пересекало множество каналов с перекинутыми через них мостами. В Антверпене не было ни одного деревянного дома (строить подобные сооружения строжайше запрещалось). Возводились только каменные, крепкие строения. Их количество превышало 13 тысяч.

Украшением Антверпена были многочисленные церкви с колокольнями и монастыри. Еще одна достопримечательность этого средневекового нидерландского города - огромный порт, в котором одновременно могли стоять до двух тысяч судов! Испанские, португальские, итальянские, немецкие, английские, турецкие, китайские корабли причаливали в порту и сгружали свои товары: пряности, дерево, ткани, серебро, медь, бронзу, вина, фрукты, рыбу, зерно. Купцы со всего света совершали в Антверпене свои сделки, приносившие значительный доход в городскую казну.

В начале XVI столетия в Антверпене появилась биржа. На бирже шла бойкая торговля долговыми обязательствами и игра на повышение и понижение ценных бумаг. Купцы из разных стран заключали здесь свои сделки.

Удивляла путешественников и многоликая, многоязычная толпа. В Антверпене жило множество иностранцев, к которым местные жители относились с величайшим подозрением. Не существовало и единой веры, способной объединить людей. Никто - ни католики, ни протестанты, ни лютеране, ни анабаптисты, населявшие Антверпен, - не чувствовали себя спокойно и, подобно наказанным Богом вавилонянам, не понимали друг друга. Нередкими были столкновения на религиозной почве.

К теме Вавилонской башни художник обращался и раньше. В 1554- 1555 годах он написал полотно с таким же названием. Ныне оно находится в Роттердаме. Есть предположение, что существовала и третья "Вавилонская башня" (миниатюра, принадлежащая Джулио Кловио), но она до наших дней не дошла.

Если в роттердамской картине огромная башня затмевает собой людей, в варианте 1563 года, хранящемся в венском музее, человеческие фигуры становятся более значимыми. Хотя главная мысль картины остается прежней, Брейгель придает на полотне древней библейской легенде поэтический облик. Теперь величественная башня уже не подавляет людей - строителей, снующих по ступеням. Чудесен вид, окружающий башню: бесчисленное множество крыш, сверкающих в лучах солнца нежными оттенками, большие корабли и маленькие лодки, причалившие к берегу. В строениях и пейзаже угадываются современные художнику Нидерланды.

Обращаясь к библейской притче, Брейгель проводит в своей картине мысль о тщете трудов и устремлений людей. Но в то же время, глядя на "Вавилонскую башню", нельзя не согласиться, что для художника важна идея ценности человеческой жизни. Это характерно и для других работ мастера, написанных в данный период. Среди них - "Самоубийство Саула" (1562), "Пейзаж с бегством в Египет" (1563).

Человека от животного отличает суетность, считал немецкий философ XV века Николай Кузанский. Тысячелетиями суета отравляет нашу жизнь, но остается ее движущим началом. Особенно остро ощущается это в переломные эпохи: в ХХ веке или в начале Нового времени - пять столетий назад

Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM

1. Башня . Архитектурно Вавилонская башня Брейгеля повторяет римский Колизей (только она состоит не из трех, а из семи этажей). Колизей считался символом гонений на христианство: там во времена Античности мученически казнили первых последователей Иисуса. В трактовке Брейгеля вся империя Габсбургов являлась таким «Колизеем», где силой насаждалось постылое католичество и жестоко преследовались протестанты - истинные христиане в понимании художника (Нидерланды были протестантской страной).

2. Замок . Внутри, как бы в сердце башни, художник помещает постройку, копирующую замок Святого Ангела в Риме. Этот замок в Средние века служил резиденцией римских пап и воспринимался как символ могущества католической веры

3. Нимрод . Согласно «Иудейским древностям» Иосифа Флавия, Нимрод был тем самым царем Вавилона, который повелел начать строительство башни. В истории Нимрод оставил о себе память как о жестоком и гордом правителе. Брейгель изображает его в облике европейского монарха, имея в виду Карла V. Намекая на восточный деспотизм Карла, художник помещает рядом с ним коленопреклоненных каменщиков: они опустились на оба колена, как было принято на Востоке, в то время как в Европе перед монархом становились на одно колено.

4. Антверпен . Нагромождение тесно жмущихся друг к другу домиков не только реалистичная деталь, но и символ земной суеты.

5. Мастеровые . «Брейгель показывает развитие строительной техники, - рассказывает Кирилл Чупрак. - На переднем плане он демонстрирует применение ручного труда. С помощью колотушек и зубил мастеровые обрабатывают каменные блоки

7. На уровне первого этажа башни работает кран со стрелой, поднимающий грузы при помощи веревки и блока .

8 . Чуть левее - более мощный кран. Здесь веревка накручивается прямо на барабан, приводимый в движение силой ног.

9. Выше, на третьем этаже , - тяжелогрузный кран: он имеет стрелу и приводится в движение силою ног».

10. Хижины . По словам Кирилла Чупрака, «несколько хижин, размещенных на пандусе, отвечают требованию строительства того времени, когда каждая бригада обзаводилась собственной «времянкой» прямо на строительной
площадке».

11. Корабли . Заходящие в порт корабли изображены с убранными парусами - символом безысходности и обманутых надежд.

До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. По мнению петербургского художника и искусствоведа Кирилла Чупрака, всплеску популярности сюжета о легендарной постройке среди голландцев «способствовала атмосфера экономического подъема в стремительно растущих городах, таких как, например, Антверпен. В этом городе-базаре проживало около тысячи иностранцев, к которым относились с подозрением. В ситуации, когда людей не объединяла одна церковь, а католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили вперемешку, росло всеобщее чувство суеты, незащищенности и тревоги. Современники находили параллели этой непривычной ситуации как раз в библейском сказании о Вавилонской башне».

Нидерландский художник Питер Брейгель Cтарший в 1563 году тоже обратился к популярному сюжету, но истолковал его по-иному. По мнению Марины Аграновской, искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд?» Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены, или уже рушатся, а само здание кренится.

Разгадка в том, что в образе Вавилонской башни Брейгель представлял судьбу империи католических королей из династии Габсбургов. Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Однако в 1556 году Карл отрекся, и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу). Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков.

ХУДОЖНИК
Питер Брейгель старший

Около 1525 - Родился в деревне Брёгел близ Бреды в Нидерландах.
1545–1550 - Учился живописи у художника Питера Кука ван Альста в Антверпене.
1552–1553 - Путешествовал по Италии, изучая живопись Возрождения.
1558 - Создал первую значительную работу - «Падение Икара».
1559–1562 - Работал в манере Иеронима Босха («Падение ангелов », «Безумная Грета», «Триумф Смерти»).
1563 - Написал «Вавилонскую башню».
1565 - Создал цикл пейзажей .
1568 - Под впечатлением католического террора, устроенного войсками Филиппа II в Нидерландах, написал последние работы: «Слепые», «Сорока на виселице», «Калеки».
1569 - Скончался в Брюсселе.

Иллюстрация: BRIDGEMAN/FOTODOM

«Вавилонская башня» — одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника (1525-1569). Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня » пользуется особым почётом. Наверняка, многие из вас, услышав про Вавилонскую башню, представляют её именно такой, какой она представлена на картине Брейгеля. Всё потому, что это полотно публикуется практически везде и всюду, начиная от книг библейского содержания и заканчивая учебниками для детей младших классов.

Сюжет причти о Вавилонской башне повествует о том, что люди вознамерились достичь небес и сравниться с Богом. Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки людей, в результате чего они перестали понимать друг друга, и строительство не могло продолжаться дальше. Люди с разными языками рассеялись по миру, а башня явилась символом, который говорит от всякой тщетности сравниться с Богом.

Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Картина очень реалистична и повествовательна. При изучении картины было выяснено, что за основу Вавилонской башни Брейгель взял Колизей в Риме, который он видел во время одной из своих поездок. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. Маленькие рабочие, которые трудятся на постройке, больше похожи на муравьёв, которые вознамерились построить самый большой в мире муравейник, и не для того, чтобы в нём жить, а для того, чтобы потешить собственную гордыню и показать своё исключительное превосходство.

На картине изображён и инспектор Нимрол, который считался руководителем строительства башни. Здесь Брейгель попытался показать немного другую сторону неудачи строительства. Башня была провалена вовсе не из-за того, что все языки смешались, а из-за того, что были допущены роковые ошибки в проектировании. Всё здание построено неровно, нижние этажи начинают рушиться, а сама башня начинает крениться в сторону и в скором времени готова обрушиться полностью.

Существуют две картины Питера Брейгеля Старшего на сюжет Вавилонской бани. Ту, что представлена здесь, называют Большой Вавилонской башней. Вторая выполнена в меньшем размере и потому названа Малой. Малая Вавилонская башня выполнена в мрачных цветах и при полном отсутствии людей, так как стройка уже приостановлена.

Эпохи Возрождения. Его относят к категории великих мастеров, а среди людей его называют не старшим, а «мужицким». Знаменитой работой этого художника является картина «Вавилонская башня», о которой пойдет речь в нашей статье.

Краткая биография Питера Брейгеля-Старшего

Питер Брейгель-Старший — художник эпохи Возрождения, живший в XVI веке. Точной даты рождения мастера нет, но его биограф склонялся к 1525 году. Мнение биографов, историков и искусствоведов расходятся, касательно места рождения Питера. Одни считают, что художник провел свое детство в городе Бреда, а другие утверждают, что его родной дом находится в маленькой деревушки Брегел. Однако мы знаем точно, что Питер Брейгель-Старший родом из Нидерландов.

В своих работах Питер вкладывает образы сатирического эпоса, быта деревни и природы. У художника много знаменитых картин на библейскую тему и древнюю римскую мифологию. К примеру, популярна картина «Вавилонская башня», о которой и пойдет речь в данной статье.

Сюжет

Картина Питера Брейгеля-Старшего «Вавилонская башня» не единственная в своем роде. Существует два экземпляра, написанных художником. Большую картину относят к 1563 году, а насчет маленькой до сих пор ведутся споры.

В библейской мифологии существует легенда, которая рассказывает о происхождении различных языков и народов. По преданию, после великого потопа на земле жили только потомки Ноя, которые стали владеть землями Сеннаара. Люди эти всегда стремились возвыситься до Бога, для этого они решили построить высокую башню до небес.

Бог был против, чтобы люди взошли до уровня Создателя, и Он послал на них кару. В одно утро потомки Ноя снова отправились на строительство, но уже перестали друг друга понимать, так как каждый из них говорил на абсолютно другом языке. Из-за этого произошел хаос, строительство Вавилонской башни прекратилось, а люди в надежде найти тех, кто бы их понял, разбрелись по всему миру и создали новые государства и народы.

Контекст

Картина «Вавилонская башня» наполнена десятками важных исторических фрагментов, которые лаконично изобразил Питер Брейгель-Старший.

Если присмотреться, то первое, что бросается в глаза — это небольшая группа людей в левом нижнем углу. Здесь изображен царь Нимрод — жестокий и воинственный герой Ближнего Востока. Он же и возглавлял строительство башни. Нетрудно догадаться, что царь прибыл на место строительства, чтобы проверить ход работы.

Сомнений нет, что это Нимрод, так как простой люд падал ниц перед ним. Искусствоведы эпохи Возрождения утверждают, что эта деталь является отсылкой на короля Карла V - деспота и императора Римской империи. Также Питер старался детально передать культуру тех времен: ручной труд, земледелие, скотоводство.

Главная особенность картины — это величественная башня неприличных размеров, которую возвести с помощью рук было невозможно, поэтому художник изобразил строительные каменные и деревянные машины.

«Большая Вавилонская башня»

«Вавилонская башня» — картина Брейгеля-Старшего, созданная в середине XVI века. Масштабы этой картины поражают. Здесь сосредоточено большое количество жителей, их общее дело и, конечно, огромная башня.

Основой для создания картины стал визит художника в Рим (1553 год), поэтому на картине присутствует большое сходство с Колизеем. Главное отличие картины — это сложная структура Вавилонской башни. Если первые этажи напоминают римскую культуру, то верхние состоят из сложной строительной техники.

Сам же Брейгель-Старший неоднократно отмечал, что Вавилонскую башню можно было достроить, если бы не ошибки, допущенные в процессе возведения здания. Поэтому художник изобразил неравномерно строящееся, асимметричное здание, где некоторые этажи не достроены, расположены неровно, а другие и вовсе рушатся и кренятся вбок.

Картину можно наблюдать в Музее истории искусств (Вена).

«Малая Вавилонская башня»

«Малая Вавилонская башня» — картина Питера Брейгеля-Старшего, которая является противоположностью первой версии. Среди историков и искусствоведов ведутся споры касательно даты написания этой иллюстрации притчи. Мнения раскололись на два фронта: одни считают, что эта работа является первой черновой и была написана до 1563 года, другие относят картину к началу XVII века.

Если присмотреться, то стройка уже приостановлена, людей на картине нет, города и поля пустынны. Сама же «Малая Вавилонская Башня» выполнена в более темных и мрачных тонах, что вызывает ощущения тревоги, хаоса и разрухи. Сейчас эта картина находится во владении музея Байманса-ван Бёнингена в Роттердаме.

Описание картины «Вавилонская башня» скрывает множество секретов и тайн, которые может увидеть только искусствовед или поклонник Брейгеля. Все потому, что его картины — это колоритная работа, включающая десятки мельчайших деталей. Давайте рассмотрим некоторые из них.

1. Это не просто изображение эпохи Возрождения, а красочный графический рассказ не о библейской притче, а о жизни людей 2 тыс. лет назад. На картине можно увидеть каменщиков, которые вытесывают ровные блоки для строительства, грузчиков, которые возводят эти самые блоки на носилках.
2. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми.
3. Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. Судя по картине, такой «забор» не менее 3-5 метров высоту, может и больше.
4. Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. С первого взгляда оценить масштаб города — невозможно.

Особые детали

«Вавилонская башня» — картина Брейгеля-Старшего содержит интересные факты, которые удивляют многих искусствоведов и историков. Например, художник создал еще одну картину из серии «Вавилонская башня», которая имеет очень маленький формат. Картина, как и две предыдущих, нарисована маслом в 1565 году.

Сейчас третья работа Питера находится в Дрезденской картинной галерее. Интересно и то, что, по словам личного биографа, художник создал не три картины, а целую серию работ, которые, к сожалению, не сохранились.

Вдохновением для Питера Брейгеля-Старшего были визиты в Италию и знакомство с Джулио Кловио (миниатюрист). Главная идея художника — изобразить не просто быт человека, его культуру, интересы и мифологию, а передать истинную историю человечества. Каждая работа наполнена смыслом.

Художник передает единство судьбы, удачно переплетает жизнь и смерть, а также углубляется в быт каждого человека.

Чтобы понять суть и смысл работ Брейгеля-Старшего, нужно неоднократно смотреть и изучать его работы. Здесь требуется особое понимание мира и вселенной в целом, о чем так яро пытался рассказать нам художник.