Как зовут неформала. Дисциплина: «Социальная психология»


лФП ФБЛЙЕ ОЕЖПТНБМЩ?
йИ НПЦОП ЧУФТЕФЙФШ ЗДЕ ХЗПДОП. оБ ХМЙГЕ, Ч НБЗБЪЙОЕ, Ч ЛЙОПФЕБФТЕ, Ч РПДЯЕЪДЕ... йИ ДПЧПМШОП НОПЗП. пОЙ ОПУСФ ЮЕТОЩК ГЧЕФ, ПВЧЕЫЙЧБАФ УЕВС ГЕРСНЙ, ДЕМБАФ УФТБООЩЕ РТЙЮЕУЛЙ Й ОЕОБЧЙДСФ цБООХ жТЙУЛЕ. йИ НЙТПЧПЪЪТЕОЙЕ Ч ЛПТОЕ ПФМЙЮБЕФУС ПФ ПВЭЕРТЙОСФПЗП. пОЙ ЪБЮБУФХА ЙДХФ ОБРТБЧП, Ч ФП ЧТЕНС ЛБЛ ЧУЕ ПУФБМШОЩЕ ЙДХФ ОБМЕЧП.
оЕЖПТНБМЩ Ч УПЧТЕНЕООПН ПВЭЕУФЧЕ ДЕМСФУС ОБ ОЕУЛПМШЛП ЛБФЕЗПТЙК: РБОЛПЧ (ЧЕЮОЩЕ РПЖЙЗЙУФЩ), ЗПФПЧ (РТЕУМЕДХЕНЩ НЩУМСНЙ П УНЕТФЙ), ьнп (ЗМХВПЛП ТБОЙНЩЕ МЙЮОПУФЙ), УФТЕКОДЦЕТПЧ (РБОЛЙ, УПВМАДБАЭЙЕ РТБЧЕДОЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ: ОЕ РШАФ, ОЕ ЛХТСФ Й РПЮФЙ ОЕ ТХЗБАФУС), МАДЕК ПУПВП ОЕ ЪБГЙЛМЙЧБАЭЙИУС ОБ ФПН, ЛЕН ЦЕ ЙНЕООП ПОЙ СЧМСАФУС, Й УПЧУЕН ЮХФШ-ЮХФШ ЕЭЕ ПУФБМПУШ ИЙРРЙ. чУЕ ЬФЙ ОБРТБЧМЕОЙС ПВЯЕДЙОСЕФ ПДОБ ПВЭБС ФЕНБ: НХЪЩЛБ. тПЛ. лБЛ УЛБЪБМ ПДЙО НПК ИПТПЫЙК ДТХЗ: #171;тПЛ ЧППВЭЕ ОЕМШЪС РТПУФП УМХЫБФШ, ЛБЛ УМХЫБАФ ТЬР, РПРУХ, ЙМЙ ЛМХВОСЛ. тПЛ #8211; ЬФП УБНБ ЦЙЪОШ, Й ЙН ОХЦОП ЦЙФШ. тПЛ #8211; ЬФП ОБЙЧЩУЫБС ЖПТНБ УЧПВПДЩ. уЧПВПДЩ УМПЧБ, НЩУМЙ, УПЪОБОЙС Й ЮХЧУФЧ#187;. ьФЙН ОЕЖПТНБМЩ Й ПФМЙЮБАФУС ПФ ЧУЕИ РТПЮЙИ ЛХМШФХТ. чУЕ ЛХМШФХТЩ, МАВПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ ЧРЙУЩЧБЕФУС Ч ПРТЕДЕМЕООЩЕ ТБНЛЙ Й ЗТБОЙГЩ. рПФПНХ ЮФП ФБЛ ХУФТПЕО НЙТ. оЕЖПТНБМЩ ЦЕ ОБ ЬФПФ НЙТ РМЕЧБМЙ. б НЙТ РМЕЧБМ ОБ ОЙИ... рЕЮБМШОП, ОП ЬФП ФБЛ. рПФПНХ ЮФП ОЕМШЪС УФБФШ УПЧЕТЫЕООП УЧПВПДОЩНЙ. чУЕЗДБ ВХДЕФ ЛБЛБС-ФП ЗТБОШ, ЪБ ЛПФПТХА ОЕМШЪС ВХДЕФ РЕТЕУФХРЙФШ.
ч бЮЙОУЛЕ ОЕЖПТНБМПЧ НПЦОП ЧУФТЕФЙФШ ВПМШЫЕ ЧУЕЗП Ч ТБКПОЕ бЧБФХ Й 3-ЗП НЙЛТПТБКПОБ, НЕОШЫЕ ЧУЕЗП Ч ТБКПОЕ рТЙЧПЛЪБМШОПЗП. оЕЖПТНБМЩ ОЕДПМАВМЙЧБАФ ТЬРРЕТПЧ Й ЗПРОЙЛПЧ. б ТЬРРЕТЩ Й ЗПРОЙЛЙ ОЕДПМАВМЙЧБАФ ОЕЖПТНБМПЧ. уПЧЕТЫЕООП ЪТС, С ЧБН УЛБЦХ.
с ЧЩЪЧПОЙМ ПДОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, ДМС ФПЗП ЮФПВЩ ЧЪСФШ Х ОЕЗП ЙОФЕТЧША. юЕМПЧЕЛБ ЪЧБМЙ уБФБФБОПН. пО ЦЕ бОБОБУ. рП ТПЦДЕОЙА ВЩМ ОБТЕЮЕО ЙНЕОЕН чБМЕТЙК. нЩ УЙДЕМЙ Ч РБТЛЕ рПВЕДЩ Й РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ РПЗМСДЩЧБМЙ ОБ ОЕВП. б ФПЮОЕЕ ОБ ФХЮЙ, ЛПФПТЩЕ РП ЬФПНХ УБНПНХ ОЕВХ ИПДЙМЙ.
- уЛБЦЙ ЧПФ НОЕ, ЛБЛ ФЩ ДПЫЕМ ДП ФБЛПЗП УПУФПСОЙС?
- ч УНЩУМЕ?
- оХ, ЛПЗДБ ФЩ ОБЮБМ УМХЫБФШ ТПЛ, ЛПЗДБ РТЙПВЭЙМУС Л ОЕЖПТНБМШОПНХ ДЧЙЦЕОЙА... оБЮЙОБМПУШ ЧУЕ У ЮЕЗП?..
- бББ... уОБЮБМБ С УМХЫБМ БМШФЕТОБФЙЧЛХ... #171;Linkin Park#187; Й ФПНХ РПДПВОПЕ... рПФПН ТЬР УМХЫБМ. нЕУСГЕЧ ЫЕУФШ... дБЦЕ УБН ЛПЕ-ЮФП РЙУБМ. ъБФЕН ЛБЛ-ФП УТБЪХ РЕТЕЫЕМ ОБ #171;лПТПМС Й ыХФБ#187;, #171;Koсn#187;...
- б УЛПМШЛП ФЕВЕ МЕФ ВЩМП ФПЗДБ?
- мЕФ 14...
ч ЬФП ЧТЕНС УФБМЙ РПДИПДЙФШ ПУФБМШОЩЕ. рПМФЕТ, NeedLZ, рШАЭБС уПМОГЕ Й РТПЮЙЕ... рП-ЪДПТПЧБЧЫЙУШ УП ЧУЕНЙ, С ЧЕТОХМУС Л уБФБФБОХ:
- рПЮЕНХ ЙНЕООП ТПЛ? юФП ФЕВС Ч ОЕН РТЙЧМЕЛБЕФ? юФП ФЩ Ч ОЕН ЧЙДЙЫШ ДМС УЕВС?
- тПЛ - ЬФП ОЕ ФХРБС НХЪЩЛБ. ч ТЬРПЧУЛЙИ РЕУЕОЛБИ НПЦОП РПМПЦЙФШ ВЙФ, ОБЗПЧПТЙФШ Ч НЙЛТПЖПО ЧУСЛПК ЖЙЗОЙ Й ФТЕЛ ЗПФПЧ. рПРУБ - ЬФП ФПЦЕ РТПУФП ЧПРМЙ РПД ЖБОЕТХ. ч ТПЛ-НХЪЩЛЕ ЦЕ ЕУФШ ДХЫБ. ьФП ЧУЕ ДЕМБЕФУС ОЕ ТБДЙ #8220;ВБВПЛ#8221;. мАДЙ ЧЩЛМБДЩЧБАФУС. ч ЛПОГЕ ЛПОГЕТФБ ЧУЕ НХЪЩЛБОФЩ РПФОЩЕ Й ЗТСЪОЩЕ.
ч ФПМРЕ УМЩЫЙФУС ПДПВТЙФЕМШОЩК УНЕИ. оЕУНПФТС ОБ ДПЦДШ, МАДСН ЧЕУЕМП.
- рПОСФОЕОШЛП... еЭЕ ЧПРТПУ. чПФ ЧЕДШ ОЕЖПТНБМШОПЕ ДЧЙЦЕОЙЕ, Ч ГЕМПН, Ч ПУОПЧЕ УЧПЕК, ПОП ПЮЕОШ ВПМШЫПЕ. й ПОП УБНП РП УЕВЕ ДЕМЙФУС ЕЭЕ ОБ ЛХЮХ ЧУСЛЙИ ОБРТБЧМЕОЙК. л ЛБЛПНХ ОБРТБЧМЕОЙА ФЩ УЕВС ПФОПУЙЫШ?
- юФП-ФП УТЕДОЕЕ НЕЦДХ ЗПФПН Й РБОЛПН. фБЛ ОБЪЩЧБЕНЩК dark-РБОЛ.
- уЛБЦЙ НОЕ, ФЩ УПЗМБУЕО У ФЕН, ЮФП ОЕЖПТНБМЩ - ЬФП ОЕ РТПУФП НПМПДЕЦОПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ, ОП ГЕМБС ЛХМШФХТБ, ГЕМЩК УПГЙБМШОЩК УМПК?
- дБ, ЛПОЕЮОП.
- фПЗДБ ТБУУЛБЦЙ НОЕ П УЧПЙИ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ЧЪЗМСДБИ. лБЛ ФЩ ПФОПУЙЫШУС Л ФПНХ, ЮФП УЕКЮБУ РТПЙУИПДЙФ Ч УФТБОЕ? юФП ФЩ ПВП ЧУЕН ЬФПН ДХНБЕЫШ?
- с ДХНБА, ЮФП ВЩ ОЙ РТПЙУИПДЙМП, ЛБЛ ВЩ ОЙ НЕОСМУС УПГЙБМШОЩК УФТПК, ЧУЕЗДБ ВХДХФ МАДЙ, ЛПФПТЩН ВХДЕФ ИТЕОПЧП, Й ЧУЕЗДБ ВХДХФ МАДЙ, ЛПФПТЩН ВХДЕФ ИПТПЫП. б ЛФП-ФП ЧППВЭЕ ВХДЕФ Ч НЕДХ ХНЩЧБФШУС.
- еЭЕ ТБЪ ПВ ПВЭЕУФЧЕ... лБЛПЕ РПМПЦЕОЙЕ Ч ОЕН ЪБОЙНБАФ ОЕЖПТНБМЩ? лБЛ ЛХМШФХТБ?
фХФ ТЕЫЙМБ ЧЩУЛБЪБФШУС NeedLZ:
- чЕТИОАА УФТПЮЛХ.
уБФБФБО ПФЧЕФЙФШ ОЕ ХУРЕМ. ч ЬФП ЧТЕНС рПМФЕТ ОЕПЦЙДБООП ДПЗБДБМУС П ФПН, ЮФП ЪДЕУШ ОБ УБНПН ДЕМЕ РТПЙУИПДЙФ:
- фЩ ЮФП, Х ОЕЗП ЙОФЕТЧША ВЕТЕЫШ? пО ЦЕ ВЕЪНПЪЗМЩК!!!
ъБ УЙН ЪБСЧМЕОЙЕН РПУМЕДПЧБМБ ПФЧЕФОБС ТЕБЛГЙС уБФБФБОБ, ДБМЕЕ ПВНЕО МАВЕЪОПУФСНЙ, РМБЧОП РЕТЕЫЕДЫЙК Ч ЛТПЧБЧХА ТБЪВПТЛХ. рПОБВМАДБЧ ЪБ ЬФПК ЛБТФЙОПК ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС, С ТЕЫЙМ, ЮФП У уБФБФБОБ ОБ УЕЗПДОС, РПЦБМХК, ИЧБФЙФ. рТЙЫМПУШ РЕТЕЛМАЮЙФШУС ОБ NeedLZ, ЛПФПТБС СЧМСМБУШ ьнп:
- фЕРЕТШ ФЧПС ПЮЕТЕДШ. тБУУЛБЦЙ НОЕ РТП БЮЙОУЛЙИ ьнп.
- юЕЗП ТБУУЛБЪЩЧБФШ?.. рПЪЕТЩ.
рПМФЕТ:
- мАДЙ У ОЕДПУФБФЛБНЙ, РПУФПСООП РМБЮХФ Й РХУЛБАФ УПРМЙ.
оБТПД ЪБУНЕСМУС, ОБЮБМ ЮФП-ФП ПВУХЦДБФШ. уФБМП ЫХНОП. с РТПДПМЦБМ ДЙУЛХУУЙА У NeedLZ:
- фП ЕУФШ ьнп - ЬФП НПДБ?
- оЕФ... иПФС Х ОБУ Ч ЗПТПДЕ, ДБ.
нЕЦДХ ФЕН УП ЧУЕИ УФПТПО ХЦЕ УЩРБМЙУШ ФЕПТЙЙ, РТЕДМПЦЕОЙС Й ЧЕТУЙЙ... лФП ФБЛЙЕ ьнп, ПФЛХДБ РПСЧЙМЙУШ, ЪБЮЕН ПОЙ ЧППВЭЕ ОХЦОЩ Й ЮЕН ЙЪЧЕУФОЩ. оЕТПМЙ ЮФП-ФП ХРТСНП ВПТНПФБМБ РТП СРПОУЛЙИ ЗПФПЧ, рПМФЕТ - РТП ЪБЛПОЮЕООЩИ ОЕХДБЮОЙЛПЧ, Й ФБЛ ДБМЕЕ... уФБМП РПОСФОП, ЮФП ФЕНХ ьнп РТЙДЕФУС ПУФБЧЙФШ ЪБ ЛБДТПН.
уТЕДЙ ЧУЕК ЬФПК ЫХНЙИЙ ФПМШЛП ПДЙО ЮЕМПЧЕЛ УПИТБОСМ ПФОПУЙФЕМШОПЕ УРПЛПКУФЧЙЕ. рТЙЕЪЦЙК ОЕЖПТНБМ ЙЪ оПЧПУЙВЙТУЛБ. ъПЧХФ бОФПОПН. ч НЙТХ ВПМЕЕ ЙЪЧЕУФЕО ЛБЛ оЕоПТНБМ. пО Й УФБМ НПЕК УМЕДХАЭЕК #8220;ЦЕТФЧПК#8221;.
- бОФПО, ТБУУЛБЦЙ НОЕ П ОПЧПУЙВЙТУЛПК ОЕЖПТНБМШОПК ФХУПЧЛЕ...
- юФП ЙНЕООП?
- оБЮОЙ У ФПЗП, УЛПМШЛП ЧБУ ФБН ЧППВЭЕ... ч бЮЙОУЛЕ, ОБРТЙНЕТ, ФПМШЛП ПДОБ ОЕЖПТНБМШОБС ЛПНРБОЙС. зПТПД НБМЕОШЛЙК, ЧУЕ ДТХЗ ДТХЗБ ЪОБАФ. оПЧПУЙВЙТУЛ РПВПМШЫЕ, ФБН УЙФХБГЙС ДПМЦОБ ЧЩЗМСДЕФШ РП-ДТХЗПНХ. уЛПМШЛП ФБН Х ЧБУ РПДПВОЩИ УВПТЙЭ?
- чУЕ ПФ ЧТЕНЕОЙ ЪБЧЙУЙФ. дОЕН ОБ РМПЭБДЙ мЕОЙОБ УПВЙТБЕФУС ПДОБ ЛХЮЛБ. чЕЮЕТПН, ФБН ЦЕ, ХЦЕ ДТХЗБС... й ТСДПН ФПЦЕ ПФДЕМШОЩНЙ ЗТХРРБНЙ УФПСФ. фПМШЛП ЛПЗДБ ДПЦДШ ЙДЕФ, ЧУЕ УПВЙТБАФУС РПД ЛТЩЫЕК пРЕТОПЗП ФЕБФТБ. рПМХЮБЕФУС ПДОБ ВПМШЫБС ЛПНРБОЙС. с ФБЛ ПДЙО ТБЪ 200 ЮЕМПЧЕЛ ОБУЮЙФБМ...
дПНБ ЧПЪОЙЛМБ РТПВМЕНБ У ЪБЛМАЮЕОЙЕН. с ЪБДБМУС ЧПРТПУПН: ЮЕЗП ЦЕ ОЕЖПТНБМЩ ИПФСФ ПФ ЦЙЪОЙ? ч РПЙУЛБИ ПФЧЕФБ ПВТБФЙМУС Л УЧПЕНХ ДТХЗХ уЕТЗЕА. пО ЦЕ Air. пФЧЕФ НЕОС ЧРПМОЕ ХУФТПЙМ. #171;оЕЖПТНБМЩ ОЙЮЕЗП ОЕ ИПФСФ ПФ ЦЙЪОЙ. пОЙ ФПМШЛП РЩФБАФУС ЙЪНЕОЙФШ ЕЈ... рЩФБАФУС ЙЪНЕОЙФШ МАДЕК, ПВТБЪХНЙФШ ЙИ, ЧЕТОХФШ Ч ЙИ ДХЫЙ ЧПМА, ОБУФПСЭЙЕ ЮХЧУФЧБ... чТПДЕ ФБЛ.#187;
оХ ЮФП ФХФ ДПВБЧЙЫШ?..

Допускаемым властью. «Неформалами» в середине 80-х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли самые различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей - группы социальной инициативы, клубы по ин­тересам и подростковые банды. Первоначально слово «неформал» носило достаточно ярко выраженную негативную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.

В разговорной речи применяют и сокращённые формы - «нефоры», «ниферы» и прочее.

История

В СССР молодёжные субкультуры в целом не отличались большим разнообразием. Причинами этого, вероятно, были цензура, недоступность зарубежной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодёжных клубов. Наиболее массовым и заметным молодёжным движением с конца 70-х до начала 90-х годов XX века явилась так называемая «Система» - контркультурное , демонстративно-карнавальное движение, субкультура которого была осно­вана на двух контркультурных стилях: хипповском и панковском .

Главной характерной особенностью молодёжной субкультуры является её обособленность, отстранённость, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодёжной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодёжная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством всё чаще ложно оценивается как контркультура. Другой характерной особенностью современной молодёжной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности. Третьей характерной особенностью молодёжной субкультуры можно назвать её авангардность, устремлённость в будущее, часто - экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьёзного фундамента исторических и культурных традиций .

Характерными аксессуарами неформалов (по преимуществу хиппи) считались:

  • фенечки (браслеты из ниток или бисера),
  • рваные джинсы .

Кроме «Системы», к «неформалам» относили и близкие по духу движения - КСП (клубы самодеятельной песни), «Фэндом ». Неформалы вызывали жесткое неприятие у основной массы населения, что часто выливалось в стычки и драки. Основными врагами неформалов были люберы (подростки-«качки»). Неформалы старались избегать встреч с ними, даже будучи в численном превосходстве (самое крупное столкновение было в 1987 году на Крымском мосту , много народу с обеих сторон было скинуто в воду). Движение люберов просуществовало несколько лет и в 1990 г. распалось, уступив место нарастающим неформалам.

Неформальные субкультуры в СССР


В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого, вероятно, была высокая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности. Наиболее распространёнными в СССР молодёжными субкультурами были:

Образ жизни

Характерными элементами которого являлись:

  • сейшены (от англ. session ) - «квартирные» или подпольные концерты;
  • автостоп - путешествия;
  • сквоты - самовольный захват заброшенных зданий и создание коммун;
  • тусовки - традиционные места встреч.

См. также

Напишите отзыв о статье "Неформалы"

Литература

  • Здравомыслова Е. А. // Социология в России. - М., 1998. - С.545-568.
  • Анастасия Козлова // Вестник, Сургут, №21, 22.5.1998)
  • Розин М. В. // Вопросы психологии . - 1990. - № 4. - С. 91-99.
  • Игорь Пономарёв. // «Нева». - 2004. - №3
  • Тарасов А. Н. . // «Свободная мысль-XXI». - 2003. - № 3.
  • Тарасов А. Н. Молодёжь как объект классового эксперимента: , ,
  • Борис Фетисов // OCJ №11. Январь 1999 г.

Ссылки

  • // kompost.ru
  • Людмила Брус .
  • Светлана Амосова
  • Д. Саблин

Примечания

Отрывок, характеризующий Неформалы

«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
«Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.
Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо.
Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих.
– Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами.
– Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон.
Опять остановив лошадей, Николай оглянулся кругом себя. Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом волшебная равнина с рассыпанными по ней звездами.
«Захар кричит, чтобы я взял налево; а зачем налево? думал Николай. Разве мы к Мелюковым едем, разве это Мелюковка? Мы Бог знает где едем, и Бог знает, что с нами делается – и очень странно и хорошо то, что с нами делается». Он оглянулся в сани.
– Посмотри, у него и усы и ресницы, всё белое, – сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями.
«Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее».
– Не холодно ли вам? – спросил он. Они не отвечали и засмеялись. Диммлер из задних саней что то кричал, вероятно смешное, но нельзя было расслышать, что он кричал.
– Да, да, – смеясь отвечали голоса.
– Однако вот какой то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой то анфиладой мраморных ступеней, и какие то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких то зверей. «А ежели и в самом деле это Мелюковка, то еще страннее то, что мы ехали Бог знает где, и приехали в Мелюковку», думал Николай.
Действительно это была Мелюковка, и на подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами.
– Кто такой? – спрашивали с подъезда.
– Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.
– Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели!
– Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса.
Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.
– А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено.
Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она.
После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры.
Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых.
– Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.

Их можно встретить где угодно. На улице, в магазине, в кинотеатре, в подъезде... Их довольно много. Они носят черный цвет, обвешивают себя цепями, делают странные прически и ненавидят Жанну Фриске. Их мировоззрение в корне отличается от общепринятого. Они зачастую идут направо, в то время как все остальные идут налево.

Неформалы в современном обществе делятся на несколько категорий: панков (вечные пофигисты), готов (преследуемы мыслями о смерти), эмо (глубоко ранимые личности), стрейнджеров (панки, соблюдающие праведный образ жизни: не пьют, не курят и почти не ругаются), людей, особо не зацикливающихся на том, кем же именно они являются, и совсем чуть-чуть еще осталось хиппи . Все эти направления объединяет одна общая тема: музыка. Рок . Как сказал один мой хороший друг: «Рок вообще нельзя просто слушать, как слушают рэп , попсу , или клубняк . Рок — это сама жизнь, и им нужно жить. Рок — это наивысшая форма свободы. Свободы слова, мысли, сознания и чувств». Этим неформалы и отличаются от всех прочих культур. Все культуры, любое направление вписывается в определенные рамки и границы. Потому что так устроен мир. Неформалы же на этот мир плевали. А мир плевал на них... Печально, но это так. Потому что нельзя стать совершенно свободными. Всегда будет какая-то грань, за которую нельзя будет переступить.


В Ачинске неформалов можно встретить больше всего в районе Авату и 3-го микрорайона, меньше всего в районе Привокзального. Неформалы недолюбливают рэпперов и гопников . А рэпперы и гопники недолюбливают неформалов. Совершенно зря, я вам скажу.

Я вызвонил одного человека, для того чтобы взять у него интервью. Человека звали Сататаном. Он же Ананас. По рождению был наречен именем Валерий. Мы сидели в парке Победы и периодически поглядывали на небо. А точнее на тучи, которые по этому самому небу ходили.

— Скажи вот мне, как ты дошел до такого состояния?

— В смысле?

— Ну, когда ты начал слушать рок, когда приобщился к неформальному движению... Начиналось все с чего?..

— Скажи мне, ты согласен с тем, что неформалы — это не просто молодежное направление, но целая культура, целый социальный слой?

— Да, конечно.

— Тогда расскажи мне о своих политических взглядах. Как ты относишься к тому, что сейчас происходит в стране? Что ты обо всем этом думаешь?

— Я думаю, что бы ни происходило, как бы ни менялся социальный строй, всегда будут люди, которым будет хреново, и всегда будут люди, которым будет хорошо. А кто-то вообще будет в меду умываться.

— Еще раз об обществе... Какое положение в нем занимают неформалы? Как культура?

Тут решила высказаться NeedLZ:

— Верхнюю строчку.

Сататан ответить не успел. В это время Полтер неожиданно догадался о том, что здесь на самом деле происходит:

— Ты что, у него интервью берешь? Он же безмозглый!!!

За сим заявлением последовала ответная реакция Сататана, далее обмен любезностями, плавно перешедший в кровавую разборку. Понаблюдав за этой картиной некоторое время, я решил, что с Сататана на сегодня, пожалуй, хватит. Пришлось переключиться на NeedLZ, которая являлась эмо :

— Теперь твоя очередь. Расскажи мне про ачинских эмо.

Полтер: — Люди с недостатками, постоянно плачут и пускают сопли.

Народ засмеялся, начал что-то обсуждать. Стало шумно. Я продолжал дискуссию с NeedLZ:

— То есть эмо — это мода?

— Нет... Хотя у нас в городе, да.

Между тем со всех сторон уже сыпались теории, предложения и версии... Кто такие эмо , откуда появились, зачем они вообще нужны и чем известны. Нероли что-то упрямо бормотала про японских готов, Полтер — про законченных неудачников, и так далее... Стало понятно, что тему эмо придется оставить за кадром.

Среди всей этой шумихи только один человек сохранял относительное спокойствие. Приезжий неформал из Новосибирска. Зовут Антоном. В миру более известен как НеНормал. Он и стал моей следующей «жертвой».

— Антон, расскажи мне о новосибирской неформальной тусовке...

— Что именно?

— Начни с того, сколько вас там вообще... В Ачинске, например, только одна неформальная компания. Город маленький, все друг друга знают. Новосибирск побольше, там ситуация должна выглядеть по-другому. Сколько там у вас подобных сборищ?

— Все от времени зависит. Днем на площади Ленина собирается одна кучка. Вечером, там же, уже другая... И рядом тоже отдельными группами стоят. Только когда дождь идет, все собираются под крышей Оперного театра. Получается одна большая компания. Я так один раз 200 человек насчитал...


Дома возникла проблема с заключением. Я задался вопросом: чего же неформалы хотят от жизни? В поисках ответа обратился к своему другу Сергею. Он же Air. Ответ меня вполне устроил. «Неформалы ничего не хотят от жизни. Они только пытаются изменить её... Пытаются изменить людей, образумить их, вернуть в их души волю, настоящие чувства... Вроде так.»

Ну что тут добавишь?..

Мн. разг. 1. Неформальные, не утвержденные в законном порядке объединения, молодежные движения и группировки. 2. Представители таких объединений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …

Неформалы - сокращение от «неформальное объединение молодежи» общее название молодежных группировок, не состоявших в комсомоле и выпадавших своим поведением, образом жизни, внешним видом из общепринятых социальных норм, в официальной советской прессе второй… … Альтернативная культура. Энциклопедия

Неформал - Неформалы социальная группа; общее название для представителей различных молодёжных движений в СССР и России c 1980 х годов по настоящее время. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в… … Википедия

Р-Клуб (клуб) - У этого термина существуют и другие значения, см. Р Клуб (значения). Р Клуб (также R Club) московский клуб под руководством Александра Трофимова. В репертуар клуба включались исполнители музыки в стиле рок и рок н ролл (только живая музыка).… … Википедия

Шубин, Александр Владленович - Александр Владленович Шубин Дата рождения: 18 июля 1965(1965 07 18) (47 лет) Страна … Википедия

Диссиденты в СССР - Юлия Вишневская, Людмила Алексеева, Дина Каминская и Кронид Любарский. Мюнхен, 1978 … Википедия

Бритьё головы - Буддийскому монаху бреют голову для подготовки к его посвящению Бритьё головы один из способов принудительного или добровольного удаления волос с головы. Содержание … Википедия

Кузин, Олег Сергеевич - Генеральный директор ЗАО "Редакция газеты "Санкт Петербургские ведомости", главный редактор газеты "Санкт Петербургские ведомости"; родился 10 апреля 1953 г. в г. Ленинграде; окончил математико механический факультет… … Большая биографическая энциклопедия

неформал - м. разг. см. неформалы 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

неформальный - прил. 1. Не утвержденный в законном порядке, не признанный официально (об объединениях людей по каким либо признакам или интересам). 2. Связанный с неформалами [неформалы 2.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • , А. Шубин. Это книга в жанре свидетельства. Демократическая среда 80-х - неформалы - сначала искренне стремилась к "правильному" социализму, затем столь же искренне увлеклась - реконструируя себе… Купить за 500 руб
  • Преданная демократия. СССР и неформалы 1986-1989 , А. Шубин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Это книга в жанре свидетельства. Демократическая среда 80-х - неформалы - сначала искренне…

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОУ СПО

РЕФЕРАТ

На тему: «Неформалы»

Дисциплина: «Социальная психология»

Выполнил: ст.гр. 23ПВ

Худоян Роза Амаровна

Проверил:

г. Белогорск


I. Основная часть.

1). Понятие "неформалы". "Неформалы" - кто они?

Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они? Ответы на эти вопросы неоднозначны, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К тому же, бурная политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные формирования, причем эти изменения зачастую касаются не только форм и методов их деятельности, но и провозглашаемый целей. ФОРМАЛЬНОЙ обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации и объединения ничего этого не имеют.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди и дети, подростки и молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему борются с коррупцией. Стихийно возникающие молодежные группы именуют то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. С моей точки зрения, наиболее адекватным представляется термин "самодеятельное движение". И вот почему: во-первых, все они формируются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными; во-вторых, в большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете на реальную отдачу. Вот почему употреблявшийся первоначально термин "неформалы" является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно таких групп и объединений, как "Хиппи", "Панки", "Металлисты" и прочие другие группировки. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный, нестабильный характер.

"Любителями" же по традиции называют людей, посвятивших себя творчеству в непрофессиональной форме, будь то сценическое или изобразительное искусство, коллекционирование, изобретательство, общественная деятельность. Поэтому термин "самодеятельные организации" по отношению к таким объединениям представляется более оптимальным и может быть отнесен ко всем видам и направлениям молодежной активности. Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:

1. Сотрудничество.

2. Оппонирование и критика.

3. Оппозиция и борьба.

Все эти три функции органически взаимосвязаны и не могут быть искусственно отменены.

Таким образом, я думаю, что мы уже немного разобрались с вопросом: " Кто такие "НЕФОРМАЛЫ"? Хотя это довольно короткое объяснение данного понятия, все же я думаю, что суть более или менее ясна. Можно сказать еще более коротким определением, которое постараюсь сформулировать сам: "НЕФОРМАЛЫ" - это группа людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.

Может быть, мое определение не совсем полное и точное. Я просто попытался выразится кратко.

А). Экстернальная культура.

Экстернальные культуры существовали и существуют в разных обществах. Ранние христиане были экстерналами в Римской Империи. В средневековой Европе - это многочисленные ереси. В России - раскол.

Экстернальные культуры аккумулируют определенные нормы и символику. Если основная культура - это те нормы и символы, которые задают основной принцип упорядочения данного общества, то в экстернальные стекается все, что осталось вне основного мифа - самоописания общества.

Существует баланс двух подсистем общества: контркультура немыслима и не существует без официального общества. Они взаимодополнительны и связаны. Это одно целое. Для такого рода выпавших культур можно предложить термин "экстернальные" (от лат."externus"-чужой).Сообщества типа "Системы" действительно отчуждены от общества, хотя и неотделимы от него. Сфера экстернальной культуры включает, собственно, множество разных субкультур: например криминальную, богемную, наркомафию, и.т.д. Они экстернальны в той мере, в какой их внутренние ценности противопоставлены так называемым "общепринятым". Их объединяет то, что все они - локальные коммуникативные системы, расположенные вне рамок основной сети (той, что определяет государственное устройство).

Если представить общество в целом как иерархию взаимосвязанных позиций (статусов), то "Система" окажется между позиций, то есть вне общества. Не случайно общественным мнением и научной традицией она относится к сфере андеграунда (от англ."undeground" - подполье),контр-культуры, или в отечественном лексиконе было популярно еще словечко "неформалы". Все эти определения указывают на внеположенность, для которой характерны приставки "контр-", "под-","не-". Ясно, что речь идет о чем-то противостоящем ("контр-"),не видимом и скрытном (под-),неоформленном. Эта локализация вне структур общества вполне согласуется и с собственно "Системным" мировосприятием.

Необходимо дать характеристику "Системы", хотя бы самую общую, что бы можно было представить, о чем идет речь. Но сделать это оказывается непросто. Привычных черт сообщества здесь, кажется, нет. Сама "Система" категорически отвергает попытки свести ее к какой-либо социальной схеме. Типичный пример ее самоопределения - отрывок из статьи А. Мадисона - очень старого (олдового) хиппи из Талина:

"Движение, а его несравненно правильней было бы назвать сдвигом, не выставило ни громоздких лидеров, облаченных в пуленепробиваемую харизму, не породило организаций, объявивших священную войну всем и уж, конечно, в особенности друг другу за право курировать нетленные мощи ортодоксии, наконец не подвело под эту несуществующую ортодоксию никакой специальной хипповской философии, идеологии или религии. Вместо идеологии с самого начала были заземлены идеалы, формирующиеся достаточно просто - мир и любовь".

Действительно, "Систему" нельзя определить ни как организацию или партию, ни как общину или политическое (идейное, религиозное) движение. А как ее определить?

Вне общества.

Существует способ определения сообщества через его место в социальной структуре. Что касается "Системы", то ее типичный представитель находится в промежутке между позициями социальной структуры. Скажем, один "олдовый пипл" из Пскова так говорит о себе:

" На счет работы: я работал на многих предприятиях, но понимал, что это не мое... Есть одна работа, на которую я хочу попасть, она - моя.

Это - археология. Там я мог бы работать даже бесплатно".(ЛенТВ, передача" Взгляд ",25 февраля 1987г.)

Характерно, что он, с одной стороны, рабочий на заводе (это место, которое отвело ему общество), но сам он себя с этим статусом не идентифицирует: " Это не мое". С другой стороны, он считает " своим" делом археологию, но такое самоопределение не санкционировано обществом. Соответственно этот "пипл" оказывается в неопределенном положении и в отношении норм трудовой деятельности, ведь нормы связаны со статусом. В общем, типичный пример лиминальной личности, "подвешенной" между позиций.

В "Системе" к кому не подойди, такой же промежуточный считает себя художником, среди друзей известен как художник, а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без определенного места жительства). Здесь таких большинство. Статус в собственных глазах не совпадает со статусом в глазах общества. Принимаемые нормы и ценности иные, нежели предписанные обществом. Система, объединяющая таких людей, оказывается в результате сообществом, находящимся в промежутках социальной структуры, вне ее. Процитируем еще раз упоминавшегося уже Мадисона, раз уж он сам взял на себя роль хипповского историографа и теоретика: " Хиппизм, заявляет он, не вступает во взаимоотношения с конституцией, его неуправляемые владения начинаются там, где нет и в помине границ государственных. Эти владения повсюду, где горит огонь творящей независимости".

Все без исключения "пиплы" настаивают на своей непринадлежности к обществу, или иначе - независимости. Это - важная черта "Системного" самосознания. В.Тернер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к "лиминальным сообществам ",то есть возникающим и существующим в промежуточных областях социальных структур (от лат."лимен"-порог). Здесь собираются "лиминальные" личности, лица с неопределенным статусом, находящиеся в процессе перехода или выпавшие из общества.

Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В. Тернера,Т. Парсонса,Л. Фойера.