Субкультуры (неформальные движения молодежи) эмо. Исследование особенностей восприятия образа молодежной субкультуры эмо

Эмо в переводе с английского обозначает эмоциональный. Сейчас субкультура эмо на слуху у каждого подростка и молодежи. Это движение распространено в разных странах.

Молодежная субкультура эмо появилось сравнительно недавно. Иногда на улице или в общественном транспорте можно встретить интересных молодых людей, одетых во все черное, говорящих о совершенно загадочных вещах. Течение также имеет своеобразные символы и отличительные особенности, отличающих данное движение от других субкультур.

Внешний вид эмо-кидов

Одежда представителей субкультуры эмо характеризуется темными и розовыми оттенками. Многочисленный пирсинг, большие гриндерсы, извечная тема смерти и суицида. В этом субкультура эмо чем-то напоминает готов. Но здесь есть и свои отличия. Эмо отличаются повышенной чувствительностью, эмоциональностью. Некоторые эмо-киды также предпочитают розовый цвет в компании с черным.

Представители данной субкультуры одеваются достаточно своеобразно для обычных горожан. Это подростки и молодые люди с черными волосами, спадающими на лоб. Девушки предпочитают носить зачастую смешные, детские прически, яркие заколки, несколько хвостиков.

И девочки, и мальчики красят губы в светлый цвет, используют различные пудры и тональные крема, чтобы придать коже мертвенно-бледный вид. Глаза они предпочитают красить темными тенями, подводкой. Зауженные джинсы с различными заплатками, майка с изображением любимой группы, яркий макияж, а также челка набок - все это атрибуты данной субкультуры

Футболки с детскими рисунками в сочетании с одеждой черного цвета смотрятся довольно забавно. На ногах они носят кеды, на руках присутствуют разнообразные браслеты, выполненные из бисера разных оттенков. На ногтях обычно присутствует розовый или черный лак, в ушах наушники со включенной музыкой в стиле эмо. У подростков данного течения зачастую есть суицидальные наклонности.

Особенности субкультуры эмо

Достаточно распространенное явление среди эмо- бисексуальность. Подростки зачастую образуют пары с однополыми партнерами. Что часто подвергает общество в шок. Но они живут по своим особым правилам.

Эмо-киды зачастую придерживаются принципов течения под названием стрейтэдж. Это движение, которое пропагандирует здоровый образ жизни. Многие из представителей данной субкультуры достаточно тревожные и ранимые люди, которые обычно живут в своем выдуманном мире. Они страдают депрессией, отгораживаются от внешнего мира и его агрессии, прячут лица под длинными челками. Иногда вы можете встретить большое скопление эмо-кидов. Обычно это бывает перед выступлением какой-нибудь известной музыкальной группы.

Сегодня молодежная субкультура эмо на слуху практически у каждого подростка. Около десяти лет назад, не до конца разобравшись во всех тонкостях своеобразного стиля, многие мальчишки и девчонки охотно отращивали челки, красили волосы, надевали узкие джинсы и вели себя вызывающе эмоционально. Сейчас таких подростков, без сомнения, приписали бы к числу позеров. Итак, давайте поподробнее разберемся, что представляет собой жизнь в эмо стиле.

Если окунуться в историю….


Молодежная субкультура эмо покорила российскую молодежь в 2000х годах, хотя западные страны музыкальная «волна» захлестнула еще в 90х. По сути музыкальный стиль сочетает в себе специфический вариант исполнения хадкор – музыки, отличающийся бешенным темпом и резкими переходами от шепота к визгу или к реву (Гроулинг \ ). Основоположником данного направления считается вокалист американской группы - Айен Маккейн. На сегодняшний день существует огромное количество эмо – групп, из которых можно выделить - , и др.

Жизнь в стиле эмо


Подростки, нашедшие себя в этом стиле, отличаются ярким видом, необычным макияжем и своеобразной прической. Многочисленные значки и импровизированные заплатки – основные атрибуты субкультуры.

Суть эмо - культуры – открытое выражение искренних эмоций, противостояние несправедливости и истинное ощущение мировоззрения. Поэтому, достаточно большое количество приверженцев, не в состоянии прочувствовать всю чистоту собственных чувств, ограничиваются лишь внешней атрибутикой. В узкой эмо среде их называют позерами («подражателями») – лишенными обостренного восприятия мира. По сути, позер – это человек, имеющий поверхностные переживания, рассчитанные исключительно «на зрителя». Поэтому ему не стоит особого труда истереть и привлекать внимание окружающих в школе или в др. общественных местах.

Опасные ли эмоции?

Искреннее выражение эмоций – основное правило эмо – кидов. Они отличаются особой ранимостью, чувствительным мироощущением и частыми депрессивными состояниями. Существует мнение, что эмо – киды, находящиеся в постоянных переживаниях, склонны к суициду. Давайте разберемся, так ли это?

Некогда музыкальное направление стало смыслом жизни многих впечатлительных подростков. Но не всегда идеология эмо понимается правильно и довольно часто привлекает лишь внешняя «оболочка» субкультуры. Связи с этим многочисленные ряды позеров компенсируют субкультуру и вытесняют настоящих (тру) эмо.

В число «подражатели» входят подростки, испытывающие душевные угнетения и страдания, депрессии и агрессию. Они не скрывают своего отношения к суициду, открыто высказывают его на форумах, поскольку не знают (или не понимают) смысла своей дальнейшей жизни. Как пример –размышления одного эмо: «…Самоубийство - выход сильных людей. Только такой человек может послать всех на … и переступить черту. Я восхищаюсь ими! Я хочу быть таким!... ». С большой вероятностью могут найтись и другие последователи с не устоявшейся психикой, которые будут цитировать эти глупые и бессмысленные слова.

Поэтому общество открыто выражает свою неприязнь и бьет тревогу. Однако для немногих подростков молодежная субкультура эмо – это не только смысл жизни и душевное состояние, а в первую очередь музыкальное направление. Поэтому наслаждайтесь любимыми произведениями и не обращайте внимания сложенные неуравновешенными подростками стереотипы, порочащие всю субкультуру.

Скорее всего, каждый из нас встречал на улице хотя бы раз парней и девушек, для которых эмо субкультура стала важной частью в жизни. Одеваются представители такой субкультуры в странные черно-розовые одежды, при этом волосы покрашены, зачастую, в черный цвет, на теле много проколотых мест – пирсингов. Также еще одним опознавателем эмо является косая челка. В некоторых странах такую молодежь даже преследуют, насмехаются над ними, путая с представителями иной субкультуры – готами.

Не каждый знает, что эмо субкультура имеет глубокую историю, которая начинается еще с 1980 года. Из-за своего незнания люди считают, что эмо – это только стиль одежды:

  • черный макияж,
  • сумки через плечо, на которые повешены странные украшения в виде фенечки;
  • разорванные колготки и пр.

Также есть те люди, которые считают, что эмо любят ходить ночами на кладбище и читать грустные стихи, которые посвящены смерти. Определяя их к категории трудных подростков, являющиеся первыми кандидатам к суициду.

История возникновения субкультуры эмо

История появления эмо была связана с жителями округа Колумбия, которые и стали основателями новой субкультуры панк эмо, представителями которой были поклонники одного из музыкальных стилей. Они слушали не только хард-рок, но и наносили на свое тело тату, пирсинг, одевали «удавки» на шею.

Такое направление было специфическим, а потому отпочковалось от панк-рока и получило свое названием эмо-кора. У поклонников этих обоих стилей были свои устои по жизни, они воспринимали мир иначе, стараясь быть оригинальными, и ни в коем случае не повторятся. Потому и сложилось так, что субтильные юноши, красящие волосы в черный цвет, отдалились от бритых под ноль и накаченных до не возможности, парней.

Мироощущение представителей эмо

Во время расцвета нового течения в обществе, многим стало любопытно узнать больше о его представителях. Основной чертой, которых стало яркое, не скрытое, экспрессивное выражение личных эмоций и чувств. Потому, в некоторых массах, которые далеки от разнообразных течений, ходят слухи, что эмо очень плаксивые, депрессивные подростки, они не хотят взрослеть, а потому способны покончить с жизнью.

Не станем спорить, что романтизация смерти в этой субкультуре приветствуется, как и в субкультуре готов. Но это вовсе не жажда умереть от своих собственных рук, а просто стремление выразить свои чувства, при этом в независимости от того, какие они – веселые или же грустные. Наш мир дает больше поводов для слез, к огромному разочарованию.

Сами же представители субкультуры называют себя эмо-киды. Это название пошло от слов emotional и kid. В данном случае, эмо подчеркивают тот факт, что взрослеть им ой как неохота.

Музыкальные предпочтения эмо-кора

Каждая субкультура имеет свою идеологию, стиль и восприятие мира, но не стоит отметать тот факт, что рождена эмо-культура была в недрах любителей прослушивания музыкальных треков. Первые творцы субкультуры были выходцами из Вашингтона, они-то и смогли принести свою гармоничность в какофонию мэйнстрима.

Спустя годы на течение свое влияние оказал хинди и грандж-рок. В основном, все исполнители этих песен имеют высокий и сильный голос, который способен от шепота переходить в писклявый визг.

Сегодня же, эмо-стиль ближе к классическому кору, который имеет общее с хард-роком, но более мягок. Есть еще одно течение в музыке эмо – Ваоленс, оно отличается сложными текстами, жесткими нотами, повышенной агрессией.

Эмо панк отличается своей самоиронией и веселостью, но выдержать его неподготовленному человеку достаточно трудно, хотя есть и у него свои преданные поклонники.

Интересен тот факт, что многие музыкальные коллективы, которые в приоритете у эмо, говорят о том, что вовсе далеки от данного течения, а потому стараются использовать в своей творческой деятельности различные стили исполнения текстов.

На территории России лидером среди данной субкультуры является группа «Tokio Hotel», родом из Германии. Альбом этого коллектива под названием «Комната 483» имеет статус платинового. А вот группа «Fall Out Boy», хоть и отрицает эмо-стиль, называя себя поп-панками, но эксперты говорят, что их творчество характерно данной субкультуре.

Не остались в стороне композиции «30 Seconds To Mars», которые соединили в себе спейс-рок, альтернативу, прог-рок.

Сегодня особой популярностью пользуется музыкальный коллектив под названием «Monalisa». История появления ее началась в 2001 году, изначально под названием «Послезавтра».

Нельзя оставить без внимания и творчество группы «Океан Моей надежды», альбом которой имеет высокий спрос.

Время сейчас непростое: кругом хипстеры, рейверы, эмо… Беспристрастно рассказываем, кто же они такие ‒ представители субкультур.

Хиппи

Отрастить длинные волосы, слушать рок-н-ролл, путешествовать автостопом и открыто выступать против насилия, напевая «All you need is love», - этого достаточно для того, чтобы стать настоящим хиппи.

Для верности еще можно обвешаться фенечками, увлечься медитацией и дзен-буддизмом, решительно отказаться от мяса и податься в какую-нибудь американскую коммуну. Ведь именно в США в 1960-е зародилось это движение детей цветов.

Главная ценность для хиппи - свобода, достичь которой можно, только изменив себя изнутри. Среди приверженцев идей хиппи много нудистов и любителей «расширить свое сознание» с помощью галлюциногенов.

Не путать с хипстерами и растаманами.

Готы

Люди в черном с мрачным взглядом на жизнь регулярно становятся жертвами осуждения и агрессии со стороны общественности, в то время как протест против массовой культуры у них исключительно пассивный, в основном эстетический.

Готы славятся своей толерантностью и аполитичностью. Родина первых готов ‒ , их «отцы» ‒ панки. Стиль одежды может варьировать от панковского до средневекового, но это всегда траурность (иногда эротизм), черные волосы и ногти, подведенные глаза, часто много грима.

Растаманы

Для тех, кто , носит одежду трех заветных цветов эфиопского флага ‒ красного, зеленого, желтого ‒ и слушает рэгги, растафарианство ‒ не более чем субкультура.

Остальных стоит отнести к религиозным растаманам ‒ истинным почитателям Джа, презирающим «вавилон» в виде прагматичного западного общества и верящим, что при наступлении конца света бог всех «своих» распознает по дредам на голове и вытащит за волосы. Массовому распространению субкультуры способствовал рост популярности творчества ямайского певца Боба Марли. Каждый представитель движения ‒ творческая личность, занятая поиском истины.

Эмо

Субкультура эмо уходит корнями в американский хардкор 1980-х. Плач, стоны, шепот, срывающийся на крик, ‒ вот что отличает музыку, предпочитаемую теми, кто открыто выражает свои эмоции. А их спектр невелик: грусть, тоска и любовь.

Если растрогать вас непросто, то стать настоящим эмо вам не светит. Даже при наличии черной челки, закрывающей один глаз, темного макияжа, узких обтягивающих брюк и футболки с любимой группой.

Одежда эмо, как правило, сочетает в себе черный и розовый цвета, легкую неряшливость и множество аксессуаров вроде значков и браслетов. Субкультура не случайно ассоциируется со слезливыми подростками-максималистами: пока готы проводят время на кладбищах, эмо туда не пускают родители.

Панки

Думается, что панк ‒ это бескультурный бунтарь, наряженный в кожаную одежду с шипами, с цветным ирокезом на голове, с радостью пренебрегающий правилами личной гигиены и всегда готовый шокировать окружающих. Но философия панка больше, чем просто шум. Это активная борьба за свободу выбора, за обновление отмирающих общественных установок и традиционной культуры. Впрочем, далеко не все панки понимают что-то в политической теории, зато дружно поддерживают принципы отрицания существующего строя.

Их альтернатива ‒ анархизм. Музыка панк-групп ‒ агрессивные, непродолжительные треки на трех аккордах. Внешний вид и стиль игры подарила миру нью-йоркская группа «The Ramones».

Отаку

Среди японцев сегодня словом «отаку» называют помешанных на чем-либо фанатов. В России так принято называть в основном поклонников японских мультфильмов ‒ аниме. Чтобы назваться анимешником, недостаточно симпатизировать прекрасным творениям Миядзаки. Нужно как минимум засматриваться аниме с японской озвучкой и субтитрами, читать мангу, знать, что такое «тайтл», и мериться количеством просмотренных с другими «тру».

Большой популярностью среди отаку пользуются так называемые косплеи ‒ японские народные забавы, суть которых состоит в одевании и гримировании под любимых персонажей.

Хип-хоп

Сегодня прыгающий Богдан Титомир кажется не столько эпатажным, сколько забавным. Именно с его творчества и начинался русский хип-хоп и русский рэп, хотя традиционно он считался культурой черных мужчин, поскольку зародился в африканских кварталах Бронкса.

Субкультура хип-хоп включает такие элементы, как брейк-данс, граффити, бит-боксинг, диджеинг и эмсиинг ‒ читающего рэп называют «эмси». Если вам кажется, что хипхоперы носят одежду на несколько размеров больше своего, знайте ‒ это часть стиля. Широкие джинсы, множество карманов, кофты с капюшоном, бейсболки, кеды и, конечно, невообразимо массивные брелоки и цепи.

Скинхеды

Это сегодня политические взгляды скинхедов колеблются от ультралевых до антифашистов, а изначально эта субкультура была абсолютно аполитичной. Бритоголовые парни в клетчатых рубашках, тонких подтяжках, подвернутых джинсах и высоких ботинках слушали преимущественно ска и соул.

В России же распространилось течение, не имеющее к ним никакого отношения, ‒ нацисты «вайт-пауэр». Эти одеты в кожаные куртки, футболки со слоганами, армейские ботинки, чрезмерно татуированы и агрессивно настроены в отношении национальных меньшинств, а также разной «нечисти» вроде рокеров, панков, ролевиков и анимешников.

Хипстеры

«Свитер, перешедший к вам от бабушки, очки в стиле Боба Дилана плюс бриджи из джинсовой ткани, кеды «Converse» и банка «Pabst» ‒ бам, вот вам и хипстер», ‒ иронизирует журнал «Time».

В 2000-е хипстерами начали называть молодежь среднего класса, увлекающуюся элитарной зарубежной культурой и искусством, а также инди-роком, артхаусом и современной литературой.

Если говорить о моде, то это непременно все винтажное, сумки-мешки и различные «культовые» предметы, например, пластинки известных групп. Сочетание старого и нового: «Молескин» и iPhone. Критики часто обвиняют хипстеров в излишнем вещизме, который «заменяет внутреннее содержание», и неспособности создавать что-то новое.

Рейверы

Рейв ‒ это крупная дискотека, на которой играет электронная музыка. Субкультура рейверов выросла из движения «кислотников». До конца 1980-х психоделическая и другая электронная музыка собирала в лондонских клубах тысячи желающих потанцевать в толпе и глотнуть экстази, а в 1990-е движение приняло массовую форму.

Сегодня культ рейва - это бесконечные ночные тусовки, пацифизм и унисекс. В одежде встречаются яркие цвета, пластиковые очки, цветные пряди длинных волос у девушек, пирсинг, вызывающие костюмы, колготки сеточкой, шорты и короткие юбки. Самым крупными рейвами остаются Ибица, Ловпарад и Sensation White.

Фурри

Все, симпатизирующие «очеловеченным» животным, мечтают почувствовать себя «озверенными» людьми. Фурри ‒ это сообщества ярых поклонников антропоморфных животных, самовыражающихся в самых разных видах искусства ‒ от живописи до литературы жанра фентези.

Самыми обожаемыми остаются млекопитающие «пушистики», хотя рептилии и птицы тоже не остаются в стороне. Одни фурри самостоятельно изготавливают костюмы животных для участия в конвентах, парадах, акциях и фестивалях, другие создают собственных персонажей в виртуальной реальности ‒ фурсонов ‒ для ролевых интернет-игр.

Ролевики

Эти любители ролевых игр живого действия появились в России в 1980-е с развитием клубов любителей фантастики. Кроме литературы, ролевиков отличает свой жаргон, своя оригинальная музыка и свои конверты ‒ собрания, на которых члены сообщества могут обсудить прошедшие и предстоящие игры, поупражняться в историческом фехтовании и прочее.

Самую большую популярность приобрело движение толкиенистов ‒ поклонников творчества Дж. Р. Р. Толкиена. Они реконструировали описанные автором картины, в том числе одежду и оружие персонажей: эльфов, орков, гномов, хоббитов и т.д. Первые толкиенисты занимались даже научными исследованиями произведений.

Фото: thinkstockphotos.com, flickr.com

Эмо - сокращение от «эмоциональный» - термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик - отличительные особенности этого стиля. Тексты песен носят личный характер - о переживаниях автора, сообщается на сайте Википедии.
Сегодня этот стиль музыки подразделяется на: эмокор, эмо-рок, кибер-эмо, панк-эмо, эмо-вайоленс, скримо, френч-эмокор хардкор-сан-диего и др. Поклонники эмо-музыки, выделяемые в особую субкультуру, называются эмокидами.
Понятие эмо очень распространено среди современной молодежи. Кроме яркого прикида, прически и макияжа у этих ребят есть другие способы выразить себя. Через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни.
Существует несколько теорий на тему того, как в целом началось движение Эмо.
Первая предполагает, что "эмо" образовалось в 1980-х, как способ описать ветвь хардкорного панка, который возник в 1980х, и "эмо" это сокращение от "эмоциональный хардкор", что в конечном счете вылилось в измененную грандкором панк-музыку.
Однако большинство людей, которые следят за появлением новых субкультур, считают, что "эмо" означает "нервные дети, которые выкладывают свои фото на MySpace и режут себя".
Другие считают, что течение эмо возникло в начале 1980-х.

Такую историю предлагает сайт Википедии:

В конце 1983 хардкор-панковая сцена, вспыхнувшая в 1981 году, кажется, стала терять запал и свежие идеи в рамках образовавшегося вашингтонского хардкорового звучания. Тоскливый, посмертный диск Minor Threat «Salad Days» вышел в 1984 году и забил последний гвоздь в гроб вашингтонского хардкора. Группы по всей стране стали искать новые направления: DRI и Bad Brains начали играть легкий метал, 7Seconds ушёл в U2 джангл-альтернатив, и прочее. Стиль Вашингтона стал изменяться в основном по направлению к мелодическому року с панковской чувственностью.
1984 год обозначил выход альбома «Zen Arcade» группы Hüsker Dü из Миннеаполиса, ставший свидетельством их нового сочного звука, сочетавшего мягкую, негативную вокальную подачу и средние гитары с замедленными роковыми темпами и более легким, хаотичным написанием песен.
Весной 1984 из членов The Untouchables, Faith и Deadline сформировалась новая группа под названием Rites Of Spring. Эта группа сохранила панковскую скорость и бешенство, но подмешивает совершенно новую вокальную технику. Певец Guy Picciotto почти всё время удерживает неистовый панковый стиль пения, время от времени углубляясь в очень личную лирику, окрашенную эмоциями и духовными исканиями. В кульминационных моментах его голос превращается в горловой, сиплый, девчачий стон.

Первая волна (1985-1994)

Лето 1985 стало известным как «Революционное лето», именно тогда в бассейне панковой музыки Вашингтона поднялась новая волна групп с разнообразным роковым звучанием, ориентированных на рок-темп, музыкальность и мелодичный вокал: Gray Matter, Soulside, Ignition, Marginal Man , Fire Party, Rain, Shudder to Think и др. Некоторые группы сохранили быстрое хардкоровое звучание, основанное на панке с новыми вокальными методами, заметным исключением можно считать Dag Nasty.
Айен Маккей - один из основоположников Эмо-движения.
Вокалист Minor Threat, Айен Маккей (англ. Ian MacKaye), поет для группы Embrace (сравните название группы с более ранними DC группами Minor Threat, Void и State Of Alert), чья лирика была эмоциональная и самоаналитична, но всё ещё ясна и недвусмысленна. В музыкальном плане, группа (сформированная в основном из бывших членов Faith) пишет несколько шумную музыку в среднем темпе, с большим числом гитарных поп-приемов. Вокал Маккея сохраняет свою фирменное солидное произнесение, с единичными проблесками эмоциональной передачи.Так же Айен Маккей основатель sXe движения, которое стало популярно среди эмокорщиков и хардкорщиков.
Звучание этих групп со временем стало известно как «классическое вашингтонское звучание» Часть этого звучания была иронично названа «Эмо», как сокращение от «эмоциональный». Один из источников утверждает что этот термин впервые появился в флипсайдовском интервью с Айеном Маккеем. Вскоре после этого вашингтонские группы получили ярлык «Эмокор».
Чуть позже (в 1986 году) некоторые группы стали фокусироваться на элементе «Эмо» как таковом. Видимо, первыми после Rites of Spring это сделали The Hated в Аннаполисе (рядом с Вашингтоном). Вскоре после этого в том же городе появляются Moss Icon, которые разбирают Эмо-элемент до самого ядра и добавляют немалую долю изощренной, арпеджированной гитарной мелодии (Tonie Joy, позднее в Born Against, Lava, Universal Order of Armageddon и др.) с сильным ацентом на громких и мягких переходах. Вокал также покоряет новую землю, взлетая до настоящего крика на пределе легких в кульминациях песен.
К началу 90-х этот стиль приобрёл достаточную известность в независимой музыкальной среде и вылился в отдельную субкультуру, появлялись новые подвиды этого стиля.

Вторая волна (1994-2000)

В 1994 году благодаря выходу дебютного диска группы Sunny Day Real Estate «Diary» Эмо стал известен широкому кругу слушателей. В то же время он претерпел значительные изменения в плане музыки - стал более слушабельным, сказались влияния других стилей, таких как гранж и инди-рок. Появлялось множество групп схожих с Sunny Day Real Estate по стилю - Mineral, Christie Front Drive, Braid, Boys Life и т. д. Таким образом, благодаря этим группам Эмо попал в ротацию на радио- и телепрограммы.

Третья волна (2000-по наши дни)

На данный момент Эмо прочно укрепилось в молодёжной культуре, появляется всё больше коммерчески успешных проектов, таких как The Used, Funeral For A Friend и прочие, но по звучанию они уже далеки от изначальных Эмо-коллективов. Эмо-стиль распространился не только на музыку, но и на одежду эмо-кидов.
Самое главное стремление эмо-кида - найти большую чистую любовь. Влюбившись, они отдаются всепоглощающему чувству не хуже, чем Ромео и Джульетта (и не стоит забывать, что основные представители эмо-культуры - примерно одного возраста с героями трагедии Шекспира). Но не дай бог окажется, что они ошиблись и этот человек не настоящая вторая половинка! Страданиям эмо-кидов не будет предела, ближайшие часы они посвятят размышлениям о несовершенстве нашего мира. Но это не навсегда: поплакав пару дней, они устремляются к дальнейшему поиску.

Любовь - это идеальное чувство, которое нельзя скрывать, уверяют эмо-киды. Поэтому, если сердце разрывается на куски, эмо не будет молчать об этом - он будет открыто грустить, переживатьи если нужно, плакать навзрыд.
Особенно сильные эмоции вызывает в эмо-кидах музыка. На эмо-фестивалях толпы эмо-кидов в яркой одежде не в силах справиться со своими эмоциями и едва ли не заливают слезами танцпол. Но это, конечно, крайности: тру-эмо (истинные. эмо, от англ. truth - правда, истина) могут всплакнуть под грустный мотив, но никогда не будут делать из этого шоу.

Эмо-культура в России

Российские тинейджеры быстро подхватили западное течение эмо-культуры. Очевидно, что хулителей этого направления в нашей стране появилось гораздо больше, чем почитателей. Первые говорят о неестественности подобного явления в России. По их мнению, калька, взятая с запада, противоречит истинной культуре бывшего Советского союза. Другие утверждают, что представители этого направления отличаются юным возрастом, и такие переживания как раз характерны для молодых, несостоявшихся и эмоциональных подростков, то есть серьезно относиться к такой кульуре не стоит. Третьи утверждают, что желание эмо-кидов быть «собой» и при этом четкое следование инструкциям типа «как должен выглядеть тру-эмо» - более чем парадоксально. Почитатели же утверждают, что в России есть несколько музыкальных групп, основавших направление эмо. Например, «Психея». Впрочем, даже известная российская певица Мара вздумала выпустить альбом в стиле эмо. Если представители шоу-бизнеса делают на относительно новое движение ставку, значит оно становится в нашей стране все популярнее. В интернете можно найти огромное количество ресурсов, где предлагают заказать нашивки, футболки, значки, браслеты и даже настенные календари в стиле эмо. Каким образом приживется это направление в нашей стране, «обрусеет» или наложит отпечаток на культуре России, покажет время.