Какой войне посвящен памятник кутузову.

В мае 1912 года Комитет ревнителей памяти Отечественной войны начал сбор средств по подписке на создание памятника Михаилу Кутузову. К 1 января 1916 года сумма составила 50 653 рубля 77 копеек. Однако этих денег было недостаточно. Проект свернули из-за революции 1917-го .

Следующая попытка воздвигнуть памятник в Москве была предпринята в 1945 году - в связи с двухсотлетним юбилеем со дня рождения полководца. Иосиф Сталин лично подписал указ об установке 8 сентября этого же года. Скульптором выбрали Николая Томского. Соорудить памятник не успели: с началом руководства Никита Хрущёв запустил политику борьбы с культом личности , проект из-за подписи Сталина был заморожен. Однако в 1962-м по инициативе Хрущёва Президиум ЦК КПСС принял решение № П58/XI «О сооружении монумента в ознаменование победы народов нашей страны в Отечественной войне 1812 года и о восстановлении монумента Свободы" .

Воздвигнуть в Москве на месте предполагавшегося сооружения памятника М. Кутузову монумент в ознаменование победы народов нашей страны в Отечественной войне 1812 года, в котором воплотить также образ М. Кутузова и других выдающихся полководцев. Обязать Министерство культуры СССР и Мосгорисполком провести в 1962 году конкурс на лучший проект указанного монумента <…> Во изменение постановления Совнаркома СССР от 8 сентября 1945 года N 2399 установление памятника М. Кутузову в Москве считать нецелесообразным.

Во всесоюзном открытом конкурсе участвовало 52 скульптурных проекта, помимо них поступило 45 письменных предложений его внешнего вида. Все работы выставили в Центральном выставочном зале Москвы. 11 сентября 1963 года было проведено общественное обсуждение произведений, в котором участвовали представители различных организаций, учреждений и художественной общественности. В начале октября этого же года состоялось заседание жюри конкурса, которое отклонило все проекты .

Жюри пришло к заключению, что ни в одном из проектов… тема героической победы русской армии и народов России над захватнической армией Наполеона … не нашла художественно-образного воплощения. Идейное содержание представленных проектов в большинстве случаев не соответствовало широте и значению отображаемой темы. В связи с этим жюри не рекомендовало к осуществлению ни один из проектов и не сочло возможным присуждение первой и второй премий.

29 декабря 1963 года вышло решение Президиума ЦК КПСС, которое постановило провести закрытый заказной конкурс с привлечением нескольких творческих коллективов. Однако он не состоялся. Два года спустя народные художники СССР Сергей Конёнков , Матвей Манизер , Валентин Серов и Герой Социалистического Труда архитектор Владимир Гельфрейх направили письмо в ЦК КПСС с просьбой установить памятник работы Николая Томского на Бородинском поле .

В 1962 году народный художник СССР Н. В. Томский завершил работу над памятником М. И. Кутузову и славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года. Глубокая патриотическая идея монумента раскрыта скульптором художественно убедительно, ясным и выразительным пластическим языком. К сожалению, вопрос о месте сооружения памятника до настоящего времени не решен. Модель памятника, отлитая в гипсе, не может долго храниться, и поэтому сейчас возникла опасность, что это значительное монументальное произведение - результат многолетнего труда скульптора Н. В. Томского может погибнуть

В 1912 году был образован комитет по сбору денежных средств на памятник Кутузову. Правда, комитет был создан только через год. А сбор средств начался в тот же период, только надвинувшаяся Гражданская война и другие события заставили надолго забыть о вопросе установки памятника. В 1945 году исполнилось двести лет знаменитому Кутузову, в тот период решили установить памятник Кутузову на Бородинском поле, в Москве. Было представлено на рассмотрение несколько проектов, в итоге решили установить памятник, представленный скульптором Томским Н.В. находится на Манежной площади.

Художник работал над монументом примерно тридцать лет. В результате в 1973, 6 июля состоялось торжественное открытие памятника. Это произошло в 160-летие с момента смерти великого полководца. Конная статуя Кутузова была изготовлена из бронзы, она возвышается из 26 фигур, которая представляет собой целую монументальную группу. Также на постаменте была сделана надпись, увековечивающая память об этом великом человеке. Постамент окружают фигуры, которые состоят из трех групп - это военачальники, партизаны и солдаты, что в целом вполне символично.

На бронзовой скульптуре полководец изображен в парадном мундире, сидящем верхом на коне. Как будто Кутузов осматривает поле боя. Скульптурная композиция из 26 фигур представляют собой участников военных действий против французов, среди них - ополченцы, солдаты и офицеры. Интересным моментом является то, что фигуры являются воплощением конкретных исторических лиц. Можно увидеть на этих скульптурах портретное сходство с участниками 1812 года. К примеру, здесь можно узнать черты генералов Ермолова А.П., Багратиона П.И, Раевского Н.Н., Платова М.И, поэта Давыдова Д.В. и, конечно, фигуры партизан. Памятник Кутузову является одним из самых посещаемых достопримечательностей Москвы.

Немного истории

Полководец Кутузов получил высший боевой орден Георгия первой степени, а также он был поощрен титулом светлейшего князя. К сожалению, в этот момент его здоровье сильно пошатнулось, что привело к его смерти в 1813 году в Силезии. Тело полководца забальзамировали, затем его отправили в Петербург и похоронили в Казанском соборе. Но памятник Кутузову задумали установить только через сто лет после его смерти. При этом сбор пожертвований длился свыше трех лет, только этих средств было мало. Кроме того, как мы уже выше сказали, ряд обстоятельств отложили осуществления этого замысла.

После установки памятника через одиннадцать лет, сам скульптор Томский говорил, что памятник Кутузову посвящен не только величайшему российскому полководцу, также речь идет о пламенном патриотизме российского народа. Интересно, что с давних времен известна традиционная композиция памятника Кутузову на коне. Ведь Михаила Илларионовича сложно представить без всех полководческих регалий. Его облик говорит о старом и грузном человеке, который был изранен в сражениях. Он официально идеализирован, практически в торжественном духе. Хотя все же в натуре этого великого полководца остается мудрость и вера в российский народ, а также спокойное достоинство победителя. также обязателен для посещения.

Многофигурная композиция, которая состоит из 26 фигур, каждая из которых отличается высотой в три метра. Они поражают посетителей разнообразными жестикуляциями, позами, атрибутикой, сюжетными ситуациями и отдельными изображениями одежды. Монумент отличается своей гармоничностью и отлично выглядит со всех сторон. Каждый турист, приезжающий в Москву, обязательно выделяет время, чтобы увидеть этот величественный ансамбль с памятником Кутузову.

Через 25 лет после великой победы России в Отечественной войне 1812 года на Казанской площади появился памятник полководцу Михаилу Кутузову. Собственно, государь Александр I издал указ о его сооружении еще в 1818 году, так почему же понадобилась четверть века, дабы монумент занял свое место?

После захоронения фельдмаршала Кутузова в Казанском соборе вопрос с местом установки монумента был решен – только на Казанской площади. Но кому доверить изготовление памятника? Выбор пал на скульптора Эдуарда Шмидта фон дер Лауница. Его задача осложнялась тем, что монумент должен быть выполнен в полный рост, в парадном мундире фельдмаршала, с кинжалом, жезлом и иметь портретное сходство с Михаилом Илларионовичем. Представленные скульптором в 1827 году эскизы памятника признали негодными. Комиссия решила, что Лауниц не справился с заданием, и объявила конкурс.

Однако, из-за довольно жестких требований к внешнему виду монумента, желающих поучаствовать в отборе не находилось. Наконец, в 1828 году из Рима был выписан скульптор-самородок Борис Смирнов. Талантливый юноша, уроженец Орловской губернии, за свое прилежание и мастерство был выкуплен из крепостной зависимости под фамилией Орловский и отправлен в Италию совершенствоваться в скульптурном искусстве.

Приняв за основу парадный портрет Кутузова, выполненный английским художником Джорджем Доу, Орловский уже в 1830 году представил эскизы будущего памятника. Они получили одобрение, и скульптор приступил к изготовлению глиняной модели. Созданная в дальнейшем гипсовая модель также была одобрена.

В это же время к проектированию постамента приступает архитектор Василий Стасов. Гранитный пьедестал, имеющий высоту 3,5 метра, по его проекту высекает Самсон Суханов. Отлив бронзовой фигуры доверили опытному мастеру Василию Екимову. На статую высотой 4,1 м ушло более 7 тонн меди. Летом 1837 года памятник занял свое место на постаменте.

Монумент открыли в декабре 1837 года в торжественной обстановке. Открытие было приурочено к 25-летию победы России над армией Бонапарта. Кутузова изобразили в фельдмаршальском мундире, на котором скульптор тщательно вылепил награды, эполеты, парадное шитье. В правой руке полководца – шпага, левой он держит фельдмаршальский жезл. К ногам героя брошены знамена поверженной французской армии. Орловский несколько приукрасил фигуру Кутузова, придав ей больше энергии и воинственности. С лицевой стороны на постаменте золотом высечена надпись: “Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому 1812”, на обратной стороне - “Скульптор Б.Орловский”. Металлические ограждения вокруг памятника появились в 1838 году.

Всего девять дней не дожил до открытия монумента Борис Орловский, на несколько месяцев раньше скончался Василий Екимов.

Во время Великой Отечественной войны памятник Михаилу Кутузову стал для жителей города символом стойкости и героизма. Во время блокады монумент не снимали с пьедестала и не укрывали мешками с песком. Он получил небольшие повреждения и после войны был полностью отреставрирован.

Орловский Б. И., Стасов В. П., Суханов С.

Идея создания памятников фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли принадлежит императору Александру I. Её он выразил в царском рескрипте от 23 сентября 1818 года, где пожелал увидеть эти памятники перед Казанским собором :

"(...) Прославляя бессмертные деяния времён минувших, изъявим справедливую признательность и к заслугам нашего времени: слава Генерал-Фельдмаршалов, Князей Голенищева-Кутузова-Смоленского и Барклая-де-Толли, требует также достойных Памятников, коими украсятся две площади пред Соборным Храмом Казанской Божией Матери, где Россияне видят многочисленные Трофеи побед своих. Дарованных Нам Господом, и благословенных человечеством. Произведение в действо сего намерения поручено Мною особенной, для того учреждённой, Комиссии. Пребываю вам благосклонный... АЛЕКСАНДР." [Цит. по: 2, с. 14]

Изготовление моделей памятников в 1823 году было поручено немецкому скульптору Э. Лауницу. Однако него работа не смогла удовлетворить заказчика. В 1829 году Николаем I был организован конкурс на создания скульптур Кутузова и Барклая-де-Толли. Для участия в нём из Рима были отозваны молодые скульпторы Б. И. Орловский и С. И. Гальберг. Выиграл конкурс Борис Иванович Орловский, который в январе 1830 года приступил к исполнению статуй.

19 апреля 1830 года совместно с президентом Академии художеств Алексеем Николаевичем Олениным и архитектором Огюстом Монферраном он принимал участие в поиске места у Казанского собора, где было бы уместно расположить памятники. Решение было найдено - фигуры полководцев должны быть установлены на пьедесталы строго против колоннады собора, близ Невского проспекта . Их вписали в боковые порталы храма как в огромные прямоугольные рамы.

Судьба постаментов к памятникам решалась в том же 1830 году. Огюст Монферран предлагал изготовить их из красного мрамора и декорировать бронзовыми барельефами. Орловский не соглашался с таким ярким оформлением постаментов, предлагал сделать их менее пышными, из северного гранита. Орловский также отверг предложение Монферрана выполнить надписи на постаментах накладными бронзовыми буквами, сославшись на непрочность такого варианта. Он предлагал вырубить буквы в камне. Кроме всего прочего, Орловский убедил Николая I в экономичности своего предложения. Гранитные постаменты обошлись бы казне в 127 700 рублей, тогда как мраморные - в 132 800. В итоге император принял доводы Орловского, но вскоре принял третье решение, подсказанное архитектором В. П. Стасовым . Тот предложил ещё более дешёвое решение создания пьедесталов, при котором они могли обойтись казне всего в 38 000 рублей. Таким образом автором пьедесталов стали Орловский и Стасов, их изготовление поручили знаменитому каменотёсу Самсону Суханову. Заказ был выполнен весной 1837 года.

Разработку модели статуи М. И. Кутузова Орловский завершил в 1831 году. Отливка памятников была поручена литейных дел мастеру Василию Павловичу Екимову. В 1832 году была отлита фигура Кутузова, в мае 1836 года со второй попытки - фигура Барклая-де-Толли . При первой попытке лопнула одна из трубок по которой протекал расплавленный металл.

Из литейной мастерской Академии художеств памятники были доставлены на Казанскую площадь при помощи силы 165 грузчиков. 30 мая 1837 года на постамент была поставлена фигура М. И. Кутузова, 15 июня - М. Б. Барклая-де-Толли. Сооружением памятников руководил архитектор К. А. Тон .

Торжественное открытие памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклая-де-Толли произошло 25 декабря 1837 года. Орловскому не было суждено увидеть итог своей работы. Он умер за восемь дней до торжественного открытия монументов. Открытие памятников описанов газете "Русский инвалид":

"Русское торжество воспоминания об отражении неприятельского нашествия в 1812-м году, праздновано было в минувшую субботу, 25 декабря, в день Рождества Спасителя, в Императорском Эрмитаже, где на сей случай устроена была походная церковь. В Высочайшем присутствии Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств... в собрании многих знаменитых особ... принесено было по совершению Божественной Литургии, благодарственное молебствие Господу Богу, за двадцать пять лет перед сим сохранившему и прославившему верную Ему и Его Помазанникам Россию.

В то самое время, когда последовал первый из ста одного выстрелов, которыми сопровождалось торжество, упали завесы с памятников, воздвигнутых пред Казанским Собором, и лики знаменитых героев отечественной войны, Князя Кутузова-Смоленского и Князя Барклая-де-Толли открылись благодарному потомству." [Цит. по: 2, с. 15, 16]

Спустя несколько дней памятникам были отданы воинские почести:

"Государь Император, в течении нескольких месяцев путешествия Своего не видавший Гвардейского Корпуса с полном его составе, соизволил ныне сделать оному общий парад, чтобы в то же время воздать должную честь героям войны 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, которых памятники были открыты в день празднования двадцатипятилетия со времени освобождения России от вражеского нашествия. В среду, 29 декабря, в 11 часов все войска, составляющие Санктпетербургский гарнизон, выстроились на Адмиралтейской Площади. В полдень Государь Император, со свитою Своею, объехал ряды храбрых Своих воинов, и повёл их на Невский проспект. Поравнявшись с монументом Фельдмаршала Князя Барклая-де-Толли, Государь остановил войско, которое сделало на караул и воскликнуло ура! Полководцу, начавшему военные действия в 1812 году, и через двадцать месяцев приведшем Русскую армию к Парижу. Потом Государь, таким же образом, остановился у памятника Князя Кутузова-Смоленского, и отдал честь военоначальнику, сокрушившему в сердце России силу непобедимого дотоле завоевателя, изгнавшему его из пределов наших, и положившему начало всем дальнейшим успехам, к бессмертной славе Русского оружия. Ура победное и торжественное вторично поколебало воздух." [Цит. по: 2, с. 16]

Орловскому удалось добиться не только максимального портретного сходства своего произведения с реальными историческими персонажами, но и раскрытия их сути характера. Барклая-де-Толли скульптор изобразил в грустном ожидании, Кутузова же - в стремительном действии. Первый из них командовал русской армией на первом этапе войны, когда она была вынуждена совершать вынужденный отход. Второй же командовал на втором этапе, при разгроме французов. Вперые в русском монументальном искусстве полководцы были изображены одетыми не в туники или античные мантии, а в военные мундиры.

Оба полководца показаны попирающими поверженные французские знамена. Барклай-де-Толли стоит на ещё полураспущенном знамени с орлом, у которого приподняты крылья. Кутузов же стоит на свёрнутом знамени. Орёл под ним окончательно повержен.

После момента открытия памятников площадь постоянно наполнялась большим количеством желающих их увидеть. Поэтому в начале 1839 года пьедесталы были обнесены чугунной оградой работы К. А. Тона. Позже её заменили металлическими тумбами с цепями.

Во время Великой Отечественной войны многие ленинградские памятники укрывали в земле для их защиты от осколков и снарядов. Но монументы Кутузову и Барклаю-де-Толли не были сняты с пьедесталов. Проходившие рядом воинские части проходили мимо них строевым шагом, отдавая воинское приветствие великим русским полководцам.

Профилактические реставрации скульптур проводились в 1945 и 1972 годах. Последняя реставрация памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли была произведена в 2002 году. При этом отмечалось, что состояние второй фигуры хуже из-за менее качественной отливки. На время ремонта скульптуры укрывали строительными лесами. Их промыли специальным составом и покрыли воском. Взору прохожих памятники вновь открылись в 20-х числах декабря.


Источник Страницы Дата обращения
1) 29.07.2012 г. 11:01
2) (Стр. 14-19) 05.06.2014 г. 12:14

Памятник известному русскому военачальнику генерал-фельдмаршалу М. И. Кутузову в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен на Казанской площади в 1837 году в честь 25-летия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Автор скульптуры — Б. И. Орловский, постамента — В. П. Стасов, архитектурное руководство — К. А. Тон.

Появление памятника Кутузову перед Казанским собором было далеко не случайным. Именно отсюда полководец отправился в 1812 году командовать русскими войсками, именно в этом храме фельдмаршал был похоронен с высшими воинскими почестями в 1813 году, поэтому собор очень быстро стал приобретать роль мемориала русской воинской славы. Уже через 6 лет после победы над Наполеоном император Александр I издал указ о сооружении монументов в честь М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли, но только в 1827 году, уже при Николае I, было решено установить памятники этим двум фельдмаршалам, героям Отечественной войны.

Сначала скульптурный заказ поступил немецкому мастеру Э. Лауницу, но его эскизы не удовлетворили заказчика, и в 1829 году заказ перепоручили русским скульпторам — Б. И. Орловскому и С. И. Гальбергу, первый из которых и выиграл конкурс. После утверждения эскизов и отливки статуй встал вопрос о выборе основания. В итоге, в качестве пьедестала утвердили гранитный постамент авторства В. П. Стасова. В 1837 году, к 25-летнему юбилею победы русской армии над французской, состоялось торжественное открытие монумента, это мероприятие сопровождали военный парад и салют.

Бронзовая фигура М. И. Кутузова, исполненная портретного сходства, изображена в маршальском мундире, в правой руке он держит шпагу, в левой — маршальский жезл. У ног полководца лежат знамена поверженной армии Бонапарта. На лицевой стороне основания монумента золотыми буквами написано: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому 1812», на обратной стороне: «Скульптор Б. Орловский». Изображение военачальника в современном мундире, а не в античном одеянии, впервые в русском монументальном искусстве было использовано именно здесь.

Памятник Кутузову упрочил значение Казанской площади как места русской воинской славы, а сам памятник стал символом стойкости русского народа. Именно поэтому в годы Ленинградской блокады памятник не снимали с постамента и не укрывали мешками с песком. Открытая и непокоренная фигура М. И. Кутузова вселяла в жителей города надежду на скорую победу.

Высота самого памятника составляет 4,1 метра, высота пьедестала — 3,5 метра.

Памятник М. И. Кутузову включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение памятника М. И. Кутузову будет интересно всем туристам, интересующимся монументальной архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —