Картины айвазовского где находятся. Картина "Чёрное море", Айвазовский - описание

Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен. Профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции.

Родился будущий художник в Феодосии, в 1817 году, в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (армянский вариант имени Иван) была чистокровной армянкой, а отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер.

Отец Ованеса был удивительным человеком, предприимчивым, смекалистым. Папа знал турецкий, венгерский, польский, украинский, русский и даже цыганский языки. В Крыму Геворк Айвазян, ставший Константином Григорьевичем Гайвазовским, весьма успешно занялся торговлей. В те времена Феодосия стремительно росла, приобретя статус международного порта, но все успехи предприимчивого купца свела к нулю эпидемия чумы, вспыхнувшая после войны с .

К моменту рождения Ивана у Гайвазовских уже был сын Саргис, в монашестве принявший имя Габриэл, затем родилось еще три дочери, но семья жила в большой нужде. Мать Репсиме помогала мужу, продавая свои искусные вышивки. Иван рос смышленым и мечтательным ребенком. С утра он просыпался и убегал на берег моря, где мог часами наблюдать за входившими в порт судами, маленькими рыбацкими лодочками, любуясь необыкновенной красоты пейзажами закатами, штормами и штилями.


Картина Ивана Айвазовского "Черное море"

Свои первые картины мальчик писал на песке, а через несколько минут их смывал прибой. Тогда он вооружился кусочком угля и украсил рисунками белые стены домика, где жили Гайвазовские. Отец посмотрел, хмурясь на шедевры сына, но не отругал его, а крепко задумался. С десяти лет Иван работал в кофейне, помогая семье, что вовсе не мешало ему расти умным и талантливым ребенком.

В детстве Айвазовский сам выучился играть на скрипке, и, конечно, постоянно рисовал. Судьба свела его с феодосийским архитектором Яковом Кохом, и этот момент принято считать поворотным, определяющим в биографии будущего гениального мариниста. Заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев. Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал.


В 1830 году Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию. В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина. Иван стал часто бывать у нее дома, причем светская дама предоставила в его распоряжение свою библиотеку, коллекцию гравюр, книги о живописи, искусстве. Мальчик непрестанно работал, копировал известные произведения, рисовал этюды, эскизы.

При содействии портретиста Сальватора Тончи Нарышкина обратилась к Оленину, президенту Императорской академии художеств в Петербурге, с просьбой устроить мальчика в академию с полным пансионом. В письме она подробно описала таланты Айвазовского, его жизненную ситуацию и приложила рисунки. Оленин оценил талант юноши, и вскоре Иван был зачислен в Академию художеств с личного соизволения императора , также увидевшего присланные рисунки.


В возрасте 13 лет Иван Айвазовский стал самым юным учеником Академии в пейзажном классе Воробьева. Опытный педагог сразу оценил всю величину и мощь таланта Айвазовского и по мере сил и возможностей дал юноше классическое художественное образование, своего рода теоретическую и практическую базу для живописца-виртуоза, каким вскоре стал Иван Константинович.

Очень быстро ученик превзошел учителя, и Воробьев порекомендовал Айвазовского Филиппу Таннеру, французскому маринисту, прибывшему в Петербург. Таннер и Айвазовский не сошлись характерами. Француз свалил на ученика всю черновую работу, но Иван все-таки нашел время и для собственных картин.

Живопись

В 1836 году состоялась выставка, где были представлены произведения Таннера и молодого Айвазовского. Одна из работ Ивана Константиновича была удостоена серебряной медали, также его похвалила одна столичная газета, француза же упрекнули в манерности. Филипп, сгорая от гнева и зависти, пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять свои работы на выставке без ведома учителя.


Картина Ивана Айвазовского "Девятый вал"

Формально француз был прав, и Николай повелел убрать картины с выставки, а сам Айвазовский впал в немилость при дворе. Талантливого художника поддержали лучшие умы столицы, с которыми он успел свести знакомство: , президент Академии Оленин. В итоге дело решилось в пользу Ивана, за которого вступился Александр Зауервейд, преподававший живопись императорским отпрыскам.

Николай наградил Айвазовского и даже отправил его вместе со своим сыном Константином на Балтийский флот. Цесаревич изучал основы морского дела и руководство флотом, а Айвазовский специализировался в художественной стороне вопроса (сложно писать батальные сцены и корабли, не зная их устройства).


Картина Ивана Айвазовского "Радуга"

Зауервейд стал учителем Айвазовского по классу батальной живописи. Через несколько месяцев, в сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством Академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.


Картина Ивана Айвазовского "Лунная ночь на Босфоре"

В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем – на шесть лет в Европу. Счастливый художник вернулся в родную Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкессии. За это время он написал множество работ, включая мирные морские пейзажи и батальные сцены.


Картина Ивана Айвазовского "Лунная ночь на Капри"

После недолгого пребывания в Петербурге в 1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда – во Флоренцию и Рим. Во время этого путешествия Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с . В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.


Картина Ивана Айвазовского "Хаос"

Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам Папа Римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте загремела на всю Европу. Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию. На пути домой корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря. Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.


Картина Ивана Айвазовского "Буря"

Айвазовскому выпала счастливая судьба водить знакомство и даже дружбу со многими выдающимися людьми той эпохи. Художник был близко знаком с , Николаем Раевским, Кипренским, Брюлловым, Жуковским, не говоря уже о дружбе с императорским семейством. И все же связи, богатство, слава не прельщали художника. Главными в его жизни всегда были семья, простые люди, любимая работа.


Картина Ивана Айвазовского "Чесменский бой"

Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. Под конец жизни Иван Константинович оставался таким же деятельным и активным как в молодости: посетил с супругой Америку, много работал, помогал людям, занимался благотворительностью, благоустройством родного города и преподавательской деятельностью.

Личная жизнь

Личная жизнь великого живописца полна взлетов и падений. В его судьбе было три любви, три женщины. Первая любовь Айвазовского – танцовщица из Венеции, мировая знаменитость Мария Тальони, была старше его на 13 лет. Влюбленный художник отправился за своей музой в Венецию, но отношения были недолгими: танцовщица предпочла любви юноши балет.


В 1848 году Иван Константинович по большой любви женился на Юлии Гревс, дочери англичанина, бывшего придворным медиком Николая I. Молодые уехали в Феодосию, где сыграли пышную свадьбу. В этом браке у Айвазовского родилось четыре дочери: Александра, Мария, Елена и Жанна.


На фото семья выглядит счастливой, но идиллия оказалась недолгой. После рождения дочек супруга переменилась в характере, перенеся нервное заболевание. Юлия хотела жить в столице, бывать на балах, давать званые вечера, вести светскую жизнь, а сердце художника принадлежало Феодосии и простым людям. В итоге брак завершился разводом, что по тем временам случалось нечасто. С трудом художнику удавалось поддерживать отношения с дочерьми и их семьями: сварливая жена настроила девушек против отца.


Последнюю любовь художник встретил уже в преклонном возрасте: в 1881 году ему было 65 лет, а его избраннице – всего 25 лет. Анна Никитична Саркизова стала супругой Айвазовского в 1882 году и была с ним до самого конца. Ее красота увековечена супругом в картине "Портрет жены художника".

Смерть

Великий художник-маринист, ставший мировой знаменитостью в 20 лет, скончался у себя дома в Феодосии в возрасте 82 лет, в 1900 году. На мольберте осталась незавершенная картина «Взрыв корабля».

Лучшие картины

  • «Девятый вал»;
  • «Кораблекрушение»;
  • «Ночь в Венеции»;
  • «Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями»;
  • «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф»;
  • «Лунная ночь на Капри»;
  • «Лунная ночь на Босфоре»;
  • «Хождение по водам»;
  • «Чесменский бой»;
  • «Лунная дорожка»
  • «Босфор в лунную ночь»;
  • «А.С. Пушкин на берегу Черного моря»;
  • «Радуга»;
  • «Восход солнца в гавани»;
  • «Судно посреди шторма»;
  • «Хаос. Сотворение мира;
  • «Штиль»;
  • «Венецианская ночь»;
  • «Всемирный потоп».
(арм. Ованнес Айвазян; 17(29) июля 1817, Феодосия — 19 апреля(2 мая) 1900 год, Феодосия) — самый известный русский художник-маринист. Главные герои его картин — морские пейзажи. Айвазовский прошел путь от феодосийского мальчишки, рисующего на стенах домов, потому что ни карандашей, ни альбомов в доме не водилось, до одного из самых знаменитых и успешных мастеров своего времени. Признан он был как на территории Российской империи, так и за границей. В расцвете славы художник вернулся в Феодосию и приложил грандиозные усилия для того, чтобы изменить любимый город к лучшему.

Особенности творчества художника Ивана Айвазовского: главная тема и герой картин Айвазовского — море, основной жанр — марина. Айвазовский активно использовал технику лессировки, благодаря чему« волна Айвазовского» вошла в историю искусства(это полупрозрачная пенящаяся волна, часто встречающаяся на его картинах). Почти никогда принципиально не писал с натуры, считая, что стихию невозможно изобразить, поскольку она в следующее мгновение уже иная. Айвазовский писал легко, быстро и был очень плодотворен, его наследие — около шести тысяч живописных полотен.

Известные картины Ивана Айвазовского: «Девятый вал », «Чесменский бой », «Черное море», «Среди волн », «Лунная ночь на Босфоре ». Также у художника есть большое количество и неизвестных для широкого круга работ, к которым относятся различные эскизы и зарисовки морских пейзажей.

Художник Иван Айвазовский первый в России начал организовывать собственные персональные выставки. На его веку их прошло 120 — мало кто и на сегодняшний день может похвастаться таким. Он любил общество и женщин, но больше всего любил море. Его жизнь — пример удачного попадания в свою судьбу. Такое впечатление, что на каждом жизненном перекрестке он делал верный выбор. А мог бы и другой…

О происхождении художника Айвазовского и его первых картинах

Предки Айвазовского бежали во время турецкого геноцида армян в Польшу, а затем перебрались в Крым. Отец художника в Феодосии уже подписывался фамилией Гайвазовский. Там родился и Ованес. В семье было три дочери и два сына. Родители еле сводили концы с концами, поэтому к труду Ованес приобщился рано. Мальчик очень хорошо рисовал и играл на скрипке. Краски и бумага в руки ему попадали нечасто, поэтому в основном приходилось использовать подручные средства — уголь да стены домов. Градоначальник Александр Казначеев однажды заинтересовался« настенным рисунком», изображавшим солдата в полной амуниции, и пожелал познакомиться с автором. Всю жизнь Иван Айвазовский с благодарностью вспоминал своего благодетеля и говорил, что именно от него получил «лучший и самый памятный подарок — ящик водяных красок и целую стопу рисовальной бумаги» . Казначеев определил его в Симферопольскую гимназию, а на время учебы поселил у себя дома. Потом способствовал зачислению мальчика за казенный счет в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Юного студента записали Иваном Гайвазовским. Только в 1840 году из его фамилии исчезнет буква Г — так он захочет отдать дань уважения своим армянским корням.

В Академии художеств

Айвазовский попал в класс к известному на тот момент пейзажисту, замечательному педагогу Максиму Воробьеву . У него Иван учился академическим премудростям, и от него же перенял любовь к романтическому направлению, тогда еще новаторскому. Айвазовский был частым гостем в доме учителя, да и сам делал успехи, его картины замечали и хвалили, и перед ним открывались удивительные перспективы. Более того, в 18 лет Иван Константинович получил серебряную медаль Академии. Эта медаль чуть не поставила крест на его будущем.

В России в то время был принят при дворе и чрезвычайно любим французский живописец-маринист Филипп Таннер . Его пригласили для написания важнейших российских портов. Айвазовского направили французу в помощники. Тот быстро оценил талант студента и поручал ему не только натягивать холсты, растирать краски, мыть кисти, но и зарисовывать виды. Работы было много, и Айвазовский совсем измучился в процессе подготовки Таннера к выставке. Однажды его встретил президент Академии Оленин. Встревоженный изможденным видом юноши, Оленин пригласил его к себе в имение. Там Айвазовский восстановил силы и… написал пару марин. Президент по собственной инициативе представил их на академической выставке 1836 года.

Для художника Айвазовского эта выставка памятна еще и тем, что его сразу же высоко оценил Карл Брюллов : «Я видел ваши картины на выставке и вдруг ощутил на губах соленый вкус моря… Видно, что вы одарены исключительной памятью, сохраняющей впечатления самой натуры. Это важно для истинного художника» . На этой же выставке Айвазовский познакомился с Пушкиным. В следующем году поэт был убит, но эта встреча глубоко запала в душу художнику, и он потом написал множество картин, посвященных Пушкину .

Рецензии положительные! Более того, была рецензия, в которой картину Айвазовского противопоставляли манерным полотнам Таннера. Такое сравнение чрезвычайно оскорбило Таннера, и он, пользуясь положением приближенного к императору мастера живописи, нажаловался, что Айвазовский «похитил его секреты» и через его голову выставил свои картины на выставке. Нарушений субординации Николай I не любил, потому повелел работы строптивого ученика убрать. Но возникла путаница, картины Айвазовского провисели до конца выставки и были отмечены серебряной медалью. Когда выяснилось, что это те самые работы, император слышать не желал более о наглеце.

И здесь проявилось удивительное везение Ивана Константиновича Айвазовского на людей, принимающих участие в его судьбе. Жуковский, Глинка, Оленин, Кукольник — кто только не ходатайствовал о нём. Всё тщетно! В качестве« тяжелой артиллерии» на защиту молодого дарования встал учитель рисования царских дочерей, профессор академии Александр Зауервейд . Ему удалось смягчить гнев Николая I. Айвазовского перевели в класс батальной живописи, в которой преподавал Зауервейд. Вскоре юноша, получив золотую медаль Академии, был направлен на стажировку в Крым, а потом и в Европу.

Картины Айвазовского покоряют Европу

В Европе художник Айвазовский впервые оказался в возрасте 23 лет. «Я, как пчела, собираю мед из цветника» , — сообщал он о своем путешествии по Италии, в котором жадно впитывал новые виды и писал. В то время остро актуальной считалась работа с натуры. Иван Константинович естно пытался следовать этим призывам. В Сорренто три недели писал он виды с натуры, обследуя все окрестные пляжи. А после Айвазовский изобразил в мастерской по памяти две картины. Каково же было изумление художника, когда на выставке зрители равнодушно проходили мимо его« натуры» и надолго замирали у «придуманных» рассвета и заката. С этого момента он перестал пытаться втиснуть себя в рамки, которые явно были для него тесны. Художник всегда носил с собой блокнот с карандашом, чтобы делать наброски, эскизы, но писал отныне только в мастерской.

И снова попадание в свою колею — Айвазовский нашел свой путь, свой способ писать картины, хоть он и шел вразрез с тем, чему тогда обучали живописцев. А его нашла слава. Проведенные за границей годы, кажется, представляют собой нескончаемую череду успехов. Великий Тёрнер , создавший ни с чем не сопоставимую песнь моря, солнца и воздуха, пришел в восторг от работ русского художника. Широко известно стихотворение, посвященное британским мэтром тогда еще молодому Айвазовскому: «Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет Гений» .

На становление кисти Айвазовского повлияли, в первую очередь, Клод Лоррен (Тёрнер тоже считал его своим учителем), Сильвестр Щедрин (талант Ивана Константиновича рос, пожалуй, в противостоянии принципам Щедрина, большого поклонника пленэрной живописи) и Карл Брюллов — умением сочетать академическую строгость с романтической взволнованностью.

Куда бы он ни приезжал, вскоре во всех художественных лавках появлялись сотни картин« под Айвазовского», а к нему самому выстраивалась очередь из желающих приобрести оригиналы. Ему больше не нужно было сопоставлять свои путешествия со скромным пансионом, выделяемым Академией. Швейцария, Голландия, Англия, Франция, Португалия и Испания — успех везде.

Череда правильных выборов

В 1844 году Ивану Айвазовскому исполнилось 27 лет. Некоторые в таком возрасте только находят свой путь, а некоторые — еще не находят. Он же успел покорить Европу, а по возвращении стал академиком и официальным художником морского флота. Ему поручено написать виды русских портов и приморских городов на Балтийском море, чем Иван Константинович Айвазовский с огромным удовольствием и занимается. Любовь к флоту и кораблям он пронес через всю жизнь, и пользовался заслуженной ответной любовью.

Айвазовскому неоднократно ставили в вину легкость, с которой из-под его кисти выходили морские волны. И, пожалуй, легкость, с которой ему давался успех. Он обласкан императором, он любим светом, дружен с знаменитыми писателями, композиторами, художниками. Ему пишется радостно и свободно. Знакомство с Виссарионом Белинским внесло диссонанс в эту гармонию. Суровых нравов критик не был любителем сантиментов. Он признал огромный талант Айвазовского как художника-мириниста и указал ему на поджидающую опасность. «Уезжайте отсюда, Иван Константинович. Погубит вас Санкт-Петербург. Не для таких, как вы, этот город… Вы погубите свой счастливый дар на царских заказах и на заказах его вельмож» . Он помнил о том, как его карьера чуть не разрушилась в юности. К тому же его действительно невыносимо тянуло к морю. Зиму он мог проводить в Петербурге, но чуть становилось теплее — рвался к волнам.

В самых модных гостиных Петербурга долго обсуждали новость о странном художнике Айвазовском, баловне удачи и любимце императора, который в расцвете славы взял да и уехал в провинциальную Феодосию. И ни разу об этом не пожалел: найти своё место не менее важно, чем отыскать своё дело. Иван Константинович очень любил свой город. Кажется, он поставил целью отблагодарить его за старт в жизни, который был ему дан. Не занимая никакой чин, он стал настоящим отцом города. Его двор всегда был открыт для горожан, он устроил в Феодосии театр, художественную школу, галерею. Кажется, половина феодосийской ребятни была крещена лично им. Он приложил множество усилий, чтобы в Феодосии был построен порт и проложена железная дорога, подарил городу водопровод.

Художник Айвазовский и его женщины

Первая любовь Айвазовского, о которой до нас дошли то ли сведения, то ли легенды, — ведущая солистка Парижской оперы, балерина Мария Тальони . Она была старше художника на 13 лет. Он мечтал всегда быть рядом, но Мария решила, что в ее жизни главная роль отведена балету и отказалась стать его женой.

Уже построив дом в Феодосии, Айвазовский часто проводил зиму в Петербурге, где считался очень завидным женихом. И дело не только в известности и богатстве — он был очень красив, обходителен, обаятелен и жизнелюбив. Сколько красавиц мечтали вскружить ему голову! В одном из обеспеченных петербургских семейств старшие девочки перессорились, пытаясь определить, в кого влюблен зачастивший к ним Айвазовский. А он сам предложил давать уроки рисования и старшим, и младшим, которых на занятия приводила гувернантка. Мать семейства грешным делом подумывала, а вдруг это она сама в душу юноше запала? Две недели спустя Петербург получил новый повод для сплетен. Известный художник, молодой красавец, обаятельный богач женится на… гувернантке! Вот ради кого он приходил!

В браке с Юлией Гревс родились четыре девочки. Иван Константинович Айвазовский был несказанно счастлив и говорил, что лучшие его картины написаны по вдохновению, связанному с женитьбой. Увы, такое счастье не было бесконечным. Юлия мечтала блистать в Петербурге, а жизнь в Феодосии ее совершенно не устраивала. Семейный рай сменился скандалами, и через 11 лет она уехала в Одессу, откуда отправляла царю жалобы на мужа и препятствовала его общению с детьми. В 1877 году их брак был официально расторгнут.

Ивана Константиновича Айвазовского в Феодосии хорошо знали и любили. Когда сваха передала предложение 65-летнего мастера 26-летней вдове Анне Саркизовой , та недолго сомневалась. Свадьбу праздновала вся Феодосия. В этом браке художник обрел поддержку и понимание.

«Счастье улыбнулось мне» , — сказал он как-то. Когда человек попадает в свою судьбу и проживает свою жизнь, то счастье ему действительно улыбается.

Сегодня картины Айвазовского выставляются по всему миру, они присутствуют и в каталогах различных авторитетных аукционов, например, таких, как« Сотбис» и имеют неимоверный успех. Самые богатые коллекционеры живописи желают купить работы Ивана Константиновича за огромные деньги. Но самые большие картины художника остаются в музеях и доступны публике: полотно« Среди волн»(282×425 см) выставляется в Галерее Айвазовского в Феодосии, «Девятый вал»(221×332 см) в Русском музее, «Черное море»(149×208 см) в Третьяковской галерее.

Айвазовский говорил, что море - это его жизнь. Художник считал, что, прожив триста лет, он все равно бы увидел даже спустя такое время в море что-то новое. Не один Айвазовский отдал жизнь морю, но только ему удалось отдать всего себя этой магической стихии. Любовь к морю и талант позволили передать всю красоту морской стихии. За всю жизнь Айвазовский, только представьте себе, нарисовал порядком шести тысяч картин, большая часть которых изображала море. В данной статье будут рассмотрены самые известные картины Айвазовского, а точнее десять из них, ведь все шесть тысяч в одной статье описать невозможно.

Буря на море ночью

Открывает Топ-10 самых известных картин Айвазовского полотно «Буря на море ночью» . Картина стала примером эмоциональной живописи, которая ярко и подробно передает характер морской стихии, и показывает ее темперамент. Картину можно назвать живым существом, которое сильно разбушевалось на бескрайних морских просторах. Палитра «Бури на море ночью» поражает, прежде всего, сочетанием золотистых и темных оттенков. Ночная луна покрывает волны моря, как бы, «дрожащим золотом». Сам же корабль представлен словно чужой, среди морской красоты.

Коктебельская бухта

«Море. Коктебель», «Море. Коктебельская бухта» или просто «Коктебельская бухта» – одна из красивейших картин Айвазовского, с созданием которой были связаны лучшие годы его детства. На картине автор изображает свою родину – Феодосию. Здесь прошло его детство. Ценители искусства говорят, что именно при написании этой картины, Иван Айвазовский достиг подлинного мастерства «мариниста». В картине автор удачно соединил розовый, оранжевый и лиловый цвета, что позволило предать картине неповторимого тепла, идущего от Черного моря, которое она излучает по сей день.

Радуга

Не менее известной картиной Айвазовского является полотно «Радуга» , которое на данный момент храниться в Третьяковской галереи. На картине нарисован шторм и попытка людей спастись от мощи морской стихии. Айвазовской переносит зрителя в самый эпицентр мощного урагана, который не желает прекращаться. Но все же, в последний момент появляется радуга – именно становиться надеждой для моряков, пытающихся отчаянно выжить.

Закат на море

Одна из самых известных картин мариниста Айвазовского – «Закат на море» , сейчас храниться в городе Кострома – в Костромском художественном музее. Мастерство художника оценили Третьяков и Стасов. Прежде всего, в картине притягивало живое движение природы, которое автор смог показать, изображая просторы неба и моря. Внимание бросается в бесконечную изменчивость форм морской глади. Где-то картина показывает спокойный штиль, а где-то – бушующую стихию. Пароход же кажется чужим среди «дикой» морской природы.

Морское сражение при Наварине

Айвазовский рисовал не только «мирные марины», но и любил изображать батальные сцены ключевых морских сражений. Одной из таких работ стала известная картина Айвазовского – «Морское сражение при Наварине» . Могущественный российский флот вместе с союзниками в бою противостоял турецком флоту, который в итоге был наголову разбит. Победа над турецким флотом ускорила развитие национально-освободительной войны в Греции и поразила Айвазовского. Услышав подвиги, автор воплотил бой на полотне. Картина передает всю жестокость морского сражения: абордаж, залпы артиллерийских корабельных орудий, обломки, тонущих моряков и огонь.

Тонущий корабль

Среди самых известны картин Айвазовского, «Тонущий корабль» – одна из самых трагических работ, ведь показывает погибель парусного судна, которое не может сдержать всю мощь морской стихии. Кораблекрушение передано настолько подробно, что заставляет любого зрителя переживать за экипаж несчастного корабля. Небольшой корабль не в силах устоять перед такими большими и могущественными волнами. Айвазовский при написании особенное внимание уделял деталям. Чтобы их увидеть, следует разглядывать картину часами и только тогда можно прочувствовать всю боль судна и моряков, сражающихся со смертью.

Неаполитанский залив

Во время путешествия в Италию, Айвазовский написал одну из своих самых известных картин – «Неаполитанский залив» . Европа была настолько поражена мастерством российского автора, что назвала его одним из лучших художников во всей Европе. Король Фердинанд Карл и Папа Римский Григорий XVI лично выразили желание увидеть картину российского автора. После увиденного, они были поражены мастерством Айвазовского, и Папа вручил ему золотую медаль. Во время написания картины Айвазовский окончательно определился как художник-маринист, который использует методы создания картин по памяти.

Бриг «Меркурий

Одной из самых известных и в то же время наиболее батальных картин Айвазовского является полотно «Бриг «Меркурий» , атакуемый двумя турецкими судами». На картина написан бой «Меркурия» против двух турецких линейных кораблей, который произошел в 1829 году у берегов Босфора. Несмотря на преимущество противника в орудиях – в десять раз, бриг вышел победителем и вдохновил Айвазовского на написание картины, которая увековечила память российских моряков. Сейчас картина находиться на хранении в Феодосийской картинной галереи Айвазовского.

Вид Константинополя и Босфорского залива

«Вид Константинополя и Босфорского залива». Во время своего путешествия в Османскую империю, Айвазовскому больше всего понравился великий город и его порты, не обошел вниманием автор и сам Босфорский залив.

Вернувшись домой, Айвазовский написал картину, которая в 2012 году была оценена в более в чем три миллиона фунтов стерлингов или 155 млн. российских рублей. На картине детально изображены порт Константинополя, мечеть, турецкие корабли, солнце, которое вот-вот готовиться скрыться за горизонтом, но более всего притягивает голубая водяная гладь и дает возможность полотну называться одной из самых известных картин Айвазовского.

Девятый ва

Без всяких сомнений, самой известной картиной Айвазовского стало полотно «Девятый вал» . На данный момент картина находиться на хранении в Русском музее. Любители искусства говорят, что именно в этой картине наиболее подробно передана романтическая натура великого художника. Автор показывает, что пришлось пережить морякам, после крушения их корабля мощью морской стихии. Яркими красками Айвазовский изобразил всю мощь и силу не только морской стихии, но и силу людей, которым удалось побороть ее и выжить.

Черное море является постоянным и наиболее частым объектом изображения Ивана Айвазовского. Уроженец Феодосии, великий маринист почти наизусть знал родные берега, поэтому воды Черного моря в его творчестве настолько разнообразны. «Черное море» — картина Айвазовского, которая привлекает простотой и внутренней силой. На ней не изображено ничего, кроме моря, и именно это делает ее тонкой и прекрасной.

Художник-маринист Иван Айвазовский

Настоящее имя признанного мастера морского пейзажа - Ованес Айвазян, он происходит из семьи обедневшего армянского купца. В силу тяжелого финансового положения юный Айвазовский не мог позволить себе достойного обучения искусству рисования и живописи, пока не привлек своим природным талантом внимание главного архитектора Феодосии.

После начальной помощи со стороны своего благодетеля Айвазовский сумел быстро добиться признания и популярности. Большую роль в достижении статуса академика художеств сыграла его уникальная манера изображать воду в целом и морские пейзажи в частности.

Талант живописца не ограничивался изображениями моря, о чем свидетельствуют его многочисленные портреты, редкие жанровые композиции и сюжеты на религиозную тематику. Однако единственной и неугасаемой страстью Айвазовского было море.

Черное море в творчестве Айвазовского

Несмотря на то что «Черное море» (картина Айвазовского, написанная в 1881 году) — единственное полотно с таким названием, великий маринист часто изображал воды Черного моря на своих холстах. Художник родился в Феодосии и там же прожил большую часть своей жизни. Айвазовский считал, что воду невозможно рисовать с натуры, поскольку это самая непостоянная и изменчивая из стихий. Однако берега и волны родного Черного моря были знакомы ему настолько, что он мог по памяти изображать различные их состояния.

Среди огромного художественного наследия автора наибольшее количество картин посвящено Черному морю, которое было постоянной темой художника. Айвазовский изображал Черное море во всех его ипостасях - в штиль и в бурю, днем и ночью, в лучах утреннего солнца или в огне заката. Творчество великого мариниста не оставляет сомнений в его любви и привязанности к родным берегам.

Описание картины Айвазовского «Черное море»

Несмотря на частое изображение родных берегов, в творческом наследии Айвазовского есть только одна картина, которая называется просто «Черное море». Это полотно было создано художником в 1881 году и открывает зрителям вид на бескрайний морской простор, застывший на холсте перед самым началом бури. Второе название картины - «На Черном море начинает разыгрываться буря».

«Черное море» — картина Айвазовского, характеризующаяся простотой сюжета и практически идеальными пропорциями композиции. Полотно изображает потемневшее море с частыми, неспокойными, но еще не высокими волнами, украшенными небольшими пенными гребнями. Такие волны, пронизанные лучами света и словно светящиеся изнутри, современники художника называли «волнами Айвазовского».

Линия горизонта делит картину почти идеально на две равные части - снизу бурное море, сверху потемневшее небо, а между ними едва проглядывает сквозь завесу тумана тонкая полоса суши и стремящийся к ней одинокий парус.

Анализ картины

«Черное море» — картина Айвазовского, которая привлекает взгляды непринужденной гармонией и необычайно реалистичной цветовой палитрой. Кроме того что картина композиционно разделена пополам на море и небо, элементы этих двух частей словно отражаются друг в друге.

Темные облака справа сливаются и образуют равносторонний клин с темными волнами бушующего моря. Игра света и тени в картине создает живую композицию, динамичность которой подчеркивается слегка накрененной влево линией горизонта.

Симметричность форм в картине противоположна асимметрии в нанесении цветов: в то время как небо пестрит богатой палитрой оттенков, среди которых лиловый, голубой, лазурный, серый и цвет слоновой кости, раскинувшееся под небом море не может похвастать таким хроматическим разнообразием. Море на картине Айвазовского «Черное море» выполнено в иссиня-зелёных, приглушенных тонах. Картина «Черное море» (Айвазовский мастерски изобразил состояние водной стихии) должна покорять не изобилием деталей и буйством цветов, а реалистичностью, естественной красотой и силой бушующего моря.

Черное море на других полотнах Айвазовского

Черное море было вечной темой Айвазовского и никогда надолго не покидало холсты, над которыми работал великий маринист. Работы художника воспевают красоту, изменчивость и природную силу водной стихии, поэтому не удивительно, что близкое Айвазовскому Черное море показано на его картинах во всем своем разнообразии и непостоянстве.

Спокойное и безмятежное Черное море можно увидеть на картинах «Вход в Севастопольскую бухту» и «Гурзуф», а его воды, пронизанные лучами закатного солнца, запечатлены на полотнах «Вид моря с гор Крыма» и «Закат солнца у крымских берегов». Описание картины Айвазовского «Буря на Черном море» усложняется тем, что в наследии мариниста есть три картины с таким названием.

Айвазовский изображал Черное море в первых лучах восходящего солнца («Восход солнца в Феодосии») и в штормовой ветер («Вид Одессы с моря»). На картинах художника поглощены туманом («Туманное утро») или освещены яркой луной («Феодосия. Лунная ночь»). Каждое изображение Черного моря говорит о том, что художник-маринист Иван Айвазовский бережно хранил его в памяти всю свою жизнь и даже в Италии не переставал писать виды родных берегов.

Чёрное море - Айвазовский. 1881. Холст, масло. 149x208 см


Далеко не каждому художнику дано мастерство воспроизведения природных стихий - воздуха, огня, воды. Иван Константинович был без меры наделен способностью изображать море - пожалуй, лучше него никто из современников не мог справиться с масштабными картинами на морскую тематику.

Полотно с первого взгляда впечатляет эффектным изображением буйства стихии. Глядя на него, сразу становится понятной причина, по которой Черное море получило свое название. Мирное и ласковое, сине-зеленое и спокойное в хорошую погоду, в бурю это море превращается в ревущего дикого зверя.

В его пучине нашли свой конец многие суда за долгую эпоху существования судоходства в этом районе мира. Намеком на это служит крохотное, едва заметное за бурными валами воды изображение корабля на горизонте. Нам непонятно, терпит ли корабль бедствие, или же он справляется со свирепой стихией, так как он находится от нас очень далеко, почти на границе неба и земли. Но, зная суровый и непредсказуемый характер Черного моря, морякам, попавшим в бурю на нем, можно только посочувствовать.

На знаменитой картине показан момент, когда буря только начинается. До того, как вздымающиеся валы достигнут своей критической высоты, еще далеко, но вода уже налилась глубоким свинцовым оттенком, а гребни волн показывают начинающийся шторм. Даже человек, просто глядящий на полотно, начинает буквально физически ощущать эту качку, ведь рисунок волн передан с мастерством, граничащим в волшебством.

Цветовая гамма картины темная, приглушенная, достаточно насыщенная и богатая, но не имеющая ни единого яркого или «открытого» оттенка. Вся композиция построена на полутонах, которые должны заставить волны переливаться живыми цветами воды в бурю. Небо выписано под сталь волнам. Оно сплошь затянуто тяжелыми, словно свинцом налитыми тучами, грозящими затяжным ливнем и опасной грозой. Оказаться в такую погоду посреди открытого моря смертельно опасно. И только вдали, у самого горизонта, художником выписана светлая полоса, над которой клубятся белые безопасные облака. Возможно, именно там, за горизонтом, закрытом облаками, находится вожделенная спасительная земля, куда изо всех сил стремится маленький кораблик, потерявшийся в страшных, грозных водах Черного моря.

Общее впечатление от полотна - это невероятная, сокрушительная мощь стихии, пока что притаившаяся, не разыгравшаяся в полную силу. Но скоро, скоро грянет буря...