«Это великий русский писатель, необыкновенно разносторонний человек с огромным талантом.

200 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого (1817-1875), русского писателя, поэта, драматурга

Алексей Константинович Толстой родился в Петербурге. Он получил образование на словесном отделении Московского университета, окончив его в 1836 году

С 1834 года служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической и военной службе; а с 1843 года занимал различные придворные посты.

С 1840-х годов он начал литературную творческую деятельность , проявив талант в создании лирических стихов и баллад. Среди популярных - «Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы» и другие. Первая публикация - фантастическая повесть «Упырь» (1841, под псевдонимом Краснорогский) - была сочувственно встречена В.Г. Белинским.

С 1854 года Толстой печатал в «Современнике» в соавторстве с братьями Жемчужниковыми стихи и пародии от имени вымышленного автора, Козьмы Пруткова. В конце 1850-х сотрудничал в славянофильской «Русской беседе», затем в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы».

В 1861 году Толстой отошел от двора и полностью сосредоточился на творчестве. Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862), исторический роман «Князь Серебряный» (1863), историческую трилогию - трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). В 1867 году вышло первое собрание стихотворений Толстого.

В последнее десятилетие жизни писал баллады («Роман Галицкий», «Боривой», «Илья Муромец», «Садко» и др.), поэмы, лирические стихи. Значительность изображенных в трагедиях исторических конфликтов, разнообразие типичных характеров и замечательный, тонко очерченный психологический образ царя Федора послужили причиной интереса режиссёров. Постановкой «Царя Федора» был открыт в 1898 году МХТ. Две первые трагедии трилогии прочно вошли в репертуар советских театров.

Лирические стихотворения Толстого просты и задушевны. Таковы «Средь шумного бала, случайно», «То было раннею весной» и др. Толстой вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений положено на музыку русскими композиторами - Римским-Корсаковым, Чайковским, Мусоргским, Рубинштейном, Танеевым и др.

Алексей Константинович Толстой скончался (28 сентября) 10 октября 1875 года в cеле Красный Рог Черниговской губернии от случайной передозировки лекарства. В настоящее время в Красном Роге расположена Музей-усадьба писателя.

5 сентября исполняется 200 лет со дня рождения русского поэта Алексея Константиновича Толстого.

Наследуя поэтические традиции Пушкина и , своих литературных современников, утверждал себя самобытным, свободным художником слова. Он был убежден, что назначение поэта – возвышать моральный облик человека, внушая ему любовь к прекрасному.

Свое призвание Толстой понимал как борьбу за жизненные права человеческой личности, за красоту жизни. «Не купленный никем, под чье б ни встал я знамя» , борец за высшую правду, он не был сторонником ни одного из враждующих станов. Человек чести, не принадлежавший ни одному из общественно-политических лагерей, поэт был гуманистом с широкими взглядами.

Кровная причастность к искусству и истории России была дана А.К. Толстому от рождения. Последний гетман Украины Кирилл Георгиевич Разумовский был его прадедом по материнской линии, министром просвещения при Александре I был дед Алексей Кириллович Разумовский. Европейское образование получила мать поэта, Анна Алексеевна Перовская, внебрачная дочь А.К. Разумовского. Вице-президентом Академии художеств был брат отца, известный скульптор Федор Петрович Толстой.

Усадьба А.К.Толстого в селе Красный Рог (Брянская обл.)

Родители А.К. Толстого расстались почти сразу после рождения сына (5 сентября 1817 г. ). Раннее детство прошло в Черниговской губернии, в имении писателя Алексея Алексеевича Перовского (Антония Погорельского), брата матери, который заботился о воспитании любимого племянника. Ему он посвятил свою волшебную повесть .

А.К. Толстой считал свое детство очень счастливым. Только светлые воспоминания остались у него об этой поре жизни. Наделенный живым воображением мальчик привык мечтать в окружении природы, эта мечтательность затем переросла в ярко проявлявшуюся склонность к поэзии.

А.К. Толстой испытывал сильное влечение к искусству во всех его проявлениях. Сокровища искусства, открывшиеся душе тринадцатилетнего подростка во время его первого путешествия по Италии, произвели на него настолько сильные впечатления, что по возвращении в Россию он долго тосковал об этом «потерянном рае».

Выпускной экзамен в Московском университете Толстой выдержал в 17 лет. В 1836 г. он получил место в русской миссии в Германии, затем служил в императорской канцелярии. Во время своего коронования Александр II назначил его флигель-адъютантом.

Перед аристократом по происхождению была открыта блестящая придворная карьера. Поэта не прельщала служба, но завязавшаяся еще в детские годы дружба с государем не позволяла ему решительно разорвать с ней. Высокое придворное положение Толстого помогло добиться возвращению из ссылки И.С. Тургенева. Поэт вступался за И.С. Аксакова, хлопотал о снятии опалы с Т.Г. Шевченко, пытался спасти Н.Г. Чернышевского.

Основа поэтической системы А.К. Толстого закладывалась в 1840-е годы. В его творчестве тесно соприкасались и взаимодействовали два разных жанровых начала – собственно лирика и баллада.

Ярко-праздничной картиной русской и украинской природы пронизаны ранние стихотворения, наполненные живым чувством истории. Символом красоты выступает у поэта не только природа, но и женщина. Главным источником интимной лирики послужила пронесенная им через всю жизнь любовь к С.А. Миллер.

Любовная лирика Толстого глубоко психологична. Поэт умеет тонко проникнуть в переходное состояние души человека, передать моменты, когда чувство только зарождается. Шедевром его любовной лирики следует считать стихотворение «Средь шумного бала, случайно…», ставшее известным романсом, музыку к которому написал П.И. Чайковский. Отличавшаяся простотой и задушевностью лирика А.К. Толстого привлекала и других русских композиторов.

Сюжеты из «Истории Государства Российского» поэт широко заимствовал для своих исторических баллад. Но события отечественной истории он рассматривал с позиции моральных норм. За Святую Русь, а не за отца-господина, как у Карамзина, умирает герой баллады «Василий Шибанов» , посланец князя Андрея Курбского к Ивану Грозному.

В балладах, созданных в 1860-1870 годы, поэт обратился к былинным мотивам и образам. Не богатыри в полном смысле слова являются их эпическими героями, а богатыри духа. Рыцарством, сознанием собственного достоинства и чести, любовью к родной земле – такими качествами наделил Толстой идеальный образ героя былины «Илья Муромец», свободолюбием и жизнелюбием – героя «Садко», артистической одаренностью – героя былины «Алеша Попович».

Трижды переиздавался полюбившийся русской читающей публике исторический роман «Князь Серебряный». Под маской вымышленного автора Козьмы Пруткова Толстой в соавторстве с двоюродными братьями Жемчужниковыми печатал в журнале «Современник» стихотворения и литературные пародии.

Особенное место в русской литературе и культуре занимает историческая трилогия в стихах А.К. Толстого (трагедия о трех царях). Пьесой «Царь Федор Иоаннович» было ознаменовано открытие Московского Художественного театра в 1898 г. Трагедия «Смерть Иоанна Грозного» шла с успехом в Александринском театре. «Царь Борис» ставился на сцене столичных и провинциальных театров.

Добившись отставки, А.К. Толстой проживал то в своей усадьбе Пустыньке под Петербургом, то в родовом имении Красный Рог, много путешествовал по Европе. Поэт, с радостью покинувший царский двор, целиком отдался литературе. Он испытывал благословенную творческую свободу среди лесов, долин, гор и вод.

Отличавшегося в юности и молодости необыкновенной физической силой Толстого, способного скрутить в спираль железную кочергу и разогнуть металлическую подкову, выносливого охотника-медвежатника, до времени сломили тяжелые болезни. Он умер 10 октября 1875 г. Похоронен в Красном Роге, в фамильном склепе Успенской церкви.

«Честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и прямая» была душа у А.К. Толстого – так отзывался о поэте И.С. Тургенев.

Информацию подготовила Г.Е. Максимова

Ещё литература РИ , и

Толстой №1: «Я хороший писатель
К 200-летнему юбилею Алексея Константиновича Толстого

Известный поэт и писатель, автор множества поэм и стихотворений, сказки «Садко», романа «Князь Серебряный», драматической трилогии, в которую вошли произведения «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова. Ещё А.К. Толстой и ещё


Алексей Константинович Толстой


5 сентября 2017 года (24 августа по старому стилю) ценители и почитатели его творчества отмечают 200-летие со дня его рождения. Неординарный писатель и неординарная личность. О нем и при жизни ходило множество легенд. Так, современники Алексея Толстого рассказывали о нем как о могучего сложения человеке, который мог запросто гнуть подковы, вгонять в стену голыми руками гвозди и ходил с рогатиной на медведя. В то же самое время он был известен как завсегдатай столичных светских салонов, остроумный красавец, любивший розыгрыши и веселье, знакомый лично с великим Гете и императором Александром II.

Жизненные принципы самого Алексея Толстого, наверное, наиболее емко отражены в этих принадлежащих ему строках:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Перипетии его судьбы тесно переплетаются с историей России и биографиями известных исторических персонажей. О некоторых из них стоит рассказать поподробнее.

История рождения. Детские годы

Алексей Толстой был по материнской линии правнуком последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского, президента Российской академии наук, по отцу - потомком старинного известного рода Толстых. Некоторые из его биографов утверждают, что он был троюродным братом гения русской литературы Льва Толстого. По крайней мере известно, что если в близком родстве они, может быть, и не состояли, то знакомы были точно.


2. Анна Алексеевна Толстая, мать поэта. Миниатюра работы М. М. Даффингера. 1827


Мать будущего писателя Анна Перовская была незаконнорожденная дочь графа Алексея Разумовского, тем не менее ее отец добился для нее дворянского титула и дал хорошее образование. Ее мужем стал граф Константин Толстой, вдовец, который был к тому же гораздо старше своей супруги. Брак его родителей просуществовал недолго. Причина, по которой родители разошлись вскоре после рождения сына Алексея, доподлинно неизвестна. Современники утверждали, что с родным отцом писатель увиделся первый раз только на похоронах матери.


3. Константин Петрович Толстой, отец поэта. Середина XIX


Свое раннее детство будущий писатель провел на Украине в имении брата матери Алексея Перовского - попечителя Харьковского университета. Он вошел в русскую литературу под псевдонимом Антония Погорельского. Его перу принадлежит первая авторская сказка для детей на русском языке «Чёрная курица, или Подземные жители». Кстати, он написал ее для своего племянника Алексея Толстого.


4. Алексей Алексеевич Перовский, литературный псевдоним - Антоний Погорельский. Миниатюра. Между 1812 и 1815


Дружба с императором

Значимым событием в жизни Алексея Толстого стало знакомство с будущим императором Александром II. Их представили друг другу с легкой руки писателя Василия Жуковского - друга дяди Алексея, когда обоим было по восемь лет. Став товарищем по играм, Толстой сохранил привязанность к своему другу из царствующей семьи на всю жизнь.

Рассказывали, что, сильный и крупный Алексей взваливал будущего императора на плечо и бегал с ним по коридорам Зимнего дворца. Однажды сам император Николай I вызвал побороться юного графа и, отбиваясь от него, с удивлением отмечал, как «силен да ловок этот мальчишка».

Позже, когда Толстой заболел тифом в Одессе, государю по нескольку раз в день телеграфировали о состоянии его здоровья.

Благодаря дружбе с императором Толстой стремительно поднимался по служебной лестнице, однако он не захотел двигаться к карьерным вершинам и решил заняться литературой.

«Средь шумного бала, случайно…»

Любовью всей жизни стала для Алексея Толстого Софья Миллер. Они познакомились на маскараде в 1851 году. В то время избранница писателя была замужем. Рассказывали, что она знала 14 языков и серьезно увлекалась историей и философией. Кроме того, Софья была страстной поклонницей охоты и любила острые впечатления. Современники отмечали якобы полное несоответствие поэтической тонкой натуры Толстого и грубоватой внешне Софьи, которую Иван Тургенев назвал позже в своем описании «чухонским солдатом в юбке».


5. Софья Миллер


Влюбившись, Софья Миллер сразу же ушла от мужа - конно-гвардейского полковника - и поселилась с Толстым в имении брата. Однако чувство, охватившее влюбленных, не радовало ни мать писателя, ни ее окружение. Не давал развода и ее муж. Любви, охватившей их, пришлось преодолеть большие испытания. Прошло долгих 12 лет, пока они смогли соединить свои судьбы.

Друзья писателя говорили, что когда в 1855 году Толстой заболел тифом в Одессе, именно приехавшая Софья выходила его.

«Плохой военный»

Хорошее домашнее образование Алексея Толстого позволило ему поступить в число так называемых «архивных юношей», состоявших при Московском главном архиве министерства иностранных дел. Успешно сдав по окончании учебы экзамен в Московском университете, он был назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне.

Позже Толстой служил во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии. Графское происхождение должно было открыть ему карьеру в области дипломатии, однако Алексей увлекся литературой. Само по себе это занятие было модным в те времена, но поменять службу на литераторство среди знати считалось дурным тоном.



6. Карл Брюллов. Портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого в юности. 1836


Есть в биографии будущего писателя такой интересный факт. 35-летний граф Алексей Толстой самым горячим образом воспринял начавшуюся Крымскую кампанию 1853-1856 годов. Вместе со своим другом князем Алексеем Бобринским они решили организовать добровольное ополчение для защиты балтийского побережья России от возможной высадки англичан. Друзья организовали специальный военный отряд, вооружив его на свои средства закупленными в Туле 80 дальнобойными винтовками, а также приобрели быстроходную яхту. Ни то, ни другое не пригодилось, так как военные действия дальше Крыма не распространились и десант англичан не состоялся.

Послужить России на этой войне граф Толстой все же успел, хоть и недолго. Он поступил в стрелковый полк, но под Одессой чуть не умер от тифа, унесшего жизни значительной части полка.

Сразу после войны майор Толстой был произведен в подполковники и назначен делопроизводителем Секретного комитета о раскольниках. Однако служба, как написал поэт государю, была «глубоко противна» его натуре. Есть разные способы приносить пользу отечеству, заметил он и занялся писательством.

«Из меня всегда будет плохой военный и плохой чиновник, но, как мне кажется, я, не впадая в самомнение, могу сказать, что я хороший писатель», - так оценил свое предназначение Алексей Толстой и вышел в отставку.

«Хороший писатель»

Писать Алексей Толской начал пробовать еще в детстве. Первые свои стихи он написал еще в шестилетнем возрасте. Первой же опубликованной книгой стало фантастическо-мистическое произведение «Упырь». Оно вышло в 1841 году под псевдонимом Краснорогский и впоследствии не включалось автором в собрания сочинений, как будто Толстой стеснялся его. Однако известно, что еще двумя годами ранее Толстой написал несколько рассказов на французском языке, которым мастерски владел, в том числе «Семью вурдалака» и «Встречу через триста лет».



7. Издание. Алексей Константинович Толстой - Журнал «Русский вестник», №1. 1884


Среди знакомых Алексею Толстому литераторов были Гоголь, Аксаков, Некрасов, Панаев, Анненков, Тургенев. Последний даже обязан Толстому своим освобождением из ссылки. Произведения Толстого издавали такие известные издания, как «Современник», «Вестник Европы», «Русский вестник». Поначалу он писал из удовольствия и даже от денег за свои литературные труды отказывался. Однако после того как братья его жены поселились с ними и стали хозяйствовать в имении, развалив его подчистую, Толстому пришлось писать ради гонораров.


8. А. В. Дружинин, И. С. Тургенев, В. П. Боткин. Рисунок Д. В. Григоровича. 1850


И очертил свой путь…

Неординарная личность, Алексей Толстой и умер не так, как предпочел бы каждый из смертных - в преклонном возрасте и в окружении родных и детей. Своих детей, кстати, у писателя не было, они с Софьей Андреевной усыновили детей ее брата. Обладавший в молодости богатырской силой писатель страдал в последние годы жизни от астмы, грудной жабы, невралгии. Особенно допекали его сильные головные боли.



9. Могила Алексея Константиновича Толстого


Причиной смерти Толстого стала передозировка морфия. Его в качестве лекарства от сильных приступов головной боли ему прописал модный петербургский лекарь. Алексей Толстой ввел себе слишком большую дозу морфия и не проснулся. Первому из рода Толстых, кто прославил свое имя литературным творчеством, было всего 58 лет.



10. Портрет писателя Алексея Константиновича Толстого


Рыцарь русской литературы
К 200-летию со дня рождения Алексея Константиновича Толстого

Он был по отцу выходцем из старинного дворянского, и даже боярского рода Толстых, приходился дальним родственником Льву Николаевичу Толстому, но, как ни странно, по обстоятельствам жизни почти никак не был связан с этим родом. Его воспитала мать Анна Алексеевна Перовская, которая разошлась со своим мужем графом Толстым и уехала с младенцем сыном Алексеем из Санкт-Петербурга, где родился её сын 5 сентября 1817 года (по нов. ст.), на юг, в Малороссию, к своему брату Алексею Алексеевичу Перовскому, имевшему там наследственные имения. Фамилия у брата и сестры Перовских была искусственная, придуманная их отцом графом Алексеем Кирилловичем Разумовским для своих внебрачных детей. Детей «на стороне» у него имелось много... Но Алексей Кириллович не оставил своих незаконнорожденных чад, добился для них дворянства и звучной фамилии. А кроме того, от этого своего богатейшего родителя (Алексей Кириллович был сыном последнего гетмана Малороссии Кирилла Разумовского) его дети получили в наследство прекрасные имения в тогдашней Черниговской губернии.


11. Алексей Алексеевич Перовский. Автопортрет. 1806


В жилах у него текла кровь и московских бояр Толстых, и простых украинских казаков Розумов, из рода которых и вышел славный гетман Малороссии Кирилл Разумовский, прадед писателя. Благодаря своему брату Алексею (фавориту императрицы Елизаветы Петровны) он стал блистательным гетманом, генерал-фельдмаршалом и… президентом Российской академии наук (!). Этот пост он, кстати, занимал более полувека. Богатства его были огромны, так что и правнук гетмана мог позволить себе жить безбедно до конца своих дней в одном из бывших гетманских имений, в Красном Роге, превратившемся в одно из заповедных творческих мест на литературной карте России.



12. Миниатюрный дом А. К. Толстого


Алексей Константинович мыслил себя прямым наследником древней Киевской Руси, её былинной и гордой славы. Потому немалое, а может, и основное место в его поэтическом творчестве составляют песни и былины, темой которых и стала героическая история Киевской Руси. В её богатырях, князьях, певцах, сказителях и черпал Алексей Константинович образы для своего творчества.

Зачинается песня от древних затей,
От весёлых пиров и обедов,
И от русых от кос, и от черных кудрей,
И от тех ли от ласковых дедов,
Что с потехой охотно мешали дела;
От их времени песня теперь повела,
От того ль старорусского краю,
А чем кончится песня - не знаю…


13. И. Г. Таннауэр. Пётр Андреевич Толстой, первый граф из рода Толстых. 1719


Вместе с тем Алексей Константинович был вполне современным для своих дней человеком, широко образованным, поработавшим и в архивах Министерства иностранных дел, и в Европе, в дипломатических миссиях. Принадлежность к знатным родам делало его представителем избранного общества, близко стоящего к трону. А если добавить к тому, что с юных лет он был знаком с цесаревичем, наследником престола Александром Николаевичем, будущим «царём-освободителем» Александром II, входил в круг его самых близких друзей, то можете себе представить, какой апофеоз величия и надменности должен был окружать его!..



14. Герб графского рода Толстых. Бронза. Начало XIX


А на деле всё вышло не так.

Он, получивший домашнее воспитание в имениях своей матери и дяди, среди роскошной южнорусской природы, возросшей среди крестьян Малороссии, дети которых были его друзьями в мальчишеских играх, никогда не отличался надменностью по отношению к простому люду.


Работа в архивах Министерства иностранных дел познакомила его с многочисленными историческими документами, где героические судьбы русского народа предстали перед молодым светским человеком со всей наглядностью. К тому же его дядя Алексей Перовский был не только богатым помещиком, он и прекрасным русским литератором, писавшем под псевдонимом Антон Погорельский. Это он оставил для потомков удивительную сказку о чёрной курице и жителях подземного города. И о мальчике Алёше, который посвящается в тайну этого таинственного царства, да невольно предаёт их, за что потом долго и мучительно раскаивается… Мальчик Алёша из этой, всем известной сказки – и есть будущий поэт, писатель и драматург Алексей Константинович Толстой.



15. Иллюстрация книги «Черная Курица, или Подземные жители»


16. Иллюстрация книги «Черная Курица, или Подземные жители»

17. Обложка книги«Черная Курица, или Подземные жители»


Не сразу он пришёл к творчеству. Светская жизнь долго кружила его по придворным салонам и дипломатическим раутам. Близость ко двору, к наследнику цесаревичу обязывала его выполнять многие придворные функции. Он был и церемониймейстером, и егермейстером при царской особе.

Но самое удивительное то, что в переломные пятидесятые-шестидесятые годы XIX века этот придворный человек становится близким товарищем, даже можно сказать, коллегой известных писателей-демократов, сплотившихся вокруг главного тогдашнего демократического и даже, отчасти, революционного органа - некрасовского журнала «Современник».

Началось с того, что ещё «неистовый» Виссарион Белинский отметил талант молодого писателя, вступившего в литературу с повестью «Упырь». Полумистическая эта повесть была написана живо, и явно носила следы знакомства автора с прозой Николая Васильевича Гоголя.


С Гоголем Алексей Константинович был знаком лично так же, как и с Пушкиным, Жуковским, со всем кругом русских литераторов «золотого века» нашей литературы. Многим он помогал, пользуясь своим влиянием при дворе. Так, молодой Иван Сергеевич Тургенев был обязан Толстому, что не отправился в Сибирь за «крамольную» статью по поводу смерти Гоголя, а только был выслан в свою усадьбу Спасское-Лутовиново. Между тем сам Алексей Константинович на волне демократических преобразований, начавшихся после кончины Николая I и вступлением на престол либерального Александра II, создаёт на страницах «Современника» яркий сатирический образ замшелого николаевского чиновника Козьмы Пруткова, балующегося сочинением нравоучительных стихов и лукавых афоризмов. Вот эти парадоксальные и смешные афоризмы сделали Козьму Пруткова всемирно известной личностью, а заодно и создателей его: Алексея Толстого (перу которого принадлежит большая часть «творчества» Козьмы) и братьев Жемчужниковых.


18. Вымышленный «портрет» Пруткова, созданный Л.М. Жемчужниковым, А.Е. Бейдеманом и Л.Ф. Лагорио


Как часто бывает, литературный фантом Козьма Прутков отделился от своих авторов и зажил собственной жизнью, приобрёл даже какие-то индивидуальные черты характера. Возможно, создатели Козьмы хотели представить этакого надутого и глупого чинушу, а на деле получился довольно лукавый и въедливый сочинитель, многое подмечающий в окружающей действительности и в человеческих сердцах. Нелишне напомнить некоторые афоризмы Козьмы Пруткова.

«Люби ближнего, но не давайся ему в обман!». «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь». «Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от неё засоряется». «В глубине всякой груди есть своя змея». «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе».


Были у Козьмы Пруткова (читай – у Алексея Толстого) шуточки и по поводу отношений мужчины и женщины: «Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни». «Влюбленный в одну особу страстно - терпит другую только по расчёту».

Странным образом, эти афоризмы оказались пророческими и для самого Алексея Константиновича. Долгие годы он будет добиваться брака с любимой женщиной, которая была женой другого человека. Эта несчастная любовь буквально перевернёт всю его жизнь. Свою возлюбленную, жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (Бахметеву) он встретит на балу в 1851 году. Примерно к тому же времени относится и его знаменитое стихотворение, ставшее благодаря Чайковскому прекрасным романсом:

Cредь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой и грустный, и звонкий
С тех пор в моём сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь,
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь.

И грустно я так засыпаю
И в грёзах неведомых сплю,
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Произведение это можно назвать шедевром русской лирики. Но дорого стоила эта внезапно вспыхнувшая любовь самому Толстому. 12 лет они с Софьей Андреевной добивались её развода. Но муж её был непреклонным… Светское общество было настроено против них. Впрочем, в отличие от героев романа «Анна Каренина», у Толстого и Софьи Андреевны всё обошлось: они поженились через 12 лет мытарств.


20. Алексей Константинович Толстой. 1864


Однако всё это стоило Толстому карьеры при императорском дворе, он подал в отставку. Тем не менее, царь благоволил к своему бывшему любимцу и наградил его орденом св. Станислава – высшей наградой империи за гражданские заслуги.



21. Алексей Николаевич Толстой


Сам Алексей Константинович, впрочем, не жалел об отставке, он весь погрузился в литературное творчество. Все главные произведения его жизни были написаны после этих событий.

Ещё Гоголь присутствовал при чтении автором первых глав романа «Князь Серебряный» и одобрил его. Роман этот стал наиболее крупным произведением А.К. Толстого в области прозы. В нём ярко выразилась гражданская позиция автора – неприятие тирании и государственного деспотизма.


Конечно, Толстой идеализирует своего героя, выводя его исключительно благородным, лишённым недостатков человеком. Но ему важно было подчеркнуть разницу между благородным рыцарем князем Серебряным (фигура вымышленная) и тираном Иваном Грозным. Разумеется, описывая царя, Толстой идёт вслед за Карамзиным, ненавидевшим Ивана Грозного. Но роман ведь не учебник истории, и Толстой представляет Грозного не только безжалостным деспотом, создавая крайне трагический, драматический образ правителя России, взвалившего на себя слишком тяжкую ношу...


22. Издание


Дальнейшее развитие образ царя, неукротимого в своих буйствах, но и страдающего от своих пороков, получит у Толстого в его знаменитой драматической трилогии, в пьесах «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис». В этой трилогии, писавшейся в 60-е годы XIX века, осуждается государственный деспотизм, когда под карающий Молох самовластья кладётся и правый, и виноватый, когда попирается человеческий закон. Но личность самого Грозного противоречива. Во всяком случае, после трагедий Алексея Константиновича Толстого царь Иоанн Грозный таким и останется в нашей памяти. Более сильный образ Грозного никакому художнику после Толстого создать не удалось.


23. Дом-музей А. К. Толстого в имении Красный Рог


Всё это: титаническая работа, неурядицы в личной жизни – не могло не сказаться на здоровье писателя. У него открылась сильная невралгия. Он лечился, ездил за границу на курорты, но ничего не помогало. Жизненный путь Алексея Константиновича Толстого оборвался 10 октября 1875 года (по нов. ст.) в его любимом имении Красный Рог в Черниговской губернии (где находится сейчас его единственный в России музей).

Ныне – это Брянская область на границе России и Украины. Его могила, его творчество – словно напоминание нам всем о нашей общей истории, о порушенном нашем единстве.


Певец славянства, лучших качеств славянской души Алексей Константинович Толстой остаётся рыцарем нашей литературы и продолжает сражаться за славянский мир.
_______

Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом женщин России».


24. Илья Ефимович Репин. Портрет писателя Алексея Константиновича Толстого 1896


Алексей Толстой – писатель с пророческим даром
Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося писателя и поэта Алексея Константиновича Толстого

Алексей Толстой происходил из древнего и разветвленного рода Толстых, корни которого уходят в далекий XIV век. Среди его ближайших родственников, получивших широкую известность на литературном поприще, Лев Николаевич Толстой, Алексею Константиновичу он приходился троюродным братом. Алексей появился на свет 24 августа (5 сентября) 1817 года в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что родители разошлись почти сразу после рождения сына, и мать увезла его к своему брату Алексею Перовскому, детство мальчика было безоблачным: «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания».

Толстой вспоминал, что он его детская мечтательность очень быстро переросла в склонность к поэзии, стихи он начал писать с шестилетнего возраста. Первым его читателями стали домашние, дяде, оказавшемся в близком окружении Николая I, он посылал свои сочинения по почте. А вскоре и сам переехал в Петербург и стал товарищем по занятиям царского сына, будущего императора Александра II.


25. Федор Петрович Толстой. Семейный портрет. 1830


26. Фёдор Петрович Толстой, художник и скульптор, дядя поэта. Автопортрет. 1804


Дядья пытались заинтересовать племянника государственной службой, в 20-летнем возрасте он служил в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, позже получил службу в Петербурге при императорском дворе, но его больше увлекали литературные опыты.



27. Антоний Погорельский (настоящее его имя - Алексей Перовский)


Дядя Алексей Перовский, завещал племяннику свое состояние, в числе наследства была большая библиотека с книгами по мистике и необычным явлениям. Алексей Толстой начинает писать рассказы на французском языке на модные тогда мистические темы. В Европе и России готическая литература была очень популярным направлением.



28. Иллюстрация из первого издания книги «Упырь». Алексей Толстой


В повести «Упырь» мистику писатель поставил на русскую почву. Белинский ознакомившись с повестью с похвалой отозвался об авторе, усмотрев в нем «все признаки еще молодого, но тем не менее замечательного дарования» .

Позже на русский язык будут переведены другие мистические произведения Толстого, написанные на французском: «Семья вурдалаков» и «Встреча через триста лет».

Примечательно, что Толстой писал не только произведения на тему «темной» мистики, у него имеется ряд произведений, в которых нашло выражение его религиозное чувство. Главная тема поэм «Грешница» и «Иоанн Дамаскин» - торжество святости.


29. А. Кившенко. Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь


30. Ван Верген. Фёдор Иоаннович. Гравюра


31. Павел Орленев, первый исполнитель роли царя Фёдора на профессиональной сцене, 1898


32. Иван Москвин в роли царя Фёдора. 1898

33. Борис Глаголин в роли Фёдора. 1901


34. Афиша


В контексте духовности следует рассматривать и историческую трилогию «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Для Толстого русская история – это борьба добра со злом, происходящая в столкновении человеческих страстей. В центре трилогии Борис Годунов, стремящийся заполучить царский венец любой ценой. Писатель анализ исторических событий производит в пространстве христианской этики.


35. Борис Годунов


К трилогии примыкает роман «Князь Серебряный», повествующий о временах опричнины. Как отмечают исследователи, Толстой значительно сгладил ужасы опричнины, «набросал на них тень и показал их, по возможности в отдалении» .


36. «Князь Серебряный». Иллюстрация Вячеслава Шварца. Шествие Ивана Грозного к заутрене


37. Иллюстрация Вячеслав Шварца. Свидание князя Серебряного с боярыней Морозовой

38. Граф Алексей Толстой. «Князь Серебряный». Издание


Литературные критики роман встретили неоднозначно. Кроме положительных откликов, были и такие: «Не удается нам исторический роман, да и баста!»

Многие из произведений Толстого были неоднократно экранизированы, а его лирические стихи, отличавшиеся легкостью и ясностью, служили вдохновением для сонма русских композиторов.


39. Алексей Константинович Толстой. 1870


Смерть выдающегося писателя была преждевременной. Он умер в 1875 году в возрасте 58 лет.

Иван Тургенев так откликнулся на кончину Толстого: «Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые - в течение долгих лет - стыдно будет не знать всякому образованному русскому...»

Уже позже, в веке двадцатом, Иосиф Бродский назовет Толстого писателем, обладающим пророческим даром: «Учитывая происшедшее со страной в XX веке, то, что его современники принимали за эскапические или ностальгические мечтания, обернулось предупреждением и пророчеством» .



41. Фридерик Шаперон. Эскиз декораций, подготовленный к парижской постановке «Дон Жуана». 1866


42. Постоянный литературный герой писателя «Дон Жуан, или Наказанный развратник». 1830-1835


43. Илья Репин. Дон Жуан и донья Анна


44. Певец Джованни Марио в образе Дон Жуана в одноимённой опере Моцарта

45. Певец Франсиско д’Андраде в роли Дона Жуана в опере Моцарта. Макс Слефогт, 1902


46. Джулия Гризи в роли донны Анны. Портрет из коллекции СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова

47. Вольфганг Амадей Моцарт, которому посвящён «Дон Жуан», автор Barbara Krafft (1764–1825)


48.

Макс Слефогт. «Франциско д’Андрадо в роли Дона Жуана». Дон Жуан приглашает статую командора на ужин, за ним прячется Лепорелло / Дон Жуан - драматическая поэма Алексея Константиновича Толстого, впервые опубликованная в апреле 1862 года

Ольга Карпова / Станислав Зотов / Кирилл Брагин
«ИА REGNUM» / «Столетие» / «Русская планета», 5 сентября 2017

Граф Алексе́й Константи́нович Толсто́й (24 августа (5 сентября) 1817 год, Санкт - Петербург — 28 сентября (10 октября) 1875, село Красный Рог, Черниговская губерния - русский писатель, поэт, драматург, переводчик, сатирик из рода Толстых. Член-корреспондент Петербургской АН.

Алексей Константинович Толстой — классик русской литературы, один из крупнейших наших поэтов второй половины XIX столетия, блестящий драматург, переводчик, создатель великолепной любовной лирики, непревзойдённый до сих пор поэт-сатирик, писавший свои произведения как под своим настоящим именем, так и под именем придуманного Толстым вместе с братьями Жемчужниковыми Козьмы Пруткова; наконец, Толстой — классик отечественной «страшной литературы», его рассказы «Упырь» и «Семья вурдалака» считаются шедеврами русской мистики. Произведения А. К. Толстого знакомы нам со школьной скамьи. Но вот о жизни самого писателя, как ни парадоксально, известно немного. Дело в том, что большая часть архивов писателя погибла при пожарах, а значительная часть переписки была уничтожена после смерти Толстого его женой. Исследователям творчества писателя приходилось восстанавливать факты его жизни буквально по крупинкам.

Написанные в народном стиле стихотворения, которыми дебютировал Толстой, особенно понравились московскому славянофильскому кружку; в его органе, "Русской Беседе", появились две поэмы Толстого: "Грешница" (1858) и "Иоанн Дамаскин" (1859). С прекращением "Русской Беседы" Толстой становится деятельным сотрудником Катковского "Русского Вестника", где были напечатаны драматическая поэма "Дон-Жуан" (1862), исторический роман "Князь Серебряный" (1863) и ряд архаически сатирических стихотворений, вышучивающих материализм 60-х годов. В "Отечественных Записках" 1866 г. была напечатана первая часть драматической трилогии Толстого - "Смерть Иоанна Грозного".

В старой Руси Толстого привлекает, однако, не московский период, омраченный жестокостью Грозного, а Русь Киевская, вечевая. Когда Поток-богатырь, проснувшись после пятивекового сна, видит раболепие толпы перед царем, он "удивляется притче" такой: "если князь он, иль царь напоследок, что ж метут они землю пред ним бородой? мы честили князей, но не этак! Да и полно, уж вправду ли я на Руси? От земного нас Бога Господь упаси! Нам писанием велено строго признавать лишь небесного Бога!" Он "пытает у встречного молодца: где здесь, дядя, сбирается вече?" В "Змее Тугарине" сам Владимир провозглашает такой тост: "за древнее русское вече, за вольный, за честный славянский народ, за колокол пью Новграда, и если он даже и в прах упадет, пусть звон его в сердце потомков живет". С такими идеалами, нимало не отзывающимися "консерватизмом", Толстой, тем не менее, был в середине 60-х годов зачислен в разряд писателей откровенно-ретроградных. Произошло это оттого, что, оставив "стяг красоты", он бросился в борьбу общественных течений и весьма чувствительно стал задевать "детей" Базаровского типа.

Не нравились они ему главным образом потому, что "они звона не терпят гуслярного, подавай им товара базарного, все чего им не взвесить, не смеряти, все кричат они, надо похерити". На борьбу с этим "ученьем грязноватым" Толстой призывал "Пантелея-Целителя": "и на этих людей, государь Пантелей, палки ты не жалей суковатые". Все это вызвало во многих враждебное отношение к Толстому, и он вскоре почувствовал себя в положении писателя, загнанного критикой. Но даже при такой ситуации он отстаивал своё мнение.

Во всех работах раскрывается внутренний мир произведений писателя, раскрывается сама сущность, сам внутренний мир Толстого как "певца красоты". В 1862 опубликовал драматическую поэму "Дон Жуан"; в 1866 - 70 - историческую трилогию, включавшую трагедии "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис".

В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах). Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет А.Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.

А.К. Толстой по истине творец от природы. Он оставил великое наследие для будущих поколений.

Алексей Константинович Толстой (1817-1875) - Граф, русский поэт, писатель и драматург.

В русской литературе 19 – 20 вв. известны три писателя – графа Толстых: Алексей Константинович Толстой, Лев Николаевич Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и др.) и Алексей Николаевич Толстой («Хождение по мукам», «Петр Первый», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и др.). Самый ранний из них А.К.Толстой, который родился 5 сентября 1817 г. и Л.Н.Толстому приходился троюродным братом.

Раннее детство А. К. Толстой провел в имении дяди – известного писателя, печатавшегося под псевдонимом «Антоний Погорельский», получил хорошее домашнее образование. С 10-летнего возраста он выезжал за границу, в 1831 году совершил путешествие по Италии. А. К. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего императора Александра II. В 1840-х годах начал раскрываться литературный талант А. К. Толстого. Его первая публикация - фантастическая повесть «Упырь» (1841) была сочувственно встречена В.Г.Белинским. А. К. Толстой в соавторстве с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ вымышленного Козьмы Пруткова. Афоризмы его живут до сих пор, хотя многие и не помнят, кто их автор. Например:

  • Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
  • Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти
  • Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
  • Смотри в корень! Никто не обнимет необъятного
  • Если хочешь быть счастливым, будь им!

В 1850-1860-х годах А. К. Толстой получил известность как лирик и автор баллад. Лирические стихотворения А. К. Толстого отличаются простотой и задушевностью. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»). Более 70 его стихотворений положено на музыку русскими композиторами - Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым, С.В.Рахманиным и др.

В 1861 году А. К. Толстой вышел в отставку с придворной службы и сосредоточился на литературных занятиях. Им были опубликованы драматическая поэма «Дон Жуан», исторический роман «Князь Серебряный (Повесть времен Иоанна Грозного)», драматическая трилогия - трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», до сих пор идущие в наших театрах.

Его перу принадлежит ряд сатирических и юмористических стихотворений. Одно из них называется «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»

В стихотворении 83 строфы; в такой небольшой объём А. К. Толстой ухитряется вместить пародийный рассказ обо всех основных символических событиях российской истории: от призвания варягов (860 год) и крещения Руси - до 1868 года. Написанная в 1868 году, «История…» впервые увидела свет лишь 15 лет спустя, уже после смерти А. К. Толстого, Повторяющийся в каждом куплете рефрен «Земля у нас богата, порядка в ней лишь нет» не устарел до сих пор.

Книги, имеющиеся в нашей библиотеке: