Зыгарь 1917. Тасс при поддержке государственного центрального музея современной истории россии

14 ноября в Музее Отечественной войны 1812 года прошла пресс-конференция, посвященная запуску проекта «1917. Свободная история» - документальной соцсети, которую предлагается смотреть целый год как сериал. сайт поговорила с автором проекта Михаилом Зыгарем о том, как устроен «1917».

Каждый день пользователей проекта «1917» ожидают новости из 1917 года. Как соотносятся информационная повестка революционной России и «новости» 2016 года?

Мы хотим создать законченный мир, за которым человек может наблюдать изнутри. Каждый день вы сможете узнавать о погоде, финансовых котировках, культурной жизни.

Я не знаю, как это психологически встроится в картину мира современного человека. Мне бы хотелось, чтобы сработал механизм залипания, который включается, когда человек просматривает ленты Facebook - новости про друзей или известных людей. Отчасти это еще и попытка построить целый ресурс по принципу социальной сети. Например, «ВКонтакте» дает нам доступ к той аудитории, к которой никто сегодня другими способами уже не доберется. Моя 12-летняя племянница спрашивает меня о законе Яровой: «Я правильно понимаю, что они хотят читать мою переписку “ВКонтакте”?» Возможно, впервые в истории человек в 12 лет, еще не зная слова «Путин», из другой вселенной, задумывается о своих правах на личную информацию. Политика уже касается его права переписки в социальных сетях. «ВКонтакте» - это доступ к аудитории, которая не читает в принципе, не читает традиционные медиа. Процесс потребления информации из «ВКонтакте» - это не чтение, это скорее интересное потребление. Перевод исторических источников на язык «ВКонтакте» - это важный шаг в коммуникации между знанием и пользователем. Люди привыкли к социальным сетям, это часть их жизни. Я надеюсь, что теперь миллионы подростков будут видеть в своих лентах не только певицу Нюшу, но и Ахматову, Станиславского, Блока.

Все наши герои знакомы пользователям, это не подключение к новому и неизвестному миру, мы знаем их из детства и помним, как выглядят некоторые из действующих лиц 1917 года. Мы хотим активировать у читателей механизмы эмоциональной привязанности к материалу. На самом деле мы ведь не знаем историю, мы знаем несколько фактов из жизни трех персонажей; мы знаем, что случилось с Николаем II, Лениным, про Троцкого почти никто ничего не знает, все помнят только про ледоруб, а его ключевая роль в 1917 году пока остается неизвестной. Мы хотим, чтобы публика удивилась - творцы русской культуры ходили по одним и тем же улицам в одно и то же время. В нашем проекте мы собрали тех, кто менял время и создавал историю каждым своим шагом.

Сейчас самая актуальная форма поглощения истории - сериал. Думаю, это увлечение досталось нам от родителей: еще в 90-х мы ругали сериалы, которые смотрели родители по телевизору, а теперь мы сами увлечены сериалами, пусть и другими. Похож ли ваш проект на «Игру престолов»?

Концепция этого сериала мне близка: подход к истории через человека. Все люди в каких-то моментах одинаковые, обладают одинаковыми чертами характерами, совершают ошибки. Любой процесс - сумма желаний, поступков и ошибок простых людей.

Сейчас медиапроекты (например, «Арзамас») примеряют форматы современных медиа к историческому контенту в стиле «Что пили декабристы?». В «1917» мы сталкиваемся с сериалом, который зритель смотрит. Пользователь может спросить Николая II, но тот может не ответить. Получается социальная сеть с ограниченной перформативностью?

Николай II, кстати, в какой-то момент за все ответит. Но меньше спойлеров. Мне кажется, зритель ни в одном из произведений искусства не может повлиять на исход. Даже в перформативном театре можно выбирать лишь линию поведения. Наши пользователи могут повлиять своим нелинейным поведением, у нас нет заранее заданной последовательности поступков: хотите - следите за одной линией, хотите - за всеми, можно читать от последнего к первому, можно следить за сюжетом, следить по дням. Максимальная свобода передвижения и навигации по 1917 году! Переписать сюжет, чтобы Распутина не убили или Николай II не отрекался от престола? Мы и не хотим этого, это за пределами нашего проекта и художественной культуры.

«1917. Свободная история»

Для вас «1917» - синтетический арт-проект? Есть ли в нем место для критики - форматов, ситуации в истории и медиаобразовании?

Мне рано делать такие выводы. Хотелось бы, чтобы такой жанр устаканился и возник, мы придумали жанр без названия, но он должен существовать, потому что стандартные жанры для передачи информации, особенно исторической, не учитывают развития технологий. Технологии намного опередили контент. Люди по-другому воспринимают информацию. Пора подтянуть контент до технологий. Например, жанр лекций со времен Древней Греции мало изменился. Даже если мы снимаем лекцию на айфон и передаем через You T ube . Мы же хотим сделать информацию более привлекательной для современного читателя.

1917-й - это время, когда публичная сфера, политическое измерение работали со страшной силой. Сегодня у нас, возможно, нет и тени этого измерения. Есть ли политическая повестка у проекта «1917»?

Ни у кого из нас нет планов каким-то образом политизировать проект, потому что это противоречит жанру. «1917» - события, которые произошли сто лет назад. Тут нет интервенции со стороны комментатора, тут не появятся умные дяди и тети, которые будут объяснять, что и как устроено и какое мнение верное. Мы делаем источники максимально сексуальными. Мы окружаем человека источниками, чтобы он мог их разглядывать, притрагиваться к ним. Мы против интерпретации. Источник сегодня должен быть не только доступным, но и интересным.

- А что вы ожидаете от запуска такого сексуального жанра?

Мы совершим революцию! В этом жанре появится море проектов!

- Давайте уточним критерии жанра.

Документальность, real time , погружение в атмосферу, свободное плавание пользователя в материале, фотографии, видео - все оформление доступно и знакомо современному пользователю. Мы ведь хотим воссоздать в деталях мир 1917 года. Мне хочется, чтобы посетитель сайта почувствовал, что герои 1917 года приходят к нему. Все то же самое: пользователь привык видеть на главной странице Яндекса погоду, курсы валют и театральную афишу, и на сайте «1917» он увидит эти же маркеры, мир, к которому он привык. Люди не изменились, перед нами не персонажи с песьими головами, живущие только в учебниках истории; нет, это люди, которые живут рядом с нами.

«1917. Свободная история»

А не будет ли такой ситуации: пользователи так увлекутся, заиграются 1917 годом, что забудут о том, где и когда они живут?

Я считаю, если люди, которые до того ушли в компьютерные игры или Facebook , отовсюду выйдут и уйдут в историю - то это будет самый безопасный эскапизм, какой можно придумать.

Ваша цель - изменить представление об истории. Как на такой проект могут отреагировать другие модераторы истории сегодня? Вы же видели, что висит в вагонах метро?

Я не верю, что много людей считают себя злодеями; скорее, почти все люди считают себя правыми. Все в каком-то смысле стоят за правду, все адекватные историки верят, что правда должна восторжествовать. Они выступают за источники, и чем больше людей узнает об истории, тем лучше. У нас множество персонажей с разными точками зрения. Некоторые мнения меня беспокоят, некоторые точки зрения по нашим временам возмутительны! Но говорят источники, и я не верю в осознанную злую волю, которая может им помешать.

Все создатели проекта ничего в нем не говорят, не советуют, словно вы создали мир и удалились. Вы исключаете совет как опцию; получается, публичные высказывания в этом проекте делают только мертвые, вы возвращаете им голоса, а сами устраняетесь. Как такой подход соотносится с ожиданиями человека, который часто нуждается в гидах и проводниках?

Мне кажется, не стоит преувеличивать степень человеческой несамостоятельности. Люди пользуются советами, но им интересна скорее внутренняя убежденность, чем жесткое напутствие. Как правило, большинство людей не любят, когда им что-то впаривают, они чувствуют фальшь и начинают сопротивляться.

Они хотят совета изнутри; когда перед тобой мнения известных героев, тебе проще сориентироваться, мы там не нужны.

Посмотрим вглубь истории, 1917 год в формате соцсети и твиттера:


Мы решили раз навсегда прекратить в нашей стране все попытки к империализму и к захвату… Энтузиазм, которым охвачена русская демократия, проистекает… даже не из идеи отечества, как понимала эту идею старая Европа, а из идеи, что мечта о братстве народов всего мира претворится в действительность.

Павел Милюков, Петроград, Мариинский дворец
Несмотря на переворот, мы сохранили главную цель и смысл этой войны. Правительство с еще большей силой будет добиваться уничтожения немецкого милитаризма, ибо наш идеал - уничтожить в будущем возможность каких бы то ни было войн.

Александр Керенский, Петроград
Важнейшей задачей русской демократии должно явиться стремление показать, что вместе с демократией всех народов, живущих на территории русского государства, она составляет одно общее целое, которое основано на уважении к труду и к человеку. И потом, нам, нам, народникам-социалистам, надо действовать сообща с социалистическими партиями других российских народностей. И я верю, что такими путями трудящиеся массы, огражденные от всякого произвола, построят новый государственный строй и увенчают работу многих поколений, которые самоотверженно отдавали свою жизнь и свое человеческое достоинство для торжества этих двух начал, для организации государства на двух принципах - труда и высокой человеческой личности.

Василий Кравков, 7-й Сибирский армейский корпус, фронт
Протянутая нашей социал-демократией рука примирения немецким «товарищам» до сего времени остается не пожатой и висящей в воздухе! Удивительно, что немецкий народ так крепко связан чарами покорности своему кайзеру!

Игорь Северянин, Гатчина
Должна быть кончена война, Притом - во что бы то ни стало:
Измучилась моя страна, Нечеловечески устала.
Есть примененье для металла Гораздо лучше, чем твой брат.
Да свергнут ужас с пьедестала Министр, рабочий и солдат!

Какой бред, не правда ли? Просто не верится, что это говорилось всерьез. А между тем - это оригинальная переписка.

Брюс Локхарт, Петроград
Когда до английских министров дошло, чем опасна русская революция, были предприняты огромные усилия к тому, чтобы привести русских в чувство и сурово напомнить им о союзнических обязательствах. Какой-то гений выдвинул идею посылки франко-британской социалистической делегации, чтобы убедить русских товарищей продолжить сражаться. И в середине апреля господа Мутэ, Кашен и Лафон, представлявшие французских социалистов, и ё господа Джим О`Греди, Уилл Торн и У. У. Сандерс, верные последователи британского лейборизма, прибыли в Санкт-Петербург, чтобы проповедовать Советам мудрость и патриотизм. С самого начала визит стал фарсом. Делегаты честно выполняли задание. Но, как и можно было предвидеть, они совершенно потерялись в дебрях русской революционной фразеологии. Они были сбиты с толку бесконечными дискуссиями об условиях мира. Они понимали жаргон русских социалистов гораздо хуже меня. Дополнительным минусом для них было незнание русского языка. Но хуже всего то, что им так и не удалось завоевать доверия даже умеренных социалистов, которые с самого начала восприняли их как лакеев соответствующих правительств. Союзные делегаты прибыли в Москву. Они побывали на фронте. Произнесли - через переводчика - бессчетное количество патриотических речей и, наконец, уехали, став печальнее и мудрее.

Жорж Морис Палеолог, Петроград, Набережная Кутузова, 10
Французские социалистические депутаты несколько охладевают к русской революции с тех пор, как наблюдают ее вблизи. Пренебрежительный прием, встреченный ими со стороны Совета, несколько охладил их восхищение. Они сохраняют, однако, огромную дозу иллюзий: они еще верят в возможность гальванизировать русский народ «смелой демократической политикой, ориентированной на интернационализм». Я попытаюсь доказать им их заблуждение. Русская Революция по существу анархична и разрушительна. Предоставленная самой себе, она может привести лишь к ужасной демагогии черни и солдатчины, в разрыву всех национальных связей, к полному развалу России. При необузданности, свойственной русскому характеру, она скоро дойдет до крайности: она неизбежно погибнет среди опустошения и варварства, ужаса и хаоса. Вы не подозреваете огромности сил, которые теперь разнузданы…

Кстати, если кто не знает - Российская империя пала 16 марта, а 6 апреля в мировую войну вступили Соединенные Штаты Америки.

Николай Чхеидзе, выступает на Общефронтовом съезде, Минск, городской театр
Товарищи. Если у вас раньше не было снарядов, то не потому, что рабочие не работают; хлеба не хватало не потому, что трудовое крестьянство не посылало хлеб, а потому, что вашей кровью торговали прислужники старого режима! Мы знаем, что происходило у вас на фронте, я знаю, что офицерам говорили: чем больше вы уложите людей на фронте, тем больше вы получите повышений.

Никита Окунев, Москва
Мы целый месяц все парили в облаках и теперь начинаем спускаться на землю и с грустью соглашаемся, что полная свобода русскому человеку дана еще несколько преждевременно. И ленив он, и недалек, и не совсем нравственен. И, что горько особенно, нет сейчас «пророка в нашем отечестве». Какая жалость, какая скорбь, что Толстой не дожил до наших злосчастных дней.

Кира Аллендорф, Москва
Мы, может быть, летом никуда не поедем, т. к. теперь очень трудно ездить. Вчера за обедом мама сказала, что хорошо было бы, если бы мы поехали летом в Нежин. Как было бы там весело!

Надежда Удальцова, Москва, Смоленский б-р, 65, кв. 82
Организация, болтовня, и болтовня. Что в Совете художественных организаций, что в просветительной комиссии при Совете рабочих депутатов. Надо вовсю работать. Статью в журнал не написала, вещи не готовы, но, думаю, к 8 июля будет кончено. Вообще, тревожно. Пролетарии всех стран что-то не соединяются. Англия не желает кончать войну. Может случится, что объявит войну. О, Боже, когда же конец этой бесчеловечной войне? Неужели трудно народам сказать всем «довольно». Русский народ сказал же всему миру «довольно».

Зинаида Гиппиус, Петроград, Сергиевская ул., 83, 10.03.17
Однако, дела не утихают, а как будто разгораются. Медленно, но упорно. (Никакого систематического плана не видно до сих пор; если есть что-нибудь - то небольшое, и очень внутри). Интересно, что правительство не проявляет явных признаков жизни. Где оно и кто, собственно, распоряжается - не понять. Это ново. Нет никакого прежнего Трепова - «патронов на толпу не жалеть». Премьер (я даже не сразу вспоминаю, кто у нас) точно умер у себя на квартире. Протопопов тоже адски пришипился. Кто-то где-то что-то будто приказывает. Хабалов? И не Хабалов. Душит чей-то гигантский труп. И только. Странное ощущение. Дума - «заняла революционную позицию…», как вагон трамвая ее занимает, когда поставлен поперек рельс. Не более.

Зинаида Гиппиус, Петроград, 25.03.17
Тут, кстати, под окнами у нас стотысячная процессия с лимонно-голубыми знаменами: украинцы. И весьма выразительные надписи: «федеративная республика» и «самостийность».

Михаил Богословский, Москва
В газетах - вести об украинском съезде в Киеве, на котором раздаются горячие голоса за отделение Украйны и за провозглашение конгресса Украинским учредительным собранием, которое «октроирует» автономию Украйны. О Русская земля, собранная столькими трудами великорусского племени! Неужели ты начинаешь расползаться по своим еще не окончательно изгладившимся швам! Неужели нам быть опять Московским государством XVI в.!

Василий Маклаков, Петроград
Государство стало общей формой общежития; и повсюду, где оно есть, идет борьба между человеком и им. И несмотря на эту борьбу, они необходимы друг другу; ни одного из них нельзя уничтожить, чтобы и другой не пострадал. Чтобы эта борьба прекратилась, между ними должно быть равновесие. Его нельзя предписать по приказу. И люди с их свойствами, и само государство с навыками и традициями государственной власти определяются прошлым, которое их воспитывает и образует.

Павел Скоропадский, Углы, Волынь
Правительство шатается и все больше и больше теряет почву под ногами. Стоит прочитать резолюцию Съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Очевидно, мы пойдем по пути всевозможных социальных экспериментов, в конце концов жизнь, может быть, улучшится, но на 50 лет мы и наши дети будем обречены на тяжелую жизнь.

Никита Окунев, Москва
В резолюции временного Польского государственного совета говорится, что актом 5 февраля уже создано независимое Польское государство, и оно не желает объединения с нами, как навязываемое им и ограничивающее их независимость и нарушающее честь свободного народа. Государственный совет еще считает не разрешенным вековой польско-русский спор об обширных этнографических областях.

А чуть позже был вот такой привет от браццких полякофф:

Потом были лагеря смерти, и всех убили.

Посмотрим вглубь истории, 1917 год в формате соцсети и твиттера:


Мы решили раз навсегда прекратить в нашей стране все попытки к империализму и к захвату… Энтузиазм, которым охвачена русская демократия, проистекает… даже не из идеи отечества, как понимала эту идею старая Европа, а из идеи, что мечта о братстве народов всего мира претворится в действительность.

Павел Милюков, Петроград, Мариинский дворец
Несмотря на переворот, мы сохранили главную цель и смысл этой войны. Правительство с еще большей силой будет добиваться уничтожения немецкого милитаризма, ибо наш идеал - уничтожить в будущем возможность каких бы то ни было войн.

Александр Керенский, Петроград
Важнейшей задачей русской демократии должно явиться стремление показать, что вместе с демократией всех народов, живущих на территории русского государства, она составляет одно общее целое, которое основано на уважении к труду и к человеку. И потом, нам, нам, народникам-социалистам, надо действовать сообща с социалистическими партиями других российских народностей. И я верю, что такими путями трудящиеся массы, огражденные от всякого произвола, построят новый государственный строй и увенчают работу многих поколений, которые самоотверженно отдавали свою жизнь и свое человеческое достоинство для торжества этих двух начал, для организации государства на двух принципах - труда и высокой человеческой личности.

Василий Кравков, 7-й Сибирский армейский корпус, фронт
Протянутая нашей социал-демократией рука примирения немецким «товарищам» до сего времени остается не пожатой и висящей в воздухе! Удивительно, что немецкий народ так крепко связан чарами покорности своему кайзеру!

Игорь Северянин, Гатчина
Должна быть кончена война, Притом - во что бы то ни стало:
Измучилась моя страна, Нечеловечески устала.
Есть примененье для металла Гораздо лучше, чем твой брат.
Да свергнут ужас с пьедестала Министр, рабочий и солдат!

Какой бред, не правда ли? Просто не верится, что это говорилось всерьез. А между тем — это оригинальная переписка.

Брюс Локхарт, Петроград
Когда до английских министров дошло, чем опасна русская революция, были предприняты огромные усилия к тому, чтобы привести русских в чувство и сурово напомнить им о союзнических обязательствах. Какой-то гений выдвинул идею посылки франко-британской социалистической делегации, чтобы убедить русских товарищей продолжить сражаться. И в середине апреля господа Мутэ, Кашен и Лафон, представлявшие французских социалистов, и ё господа Джим О`Греди, Уилл Торн и У. У. Сандерс, верные последователи британского лейборизма, прибыли в Санкт-Петербург, чтобы проповедовать Советам мудрость и патриотизм. С самого начала визит стал фарсом. Делегаты честно выполняли задание. Но, как и можно было предвидеть, они совершенно потерялись в дебрях русской революционной фразеологии. Они были сбиты с толку бесконечными дискуссиями об условиях мира. Они понимали жаргон русских социалистов гораздо хуже меня. Дополнительным минусом для них было незнание русского языка. Но хуже всего то, что им так и не удалось завоевать доверия даже умеренных социалистов, которые с самого начала восприняли их как лакеев соответствующих правительств. Союзные делегаты прибыли в Москву. Они побывали на фронте. Произнесли - через переводчика - бессчетное количество патриотических речей и, наконец, уехали, став печальнее и мудрее.

Жорж Морис Палеолог, Петроград, Набережная Кутузова, 10
Французские социалистические депутаты несколько охладевают к русской революции с тех пор, как наблюдают ее вблизи. Пренебрежительный прием, встреченный ими со стороны Совета, несколько охладил их восхищение. Они сохраняют, однако, огромную дозу иллюзий: они еще верят в возможность гальванизировать русский народ «смелой демократической политикой, ориентированной на интернационализм». Я попытаюсь доказать им их заблуждение. Русская Революция по существу анархична и разрушительна. Предоставленная самой себе, она может привести лишь к ужасной демагогии черни и солдатчины, в разрыву всех национальных связей, к полному развалу России. При необузданности, свойственной русскому характеру, она скоро дойдет до крайности: она неизбежно погибнет среди опустошения и варварства, ужаса и хаоса. Вы не подозреваете огромности сил, которые теперь разнузданы…

Кстати, если кто не знает — Российская империя пала 16 марта, а 6 апреля в мировую войну вступили Соединенные Штаты Америки.

Николай Чхеидзе, выступает на Общефронтовом съезде, Минск, городской театр
Товарищи. Если у вас раньше не было снарядов, то не потому, что рабочие не работают; хлеба не хватало не потому, что трудовое крестьянство не посылало хлеб, а потому, что вашей кровью торговали прислужники старого режима! Мы знаем, что происходило у вас на фронте, я знаю, что офицерам говорили: чем больше вы уложите людей на фронте, тем больше вы получите повышений.

Никита Окунев, Москва
Мы целый месяц все парили в облаках и теперь начинаем спускаться на землю и с грустью соглашаемся, что полная свобода русскому человеку дана еще несколько преждевременно. И ленив он, и недалек, и не совсем нравственен. И, что горько особенно, нет сейчас «пророка в нашем отечестве». Какая жалость, какая скорбь, что Толстой не дожил до наших злосчастных дней.

Кира Аллендорф, Москва
Мы, может быть, летом никуда не поедем, т. к. теперь очень трудно ездить. Вчера за обедом мама сказала, что хорошо было бы, если бы мы поехали летом в Нежин. Как было бы там весело!

Надежда Удальцова, Москва, Смоленский б-р, 65, кв. 82
Организация, болтовня, и болтовня. Что в Совете художественных организаций, что в просветительной комиссии при Совете рабочих депутатов. Надо вовсю работать. Статью в журнал не написала, вещи не готовы, но, думаю, к 8 июля будет кончено. Вообще, тревожно. Пролетарии всех стран что-то не соединяются. Англия не желает кончать войну. Может случится, что объявит войну. О, Боже, когда же конец этой бесчеловечной войне? Неужели трудно народам сказать всем «довольно». Русский народ сказал же всему миру «довольно».

Зинаида Гиппиус, Петроград, Сергиевская ул., 83, 10.03.17
Однако, дела не утихают, а как будто разгораются. Медленно, но упорно. (Никакого систематического плана не видно до сих пор; если есть что-нибудь - то небольшое, и очень внутри). Интересно, что правительство не проявляет явных признаков жизни. Где оно и кто, собственно, распоряжается - не понять. Это ново. Нет никакого прежнего Трепова - «патронов на толпу не жалеть». Премьер (я даже не сразу вспоминаю, кто у нас) точно умер у себя на квартире. Протопопов тоже адски пришипился. Кто-то где-то что-то будто приказывает. Хабалов? И не Хабалов. Душит чей-то гигантский труп. И только. Странное ощущение. Дума - «заняла революционную позицию…», как вагон трамвая ее занимает, когда поставлен поперек рельс. Не более.

Зинаида Гиппиус, Петроград, 25.03.17
Тут, кстати, под окнами у нас стотысячная процессия с лимонно-голубыми знаменами: украинцы. И весьма выразительные надписи: «федеративная республика» и «самостийность».

Михаил Богословский, Москва
В газетах - вести об украинском съезде в Киеве, на котором раздаются горячие голоса за отделение Украйны и за провозглашение конгресса Украинским учредительным собранием, которое «октроирует» автономию Украйны. О Русская земля, собранная столькими трудами великорусского племени! Неужели ты начинаешь расползаться по своим еще не окончательно изгладившимся швам! Неужели нам быть опять Московским государством XVI в.!

Василий Маклаков, Петроград
Государство стало общей формой общежития; и повсюду, где оно есть, идет борьба между человеком и им. И несмотря на эту борьбу, они необходимы друг другу; ни одного из них нельзя уничтожить, чтобы и другой не пострадал. Чтобы эта борьба прекратилась, между ними должно быть равновесие. Его нельзя предписать по приказу. И люди с их свойствами, и само государство с навыками и традициями государственной власти определяются прошлым, которое их воспитывает и образует.

Павел Скоропадский, Углы, Волынь
Правительство шатается и все больше и больше теряет почву под ногами. Стоит прочитать резолюцию Съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Очевидно, мы пойдем по пути всевозможных социальных экспериментов, в конце концов жизнь, может быть, улучшится, но на 50 лет мы и наши дети будем обречены на тяжелую жизнь.

Никита Окунев, Москва
В резолюции временного Польского государственного совета говорится, что актом 5 февраля уже создано независимое Польское государство, и оно не желает объединения с нами, как навязываемое им и ограничивающее их независимость и нарушающее честь свободного народа. Государственный совет еще считает не разрешенным вековой польско-русский спор об обширных этнографических областях.

А чуть позже был вот такой привет от браццких полякофф:

Потом были лагеря смерти, и всех убили.

На сайте проекта «1917. Свободная история» в виде социальной сети каждый день в течение ближайшего года и трех месяцев будут публиковаться записи «от первого лица». Николай II, Григорий Распутин, Анна Ахматова, Василий Кандинский и еще тысяча героев будут рассказывать о событиях, произошедших в жизни страны и в их собственной жизни сто лет назад. «РБК Стиль» поговорил с исполнительным директором проекта Кареном Шаиняном о том, как были выбраны даты его старта и окончания, от какого персонажа было сознательно решено отказаться и не страшно ли было публиковать видео с купанием голого Николая II.

Как родилась идея проекта?

— Главный затейник проекта — Михаил Зыгарь. Ему принадлежит идея, которая потом дорабатывалась и доводилась до ума всей командой. Активная работа над проектом началась в апреле 2016 года. Тогда нас было 10 человек, и многое вначале делалось на коленке. А позднее нас поддержал «Яндекс», ставший нашим издателем.

Как долго будет длиться «Проект 1917» и почему он стартовал уже в 2016 году?

— У проекта есть железобетонные даты начала и конца — 14 ноября 2016 года и 18 января 2018-го. Таким образом, проект будет длиться год и три месяца. 14 ноября 1916 года состоялось открытие V сессии Государственной думы Российской империи IV созыва. И на сайте в первый день его существования был даже специальный онлайн — «прямая» трансляция с заседания. Это заседание было чрезвычайно важным. Фактически депутаты обвинили императрицу в государственной измене, и все последовавшие за этим события многое объясняют в дальнейшей истории страны. Закончится проект 18 января 2018 года, потому что в этот день (внимание, спойлер) разгонят Учредительное собрание. И после этого начнется уже совсем другая жизнь совсем другой страны. Гражданская война уже находится за скобками проекта. Нас интересовал именно переломный момент российской истории, когда наблюдался накал не только политической, но и культурной жизни страны.

Как отбирались исторические герои проекта?

— Вначале героев было около 100 или 200. Но потом каждый месяц их прибавлялось и прибавлялось. Чтобы рассказать историю одного человека, иногда недостаточно было того наследия, которое от него осталось. Герой мог сам почти ничего не писать, но его близкие и друзья тем временем могли вести дневники и переписку, упоминая его. И такие герои у нас подсвечены как бы сбоку, они позволяют создать более объемную картину того времени. В итоге число персонажей перевалило за тысячу.

Были персонажи, от привлечения в проект которых было решено отказаться?

— Такой персонаж был всего один. Это Адольф Гитлер. Это, мягко говоря, важный персонаж для XX века. Но в 1917 году это был юноша, который еще тогда не планировал всех тех ужасов, которые позднее произвел. И тут мы сознательно отказались от героя, чтобы не провоцировать тех, кто может искать повода начать скандал.

Кстати, говоря о тех, кто ищет повода начать скандал. В проекте есть видео купающегося голым императора Николая II. Вы не боялись его публиковать на фоне скандала с фильмом «Матильда» Алексея Учителя?

— Голый царь заходил в воду и позволял себя в этот момент снимать. Это хроника, которую он после себя оставил. У нас есть бесспорное алиби — мы публикуем только то, что является наследием и взято либо из уже опубликованных источников, либо из архивов, которые, как известно, принадлежат у нас народу. И мы даем возможность это увидеть.


Сейчас многие медиапроекты обращены к теме прошлого. Как вы думаете, почему именно к ней, а не в будущее?

— Мы много говорили об этом с Михаилом Зыгарем. Если посмотреть на то, о чем сейчас говорят в Западной Европе и в Новом свете — в Канаде и США — то все, действительно, о будущем: об экологии, экономике, технологиях. Все смотрят туда. А в России очень много исторических проектов. Дело в том, что история XX века у нас не слишком хорошо переварена, люди с ней плохо знакомы. Она насквозь идеологизирована и мифологизирована. Поэтому мы думаем, что наш проект будет очень полезен, ведь в нем нет никакой трактовки и никакого медиума между документом и зрителем.

Кто основная аудитория «Проекта 1917»?

— Это связано с прошлым вопросом. Мы, с одной стороны, хотели сделать исторический проект о прошлом. А с другой, много усилий вложили, чтобы он был актуальным и похожим на соцсеть будущего. Форма у нас получилась максимально исполненной футуризма. «Яндекс» вкладывается в проект не только финансами, но и технологиями. И возможно, они помогут нам сделать какие-то чудеса, чтобы еще больше оживить контент. Мы говорили о разных технологиях, которые, например, позволяют довести архивное видео до качества современной картинки. И вообще, у нас еще много идей, которые мы намерены постепенно «доставать из кармана». А отвечая на вопрос про аудиторию... Форматом соцсетей, визуальностью и «модностью» мы хотим привлечь тех, кто вообще не интересуется историей. Все эти снэпчаты и чат-боты с Распутиным направлены на задержание их внимания. А те, кто и так любит историю, придут сами.

» бывшего главного редактора телеканала «Дождь», автора книги «Вся кремлевская рать» Михаила Зыгаря. Помимо него, в течение года над проектом работали более 100 журналистов и историков, в том числе участвовавший в запуске проекта The Question журналист Сима Ореханов, создатель «Страдающего Средневековья» Юрий Сапрыкин-младший и журналист Андрей Борзенко.

По словам создателей проекта, «1917. Свободная история» - это возможность «узнать историю 1917 года от современников и главных героев событий самого важного года в истории России XX века». Каждый день на сайте появляются обновления из жизни известных личностей - императора Николая II, оперного певца Федора Шаляпина, поэтессы Анны Ахматовой и других ключевых деятелей эпохи. Все подается в формате, схожем с новостной лентой в Facebook: короткие посты, прямые трансляции, видео и фотографии. Основа контента - письма, дневники и воспоминания очевидцев, слегка адаптированные для простоты чтения.

Проект уже успел получить неоднозначную оценку. Пока одни восторгаются идеей, другие говорят, что в ней нет ничего нового. The Village узнал у главного редактора «1917. Свободная история» Михаила Зыгаря, зачем нужен новый ресурс и какие цели преследуют его создатели.

Цель нашего проекта заключается в том, чтобы воссоздать реальность, которая существовала 100 лет назад. Мы представили, что было бы, если бы в то время был интернет и люди сидели в социальных сетях. Получилась виртуальная реальность, созданная посредством симулятора социальных сетей. Такой интернет столетней давности.

Мы решили подавать историю под видом соцсетей, потому что к ним привыкли все пользователи. Это понятный, удобный и интересный жанр. Люди узнают из лент новости из жизни своих друзей или важных для них людей. Мы хотим добиться такого же эффекта - чтобы люди каждый день следили за жизнью уже знакомых им героев.

1917 год был выбран по нескольким причинам. Во-первых, из-за круглой даты. Во-вторых, потому что это самый важный период в истории России XX века. Мне кажется, все, что происходило с нами в XX веке и происходит сейчас, - это последствие событий 1917 года. Кроме того, этот год стал апогеем развития нашей страны: на этот период пришелся пик развития русской культуры, литературы, театрального искусства и российского общества. Думаю, что в это время жили самые известные русские люди в мире; они ходили по одним и тем же улицам, встречались и творили.

Многие из наших героев - знаменитости: звезды Серебряного века, великие художники, актеры МХАТа, танцоры балета, известные во всем мире политики. При выборе героев мы ориентировались прежде всего не на громкие имена, хотя и на них в том числе, а на доступность источников и их увлекательность. Старались взять все, что было возможно найти. Нам удалось отобрать для проекта не только узнаваемых персонажей, но и простых людей. Получилось примерно 1 500 героев.

Мы используем только аутентичные источники, сокращая некоторые из них для легкого чтения, но ничего не дописывая от себя. Часть этих источников открыта, другую можно найти только в архивах. Нам потребовался год и большая команда, чтобы обработать все дневники, письма и воспоминания. Каждый день мы будем обновлять ленту событий так, чтобы можно было следить в реальном времени за происходившим сто лет назад.

Конечно, и до нас предпринимались попытки восстановить историю день за днем, как и историю одного года. Но я точно знаю, что мы первые, кто не просто воспроизвел сюжеты из прошлого, но и позволил читателю посмотреть на мир глазами героя, прочувствовать, как себя ощущали люди, находящиеся внутри событий и не знавшие, чем все закончится. Мне кажется, у нас получилось создать до этого не существовавший жанр. Это жанр литературы будущего, а может даже, на стыке литературы, театра, современного искусства и технологий.

Поскольку я очень верю в этот жанр, то, скорее всего, мы продолжим осваивать его на примере других этапов и стран после окончания «1917. Свободная история». Пока мы планируем закончить проект в январе 2018 года. Не исключаю, что мы можем передумать и продолжить реализовывать его в другом виде.

На сайте будут представлены различные форматы. К примеру, в день запуска мы провели онлайн-трансляцию первого заседания Государственной думы, которое запомнилось скандальным выступлением лидера думской оппозиции Павла Милюкова. Также будут привычные всем текстовые записи, видео и множество онлайн-мероприятий. Например, на этой неделе пройдет главное культурное событие 1916 года - открытие выставки объединения художников «Бубновый валет». Пользователи смогут посмотреть все картины, узнать, что думали авторы и критики, как отреагировала культурная общественность.

Мы анонсируем известные заранее мероприятия, чтобы читатели смогли запланировать их посещение. К примеру, в четверг пройдет тайная свадьба сестры императора княгини Ольги. Но есть и события, которые происходят спонтанно, например катаклизмы или убийства. О них мы не предупреждаем, но транслируем в прямом эфире.

Кроме того, у нас есть интерактивные механизмы, которые дают человеку возможность пообщаться с кем-то из героев. На запуске на вопросы пользователей у нас отвечает самый популярный российский персонаж столетней давности - влиятельный проповедник Григорий Распутин. По сути это чат-бот, который оперирует исключительно фразами Распутина.

Мне кажется, люди будут выбирать любимых персонажей и следить за тем, как развивается их жизнь. У некоторых она очень бурная. Например, Николай Гумилев не пишет с фронта своей жене Анне Ахматовой, общаясь только со своей возлюбленной Ларисой Рейснер. Из-за этого поэтесса очень страдает, и назревает настоящая драма. Таких сюжетных линий очень много. И за ними интересно следить, поэтому я точно знаю, что мы не столкнемся с дефицитом контента.

Наша цель - популяризировать историю. Нам хочется, чтобы люди видели в ней не какую-то скучную дисциплину, совершенно оторванную от реальности и не имеющую к ним прямого отношения. Наоборот, мы хотим показать, что история - это и есть жизнь. Это такие же люди, как и мы. И история объясняет многое не только про то, что случилось, но и про нас самих. У каждого есть возможность понять, что он сталкивается с теми же проблемами и мыслями, с какими сталкивался человек, писавший в свой дневник сто лет назад.