Клод франсуа - чтобы помнили. Биографии, истории, факты, фотографии Клод франсуа биография

В жизни Клода Франсуа хватало черных дней, однако до самой смерти Клокло оставался невероятно энергичным и активным. Он прославился на всю Европу как благодаря своему умению создавать ремейки чужих хитов, так и благодаря собственным шедеврам.


Клод Антуан Мари Франсуа, также известный под псевдонимом "Клокло" (Claude Antoine Marie François или Cloclo) – французский певец, автор песен и танцор.

Родился Клод Франсуа в Измаилии, Египет (Ismaïlia, Egypt); отец его, француз Эйми Франсуа (Aimé François), работал на Суэцком канале (Suez Canal). Состав

ным именем своим мальчик был обязан сразу нескольким факторам. Клодом мальчика пожелала назвать мать; у отца в семье была традиция нарекать мальчиков именами на букву А, однако в данном случае Франсуа-старшему пришлось довольствоваться вторым именем. Имя "Мари" было отсылкой к Деве Марии и должно было защитить мальчика. Любовью

к музыке Клод был обязан прежде всего матери; та сама очень и очень любила музыку, и именно с её подачи мальчик начал брать уроки игры на скрипке и фортепиано. Позже Франсуа научился играть еще и на барабанах.

После Суэцкого кризиса 1956-го семейству пришлось вернуться в Монако; у Франсуа-старшего начались проблемы со здоров

ем, и работать он уже не мог, что серьезно сказалось на финансовом положении семьи. Резкий контраст между богатой жизнью в Египте и бедственной в Монако оказал на Клода большое влияние.

Юный Франсуа сумел устроиться банковским клерком; по ночам он зарабатывал на жизнь, играя на барабанах с оркестром в роскошных отелях Французс

кой Ривьеры. Голос у юноши был неплохой, однако нетренированный; все же через некоторое время Клоду предложили попеть в одном из отелей на роскошном средиземноморском курорте Хуан-ле-Пин (Juan-les-Pins). Представление Франсуа приняли довольно тепло; вскоре его начали приглашать в роскошные ночные клубы. Именно во время работы в

клубе Франсуа встретил английскую танцовщицу Джанет Вуллакотт (Janet Woollacott); в 1960-м они обвенчались. Увы, отец новую карьеру сына не одобрил категорически; это для Клода стало большим ударом.

Со временем Франсуа перебрался в Париж – куда более перспективный для человека его профессии. В то время во Франции успехом поль

зовался американский рок-н-ролл; Клод это быстро понял и примкнул к вокальной труппе. Начать выступать соло удалось не сразу, однако Франсуа не терял веры в себя и продолжал записываться. Первый успех ждал его с выходом в свет композиции "Belles Belles Belles"; она сделала Клода звездой буквально за ночь.

Дела Франсуа шли в го

у; в 1963-м он выпустил еще пару хитов, "Si j"avais un marteau" и "Marche Tout Droit". Клоду особенно везло с французскими вариациями на тему американских песен. Успех Франсуа частично объяснялся его талантом, частично – невероятным трудолюбием и упорством. Клод быстро вычислял наиболее популярные направления в музыке и извлека

ли из них все, что мог. Не стоит думать, что Франсуа занимался лишь копированием чужих творений; умел он создавать и собственные шедевры.

В общей сложности за свою карьеру (и после смерти) Франсуа продал около 70 миллионов записей. Трудолюбие не оставляло Клода и далее; он гастролировал по Европе, Африке и Канаде почти без ост

новок. В 1971-м он установил себе настолько жесткий рабочий график, что во время одного из выступлений попросту свалился от изнеможения. Впоследствии Франсуа был вынужден взять небольшой отпуск; позже, впрочем, он вернулся и вновь взялся за дело с былой энергией.

В Европе певца знали очень и очень хорошо, а вот планам на поко

рение американской эстрады сбыться было не суждено – помешала внезапная смерть певца. Погиб Клод Франсуа невероятно нелепо; случилось это 11 марта 1978-го. Певец как раз вернулся из Швейцарии; принимая душ, он заметил, что светильник на стене висит неровно. Франсуа попытался было его поправить – и был убит электротоком на месте

Биография

Известность Клоду Франсуа принесли не только незаурядные вокальные данные, но и талант шоумена : яркие блестящие костюмы, танцевальные номера с девушками-«клодеттами», необычные декорации характеризовали каждое его выступление.

Гибель

Похоронен 15 марта на кладбище коммуны Даннемуа (департамент Эсон , регион Иль де Франс), где у него был свой дом и куда он любил приезжать, чтобы отдохнуть и набраться сил. В день похорон певца вышел в свет его сингл «Alexandrie Alexandra » (дату релиза певец выбрал сам, за несколько дней до своей смерти).

Память

Некоторые известные песни

  • «Même Si Tu Revenais» («Даже если ты вернёшься» ) ();
  • Примечательна впервые исполненная Клодом Франсуа песня «Comme d"habitude » («Как обычно ») (1967) (музыка: Жак Рево , Клод Франсуа ; слова: Жиль Тибо ), которая приобрела более широкую известность в англоязычном варианте под названием «My Way » («Мой путь» ) (автор английской версии текста Пол Анка , исполнитель Фрэнк Синатра);
  • До сих пор весьма популярна песня Клода Франсуа «Alexandrie Alexandra » (1977, релиз - март 1978) (слова: Etienne Roda-Gil ; музыка: Клод Франсуа и J.P. Bourtayre ).

Напишите отзыв о статье "Франсуа, Клод"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Франсуа, Клод

– Ну, я тебе морду разобью, ты не шути! – вдруг, выкатив глаза, крикнул Анатоль.
– Что ж шутить, – посмеиваясь сказал ямщик. – Разве я для своих господ пожалею? Что мочи скакать будет лошадям, то и ехать будем.
– А! – сказал Анатоль. – Ну садись.
– Что ж, садись! – сказал Долохов.
– Постою, Федор Иванович.
– Садись, врешь, пей, – сказал Анатоль и налил ему большой стакан мадеры. Глаза ямщика засветились на вино. Отказываясь для приличия, он выпил и отерся шелковым красным платком, который лежал у него в шапке.
– Что ж, когда ехать то, ваше сиятельство?
– Да вот… (Анатоль посмотрел на часы) сейчас и ехать. Смотри же, Балага. А? Поспеешь?
– Да как выезд – счастлив ли будет, а то отчего же не поспеть? – сказал Балага. – Доставляли же в Тверь, в семь часов поспевали. Помнишь небось, ваше сиятельство.
– Ты знаешь ли, на Рожество из Твери я раз ехал, – сказал Анатоль с улыбкой воспоминания, обращаясь к Макарину, который во все глаза умиленно смотрел на Курагина. – Ты веришь ли, Макарка, что дух захватывало, как мы летели. Въехали в обоз, через два воза перескочили. А?
– Уж лошади ж были! – продолжал рассказ Балага. – Я тогда молодых пристяжных к каурому запрег, – обратился он к Долохову, – так веришь ли, Федор Иваныч, 60 верст звери летели; держать нельзя, руки закоченели, мороз был. Бросил вожжи, держи, мол, ваше сиятельство, сам, так в сани и повалился. Так ведь не то что погонять, до места держать нельзя. В три часа донесли черти. Издохла левая только.

Анатоль вышел из комнаты и через несколько минут вернулся в подпоясанной серебряным ремнем шубке и собольей шапке, молодцовато надетой на бекрень и очень шедшей к его красивому лицу. Поглядевшись в зеркало и в той самой позе, которую он взял перед зеркалом, став перед Долоховым, он взял стакан вина.
– Ну, Федя, прощай, спасибо за всё, прощай, – сказал Анатоль. – Ну, товарищи, друзья… он задумался… – молодости… моей, прощайте, – обратился он к Макарину и другим.
Несмотря на то, что все они ехали с ним, Анатоль видимо хотел сделать что то трогательное и торжественное из этого обращения к товарищам. Он говорил медленным, громким голосом и выставив грудь покачивал одной ногой. – Все возьмите стаканы; и ты, Балага. Ну, товарищи, друзья молодости моей, покутили мы, пожили, покутили. А? Теперь, когда свидимся? за границу уеду. Пожили, прощай, ребята. За здоровье! Ура!.. – сказал он, выпил свой стакан и хлопнул его об землю.
– Будь здоров, – сказал Балага, тоже выпив свой стакан и обтираясь платком. Макарин со слезами на глазах обнимал Анатоля. – Эх, князь, уж как грустно мне с тобой расстаться, – проговорил он.
– Ехать, ехать! – закричал Анатоль.
Балага было пошел из комнаты.
– Нет, стой, – сказал Анатоль. – Затвори двери, сесть надо. Вот так. – Затворили двери, и все сели.
– Ну, теперь марш, ребята! – сказал Анатоль вставая.
Лакей Joseph подал Анатолю сумку и саблю, и все вышли в переднюю.
– А шуба где? – сказал Долохов. – Эй, Игнатка! Поди к Матрене Матвеевне, спроси шубу, салоп соболий. Я слыхал, как увозят, – сказал Долохов, подмигнув. – Ведь она выскочит ни жива, ни мертва, в чем дома сидела; чуть замешкаешься, тут и слезы, и папаша, и мамаша, и сейчас озябла и назад, – а ты в шубу принимай сразу и неси в сани.
Лакей принес женский лисий салоп.
– Дурак, я тебе сказал соболий. Эй, Матрешка, соболий! – крикнул он так, что далеко по комнатам раздался его голос.
Красивая, худая и бледная цыганка, с блестящими, черными глазами и с черными, курчавыми сизого отлива волосами, в красной шали, выбежала с собольим салопом на руке.
– Что ж, мне не жаль, ты возьми, – сказала она, видимо робея перед своим господином и жалея салопа.

Клод Франсуа (фр. Claude Franois), прозванный Клокло (Cloclo; 1 февраля 1939 года, Исмаилия, Египет - 11 марта 1978, Париж) - французский автор и исполнитель, популярный в 1960-х и особенно в 1970-х годах на волне успеха стиля диско.

Биография

Известность Клоду Франсуа принесли не только незаурядные вокальные данные, но и талант шоумена: яркие блестящие костюмы, танцевальные номера с девушками-«клодеттами», необычные декорации характеризовали каждое его выступление.

Гибель

В субботу, 11 марта 1978 года Клод Франсуа должен был участвовать в телевизионном шоу «Les Rendez-vous du Dimanche» (ведущий Мишель Дрюкер). Для этого он вернулся в Париж из Швейцарии, где записывал свои композиции для «BBC». Но накануне намеченного эфира появилась шокирующая новость: Клод Франсуа погиб от удара электротоком. Как позже выяснилось, он попытался поправить мокрой рукой неровно висящий на стене электрический светильник, стоя в ванне. Невеста Клода, Кэтлин, вытащила его сведенное судорогой тело из ванной комнаты и моментально вызвала спасателей. Однако попытки реанимации не увенчались успехом из-за развившегося отёка лёгких.

Похоронен 15 марта на кладбище коммуны Даннемуа (департамент Эсон, регион Иль де Франс), где у него был свой дом и куда он любил приезжать, чтобы отдохнуть и набраться сил. В день похорон певца вышел в свет его сингл «Alexandrie Alexandra» (дату релиза певец выбрал сам, за несколько дней до своей смерти).

Память

  • 11 марта 2000 года, в день 22-й годовщины смерти артиста, в Париже появилась площадь, названная его именем (16-й округ).
  • В 2004 году во Франции вышла комедия «Подиум».
  • В 2012 году во Франции вышел фильм «Клокло» (в российском прокате «Мой путь»).
  • 17 марта 2013 года неизвестные вандалы осквернили могилу певца, разбив табличку с его именем и разбросав цветы, которые во множестве были принесены в связи с 35-летием гибели Клода Франсуа. Как сообщил канал TF1, полиция начала расследование.

Некоторые известные песни

  • «Belles, Belles, Belles» (1962);
  • «Mme Si Tu Revenais» («Даже если ты вернёшься») (1965);
  • Примечательна впервые исполненная Клодом Франсуа песня «Comme d"habitude» («Как обычно») (1967) (музыка: Жак Рево, Клод Франсуа; слова: Жиль Тибо), которая приобрела более широкую известность в англоязычном варианте под названием «My Way» («Мой путь») (автор английской версии текста Пол Анка, исполнитель Фрэнк Синатра);
  • «Le Lundi au soleil» (1972);
  • «Cette anne-l» (1976);
  • До сих пор весьма популярна песня Клода Франсуа «Alexandrie Alexandra» (1977, релиз - март 1978) (слова: Etienne Roda-Gil; музыка: Клод Франсуа и J.P. Bourtayre).

Он считал себя недолюбленным - часто жаловался на это в интервью; наверное поэтому он был страшный бабник...

И его жизнь отмечалась, как этапами, его женщинами..


Его первая любовь, Жанетт, с которой он начинал свою эстрадную карьеру, изменила ему со знаменитым певцом.
С тех пор он женщинам не доверял. Даже своей матери.. Но о ней потом.

Когда к Клоду пришла слава после песни "Бель-бель-бель", в него влюбилась девочка, Франс Галль.

Она следила за ним в кулисах - ее папа сочинял песни для знаменитых шансонье.
Она втайне от родителей ходила к нему по ночам. Она хотела замуж, но Клод не хотел.

Потом у Франс стало получаться в эстрадном деле и она выступала вместе с Клодом.

И Клод ревновал ее ко всем и вся.. Случалось, он запирал ее одну в квартире, когда отлучался...

Потом Франс Галль сама стала преуспевающей певицей.. И он начал завидовать ее успеху..

Когда Франс Галль выиграла "Евровидение" в Стокгольме, она позвонила Клоду и сообщила о победе..
Клод ей ответил "Ты меня потеряла"...
И когда Франс повторяла песню на сцене, она плакала, а публика думала, что это слезы счастья.. (((

Победительница Евровидения не осталась на праздничный ужин, села в самолет и приехала к Клоду..
Клод долго не открывал ей дверь, а она его уговаривала. Он открыл ей через час...
И тогда Франс поняла, что ей с ним нечего делать..

Клод потом очень переживал... Он посвятил Франс Галль песню "Как обычно" (Comme d"habitude")
И потом Клод заявлял, что он уже не сможет больше полюбить..

Вскоре он встретил Изабель.
Они познакомились в Лионе, девушка была танцовщицей.
Она была домашней и уступчивой.

Она родила ему сына Клода- голубоглазого блондина.
Потом через год второго, Марка.

И вот - второго сына Клод от народа СКРЫВАЛ...
Ему так посоветовали продюсеры..
Сказали, что для его образа - многодетное отцовство - фактор негативный, который его старит.
Изабель родила в роддоме под именем Клодовой кузины..

И Клод всем говорил, что Марк - сын его кузины.
Когда в загородный дом, где жила Изабелль с детьми, приезжали гости, показывали только одного ребенка..
И в сад выпускали гулять только одного мальчика, то Клода, то Марка - чтоб соседи чего не заподозрили и не разболтали.

Кроме того, Клод не разрешал Изабель показываться с ним вместе на публике, а однажды на Рождество подарил ей... чемодан..

Конечно же, Клод изменял часто.

Но он покинул Изабелль только, когда встретил финнскую манекенщицу Софию.

Которая среди прочего рассказала -
"Это был сексуальный маньяк, у меня было от него 3 аборта".


Это София, о которой в следующей серии))))

продолжение следует..
=====
Пост написан по заявкам моих ФБ читателей, которые не жалеют лайков на мои посты...

Не то, что жжисты ((...
Но про политику тоже буду писать... просто про "французов" легче.))


Каналов у меня – уйма, а смотреть нечего.
Но вчера наконец-то посмотрела достойный фильм. Он называется «Мой путь», а его оригинальное название «Клокло».
Клокло – это сценическое имя французского певца Клода Франсуа. Я первый раз о нем слышу, но моя коллега, которая любит смотреть телевизор (но не зарубежные фильмы) утверждает, что в 70-х этого певца все знали, и даже некоторые девочки были в него влюблены. Она мне сразу сказала: «Этот красавчик? Он еще так нелепо погиб в ванной, когда брился электрической бритвой. Такая трагедия!».
Действительно, из фильма и из Википедии я узнала, что Клокло погиб, когда находясь в ванной попробовал поправить неисправный светильник. Это было в 1977 году.

А родился будущий певец в Египте. Там обосновался еще его дед. А отец Клода, Эме, работал контролером движения судов на Суэцком канале. Это была солидная должность. К ней полагалась великолепная вилла, домашняя прислуга, роскошная жизнь. Эме Франсуа, в силу своего положения в обществе, ведет жизнь, полную достатка, являясь завсегдатаем светских вечеринок, и вращается в высшем обществе. Эме женился на итальянке. От этого брака и родился Клод. Он учился музыке, начал записывать первые песенки, но в 1956 году Суэцкий канал национализировали, и семье Клода пришлось вернуться во Францию.
Отец Клода из-за этого впал в депрессию. Кормить семью пришлось Клоду, но отцу не нравился шоу-бизнес, они поссорились.
Эме Франсуа умер в 1961, не дожив чуть больше года до первого успеха сына, песни « Belles, belles, belles», которая сделала его знаменитым на всю Францию.

Клокло выпускал пластинки, пользующиеся или не пользующиеся успехом, выступал в парижских пригородах и в легендарной «Олимпии». Он жил на мельнице, которую превратил в модный дом. Придумал журнал для молодежи «Подиум», эротический журнал «Абсолют», модельное агентство, свои духи. Все эти проекты ввели его в большие расходы. Клокло имел большие долги.
Но неудачи он превращал в песни. Так в очередной раз успех ему принесла песня «Нелюбимый», в которой рассказывалось о тех, кто его не любит.

Его выступления на сцене были похожи на спектакли.




После смерти Клокло не забыли - его именем назвали одну из парижских площадей. На кладбище около его могилы всегда цветы, и фильмы о нем снимают.

Все это показано в фильме «Клокло» (2012). Заглавную роль сыграл Жреми (Реми) Ренье. Этот актер играл, например, играл в бельгийских фильмах «Дитя», «Залечь на дно в Брюгге», «Криминальные любовники» - там он совсем юный (актер 1981 года рождения).
Приятно видеть хорошую работу, приятно видеть искусство перевоплощения, когда актер вживается в образ, создает образ – сегодня это редкость.
Очень хорошо поработали гримеры и художники по костюмам: если вы начнете искать в Сети фото самого Клокло, то, скорее всего наткнетесь на кадр из фильма – настолько получилось похоже.

Клокло


Ренье


Но самое главное, создан запоминающийся противоречивый образ. Клокло из фильма – противоречивая фигура. С одной стороны, он тянется к мещанскому счастью: уютному дому, красивой жене, чудесным детишкам. Дом – это место, где он расслабляется, становится самим собой. Он любит полежать у бассейна, но при этом контролирует все. Например, не может пройти мимо чуть неровно висящей картины – надо поправить. И умер от этого.

С другой стороны, жизнь певца посвящена его имиджу, который он тщательно продумал. Он не должен нигде, кроме дома и сцены, появляться без черных очков, он не должен ходить – должен бегать от дверей к машине, будто за ним кто-то гонится. Он красится в блондина, носит прическу типа «паж».
На сцене (да и на людях) Клоло появляется в ярких, блестящих костюмах, выступает в окружении таких же ярких танцовщиц – «клодетиок», в конце концерта снимает с себя рубашку, обнажает торс и прыгает на руки восторженных поклонников, а главным образом, поклонниц.

Клокло изображает секс-символ, беспечного гуляку, а на самом деле, он очень рациональный и расчетливый человек. И при этом он не слишком уверен в себе.Когда первая жена бросила его и ушла к Жильберу Беко, он очень переживал, а на слова матери, что он все равно красавчик, отвечал, что он маленький, кривоногий и голос у него, как у утки.

Вторая жена, гражданская, родила ему сыновей-погодков. Но долгое время он скрывал второго сына. Зачем? Один сын – это может быть случайность, но два – это уже семьянин, а не секс-символ. Эта жена тоже от него ушла.

Как-то он имитировал обморок на сцене, чтобы привлечь к себе внимание охладевших поклонников.
Что было его настоящей жизнью? Что для души, а что для денег? Кажется, он и сам этого не знал. Вся жизнь как сцена, как один спектакль.