Маккартни пол. Гитары Пола Маккартни

Удивительно, но Джордж играл далеко не все соло Beatles. Сегодня я поделюсь с вами подборкой своих любимых соло от (Paul McCartney), которые он сыграл в составе этой легендарной команды.

Маккартни известен прежде всего своими интересными и в композициях Beatles и Wings. Но в душе он всегда оставался гитаристом.

Ведь гитара была его первым инструментом (если не считать трубу, которую ему подарил отец на четырнадцатилетие), и именно на гитаре Пол писал и пишет песни.

Как известно, основную часть сольных партий «Великолепной четверки» сыграл (George Harrison) — особенно во времена ранних Beatles — но Маккартни время от времени тоже брал на себя роль соло-гитариста. Как, впрочем, и ритм-гитарист (John Lennon) (да и (Eric Clapton) из Cream на одном всем известном мероприятии).

Поэтому сегодняшнюю статью я посвятил шести (да-да, именно шести) лучшим соло Маккартни из репертуара Beatles. Наслаждайтесь!

Шесть лучших соло Пола Маккартни:

  • 06. «Back in the USSR,» The Beatles, также известный как White Album (1968)

Во времена White Album дни ранних Beatles были, по сути, сочтены. Именно тогда Маккартни написал эту песню и сыграл на записи партию ударных. Так почему бы не сыграть и партию лид-гитары?

Соло следует мелодической линии, оно довольно простое, но очень эффектное. Также радует четкий и быстрый переменный штрих в последнем куплете.

  • 05. «Another Girl,» Help! (1965)

Это «соло» можно скорей назвать коллекцией необычных и живых вставок и . Сразу становится ясно, что Маккартни начинал именно как гитарист.

Особое внимание обратите на видео из Help!, в котором Харрисон держит черный Rickenbacker 325 Леннона и делает вид, будто играет соло-партии Маккартни, а сам Маккартни играет на басу.

  • 04. «Tomorrow Never Knows,» Revolver (1966)

В издании Барри Майлза (Barry Miles) Many Years From Now Маккартни говорит так: «Многие считают, что Джон был королем записи в обратном направлении и прочих странных звуковых эффектов, но некоторые из них придумал именно я. Единственная композиция, где я реализовал некоторые из них — это «Tomorrow Never Knows». Они отлично вписались в общий контекст песни.

«Мы потратили довольно много времени на сведение, пока не получили то, что нам действительно понравилось. Я думаю, это великое соло».

Ходит слух, что гитарные партии Маккартни в композиции «Tomorrow Never Knows» взяты из «Taxman». Но это всего лишь слух, не более.

  • 03. «The End,» Abbey Road (1969)

Долгий гитарный джем в «The End», финальной композиции с альбома Abbey Road (если не считать «Her Majesty») также можно внести в список лучших соло Харрисона и Леннона, ведь в его создание внесли вклад все три гитариста.

Начинает Маккартни, затем «эстафетная палочка» переходит к Харрисону, а после него — к Леннону и так далее. И если уж мы говорим о соло, то нужно отметить, что это единственная композиция Beatles, в которой (Ringo Starr) играет соло на ударных.

  • 02. «Good Morning Good Morning,» Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (1967)

Молодые фанаты Beatles часто очень разочаровываются, когда узнают, что это поразительное психоделическое, дерзкое и очень актуальное для того времени соло сыграно не Харрисоном, а именно Маккартни. К сожалению, видео не нашлось, поэтому прикрепляю аудиоролик.

Издание: "From Me To You №10", 2002

Конечно, его главным по жизни инструментом в первую очередь является бас-гитара, однако Маккартни отнюдь не чужд и шестиструнный инструмент. Вспомним, что свою рок-н-ролльную карьеру он начал играя на "обычной" гитаре. А после того, как во время исторической встречи с Джоном Ленноном он сразил его мастерским исполнением песни "Twenty Flight Rock", дорога в Битлз стала для него открыта. Разумеется, сначала была группа Quarry Men, с которой Пол Маккартни после нескольких репетиций дебютировал на сцене ливерпульского клуба New Clubmoor Hall 18 октября 1957 года. "Я пришел в группу, прежде всего, как ведущий гитарист, - рассказывает Маккартни в книге Тони Бэкона "The Bass Book/Complete Illustrated History Of Bass Guitars...", - потому что, я неплохо играл на гитаре. Правда, не на сцене. А когда очутился на сцене во время того, самого первого концерта, я полностью провалился. Я никогда прежде и не представлял себе, что такое нервы". Запутавшись в сольной парии "Guitar Boogie Shuffle", Маккартни принимает мужественное решение переключиться на ритм. В дальнейшем, как известно, Пол нашел себе в качестве соло-гитариста достойную замену - в лице Джорджа Харрисона - а сам на долгое время переквалифицировался в "ритмача". И лишь летом 1961 года, когда их "штатный" басист Стюарт Сатклифф покинул группу, Пол Маккартни взял на себя функции басиста. Так и прошагал (да еще как!) наш герой по битловским подмосткам с бас-гитарой, эпизодически обращаясь к гитарным партиям лишь в студии звукозаписи и очень редко на концертах. Но мог ли он добиться чего-либо путного в жизни, не умея путно играть на шестиструнном инструменте?

Первая гитара, которая стала собственностью Пола Маккартни, имела название Zenith, модель 17, и была изготовлена в Германии фирмой Framus. История появления этой акустической гитары такова. В июне 1956 года, на четырнадцатилетие, отец Пола Джим подарил своему сыну трубу. "Я имел обыкновение изредка играть на ней, - вспоминает Маккартни в книжке Барри Майлза "Paul McCartney: Many Years From Now", - потому что труба была тогда героическим инструментом. "Человек с Золотой Рукой" и все такое. Но я быстро понял - ты же не сможешь петь с трубой, торчащей из твоего рта". ("The Man With Golden Arm" - американский фильм 1955 года. Реж. Otto Preminger. Главного героя сыграл Фрэнк Синатра. -B.C.). Тем временем, Англию накрывала мощная волна скиффл-моды. Духовики в скиффл-группах были абсолютно ни к чему, и, попросив разрешение отца, юный трубач понес свой "героический инструмент" в магазин "Rushworth and Dreaper"s Music", где он и был в свое время куплен. Понес с целью обменять его на гитару. Вот так Пол Маккартни и стал обладателем своей первой гитары, Zenith, стоимостью в 15 фунтов стерлингов. "Я абсолютно не мог представить, как на ней играть. Я не понимал, что проблема состояла в том, что я был левшой. И это недоразумение продолжалось до тех пор, пока я не увидел фотографию Слима Уитмена, который так же был левшой, и я понял, что у меня гитара неправильно повернута". Сообразив это, Маккартни переставил струны "вверх тормашками". Но тут возникла другая проблема. Оказалось, что первая струна дребезжит в широкой прорези верхнего порожка, предназначенной для толстой шестой струны. Выход юный умелец нашел очень простой. Он аккуратно обточил спичку и "заполнил" ею лишний зазор. Позже Маккартни пошел еще дальше - установил маленький звукосниматель рядом с нижним порожком, а еще через некоторое время выбросил фаль-шпанель. Таким вот, "модифицированным" "Зенитом" Пол Маккартни пользовался до первой поездки Битлз в Гамбург. На этой гитаре Маккартни сочинил свои самые ранние песни, включая "When I"m 64". Она и сегодня висит в его домашней студии. Ее он демонстрировал в фильме "Антология", сыграв на ней кусочек "Twenty Flight Rock".

Следующая гитара появилась у Пола Маккартни в 1960 году. Rosetti Solid 7. Не цельнокорпусная, а полуакустическая, с отделкой, переходящей от черного цвета в красный, изготовленная в Голландии мастером Яном ван Эгмондом и переименованная "под себя" фирмой Rosetti, которая занималась импортом этих гитар в Великобританию. Гитара продавалась по цене около 20 фунтов, на ней были установлены звукосниматель и декоративная панель марки Royal. "Нам нужно было ехать играть в Гамбург, - рассказывает Пол Маккартни в интервью Тони Бэкону, - и я купил электрическую гитару Rosetti Solid 7 в Ливерпуле [в Hessy"s Music] прежде, чем мы туда отправились. Это была ужасная гитара. На самом деле, красивая деревяшка. Она была хорошо покрашена, но это была злополучная, дешевая гитара". Не ясно, какие очертания имела гитара, когда группа возвратилась в Ливерпуль, но, судя по фотографиям, головка грифа была заменена, белая фальшпанель выкинута, и на инструмент были поставлены три или четыре басовые струны (некоторые очевидно "заимствованные" у фортепьяно). В таком виде гитарой некоторое время попользовался временный басист Битлз Чес Ньюби (как и Маккартни - левша), рекрутированный из группы Blackjacks - на замену задержавшемуся в Гамбурге Стю Сатклиффу. Позже Маккартни забрал гитару опять в Гамбург, где она ему пригодилась. В одном из интервью 1964 года Пол вспоминал, что он не горел желанием избавиться от "Розетти". "Я был вынужден сделать это, потому что гитара разбилась, когда я однажды ее уронил. Я не сбрасывал ее полностью со счетов, но и не думал, что гитару стоило восстанавливать. У всех нас... было великолепное время, когда мы крушили гитары, прыгали на них! Немного безумно, я полагаю, но нам нужно было иногда выпускать нашу скрытую энергию, и то, что мы тогда делали, казалось вполне естественным!"

1960 год. Hofher Club 40. Пустотелая электрогитара (год изготовления неизвестен). После покупки гитары фирмы Rickenbacker, Лен-нон подарил или одолжил на время свой "Хофнер" Маккартни. Пол еще не расстался с Rosetti, но, наверняка уже пользовался Club 40, а не просто позировал с ним перед фотокамерой во время первой поездки Битлз в Гамбург. Струны-то на гитаре переставлены под левую руку! Где эта гитара нынче? Хороший вопрос!

1961 год. Hofher 500/1 (3/4 sized). Вот она, та самая бас-гитара в форме скрипки! Вскоре после того, как Битлз возвратились в Гамбург, чтобы отыграть контракт в клубе Тор Теп, в группе вместо Стюарта Сатклиффа появляется новый басист. "Никто не хотел играть бас, или никто не играл его в те дни, - вспоминает Пол Маккартни в "Many Years From Now". - Бас-гитара - это была такая штука, с которой толстые мальчики неуклюже двигались на сцене, и их просили стоять позади и играть... Так что я определенно не хотел делать это, но Стюарт ушел, и неуклюже двигаться с бас-гитарой стал я. Позже я стал вполне счастлив..." История умалчивает, переставлял ли Маккартни под себя струны на Hofner President"e Стюарта Сатклиффа, но почти точно не оставляет сомнения в том, что к этому времени переделанная Rosetti была окончательно разбита. В общем, наступил момент, когда позарез нужна была новая бас-гитара, и Пол Маккартни оказывается в гамбургском магазине Steinway Musichaus. "Я помню, как пришел туда, у них имелся этот бас, который стоил весьма дешево. Я не мог позволить себе Fender. Fender"ы даже тогда, кажется, стоили около 100 фунтов. А все, что я мог действительно позволить себе -это инструмент в районе 30 фунтов... Так, где-то за 30 фунтов я и присмотрел этот Hofner бас-скрипку. Это была гитара по мне, потому что я был левшой, и она в перевернутом виде смотрелась не так ненормально из-за своей симметричной формы. Если бы гитара была с "рогом", она плохо бы выглядела, "рог" был бы не на том месте. Так что, "скрипка" мне подходила. И этот инструмент стал моей основной бас-гитарой". Пол Маккартни использовал этот Hofner 500/1 на сцене и в студии (диске "With The Beatles") до того момента, когда фирма Hofner подарила ему новую, усовершенствованную модель. В 1964 году старый бас подвергся "реставрации" - было нанесено новое полистироловое покрытие с "солнечными" переходами, выполненное лондонской компанией Sound City, заменены звукосниматели и регуляторы. Играть бы на нем, да играть! АН, нет. Басовка отправилась в обоз во время гастролей 1964 года, а очень скоро вообще ушла в тень на фоне своего более видного сородича. Старушка вынырнула из небытия в сентябре 1968 года, без фальшпанели, в ролике "Revolution" на ТВ-шоу Дэвида Фроста. А дальше тривиальный случай. В начале января 1969 года исторический маккартниевский бас был украден. Очень вероятно, из Twickenham Studios, где Битлз снимали фильм "Let It Be".

1963 год. Знакомые все лица! Бас-гитара 1963 Hofher 500/1. В 1962 году г-н Вальтер Хофнер модернизировал свой "violin bass" и в 1963 году подарил обновленный экземпляр Полу Маккартни. Впервые эту "скрипку" народ увидел 4 октября в ТВ-шоу "Ready, Steady, Go!" Чем же новый инструмент отличается от старого? Вот основные различия: у новой модели гриф изготовлен не из трех, а из двух частей; каждая пара колков имеет общую площадку, а не индивидуальную; звукосниматели "staple-top" в отличие от "diamond logo", один из которых перемещен ближе к нижнему порожку; надпись фирмы на головке грифа не вертикальная, а горизонтальная; у корпуса более закругленная задняя часть; на грифе точечная инкрустация ладов завершается не 19-м, а 21-м ладом. Очень приметная маккартниевская басовка, наряду с Rickenbacker"oM Джона и Gretsch"eм Джорджа, навеки стала одной из составляющих визитной карточки Битлз. И хотя с 1965 года в студии Пол Маккартни частенько не брезговал бас-гитарой фирмы Rickenbacker, "скрипка" Hofner 500/1 звучит, начиная с песни "I Want To Hold Your Hand" и заканчивая альбомом "Let It Be", а также на некоторых сольных проектах Маккартни. В 1966 году Пол убрал с гитары фальшанель, а значительно позже присобачил на корпус над верхним звукоснимателем бирку с надписью BASS MAN. Вот в таком виде Hofner 500/1 и завершил свою славную битловскую карьеру - в последнем концерте, который группа сыграла на крыше здания штаб-квартиры Apple 30 января 1969 года. Спустя двадцать лет этот бас вновь был в работе. По просьбе Элвиса Костелло, записывающего вместе с Полом альбом "Flowers In The Dirt". Ну, а дальше, вернувшись к гастрольной жизни, Маккартни играет на "битловской" бас-гитаре во всех своих турне, сравнивая свой знаменитый инструмент со знаменитой тросточкой Чарли Чаплина. "Вы всегда ждете ее увидеть".

1964 год. Epiphone Texan FT-79, акустическая гитара (год изготовления неизвестен). Пол Маккартни купил этот инструмент в декабре и впервые использовал во время записи альбома "Help!", в том числе в песне "Yesterday". Пол до сих пор хранит эту гитару.

1964 год. 1962 Epiphone Casino. Примерно тогда же, когда Маккартни приобрел Epiphone Texan, он, по совету Джона Мейолла, обзавелся этой электрической, полуакустической гитарой. Зазвучала она в студии уже в следующем году. Пол исполнил на "Казино" сольные партии в таких, например, песнях Битлз, как "Ticket To Ride", "Drive My Car", а позже в "Taxman". На этой, ранней версии Epiphone Casino установлены головка грифа модели Gibson и механизм вибратора-струнодержателя системы Bigsby. Co временем Джон Леннон и Джордж Харрисон раскусили звучание "Казино" и тоже купили себе аналогичные гитары. Маккартни до сих пор играет на этом инструменте.

1965 год. 1964 Rickenbacker 4001S-LH. Бас-гитара (с "рогами"), с корпусом под левую руку, но с "правосторонней" головкой грифа. Когда в 1964 году глава фирмы Rickenbacker г-н Фрэнсиз Холл презентовал новые модели своих гитар Джону и Джорджу (модернизированные 325-я и 360-12-я, соответственно), он не мог обойти вниманием и Пола, придумав фактически для него эту бас-гитару. Это была первая "левосторонняя" Rick-бас-гитара, с очертаниями настолько новыми, что на ней, чтобы не переборщить, наверное, решили оставить "правостороннюю" головку грифа. Сын Холла Джон имел честь преподнести 1964 Rickenbacker 400IS-LH Полу Маккартни. "Я вручил бас лично Полу в доме, который Битлз арендовали, когда выступали в Hollywood Bowl (30 августа "65), а не во время самого шоу, - вспоминает Холл. - Эта вилла, "Curzon Terrace", я полагаю, находилась на Hollywood Hills. Помимо Битлз и их охраннников присутствовали Роджер Мактуинн, Питер Фонда и Джоан Баез". Джордж Харрисон вспоминает, что этот бас впервые использовался в песне "Think For Yourself (8 ноября 1965). Он был запасным инструментом во время концертов Битлз в конце 1965-го и в 1966 году. В студии звукозаписи, с весны 1966 года, когда группа записывала "Paperback Writer" и "Rain", Rickenbacker стал равноправным басом Маккартни, наряду с "Хофнером". Он использовал его очень часто, работая над диском "Revolver", в песнях "Penny Lane" и "Strawberry Fields Forever". Чтобы бас 1965 Rickenbacker 4001S-LH был по духу ближе к "Сержанту", Пол Маккартни перекрасил его в психоделические цвета (как поступили со своими гитарами Джордж Харрисон и Джон Леннон) и играл на нем в таком виде на альбоме "Sgt. Pepper" и в телевизионных промороликах вплоть до конца 1968 года. Как мы уже отмечали, Пол возродил свой Hofner на "Let It Be", а затем вновь вернулся к "Рику" - на "Abbey Road" - предварительно "отдраив" его до натуральной отделки. В последующее десятилетие Маккартни многократно пользовался этим "Рикенбэкером" на своих сольных альбомах и во время концертов. В 1975 году Пол отсылал бас-гитару на фирму Rickenbacker для замены на нем звукоснимателя.

1966 год. 1964 Fender Esquire. "Солнечная" отделка, один звукосниматель, год изготовления неизвестен. Пол Маккартни купил эту гитару из семейства "Telecaster" в период сессии "Revolver". Она звучит в песнях "Good Morning, Good Morning" и "Helter Skelter". По сведениям источников, "Эсквайр" и поныне хранится в гитарной коллекции Пола Маккартни. 1968 год. 1968 Fender Jazz Bass. Существовало мнение, что это был гостинец из "подарочной корзины", преподнесенной Битлз фирмой "Фендер". Однако позднее выяснилось, что в том комплекте (гитары и усилители) бас был правосторонний, и что с ним делал Маккартни - неизвестно. Зато "левый" бас можно, по крайней мере, увидеть на фотках, сделанных в студии Abbey Road. Впрочем, профессор музыки Мичиганского университета Уолтер Эверетт в своей книжке "The Beatles as Musicians (Vol. 1)" (OUP, 1999) пишет, что этот "Джаз-бас" звучит на пяти битловских треках: "Yer Blues", "Glass Onion", "While My Guitar Gently Weeps", Sun King" и " Mean Mr. Mustard". Эверетт также нахально предполагает, что эта правосторонняя модель использовалась Джоном Ленноном в песне "Helter Skelter" и Джорджем Харрисоном в "Back In The USSR".

1968 год. C.F. Martin D-28. Акустическая гитара (год изготовления неизвестен) из серии так называемых "Дредноутов". Этот приятно звучащий инструмент всплыл во время сессии "Белого Альбома" (это он звучит в песне "Blackbird"). Его можно не только услышать, но и увидеть в кадрах "Two Of Us" фильма "Let It Be". Вот, пожалуй, и все гитары, принадлежащие Полу Маккартни во времена Битлз.

В 80-е годы челябинские музыканты изобрели необычную гитару, которую Пол Маккартни назвал «инструментом XXI века», а позже и вовсе стал ее соавтором. Впрочем, давайте по порядку.
Однажды челябинский музыкант Анатолий Ольшанский ради шутки решили соорудить двенадцатиструнную гитару, где за каждой нейлоновой следовала металлическая струна. Когда же Анатолий на одном из «квартирников» показал свое творение друзьям, все обомлели. Поразило качество звука.
В итоге, Ольшанский и его друг-южноуралец Владимир Устинов, дав гитаре название «гран», начали «продвигать» инструмент в массы. С «чистого листа» это оказалось не просто. И они решили рискнуть: узнав, что вскоре у их давнего кумира Пола Маккартни, намечен концерт в Лос-Анджелесе, отправились в США показать ему свое изобретение. Далее все развивалось лучших традициях жанра: челябинцы, у которых, естественно, совсем не было денег, питались чем попало, спали в парках, а билет на концерт им купила, сжалившаяся американка.
При попытке проникнуть за кулисы их, конечно, задержала охрана, но хитрые челябинские мужики сумели убедить сикьюрити, что Маккартни сам их позвал. Пол вышел из гримерки


неохотно, но услышав, необычный звук гран-гитары впечатлился и попросил сделать ему точно такую же - только под левую руку.
Челябинцы вернулись на родину и около года, вместе с лучшими мастерами, «творили» гитару для легендарного музыканта. Параллельно Ольшанский вел переписку с экс-«битлом», обсуждая то, как можно улучшить инструмент. Когда все было готово, за гитарой Маккартни прислал личный самолет.
А в следующем же письме назвал ее «инструментом XXI века» и при этом очень сокрушался, что пока не имеет право выступать с ней на сцене, так как у него заключен долгосрочный контракт с одной из фирм. Пока же он может играть на гран-гитаре только во время домашних вечеринок. Кстати, спустя некоторое время челябинский инструмент получил официальный международный патент. В качестве изобретателей там значатся фамилии: Устинов, Ольшанский и… Маккартни.
Гран- гитары до сих пор делают только в ручную и по специальным заказам. Инструмент получил широкое признание у лучших гитаристов планеты и популярен по всему миру. В данный момент, специальные ГРАН-центры находятся в Москве, Праге и Вене.
Дополнительные интересности: 1) «Гран» переводится, как «Гитара российская, акустическая, новая» 2) Когда решался вопрос о выдаче патента на изобретение, оказалось, что известный скрипичный мастер Антонио Страдивари в свое время предлагал знакомым создателям гитар поэкспериментировать и объединить струны из разных материалов, но был вежливо послан с формулировкой: «не твое дело, скрипач» 3) Создатель гран-гитары Анатолий Ольшанский женился на дочери индийского махараджи. Они познакомились, когда она пришла учиться в ГРАН-центр. 4) Владимир Устинов умер в 2002 году от инфаркта.
"Интересности" о Южном Урале публикуются в сообществе

Гитары, принадлежащие рок-звёздам, зачастую, обретают свою индивидуальность, присущую их владельцу. Представляем вашему вниманию обзор самых лучших гитар в рок-музыке, определивших не только стиль музыкантов, играющих на них, но и повлиявших на развитие всего жанра.

Боб Дилан: электрогитара «Фендер Стратокастер Sunburst» 1964 года выпуска

Американский автор-исполнитель Боб Дилан сыграл на «Фендер Стратокастер Sunburst» 1964 года выпуска на сцене фестиваля фолк-музыки “Newport Folk Festival”. Использование электрогитары вместе акустической было крайне негативно воспринято публикой. Тем не менее, это выступление Дилана ознаменовало уход фолка из мейнстрима и начала эры популярности рок-н-ролла.

Би Би Кинг: электрогитара «Гибсон «Люсиль»

«Король блюза» Би Би Кинг назвал свою гитару «Гибсон» именем «Люсиль» после инцидента, произошедшего в небольшом поселении Туист в штате Арканзас. Двое мужчин во время драки, развязавшейся из-за женщины, опрокинули канистру с керосином, случайно устроив в заведении страшный пожар. Уже после эвакуации Би Би Кинг, вспомнив, что оставил музыкальный инструмент, вернулся в полыхающее здание за своим любимым «Гибсоном». Спасённую гитару он решил назвать в честь виновницы ссоры между мужчинами, как напоминание о том, что никогда не стоит драться из-за женщин.

Пол МакКартни: полуакустическая бас-гитара «Хофнер»

Будучи превосходным мульти-инструменталистом, Пол Маккартни в первую очередь прославился как бас-гитарист группы The Beatles. Самый любимый инструмент сэра Пола - полуакустическая бас-гитара «Хофнер», корпус которой напоминает скрипку. За свою долгую карьеру Маккартни перепробовал множество разных гитар, но в 1990-е он вернулся к своему любимому «Хофнеру».

Джоан Джетт: электрогитара «Гибсон «Мелоди Мейкер»

Американская рокерша Джоан Джетт, основательница группы The Runaways и фронтвумен The Blackhearts, известна как артистка, подарившая вторую жизнь песне “I Love Rock ‘n’ Roll” британско-американской группы Arrows. Её выбор - электрогитара «Гибсон «Мелоди Мейкер». Эта модель настолько сильно въелась в образ Джоан, что компания «Гибсон» выпустила в 2008 году специальное издание инструмента в её честь.

Джимми Пейдж: уникальная электрогитара «Гибсон Лес Пол»

Пока все гитаристы использовали модель «Гибсон Лес Пол», гитарист группы Led Zeppelin Джимми Пейдж решил выделиться и внёс свои поправки в конструкцию инструмента. Его модификации, названные просто «Номер один» и «Номер два», позже вдохновили компанию «Гибсон» создать специальную модель имени Джимми Пейджа.

Бадди Холли: электрогитара «Фендер Стратокастер»

«Пионер рок-н-ролла» Бадди стал одним из первых известных рок-музыкантов, начавшим активно использовать гитару «Фендер Стратокастер». Его инструмент, на котором он играл перед своей смертью в авиакатастрофе, произошедшей в 1959 году, был восстановлен.

Вилли Нельсон: акустическая гитара «Мартин Н-20 «Триггер»

Акустическая гитара легендарного кантри-музыканта Вилли Нельсона «Мартин Н-20», получившая прозвище «Триггер», обрела уникальный и очень глубокий звук за более чем 30-летний срок использования. Он купил этот музыкальный инструмент в одой из забегаловок на Юге США в 1969 и пообещал закончить музыкальную карьеру, когда она сломается и её невозможно будет отремонтировать.

Принс - легендарный музыкант, известный умелым сочетанием джаза, фанка, рока, нью-вейва, а также своими роскошными концертами. Инструменты он менял столь же часто, как и свой стиль. Но самой известной его гитарой, пожалуй, можно считать модель, изготовленной в форме знака любви, который Принс придумал сам в 1993 году.

Кит Ричардс: электрогитара «Фендер Телекастер «Микобер»

Самая известная и любимая модель гитариста группы The Rolling Stones Кита Ричардса это «Фендер Телекастер», которую он прозвал «Микобер». В 1950-е легендарный «Телекастер» остался без шестой струны, из-за чего и был назван в честь персонажа Чарльза Дикенса из романа «Дэвид Копперфилд» 1935 года.

Джек Уайт: электрогитара «Монтгомери Уорд Эйрлайн «Джей-Би Хьютто» 1965 года выпуска

Джек Уайт, основатель групп The White Stripes, The Dead Weather и The Raconteurs, а с недавних пор и сольный артист, известен в первую очередь своей красной гитарой «Монтгомери Уорд Эйрлайн «Джей-Би Хьютто» 1965 года выпуска, корпус которой выполнен из стекловолокна. Он получил этот инструмент в подарок от одного из поклонников. Компания “Valco Manufacturing Company” выпускала электрические и акустические гитары под брендом «Эйрлайн» в США с 1958 по 1968 год и продавала их с помощью «Монтгомери Уорд», первой компании в мире, начавшей торговать с помощью рассылки своих каталогов по почте. На этой гитаре играют такие музыканты, как Дэвид Боуи, The Cure, Пи Джей Харви, но фирменным знаком она стала лишь для Джека Уайта. Своё название «Джей-Би Хьютто» модель получила в честь блюзового гитариста, который первым начал широко использовать её в записях и на концертах.

В заключение хотелось бы обратиться к нашим дорогим гитаристам, как начинающим, так и уже известным, перефразируя известное высказывание: не гитара красит человека, а человек гитару . Так что, вместо охоты за раритетными и дорогущими инструментами, лучше заняться оттачиванием своего мастерства.

Чтобы быть в курсе последних событий в мире музыки и не пропустить новинки своих любимых артистов, подпишись на Apelzin.ru в социальных сетях

Говорят, что музыкальные инструменты приносят своим владельцам счастье. А еще есть поверье, что музыканты любят не смотреть на фотоизображения, а перебирать свои прошлые инструменты - таким образом они путешествуют по своему творчеству. Трудно сказать, что на этот счет думает сэр Пол Маккартни. На своей первой гитаре он начал учиться играть очень давно. Сегодня многих детей учит этому школа гитары , но тогда каждый познавал азы как мог и делал это сам. Хотя Полу повезло больше - его отец умел играть на этом инструменте. Маккартни стал сочинять песни почти сразу же, как научился держать несколько аккордов. Видимо, это была его негласная страсть.

Гитара Пола Маккартни продана с аукциона

Еще в 2006 году известный аукцион сообщил, что первая гитара Пола Маккартни будет продана аж за 100 тысяч фунтов стерлингов. И, как оказалось, слухи не напрасны, так как 28 июля, согласно новостям, инструмент и в самом деле ушел с аукциона за круглую сумму. Известна также стала и история самой гитары. Ее первым владельцем был друг Пола Иен Джеймс. Сегодня ему 64, и он передает приветы из Ланкашира. Кстати, вместе с гитарой поклонники могли лицезреть письмо, написанное самим Маккартни: «Это первая гитара, которую я держал в руках в своей жизни».

А держал ее Пол в 1957 году. Кстати, именно друг Иен научил Пола, будущую мировую звезду, самым первым аккордам. И это та самая гитара обучение на которой проходил сам сэр Пол. Разумеется, друзья общаются до сих пор. Разве мог Иен подумать, что когда-нибудь его инструмент будет стоять на стенде аукциона и привлекать к себе тысячи глаз, не говоря о том, что за нее сражаются известные бизнесмены, так и норовящие заплатить подороже? Кстати в лот кроме того входил еще один бонус - фотография, сделанная в 1957 году. На ней изображены Иен с этой самой гитарой. Есть также фото, на котором сам Пол, который несколько месяцев спустя держит эту же гитару в своих руках. На нем видно, что сэр Пол Маккартни очень дорожил этим инструментом.

Поклонникам известно, что самым первым инструментом Маккартни стало пианино. Теперь любители и ценители группы ждут, когда же на аукционе появится и этот лот. Впрочем, Пол умеет играть и на ритм-гитаре, и на бас-гитаре, которую он впервые стал держать в руках еще будучи школьником - так, ради интереса. Кто же знал, кто мог предположить, что интерес сделает сэра Маккартни настоящей знаменитостью на всю свою жизнь и легендарным музыкантом из великолепной четверки.