На работу с новыми силами: как адаптироваться после отпуска? Как адаптироваться к работе после отпуска.

Делимся советами психологов и опытных людей как адаптироваться на новой работы быстро и максимально приятно для окружающих.

Переход на другое место работы, с одной стороны, открывает перед специалистом новые перспективы, а с другой, у нового сотрудника появляется страх не оправдать доверие нового начальника, неуверенность в своих силах. Нередко и попытки быстро «влиться» в коллектив приводят к ошибкам и ситуациям, которые ухудшают положение. Именно поэтому вопрос: «Как максимально быстро адаптироваться на новой работе?» является сложным и актуальным для многих.

Если в организации правильно организована и налажена работа всех структур, единственное, что необходимо делать новому сотруднику - смотреть и учиться, перенимая опыт и навыки у более опытных сотрудников. При таком положении дел адаптация проходит достаточно просто и не занимает слишком много времени.

В противном же случае человек испытывает настоящий стресс, в связи с тем, что у него просто нет наставника, друга, который был бы способен объяснить непонятное, ответить на вопрос. В такой ситуации новичку приходится приспосабливаться, подстраиваться под новые обстоятельства.

Согласно статистическим данным, в той организации, где действует принцип взаимопомощи и взаимной поддержки, вероятность того, что сотрудник не сможет адаптироваться, снижается практически в два раза (на 30% - 60%).

К сожалению, многие работодатели наем людей осуществляют по принципу: «Не устроит этот - найдем нового». В результате, человек оказывается «выброшенным за борт», т.е. в той ситуации, когда он может рассчитывать только на самого себя.

Но даже в тех случаях, когда психологический климат в компании здоровый, новый сотрудник должен владеть знаниями о том, как правильно адаптироваться на новом месте работы.

Что такое моббинг

Моббинг - это постоянная травля новых сотрудников, так называемая «офисная дедовщина». По оценкам Тима Филда - директора британской компании, некорректное отношение к сотру0днику со стороны руководства или коллег, обходится британской экономике ежегодно в 30 миллиардов евро. Против моббинга в Швеции даже был принят закон. В ходе исследований, европейские ученые определили, что последствия такой травли крайне неблагоприятно отражаются не только на психологическом, но и на физическом здоровье:

  • в 76% случаев сотрудники испытывают настоящий стресс;
  • в 76% страдают от бессонницы;
  • в 60% появляется паранойя;
  • в 55% учащаются жалобы на головную боль;
  • в 49% мучают ночные кошмары;
  • в 41% обостряется ощущение отстраненности;
  • в 38% сотрудников угнетают сомнения, чувство стыда и вины;
  • в 10% моббинг становится причиной самоубийств.

В России подсчетом ущерба от моббинга никто не занимался, однако, по разным оценкам, от него страдают до 20% сотрудников.

Моббинг со стороны коллег

Со стороны коллег «дедовщина» может выражаться в том, что новому сотруднику не предоставляют информацию, необходимую для его работы, дают ему самую сложную работу, перекладывают на него чужие обязанности, «подставляют перед начальством», игнорируют его просьбы. В том случае, если новый сотрудник - руководитель, коллектив может не выполнять его распоряжения.

Моббинг со стороны руководителя

От некорректного поведения начальника новый сотрудник также может страдать. Выражается это в том, что руководитель не прислушивается к предложениям специалиста, постоянно повышает на него голос, обвиняет в некомпетентности, слишком часто придирается без причины, не направляет на курсы повышения квалификации и т.д.

Причины моббинга

Среди основных причин моббинга принято называть следующие:

  1. Чувство страха. Коллектив крайне настороженно относится к новым специалистам, потому что сотрудники не знают, на что он способен, или думают, что новый человек «не такой, как все». В это понятие "не такой, как все" могут быть включены разные параметры: внешний облик, поведение, манеры, стиль в одежде, интеллектуальные навыки, а может даже и наличие речевых или иных дефектов, других недостатков.
  2. В коллективе существует скрытое напряжение, связанное, например, с неблагоприятным микроклиматом в компании в целом.
  3. Сотрудники по работе с персоналом малоопытны, не владеют необходимыми для качественной работы умениями и навыками, не умеют налаживать отношения в коллективе.

В любом случае, весь тот негатив, который накапливается в коллективе - это упущение руководителя. К тому же, нередки случаи, когда моббинг - это личное желание начальника сократить штат, уменьшить расходы на оплату труда и содержание офиса.

Этапы адаптации

Адаптация, как процесс, состоит из нескольких стадий:

  1. Первичное ознакомление работника с новыми для него условиями труда.
  2. Постепенное привыкание (приспособление к новой работе).
  3. Полное приспособление или ассимиляция.
  4. Идентификация - процесс, при котором личные цели сотрудника совпадают с целями компании, всего коллектива.

Длительность адаптационного периода различна и зависит от многих факторов: от поведения коллектива и его сплоченности, от нового сотрудника и его личных качеств, от отношения руководства к новым и старым сотрудникам, поэтому занимать он может от семи дней, до полутора - трех лет.

Как ускорить процесс адаптации

Чтобы процесс адаптации прошел быстрее и легче опытные психологи рекомендуют:

1. Обрести внутренний и внешний покой. Для того, чтобы успокоиться, придется прибегнуть ко всем известным способам и методикам. Уравновешенное состояние поможет улучшить впечатление, произведенное вами на коллег и руководителей, не растеряться при начале работы, сконцентрироваться и активизировать все психологические процессы, необходимые для трудовой деятельности.

2. Не испытывать иллюзий. Не следует надеяться на то, что на работе не будет ошибок, все будет получаться безупречно и очень просто. Вторая ошибка - это желание сразу же понравиться всем коллегам.

3. Вести себя в коллективе следует по-деловому, уверенно, но приветливо. Первое впечатление, которое вы произведете на новых коллег, должно быть положительным. При упоминании о вас, у них должен возникать образ уравновешенного, порядочного, опытного, интеллектуального человека, который доброжелателен к окружающим, но не позволяет собой помыкать или манипулировать. Придерживайтесь правила «золотой серединки».

Улыбайтесь чаще. Все должны знать, что у вас все хорошо, что вам нравится на новом месте, что вы с уважением относитесь к своим новым коллегам и стремитесь создать теплую, дружескую атмосферу в ваших взаимоотношениях. Постарайтесь как можно скорее запомнить имена тех, кто вас окружает.

4. Научитесь наблюдать. Какие бы сведения не имели об организации и коллективе, необходимо самостоятельно убедиться в их достоверности. В неформальном общении легко обнаружить то, о чем могли промолчать, что скрыть, приврать или приукрасить.

5. Не стесняйтесь задавать вопросы. Знание - сила. Чем больше вы узнаете о компании и ее сотрудниках, тем проще вам будет адаптироваться. В первые дни на нового сотрудника просто обрушивается поток новой информации, которая может быть важной. Задавайте коллегами и наставникам вопросы, фиксируйте нужные данные. Лучше один раз записать, чем по несколько раз спрашивать одно и тоже.

6. Качественное выполнение работы. Не забудьте и досконально ознакомиться со своими прямыми обязанностями. Необходимо точно знать, в чем заключается ваша трудовая деятельность, каких результатов от вас ждут. Проявите максимум терпения, приложите как можно больше стараний, продемонстрируйте деловую активность, ведь именно по качеству труда о новичках судят в первые дни работы.

7. Не переходите на личности. Не стремитесь сразу же обрести новых друзей в лице ваших коллег. Лучше придерживаться максимум нейтралитета и не стремиться рассказать о себе все и сразу. Не исключено, что в коллективе есть враждующие группы людей, которые будут перетягивать вас на свою сторону.

8. Никаких опозданий или задержек. Будьте максимально пунктуальными. С первых дней строго придерживайтесь установленного графика работы. Не стоит и переусердствовать, например, оставаясь на работе дополнительно без явной на то необходимости. Это может быть расценено как неумение правильно планировать рабочее время или показательная демонстрация чрезмерного трудолюбия. Кроме того, для начальства это станет дополнительным поводом предполагать, что именно такого сотрудника можно оставлять после работы для выполнения дополнительных поручений.

9. Не следует допускать и других распространенных ошибок:

  • не нарушать установленные правила и нормы;
  • не обсуждать новых коллег, не критиковать;
  • не сравнивать рабочие моменты в новой компании с прошлым местом работы;
  • не конфликтовать;
  • не переносить стиль деятельности со старой работы на выполнение новых обязанностей (Когда я работал на другой работе, делал именно так, значит и здесь я буду поступать также!);
  • не стоит хвастаться своими интеллектуальными данными, какими-либо способностями;
  • не стоит отказываться от своих принципов под давлением коллег;
  • не стоит постоянно думать о совершенных ошибках, зацикливаться на них;
  • не быть пассивным или чрезмерно активным;
  • не делать поспешных выводов;
  • не забывать о своем здоровье и благополучии;
  • не надо никому льстить;
  • не демонстрируйте самоуверенность;
  • контролируйте свои привычки;
  • воздерживайтесь от комментирования действий начальника;
  • во время конфликта не принимайте никакую из сторон: вы еще плохо знаете сотрудников;
  • не избегайте общения с коллегами в неформальной обстановке, например, во время обеда;
  • не отказывайтесь от корпоратива, если он запланирован.

Помните, что как бы странно это не звучало, тем более, в 21 веке, но, приходя на новую работу, вы попадаете на чужую территорию. Тот, кто берет чужие вещи, садится работать не за свой компьютер, берет бумагу без спроса и т.п., вызывает неприязненные отношения сразу же. Не стоит также много и беспричинно капризничать, высказывать претензии типа «у меня неудобный стул», «мне слишком дует», «говорите тише», «мне не нравится освещение». Такие фразы могут вызвать вполне обоснованное раздражение у новых коллег.

Наталья Кузнецова

Цель: способствовать активизации процесса профессиональной адаптации педагогов, оптимизации внутренних психофизических ресурсов.

Задачи: формирование благоприятного психологического климата; развитие умения работать в команде; сплочение группы; повысить настрой на работу.

Ход тренинга

1. Упражнение “Порядковый счет”

Ведущий: Здороваться попробуем порядковым счетом. Первый участник говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на следующего.

2. Упражнение «Моя работа похожа на…»

Цель упражнения: стимуляция творческой активности участников

Материалы: непрозрачный пакет с небольшими предметами по количеству участников тренинга (мягкая игрушка, коробок спичек, фломастер, мел, блок клейких листочков и т. д.)

Инструкция: Каждый должен, не глядя достать предмет, показать его остальным и быстро придумать, почему его работа похожа на этот предмет.

Анализ упражнения:

1. Что понравилось вам в данном упражнении?

2. Сложно ли было найти ассоциации?

3. Тест «Важней всего погода в ДОУ»

Цель: оценка самочувствия в коллективе

4. Просмотр видео «Работа в команде». Обсуждение.

5. Упражнение «Хлопни»

Цель: помочь участникам отвлечься и встряхнуться после теоретического материала.

Инструкция: Каждый участник должен положить руки на колени соседей, причем правую руку – на левое колено, сидящего справа, а левую руку – на правое колено, сидящего слева. Необходимо как можно быстрее «передать по кругу» хлопок рукой по колену. (Сложность упражнения в том, что возникает путаница – участники хлопают слишком рано или слишком поздно). Тот, кто хлопнул не вовремя, выбывает из игры.

6. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие»

Нам всегда приходится быть в творческом поиске. И я вам предлагаю сейчас проявить свою фантазию и воображение. Раздаются листочки с началом стихотворения. Вы должны продолжить стихотворение в положительном ключе, смысле (работа в малых группах)

Все любят послушных, приветливых деток. Капризных, упрямых не любит никто. …

Утром настроение плохое, Глаз накрасить не могу никак…

Родители, часто сердясь и бронясь, с ребенком теряют душевную связь…

Генетику можно во всем обвинят,ь На зеркало даже не стоит пенять

Чтобы значимость другому показать, Щеки вовсе не стоит надувать….

А теперь прочитайте стихи коллегам.

7. Упражнение: «Девочка, дракон и самурай»

Сейчас я предлагаю немного подвигаться и поработать в группах, продолжим развивать умение договариваться и действовать слаженно.

Поделимся на 2 команды. В игре будут участвовать три персонажа: девочка, дракон и самурай.

Чтобы изобразить девочку, все участники команды должны застенчиво переминаться с ноги на ноги, делая вид, что они держатся за края платьица, и издавать звуки «Ляля-ля».

Чтобы изобразить дракона, нужно поднять вверх руки, растопырить в стороны пальцы и произнести угрожающий звук «Р-р-р-р».

Для изображения самурая потребуется встать в боевую стойку: правую ногу выставить вперед, правую руку держать над головой так, как будто в ней сабля. Еще при этом нужно произносить характерный звук «А-а-а-а-а».

Правила: Игра проходит следующим образом. Каждой команде дается 30 секунд: они должны все вместе выбрать одного персонажа, которого они будут изображать. Далее по сигналу ведущего команды должны одновременно выполнить действия, соответствующие их герою. Если команды выбрали одного и того же персонажа, то в этом раунде ничья. Если разных, то победное очко присуждается исходя из правила: дракон съедает девочку (то есть очко получает команда, изображавшая дракона); самурай убивает дракона (выигрывает команда, изобразившая самурая) ; девочка соблазняет самурая (соответственно выигрывает команда, выбравшая девочку).

После игры можно обсудить, была ли у команд какая-то стратегия, на основании чего они приходили к выбору того или иного персонажа, легко ли было договориться в команде.

8. Создание коллажа «Погода в ДОУ»

9. Упражнение «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

1. Что, по вашему мнению, не удалось?

2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?

3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

10. Упражнение «Чему я научилась»

Цель: рефлексия

Задание: дописать неоконченные предложения

Я научилась….

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что….

Мне понравилось, …

Я была разочарована тем, что….

Самым важным для меня было….

Завершение. Обсуждение по кругу:

Чему научилась сегодня…

Что буду использовать в своей работе …

Всем спасибо за активное участие!

Использованная литература:

1. Катаева О. Рюкзачок тренера. – «Уральская Школа Тренинга», 2014

2. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

3. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.

4. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.

5. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.

Публикации по теме:

Бодрящая гимнастика после сна Корригирующая (бодрящая) гимнастика необыкновенно важна для здоровья детей, поэтому необходимо проводить её каждый день. Ниже я привожу.

Бодрящая гимнастика после сна Карточка №1 «Потягушечки» Потягунушки, потягунушки! Поперек толстунушки А в ножках ходунушки А в ручках хваунушки А в роток говорок А в.

Динамическая пауза после сна Задачи: Тренировать дыхательную мускулатуру. Знакомить детей с элементами самопомощи своему организму. Развивать мелкую моторику. Учить.

Гимнастика после сна Введение Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит.

Гимнастика после сна Гимнастика после сна. Воспитатель 1 младшей группы Щербинина Е. И. Гимнастика после сна способствует активному переходу от сна к бодрствованию.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – совокупность психических нарушений, возникающих после критических жизненных ситуаций.

Современные боевые действия являются ярким примером таких ситуаций. Вооружение модернизируется с каждым днем, средства поражения становятся мощнее и убийственнее, поэтому война накладывает неизгладимый отпечаток на психическое и физическое равновесие военнослужащих, проживающих в «горячих точках», а также переселенцев.

Причины возникновения ПТСР

Посттравматическое стрессовое расстройство формируется как результат взаимодействия травмирующего фактора и личностных характеристик самого человека.

Во время боевых действий на военнослужащего влияют:

Динамичность в зоне конфликта

Исход боевой операции невозможно предполагать, так как в любой момент может произойти резкая перемена обстановки после использования противником нового тактического приема. Поэтому во время современной войны исчерпываются адаптационные способности человека. Он находится в постоянном напряжении, ожидании опасности. Ситуация выходит за рамки его жизненного опыта.

Модернизация вооружения

Современный арсенал поражает. На сегодня большинство стран мира имеют оружие с колоссальным уроном, высокой точностью и обширной зоной действия. Поэтому пострадавшие от военных действий часто видят тяжелые ранения и смерть сослуживцев.

Гибридная война

Изменяется характер войны. Человек каждый день узнает новости со СМИ и интернета, а правдивую информацию трудно отличить от ложной. Это еще больше усугубляет эмоциональное состояние, вызывает постоянную обеспокоенность происходящим.

Клиническая картина посттравматического стрессового расстройства

ПТСР возникает в промежуток времени от нескольких недель до шести месяцев после выхода из боевой обстановки. Именно отдаленность последствий отличает ПТСР от психогенной реакции на стресс.

Клиническую картину ПТСР у военнослужащих и переселенцев можно разделить на две группы симптомов:

1 . Наличие постоянных наплывов воспоминаний, связанных с войной

Такие эпизоды сопровождаются яркими эмоциональными и вегетативными (озноб, потливость, головокружение) реакциями. Навязчивые воспоминания могут возникать без внешних стимулов, но пациент видит и осязает их крайне реалистично. Ещё более выраженные реакции появляются при напоминании о психической травме. Например, военнослужащий при виде ландшафта, похожего на территорию боевых действий, входит в состояние ужаса, видит картины смерти товарищей и крики раненых. Эта реакция называется «флеш-бэком». В таком состоянии человек может совершить суицидальные или агрессивно направленные на других поступки.

2. Избегающее поведение, то есть стремление уйти от всего, напоминающего травмирующую ситуацию

Человек уклоняется от воспоминаний, не желает ни с кем делиться ими. Таким образом, он подсознательно пытается защитить себя. Например, ветераны войны во Вьетнаме уклонялись от просмотра соответствующих телевизионных сюжетов или политических телепередач, а пленники нацистских концлагерей пугались при одном виде свастики.

У этих людей также могут кроме психологических расстройств наблюдаться также и психические нарушения: возникают расстройства сна, появляется раздражительность, вспышки агрессии, внезапные изменения (снижение) настроения, снижается память, внимание становится рассеянным. Могут наблюдаться панические атаки, фобии, повышенная тревожность. Этот комплекс симптомов во многих случаях утяжеляется алкоголизацией и приемом наркотиков, что ещё больше усугубляет социальную дезадаптацию.

Людям с посттравматическим стрессовым расстройством тяжело ужиться в семье и на работе. Они конфликтуют по любому поводу, жалуются на непонимание близких и недружелюбное отношение. Пережившие военные действия считают, что окружающие даже не догадываются о том, через что прошли они. Они полагают, что общий язык возможно найти только со своими сослуживцами.

У лиц, побывавших в зонах боевых действий, формируется другое мировоззрение. К примеру, ветеранам войны в Афганистане тяжело приспособиться к гражданской жизни, потому что они привыкли жить в военных условиях. Такие люди указывают, что «на войне им проще: здесь – свои, там – враги». Для них существует либо черное, либо белое, и других альтернатив нет. Поэтому происходят конфликты, ведь из-за крайней прямолинейности в суждениях с таким человеком трудно поладить.

Пострадавшим от войны трудно найти себя в социуме, так как они чувствуют себя угнетенными, неприспособленными к гражданской жизни. Таким людям проблематично искать работу из-за частого непонимания окружающих. Ведь те, кто не пережил войну, не могут понять, через что прошли эти люди, и что они переживают.

Посттравматическое стрессовое расстройство у переселенцев и беженцев

К особой категории пострадавших от военных действий относятся беженцы. Это люди, которые вынуждены эмигрировать за границу или в другой регион своей страны в результате проведения боевых операций на территории их проживания.

Беженцы покидают дом в экстремальных условиях, что наносит урон их психическому равновесию, теряют имущество и опору в жизни, связь с родными. Эмигранты попадают в новый социум с другими обычаями, культурой и нормами поведения. Они чувствуют языковой барьер с гражданами чужой для них страны. Это приводит к состоянию так называемого «культурного шока», когда человек теряется в новой социальной среде.

В этот период возможны расстройства эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферы . Депрессия, панические атаки, тревожно-фобические расстройства, возникновения бредовых идей, самоизоляция от общества – эти психические нарушения часто возникают среди беженцев.

Но они должны адаптироваться к новому социуму, наладить связи с окружением, приобщиться к культурной жизни новой страны и найти подходящую работу. На первых этапах это бывает не так легко, однако, постепенно человек приспосабливается, и его психическое равновесие восстанавливается.

Как адаптироваться после войны

В таких случаях на помощь могут прийти психологи, психотерапевты или психиатры. В некоторых случаях необходимо медикаментозное лечение противотревожными средствами (анксиолитиками), транквилизаторами, антидепрессантами, стабилизаторами настроения и даже в некоторых случаях нейролептиками.

Лечение в условиях психиатрического стационара при нетяжелых формах ПТСР нежелательно, так как может наблюдаться страх стигматизации обществом и социальных последствий. Альтернативным вариантом в нетяжелых случаях ПТСР может стать амбулаторная помощь.

Особое внимание следует уделить работе с психологом или психотерапевтом. Пациентам с посттравматическим расстройством необходима душевная беседа и понимание. Пострадавшим нужно выговориться, объяснить свои переживания, так как им трудно справиться с этим самим. Бывают случаи сопротивления лечению, однако, крайне важно родственникам и близким привести их к психологу, психотерапевту или психиатру, которые смогут помочь справиться с психологическими и психическими проблемами. Психотерапевтическая работа происходит по следующим этапам:

Мобилизация адаптационных резервов собственного «Я»

Здесь важно выработать у человека критическое отношение к своей проблеме и позитивную установку на лечение. Это увеличит эффективность терапии и поможет избежать возможной алкоголизации или пристрастия к наркотикам.

Рациональное отношение к симптомам

Врач объясняет больному, что его симптомы являются допустимыми в рамках посттравматического расстройства. Это предотвратит дополнительную травматизацию фактом существования болезни.

Поиск смысла

Психотерапевт вместе с больным ищет дальнейший смысл существования. Необходимо объяснить, что произошедшее дало человеку некий жизненный опыт, а трудности давно остались позади. Теперь необходимо обустроить свою жизнь, найти созидательное занятие, которое будет приносить удовольствие. Можно выразить себя в профессиональной деятельности, в искусстве, найти увлечения, создать семью.

Здесь важен индивидуальный подход, поэтому врач учитывает возраст, национальность и систему ценностей больного. Но в любом случае цель такой работы сводится к ликвидации деструктивных влечений и создании позитивного мышления, направленного на продуктивную деятельность в будущем.

И конечно же, огромное значение для больного имеют отношения в семье и с близкими. Родным и родственным душам необходимо окружить такого человека заботой, теплом, понять его и принять все негативные стороны, ведь они являются результатом нелегких жизненных обстоятельств.

Прогноз и выводы

Родственникам пострадавшего необходимо в некоторых случаях контролировать их лечение, регулярное посещение врача, по необходимости – психотерапевта или психолога. При благоприятных отношениях в семье, наличии крепких социальных связей, правильном лечении, регулярном посещении врача-психиатра, психотерапевта и психолога прогноз у больных с ПТСР положительный. Чтобы увидеть радугу, нужно пережить дождь!