Отношение людей к своему здоровью. «Отношение к здоровью» на уровне индивида, общества
здоровье подросток психологический личность
Проблема психологии здоровья в настоящее время изучается на междисциплинарном уровне в рамках клинических, психологических и социальных исследований.
В современной науке понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью состава (то есть оно синкретично).
Согласно определению, приведенному в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней, психических и физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие . Формулировка «полное благополучие», считает А.В. Шувалов (кандидат психологических наук, заведующий психологической службой ГОУ «Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово»), нуждается в уточнениях и подвергается критике за слабую практическую направленность .
Традиционно выделяют три основных признака здоровья:
- - структурная и функциональная сохранность систем и органов человека;
- - индивидуальная приспосабливаемость к физической и социальной среде;
- - сохранность привычного самочувствия. .
И.И. Мамайчук (доктор психологических наук, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии факультета психологии СПГУ) трактует понятие «здоровье человека» как не только его физическое самочувствие при оптимальном функционировании органов и систем организма, но и как субъективное ощущение своего здоровья, возможность активной общественно-трудовой деятельности.
В работах отечественных психологов и клиницистов психология здоровья рассматривается как наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.
Феномен здоровья на сегодняшний день представлен в свете его биологических, психологических и социальных составляющих, роли семейных отношений, образовательной среды и общества в его формировании.
С точки зрения профессора Г.С. Никифорова, здоровье - понятие системное. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего (нормального) состояния, а колебания между низшей и верхней границей допустимы. Но не любое отклонение от нормы приведет к болезни, тем более, у одного человека какое-то отклонение может вызвать болезнь, а у другого - нет. Здоровым можно назвать человека, который способен выполнять социальные функции и приспосабливаться к постоянно меняющимся внешним условиям . Из этого следует, что здоровье проявляется на нескольких уровнях - биологическом, психологическом и социальном.
Следует отметить, что понятие «отношение к здоровью» еще относительно ново для психологической науки. Данный понятийный конструкт в настоящее время носит скорее описательный характер и создан по аналогии с психологическим понятием «отношение».
Отношение к здоровью, согласно точке зрения Р.А. Березовской, Л.В. Куликова, представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего психического или физического состояния .
Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный, мотивационно-поведенческий.
Когнитивная составляющая отношения к здоровью во многом зависит от психологической компетентности личности. Последняя обусловлена особенностями обыденной психологии и психогигиены того социума и этноса, к которому принадлежит индивидуум. Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на здоровье человека.
Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.
Эмоциональная составляющая отношения к здоровью, подразумевающая переживания своего здоровья или нездоровья, является крайне значимой в контексте общей самооценки личности, в определении её «линии жизни», «плана жизни», «жизненного стиля». Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека .
Отношение к здоровью, т.е. предрасположенность к сохранению или растрачиванию здоровья, по мнению Л.В. Куликова, может рассматриваться как личностное качество. Он отмечает, что в отношении к здоровью у многих людей скрыты серьёзные противоречия. С одной стороны, ценность здоровья достаточно велика и в обыденном сознании, без ссылок на научные доказательства. Однако в установке на сохранение здоровья выраженность действенного, поведенческого компонента не соответствует ни объёму знаний о здоровье, ни силе эмоциональных реакций на его ослабление. Причём это свойственно не только людям здоровым, но и тем, кто уже имеет достаточно выраженные расстройства здоровья .
Центральное место в проблеме психологии здоровья занимает исследование его внутренней картины, которая, по мнению В.М. Смирнова и Т.Н. Резниковой, представляет собой своеобразный эталон здоровья, имеющий сложную структуру.
Отношение личности к своему здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивного стремления к его совершенствованию, составляет внутреннюю картину здоровья человека (ВКЗ) .
В.А. Ананьев рассматривает ВКЗ как само осознание и самопознание человеком себя в условиях здоровья. Исследование внутренней картины здоровья имеет большое практическое значение. По мнению В.Е. Каган, без понимания внутренней картины здоровья невозможно понять внутреннюю картину болезни .
Внутренняя картина здоровья - составная часть самосознания личности. Осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям невозможно без пристального внимания к своему здоровью. Представление человека о своем психофизическом состоянии с определенными переживаниями отражается в различных формах его отношения к своему здоровью. В одних случаях это может быть адекватное отношение, в других - пренебрежение, в третьих - повышенное внимание к своему здоровью. Отношение к здоровью слагается из двух взаимодополняющих друг друга компонентов: сохранение здоровья (предупреждение и лечение болезней) и совершенствование здоровья (развитие биологических и психологических характеристик, обеспечивающих высокую адаптацию к меняющейся внешней среде).
Специфика феномена «отношение к здоровью» заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как, безусловно данное, потребность в котором ощущается лишь при его явном дефиците. Даже в ситуациях болезни люди зачастую не предпринимают действенных мер по устранению заболевания. Причина такого неадекватного поведения коренится в противоречивой природе человеческих потребностей, которым, как отмечал С.Л. Рубинштейн, присущ пассивно-активный характер, а также в специфике мотивационной сферы личности в целом, определяющей отношение человека к здоровью. Именно особенности структуры мотивационной сферы, в частности, специфика мотивов гигиенического поведения, является основным предиктором адекватного или неадекватного отношения человека к своему здоровью.
На протяжении последних десятилетий феномен «отношение к здоровью» претерпел трансформацию, связанную с ростом инструментальной ценности здоровья как ресурса для достижения других жизненных благ. Теоретическое осмысление феномена здоровья привело к изменению вектора исследований - от анализа атрибутов болезни и медицины к изучению здоровья здорового индивида и социально-культурных факторов формирования здоровья .
В рамках личностной модели здоровья, предложенной В.Ф. Сержантовым и А.А. Корольковым, структура здоровья представлена как: а) отношение к собственному телу; б) личностное понимание существа здоровья и целей его сохранения; в) знание законов функционирования организма и степень волевой регуляции; г) индивидуальное отношение к болезням (степень развития способности к поиску, активному выходу из состояния болезни); д) выраженность личностных установок (мотивов) в ходе выздоровления.
Наиболее распространенными интегральными показателями отношения к здоровью на уровне индивида являются: самооценка здоровья, имеющая временную и территориальную устойчивость; ценность здоровья, занимающая первые места в иерархии ценностей различных групп населения; удовлетворенность здоровьем, которая находится в тесной связи с удовлетворенностью жизнью; деятельность по заботе о здоровье, выражающаяся в соответствующих практиках .
Исчерпывающие рациональные составляющие здоровья остаются делом будущего. Обобщая специальные труды, посвященные проблеме здоровья, можно выделить ряд аксиоматических по своей сути положений.
- - Здоровье - это состояние, близкое к идеальному. Как правило, человек не бывает на протяжении всей своей жизни вполне здоровым.
- - В первом приближении здоровье - это сложный, многомерный феномен, отражающий модусы человеческой реальности: телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие. Соответственно, возможна оценка соматического, психического и личностного (в сложившейся терминологической традиции - психологического) здоровья человека.
- - Здоровье - это одновременное состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание и рост физиологических структур, и работу организма, развитие и функционирование психической сферы, становление, самоопределение и позиционирование личности. На сегодняшний день признается эффект взаимовлияний «духа», «души» и «тела» на общее состояние здоровья человека. Категория «здоровье» изначально коррелятивна полюсу индивидуальности: состояние здоровья персонифицировано и предполагает в каждом конкретном случае специальное освидетельствование.
- - Человек может быть здоров при определенных условиях жизни (экологические и климатические особенности, качество питания, режим труда и отдыха, социокультурные факторы и др.). Обстановка, удовлетворительная для одного человека может оказаться болезнетворной для другого. Вместе с тем выявление универсальных условий здоровья позволяет сформулировать принципы «политики здоровья».
- - Здоровье - это культурно-историческое, а не узко медицинское понятие. В разное время, в разных культурах граница между здоровьем и нездоровьем определялась по-разному.
Для определения состояния здоровья человека необходимы, с одной стороны, эталонное основание, устойчивый образец благополучия, целостности, совершенства, с другой - описание закономерностей возникновения и течения болезней. В этом качестве выступают системы научных представлений о норме и патологии.
Особый интерес, отмечает И.И. Мамайчук, представляет возрастной анализ внутренней картины здоровья, в частности изучение ВКЗ подростка. Разработка данной проблемы важна для формирования гармоничной личности подрастающего поколения. Исследования в данном направлении на сегодняшний день фрагментарны и требуют дальнейших разработок.
Р. А. Березовская
Вводные замечания. Понятие «отношение к здоровью» представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния.
Категория «отношения» - одно из центральных понятий в концепции «психологии отношений», зародившейся еще в начале XX в. в школе В. М. Бехтерева. Первоначально она была очерчена А. Ф. Ла-зурским и С. П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. «Программе исследований личности и ее отношении к среде». Преждевременная смерть А. Ф. Лазурского не позволила ему придать этой теории законченный вид. В дальнейшем психология отношений развивалась В. Н. Мясищевым. Основное положение данной концепции зачключается в том, что психологические отношения человека представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Иными словами, при психологическом анализе-личность, целая и по своей природе неделимая, предстает перед исз следователем как система отношений, которые рассматриваются как психическое выражение связи субъекта и объекта.
Согласно этой концепции, отношение к здоровью может быт описано с помощью трех компонентов. Следует отметить, что указа? ные В. Н. Мясищевым эмоциональный, познавательный и волево компоненты отношения соответствуют выделяемым в современн психологии трем сферам психического - эмоциональной, когнити ной и мотивационно-поведенческой. Однако компоненты отношен не являются элементами, входящими в их структуру (отношение о ладает целостностью и нераздельностью). Скорее они отражают возможность его научно-психологического анализа в трех разных смысл вых ракурсах.
При анализе отношения к здоровью также важно учитывать и фактор времени, что предполагает рассмотрение его становления и динамики. Формирование отношения к здоровью - процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный, который обусловлен двумя группами факторов:
- внешними (характеристики окружающей среды, в том числе особенности социальной микро- и макросреды, а также профессиональной среды, в которой находится человек);
- внутренними (индивидуально-психологические и личностные особенности человека, а также состояние его здоровья).
Важно также отметить, что отношение человека к своему здоровью выступает внутренним механизмом саморегуляции деятельности и поведения в этой сфере (по аналогии с психологическим механизмом самооценки). Однако регуляторная функция отношения вступает в действие лишь на определенном этапе онтогенеза; с накоплением социального и профессионального опыта она совершенствуется.
Таким образом, отношение человека к своему здоровью, с одной стороны, отражает опыт индивида, а с другой - оказывает существенное влияние на его поведение. Следовательно, оно может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую следует направить психокоррекционное воздействие специалиста, практикующего в сфере психологии здоровья. При этом дифференцированный подход к психокоррекционной работе должен опираться на всестороннее изучение особенностей отношения людей к своему здоровью.
До сих пор исследования данного вопроса не получили широкого Распространения в современной науке (в отличие от многочисленных Исследований отношения к болезни). Проанализировав существующую исследовательскую литературу, можно выделить несколько научных направлений, в рамках которых такие исследования проводятся:
- социологические исследования общественного здоровья;
- изучение отношения к здоровью в рамках клинической психологии;
- валеологические исследования.
Цель занятия. Исследование психологических особенностей отношения человека к своему здоровью.
Оснащение. Листы с опросником «Отношение к здоровью» (приложение 16.1).
Порядок работы. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают текст опросника и зачитывают следующую инструкцию:
Вам будет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожя луйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:
- - абсолютно не согласен или совершенно не важно;
- - не согласен, это не важно;
- - скорее не согласен;
- - не знаю (не могу ответить);
- - скорее согласен, чем нет;
- - согласен, очень важно;
- - абсолютно согласен, безусловно важно.
Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь представить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и исходя из этого выбирайте ответ.
Обратите внимание что в третьем вопросе вариантов ответа не предусмотрено. Для ответа на него выделено несколько пустых строк. Пустые строки оставлены также для возможных дополнительных вариантов ответов на вопросы 5, 8, 9 и 10.
Спасибо за сотрудничество!
Обработка и интерпретация результатов. Опросник «Отношение к здоровью» состоит из 10 вопросов, которые могут быть распределены по четырем шкалам:
- когнитивной;
- эмоциональной;
- поведенческой;
- ценностно-мотивационной (табл. 16.1).
- каждое утверждение может быть проанализировано в отдельности;
- анализ данных может проводиться по каждому вопросу (интерпретируются все утверждения, входящие в данный вопрос);
- каждый блок вопросов или шкала также могут быть рассмотрены по отдельности (анализируются все вопросы и утверждения, входящие в данную шкалу).
Распределение вопросов опросника «Отношение к здоровью» по шкалам
При анализе отношения к здоровью могут быть выделены проти- оложные типы отношений - адекватное и неадекватное. В реальной жизни, однако, полярная альтернатива практически исключена, поэтому в дальнейшем при интерпретации полученных эмпирических данных следует говорить о степени адекватности или неадекватности.
Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности-неадекватности отношения человека к своему здоровью служат:
- на когнитивном уровне: степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;
- на поведенческом уровне: степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;
- на эмоциональном уровне: оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
- на ценностно-мотивационном уровне: высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терми-j нальных), степень сформированное™ мотивации на сохранение iукрепление здоровья.
- при анализе определений понятия «здоровье», полученных исследовании группы испытуемых, в качестве смысловых единиц элементов содержания рассматриваются существенные признай здоровья, а также определяется частотность их встречаемост: (% от общего числа опрошенных);
- в случае индивидуального опроса результаты конкретного исп туемого могут быть соотнесены с данными контент-анализа, пре, ставленными в табл. 16.2.
- Большинство респондентов (32%) определяют здоровье как стояние, характеризующееся хорошим самочувствием и настрой нием (например, «Здоровье - это спокойствие и уверенность завтрашнем дне» или «Здоровье - это бодрость и хорошее настроение»).
Данные контент-анализа определений понятия «здоровья»
Вопрос | Варианты ответов | Количество ответов, % |
Как бы вы в нескольких словах (или одной фразой) определили, что такое здоровье |
Хорошее самочувствие (ощущение комфорта, благополучие, спокойствие, уверенность) | 32 |
Когда оно есть, не замечаешь | 23 | |
Отсутствие болезненных ощущений | 21 | |
Гармония физического и психического | 17 | |
Гарантия (залог, ключ) успеха во всех делах | 15 | |
Это жизнь (полная и активная), вкус к жизни | 12 | |
Основа (базис) всей деятельности человека | 12 | |
Когда не задумываешься, что это такое | 12 | |
Радость, счастье | 10 |
- Здоровье определяется как то, что не требуется осмысливать и о чем не надо заботиться, пока не появятся симптомы его ухудшения (например, «Здоровье - это такое состояние организма, при котором не замечаешь его присутствия» (23% ответивших) или «Хорошее здоровье - это состояние, когда можно не думать о болезнях, так как организм не напоминает о неполадках» (12% опрошенных)).
- Здоровье характеризуется как отсутствие болезненных ощущений или заболеваний (так полагают примерно 21% респондентов, утверждающих, например, что «Здоровье - это отсутствие болезней и страха перед ними» или «Здоровье - это когда ничего не болит»).
- Важной характеристикой здоровья 18% опрошенных считают гармоничное сочетание в человеке духовного и физического начал (например, «Здоровье - это физическое и моральное благосостояние» или «гармония тела и духа»).
- Здоровье также рассматривается в качестве необходимого условия для достижения успеха в различных сферах деятельности (например, 15% респондентов определили здоровье как «возможность быть активным и жить комфортно», такое же количество считают, что здоровье - «золотой ключ к успеху во всем»).
Контрольные вопросы
- Каковы основные компоненты отношения к здоровью?
- Какие факторы оказывают влияние на формирование отношения к здоровью?
- Каковы основные критерии адекватности отношения к здоровью?
1. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведенные ценности важны для вас в данный момент. |
nbsp; | ||||||||||||||||||||||
1.1. |
Счастливая семейная жизнь |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
1.2. |
Материальное благополучие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
1.3. |
Верные друзья |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
1.4. |
Здоровье |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
1.5. |
Интересная работа (карьера] |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
1.6. |
Признание и уважение окружающих |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
1.7. |
Независимость (свобода) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
2. Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни? |
nbsp; | ||||||||||||||||||||||
2.1. |
Хорошее образование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
2.2. |
Материальный достаток |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
nbsp; | ||||||||||||||
2.3. |
Способности |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
2.4. |
Везение (удача) |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
2.5. |
Здоровье |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
2.6. |
Упорство, трудолюбие |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
2.7. |
«Нужные связи (поддержка друзей, знакомых) |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | ||||||||||||||
3. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье? |
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
4. Оцените, какое влияние на вашу осведомленность в области здоровья оказывает информация, полученная из следующих источников: |
|||||||||||||||||||||||
4.1 |
Средства массовой информации (радио, телевидение) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
4.2. |
Врачи [специалисты) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
4.3. |
Газеты и журналы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
4.4. |
Друзья, знакомые |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
4.5. |
Научно-популярные книги о здоровье |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
5. Как вы думаете, какие из перечисленных ниже факторов оказывают наиболее существенное влияние на состояние вашего здоровья? |
|||||||||||||||||||||||
5.1. |
Качество медицинского обслуживания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
5.2. |
Экологическая обстановка |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
5.3. |
Профессиональная деятельность |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
В |
7 |
|||||||||||||||
5.4. |
Особенности питания |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
5.5. |
Вредные привычки |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
5.6. |
Образ жизни |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
5.7 |
Недостаточная забота о своем здоровье |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
5.8 |
Другое |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||
6. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда со здоровьем у вас все благополучно? |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||||||||||
6.1. |
Я спокоен |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.2. |
Я доволен |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.3. |
Я счастлив |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.4. |
Мне радостно |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.5. |
Мне ничего не угрожает |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.6. |
Мне это безразлично |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.7 |
Ничто особенно не беспокоит меня |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.8. |
Я чувствую уверенность в себе |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.9. |
Я чувствую себя свободно |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
6.10. |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда узнаете об ухудшении своего здоровья: |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||||||||||
7.1. |
Я спокоен |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.2. |
Я испытываю сожаление |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.3. |
Я озабочен |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.4. |
Я испытываю чувство вины |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.5. |
Я расстроен |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.6. |
Мне страшно |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.7. |
Я раздражен |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.8. |
Я чувствую себя подавленно |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.9. |
Я встревожен и сильно нервничаю |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
7.10. |
Мне стыдно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8. Делаете ли вы что-нибудь для поддержания вашего здоровья? Отметьте, пожалуйста, насколько регулярно. |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||||||||||
8.1. |
Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег трусцой и т. п.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.2. |
Придерживаюсь диеты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.3. |
Забочусь о режиме сна и отдыха |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.4. |
Закаляюсь |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.5. |
Посещаю врача с профилактической целью |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.6. |
Слежу за своим весом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.7. |
Хожу в баню (сауну) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.8. |
Избегаю вредных привычек |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.9. |
Посещаю спортивные секции (шейпинг, тренажерный зал, бассейн и т. п.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.10. |
Практикую специальные оздоровительные системы (йога, китайская гимнастика и др.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
8.11. |
Другое |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | |||||||||||||
9 Если вы заботитесь о своем здоровье недостаточно или нерегулярно, то почему? |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||||||||||
9.1. |
В этом нет необходимости, так как я здоров(а) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.2. |
Не хватает силы воли |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.3. |
У меня нет на это времени |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.4. |
Нет компании (одному скучно) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.5. |
Не хочу себя ни в чем ограничивать |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.6. |
Не знаю, что нужно для этого делать |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.7. |
Нет соответствующих условий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.8. |
Необходимы большие материальные затраты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.9. |
Есть более важные дела |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
9.10. |
Другое |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
10. Если вы чувствуете недомогание, то: |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||||||||||
10.1 |
Обращаетесь к врачу |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
10.2. |
Стараетесь не обращать внимания |
1 |
г |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 1 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
10.3. |
Сами принимаете меры, исходя из своего прошлого опыта |
1 |
г |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 1 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
10.4. |
Обращаетесь за советом к друзьям, родственникам, знакомым |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; | ||||||||||||
10.5. |
Другое |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
nbsp; | nbsp; | nbsp; |
Благодарим за помощь!
Рекомендуемая литература
Березовская Р. А. Отношение менеджеров к здоровью // Вестнн СПбГУ. 1999. Сер. 6. № 2.
Березовская Р. А., Никиф
Давайте задумаемся и проанализируем, как мы относимся к своему здоровью? Любим ли мы свой организм, заботимся ли о нем?
Как часто мы посещаем врачей, чтобы проверить состояние своего организма? Как часто планово сдаем анализы, или проходим какие-либо исследования?
Чаще всего мы вспоминаем о нашем здоровье, когда оно нас подводит. Когда возникает какое-либо заболевание, и мы начинаем заниматься его лечением. А нередко бывает и так: если болезнь не сильно влияет на нашу жизнь, не сильно мешает, то можно вообще не обращать на нее внимание. До тех пор, пока не станет тяжело игнорировать недуг, и тогда уже приходится вспомнить о здоровье и заняться лечением этой болезни.
Конечно, не все люди так безответственно относятся к своему здоровью, но очень многие. И очень часто получается так, что если сегодня у вас нет времени, денег, желания для того, чтобы заниматься своим здоровьем, то завтра придется найти время и деньги, причем в гораздо большем количестве, для того, чтобы бороться с болезнями.
Многие иностранцы, видя наше отношение к своему здоровью, шутят: «Вы, славяне, странные люди – начинаете лечиться за пять минут до смерти. А мы начинаем лечиться за пять лет до болезни». К сожалению, это так. И недаром у нас есть пословица: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
А ведь многих болезней и тяжелых состояний можно избежать, периодически проверяя состояние своего организма, хотя бы раз в год сдавая планово необходимые анализы и проходя базовое обследование. Так же нужно укреплять свой организм, ухаживать за ним путем полноценного полезного питания, умеренных физических нагрузок, соблюдения гигиены и т.д. Тогда он будет давать меньше сбоев, и вероятность возникновения заболеваний будет меньше. Конечно, от всех болезней защититься нельзя, и порой они возникают, несмотря на профилактику. Но крепкому организму, в любом случае, будет легче бороться с недугами.
Но в реальной жизни, к сожалению, очень часто люди обращаются к врачам уже после возникновения заболевания, и не на ранней стадии, а в «самом разгаре» заболевания, когда лечить его гораздо сложнее, а иногда и вообще уже сложно предпринять что-либо эффективное. И тогда виноватым становится врач, который якобы не в состоянии вылечить болезнь, ничего не знает и вообще некомпетентен в вопросах медицины.
Сегодня стало привычным обвинять в своих болезнях экологию, врачей, общество, государство – кого угодно, но только не себя. Пора уже, наконец, понять, что наше здоровье зависит только от нас.
Давайте начнем, как можно раньше заниматься своим здоровьем, а не искать в последнюю минуту суперспециалистов в суперклиниках, которые, как бы они не старались, часто уже ничего не смогут изменить.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Здоровье и здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Гендерный подход в изучении здоровья. Женские и мужские стереотипы отношения к здоровью. Формирование ценностных особенностей отношения к здоровью. Отношение к здоровью у молодых мужчин.
курсовая работа , добавлен 14.04.2016
Сущность понятия "психическое здоровье". Рассмотрение основных форм повышения психологической компетентности. Особенности эмпирического исследования возрастной динамики отношения к здоровью у мужчин и женщин. Анализ составляющих психического здоровья.
дипломная работа , добавлен 28.11.2012
Анализ проблемы социальных представлений в психологии. Основные подходы к изучению отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Специфика отношения мужчин и женщин разных возрастных категорий к лицам с умственной отсталостью.
дипломная работа , добавлен 25.10.2017
Психологические факторы, влияющие на отношение к здоровью. Гендерные особенности отношения к здоровью. Психические репрезентации Олимпиады 2014 как фактор, влияющий на здоровый образ жизни людей зрелого возраста. Эмпирическое исследование, его результаты.
дипломная работа , добавлен 02.07.2014
Особенности восприятия здоровья как ценности. Понятия "восприятие" и "здоровый человек" в психологической науке. Эмпирическое исследование особенностей восприятия здоровья как ценности разными возрастными группами. Выбранные методики и методы работы.
дипломная работа , добавлен 05.08.2011
Анализ гендерных стереотипов и их негативной роли при определении восприятия поведения человека в обществе. Особенности полоролевого поведения определяющего отношения с другими людьми в изучении социальных представлений о мужчинах и женщинах в обществе.
реферат , добавлен 08.10.2010
Цель психологии здоровья, его позитивные концепции, особенности всестороннего совершенствования человека. Характеристика здорового образа жизни и его составляющие. Психологические вопросы физической культуры. Поиск способов и средств сохранения здоровья.
курсовая работа , добавлен 29.04.2011
На протяжении всей истории существования человека его отношение к своему здоровью определялось в способности к сохранению жизни, к выполнению своего биологического и социального предназначения.
В далеком прошлом, когда человек испытывал беззащитность перед силами природы, свое физическое состояние он связывал с мистическими представлениями. Так, в первобытнообщинном строе эти представления обожествлялись в виде амулетов, а сами мероприятия по охране здоровья носили характер религиозных обрядов. Однако в процессе эволюции человек наблюдал и делал выводы, отмечал причинно-следственные связи между здоровьем, образом жизни, факторами среды, целебными и оздоравливающими свойствами природы. Уже на этом этапе развития существовала прямая зависимость между состоянием здоровья человека и физической активностью, которую ему приходилось выполнять в процессе своей жизни, жизни семьи и общины.
В рабовладельческом строе происходит постепенная систематизация знаний по проблемам сохранения здоровья человека. Примечательно, что уже тогда усилия ученых были направлены на создание оздоровительных систем, таких, например, как китайская «Кон-фу» (около 2600 лет до н.э.), индийская «Аюр-веда» (около 1800 лет до н.э.), «О здоровом образе жизни» Гиппократа (около 400 лет до н.э.). В частности, стройная система оздоровления существовала в Древней Спарте, где занятия физическими упражнениями предписывались и строго контролировались государством, являясь обязательными для всех граждан. Высокий уровень физического здоровья спартанцев до сих пор остается эталоном для всех последующих поколений.
Знакомство с основными положениями перечисленных систем показывает, что основной их идеей является не лечение болезней, а формирование, сохранение и укрепление здоровья, а также использование резервных возможностей организма для его восстановления.
Следовательно, культура физического и психического здоровья, гигиена питания, жилища, одежды, организация мероприятий по предупреждению заболеваний, культура репродуктивного поведения – это один из древнейших институтов человеческого общества. Однако по мере имущественного и социального расслоения людей в рабовладельческих сообществах отношение к здоровью постепенно менялось. Рабовладельцы, предаваясь излишествам и комфорту, все меньше уделяли внимания своему здоровью и все больше уповали на врачей и лечение болезненных состояний. Именно это обстоятельство, по всей видимости, способствовало тому, что медицина начала постепенно утрачивать свое профилактическое назначение и стала обращать основное внимание на лечение болезней. Вместе с тем, корифеи медицинской науки еще в средние века указывали на то, что наиболее эффективным путем к долголетию является сохранение здоровья, а не лечение болезней. Активным проповедником такого направления в медицине был Авиценна (980-1037), который в «Каноне врачебной науки» весь первый том посвятил вопросам формирования и сохранения здоровья.
Владыки Древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они были здоровыми. Хорошо известно, что в древней и современной традиционной медицине Востока и Южной Америки используются многочисленные лекарственные средства из растений и органов животных не только для лечения болезней, но и для сохранения и улучшения здоровья.
Еще по теме Отношение человечества к здоровью в историческом аспекте:
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ РОССИЯН К ЗДОРОВЬЮ
- Исторические аспекты проблемы подготовки офицеров-преподавателей
- Исторические аспекты идеологии непрерывного управления качеством в производстве услуг