Политические режимы делятся на. Основные типы политических режимов

1. Понятие политического режима

2. Тоталитарный политический режим

4. Демократический политический режим.

1. Политический режим – это совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.

Политический режим определяется следующими факторами:

Роль, функции и место главы государства в системе политического руководства;

Способ и порядок формирования представительных органов власти (избирательная система);

Взаимоотношения законодательной и исполнительной власти;

Положение и условие деятельности партий, массовых общественных организаций, движений, общественных объединений граждан в политической системе;

Правовое положение лица, гарантии осуществления прав и свобод человека, степень участия народа в формировании политической власти, степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;

Порядок функционирования карательных и правоохранительных органов;

Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

Учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
- наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
На состояние политического режима оказывают влияние: политическая стабильность общества, соотношение социальных сил и степень обостренности борьбы между ними, исторические, парламентские, социально-культурные традиции и другие факторы. Политический режим характеризует приспосабливание политической системы к объективным условиям социально-экономического и культурного развития общества. В свою очередь это является одним из критериев его эффективности.

В политологии существуют различные типологии политических режимов. Одной из наиболее распространенных является следующая:

Тоталитарный.

Есть подходы, согласно которым существуют режимы демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные). По следующей типологии выделяются демократический и авторитарный режимы, а тоталитарный трактуется как крайняя форма проявления авторитарного режима. Существуют и другие подходы. Однако мы остановимся на первой классификации.



2. Тоталитарный политический режим – политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни общества в целом и жизнью каждого человека в отдельности, опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Тоталитаризм – это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. В тоталитарном государстве политические партии уничтожены или координированы в составе одной партии и конфликт между классами скрывается подчеркиванием органического единства в государстве. Термин «тоталитаризм» произошел от латинского слова totalitas (полнота, цельность) и впервые в широкий политический лексикон был введен для характеристики своего движения Бенито Муссолини (Италия) в 1925 г. Тоталитаризм – феномен XX века. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управления обществом со стороны государства существовали еще в древности.

Изучение учеными-политологами тоталитарных режимов прошлого столетия позволило выделить их следующие характерные черты :

1. Наличие единой идеологии, которая охватывает все жизненно важные стороны человеческого бытия, которая стремится ответить на все потенциально возникающие у членов общества вопросы и которой предположительно придерживаются все, живущие в данном обществе.

2. Единственная массовая партия, как правило, возглавляемая одним человеком, лидером харизматического склада и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения; партия, чье ядро предано идеологии и готово всемерно способствовать ее широкому распространению; партия, которая организована по иерархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью слита с нею.

8. В тоталитарном обществе происходит сращивание правящей партии с государственным аппаратом, что ведет к монопольному контролю над экономической сферой.

3. Система полицейского контроля, поддерживающего партию, и одновременно осуществляющего надзор над ней самой в интересах ее вождей.

7. Полный контроль над всеми вооруженными силами.

5. Всеобъемлющий контроль над всеми средствами массовой коммуникации и информации – прессой, радио, кино и нетерпимость к инакомыслию в любых формах. Не поощряется индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении и даже в одежде. И наоборот, порождается стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, подозрительность, стремление доносить.

6. В сознательности людей усиленно формируется образ врага, с которым не может быть примирения. В обществе поддерживаются боевое настроение, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, чтобы никто не потерял бдительности. Все это служить оправданию командных методов управления и репрессий.

9. Полное отчуждение граждан от политических процессов, ущемление прав и свобод граждан.

10. Социально-психологическим фундаментом тоталитарного режима является конформизм. Социальный конформизм – некритическое принятие и следование господствующих мыслей и стандартов, стереотипов массовой сознательности и традиций. Условиями возникновения конформизма являются страх, пропаганда, фанатичная вера в высшую и единственную истину, императивы групповой стандартности.

Тоталитаризм имеет следующие исторические формы : коммунизм (СССР), фашизм (времен правлении Б. Муссолини в Италии), национал-социализм (Германия при Гитлере – Третий Рейх).

Начало коммунизма положила военно-коммунистическая система, которая сложилась в 1918 г. в России. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем его другие виды, выражает основные черты этого строя, так как направлен на полное уничтожение частной собственности, а, следовательно, и всякой автономии лица и представляет собой абсолютную власть государства.

Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.

Национал-социализм как политический и общественный строй был установлен в Германии в 1933 г. Ему свойственны почти все общие черты тоталитаризма. Национал-социализм имеет родственность с фашизмом, хотя очень много перенимает из советского прошлого: прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации партии и государства и даже обращение "товарищ". В то же время место класса занимает нация, место классовой ненависти - национальная и расовая. Главной целью провозглашалось мировое господство арийской расы, для достижения которого осуществлялась милитаризация (усиление военной мощи) и военная экспансия, геноцид стоящих на более низкой ступени развития народов (славян, цыган, евреев).

3. Авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами. Диктаторский характер власти авторитаризма роднит его с тоталитаризмом (в этом случае авторитаризм является своеобразной альтернативой тоталитаризма), а с демократическим режимом его сближает наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, в частности, экономической и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Таким образом, авторитарный режим (авторитаризм) – режим, основанный на монополии на власть одного лица либо группы лиц, при сохранении некоторых свобод в неполитических сферах.

· отчуждение народных масс от власти в силу того, что один человек (монарх, тиран) или небольшая группа лиц (военная хунта) выступают носителями власти;

· стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений. Монополизация власти и политики, следствием которой является недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других общественных организаций, но при условии их подконтрольности властям;

· неподконтрольность власти гражданам и ее неограниченность. Власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению;

· стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты - семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации;

· относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок;

· невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы. Основные ориентиры деятельности власти связаны, прежде всего, с обеспечением собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. При этом существует вероятность влияния на стратегию экономического развития, осуществление активной социальной политики;

Авторитарные политические режимы достаточно разнообразны. К ним можно причислить и известные в истории абсолютные монархии, и феодальные аристократии, и режимы бонапартистского типа, и военные диктатуры, и многие иные смешанные формы, с трудом поддающиеся определению. Но политические исследователи чаще выделяют следующие три группы разновидностей авторитарных политических режимов в зависимости от такого критерия как правящая группировка, ее основные характеристики и способы взаимодействия с обществом:

1. Однопартийные системы . Характеризуются либо наличием одной политической партии (остальные запрещены) либо доминирующим положением (деятельность остальных партий ограничена со стороны правящей власти). В большинстве случаев однопартийные системы либо устанавливаются в результате совершения революций, либо навязываются извне. Так было, например, со странами Восточной Европы, в которых однопартийные системы стали послевоенным результатом насаждения опыта СССР. Сюда же, помимо стран с коммунистическим режимом правления, могут быть отнесены Тайвань и Мексика.

2. Военные режимы . Чаще всего возникают в результате государственных переворотов против осуществляющих управление гражданских лиц (военные правления в Латинской Америке, Африке, Греции, Турции, Пакистане и др.).

3. Режимы личной власти . Их общей характеристикой является то, что главным источником авторитета выступает индивидуальный лидер и что власть и доступ к власти зависят от доступа к лидеру, близости к нему, зависимости от него. Португалия при Салазаре, Испания при Франко, Филиппины при Маркосе, Индия при Индире Ганди, Румыния при Чаушеску являются более или менее убедительными примерами режимов личной власти.

Необходимо отметить, что большинство политических систем современности характеризуется наличием черт авторитарного политического режима.

4. Демократический режим. В современной политологии понятие «демократия» является достаточно распространенным, однако его первоначальный смысл (demos – народ, kratos- власть) расширил свои границы. Первоначально термин демократия определялся как власть народа. Например, такое объяснение демократии давал Геродот, в трудах которого это понятие встречается впервые. При демократии Геродота власть принадлежит всем гражданам, которые обладают равными правами на управление государства, а не одному лицу или и не групп лиц. Именно эта черта демократии так не нравилась другим представителям античной политической мысли – Платону и Аристотелю, которые отнесли демократию к отрицательным (неправильным) формам государственного правления. Так, Аристотель под демократией понимал такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Для Аристотеля наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

В основе современного понимания идеальной модели демократии, лежат ценности свободы, равенства, прав человека, народного суверенитета, участия граждан в управлении и др. В широком смысле демократия трактуется как форма устройства любой организации, основанная на принципах равноправия ее членов, выборности органов управления и принятия решений большинством. Демократия – это управление государством в соответствии с народными предпочтениями. Демократия как особая организация политической власти определяет способность различных групп населения реализовывать свои специфические интересы. Таким образом, демократию можно определить как политический режим государства, при котором власть осуществляется через прямое народовластие, либо через представителей, избираемых народом или какой-то его частью.

Признаки демократического режима:

1. Наличие многопартийной системы.

2. Свобода деятельности общественных организаций и движений.

3. Всеобщее избирательное право и система свободных выборов.

4. Принцип разделения властей.

5. Развитая система парламентаризма.

6. Принцип взаимной ответственности граждан и государства.

7. Официальная идеология сосуществует гармонично с идеологическим плюрализмом.

8. Средства массовой информации свободны и независимы.

9. Права и свободы граждан гарантируются законом. Закон определяет механизм их реализации.

10. Выборность основных органов власти.

В зависимости от степени участия граждан в политической жизни выделяют следующие модели демократии:

· партиципаторная (participer – участвовать). В рамках этой концепции обосновывается необходимость участия широких слоев общества в выборах своих представителей, в принятии решений, а также непосредственно в политическом процессе и в контроле за реализацией решения;

· плебисцитарная . Ее отличает позиция о том, что представительные органы должны быть подконтрольными гражданам, а, следовательно, необходимо их свести к минимуму, а воля народа и государственная власть должны быть тождественны или идентичны. Народ должен сам непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений. В истории развития общества именно античная демократия носила плебисцитарный характер;

· представительная . Данная концепция основывается на принципе ответственности власти и государственного управления. Народ признается источником и контролером власти. Воля народа выражается на выборах, также она делегируется депутатам и другим представительным органам власти. Реальная представительная демократия обычно воплощается в парламентаризме. Суть ее состоит в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ;

· элитарная . В этой концепции получил свою реализацию принцип ограничения непосредственного участия масс в управлении. В данной модели носителями демократическими ценностями являются не рядовые граждане, а элита, которая способна более эффективно управлять обществом и защищать ценности демократии. Масса же должна иметь право периодически контролировать элиту с помощью выборов, влиять на ее состав.

Процесс перехода к демократии не является однонаправленным и линейным, именно поэтому принято выделять промежуточные этапы, который конкретизируют данный процесс. На первом этапе происходит трансформация политической системы и стабилизация экономической. Данный этап характеризуется установлением основных демократических институтов, освобождением СМИ, ликвидацией полицейского государства, возникновением новых политических сил, выступающих за демократические перемены. На втором этапе происходит трансформация в экономической сфере, в то время как политическая система начинает постепенно стабилизироваться по мере принятия новой конституции, закона о выборах, проведения демократических выборов. И на третьем этапе экономика начинает развиваться на основе самоподдерживающегося роста, без чрезмерного вмешательства со стороны государства.

Характерные черты демократии присущи политическим системам стран ЕС, США, Канады, Австралии и т.д.

Политический режим - это способ властвования, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти.

Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответы на вопросы о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества, и в том числе к правотворчеству.

На протяжении многовековой истории существования государства как социального явления находили применение семь видов политического режима.

1. Деспотический режим (от греч. despoteia - неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции.

Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве - повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это - религия, она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

Деспотия - это в основном уже историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет.

2. Тиранический режим (от греч. - мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.

Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

Тираническое правление воспринимается народом как гнет, а тиран как угнетатель. Такой режим также существовал на ранних этапах развития человечества (Древний мир, раннее Средневековье). По сравнению с деспотией тирания представляется все же чуть менее суровым режимом. «Смягчающим обстоятельством» служит здесь факт угнетения не своего, а чужого народа.

3. Тоталитарный режим (от позднелат. - полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная «историческая» идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: нынешнее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает «самые правильные установки», ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.

Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется «силовой кулак» (милиция, органы госбезопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора - физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государстве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться.

Одна из основных характеристик тоталитаризма - милитаризация. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочь поживиться за счет других стран и народов (Ирак, бывший СССР). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей: отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обогатиться, удовлетворить тщеславие вождя.

Тоталитарный режим Западная Европа испытала на себе в Средние века (религиозный тоталитаризм). В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом - в СССР и странах Восточной Европы.

4. Фашистский (расистский) режим (от лат. - пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование других наций допускается, но на подсобных ролях.

Фашизм, будучи «озабочен» судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги сначала выражают лишь желание «облагородить» этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществлению своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата.

Таковы основные отличительные признаки фашизма. В остальном он сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде. Однако в тоталитарном государстве он осуществляется в отношении собственного народа, а в фашистском - в большей мере против некоренных наций или наций других государств.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.

При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то что существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность.

Решения центральной власти, не учитывающие экономические, национальные, географические и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно, и поэтому приходится в немалой дозе применять принуждение. Вот почему авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппарат (Испания периода правления Франко, Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные методы расправы (психиатрические больницы, выдворение за границу).

Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она лишена также гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными.

На фоне абсолютного контроля авторитарного государства в политической сфере наблюдается относительная свобода в иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитарное государство, в отличие от тоталитарного, уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

История показывает, что зачастую авторитарное государство демонстрирует лучшую, по сравнению с демократическими государствами, способность к преодолению трудностей (экономических, социальных). Это вызвало неоднозначность в оценке таких государств. Более того, многие считают такой режим наиболее приемлемым для государств, осуществляющих реформы, находящихся в процессе политической модернизации.

6. Либеральный режим (от лат. - свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию, основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства госудшрства в частную жизнь граждан.

Рыночные отношения, характерные для развитого буржуазного государства, могут существовать только между равными и самостоятельными субъектами. Либеральное государство как раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства в условиях невмешательства государства в социальную сферу пока нет и быть не может. Провозглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит часто как вольнодумство и даже как попустительство (отношение к сексуальным меньшинствам, к роли женщины в обществе).

Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от опеки, не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров.

Либеральный режим допускает существование оппозиции. Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность - необходимый атрибут либерального общества.

Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов уменьшает возможность злоупотребления властью. Государственные решения принимаются в основном путем большинства голосов.

Государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и граждане.

Либеральный режим существует в развитых странах Европы, США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

7. Демократический режим (от греч. - народовластие) - это во многом режим будущего. Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами.

В демократическом государстве источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в государстве здесь также избираются, но критерием избрания являются не политические, а их профессиональные качества. Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, секции, клубы, общества и т. п.) способствует превращению государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду с государственными создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества (советы, общественные комитеты и др.)- При принятии решений учитываются и интересы меньшинства.

Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер: наряду с правом как главным социальным регулятором жизни либерального общества все большее значение приобретает мораль. Гуманизм и нравственность - отличительные признаки демократического государства.

Демократия - это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из которых - собственники; высокий уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их значительный культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Рассмотрение видов политического режима позволяет сделать следующие выводы:
1) политические режимы отличаются друг от друга уровнем свободы, предоставляемой людям, и могут быть схематично представлены в виде ступеней лестницы, по которой поднимается человечество;
2) разные страны и народы переходят от одного вида политического режима к другому разновременно, по мере того как складываются соответствующие социально-экономические условия;
3) смена основных видов политического режима (деспотии, тоталитаризма, авторитаризма, либерализма и демократии) происходит, как правило, постепенно и последовательно; опыт нашей страны показывает, что «перескакивание» через отдельные их виды чревато катастрофическими последствиями.

В современной политологии это понятие обычно употребляется с отрицательной коннотацией, имеется в виду авторитарный режим или любой другой антидемократический.

Происхождение термина

Впервые это понятие появляется в работах Сократа, Платона и Аристотеля – древнегреческих философов. Аристотель, например, выделял правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) режимы.

Каковы особенности политического режима: характеристика

Можно сказать, что режим формируется в результате взаимодействия множества компонентов (институтов), которые имеют отношение к политической системе: форма правления, форма административно-территориального устройства государства, тип избирательной системы, наличие или отсутствие в стране и движений.

ПР также определяется:

  • интенсивностью протекания в государстве различных общественно-властных процессов;
  • доминирующим типом легитимности (по классификации М. Вебера: традиционный, харизматичный, легальный);
  • развитостью общественно-властных традиций, сознания;
  • господствующим типом властно-управленческого поведения;
  • структурированностью правящей элиты;
  • взаимоотношениями чиновничьего (бюрократического) аппарата с обществом.

ПР определяет отношения отдельной личности и государства: показывает степень свободы личности в государстве (объём прав и обязанностей) и форму (и степень) личного участия граждан в жизни государства.

Понятия и виды политических режимов

В современной политологии выделяются два вида ПР: демократический и недемократический. Их разграничивают, учитывая разные критерии и признаки.

Демократический – это непосредственная , прямая или представительная демократия, то есть власть народа, осуществляемая во благо народа.

Демократия, как ПР, зародилась в Древних Афинах в VI веке до н. э. Расцвет демократического строя пришёлся на V век.

Существуют две формы демократии:

  • прямая – принятие решений непосредственно гражданами (на вече, сходах, народном собрании, референдумах);
  • представительная - принятие решений представительным органом, выбранным народом (парламент, городское собрание, Законодательное собрание).

Недемократический – это ПР , характеризующийся крайней степенью давления власти на общество. Существуют два основных типа недемократических режимов:

  • авторитарный;

Авторитаризм – это ПР, при котором властные полномочия сосредоточены в руках одной «силы»: армия, бюрократия , религиозный лидер, партия, класс, личность, семья.

  • военно-бюрократический авторитаризм (правление генерала Пиночета в Чили);
  • корпоративный авторитаризм (правление Ф. Франко в Испании);
  • постколониальный авторитаризм;
  • расовая или этническая демократия (идеология апартеида в ЮАР);
  • султанистский режим (Ирак при Саддаме Хусейне);
  • дотатолитарный авторитаризм.

Исторический и общественный опыт показывают, что риски превращения авторитаризма в тоталитаризм очень велики. Это особенность авторитаризма как ПР.

Тоталитаризм – это ПР, при котором устанавливается тотальный контроль над всеми сферами жизни общества. Впервые этот термин был употреблён Б. Муссолини в 20 ых годах XX века. Тоталитаризм может являться либо продуктом исторического развития общества (как в России), либо продуктом чрезвычайных обстоятельств, в которые попало общества (например, Германия после Первой мировой войны).

Существуют два типа тоталитаризма:

  • левый (сталинизм, маоизм) – строится на равенстве всех людей и классовых ценностях;
  • правый (фашизм, нацизм) – строится на естественном неравенстве всех людей, наций, рас и национальных ценностях.

Каждый вид и тип ПР характеризуется определённой социальной базой, определённым государственным устройством, партийной системой, типом экономической системы, определёнными отношениями власти с оппозицией и действиями карательных органов. Каждый вид и тип ПР базируется на определённом властном принципе и идеологии, характеризующей наличие прав и свобод граждан и объём их реализации.

Анархия

Анархия - это особый тип ПР , который устанавливается в сложные, переходные периоды развития общества. Этот режим характеризуется ослаблением власти, разрывом связи государства и членов общества. Нельзя считать анархию неким промежуточным состоянием общества, это самостоятельный ПР, режим полного безвластия и отсутствия доминантной силы.

Критерии политических режимов (основные признаки)

Демократический Недемократические
Тоталитарный Авторитарный
Социальная база Опора на большинство населения (должна быть поддержка большинства) Опора на люмпенизированные слои населения (есть рабочий класс и класс люмпенов-крестьян) Опора на армию, чиновников, церковь (должен быть сильный полицейский аппарат)
Государственное устройство Правовое государство (легальный тип политической легитимности) Тотальный контроль власти над всеми сферами жизни общества (харизматический тип политической легитимности) Традиционное государство с жёстким контролем жизни общества (традиционный или харизматический тип политической легитимности)
Тип партийной системы Многопартийность (или двупартийность при развитой демократии) Однопартийный тип партийной системы Сращение правящей партии и государства при наличии других партий
Тип экономической системы Смешанная экономика Административно-плановая, командная экономика Рыночная экономика при строгом контроле со стороны государства
Взаимоотношения с оппозицией Приветствуется наличие оппозиции, которая действует легально Оппозиция отрицается, инакомыслие преследуется (нелегальная деятельность оппозиции) Деятельность легальной оппозиции жёстко контролируется
Действия карательных органов Строго подчиняются закону Они сращены с государством и доминируют в обществе (политический сыск, репрессии, система доносительства) Они сращены с государственным аппаратом
Политический принцип Разрешено все, что не запрещено законом Запрещено все, что не разрешено законом Разрешено все, кроме свободной политической деятельности
Политическая идеология Политический плюрализм (многообразие мнений) Единая государственная идеология Официальная государственная доминирующая идеология
Права и свободы граждан, объём их реализации Широкий спектр прав и свобод граждан. Закон защищает личность, граждане свободны, они полностью защищены от государства. Права и свободы только декларируются. Закон защищает государство. Права и свободы существенно ограничены. Закон стоит на страже интересов государства и правящей элиты (они действует в собственных интересов, попирая закон).

Примеры существования (историческая канва)

За долгую историю существования человечества в том или ином обществе (государстве) существовали разные ПР.

Яркий пример тоталитаризма:

  • итальянский фашизм;
  • немецкий национал-социализм;
  • советский социализм;
  • китайский маоизм.
  • военный ПР (хунта) Пиночета в Чили;
  • теократия аятоллы Хомейни в Иране;
  • режим гражданской (монархической) диктатуры в странах Арабского Востока.

Практически во всех современных государствах установился демократический ПР .

ПР – важный элемент политической системы общества. Он обеспечивает

В современных обществах чистые режимы встречаются редко. Чаще всего это смесь чистой демократии и элементов авторитаризма.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства .

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него, судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Признаки политического режима :

Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

Гарантированность прав и свобод личности;

Характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

Степень реализации политической власти непосредственно народом;

Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

Место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

Характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

Характер политического лидерства;

Учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

Степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

Политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

Мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

Существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Подавляющее число государствоведов не относят политический режим к форме государства, а считают его отдельным институтом. Политический режим может полностью, принципиально извратить форму правления, поэтому это самое важное проявление сущности государства. Все режимы подразделяются на: демократические и недемократические .

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.


Признаки демократического режима:

1. Население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3. Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность;

4. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса;

5. Во всех сферах общественной жизни господствует закон;

6. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданин;

7. Политический плюрализм, в том числе многопартийность;

8. Разделение властей.

9. Развитый культурный уровень людей, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Демократические режимы подразделяются на: буржуазно-демократический, социально-демократический, патриархально-демократический, либерально-демократический режим.

Признаки буржуазно-демократических режимов :

1. Верховенство конституции и парламента.

2. Многопартийная система (партии должны быть развитые).

3. Многообразие форм собственности (ведущая - частная).

4. Внедрение системы разделения властей во весь государственный механизм.

5. Наличие в конституции разветвлённой системы демократических прав и свобод.

6. Плюрализм идеологии и плюрализм выражения мнений.

Признаки социально-демократического режима такие же, как у буржуазно-демократического, отличие одно, но существенное: в таких странах основной упор делается на социальную защиту личности, на реализацию огромнейших социальных программ, в чистом виде этот режим существует только в Швеции.

Патриархально-демократический режим (Кувейт, Бруней, Свазиленд, Бутан) - в качестве источников права преобладают обычаи и традиции.

Либерально-демократический режим - слабо прогрессивный. Либеральные ценности, это защита прав человека, приоритет общечеловеческих ценностей, интеграция с миром. Во главе государства с таких политическим режимом стоит интеллигенция и проводит прогрессивные преобразования, но нет материальных и финансовых средств для реализации национальных интересов. Такой политический режим существует в Намибии, Индии.

Недемократические политические режимы: тоталитарный, авторитарный, фашизм. Главное отличие недемократических режимов от демократических заключается в том, что происходит абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной.

Понятие «тоталитаризм » в буквальном смысле слова означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (государства чисто фашистского типа).

Признаки:

1. В процессе становления режима изменяется природа закона, который рассматривается как форма выражения насилия. Расширению властного воздействия способствовало создание громадного государственного аппарата. Власть узурпируется либо одним лицом, либо небольшой группой лиц.

2. Унификация и идеологизация общественной жизни. Отсутствуют независимые общественные организации- детские, юношеские, взрослые.

3. Государственно-бюрократическая монополия в экономике: отсутствие частной собственности приводит к тому, что государство является единственным работодателем.

4. Декларативность и ограниченность прав и свобод гражданина. Тоталитаризм основан на этатизме, источником прав и свобод является государство, которое дарует права и свободы в соответствии со своими целями.

5. Насилие и террор как средство контроля.

6. Изоляция от внешнего мира.

В свою очередь тоталитарный режим подразделяется на:

Тирания - власть принадлежит одному, который сам создает законы, но им не подчиняется. Большую роль играет армия и карательный аппарат.

Диктатура - власть в государстве принадлежит определенному сословию или классу все остальные слои общества объявляются враждебными, законность подменяется целесообразностью. Примерами являются Диктатура пролетариата , Якобинская диктатура , Парижская коммуна .

Военная диктатура - во главе государства стоят высшие командные чины и вся экономика подчинена развитию военного комплекса. Такие режимы существовали в Японии, Греции.

Хунта (Чили) - во главе государства стоят военные, но правительство создается из остальных слоев общества (либеральное правительство).

Культ личности - крайняя степень тоталитаризма, проводится геноцид собственного народа, сочетание репрессивных методов, гонение инакомыслящих. Такие режимы существовали в СССР (Сталин), Китай (Мао Дзе Дун), Югославия (Брос Тито), Туркмения (Сапармурат Атаевич Ниязов) и др.

Расистский политический режим - во главе государства представители одной расы или нации. Согласно идеологии расизма, ведётся борьба рас, пока высшая раса не победит низшую. Общество поделено на определённые расовые группы.

Теократический (религиозный режим) - такой режим представляет огромную угрозу для собственного народа и других народов и стран. Глава государства одновременно является главой церкви (король в Саудовской Аравии). В стране государственная религия только одна, остальные запрещены под угрозой смертной казни (Афганистан, Иран). Источниками конституционного права выступают священные писания и предания (Коран, Сунна, Веды, Библия, Тора). Роль судебного права (в широком смысле) выполняет каноническое право. Создаются специальные религиозные суды. Создаются специальные религиозные духовные карательные органы.

Режим номенклатурной демократии - этот режим утвердился на всем постсоветском пространстве, за исключением стран Прибалтики и Туркмении.

Фашизм - режим, при котором государственной идеологией является крайний национализм, проявляющийся в том, что государство решило заботиться о процветании своей нации за счёт уничтожения и порабощения других государств. Следствием является геноцид против цыган, евреев, славян, которые подлежали физическому уничтожению. Репрессии направлены не внутрь страны, как при культе личности, а против других стран и народов.

Во главе государства - вождь (фюрер, дуче ит.д.), имеется партийная система (исключение Япония во время второй мировой войны). В фашистских государствах полностью сливается партийный и государственный аппарат. Роль представительных органов власти сводится на нет. Всю власть осуществляет вождь и его аппарат. Вводится упрощённая процедура судопроизводства, т.е. принуждение осуществляет не постоянный суд, а чрезвычайные органы.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа.

Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета), Азербайджан, Буркина-Фасо, Гвинея, Зимбабве, Иордания, Ирак, Йемен, Камерун, Кения, Лаос, Малайзия и др. - сегодня. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим политическими режимами

Признаки:

1. В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2. Игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3. Суд выступает вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные инстанции;

4. Сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц;

5. В качестве методов государственного управления доминируют командные и административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;

6. Сохраняется частичная цензура, нет полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как при тоталитарном политическом режиме;

7. Отсутствует единая идеология.

8. Существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности;

9. Права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всей своей полноте не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

10. Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

11. Силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях;

12. Роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма он не харизматический.

Понятие “политический режим” появилось в научном обороте во второй половине ХХ века. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Это понятие имеет синтезированный характер. Можно сказать, что характеристика политического режима наиболее полно показывает подлинные возможности человека в его взаимоотношениях с властными структурами.

    Политический режим: понятие и признаки.

Политический режим это система приемов, методов, способов осуществления политической власти в обществе. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Приведенное определение политического режима дает самое общее представление о данном понятии. Для более широкого и конкретного представления о политическом режиме в определенной стране следует проанализировать основные признаки политического режима :

    Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

    Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства, гарантированность прав и свобод личности;

    Соотношение между законодательной и исполнительными ветвями власти;

    Политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых” структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

    Характер взаимоотношений между центральными и местными органами власти и управления;

    Место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

    Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

    Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении государственной власти.

Политический режим зависит от соотношения политических сил в общественном организме, личности общенационального лидера и особенностей правящей элиты; исторически и социокультурных традиций, политической культуры населения. Политический режим формируется спонтанно, вследствие общих усилий многих субъектов политического процесса и не может быть установлен конституциями или другими законами.

Существует много классификаций политических режимов. Любая из классификаций является условной, поскольку “чистых” политических режимов в политической практике не существует. В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический. Именно к множеству этих разновидностей можно свести все многообразие политических режимов. Кроме того, антидемократические режимы делят обычно на тоталитарные и авторитарные.

2.Демократический режим

Понятие “демократия” (от греч. demos-народ и kratos– власть) означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд гос3дарств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Многогранность термина “демократия” обусловлена развитием человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан, в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия считалась “худшей формой” правления. В то время полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным ‘народовластием”. Потому-то режимы демократии не существовали долго и переходили в охлократию (власть толпы), а те, всвою очередь, порождали тиранию. Исходя из этого, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к демократии. Его оценка демократии, а также отсутствие реальных условий для ее практического воплощения повлияли на дальнейшую судьбу данной формы государства: демократия воспринималась негативно и была вытеснена с политического обихода.

Новый этап становления концепции демократии начинается с Великой французской революции – именно она дала толчок к развитию демократии как направления общественно-политической мысли, которое формулирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую (плебисцитарную) и представительскую (репрезентативную).

К формам прямой демократии относятся: проведение выборов на основе всеобщего избирательного права, референдумы, всенародные обсуждения вопросов государственной жизни. Члены общества непосредственно принимают участие в разработке политических решений, принятии законов и т.п. Эта форма демократии дает возможность развивать политическую активность граждан, обеспечивать легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства.

Представительная демократия - это, когда члены сообщества остаются источником власти и имеют право принимать решения, но реализуют это право через избранных ими представителей, которые должны отстаивать их интересы. Носителями представительской демократии являются парламенты, другие выборные органы власти, как в центре, так и на местах.

Ни одна из этих форм в “чистом виде” не существует, но в условиях демократического режима они проявляются обе.

Основные признаки демократического режима:

    Признание народа источником власти, сувереном в государстве . Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве. Народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их. В ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.

    Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Этот принцип рассматривается как ключевое условие демократического режима. Он предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные сроки переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.

    Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения. А также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т.д.

    Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип “ все, что не запрещено – разрешено”.

    Ч еткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высший законодательный орган страны – парламент наделен исключительным правом издавать законы. В известном смысле этот орган власти имеет верховенствующую роль, и, следовательно, существует потенциальная опасность чрезмерной концентрации в нем политической власти. Поэтому в условиях демократического политического режима три ветви политической власти уравновешивают друг друга. В частности, высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Президент имеет право вето на решения, принимаемые законодательными органами. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

    Полиция , спецслужбы и армия - выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

    Политический плюрализм, многопартийность. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основания в результате выборов. Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. В соответствии с результатами выборов политические партии, набравшие большинство голосов избирателей, получают право формировать органы власти и статус правящей партии. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Осуществляя свою миссию, оппозиция выступает с критикой органов власти. Она выдвигает альтернативную программу. Оппозиция контролирует власть через деятельность своих фракций и блоков в парламентах, в своих средствах информации и печати.

    Власть в государстве в большей мереоснована на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса.

Перечисленные принципы демократического режима могут создать идеализированный образ демократии. Конечно, достоинства демократии, а следовательно, демократического политического режима очевидны и неоспоримы. Однако у демократии имеются и уязвимые стороны и недостатки.

Демократию иногда иронически определяют как “господство большей части общества над лучшей”, при которой процветает политический дилетантизм, устанавливается засилье посредственности. Демократия не гарантирует от прихода к власти людей своекорыстных с низкой культурой и нравственностью, но изощренным умом и популистскими приемами.

Разумеется, демократия – явление не идеальное, но, несмотря на все недостатки, она лучшая и самая справедливая форма правления из всех до сих пор известных.

Полной противоположностью демократическому режиму является тоталитарный режим, или тоталитаризм.