Произведения бенуа. Александр Бенуа: краткая биография и творчество

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)

Александр Николаевич Бенуа родился 21.4(3.5).1870 г. в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Benois, выходца из Франции. Дед Александра Николаевича с материнской стороны Альберт Катаринович Кавос, венецианец по происхождению, был строителем Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: “Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к “знаточеству”, стал проявляться с очень ранних лет. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой “семейной заразы”, что я не мог не интересоваться искусством - раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся, и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления.”

С 1885 по 1890 г. Александр Николаевич учится в “Майской гимназии” в Санкт-Петербурге, в которой он сближается с Д. В. Философовым, К. Андреевичем С. и В.Ф.Нувелем. В 1890 г. к ним присоединяются С.П.Дягилев, двоюродный брат Философова, музыковед А.П.Нурок и художник Лев Бакст. Через несколько лет кружок был преобразован в редакцию художественного журнала “Мир искусства” (1898 - 1904).

В 1887 году Александр Бенуа, посещает вечерние классы Академии Художеств.

В 1893 г. Бенуа увлекается копированием старинных голландцев в Эрмитаже.

По окончании университета в 1894 г. Александр Бенуа женится на Анне Карловне Кинд.

В 1893 г. Бенуа заявил о себе как талантливый искусствовед, написав художественную историческую статью о русском искусстве для третьего тома “Die Geschichte der Malerel im XIX Jahrhundert” (“История живописи XIX столетия” Р. Мутера), вышедшего в 1894 г. За этим последовали “История русской живописи” (1901 - 1902), “Русская школа живописи” (1904), “Русский музей императора Александра III” (1906), “Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны” (1911), “Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа” (1910), “История живописи всех времен и народов” (1912 - 1917, осталась незаконченной).

С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного кн. M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге.

В 1897 г., возвратившись из Франции, создал серию акварелей “Последние прогулки Людовика XIV”, которая принесла ему известность как художнику.

С его именем связано возникновение в 1898 г. объединения “Мир искусства”, одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала “Мир искусства” и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества.

В 1900 г. в течение нескольких месяцев преподает историю стилей в Училище барона Штиглица.

Бенуа был одновременно и художником и теоретиком искусства, его перу принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще. В своей первой книге “История русской живописи в XIX веке” (1900 - 1902) и в статьях начала 1900-х гг. искусствовед подверг критике академическое искусство, эстетику Н. Г. Чернышевского и гражданственность живописи передвижников. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их “художественность”. Он был страстным пропагандистом классического наследия и инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев. С 1901 - 1903 г.г. Александр Бенуа написал множество статей по живописи, архитектуре, музыке, театру и т. д., помещенных в основанном им в 1901 г. художественно-историческом сборнике “Художественные сокровища России; в журналах “Мир искусства”, “Московский еженедельник”, “Старые годы”, “Золотое руно”. С 1904 г публикуется в газетах: “Слово”, “Русь” и “Речь”.

В 1911 году увидел свет его “Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа”; с 1910 по 1917 гг. - серийное издание “Истории живописи всех времен и народов”.

Капитальными трудами А. Бенуа являются “Русская школа живописи”, “Царское Село” и “Всеобщая история живописи”, которые выходили в 1904, в 1910 и в 1911 г. Последнее издание осталось незаконченным из-за изменившихся вследствие войны и революции условий жизни.

Александр Бенуа принял ближайшее участие в организации крупнейших выставок: “Русского портрета” в Санкт-Петербурге 1902 и 1905 гг., “Русского искусства” в Париже в 1906 г., исторической архитектуры в Санкт-Петербурге в 1911 г., “Старых Годов” в Санкт-Петербурге в 1908 г., большой “Русской выставки” в Брюсселе в 1928 г. и др.

Свои работы Александр Бенуа представлял на выставках Общества акварелистов (с 1891 г.), “Мира искусства” (с 1897 г.), “Современное искусство” (1903), “Салона” С. Маковского, Международной в Риме (1911), “Русского искусства” в Белграде (1930) и в Праге (1935) и др. Выставки, посвященные творчеству Александра Бенуа, состоялись в Париже в 1926 г. и в Комо в 1955 г.

Первым выступлением художника в театре стала декорация к опере А Танеева “Месть Амура” в Придворном театре Эрмитажа 1900 г.

С 1896 по 1899 г. и с 1905 по 1907 г. Бенуа живет в Париже и в Версале (летом в Бретани и Нормандии); с 1908 по 1913 г. - в окрестностях Лугано. Лето 1900, 1901, 1902 гг. посвящает изучению окрестностей в Санкт-Петербурга. Александр Бенуа совершает поездки по Франции, Италии, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Испании и др.

Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: “Франция эпохи “короля-солнца” и “Петербург XVIII – начала XIX в.”, будучи увлечен которыми Бенуа создал особый вид исторической живописи, типичной для “Мира искусства”. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 - 98; "Версальская серия", 1905 - 06). Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.

Его первой иллюстрированной книгой стал “Медный Всадник” Пушкина, появившийся в “Мире искусства” в 1904 г. и вновь изданный в 1923 г., отличающийся графическим изяществом иллюстраций, созвучных пушкинским строкам.

В 1905 году художник выпустил книгу “Азбука в картинах Александра Бенуа. В 1899, 1911 гг. увидели свет иллюстрации Бенуа к “Пиковой даме”. С 1906 г. Александр Бенуа - действительный член Парижского Осеннего Салона.

Александр Бенуа является реформатором русской театрально-декорационной живописи. Как театральный декоратор и режиссер Александр Бенуа работает для многих театров. Его первой постановкой является опера Р. Вагнера “Гибель богов” в Мариинском театре 1903 г. Его первый балет (либретто, декорации и костюмы) “Павильон Армиды” Н.Н.Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г.

Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С.Дягилева “Русские сезоны”, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г.. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Для балета И. Стравинского “Петрушка” (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника.

В 1913 - 15 гг. А. Бенуа вместе с К.Станиславским и В.Немировичем-Данченко руководил Московским Художественным театром, был его заведующим художественной частью и режиссёром (“Мольеровский спектакль”, “Locandier"y” [“Хозяйка гостиницы” (итал.).] Гольдони и “Пушкинский спектакль”).

С 1919 г. Бенуа был режиссёром и художником Академического театра оперы и балета ("Пиковая дама" П.И.Чайковского, 1921) и Большого драматического театра ("Слуга двух господ" К.Гольдони, 1921) в Петрограде. Работы Бенуа-декоратора отличаются тонким чувством стиля, художественной цельностью, тщательной продуманностью декораций и костюмов.

С 1912 по 1917 г. Александр Бенуа был вице-председателем “Общества защиты памятников искусства”, с 1918 г. - членом Коллегии по делам музеев при Народном Комиссариате; в 1918 - 1926 гг. - заведующим картинной галереей в Государственном Эрмитаже, в качестве которого произвел полную и более рациональную перегруппировку музейных ценностей; принимал непосредственное участие в реорганизации и сохранении дворцов и Русского музея.

В 1923 году Бенуа работает в Александринском театре, с 1919 по 1926 г. в Большом Драматическом театре в Петрограде.

В 1926 г. художник эмигрировал во Францию, в Париж, где работал главным образом над эскизами декораций и костюмов для спектаклей в театрах Франции, Италии и других стран: сотрудничал с “Гранд-опера” (1924, 1927, 1928 - 1934), с театром “Французской Комедии”, с театром Колон в Буэнос-Айресе (1932) и с лондонским Ковент-Гарден (1957). Особенно много оперных и балетных постановок Александр Бенуа создал для Миланского театра “Скала” (с 1930 по 1956 г.).

В 1934 г. Бенуа написал книгу мемуаров “Мои воспоминания”. В 1955 - “Александр Бенуа размышляет...” (статьи и письма 1917-1960 гг.).

Наибольшее количество его произведений находится в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

За свои художественные заслуги награжден орденами Почетного Легиона (в 1906 кавалер, в 1916 офицер), офицерским крестом Corona d"Italia (1911) и орденом св. Владимира.

Картины художника

«Сады Армиды» к балету Н.Н.Черепнина


Вариант фронтисписа к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».


Версаль. Аллея.


Версаль. Людовик XІV кормит рыб


Бенуа Александр Николаевич – живописец, график, искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, организатор многочисленных выставок, музейный работник, активнейший деятель театра и кино, А. Н. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.

Он родился в Петербурге 3 мая 1870 года в семье разносторонне одаренных художников. Отец художника, Николай Леонтьевич, – академик архитектуры. Детство и многие годы жизни А. Н. Бенуа прошли в Петербурге, в доме № 15 по улице Глинки, недалеко от Крюкова канала.

Обстановка в доме, среда, окружавшая Александра Николаевича, способствовали его художественному развитию. С детства полюбил он "старый Петербург", пригороды столицы. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Александр Бенуа был одарен исключительной музыкальностью, обладал редкой зрительной памятью. Работы, созданные им в глубокой старости, "рисунки-воспоминания", указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия.

Бенуа начал учиться рисованию еще в частном детском саду и всю жизнь целиком был поглощен искусством. В гимназии, где Александр Бенуа учился с 1885 по 1890 год, он подружился с В. Нувелем, Д. Философовым и К. Сомовым. Впоследствии все они вместе с С.П. Дягилевым стали организаторами группы "Мир искусства" и журнала того же названия, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. "Мир искусства" раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. А. Бенуа был душою "Мира искусства" и непременным участником журнала. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем, всегда интересных мыслями об искусстве и всегда содержательных,

Оставалось у него время и для семьи. Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в "дяде Шуре" участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека.

В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город; здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии", изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Пример этого - картина "Парад при Павле I", где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры. "Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое "эстетство", мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности", – говорил Бенуа.

Художник умел ценить величие искусства прошлого. Это сыграло особенно важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.

В творчестве А. Н. Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. Высшим достижением книжной графики явились иллюстрации к поэме А. С. Пушкина "Медный всадник"; над ними художник работал более двадцати лет. Уникальная по художественным достоинствам, темпераментности и силе, только одна эта работа могла дать А. Бенуа имя крупнейшего художника начала XX века.

А. Бенуа был также известным театральным, деятелем. Он начал работать с К. С. Станиславским, а после Великой Октябрьской революции вместе с А. М. Горьким участвовал в организации Ленинградского Большого драматического театра, для которого создал ряд блестящих спектаклей. Оформление "Свадьбы Фигаро", поставленной в 1926 году, – последняя работа Бенуа в Советской России.

Жизнь художника окончилась в Париже. Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала. Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, заботился об охране памятников старины, – всегда была для А. Бенуа драгоценнейшим в его жизни.

Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С.П. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям "русских серий", начатых еще в 1907–1910 годах. Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: "На берегу пустынных волн", "Наводнение в Петербурге в 1824 г." В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского , к русским темам. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года.

История графики

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)

А. В. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890—94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г. О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", показав себя в ней самобытным художником.

Сразу же заявив о себе как о практике и теоретике искусства одновременно, Бенуа сохранял это двуединство и в последующие годы, его таланта и энергии хватало на все. Он активно участвовал в художественной жизни — прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства", идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения; часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Эти же темы господствовали в его книжных и театральных работах, которым он, как большинство "мирискусников", уделял не меньше, если не больше, внимания, чем станковому творчеству. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).


Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911); этот балет создан по идее самого Бону;) и по написанному им же либретто. Вскоре после того зародилось сотрудничество художника с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж. Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. Там он работал главным образом в театрах: сначала в "Гранд-опера" в Париже, а после Второй мировой войны — в "Ла Скала" в Милане. Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже нe смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). Главным же трудом последних (с 1934 г.) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности.


Книги об Александре Бенуа и литературные работы А.Бенуа. См. >>

А.Бенуа. "Азбука в картинах"

Факсимильное воспроизведение издания 1904 года.
Одна из знаменитых книг для детей — "Азбука в картинах" русского художника, историка искусства Александра Николаевича Бенуа. Изысканная графика Бенуа — до сих пор непревзойденный образец книжной иллюстрации. Каждая страница "Азбуки" — удивительный завораживающий сказочный мир.

Книги об Александре Бенуа, искусствоведческие и литературные работы А.Бенуа:

Русская школа живописи. Александр Бенуа

Книга известного автора является переизданием его труда, выходившего выпусками в 1904-06 годах. Это первая серьезная попытка исследования русской живописи с XVIII века до дней выхода в свет последнего выпуска. Художник и критик выступает в роли историка искусства, что представляет несомненный интерес для современного читателя.
В предлагаемом издании воспроизведены подобранные автором иллюстрации и использованы элементы первоначального художественного оформления.


Медный Всадникъ. А.С. Пушкин. Серия "Русские поэты". Иллюстрации Александра Бенуа

Репринтное воспроизведение выдающегося памятника книжного искусства - "Медного Всадника" А.С.Пушкина с иллюстрациями А.Н.Бенуа, изданного "Комитетом популяризации художественных изданий" (СПб., 1923), в настоящем издании дополнено воспроизведением так называемого "цензурного автографа" - "второй беловой рукописи" поэмы, с пометками Императора Николая I, а также ее каноническим текстом. В приложении - избранные стихи русских поэтов о Петербурге и Медном Всаднике.


Азбука в картинах. Александр Бенуа

Нарядная "Азбука в картинах" - не простая детская книжка.
Это книга с историей, заслуженная и знаменитая, со своими секретами и особыми художественными достоинствами. Старинная азбука с картинками, она и теперь выглядит свежо и молодо. Претерпевшия много лет (целый век!) переизданий, "Азбука в картинах" и теперь почётно называется азбукой в иллюстрациях №1 для детей.
Это замечательный памятник русской книжной культуры, предмет гордости владеющих ею коллекционеров, книга, достойная пристального внимания взрослых.


Александр Бенуа. Мои воспоминания (комплект из 2 книг)

Книга "Мои воспоминания" А.Н.Бенуа стала почти настольной для интеллигенции и одновременно библиографической редкостью.
Большой интерес вызывает семейный уклад и окружение Бенуа, художественная и театральная жизнь Петербурга той эпохи. "Воспоминания" А.Н.Бенуа учат любви к своей стране, к своему городу, к семье и ее традициям. К книге возвращаешься и за справками, и за знаниями, и просто ради душевного отдыха.


Дневник 1916-1918. Александр Бенуа. Серия "Биографии и мемуары"

Дневники Александра Николаевича Бенуа (1870-1960) - живописца, историка искусств, театрального декоратора и художественного критика - рассказывают не только о жизни художника, его семьи и знакомых, но и о событиях, во многом определивших ход истории. В этой книге впервые опубликованы "Опасные дневники 1917-1918 годов" (около трехсот страниц), которые хранились в семейном архиве его друга Степана Петровича Яремича. Эти дневники дополняют пропуски в издании "Русского Пути".


История живописи всех времен и народов. В четырех томах. Александр Бенуа

Личность Александра Николаевича Бенуа поражает своим масштабом. Впервые в истории русской эстетической мысли им была обоснована национальная самобытность и международные связи русского искусства нового времени.
"История живописи всех времен и народов" - пожалуй, самая значительная работа А.Н.Бенуа по истории мирового искусства.



Александр Бенуа. Художественные письма. 1930 - 1936 гг. Газета `Последние новости`, Париж

Статьи известного художника и деятеля русской культуры передают его впечатления о художественной жизни Франции 1930-х годов, а также и о событиях в России, информация о которых доходила до Парижа нерегулярно. Во вступительной статье говорится о большой ценности литературного наследия А.Н.Бенуа.


Императорский Эрмитаж. Электронное издание, посвященное Эрмитажу и его коллекциям

Два компакт-диска созданы на основе текста знаменитой работы художника и искусствоведа Александра Бенуа "Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа" . Блестящий русский язык, точные, общедоступные характеристики различных европейских школ живописи и картин великих художников делают путеводитель незаменимым для всех категорий пользователей.



Александр Бенуа как художественный критик. Марк Эткинд

Книга посвящена художественно-критической деятельности А.Н.Бенуа, когда он, молодой и полный сил художник, стал не только отразителем и проводником эстетических идей, но и подлинным "мозговым центром" одного из значительных течений русской культуры. За этот период критик прошел путь от понимания задачи художника как творчества "ради вернисажа" к широкому представлению о художественной культуре в целом, где нерасторжимыми узами связаны все области единого и именно этим единством сильного искусства.

Александр Николаевич Бенуа - русский живописец, график, искусствовед, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, прекрасный декоратор, работавший в театрах Москвы и Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, организатор многочисленных выставок, музейный работник, активнейший деятель театра и кино, Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.

Родился А.Н. Бенуа 3 мая 1870 года в городе Петербурге. Сын профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, внук выходца из Франции Луи-Жюля Бенуа (по-французски - Benois), внук с материнской стороны архитектора Альберта К. Кавоса - строителя Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве; брат акварелиста Альберта H. Бенуа и архитектора Леонтия Бенуа. Детство и многие годы жизни А.Н. Бенуа прошли в Петербурге, в доме № 15 по улице Глинки, недалеко от Крюкова канала.

Обстановка в доме, окружавшая Александра Николаевича, способствовали его художественному развитию. С детства он полюбил «старый Петербург», пригороды столицы. А также в нем рано зародилась любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Александр Бенуа был одарен исключительным музыкальным слухом, и редкой зрительной памятью. Работы, созданные им в глубокой старости, «рисунки-воспоминания», указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия.

Бенуа начал учиться рисованию в частном детском саду, он всю жизнь целиком был поглощен искусством. С 1885 по 1890 год Бенуа был учеником «Майской гимназии» в Санкт-Петербурге, где он близко познакомился с Д.В. Философовым, К.А. Сомовым и В.Ф. Нувелем; в 1890 году к ним присоединился двоюродный брат Философова С.П. Дягилев, художник Лев Бакст и музыковед А.П. Нурок. Впоследствии все вместе основали художественную организацию «Мир искусства» и журнал с таким же названием, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. «Мир искусства» раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. Александр Бенуа был душою «Мира искусства» и непременным участником журнала. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем, всегда интересных мыслями об искусстве.

Для семьи он также уделял достаточно много времени. Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в «дяде Шуре» участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека.

В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые поехал в Париж; здесь им были созданы знаменитые «Версальские серии», изображавшие красоту парков и прогулки «Короля-солнца» (Людовика XIV). Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Пример этого - картина «Парад при Павле I», где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры. «Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое «эстетство», мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности», - говорил Бенуа.

Художник умел ценить величие искусства прошлого. Это сыграло важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.

В творчестве А.Н. Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. Высшим достижением книжной графики явились иллюстрации к поэме Александра Пушкина Медный всадник»; над ними художник работал более двадцати лет. Уникальная по художественным достоинствам, темпераментности и силе, только одна эта работа могла дать Александру Бенуа имя крупнейшего художника начала XX века.

Также Бенуа был известным театральным, деятелем. Он начал работать с К.С. Станиславским, а после Великой Октябрьской революции вместе с А.М. Горьким участвовал в организации Ленинградского Большого драматического театра, для которого создал ряд блестящих спектаклей. Оформление «Свадьбы Фигаро», поставленной в 1926 году, - последняя работа Бенуа в Советской России.

Жизнь художника прервалась в Париже. Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала. Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, забота об охране памятников старины,- всегда была для А. Бенуа драгоценнейшим в его жизни.

Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям «русских серий», начатых еще в 1907-1910 годах. Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: «На берегу пустынных волн», «Наводнение в Петербурге в 1824 г.» В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Работая для кинематографии, Бенуа обращался к образам Ф.М. Достоевского, к русским темам. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Умер Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года.

И действительно, определить, кем же был этот гениальный человек, не просто: круг интересов Александра Бенуа очень широк. Он и художник, занимающийся станковой живописью, график и декоратор.

Детство
Александр Николаевич Бенуа появился на свет 3 мая 1870 года в Петербурге - городе, к которому на протяжении всей своей жизни питал «нежное и глубокое чувство». Причем в культ родного города были включены и его окрестности - Ораниенбаум, Павловск и главное - Петергоф. Позднее в своих мемуарах Бенуа напишет: «В Петергофе начался мой роман жизни» - в первый раз он попал в это «сказочное место», когда ему еще не было и месяца, и именно там впервые стал «осознавать» окружающее.
В доме, где рос маленький Шура, царила совершенно особая атмосфера. С детства Бенуа был окружен талантливыми, неординарными людьми. Его отец Николай Леонтьевич и брат Леонтий - были «блестящими мастерами архитектуры», оба окончили Академию художеств с золотой медалью, что, по словам самого Бенуа, было «редчайшим случаем в жизни Академии». Оба были «виртуозами рисунка и кисти». Свои чертежи они населяли сотнями человеческих фигурок, и ими можно было любоваться, как картинами.
Отец Бенуа участвовал в строительстве храма Христа Спасителя в Москве и Мариинского театра в Петербурге. Самым грандиозным его проектом считаются придворные конюшни в Петергофе. Брат Леонтий позднее занял должность ректора Академии художеств. Другой брат, Альберт, писал чудесные акварели, которые в 1880-х и 1890-х годах раскупались нарасхват. Выставки его картин посещала даже императорская чета, в Обществе акварелистов его поставили председателем, а в Академии ему дали вести класс акварели.
Рисовать Бенуа начал чуть ли не с пеленок. Сохранилось семейное предание
о том, что, получив в восемнадцатимесячном возрасте в руки карандаш, будущий художник захватил его пальцами именно так, как это считалось правильным. Родители, братья и сестры восхищались всем, что бы ни сделал их маленький Шура, и вечно хвалили его. В конце концов, в возрасте пяти лет Бенуа попробовал сделать копию с «Больсенской мессы» и испытал стыд и даже своего рода обиду на Рафаэля за то, что тот ему не дается.
Помимо Рафаэля - перед копиями огромных полотен в зале Академии мальчик прямо-таки цепенел, - были у маленького Бенуа еще два серьезных увлечения: папины путевые альбомы, в которых пейзажи чередовались с зарисовками молодцеватых военных, моряков, гондольеров, монахов всевозможных орденов, и, без сомнения, - театр. Что касается первых, разглядывание «папочкиных альбомов» было большим праздником как для мальчика, так и для отца. Каждую страницу Николай Леонтьевич сопровождал комментариями, и сын знал его истории во всех подробностях. Что же касается второго, то, по словам самого Бенуа, именно «страсть к театру» сыграла едва ли не важнейшую роль в его дальнейшем развитии.
Образование
В 1877 году Камилла Альбертовна, мать Бенуа, всерьез задумалась об образовании сына. А надо сказать, что к семилетнему возрасту этот любимчик домашних еще не умел ни читать, ни писать. Позднее Бенуа вспоминал о попытках близких научить его азбуке: о «кубиках-складушках» с рисунками и буквами. Картинки он складывал с охотой, а буквы его только раздражали, и мальчик не мог понять, почему М и А, поставленные рядом, образуются слог «МА».
Наконец мальчика отправили в детский сад. Как во всякой образцовой школе, там, помимо других предметов, преподавали и рисование, которое вел художник-передвижник Лемох.
Однако, как вспоминает сам Бенуа, из этих уроков он не почерпнул никакой пользы. Уже подростком Бенуа не раз встречался с Лемохом в доме своего брата Альберта и даже получал от бывшего учителя лестные отзывы в свой адрес. «Вам следовало бы серьезно заняться рисованием, у вас заметный талант», - говорил Лемох.
Из всех учебных заведений, которые посещал Бенуа, стоит отметить частную гимназию К. И. Мая (1885-1890-е годы), где произошло его знакомство с людьми, составившими позднее костяк «Мира искусства». Если же говорить о художественной профессиональной подготовке, то так называемого академического образования Бенуа не получил. В 1887 году, еще будучи гимназистом-семиклассником, он в течение четырех месяцев посещает вечерние классы Академии художеств. Разочаровавшись в методах преподавания - обучение кажется ему казенным и скучным, - Бенуа начинает заниматься живописью самостоятельно. Он берет уроки акварели у своего старшего брата Альберта, штудирует литературу по истории искусств, позднее копирует в Эрмитаже картины старых голландцев. После окончания гимназии Бенуа поступает на юридический факультет Петербургского университета. В 1890-х годах он начинает рисовать.

Ораниенбаум

Картина «Ораниенбаум» стала одним из первых произведений «русской серии» - здесь все дышит спокойствием и простотой, но при этом полотно притягивает взгляд.
Впервые вниманию публики работы Бенуа были представлены в 1893 году на выставке русского Общества акварелистов, председателем которого являлся его старший брат Альберт.
В 1890 году родители Бенуа, желая вознаградить сына за успешное окончание гимназии, предоставляют ему возможность отправиться в путешествие по Европе.
Из своего путешествия Бенуа привез более сотни фотографий картин, приобретенных в Берлинском, Нюрнбергском, Гейдельбергском музеях. Свои сокровища он наклеил в альбомы большого формата, и впоследствии по этим фотографиям учились Сомов, Нувель и Бакст, Лансере, Философов и Дягилев.
После окончания университета в 1894 году Бенуа
парке» - уходят тогда из рук коллекционера и долгое время хранятся в частных коллекциях.

Версальская серия

Под впечатлением поездки во Францию Бенуа в 1896-1898 годах создает цикл акварелей: «У бассейна Цереры», «Версаль», «Король прогуливается в любую погоду», «Маскарад при Людовике XIV» и другие.
совершает еще несколько поездок за границу. Он снова путешествует по Германии, а также посещает Италию и Францию. В 1895-1896 годах картины художника регулярно появляются на выставках Общества акварелистов.
М. Третьяков приобретает для своей галереи три картины: «Огород», «Кладбище» и «Замок». Однако лучшие работы Бенуа - картины из цикла «Прогулки короля Людовика XIV в Версальском», «Прогулка в саду Версаля».
С осени 1905-го до весны 1906 года Бенуа жил в Версале и мог наблюдать парк при любой погоде и в разное время суток. К этому периоду относятся натурные этюды маслом - небольшие картоны или дощечки, на которых Бенуа писал тот или иной уголок парка. Выполненное на основе натурных набросков акварелью и гуашью, это полотно Бенуа стилистически принципиально иное, чем фантазии раннего версальского цикла. Их краски богаче, пейзажные мотивы разнообразнее, композиции смелее.
«Версаль. Оранжерея»
Картины «версальской серии» экспонировались в Париже на знаменитой выставке русского искусства, а также в Петербурге и Москве на выставках Союза русских художников. Отзывы критики не были лестными, в частности отмечалось злоупотребление мотивами французского рококо, отсутствие новизны тематики и полемической заостренности.

Любовь к Петербургу
К образу любимого города художник обращается на протяжении большей части своего творческого пути. В начале 1900-х годов Бенуа создает серию акварельных рисунков, посвященную пригородам столицы, а также старому Петербургу. Эти эскизы были выполнены для Общины Святой Евгении при Красном Кресте и изданы в виде открыток. Сам Бенуа входил в редакционную комиссию общины и ратовал за то, чтобы почтовые карточки, помимо благотворительной, служили и культурной и просветительской цели.
Современники называли открытки общины художественной энциклопедией эпохи. Начиная с 1907 года почтовые карточки выпускались тиражом до 10 тысяч экземпляров, а наиболее успешные выдерживали несколько переизданий.
Вновь к образу Петербурга Бенуа возвращается во второй половине 1900-х годов. И снова художник пишет картины близкой его сердцу исторической тематики, в том числе «Парад при Павле I», «Петр I на прогулке в Летнем саду» и другие.

Композиция представляет собой своеобразную историческую инсценировку, передающую непосредственное ощущение минувшей эпохи. Подобно спектаклю в театре марионеток, разворачивается действо - марш солдат в мундирах прусского образца перед Михайловским замком и площадью Коннетабля. Облик императора перекликается с фигурой бронзового всадника, которая видна на фоне стены недостроенного замка.
А предыстория их создания такова. В начале 1900-х годов у российского книгоиздателя Иосифа Николаевича Кнебеля возникает замысел выпустить брошюры «Картины русской истории» в качестве школьного пособия. Кнебель делает ставку на высокое полиграфическое качество репродукций
(кстати, их размер практически соответствовал оригиналам) и привлекает к работе лучших современных художников, в том числе Бенуа.

Бенуа еще не раз в своем творчестве обратится к образу Петербурга и его пригородов. Видим мы его и на картине «Петр на прогулке в Летнем саду», где Петр в окружении свиты прогуливается по этому чудесному уголку построенного им города. Петербургские улицы и дома появятся на иллюстрациях к произведениям А. Пушкина, а «петербургские Версали» - на полотнах, написанных в период эмиграции, в том числе «Петергоф. Главный фонтан» и «Петергоф. Нижний фонтан у каскада».

На этом полотне художник мастерски изобразил величие фонтанов Петергофа и красоту парковых скульптур. Завораживающи струи бьющей в разные стороны воды и пленителен чудный летний день - все вокруг как бы пронизано лучами невидимого солнца.

С этой точки и написал свой пейзаж художник, верно определив его композицию и сделав акцент на изображении Нижнего парка в неразрывной связи с заливом, который воспринимается как продолжение всего ансамбля.
«Петергоф — русский Версаль», «Петр пожелал у себя устроить подобие Версаля» — эти фразы слышались постоянно в то время.
АРЛЕКИН

Нельзя обойти вниманием еще один персонаж, к которому Бенуа неоднократно обращается в 1900-х годах. Это Арлекин.
Хочется отметить, что маски комедии дель арте - типичные образы художественных произведений начала ХХ века. Если говорить о
Бенуа, то в период между 1901 и 1906 годами им создано несколько картин с подобными персонажами. На картинах перед зрителем разыгрывается представление: главные маски застыли на подмостках в пластичных позах, из-за кулис выглядывают второстепенные персонажи.
Возможно, обращение к маскам не только дань времени, так как представления с участием Арлекина, которые Бенуа довелось увидеть в середине 1870-х годов, можно отнести к одним из самых ярких его детских впечатлений.

БЕНУА В ТЕАТРЕ
В первое десятилетие ХХ века Бенуа удается воплотить в реальность свою детскую мечту: он становится театральным художником. Впрочем, сам он шутливо относит начало своей театральной деятельности к 1878 году.

Возвращаясь к 1900-м годам, стоит отметить, что первой работой художника на театральном поприще стал эскиз к опере А. С. Танеева «Месть амура». Хотя по-настоящему первой оперой, к постановке которой Бенуа созданы эскизы декораций, его подлинным театральным дебютом, следует считать «Гибель богов» Вагнера. Ее премьера, состоявшаяся в 1903 году на сцене Мариинского театра, прошла под овации зрительного зала.
Первым балетом Бенуа по праву считается «Павильон Армиды», хотя несколькими годами ранее он работал над эскизами декораций к одноактному балету Делиба «Сильвия», который так и не был поставлен. И здесь стоит вернуться к еще одному детскому увлечению художника - его балетомании.
По словам Бенуа, все началось с импровизаций его брата Альберта. Стоило двенадцатилетнему мальчику услышать бодрые и звучные аккорды, раздававшиеся из комнаты Альберта, как он, не в силах противостоять их призыву.
БАЛЕТОМАНИЯ И ДЯГИЛЕВСКИЕ СЕЗОНЫ

Ярмарка». Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Петрушка». 1911 год.
Бумага, акварель, гуашь. 83,4×60 см. Музей Государственного Академического Большого театра, Москва

Музыку к балету художник предлагает написать мужу своей племянницы Н. Черепнину, ученику Римского-Корсакова. В том же 1903 году партитура к трехактному балету была завершена, и вскоре «Павильон Армиды» был предложен Мариинскому театру. Однако постановка его так и не состоялась. В 1906 году сюиту из балета слышит начинающий балетмейстер М. Фокин и в начале 1907 года на ее основе ставит одноактный учебный спектакль под названием «Оживший гобелен», в котором Нижинский исполняет роль раба Армиды. Бенуа приглашают на репетицию балета, и зрелище его буквально ошеломляет.
Вскоре было принято решение ставить «Павильон Армиды» на сцене Мариинского театра, но уже в новом варианте - один акт с тремя картинами - и с Анной Павловой в главной роли. Состоявшаяся 25 ноября 1907 года премьера проходит с огромным успехом, и солистов балета, в том числе Павлову с Нижинским, а также Бенуа и Черепнина вызывают на сцену на бис.
Бенуа не только пишет либретто, но и создает эскизы декораций и костюмов к постановке «Павильона Армиды». Художник и балетмейстер не устают восхищаться друг другом.
Можно сказать, что именно с «Павильона Армиды» начинается история «Русских балетных сезонов» Дягилева.
После триумфального успеха оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», показанной в Париже в 1908 году, Бенуа предлагает Дягилеву включить в следующий сезон и балетные постановки. Состоявшаяся 19 мая 1909 года в театре Шатле премьера «Павильона Армиды» имела ошеломительный успех. Парижане были поражены как роскошью костюмов и декораций, так и искусством танцоров. Так, в столичных газетах за 20 мая Вацлав Нижинский был назван «парящим ангелом» и «богом танца».
В дальнейшем для «Русских сезонов» Бенуа оформляет балеты «Сильфида», «Жизель», «Петрушка», «Соловей». С 1913 года и до самой эмиграции художник работает в различных театрах, в том числе в МХАТе (оформляет два спектакля по пьесам Мольера), в Академическом театре оперы и балета («Пиковая дама» П. И. Чайковского). После эмиграции во Францию художник сотрудничает с европейскими театрами, в том числе Гранд-опера, Ковент-Гарден, Ла Скала.
«Ярмарка» и «Комната арапа».
Эскизы декораций к опере Игоря Стравинского «Петрушка»
Эскизы декораций к балету Игоря Стравинского «Петрушка» считаются одним из высших достижений Бенуа как театрального художника. В них ощущается близость выразительным средствам лубка и народной игрушки. Помимо декораций художник создает эскизы костюмов к балету - при этом тщательно изучая исторический материал, - а также принимает участие в написании либретто.
КНИЖНАЯ ГРАФИКА

Эскиз иллюстрации к «Медному всаднику» A. С. Пушкина. 1916 год. Бумага, тушь, кисть, белила, уголь.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Немаловажное место в творчестве Бенуа, как, впрочем, и других мастеров «Мира искусства», занимает книжная графика. Его дебютом в области книги становится иллюстрация к «Пиковой даме», подготовленная для трехтомного юбилейного издания А. Пушкина. За ней последовали иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Гофмана, «Азбуке в картинках».
Надо сказать, что пушкинская тема является довлеющей в творчестве Бенуа как книжного графика. К произведениям Пушкина художник обращается на протяжении более чем 20 лет. В 1904, а затем в 1919 годах Бенуа выполняет рисунки к «Капитанской дочке». В 1905 и в 1911 годах внимание художника вновь приковано к «Пиковой даме». Но конечно, самым значимым из произведений Пушкина для Бенуа является «Медный всадник».
Художником выполнено несколько циклов иллюстраций к пушкинской поэме. В 18991904 годы Бенуа создает первый цикл, состоящий из 32 рисунков (включая заставки и концовки). В 1905 году, находясь в Версале, отрисовывает заново шесть иллюстраций и выполняет фронтиспис. В 1916 году начинает работу над третьим циклом, по сути, перерабатывает рисунки 1905 года, оставляя в неприкосновенности лишь фронтиспис. В 1921-1922 годах создает ряд иллюстраций, дополнивших цикл 1916 года.
Следует отметить, что с рисунков, выполненных тушью, в типографии изготавливались оттиски, которые Бенуа раскрашивал акварелью. Затем оттиски вновь поступали в типографию, и с них делали клише для цветной печати.
Иллюстрации первого цикла были опубликованы Сергеем Дягилевым в номере «Мира искусства» за 1904 год, хотя изначально предназначались для «Общества любителей изящных изданий». Второй цикл полностью так и не был напечатан; отдельные иллюстрации были размещены в различных изданиях 1909 и 1912 годов. Иллюстрации последнего цикла, вошедшие в издание «Медного всадника» 1923 года, стали классикой книжной графики.
в Немецкой слободе» Монс, дочери немецкого винодела. Живописец создал свое произведение на основании описаний, найденных в архивах Преображенского полка. Доподлинно известно, что известную куртизанку очень не любили в Москве, считая ее причиной ссылки царицы Евдокии и ссоры Петра с царевичем Алексеем, впоследствии казненным. По названию Немецкой слободы (Кукую) она получила одиозное прозвище - Кукуйская царица.
ЭМИГРАЦИЯ
Послереволюционные годы - тяжелый период для Бенуа. Голод, холод, разруха - все это никак не соответствует его представлениям о жизни. После ареста в 1921 году его старших братьев Леонтия и Михаила в душе художника прочно селится страх. По ночам Бенуа не может заснуть, он постоянно прислушивается к скрипу щеколды на калитке, к звуку шагов во дворе, и ему кажется, что вот-вот «явятся архаровцы: вот они направляются на этаж». Единственной отдушиной в это время является работа в Эрмитаже - в 1918 году Бенуа был избран заведующим Картинной галерей.
В начале 1920-х годов он не раз задумывается об эмиграции. Наконец в 1926 году выбор сделан, и Бенуа, отправившись в командировку от Эрмитажа в Париж, в Россию уже не возвращается.

Купальня маркизы. 1906 год. Бумага на картоне, гуашь. 51 х 47 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва