Пушкинский музей выставка из ватикана. Сокровища вечного города: в Третьяковке открылась выставка шедевров из Ватикана

«Христос Благословляющий», XII в.
Музеи Ватикана.

Выставку открывает икона XII века, написанная неизвестным римским мастером. «Христос Благословляющий» — уникальное напоминание о единстве христианской церкви, которое поможет проследить параллели между европейским и древнерусским искусством. Итальянский Иисус XII века очень походит на популярный образ русских икон — Спаса Вседержителя.

Главный шедевр выставки

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. «Положение во гроб». Около 1602-1602. Холст, масло. Музеи Ватикана.

В начале XVII века это полотно произвело маленькую революцию. Нестандартная, трагичная и при этом простая композиция разрушила стереотипы, сложившиеся к тому времени в живописи (так же, как в начале ХХ века их попрал «Черный квадрат»). Стараниями реформаторов католицизм переживал не лучшие времена — многие видели спасение церкви в возвращении к древнехристианской простоте и жизненности. Караваджо был одним из них.

Самое поэтичное полотно

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Видение святой Елены. Около 1575-1580. Холст, масло. Музеи Ватикана.

Мимо масштабной картины знаменитого Веронезе вряд ли кто-то пройдет. Перед нами — святая Елена, мать первого римского императора-христианина Константина. Героине явился ангел и призвал отправиться в Иерусалим на поиски того самого креста. Обычно святую изображали с уже найденным крестом в руке, но Веронезе решил написать ее спящей — непосредственно во время видения. Но это не единственный канон, нарушенный итальянцем. Согласно легенде, Елена увидела ангела уже в преклонном возрасте, а на полотне мы видим молодую красотку-венецианку. Веронезе недолго думал над тем, кого бы взять в модели, и остановил выбор на собственной супруге. Спящая святая на портрете повторяет облик жены художника, которую по счастливому совпадению тоже звали Еленой.

Экспонат с необычной историей

Донато Крети. «Астрономические наблюдения». 1711 г. Холст, масло. Музеи Ватикана.

Работа, под которую отвели целый зал, интересна как сюжетом, так и своей историей. Перед нами — своего рода космический комикс XVIII века: художник Донато Крети написал серию «Астрономические наблюдения», изображающую все известные на то время планеты Солнечной системы. В эпоху Просвещения научные сюжеты начинают полноправно конкурировать с библейскими. Но самое занятное вот что — «Астрономические наблюдения» были написаны по заказу графа Луиджи Фердинандо Марсили и предназначались в дар Клименту XI. Так аристократ надеялся убедить Папу дать денег на постройку обсерватории в Болонье. Хорошо, что папы брали взятки искусством — теперь нам есть на что посмотреть.

Шедевр, который не все заметят

Джентиле да Фабриано. «Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль», около 1425 г. Дерево, темпера. Музеи Ватикана.

Джентиле да Фабриано немного теряется в тени именитых соседей вроде Рафаэля и Караваджо. Между тем его небольшое полотно с тяжеловесным названием «Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль» очень интересно: на нем нашлось место и библейскому святому, который, как Супермен, прилетает и спасает незадачливых моряков, и языческой русалке. Причем здесь женщина-рыба? В средневековой символике русалки олицетворяют демоническую силу — вот она и вызвала бурю, которую «усмиряет» святой Николай.

Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана».
, Лаврушинский переулок, 12, до 19 февраля 2017 года.

Те, кто не успел заранее купить билеты, стоят в очереди по 6 часов. То, что выставлено в Третьяковке, — безусловно шедевры. 42 картины из 460 произведений искусства собрания Пинакотеки Ватикана. Каждая была для своего времени прорывом и событием. «АиФ» выбрал пять наиболее знаковых.

Маргаритоне д’Ареццо. «Франциск Ассизский», XIII в.

Итальянец Маргаритоне своей специализацией сделал изо-бражение св. Франциска во всех видах. Не последним стимулом в избрании этой стези стала коммерческая конъюнктура. Франциска канонизировали в 1228 г., и как раз ко времени становления Маргаритоне как мастера спрос на изображения святого стал ураганным. К тому же Маргаритоне освоил самый модный на тот момент стиль — греческий, богатый золотом и орнаментом, который был полностью заимствован из православной Византии. Рим подобным пиршеством красок похвастать не мог. Свою роль сыграло и мастерство художника. Глядя на грустное, доброе, явно не от мира сего лицо Франциска работы Маргаритоне, охотно веришь житиям святого. Например, тому, что он действительно мог раздать всё своё имущество нищим, ухаживать за прокажёнными, называть себя «потешником Господа», питаться объедками и проповедовать голубям.

Джованни Беллини. «Оплакивание Христа», 1471-1474 гг.

Сейчас кажется, что эта картина — классика. Однако во времена Возрождения она была прорывом во всём — от материалов до действующих лиц. Именно Беллини первым из итальянцев осваивает диковинную технику, завезённую из Нидерландов, — начинает писать маслом. До этого «королём» красок была темпера — когда говорят: «Старые мастера растирали яичные желтки», имеют в виду как раз приготовление темперы. Возможности масляных красок гораздо шире. Вероятно, это подвигло Беллини на изменение сюжета. Обычно главным героем сцены оплакивания является Дева Мария. Здесь её нет вообще. Вместо Богоматери — св. Иосиф Аримафейский , поддерживающий Христа сзади, св. Никодим и Мария Магдалина .

Паоло Веронезе. «Видение св. Елены», 1575-1580 гг.

Дядей и учителем художника был Антонио Бадиле . А у того была дочь — Елена . На ней, своей двоюродной сестре, и женился художник. Есть версия, что и на картине именно она. Согласно канону, св. Елену, мать римского императора Константина , полагалось изображать в виде археолога, руководящего раскопками на месте казни, погребения и Воскресения Христа. К тому же весьма пожилой — на момент раскопок ей было около 60 лет. Здесь же — молодая красивая женщина, которой во сне является ангел с наставлениями — где и как искать Святой Крест. За подобные вольности Веронезе даже предстал перед судом инквизиции. Но ему удалось оправдаться: «Мы, живописцы, прибегаем к тем же приёмам, что поэты и умалишённые».

Микеланджело да Караваджо. «Положение во гроб», 1603-1604 гг.

В своё время это полотно произвело грандиозный скандал. И зрители, и заказчики — в частности, настоятель церкви Кьеза Нуово — увидели здесь грубый натурализм и бунт против «хорошего вкуса»: вздувшиеся жилы на ногах, грязь под ногтями — всё это казалось отвратительным. Кстати, настораживала ещё и композиция — картина выстроена так, что многим кажется: они стоят на дне гробницы и тело Иисуса спускают к ним. Во-первых, жутко, во-вторых, кощунственно. Церковники картину отвергли — в 1608 г. её вынесли из церкви в подвал, повесив вместо неё полотно молодого Рубенса . Шедевр пролежал в подвале 300 лет. Между прочим, в безденежные годы у этой церкви лежал и сам художник — в голодном обмороке.

Донато Крети. «Астрономические наблюдения. Сатурн», 1711 г.

Это одна из восьми работ серии, в которую кроме Сатурна входят ещё Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и комета. По большому счёту, это крупный пропагандистский проект, рассчитанный на римского папу Климента XI . Серия работ должна была побудить его к строительству обсерватории в Болонье. Показать, что ход планет — свидетельство величия Божьего и что люди, наблюдающие за ним, приобщаются благодати. Папа был впечатлён. Обсерваторию построили уже в 1714 г.

В Москве будет представлено 42 произведения; выставка пройдет с 25 ноября 2016 года по 19 февраля 2017 года

Рафаэль. Вера, Милосердие

Фото: официальный сайт Третьяковской галереи/Музеи Ватикана

Москва. 25 октября. сайт - Музеи Ватикана представят для выставки "Roma Aeterna" в Третьяковской галерее более 40 произведений, сообщила гендиректор галереи Зельфира Трегулова.

"Это уникальная ситуация, что Музеи Ватикана предоставляют 42 произведения на выставку в Третьяковскую галерею в Москву, при том, что русские кураторы играли огромную роль в формировании ее состава", - сказала Трегулова на пресс-конференции во вторник.

Она отметила, что выставка "Roma Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" пройдет с 25 ноября 2016 года по 19 февраля 2017 года.

"Никогда Ватикан не предоставлял выставку в таком количестве ни в одну страну мира. Показ этой выставки в Третьяковской галерее действительно может служить точкой пересечения для самых ранних работ нашей галереи. Никогда ранее мы не принимали такую представительную выставку из такого места", - сказала Трегулова.

Она отметила, что специально для выставки был разработан аудиогид, который озвучил актер Вениамин Смехов.

По словам Трегуловой, 25 октября, за месяц до начала выставки, стартует продажа онлайн билетов на сайте галереи. Билеты будут стоить дороже на 100 рублей, чем обычно - 500 рублей, и их количество будет ограничено.

"Мы понимаем, что она вызовет огромный интерес у зрителей в России. И мы постарались опереться на опыт посещения двух наших последних выставок - Серова и Айвазовского. Поэтому организуем посещение по сеансам, раз в 30 минут. Мы не можем гнаться за гигантской посещаемостью, будем дозировано принимать посетителей. Мы должны не только обеспечить безопасность произведений, но и дать возможность людям вступить в духовный диалог с картинами", - сказала гендиректор галереи.

Она призвала заблаговременно приобрести билеты в кассах или на сайте Третьяковки, не прибегая к услугам перекупщиков. По ее словам, продажа билетов на данную выставку будет ограничена в одни руки до четырех или двух.

Трегулова отметила, что в 2017 году будет организована ответная выставка Третьяковской галереи в Ватикане; существенную ее часть составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции галереи.

"Мы несколько раз встречались с коллегами из Музея Ватикана, надеемся, что наша ответная выставка будет такой же щедрой. Мы готовы предоставить шедевры высочайшего класса из собрания Третьяковской галереи", - сказала гендиректор.

Она отметила, что впервые об этом проекте стали говорить три года назад после встречи президента РФ Владимира Путина и папы римского.

"Мы столкнулись весной со сложной ситуацией, когда возникла опасность, что выставка при своем невероятном списке и идее может не состояться из-за отсутствия финансирования. Это был драматический момент. Этот проект был фактически спасен благодаря Алишеру Усманову и его фонду", - подчеркнула Трегулова.

Москва продолжает удерживать пальму первенства по количеству уникальных выставок, на особом счету - шедевры итальянской живописи. Эстафету принимает Третьяковская галерея, где открывается экспозиция «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Многие произведения впервые покинули пределы Ватикана. Первыми бесценные полотна увидели журналисты, в их числе - наш корреспондент Антон Николаев.

Перед входом на выставку по просьбе музеев Ватикана все телевизионные журналисты и фотографы должны были подписать соглашение. В нём говорится о том, что запрещено снимать крупные планы любых картин, съёмка разрешается только для коротких репортажей, весь отснятый материал должен быть выслан в музеи Ватикана, а после этого, судя по всему, уничтожен, поскольку хранить его и использовать тоже запрещено.

В залах, где разместилась экспозиция, ещё раз напомнили о строгих правилах: держать подальше штативы, руки, локти и быть предельно аккуратными.

О проведении выставки договорились президент России Владимир Путин и Папа Римский Франциск. Для тех, кто не был в Ватикане, это уникальная возможность увидеть самые главные шедевры Пинакотеки Ватикана: полотна Беллини, Рафаэля, Караваджо, Фра Анджелико.

«Мы невероятно признательны музеям Ватикана за то, что в Москву приехали все те полотна, которые вы видите вокруг», - подчеркнула директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Кстати, экспозиция оформлена символично - в виде круга, напоминая площадь Святого Петра в Риме.

«Мы убеждены, что для мира, который становится все более поляризованным, и все больше раздираем конфликтами, искусство, особенно искусство на религиозную тематику, подает надежду», - прокомментировал президент губернаторства государства-города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло.

Открывает выставку произведение исключительное и очень напоминающее русскую иконопись - образ Христа Благословляющего, XII век. Еще один близкий сюжет - сцены из жития Николая Чудотворца, почитаемого и в России, и на Западе. Римские папы, в ведении которых находится Пинакотека, очень дорожат своим собранием картин, многие из которых когда-то украшали соборы Ватикана.

«Многие из этих картин в свое время были реквизированы Наполеоном, отправлены в Париж, потом вернулись из Парижа и различными путями оказались в музеях Ватикана», - рассказал заместитель директора Музея Ватикана Барбара Ятта.

Этой выставки могло и не быть. В самый последний момент деньги, которые предназначались на оплату дорогостоящего выставочного проекта, Ватикан решил передать в помощь детям Сирии. Положение спас бизнесмен Алишер Усманов, который и профинансировал выставку. Примерно через год в Ватикан поедет ответная выставка - в которую войдут произведения русской живописи на евангельские сюжеты из собрания Третьяковской галереи, которые, надеемся, итальянские коллеги смогут снимать крупным планом.

Подробнее об истории Ватиканской Пинакотеки, о работах великих художников, которые хранятся в одной из величайших сокровищниц мира, рассказывает . Смотрите его на нашем канале

Такой выставки Москва еще не видела. В Третьяковскую галерею привезли 42 полотна из ватиканской Пинакотеки . И, по словам заместителя директора Музея Ватикана Барбары Ятта, это составило 10% от того собрания, что выставлено в ватиканском музее.

Идея провести подобную экспозицию возникла несколько лет назад. И, как рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, она исходила от российского президента Владимира Путина и Папы Римского Франциска.

«Идея была представить в России и Ватикане две выставки. Коллекцию музеев Ватикана показать в Москве, а выставку из собрания российских музеев — в Ватикане. Поскольку российская выставка была составлена на 90% из работ, входящих в собрание Третьяковской галереи , то и и выставка из Ватикана логично должна была открыться в этих стенах», — объяснила выбор места проведения экспозиции Трегулова. Она также отметила, что этой выставки могло бы и не быть.

Мелоццо дельи Амбрози. «Aнгел, играющий на виоле»

Средства на дорогостоящий музейный проект изначально должен был выделить Ватикан. Но в последний момент деньги решено было передать в помощь детям из Сирии. Тогда на помощь пришел предприниматель Алишер Усманов. В его фонде «Искусство, наука и спорт» не называют сумму, затраченную на проведение выставки, зато отмечают, что для Усманова это уже не первые поддержанный музейный проект. До этого миллиардер выступал спонсором выставок Уильяма Тернера и прерафаэлитов в ГМИИ им. А. С. Пушкина , а также экспозиции «Уистлер и Россия» в Третьяковской галерее .

Ради выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» некоторые полотна покинули Пинакотеку впервые. Да и в таком количестве картины из музеев Ватикана раньше тоже не вывозили. В трех залах Третьяковки разместились живописные работы, созданные с XII по XVIII век. «Мы убеждены, что для мира, который становится все более поляризованным и все больше раздираем конфликтами, искусство, особенно на религиозную тематику, подает надежду», — отметил приехавший в Москву президент губернаторства государства-города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло.

Куратор выставки Аркадий Ипполитов отметил, что по понятным причинам привести в Москву фрески «Сикстинской капеллы» и Станцы Рафаэля было невозможно. Но в остальном в Москву приехали «шедевры, сверхшедевры и даже сверхсверхшедевры». Первый зал экспозиции открывается редчайшей иконой «Христос Благословляющий» XII века, которая является аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя. А следом за ней расположена картина «Святой Франциск Ассизский» Маргаритоне д’Ареццо, входящая во все учебники по истории искусства. Это одно из самых ранних изображений святого, сделанных после его канонизации в 1228 году. И именно его имя выбрал нынешний понтифик.


Икона «Христос Благословляющий» и Маргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский»

пресс-служба Третьяковской галереи

Экспозицию в Третьяковской галерее оформили символично — в виде круга, напоминающего площадь Святого Петра. «В проекте было продумано все вплоть до цвета стен — такого типичного для Рима и в то же самое время апеллирующего к залам Ватикана», — отметил Аркадий Ипполитов. А в название вынесли слова Roma Aeterna — «вечный Рим». Торжество вечного города складывается из его шедевров.