Развитие речи грачи прилетели подготовительная группа. Конспект занятия по развитию речи
Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе
Ковтунова Светлана Анатольевна, воспитатель Детского сада п.ВНИИСС Рамонского муниципального района Воронежской областиОписание работы: Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД, в ходе которой дети старшей группы учатся составлять описательный рассказ. Материал будет полезен воспитателям детского сада.
Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)
Цель:
Знакомство детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.
Задачи:
- Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»,
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать,
- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,
- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;
- закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;
- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.
Предварительная работа
1. Знакомство со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», С.Я.Маршака «Весенняя песенка», Апрель».
2. Наблюдение примет наступающей весны в природе с воспитателями и родителями.
Оборудование
Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», энциклопедия мирового искусства «Мастера русской живописи».
Музыкально-техническое оснащение
Музыкальный центр, музыкальные инструменты (бубны, трещетки, ложки, шумелки), голоса птиц в DVD-записи, А.Вивальди альбом «Времена года», «Весна», И.Штраус «Деревенские ласточки».
Ход занятия
Звучит музыка А.Вивальди из альбома «Времена года» «Весна».- Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А.Плещеев)
- О каком времени года это стихотворение?
- О весне.
- Весна – это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной?
- Тает снег, появляются проталинки. Просыпаются деревья от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.
- Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного.
Неслучайно наше занятие проходит в мультистудии, мы с вами продолжим знакомство с прекрасной книгой «Мастера русской живописи». Она расскажет нам о еще одном великом русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове. Вот его портрет.
(Показ портрета)
И главном произведении этого художника «Грачи прилетели». Уже более ста лет работа Саврасова «Грачи прилетели» является символом русского пейзажа.
(Обратить внимание детей на мольберт, на котором находится картина)
Художник просто и проникновенно изобразил первые шаги весны. Что же вы видите на картине?
- На березы прилетела стая грачей.
- Расскажите о грачах, что они делают?
- Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые.
- Что делает грач у корней березы?
- ОН нашел веточку и держит ее в клюве.
- Как вы думаете, грачи радостные или грустные?
- Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.
- Грачи громко кричат, разговаривают на грачином языке, покажите, как они разговаривают.
- Гра-гра-гра!
- Какой первый звук мы слышим? Он твердый или мягкий?
- Твердый звук «Г».
- Где грачи строят свои гнезда?
- На вершинах деревьев (берез).
- Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они! Как называются такие места?
- Грачевники.
- Что вы можете рассказать о деревьях?
- С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые.
- На каких березах больше гнезд и почему?
- На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.
- А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно, птенцы будут в безопасности.
- Что можно сказать о небе? Какое оно?
- На небе голубовато-серые тучи. Оно низкое, грустное, немного хмурое. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.
- Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?
- Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.
- Что еще вы видите на картине?
- За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами.
- Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
- Прилетели грачи, значит скоро будет тепло, но все-таки немного жаль уходящую белоснежную зиму.
- Ребята, вам понравилась картина А.Саврасова «Грачи прилетели»?
(Ответы детей)
Давайте сочиним рассказ по этой замечательной картине. Расскажем о солнце, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.
(Дети пожеланию рассказывают по картине, а воспитатель записывает их на диктофон)
Молодцы, ребята! У нас получился хороший коллективный рассказ, который вместе с нами могут послушать ребята из соседних групп.
А теперь мне хотелось бы, чтоб вы поиграли в игру «Грачи прилетели».
Правильно слова читайте,
С одного места на другое перелетайте!
(Дети перелетают с одного места на другое, прочитав слова: парк, поляна, грачевник, береза)
- Ребята, каких еще перелетных птиц вы знаете. Назовите их и посадите названную птицу на дерево.
(Дети рассаживают птиц на дерево)
- Все птицы красивые. Они радуют нас не только красотой своего внешнего вида, но и своими песнями. Давайте послушаем их пение.
(Звучит DVD-запись с голосами птиц)
А теперь еще раз внимательно посмотрите на птиц, а затем закройте глазки.
Птиц запоминаем,
Глазки закрываем.
(Убрать какую-нибудь птицу)
Глазки открываем,
Кого не стало отвечаем.
(Игра повторяется несколько раз)
Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе зазывали птиц. Давайте и мы с вами позовем их закличкой. А помогут нам наши музыкальные инструменты.
(Исполнение заклички)
Уж вы, пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
(После исполнения заклички дети кладут музыкальные инструменты. Звучат крики птиц, едва слышимые)
- Слышите, ребята? Что это?
- К нам летят перелетные птицы!
- Посмотрите, вот летит птичья стая, а вот еще одна и еще!
Они услышали нашу закличку и поспешили вернуться на родину.
(Дети находят иллюстрации полетов птиц)
ЦЕЛИ: учить связно высказывать свои впечатления о картине; воспитывать умение образно рассказывать о русской природе.
ХОДЗАНЯТИЯ
Детям предлагается внимательно всмотреться в репродукцию. В это время воспитатель читает отрывок из стихотворения И. Бунина:
Бушует талая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковее греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Дети, перед вами картина художника А. Саврасова. Чем она вас привлекает? Чем вам она нравится? (На картине художник нарисовал деревню с колокольней посередине и много-много грачей на деревьях.)
Что вы знаете и можете рассказать о грачах? (Живут на старых деревьях и вьют гнезда из веточек и палочек на толстых ветках. Место, где они живут, называют грачовником. Грачи прилетают весной. И тогда там, где они живут, раздается грачиный гомон.)
Расскажите о деревьях на картине. (Это березы. Они внизу черные, а вверху белые и очень старые и кривые. Березы стоят на картине впереди, около пруда.)
О чем еще хотел рассказать А. Саврасов? (За березами старые избы и высокая колокольня, а дальше поля, на которых уже почти растаял снег. Небо голубое с белыми, серыми, желто-белыми облаками. На картине еще виден снег - серый, талый.)
Как бы вы назвали картину? («Весна», «Грачи», «Грачи на грачовнике», «Весна-красна», «Весенняя картина», «Зима кончается».)
Далее следует рассказ воспитателя о картине: «Художник А. Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Она производит особое, задушевное впечатление. Веет от нее чем-то близким и родным. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на покрытом тающим ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые кривые березы. На их голых ветвях расположились грачиные гнезда, а вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих домишек. На втором плане виден освещенный весенним солнцем серый бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со следами нерастаявшего снега.
Этот скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной».
Рассказ на тему картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
ЦЕЛИ: учить составлять описательный рассказ на тему картины, подбирать наиболее точные определения при описании природы на картине; активизировать применение в речи сравнений и эпитетов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
На стенде выставлена репродукция картины. Под музыку П. Чайковского «Апрель» из фортепианного цикла «Времена года» дети рассматривают картину. Воспитатель предлагает вспомнить автора и название картины, придумать свое название картины, но пока не говорить о нем вслух.
О чем картина А. Саврасова? С чем можно сравнить весну, небо на картине, крик грачей, снег? Какими словами можно рассказать о красоте неба, о полях на картине?
Что вы видите в центре картины, а что вокруг?
Расскажите, что вам нравится в картине. Почему?
Как можно закончить рассказ о картине? Воспитатель предлагает детям составить рассказы на тему
Программные задачи:
Коррекционно-образовательная – учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине; связно, последовательно описывать предметы и персонажи. Учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции.
Коррекционно- развивающая- развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, координацию речи с движением. Развивать воображение с помощью приема «Вхождение в картину» . Развивать мелкую моторику, используя приемы оригами.
Кррекционно-воспитательная - воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли. Воспитывать самостоятельность, активность, умение видеть красоту родной природы.
Словарная работа: ввести в пассивный словарь детей слова часовня, грачевник, активизировать использование в активной речи слов пейзаж, деревня, слов определений.
Предварительная работа: рассматривание весенних пейзажей, наблюдение примет весны в природе, чтение стихов о весне, рассматривание репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели» , беседа о видах живописи – портрет, натюрморт, пейзаж.
Материал к занятию: письмо прикрепленное к воздушным шарам, репродукция картины «Грачи прилетели» , цветная бумага, ножницы, клей, кисти для клея, клеенки, веточки березы, запись спокойной музыки.
Ход занятия
(Учитель-логопед и дети стоят на ковре и ведут беседу)
Учитель-логопед: Ребята, какое сейчас время года?
Правильно, весна. Но посмотрите на улицу: еще лежит снег, еще холодно, можно сказать зима.
Д: -Это ранняя весна.
Учитель-логопед: Поиграем в игру «Что лишнее?» . Хорошо ли вы знаете приметы ранней весны? Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя и почему? Следите за произношением звуков.
Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Ранней весной перелетные птицы не улетают на юг, а прилетают с юга) .
Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. (Ранней весной еще бывают заморозки, но сильные морозы уже не трещат) .
Набухают почки, созревают яблоки, грачи начинают строить гнезда, солнце не только ярко светит, но и греет. (Яблоки созревают не ранней весной, а летом и осенью) .
С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь. (Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной) .
Ой, ребята, что это там за окном?
(За окном воздушные шары с прикрепленным к ним большим конвертом)
Учитель-логопед: Очень интересно, кто прислал нам письмо таким необычным способом. Выйду я на улицу и принесу письмо в группу, мы его прочтем и узнаем, кто прислал нам его.
(Вношу письмо, читаю)
- «Здравствуйте, дорогие ребята. Спешу к вам в гости с весенними подарками. Впереди себя посылаю моих верных гонцов – грачей. До встречи. Ваша Весна» .
Учитель-логопед: Ребята, так от кого же это письмо?
Д: - Его написала Весна.
Учитель-логопед: Верно, оно от Весны. Кого послала весна впереди себя?
Д: - Грачей.
Учитель-логопед: Дети, а вы уже видели в нашем городе грачей?
Я еще не видела, видимо они еще в пути. Зато я сегодня принесла вам картину, которую написал русский художник Алексей Саврасов, на ней он изобразил грачей. Называется она «Грачи прилетели» . Садитесь на стульчики и рассмотрите картину.
(Даю детям время рассмотреть картину)
Учитель-логопед: К какому жанру относится эта картина?
Д:- Пейзаж.
Учитель-логопед: Какие еще жанры знаете?
Д: - Натюрморт, портрет.
Учитель-логопед: Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?
Д: -Он увидел как на березы опустилась стая грачей, как они шумят, радуются, что вернулись в свои старые гнезда.
Учитель-логопед: Расскажите мне о грачах, что они делают?
Д: -Поправляют, ремонтируют гнезда.
Учитель-логопед: Ребята, представьте, что вы попали в картину, закройте на минутку глаза, что вы слышите?
Д: - Грачи громко кричат, галдят, ссорятся, шумят; они радуются, что вернулись домой, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии, они делятся планами на будущее.
Учитель-логопед: Молодцы, как точно вы рассказали про грачей. Знаете у нас в России место, где селятся грачи, называют - грачевник. Как можно назвать эти березки на картине?
Д: - Грачевник.
Учитель-логопед: Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнезд?
Д: -Здесь тихо, спокойно. Это окраина деревни, видно несколько домиков и часовню. Вдалеке виден лес.)
Учитель-логопед: Ребята, встаньте в кружочек, поиграем с кубиком, какой стороной он к вам повернется, к той картинке подбираем слова-признаки, соответствующие нашей картине «Грачи прилетели» .
Снег – Потемневший, рыхлый, серый, мокрый, холодный, подтаивший…
Березы –тонкие, длинные, корявые, старые, толстая…
Солнце – неяркое, ленивое,
Облака (небо) – Голубовато-серые, пушистые, прозрачные, хмурые, низкое, грустное, холодное…
Учитель-логопед: Молодцы. Какие хорошие, точные слова подобрали.
Учитель-логопед: Какие вы внимательные, молодцы.
Учитель-логопед: А сейчас посмотрите, у меня на столе лежат мнемоквадраты, которые помогут вам составить рассказ. Берите по одной карточке и рассказывайте. Рассказ вы будете придумывать по цепочке - один начнет, другой продолжит.
Учитель-логопед: Сейчас я думаю надо немного отдохнуть.
Весна, весна красная!
Весна, весна красная! Идут по кругу, взявшись за руки.
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью. Идут в противоположную сторону.
С великой милостью:
С льном высоким, Останавливаются, тянут руки вверх, встают на носочки, делают вдох.
С корнем глубоким, Опускают руки, приседают, делают выдох.
С хлебами обильными. Взявшись за руки, бегут по кругу.
Может кто-то хочет самостоятельно рассказать? (слушаем рассказы) .
"Художник Алексей Саврасов назвал свою картину "Грачи прилетели". Перед нами сельский пейзаж. Это окраина деревни: видно несколько деревенских домов и часовню. На березы опустилась стая грачей. Они шумят, кричат, разговаривают на грачином языке. Грачи счастливы, что вернулись домой, в свои старые гнезда. Они поправляют, ремонтируют гнезда. Птицы выбрали старую, корявую березу. У неё упругие ветки, толстый ствол. Внизу у корней березы, грач нашел ветку и держит её в клюве. Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, но уже чувствуется, что снег тает под его теплыми лучами. Снег потемневший, рыхлый, талый. Небо низкое, грустное и хмурое. Несмотря на это в воздухе пахнет весной".
Учитель-логопед: Молодцы, ребята, какие красивые у вас получились рассказы. А знаете, что я придумала? Давайте сейчас сделаем бумажных грачей, посадим на нашу веточку, может, и весна быстрее наступит. Согласны?
Учитель-логопед: Перед тем как вы начнете работать нужно размять наши пальчики, сделаем из них птичек и полетаем. Молодцы.
Учитель-логопед: Теперь приступаем к работе, кто сделает птичку, может выбрать веточку и посадить ее. (Дети делают птичку, помогаю при необходимости) .
- Итак, берем квадратный лист черного цвета.
- Сгибаем его по диагонали.
- Загибаем боковые стороны к линии сгиба.
- Нижние стороны тоже нужно загнуть к линии сгиба.
- Разогнуть нижние стороны.
- По линиям сгиба сделать надрезы
- По надрезам загнуть кверху.
- Верхний угол загнуть вниз (это будущая голова)
- Сложить заготовку пополам, приклеить глаза.
Учитель-логопед: Посмотрите ребята, что это у нас получилось? (Грачевник) .
Учитель-логопед: Грачи в народе всегда были символами весны. Грачей считают предсказателями погоды. Если они строят гнезда высоко, лето будет хорошим, если низко - холодным и сырым. Если грачи усаживаются на высоком дереве близко друг к другу и клювом к ветру, жди плохой погоды.
Учитель-логопед: Ребята, а вам понравилась картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» ?
Учитель-логопед: Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
Д: -Немного холодно, грустно, где-то даже радостно, потому что зима уходит.
Учитель-логопед: Молодцы, мне тоже понравилось как вы занимались, какие красивые у вас получились рассказы по картине и я приготовила для вас сюрприз.
Интеграция областей: Коммуникация, Познание, Развитие речи, Социализация, Художественное творчество.
Цель: Приобщить детей к прекрасному миру живописи, музыки. Научить внимательно рассматривать картину, рассказывать о ее содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения.
Задачи:
- стимулировать в процессе познавательного общения детскую любознательность, стремление самостоятельно рассуждать
- учить детей рассматривать репродукцию картины, отвечать на поставленные вопросы
- развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе; развивать творческое воображение
- воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту; расширять знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже, развивать художественное восприятие произведений.
Предварительная работа:
- Чтение литературных произведений, стихов о временах года.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников.
- Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки» , «Звуки природы» .
- Наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий.
- Рисование времен года.
Материал к занятию:
коробочка; птица; репродукция картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова; карточки – символы «признаки весны» ; отрывок из цикла П.И. Чайковского «Времена года. Март» ; мольберты, бумага, акварельные краски, различные виды карандашей для рисования.
Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание репродукций, прослушивание музыкальных произведение, игровая деятельность.
Ход ООД:
Воспитатель вносит в группу необычную коробочку, из которой доносится пение птицы.
Ребята, посмотрите, что я нашла возле дверей нашей группы! Как вы думаете, что это? (коробочка, посылка)
Посмотрите, на ней что-то написано. Сейчас прочтем! Дары для ребят от матушки природы.
Да это же посылочка для вас, ребята! Сама природа вам ее прислала! А давайте посмотрим, что же там внутри?
Воспитатель открывает коробочку и достает из нее маленькую птичку.
Ой, кто же это? (птичка) Почему она так звонко пела? (высказывания детей)
Птицы, первые вестники! Посмотрите за окном, какое время года? (весна)
А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
Ребята, наша птичка шепнула мне на ушко, что в коробочке, есть еще что-то! Давайте посмотрим, что? Да это какие-то карточки. О чем они нам помогут рассказать?
Какие признаки весны вы на них заметили? (тает снег, бегут ручьи, солнышко светит ярче и теплее, на деревьях появляются почки, прилетают перелетные птицы)
Дети по символам составляют свои высказывания.
Вот и к нам с вами птичка с весною прилетела, рассказать, что вся природа оживает.
Игра «Веснянка»
- Солнышко - солнышко, золотое донышко (разводят руки, поднимают вверх)
- Побежал в лесу ручей (бегут на месте)
- Прилетели сто грачей (имитируют полет птиц)
- А сугробы тают, тают (медленно приседают)
- А цветочки подрастают (встают на цыпочки и тянутся руками вверх)
Воспитатель: - Сегодня мы с вами поближе познакомимся с картиной о весне Саврасова А.К. «Грачи прилетели» . В каком жанре написана эта картина? Правильно, это пейзаж.
- Давайте попробуем составить рассказ по этой картине:
Как вы думаете, какой период весны изобразил художник?
По каким признакам можно определить, что на картине весна?
Как художник передал в картине пробуждение природы?
Чего в картине больше: земли или неба?
Какие тона преобладают: теплые или холодные?
Как бы вы назвали эту картину?
Какой день изобразил художник Саврасов?
Рассказ вы будете придумывать по цепочке - один начнет, другой продолжит, а третий закончит, чтобы все ребята поучаствовали.
Молодцы, очень интересный у вас получился рассказ. Все старались.
Мы с вами рассмотрели картину. А картину можно не только видеть, но и слышать. Давайте попробуем послушать музыкальное произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года» . У этого русского композитора есть музыка к каждому времени года. Но раз мы с вами сегодня говорим о весне, то слушать будем «Март» .
Дети слушают картину, говорят о своих впечатлениях.
Окунувшись в море музыки и живописи, вы хотели бы и сами выразить свои чувства в рисунке?
Предлагаю вам превратиться в художников, подойти к мольбертам и создать свой художественный шедевр о весне.
Итог: Ребята, мы сегодня рассматривали весеннюю картину, слушали музыку. Что вам понравилось? Какие звуки весны вы сегодня услышали? А птичку мы отправим в наш уголок природы, чтобы мы в любой момент могли посмотреть на нее и вспомнить, как она радовала нас вестью о том, что пришла весна!
Спасибо вам за работу!
Наталия Матвеева
Конспект НОД по ОО «Коммуникация» «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Конспект непосредственнной образовательной деятельности детей по образовательной области «Коммуникация » в группе старшего дошкольного возраста.
Тема : «Рассматривание картины А . К. Саврасова «Грачи прилетели » .
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация » , «Музыка» , «Познание» , «Художественное творчество» .
Цель : учить составлять описательный рассказ на тему «Грачи прилетели » .
Задачи :
«Познание» . Продолжать знакомить с творчеством А. К. саврвсова . Учить видеть в картине средства выразительности : цвет и форму предметов, особенности композиции.
«Коммуникация » . Учить связно высказывать свои впечатления о картине ; закрепить умение образно рассказывать о русской природе .
«Музыка» . Воспитывать желание слушать и понимать классическую музыку.
«Художественное творчество» . Развивать навыки конструирования из бумаги .
Материал : репродукция картины А . Саврасова «Грачи прилетели » , ножницы, клей, квадратная бумага черного цвета, диск с произведением К. И. Чайковского, портрет А. Саврасова .
Ход непосредственной образовательной деятельности :
– Дети, сейчас вы закроете глаза и будете слушать и представлять то, о чем рассказывается в стихотворении Ивана Бунина (включается диск с голосами грачей ) :
«Бушует талая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
… Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи, каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш».
– Откройте, пожалуйста, глаза и расскажите , что вы представили себе, слушая стихотворение?
– А теперь взгляните на доску. Дети, перед вами картина А . Саврасова «Грачи прилетели » . Чем она вас привлекает? Чем вам она нравится? (на картине художник нарисовал деревню с колокольней посередине и много-много грачей на деревьях .)
– Что вы знаете и можете рассказать о грачах ? (Живут на старых деревьях и вьют гнезда из веточек и палочек на толстых ветках. Место, где они живут, называют грачовником . Грачи прилетают весной . И тогда там, где они живут, раздается грачиный гомон .)
– Расскажите о деревьях на картине . (Это березы. Они внизу черные, а вверху белые и очень старые и кривые. Березы стоят на картине впереди , около пруда.)
– О чем еще хотел рассказать А . Саврасов ? (за березами старые избы и высокая колокольня, а дальше поля, на которых уже почти растаял снег. Небо голубое с белыми, серыми, желто-белыми облаками. На картине еще виден снег – серый, талый.)
– Как бы вы назвали картину ? («Грачи » , «Весна» , «Весна-красна» .)
– Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Летает не летает» . (Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Например, воспитатель говорит : «Птица летает, дерево летает, шар летает» . Дети должны поднять руки вверх, если называется летающий предмет.)
– Молодцы, ребята. Мне очень хочется узнать, кто из вас самый внимательный. Я указкой буду показывать отдельные элементы картины , а вы постарайтесь подбирать наиболее точные определения при описании пейзажа.
– Ребята, вы очень внимательные, у нас с вами получился замечательный рассказ . А кто-нибудь из вас сможет сам рассказать весь текст полностью.
Воспитатель приглашает всех желающих к репродукции.
– Молодцы, ребята. Как называется картина , которую мы сегодня рассмотрели ?
О чем картина А . Саврасова ?
А вы видели грачей ? Где?
Каких перелетных птиц вы еще знаете?
Девочки и мальчики сейчас я предлагаю вам сделать из бумаги грачей . Под музыку Чайковского дети конструируют грачей . Затем грачей заселяют в уголок природы. Воспитатель оценивает деятельность детей.