Романс в наше время. Когда в россии появился городской романс? Что такое романс с точки зрения музыки

Что такое романс, история романса

В музыкальном искусстве существует камерный жанр, который по праву можно считать уникальным - его имя «романс». Эта вокальная миниатюра с момента своего появления пользовалась большой популярностью и отражала все значимые процессы, происходящие в жизни общества. В нашей стране у романса весьма непростая судьба - его запрещали, однако он вновь триумфально возвращался на концертные сцены. В нынешнее время романс продолжает радовать слушателей своей мелодичностью, задушевностью и сердечностью.

Что такое романс?

Романс – это произведение обычно лирического содержания, относящееся к камерно-вокальному жанру, оно написано для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента.


Романс похож на песню, однако существуют некоторые отличия, которые делают его именно романсом.

  • Романс более певуч и его мелодическая линия очень выразительна.
  • В романсе значимым является всё. Содержание поэтического текста должно быть мелодичным, трогательным или иногда даже трагичным. Красивая и чувственная вокальная партия всегда тесно связана с текстом. Аккомпанемент романса является полноправным участником ансамбля.
  • Форма романса так же как и у песни - строфическая, то есть куплетная, тем не менее, здесь возможны различного рода расширения, а это говорит о том, что музыкальные периоды романса могут быть как с чётным, так и с нечётным количеством тактов.
  • В романсе обычно не бывает припева.

Популярные романсы

«Соловей» - музыка А. Алябьева, слова А. Дельвига. Романс, который относится к шедеврам камерно-вокального жанра, Александр Алябьев написал его, будучи в заточении по ложному обвинению в убийстве в 1825 году. Благодаря душевной и удивительно выразительной мелодии эта вокальная миниатюра завоевала необычайную популярность во всём мире. В музыкальном подлиннике романса нет виртуозных вокальных пассажей, они были впоследствии добавлены исполнителями.

«Соловей» - слушать

«Я помню чудное мгновенье» - музыка М. Глинки , слова А. Пушкина. Эту жемчужину, являющуюся классическим образцом русского романса, Михаил Иванович Глинка посвятил Екатерине Керн, к которой питал глубокие чувства. В свою очередь, на создание великолепной поэтической основы романса Александра Сергеевича Пушкина вдохновила мать Екатерины – Анна Керн. Мелодия романса изящна, проникновенна и певуча, она выразительно раскрывает романтические чувства лирического героя.

«Я помню чудное мгновенье» - слушать

«Средь шумного бала» музыка П.И. Чайковского , слова А.К. Толстого. Написанная в жанре вальса, эта вокальная композиция гениального русского композитора сразу приобрела большую популярность. Романс, имеющий красивую мелодическую линию, очень выразителен и лиричен, но самое главное, он написан так удобно, что его легко можно исполнить в домашнем музицировании.

«Средь шумного бала» - слушать

«Гори, гори, моя звезда…» - музыка П. Булахова, слова В. Чуевского. Признанный во всём мире русский романс, который имеет большое количество аранжировок, как эстрадных, так и «академических». Несмотря на то, что композиция была сочинена в середине позапрошлого века, после революции она попала под запрет, так как пользовалась большой популярностью у белогвардейских офицеров.

«Гори, гори, моя звезда…» - слушать

«Очи чёрные» музыка Ф. Германа, слова Е. Гребёнки. Этот известный во всём мире романс переведён на многие языки. Популярность композиции связана с тем, что речь в ней идёт о страстной любви, сводящей с ума людей. Сопротивляться ей бесполезно, так как такая любовь необъяснима, и она сильнее смерти.

«Очи чёрные» - слушать

История романса

История романса берёт начало в далёком Средневековье. Приблизительно в XIII, а может быть и в XIV веке по дорогам солнечной Испании странствовали поэты, которые сочиняли и пели песни, существенно отличающиеся от общепринятых в то время церковных хоралов, исполняемых на латыни. Во-первых, свои тексты испанские трубадуры слагали на темы, наполненные любовно-лирическим содержанием, например, в них повествовалось о подвигах храбрых рыцарей во имя возвышенной любви к прекрасным дамам. Во-вторых, эти песни исполнялись на «romance», как тогда назывался испанский язык и, в-третьих, они отличались особой напевностью. Постепенно такие мелодичные стихи под музыку получили распространение в соседних с Испанией странах. Там трубадуры тоже сочиняли так называемые «светские» стихи - баллады, рассказывающие о важных исторических событиях, о подвигах народных героев, и, несомненно, среди их поэтических творений важное место занимала любовная лирика. Всё это менестрели на испанский лад стали украшать изящными мелодиями и пропевать под музыкальное сопровождение какого-либо инструмента, называя свои песни романсами. Прошло не одно столетие, и термин «романс» прочно укоренился в разных странах, обозначая как напевное стихотворение лирического характера, так и произведение, характеризующий жанр вокальной музыки.

Процветание романса пришлось на вторую половину XVIII века, когда творили такие великие поэты как И. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллер. Их полные лиризма произведения, отражающие глубокие чувства и душевные порывы, многие композиторы охотно использовали в качестве литературной основы для своих камерно-вокальных композиций. Например, выдающийся австрийский композитор Франц Шуберт , заложивший основы музыкального романтизма, 60 своих вокальных произведений написал на слова Гёте и 40 на слова Шиллера. Шуберт передал эстафету другим композиторам XIX века и в Европе сформировались романсовые школы яркими представителями которых в Австрии и Германии являлись И. Брамс , Р. Шуман , и Х. Вольф, а во Франции - Г. Берлиоз , Ж. Бизе, Ш. Гуно и Ж. Массне. Композиторы-романтики в своём творчестве явно отдавали предпочтение жанру романса, так как именно в нём они могли обращаться к внутреннему миру человека, отображать его душевные переживания. Кроме того для расширения выразительных средств в описании сюжетной линии и поэтических образов авторы объединяли свои вокальные миниатюры в циклы, поскольку это позволяло давать более развёрнутую характеристику главным героям. Среди наиболее популярных объединённых вокальных композиций следует особо отметить такие циклы как «К далёкой возлюбленной» Л.В. Бетховена , «Прекрасная мельничиха » и «Зимний путь » Ф. Шуберта, «Любовь поэта» и «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана.

Важно отметить, что в XIX веке жанр романса получил интенсивное развитие в России, а во второй половине столетия и в таких странах как Польша, Чехия, Норвегия и Финляндия. Он был ярко представлен в творчестве Б. Сметаны, А. Дворжака , К. Шимановского, Я. Сибелиуса, Э. Грига .

В XX веке в развитие жанра вокальной миниатюры внесли весомый вклад такие замечательные западноевропейские композиторы как К. Дебюсси , А. Шёнберг, М. Равель , М. де Фалья, Ф. Пуленк , Д. Мийо.

Романс в России


На вопрос, когда «романс» попал в Россию, сейчас никто ответить не может, но искусствоведы предполагают, что это случилось во второй половине XVIII века. Однако то, что он прибыл в нашу страну из Франции, это достоверно известно, так как изначально термином «романс» именовалось вокальное произведение лирического содержания, написанное на поэтический текст на французском языке. Необходимо отметить, что в тот период русские композиторы писали довольно много вокальных миниатюр именно на стихи французских авторов. Правда подобные произведения сочинялись и на русском языке, но назывались они «российской песней».

Прижившись на благодатной почве «романс» стал быстро срастаться с русской культурой, и вскоре этим словом стали уже называться лирические, чувственные, любовные песни, причём создаваемые не только композиторами, но и просто музыкантами-любителями. В те времена повсеместно отмечалось значительное проявление интереса к любительскому музицированию и песенному сочинительству. Представители дворянского сословия и люди разных чинов считали обязательным среди предметов домашнего обихода иметь какой-либо музыкальный инструмент: скрипку , гитару , арфу или фортепиано. Тогда же в европейском и, соответственно, в русском искусстве господствовали романтические настроения. В таких благоприятных условиях в первой половине XIX века формировался жанр русского романса, наиважнейшую роль в развитии которого играла изумительная русская поэзия, представленная творчеством таких блистательных поэтов как В. Жуковский, Е. Баратынский, А. Дельвиг, К. Батюшков, Н. Языков, А. Пушкин, а затем М. Лермонтов и Ф. Тютчев. Основоположниками русского романса по праву считают композиторов А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва и П. Булахова. Следом за ними выдвигаются талантливые мастера камерно-вокального жанра, которые своим творчеством подняли вокальную миниатюру до высоты истинно классического искусства, среди них М. Глинка, А. Бородин , А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков , П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов . Далее традиции великих композиторов продолжили Р. Глиэр , Ю. Шапорин, H. Мясковский, а в советское время Д. Шостакович , С. Прокофьев, Г. Свиридов.

Романсом принято называть вокальное сочинение обязательно лирического содержания. По сути – это камерное музыкальное произведение для голоса в инструментальном сопровождении. Исполняются романсы одним исполнителем под аккомпанемент обычно одного инструмента.

Появление романса в России

Впервые этот жанр возник в Испании еще в XIII-XIV столетиях. Первыми исполнителями таких песен были странствующие поэты, исполнявшие свои произведения на распев. Писались эти произведения на романском языке, отсюда, соответственно, и название «романс».

В Россию романс пришел из Франции в XVIII веке. Благодаря тому, что именно в это время процветало русское поэтическое творчество, новый вокальный жанр прижился и быстро распространился, впитав в себя черты русской культуры. При чем сначала романсы писались исключительно на французском. Вокальные произведения с инструментальным сопровождением на русском языке долгое время назывались русскими песнями. Фактически, это был фольклор. Каждый исполнитель дополнял такие песни собственными словами, менял на свой лад музыку.

Русский романс

Само же понятие "русский романс" появилось намного позже, когда на романс стали обращать внимание профессиональные композиторы. Они видели в русских песнях источник вдохновения и творчества, поэтому русские романсы настолько пропитаны русским духом. Создателями русских романсов были такие композиторы, как Глинка, Мусоргский,Алябьев, Даргомыжский, Гурилев, Варламов, Балакирев, Чайковский, и Рахманинов.

Благодаря работе композиторов, в начале XIX века возникает цыганский романс. Впоследствии сами цыгане привносят в него собственную изюминку и доводят до высокого уровня, благодаря уникальному стилю исполнения.

Разновидности русских романсов

  • Городской романс. Он появился в конце XIX века и существовал в качестве фольклора. С точки зрения поэзии, городской романс отличает конкретика в образах, а также ступенчатая композиция. Главный герой представляется бывалым, а объект любви - недостижимым. С точки зрения музыки - городскому романсу присущ гармонический минор и характерные секвенции.
  • Цыганский романс. Главное темой таких романсов является страстное любовное переживание. С музыкальной точки зрения - цыганские романсы имеют профессиональное происхождение, дополненное манерой исполнения самих цыган. Позднее под влиянием цыганского романса развился русский шансон.
  • Жестокий романс. В таком романсе синтезированы особенности баллады, романса и лирической песни. В нем четко выделяются основные сюжеты, при чем все они трагичны и заканчиваются смертью героя, убийством или горем.
  • Казачий романс. Такое вокальное творчество развивалось на Дону в 19 веке. В таком романсе передаются особенности казачьей жизни и любви.

Многие современные известные романсы написаны в 20-30 годы прошлого века. Композиторы, писавшие их, позднее были запрещенными, поскольку в советское время романс читался мещанским жанром. Это Борис Фомин, Борис Прозоровский, Юлий Хайт. Их произведения были названы старинными романсами и забыты. Но они исполнялись за рубежом, вернувшись в Россию только в 80-е годы.

Сейчас на помощь любителям романсов пришел интернет. Тексты Песен на MorePesen.ru дает возможность скачивать любимую музыку, тексты песен в формате mp3.

Цель: знакомство с современным развитием жанра романса.

образовательная: научить применять имеющиеся знания к современной музыке; познакомить с образцами современного романса;

развивающая: развитие самостоятельной мыслительной и творческой деятельности учащихся;

воспитательная: воспитание эстетического вкуса и познавательного интереса.

Оборудование: музыкальный центр, СД, компьютер, рояль.

Структура урока:

Оргмомент;

Повторение;

Новый материал;

Презентация;

Собеседование;

Слушание музыки;

Аналитическая работа;

Слушание музыки;

Микрообобщение;

Проблемно-поисковая ситуация;

Релаксация;

Рефлексия;

Исполнение песни.

Виды деятельности: мыслительная, собеседование, аналитическая, творческая, слушательская, вокально-хоровая.

Методы обучения: метод ретроспективы, эмоциональной драматургии, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, метод обобщения.

Технологии: сотрудничества, формирования слушательской и исполнительской культуры, здоровьесбережения.

УУД: личностные, познавательные, регулятивные.

На доске: тема урока.

Ход урока

Оргмомент: музыкальное приветствие, объявление темы урока.

У: Одним из жанров музыки, относящихся к романтизму, является романс. Вспомните, что такое романс?

Ответы учащихся. Просмотр презентации.

У: История этого жанра такова: романс – термин испанский. Эпоху возникновения испанского Р. определить трудно. Старейшие из известных нам поэм восходят к XV, редко к XIV вв. Первоначально термин Р. обозначал светскую песню на романском, то есть на испанском, языке.

В Россию этот термин пришел из Франции и первоначально обозначал произведения именно на французский текст. Такие романсы, следуя моде, во множестве сочиняли русские композиторы конца ХVIII и начала XIX века. Произведения же, написанные на русский текст, назывались российскими песнями. С течением времени значение слова романс расширилось и термин этот стал обозначать произведение для голоса с сопровождением, написанное в более сложной, чем песня, форме.

Начало расцвета романса --- первая половина XIX века, период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человеческой личности. В это время создавали свои произведения Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Варламов. Во второй половине XIX столетия и в начале XX к именам первых классиков романса прибавились имена Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского - Корсакова, Рахманинова. Созданные ими романсы и сейчас постоянно звучат в концертных программах, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.

Романс, как и песня, по самой своей природе связан с поэзией.

Хорошие стихи как будто сами “просятся на музыку”. В русском романсе, по существу, отражена вся история русской поэзии, от Пушкина и даже от его предшественников до наших дней.

В XX веке, до революции, романс в значительной степени уступил место так наз. “блатным” песням; последние широко бытуют в мещанской среде, а через нее проникают и в деревню, конкурируя с частушками, родственными им по тематике (“страдания”).

В послереволюционный период романс и “блатная” песня отчасти еще сохраняются в городской и деревенской среде в качестве своеобразного фольклора улицы (“Мурка”, песни беспризорников и др.). Нередко на тематику их оказывает влияние низкопробная эстрадная продукция (“Гоп со смыком”, “Черные глаза”, “У самовара я и моя Маша”).

В послеоктябрьскую эпоху романс постепенно внедряется в быт не только разночинной интеллигенции, но и рабочего класса. “Лицо” романса, его содержание и насыщенность изменяются, становясь более соответствующими нашей эпохе.

У: Как вы думаете, создаются ли романсы нашими современными поэтами и композиторами?

Ответы учащихся (как правило, разнонаправленные).

У: Попытайтесь в опоре на определение понятия романса найти и привести примеры современного романса.

Ответы учащихся.

У: Тогда давайте послушаем запись.

Звучит один из романсов М.Таривердиева из кинофильма “Ирония судьбы”.

У: Знакомое произведение, не правда ли? Знаете ли вы, кто авторы и кто исполняет этот романс?

Ответы. Резюме учителя.

У: Послушаем еще один фрагмент из того же кинофильма. Узнайте исполнителя, вы хорошо знаете, кто это. (А.Пугачева)

У: В этом фильме звучат романсы на стихи М.Цветаевой, Б.Ахмадуллиной – известнейших поэтесс 20 века. А вот еще один романс. Вспомните ли вы его и откуда он? (Звучит романс “А напоследок я скажу” из кинофильма “Бесприданница”).

Собеседование.

Микрообобщение: жанр романса бытует и наше время, интегрировавшись с искусством кино.

У: было бы неверным, считать, что в наше время только к кинофильмам пишутся романсы. Современные романсы звучат и в концертах. В репертуаре многих известных исполнителей есть романсы, написанные в наше время. Преположите, кто из известных певцов исполняет новый, современный романс?

Проблемно-поисковая ситуация. (А.Малинин, В.Цыганова, Ж.Бичевская, Г.Беседина, Е.Отрадная… Звучат фрагменты романсов “Напрасные слова”, “Вы мне гадали по руке”).

У: Романс, по характеру, бывает разным, в зависимости от текста. Помните бурный характер романса “Весенние воды” С.Рахманинова и его же спокойный “Островок”? Сейчас я предлагаю вам релаксацию под звучание спокойного романса в исполнении Жени Отрадной. Сделайте 3 глубоких вдоха через нос и выдоха через рот (дыхательная гимнастика, упражнение “Цветок”). Сядьте поудобнее и погрузитесь в музыку…

Слушание “Романса” в исп. Е.Отрадной.

Вывод: современный романс существует и востребован; он сохранил основы классического романса. Исполняют его известные современные певцы.

Рефлексия:

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось?

Что не понравилось?

У: Романсы исполняют, как правило, соло. Надеюсь, дома вы поете соло. А здесь мы все вместе исполним современную бардовскую песню “Весеннее танго”. Лирика и гитара – вот две объединяющие жанров романса и бардовской песни.

Исполнение песни.

Домашнее задание: создать презентацию “Современный романс”.

Выход из класса под звучание романса “Я спросил у ясеня” в исполнении С.Никитина.

В музыке существует множество жанров, форм и разновидностей вокальных и инструментальных пьес. Знать особенности каждого музыкального элемента обязан только профессионал в данной области, однако понимать, что из себя представляют самые распространенные из них, желательно каждому. Поэтому в данной статье мы рассмотрим, что такое романс, как давно он появился на свет и в какой области творчества его можно найти.

Происхождение термина

Само слово «романс» имеет испанские корни и означает песню, которую исполняет голос в сопровождении одного или нескольких инструментов. В этой стране в былые века данный жанр больше походил на серенады, которые влюбленные мужчины распевали под окнами своих возлюбленных. В Средневековье, когда романс только обосновался в мире искусства как самостоятельный жанр, он имел ярко выраженный Текст был протяжным, смысл его касался исключительно любовной тематики. Характерным также являлось то, что пьесы такого содержания исполнялись только под национальный испанский инструмент - гитару.

Что такое романс с точки зрения музыки

Считается, что данный вокально-инструментальный жанр является наиболее гармоничным среди всех своих аналогов. Это связано с тем, что в романсе каждое слово, каждый пропетый слог подчеркивается соответствующей ему нотой. Именно поэтому профессиональный музыкант сразу может отличить, звучит ли простая напевка или же Слова, как правило, размещаются над нотным текстом, и в результате их можно пропеть или проиграть на каком-то инструменте, а потом совместить оба процесса.

Что такое романс в широком понимании слова

Свою широкую популярность эти произведения получили во второй половине 18 века, а к 19 столетию уже сформировались целые школы романсов. Случилось так потому, что, во-первых, как раз конец 18 века - это Золотой период в русской литературе, и не менее значимый отрезок времени в истории развития европейского искусства. В те годы свои шедевры написали такие авторы, как Лермонтов, Пушкин, Гете, Фет и многие другие. Их стихи были настолько мелодичны, что они стали текстом для музыкальных произведений.

Во-вторых, романс постепенно перестал считаться исключительно испанской песней о любви и приобрел более широкое, светское значение. Появились русские романсы, написанные такими композиторами, как Свиридов, Мусоргский, Варламов и так далее. Наряду с ними возникли немецкие, французские, итальянские вокально-инструментальные пьесы, которые исполнялись на светских раутах и приемах.

Современные романсы

В наши дни редко можно услышать на каком-либо мероприятии подобную мелодию, да еще и в исполнении талантливого певца (или певицы). Однако о том, что такое романс, прекрасно знает каждый ребенок, который учится в музыкальной школе. Дети, которые одарены от природы красивым голосом и могут выступать перед публикой, всегда исполняют подобные произведения. Как правило, выбирать приходится из классики, поэтому ученики поют композиции, написанные Прокофьевым, Глинкой, Римским-Корсаковым, Чайковским, на стихи не менее известных гениев пера.

Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV-XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни - как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали , Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов - , .

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.