Смысл названия герой нашего времени. Смысл названия романа М

"Герой нашего времени" - один из самых знаменитых романов. По сей день он пользуется популярностью среди любителей русской классики. Если вы хотите узнать больше об этом произведении, прочитайте статью.

Об авторе

Михаил Юрьевич Лермонтов - известный писатель. Прожил он с 1814 по 1841 год. Его нельзя было назвать необычайно красивым, каким он казался на фотографиях. Современники писателя и поэта утверждали, что он был отнюдь не хорош собой. Причиной его смерти стала дуэль с Николаем Мартыновым. Михаил воспитывался бабушкой, которая, в отличие от отца, могла его обеспечить и дать должное воспитание. Она всегда была против свиданий Михаила с отцом. Несмотря на строгое воспитание, бабушка сильно любила своего маленького Мишу и старалась дать ему все лучшее.

Лермонтов учился на дому, а после два года провел в Московском училище. Затем по неизвестным причинам решил бросить учебу в университете. Будучи писателем, Михаил обожал творчество Шекспира, Байрона и Шиллера. Михаил Юрьевич Лермонтов не только хороший поэт, драматург, прозаик, но и замечательный художник. Кроме этого он прекрасно разбирался в математике.

Известнейший писатель обладал несколько грубоватым и дерзким характером. У Михаила было достаточно специфическое чувство юмора. Он любил колко шутить над другими людьми. Из-за своего пылкого характера и острого языка он и погиб в дуэли с Мартыновым, ибо тот не потерпел неуважительного поведения по отношению к себе.

Из истории создания романа "Герой нашего времени"

Михаил Лермонтов начал писать роман, когда его впервые отправили в ссылку на Кавказ. Именно тогда он вдохновился на написание отрывков, которые впоследствии стали глаавами литературного шедевра. Автор изначально даже не думал о том, что из этого получится что-то столь содержательное. Весь роман писался отрывками и публиковался в местной печати.

Роман "Герой нашего времени" состоит из пяти частей. В каждой из них описываются события, происходящие в определенное время и в определенном месте.

Первая часть - "Бэла". В этой части рассказывается о похищении и убийстве дочери горского князя. Во второй части - "Максим Максимыч" - рассказывается о задержании автора во Владикавказе и находке дневника Печорина. Третья часть, под названием "Тамань", повествует о трех контрабандистах и покушении на Печорина. Четвертая рассказывает о том, как Печорин, чтобы утешить свое самолюбие, влюбил в себя княжну Мэки. Это стало причиной ссоры с другом. Из пятой части ("Фаталист") читатель узнает о том, что судьбу невозможно перехитрить, и все то, что должно случиться, обязательно произойдет.

Что есть время?

Роль времени в романе "Герой нашего времени" имеет огромное значение. Прочитав данный роман, можно понять, что в жизни человека иногда очень важны те несколько минут, которые могли бы полностью исправить ситуацию. Или же, например, что никогда не стоит торопиться и делать поспешных выводов. Это можно понять, проанализировав отношенияя Печорина и Бэлы.

Печорин думал, что с Бэлой ему не будет скучно, ведь он был так сильно в нее влюблен. Но девушка была к нему исключительно холодна. Печорин решил, во что бы то ни стало растопить лед в сердце девушки и добиться взаимной любви, но все попытки Печорина влюбить в себя Бэлу оказались напрасными. Он понял, что она ему наскучила и он испытывает к ней тяготение. Мимолетное влечение Печорина к Бэле стоило жизни несчастной девушке. Какова роль времени в романе "Герой нашего времени"? В пороках главного героя виновен не только он сам, но и общество, в котором он вращался. Во времена, в которые жил Печорин, да и сам автор книги, царили законы, в условиях которых одаренные люди не находили выхода своей энергии. А это способствовало развитию дурных задатков.

Какой смысл несет в себе роман?

У каждого человека своя точка зрения, а значит и смысл романа для всех разный. Для кого-то смысл в том, что не следует торопиться с выводами, для других смысл в том, что судьбу нельзя перехитрить. Смысл названия "Герой нашего времени" не может быть единым для всех. Кто-то не проникнется симпатией к главному герою романа. А кому-то этот персонаж будет близок.

Каков смысл названия "Герой нашего времени"? В романе рассказывается о сложной личности, о человеке, в руках которого судьба целой эпохи. В произведении изображена непростая судьба героя, которому пришлось пережить многое. Но даже после всего того, что он смог пройти, он остается сильным и несломленным. Размышляя о том, в чем смысл названия "Герой нашего времени" несложно понять, что значение названия романа полностью совпадает со смыслом. Данный роман сможет понять не каждый, ведь в нем очень много тем для размышлений.

Проблема романа

В романе автор поднимает актуальную проблему среди всего человечества - поспешность действий. Проблема романа "Герой нашего времени" и его персонажей в том, что они поддавались своим первичным инстинктам и не всегда обдумывали то, что планировали совершить. Вследствие этого происходили ужасные вещи, например, смерть Бэлы. Печорин должен был подумать, прежде чем похищать девушку, о том, взаимна ли любовь. Таким образом, из-за халатности Печорина погибла невинная девушка. Но вот со смертью Вулича все иначе. Здесь главной причиной смерти стала судьба, и это никто не мог предугадать и предотвратить. Мы не всегда можем предотвратить что-то ужасное, что-то, что предначертано судьбой, но мы можем предотвратить то, что в наших руках, то, что зависит только от нас самих.

Что послужило темой для романа?

Тема романа также несколько связана с проблемой, как и смысл названия "Герой нашего времени". Темой романа служило раскрытие всех прекрасных сторон героя. Задача автора была представлена в том, чтобы в течении всех происходящих действий раскрыть всю сущность главного персонажа, представить с совершенно другой стороны. Именно в этом заключалась тема романа "Герой нашего времени". Читатель в процессе чтения должен был постепенно знакомиться с героем, узнавать его с совершенно новых сторон и знакомиться с его лучшими качествами.

В чем же суть?

Суть романа "Герой нашего времени" была несколько иной. Читатель смог понять, что главный герой романа не такой уж и "неправильный", а вполне разумный и положительный персонаж.

Михаил Юрьевич Лермонтов не написал ни единой записки или заметки о том, что именно подтолкнуло мысль написать роман, который и по сей день популярен не только среди старших, но и среди молодежи и даже за рубежом. Конечно же, данный роман может показаться сложным и запутанным, но этот шедевр стоит того, чтобы уделить ему свое драгоценное время. Стоит помнить, что значение названия романа "Герой нашего времени" созвучно с главной идеей. Прочитав этот роман, вы многое осознаете и, возможно, измените свое мировоззрение. Этот роман будет полезен представителям как старшего поколения, так и младшего.

Роман «Герой нашего времени» был написан Лермонтовым в середине девятнадцатого века, однако, действия перенесены именно на начало века. Уже спустя лет читатель видит подобные рефлексии в известных книгах таких писателей, как Ремарка или Хэмингуэя, которые так же пережили войны и пытались понять суть своего времени.

Можно сказать, что название произведения весьма самоуверенное, ведь не каждый автор решится на такой смелый поступок – дать именно такое название. Это произведение, в какой-то степени, можно назвать автобиографией Лермонтова, ведь он, как ни странно бы это звучало, считал себя, в какой – то степени, героем своего времени. В романе огромное количество эпизодов, которые так или иначе пересекаются с жизнью известного и легендарного автора. Очень много схожестей.

По общей структуре произведение « Герой нашего времени» состоит из двух частей и пяти глав. Именно отсюда читатель и узнает жизненный путь главного героя – Печорина. Для того, чтобы описать героя, автор использует довольно интересные художественные приемы. К примеру, он описывает Печорина через других персонажей романа или использует дневник героя. Именно благодаря этому, можно сказать, что книга обретает лирическо-психологических аспект.

С уверенностью можно сказать, что значимое место в романе занимает психология. Главный герой – глубоко вдумчивый человек. Его поведение – это не только поведения того времени, но и самоанализ. Печорин понимал себя, как никто другой. С одной стороны может показаться, что Печорин циничен, так оно и есть. Ведь он без зазрения совести ухаживает за очаровательной княжной Мэри на зло Грушницкому. При этом, он не винит себя. Для Печорина это какая-то игра, в которой он не готов поднять белый флаг.

Весь роман главный герой – Печорин, проводит в поисках себя. Он достиг пика этого поиска в диалоге с Вуличем и поимкой казака. Вулич на собственном примере доказал теорию, по которой следовал Печорин. Он рискует собой для того, чтобы понять смысл существования и вообще, смысл этого мира.

Возможно, именно в таком поиске и заключался смысл всего произведения. Здесь автор описал человека, который не был погружен в бытовую суету. Этот человек был создан для того, чтобы понять мир и самого себя. От сюда и логично название романа – Герой нашего времени. Печорин – герой своего времени, который понял эпоху.

В своем романе « Герой нашего времени» Лермонтов затронул тему героического начало человека, рост личности и трансформация с обычного человека, в личность. Печорин на протяжении всего романа менялся, по мере того, как узнавал себя и понимал смысл своего существования. Самое интересное то, что скорее всего Печорин – прототип самого Лермонтова. Скорее всего, авторский замысел был в том, чтобы описать становление личности самого автора на примере главного героя Печорина.

Весь роман очень интересный и увлекательный. Наблюдение за главным героем очень захватывающее, хочется читать и зачитываться. Лермонтов, как ни крути, действительно герой своего времени. Его талант достоин уважения и любви последующих поколений и людей.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Сергея Паратова в пьесе Бесприданница Островского сочинение

    Сергей Сергеевич Паратов – один из центральных образов в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Человек яркий, сильный, богатый, уверенный в себе, Сергей Паратов всегда и везде был центром внимания.

  • Сочинение Зачем нужны орфографические правила рассуждение 9 класс

    С первого класса мы начали изучать самые простые правила. И чем старше становится ученик, тем сложнее правила в учебнике. Написание некоторых слов нужно просто запомнить

  • Анализ произведения Шукшина Крепкий мужик

    Рассказ написан в типичном для Шукшина жанре «рассказа – характера». Только, если обычно характерными героями являются «деревенские чудики», то здесь главный герой персонаж откровенно отрицательный, «дружок черта»

  • Сочинение Пропасть между мечтой и реальностью

    Мечта, сладкий плод нашего воображения, в котором мы создаем образ того, что хотели бы иметь, или то, что по нашему мнению должно случиться. Во всех случаях мечта, это своего рода мысли, подчеркнутые положительными эмоциями

  • Характеристика и образ Дины в рассказе Кавказский пленник Толстого сочинение

    Дина – необычайно добрая и смелая девочка. Она скромна и стеснительна, как и положено всем горянкам. Она постепенно идёт на контакт с Жилиным, который с нежностью и завидным мастерством лепит из глины кукол

Смысл названия романа «Герой нашего времени» исходил из стремления М.Ю. Лермонтова показать типичного представителя своего сословия, олицетворяющего молодую Россию начала девятнадцатого века. Сам писатель неоднократно признавался своим друзьям и знакомым в этом желании, поэтому и предложил столь емкое и оригинальное название.

При этом в современном литературоведении существует несколько версий происхождения названия романа и того смысла, который вложил в него автор. Кратко рассмотрим их.

Классическая версия происхождения названия романа

Согласно исследованиям ученых, в частности работам знаменитого лермонтоведа Ираклия Андроникова, автор, создавая свое произведение, опирался на роман французского писателя А. Мюссе «Исповедь сына века». В то время роман был очень популярным, поэтому его название было у всех на слуху.

Произведение Мюссе рассказывало о судьбе молодого человека, который в исповедальной форме признавался в своих пороках, недостатках и рассказывал о событиях своей жизни, которые не могли вызвать уважения у окружающих.

Фактически, этот роман свидетельствовал о закате эпохи романтизма. В центре повествования стояла личность, ее внутренние переживания, однако они были ни прекрасными, ни возвышенными, а свидетельствовали о глубокой внутренней травме главного героя и невозможности для человека преодолеть собственные недостатки.

Первоначально Лермонтов хотел назвать свой роман «Один из героев начала века». Но потом, скорее всего, из-за того, что название это показалось ему чрезмерно сухим, он переделал название, обратив его к современникам.

Смысл названия «Герой нашего времени», по мнению литературоведов, заключал суть того вопроса, который автор поставил перед читателями: а насколько они готовы воплотить в своей жизни высокий идеал личности? Не получается ли у них все так, как у Григория Александровича Печорина – человека умного, с благородными порывами, но эгоистичного и самолюбивого, не умеющего приносит счастье тем, кто его любит и в кого влюблен он сам.

Лермонтов продолжил развитие русского реализма, противопоставив его романтизму, со свойственной этому литературному направлению верой в личность, в чистоту ее помыслов и стремлений.

Иные версии происхождения названия романа и смысла его названия

Смысл заглавия «Герой нашего времени» вызывал многочисленные споры со стороны современников. При этом часть образованной публики того времени категорически не принимала сюжет произведения, считая, что Лермонтов в образе главного героя изобразил все пороки своего времени.

Другие читатели романа произведение полюбили за то, что автор смог передать трагедию своего поколения – трагедию нереализованности и душевной пустоты.

К числу последних читателей произведения принадлежал известный русский критик В.Г. Белинский. Он увидел в названии романа М.Ю. Лермонтова глубокую истинность, понимание законов развития человеческого общества и знание глубин человечной психики. Белинский высоко оценил произведение автора, посчитав, что тот отразил в нем душевные метания всего своего поколения – людей образованный и умных, не лишенных зачатков лучших человеческих добродетелей, но не знающих, чем занять себя, не понимающих законов бытия и не могущих постигнуть смысла своей жизни.

Белинский рассматривал название романа достаточно широко: как произведение о герое для всего общества, которого, по сути нет (ведь Печорин не может быть предметом для подражания), и как историю о поиске настоящего героя.

Поэтому гениальный критик в своей статье, посвященной роману, предрекал сочинению М.Ю. Лермонтова блестящее будущее, ведь проблема поиска героя своего времени всегда будет стоять перед людьми самых разных общественных эпох.

Таким образом, существует много версий происхождения названия романа «Герой нашего времени», но все они, в конечном итоге, сводятся к тому, что это название было очень удачным. Именно оно позволило автору отразить не только центральную проблему своего повествования – поиск личности, которая бы смогла стать образцом для подражания своих соотечественников, но и блестяще передать быт, нравы и культуру своего времени.

Факты и версии об истории названия произведения, опубликованные на этой странице, могут быть использованы учениками 9 классов своих сочинения на тему «Смысл названия романа Лермонтова «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

На мой взгляд, роман «Герой нашего времени» назван именно так по нескольким причинам. В первую очередь, главный герой неразрывно связан со своей эпохой, с жизнью дворянства, с его отношением к миру. Лермонтов показывает нам человека, полного противоречий, но, тем не менее, находящегося в поиске истины. Но находит ли он то, что ищет? Нет, Печорин, подобно Онегину, не видит своего счастья.

Скука и эгоизм объясняются не внутренней пустотой героя, а более глубокими причинами. «Современный человек» у Лермонтова не виновен в своей бесполезности для общества. Автор как бы представляет своему герою полную свободу выбора, однако поступки Печорина незаметно демонстрируют не только его волю, но и стоящую за ними власть обстоятельств, а главное — влияние современного общества.

Таких людей, как Печорин, в дворянском обществе николаевской России было немного. И, тем не менее, в этом своеобразном, исключительно одаренном человеке Лермонтов показал типичного дворянского героя 30-х годов.

Герой не только не имеет ничего общего, но и глубоко враждебен обывательскому, обыденному отношению к действительности, которое господствует в дворянском обществе. Критический взгляд умного и наблюдательного Печорина на действительность его времени во многом совпадает со взглядами самого автора.

Время создания романа богато значительными событиями в общественной жизни. До русской публики стали доходить идеи Гегеля, сочинения утопистов — Фурье, Руссо и других. Вместе с тем, в России происходило... заметное оживление общественной мысли, рождалась славянофильская идеология. Это было время появления многочисленных тенденций, еще не оформленных, но уже заявивших о себе. В этой эпохе только возникающих литературных идей Лермонтов создает роман, вобравший в себя всю «незавершенность» эпохи.

Также следует подробнее остановится на слове «герой» в названии романа. Само это слово несет в себе несколько значений. Герой — это и главный персонаж романа, и, вместе с тем, яркая личность эпохи, чем-то заслужившая это звание. Сразу же возникает вопрос: «Можно ли считать Печорина героем, потому что его поступки и действие не всегда носят героический характер?» Лермонтовский герой необыкновенен, «странен», и все события, в которых он участвует, столь же необыкновенны и странны.

Печорин — это сложившийся характер, который попадает в неожиданные ситуации. Он представлен как исторически закономерный герой времени. Наверное, такая эпоха не могла рождать иных героев.

При своей «странности», непохожести на других, Печорин, тем не менее, типичный герой своего времени, так как эгоизмом, противоречивостью характера, хандрой болен не только главный персонаж романа, но и все общество в целом.

Таким образом, назвав свой роман именно так, Лермонтов хотел показать, что Печорин является «визитной карточкой» своей эпохи. В его образе, по замыслу автора, соединилась типичность такой личности в обществе и ее уникальность, потому что в другие времена судьба главного героя сложилась бы иначе.

Смысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Проза Михаила Юрьевича Лермонтова, как и его поэзия, относится к выдающимся достижениям русской классической литературы. А вершина ее - «Герой нашего времени» - на­чинает собой этап русского реалистического романа. Тут мож­но сделать оговорку, что «Евгений Онегин» Пушкина, пред­шествовавший «Герою нашего времени», тоже был реалисти­ческим произведением, но у Пушкина мы имеем дело с романом в стихах, а это, как подчеркивал сам автор, «дья­вольская разница». Роман «Герой нашего времени» поразил современников не только своеобразием своего содержания, но и необычностью формы. Это цельное произведение, но состоит оно из пяти отдельных повестей, каждая из которых вполне самостоятельна в художественном отношении. Три из них («Бэла», «Тамань» и «Фаталист») автор так и опубликовал по отдельности еще до того, как собрал под общей обложкой. В то же время повести эти объединены не только сквозными героями-персонажами, главным из которых является Печорин, но и глубоко проду­манной композицией. Нарушая хронологическую последова­тельность действия, она позволяет читателю максимально объективно разобраться в сути характера главного героя. Разъясняя авторское понимание образа Печорина, Лермон­тов писал в предисловии к роману: «Герой Нашего Времени… точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». О каких же пороках идет речь? Это эгоизм, индивидуализм, неприятие общераспространенных правил господствующей морали, с одной стороны. Но с другой, что вряд ли можно от­нести к порокам, - высокое умственное развитие, потребность в постоянной саморефлексии, способность объективно оцени­вать свои поступки. Но при этом - отсутствие высоких жиз­ненных целей и неумение приложить свои незаурядные силы к общественно полезным деяниям. Все эти качества позволя­ют отнести Печорина к типу так называемых «лишних людей». Последовательно анализируя образ Печорина, Лермонтов позволяет читателю делать собственные выводы о предлагаемом ему характере, опираясь как на объективное авторское повество­вание, так и на самооценку героя. Автор далек от прямого осуж­дения Печорина, потому что видит суть его «порочности» не в индивидуальных особенностях личности, а в социальных и пси­хологических условиях общества, лишенного объединяющей идеи и обреченного на фатальную разобщенность достойных людей. Чтобы глубже раскрыть образ героя, автор сначала зна­комит нас с восприятием Печорина другими людьми. Первоначальные сведения о нем мы получаем от Макси­ма Максимыча. И только тогда, когда читатель заинтригован неординарностью поступков загадочного персонажа, автор предоставляет нам возможность проникнуть во внутренний мир этого человека, ознакомившись с его дневником. А за­тем, сопоставив впечатления других со своими собственны­ми, мы можем на их основе сделать уже самостоятельный читательский вывод. Образ Печорина не лишен романтических черт, но в целом представляет собой реалистическое изображение социального типа русского общества. Именно это и подчеркивает автор в своем предисловии. Присущим реализму художественным средством, которое использует Лермонтов, становится прежде всего глубокий психологизм, позволяющий передать самые сложные состояния и движения внутреннего мира героя. Кро­ме того, реалистическому раскрытию характеров в романе спо­собствуют выразительность и точность портретных зарисовок, даже самых беглых; зримые и ощутимые пейзажи, помимо пря­мой картинности, предназначенные для раскрытия душевно­го состояния героев; упомянутое уже мастерство композиции. И, конечно же, язык, сочетающий естественность живой раз­говорной речи с подлинной поэтичностью в описании как че­ловеческих чувств, так и природных явлений. Чистый, про­зрачный, отточенный и афористичный язык романа соответ­ствует пушкинским требованиям к художественной прозе. Пушкин, как известно, утверждал, что проза требует точности, краткости, а главное - мыслей и мыслей. Все эти черты мы находим в романе Лермонтова. Подчеркивая художественное мастерство Лермонтова-прозаика в повести «Тамань», Антон Павлович Чехов писал: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермон­това. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как раз­бирают в школах, по предложениям, по частям предложения. Так бы и учился писать». Из современников Лермонтова первым оценил новатор­ский характер романа «Герой нашего времени» выдающийся критик Виссарион Григорьевич Белинский. Он увидел в про­изведении отражение целой эпохи русской жизни. И он же указал на положительное значение образа Печорина - с его «томительной бездейственностью в действиях, отвращением ко всякому делу, отсутствием всяких интересов в душе, неопреде­ленностью желаний и стремлений, безотчетной тоской, болез­ненной мечтательностью при избытке внутренней жизни». Белинский сознавал, что «это состояние сколько ужасно, столько же необходимо». А художественные открытия Лермон­това в этом романе были использованы и развиты будущими поколениями русских писателей-реалистов - от Тургенева и Льва Толстого до Чехова и Бунина.