Тадж махал год постройки. Тадж-Махал (Индия): архитектура, строительство, мифы

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре - одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных

Тадж Махал - самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница - архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.


Внутри мавзолея находятся две гробницы - шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие - это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал - идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент - мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году



История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу - это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса - настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы - пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Тадж Махал является самым грандиозным и загадочным архитектурным памятником, посвященным любви. Сегодня эта мечеть признана новым чудом света и находится под защитой ЮНЕСКО. Это знаменитое строение находится в Индии и не имеет аналогов в мире. Сюда ежегодно приезжают тысячи паломников, которых покоряет романтическая история его создания. Читайте в этой статье создание Тадж-Махала (Индия, Агра): интересные факты, фото, удобное время посещения и конечно, незабываемая история любви.

Тадж-Махал — история любви

С истории любви, что стала причиной строительства достопримечательности и нужно начинать знакомство с этим мавзолеем в Индии. История создания гласит, что мавзолей-мечеть Тадж Махал был построен по приказу Шах Джахана, правителя и императора Могольской империи. Великого правителя постигло большое горе, в родах четырнадцатого младенца умерла его любимая жена. Целый год император не мог смириться с потерей, а потом принял решение в память о покойной супруге возвести самую величественную и красивую усыпальницу на свете.

Так началось возведение храма, которое продолжалось целых 21 год. Эта история архитектурной жемчужины показывает, что сердце великого правителя целого народа принадлежало только одной женщине. Кстати любовь Джахана, Мумтаз была третьей женой в гареме. Девушка попала в гарем к правителю, когда ей исполнилось 19 лет, и все годы, что супруги были вместе, император не чаял в жене души. Архитектурный памятник входит в 7 чудес света современности.

Строительство и архитектура Тадж Махала

Остается загадкой, кто построил и был автором проекта Тадж Махала. В те времена труд архитекторов в исламском мире не был в почете, все лавры и слава о величии сооружений доставались заказчику, а потому в летописях в связи с возведением святыни упоминается лишь имя Шах Джахана. По мнению историков, основная идея строения принадлежала знаменитому в то время архитектору Устаду Ахмад Лахаури. Именно стиль этого зодчего отчетливо просматривается в архитектуре мечети.

Стройка началась зимой 1632 года. На строительстве было задействовано 20 000 человек, набранных из подданных императора и привезенных из соседних государств. Честью учувствовать в строительных работах удостаивались лишь самые лучшие мастера, ведь по задумке императора усыпальница любимой жены должна была стать совершенством.

Особенности архитектуры

Самой примечательной особенностью архитектуры этого строения является оптическая иллюзия, она удивляет не только туристов, но и именитых архитекторов. Иллюзия заключается в том, что человек привык, когда он приближается к объекту, объект увеличивается, кода отдаляется, объект, уменьшается. Здесь все наоборот. При приближении к храму, он визуально становится меньше, и чем вы ближе, тем храм меньше. А когда спиной вперед отходишь назад, строение становится все больше, и в итоге практически нависает над человеком.

Строение делится на две части, одна символизирует мирскую жизнь, другая жизнь загробную, непознанную и необъяснимую. Соединяет эти два мира дорожка с прудом, которая берет свое начало от арки мавзолея. Эта дорога перехода между двумя мирами.

Внутри достопримечательности туристов встречает шикарный восьмиугольный зал с роскошными колоннами. Стены усыпаны невероятной красоты драгоценными камнями и самоцветами, которые были собранны по всему миру. Послы правителя приезжали и в Россию за редкими сортами малахита и яшмы. За мраморной ширмой установлены два сияющих саркофага четы Джахан. На самом деле эти гробницы не настоящие, могилы супругов находятся под землей.

Разграбление гробницы

На сегодняшний день известно, что во время гражданского восстания 1857 года, англичанами было захвачено золото, которым были отделаны шпили усыпальницы. Также солдаты вынесли и большую часть драгоценных камней со стен Тадж-Махала. Многие утверждают, что разграбление было намного масштабней. По приданиям исчезли двери, выполненные из резной яшмы, а также бриллианты и персидские ковры.

Сегодня нельзя точно сказать, что было действительно похищено, но после восстания британский вице-король в Индии приложил все усилия на восстановление чуда света, потратив на это массу средств. Чтобы такое не повторилось в годы Второй мировой войны вокруг здания были возведены строительные леса, которые смогли замаскировать чудо света и оно осталось нетронутым.

Оседающий Дворец

Для возведения святыни строителями была сооружена специальная площадка, которая возвышалась на 50 метров над уровнем реки. Сегодня под воздействием природных факторов Тадж-Махал стал оседать. Это вызывает серьезные опасения местных властей, ведь святыня покрывается трещинами и, по мнению многих специалистов, она может попросту разрушиться в скором времени.

Сегодня разрабатываются многочисленные проекты, которые смогли бы остановить разрушение Тадж-Махала, но единого мнения как сохранить святыню, до сих пор нет. Есть и другое мнение, некоторые археологи утверждают, что серьезной опасности для сохранности святыни нет. По результатам их исследований осадку здание дало незначительную и за 70 лет наблюдений, его состояние осталось удовлетворительным.

Конечно же в Индии это не единственное что надо увидеть, но не все сразу:) Пока вносим в список “Увидеть Тадж Махал”… История его постройки это история любви…

Встретив на базаре прекрасную бедную девушку с деревянными бусами в руках, принц Кхуррам влюбился в нее с первого взгляда и твердо решил взять красавицу в жены. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Но Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го.

Мавзолей строили более 20.000 человек в течении 22-х лет. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания — мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора.

Но этому не суждено было исполниться. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне, из окна которой был виден Тадж Махал . И только после смерти они вновь воссоединились — согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе. “Вот такая вот загогулина… понимаешь…”

Для возведения Тадж Махала со всех концов света съехались лучшие двадцать тысяч мастеров. Стены из белого мрамора были украшены мозаикой из большого числа различных драгоценных камней. В центре мавзолея Тадж Махал стояли так называемые ложные гробницы, а вот склепы были расположены под полом и надежно защищены от посторонних глаз. Стены погребального зала были инкрустированы изящными каменными цветами.

В настоящее время Тадж Махал ежегодно посещают как тысячи туристов, так и местные жители - индусы. В прошлом по большим дверям из серебра - символу входа в рай - проходил специальный рисунок из серебряных гвоздиков. Эта дорогая дверь в один из налетов грабителей была украдена. Позже было решено установить вместо серебряной двери медную. Кроме того, был изрядно «ободран» и декор фасада - большая часть драгоценных камней с него безвозвратно исчезла.

С минаретов Тадж Махала не раз несчастные влюбленные бросались вниз, подобным образом кончая жизнь самоубийством. Поэтому теперь туда вход закрыт и надежно охраняется полицейскими. Кроме того, стражи правопорядка следят за тем, чтобы посетители не фотографировали детали мавзолея. По установленным строгим правилам разрешается делать снимки только у входа в Тадж Махал.

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных.

Тадж Махал — самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях.

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница — архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.

Внутри мавзолея находятся две гробницы — шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие — это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал — идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент — мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году



История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу — это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса — настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы — пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Настоящее искусство означает нечто такое, что помогает тебе быть медитативным. Гурджиев называл настоящее искусство объективным искусством, оно помогает тебе медитировать. Тадж-Махал — это настоящее искусство. Туда стоит съездить.
Я хотел бы рассказать историю о том, как Тадж-Махал пришёл в существование.
Один человек приехал из Шираза, Ирана. Его звали Ширази, потому что он происходил из Шираза. Он был великим художником, самым знаменитым в Ширазе. И он был чудесным человеком. Прежде чем он появился в Индии, появилась тысяча и одна история о нём. Императором был Шах-Джахан; он слышал об этих историях. Он пригласил скульптора ко двору. Ширази был суфийским мистиком.
Шах-Джахан спросил его:
— Я слышал, что ты можешь изваять всё тело мужчины или женщины, просто коснувшись их руки и не видя их лиц. Это правда?
— Дай мне один шанс, — ответил Ширази, — но с одним условием. Помести двадцать пять прекрасных женщин из твоего дворца за занавес. Позволь мне коснуться их рук из-за занавеса. Я коснусь их рук и выберу одну, но с одним условием. Кого бы я ни выбрал, я сделаю её статую; если статуя будет абсолютно истинной, и ты, и весь твой двор будут удовлетворены, тогда эта женщина будет моей. Я хочу на ней жениться, я хочу женщину из твоего дворца.
Шах-Джахан был готов. Он сказал:
— Я согласен.

Двадцать пять прекрасных рабынь поместили за занавес. Он прошёл от первой до двадцать пятой и отверг их всех. Просто ради забавы дочь Шах-Джахана, стоявшая за занавесом, когда все двадцать пять были отвергнуты, протянула руку. Он коснулся её руки, закрыл глаза, почувствовал что-то и сказал:
— Вот моя рука.
И он надел на руку кольцо в знак того, что, в случае успеха, она будет его женой.
Шах заглянул за занавес и пришёл в ужас: «Что наделала эта девочка?» Но он не беспокоился, потому что было почти невозможно сделать скульптуру женщины, просто коснувшись её руки.
На три месяца Ширази исчез в своей комнате. Днём и ночью он работал. Через три месяца он пригласил императора, и весь двор и император не могли поверить своим глазам. Она была в точности похожа! Он это смог. Император не нашёл ни одного изъяна — он хотел найти изъян, потому что не хотел, чтобы его дочь вышла замуж за бедного человека, но теперь не было никакого выхода: он дал слово.
Он был встревожен, и его жена так встревожилась, что заболела. Она была беременна, и, рожая ребенка, умерла в агонии. Её звали Мумтадж Махал. И король пришёл в отчаяние — как спасти дочь? Он попросил скульптора прийти и рассказал ему всю историю.
— Это была ошибка. Во всём виновна девушка, но посмотри на мою ситуацию: моя жена умерла, и умерла потому, что не могла согласиться, чтобы её дочь вышла замуж за бедного человека. И я тоже не могу согласиться, хотя и дал слово.
Скульптор сказал:
— Не о чем беспокоиться. Ты должен был мне сразу рассказать; я вернусь в Шираз. Не беспокойся. Забудь об этом!
— Но это невозможно, — сказал король, — я не могу забыть. Я дал тебе слово. Подожди. Дай мне подумать.
Премьер-министр предложил:
— Сделай такую вещь: твоя жена умерла, это великий художник, и он это доказал. Пусть он сделает копию в память о твоей жене. Ты должен создать красивую могилу, самую красивую в мире. И сделай условием, что если ты одобришь эту копию, тебе придётся отдать дочь ему в жёны. Если ты её не одобришь — всё кончено.
Это обсудили с художником, и он был согласен.
«А я, — подумал король, — никогда не одобрю».
И Ширази сделал множество копий, и они были так красивы, но всё же король упорствовал и говорил: «Нет, нет, нет». Первый министр пришёл в отчаяние, потому что эти копии были редкой красоты, и отвергать её было несправедливо. И он распустил слух, позаботившись о том, чтобы он дошёл до скульптора, будто девушка, которую он выбрал, очень больна. Неделю она была больна, через неделю ей стало ещё хуже, а на третью неделю она умерла — по слухам. Когда до скульптора дошёл слух, что девушка умерла, он сделал свою последнюю копию. Девушка умерла — его сердце было разбито. И это была последняя копия. Он принёс её королю, и тот её одобрил. Трюк был в том, что девушка была больна, и не было больше речи о том, чтобы он на ней женился.
Эта копия стала Тадж-Махалом. Эта копия была создана суфийским мистиком. Как он мог создать весь образ женщины, просто коснувшись её руки? Наверное, он был в каком-то другом пространстве. Наверное, в то мгновение он не был в уме. Это мгновение должно было быть мгновением великой медитации. В то мгновение он коснулся энергии, и, просто чувствуя энергию, воссоздал весь образ.
Сейчас это гораздо легче понять логически благодаря фотографии Кирлиана, потому что у каждой энергии есть собственный образец. Твоё лицо не случайно; твоё лицо такое, потому что у тебя определённый образец энергии. Твои глаза, волосы, твой цвет — всё это потому, что у тебя определённый личный образец энергии.
Медитирующие работали над образцами энергии веками. Как только ты знаешь образец энергии, ты знаешь всю личность. Ты знаешь её насквозь, всю, потому что энергия создает всё. Ты знаешь прошлое, ты знаешь настоящее, ты знаешь будущее. Как только образец энергии понят, у тебя есть ключ, понимание всего, что случилось с тобой и что случится. Это объективное искусство. Этот человек создал Тадж-Махал.
Медитируя на Тадж-Махал в ночь полнолуния, твоё сердце начинает пульсировать новой любовью. Тадж-Махал по-прежнему несёт энергию любви. Мумтадж Махал умерла из-за любви к дочери; Шах-Джахан страдал из-за любви; и Ширази создал эту модель, потому что глубоко страдал, потому что был глубоко ранен, потому что его будущее было тёмно. Женщины, которую он выбрал, больше не было. Из великой любви и медитативности Тадж-Махал пришёл в существование. Он всё ещё несёт эту вибрацию.

Это величайший памятник Индии, который был построен во имя любви и необычайной преданности к женщине удивительной красоты. По своему величию, он не имеет аналогов во всем мире и отражает богатый период в истории своего государства, который захватил целую эпоху.

Здание, построенное из белого мрамора стало последним подарком императора Шаха Джахана своей скончавшейся жене Мумтаз Махал. Император приказал найти лучших мастеров, которые построили бы мавзолей, настолько красивый, чтобы ему не нашлось аналогов в мире.

На сегодняшний день Тадж Махал находится в списке семи наиболее величественных монументов во всем мире. Возведенный из белого мрамора, украшенный золотом и полудрагоценными камнями, Тадж Махал стал одним из самых прекраснейших зданий в архитектуре. Его сложно не узнать и он является наиболее часто фотографируемым сооружением в мире.

Тадж Махал стал не только жемчужиной всей мусульманской культуры Индии, но и одним из признанных мировых шедевров. На протяжении многих веков он вдохновлял художников, музыкантов и поэтов, пытавшихся воплотить невидимую магию этого сооружения в картины, музыку и поэмы.

Еще с 17 века люди специально пересекали целые континенты, чтобы просто увидеть и насладиться этим поистине сказочным памятником любви. Даже спустя века, он до сих пор очаровывает посетителей своей архитектурой, рассказывающей о таинственной истории глубокой любви.

Тадж Махал, переводится как "Дворец с куполом", и на сегодняшний день считается наиболее сохранившимся, архитектурно прекрасным мавзолеем в мире. Одни его называют "элегией в мраморе", для других Тадж Махал является вечным символом неувядающей любви.

Индийский поэт Рабинданат Тагор называл его "слезой на щеке вечности", а английский поэт Эдвин Арнольд говорил - "это не произведение архитектуры, как другие здания, а любовные муки императора, воплощенные в живые камни".

Создатель Тадж Махал

Шах Джахан был пятым императором Великих Моголов, и помимо Тадж Махала, он оставил после себя множество прекрасных памятников архитектуры, которые в настоящее время ассоциируются с обликом Индии. Такие как Жемчужная мечеть расположившаяся в Агре, Шахджаханабад (нынче Старый Дели), Диван-и-Хас и Диван-и-Ам, что в цитадели Красный форт (Дели). А так же, считавшийся самым роскошным троном в мире, Павлиний трон Великих Монголов. Но самым известным стал, конечно же, Тадж Махал, который навсегда увековечил его имя.

У Шаха Джахана было несколько жен. В 1607 году он был помолвлен с юной девушкой Арджуманад Бану Бегам, который на тот момент было всего 14 лет, спустя пять лет состоялась свадьба. Во время церемонии отец Шах-Джахана, Джахангир, дал имя своей невестке Мумтаз Махал, что в переводе означало "Жемчужина дворца".

Согласно летописям Казвани, "отношения императора с другими женами, были просто формальными, а все внимание, благосклонность, интимность и глубокую превязанность, которые Джахан испытывал к Мумтаз, были в тысячу раз сильнее по отношению к другим своим женам".

Шах Джахан, "Повелитель Мира", был большим покровителем ремесла и торговли, искусства и садов, науки и архитектуры. В оглаве империи он встал в 1628 году после смерти своего отца и по праву заслужил репутацию беспощадного правителя. После ряда успешных военных компаний, император Шах Джахан, значительно увеличил территории Империи Великих Монголов. На пике правления его считали самым могущественным человеком на планете, а богатство и великолепие его двора поражало всех европейских путешественников.

Но его личная жизнь была омрачена в 1631 году, когда во время родов умерла его любимая жена Мумтаз Махал. Как гласит легенда, Джахан пообещал умирающей жене, что он построит самый красивый мавзолей, который не сравнится ни с чем в мире. Так ли это было, или нет, но Шах Джахан воплотил свое богатство и всю свою любовь к Мумтаз в создание обещанного монумента.

Шах Джахан до конца своих дней взирал на свое прекрасное творение, но уже не в роли правителя, а в качестве узника. Он был заключен в тюрьму Красного форта в Агре своим собственным сыном Аурангзебом, который в 1658 году захватил трон. Единственным утешением для бывшего императора была возможность видеть в окно Тадж Махал. А перед смертью, в 1666 году, Шах Джахан попросил исполнить свое последнее желание: отнести его к окну с видом на Тадж Махал, где он в последний раз прошептал имя своей возлюбленной.

Мумтаз вышла замуж 10 мая 1612 года после пяти лет помолвки. Эту дату для пары выбрали придворные астрологи, утверждая, что это наиболее благоприятный день для бракосочетания. И они оказались правы, брак оказался счастливым и для Шаха Джахана и для Мумтаз Махал. Еще при жизни все поэты восхваляли необычайную красоту, стройность и безграничное милосердие Мамтаз Махал.

Путешествуя с Шахом Джаханом по всей Империи Великих Моголов, она стала для него надежным спутником жизни. Лишь война могла их разлучить, но в дальнейшем, даже война не могла их разделить. Мумтаз Махал стала опорой и утешением для императора, а также неразлучным спутником мужа до самой своей смерти.

За 19 лет своего замужества Мумтаз родила императору 14 детей, но последние роды стали для роковыми. Мумтаз умирает во время родов, а ее тело временно похоронено в Бурханпуре.

Летописца императорского двора необычайно много внимания обратили переживаниям Шаха Джахана в связи со смертью жены. Император был настолько безутешен, что после смерти Мумтаз, провел целый год в уединении. Когда он пришел в себя, он уже не был похож на старого императора. Его волосы стали седыми, согнулась спина и постарело лицо. Он на протяжении нескольких лет не слушал музыку, перестал носить богато украшенную одежду и украшения, а также использовать парфюмерию.

Шах Джахан умер по происшествию восьми лет с момента захвата сыном Аурангзебом престола. "Мой отец испытывал большую привязанность к моей матери, так пусть его последнее пристанище будет рядом с ней", сказал Аурангзеб и приказал чтобы отца похоронили рядом с Мумтаз Махал.

Существует легенда, по которой Шах Джахан собирался построить точную копию Тадж Махала на другой стороне реки Ямуна, но уже из черного мрамора. Но этим планам не суждено было превратиться в жизнь.

Строительство Тадж Махал

Строительство Тадж Махала началось в декабре 1631 года. Оно было выполнением обещания Шаха Джахана данного Мумтаз Махал в последние минуты ее жизни, что он построит монумент который бы мог соответствовать ее красоте. Строительство центрального мавзолея завершили в 1648 году, а весь комплекс был закончен в 1653 году, спустя пять лет.

Никто не знает, кому принадлежит планировка Тадж Махала. Раньше в исламском мире сооружение зданий приписывали не архитектору, а заказчику строительства. На основе множества источников можно утверждать, что над проектом трудилась команда архитекторов.

Так же, как и множество других великих памятников, Тадж Махал - это яркое свидетельство чрезмерного богатства его создателя. На протяжении 22 лет, чтобы воплотить фантазию Шаха Джахана, работали 20000 человек. Скульпторы приезжали из Бухары, каллиграфы из Персии и Сирии, инкрустация производилась мастерами из южной Индии, камнетесы прибыли из Белуджистана, а материалы привозили со всей Центральной Азии и Индии.

Архитектура Тадж Махал

Тадж Махал состоит из следующих зданий:

  • Главный вход (Darwaza)
  • Мавзолей (Rauza)
  • Сады (Bageecha)
  • Мечеть (Masjid)
  • Гостевой дом (Naqqar Khana)

Мавзолей окружают с одной стороны гостевой дом, а с другой мечеть. Здание из белого мрамора окружено четыремя минаретами, которые наклонены во внешнюю сторону, чтобы при разрушении не повредить центральный купол. Комплекс стоит на территории сада с огромным бассейном, в котором отражается копия красоты Тадж Махала.

Сад Тадж Махала

Тадж Махал окружает красивый сад. Для исламского стиля сад это не просто часть комплекса. Последователи Муххамеда проживали на огромных засушливых землях, поэтому этот сад, обнесенный стеной, олицетворял Рай на Земле. Территория сада занимает большую часть комплекса 300х300 м, при всей площади 300х580 м.

Так как в исламе цифра 4 считается святым числом, все строение сада Тадж Махала основано на цифре 4 и его кратных. Центральный водоем и каналы разделяют сад на 4 равные части. В каждой из этих частей находится 16 клумб, которые разделены между собой пешеходными дорожками.

Деревья в саду либо фруктовые, которые обозначают жизнь, либо семейства кипарисовых, которые обозначают смерть. Сам Тадж Махал расположен не в центре сада, а на северном его краю. А в центре сада расположен искусственный водоем, отражающий в своих водах мавзолей.

История Тадж Махала после строительства

Где-то к середине 19 века, Тадж Махал превратился в место для приятного отдыха. Девушки танцевали на террасе, гостевой дом с мечетью сдавались в аренду для свадебных церемоний. Англичане и индусы разграбили полудрагоценные камни, гобелены, богатые ковры и серебренные двери, некогда украшавшие этот мавзолей. Многие отдыхающие брали с собой молоток, для того, чтобы удобнее было извлекать кусочки карнеола и агата из каменных цветов.

Некоторое время вообще казалось, что Тадж Махал может исчезнуть, как и сами монголы. Генерал-губернатор Индии Уильям Бентинк в 1830 году собирался демонтировать монумент, а его мрамор продать. Говорят, что разрушение мавзолея предотвратило только отсутствие покупателей.

Еще больше Тадж Махал пострадал во времена индийского восстания в 1857 году, а в конце 19 века он полностью пришел в упадок. Могилы были осквернены вандалами, а территория полностью заросла без ухода.

Упадок длился многие годы, пока лорд Кензон (генерал-губернатор Индии) не организовал масштабный проект реставрации монумента, который завершился в 1908 году. Здание было полностью отремонтировано, а сад и каналы восстановлены. Все это помогла вернуть Тадж Махалу его былую славу.

Многие ругают англичан за плохое отношение к Тадж Махалу, но и индийцы относились к нему не лучше. По мере того, как увеличивалось население Агры, сооружение начало страдать от приводимых загрязнением окружающей среды кислотных дождей, что обесцвечивало его белый мрамор. Будущее монумента находилось под угрозой, пока в конце 1990-х годов Верховный суд Индии не постановил переместить все особо опасные вредные производства за черту города.

Тадж Махал - это лучший образец монгольской архитектуры. Он сочетает в себе элементы исламской, персидской и индийской архитектурных школ. В 1983 году памятник был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и был назван "жемчужиной всего мусульманского искусства в Индии и шедевром мирового наследия, вызывающего всеобщее восхищение".

Тадж Махал стал для туристов символом Индии, который ежегодно привлекает около 2,5 миллионов путешественников. Он считается одним из самых узнаваемых сооружений в мире, а история, стоявшая за его строительством, дает право считать его величайшим памятником любви, когда-либо построенным в мире.

Тадж Махал и интересные факты о нём привлекают внимание множества туристов. В 2014 году там побывало около 6.5 млн человек. Более 53 событий, обстоятельств и историй о строительстве и архитектуре, о прошлом и сегодняшнем дне памятника собраны и изложены для вас кратко в этой статье.

Тамерлан и его влюблённый потомок Джахан

Тадж Махал построили из белого мрамора
  1. На территории современного Узбекистана в 14 веке жил полководец Тамерлан или Тимур — основатель империи Тимуридов (совр. Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Афганистан, Иран, Ирак). Его потомок, правитель империи Великих Моголов (Тимуридское государство на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш, юго-восточного Афганистана) в 1627-1658 годах — падишах Шах-Джахан I, обессмертил своё имя постройкой Тадж Махала.
  2. Тадж Махал — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре (Индия).
  3. Чтобы с помощью архитектуры передать красоту своей любимой жены, умершей во время 14-х родов, падишах обменял дворец в центре столицы на землю (чуть больше гектара) в 7 км от города на берегу священной реки Ямуны (Джамуны).
  4. Вскоре после строительства мавзолея сын падишаха стал управлять государством, а отец продолжал комфортно жить в форте Дели. После смерти его похоронили рядом с женой. Этот факт преподносят как свержение отца и заточение его в тюрьму. Мнение индийских историков можно узнать из публикации «Тадж Махал, Тамерлан и любовь с первого взгляда» на канале Дзен Архитектура .

6 интересных фактов о том, как строили Тадж Махал

  1. В работах были заняты 22000 мастеров из Средней Азии, Персии, Ближнего Востока. 37 специалистов отвечали за художественный облик комплекса:
    • скульпторы из Бухары
    • каллиграфы из Сирии и Персии;
    • мастера инкрустации из Южной Индии;
    • каменотёсы из Белуджистана.
  2. Для подвоза строительных материалов был создан специальный 15-километровый пандус, по которому 30 быков тащили блоки мрамора в специально спроектированных для этого повозках.
  3. Более 1000 слонов привозили материалы из разных частей Великой Моголии.
  4. Вода для строительства доставлялась из реки с помощью канатно-вёдерной системы.
  5. Строительство гробницы заняло около 12 лет. Чуть меньше потребовалось для остальных частей комплекса: минаретов, мечети, Больших ворот, сада. Но по времени комплекс строился в два раза дольше, чем новая столица Моголии (на территории нынешнего Дели).
  6. Площадку для строительства подняли на 5о метров выше уровня уровня реки с заменой грунта.

26 фактов об архитектуре мавзолея


Центральный зал мавзолея с кенотафами падишаха и его жены
  1. Тадж Махал (или Тадж) признан лучшим образцом могольского архитектурного стиля — «жемчужиной мусульманской архитектуры в Индии». Он (стиль) возник на синтезе индийского, персидского и арабского архитектурных стилей.
  2. Внутри расположены 2 гробницы: шаха и его жены Арджуман Бану Бегум , которые находятся в земле под кенотафами.
  3. Вдохновленный стихом Бибадала Хана, придворного ювелира и поэта, Шах-Джахан задумал комплекс как копию дома дорогой Мумтаз (титул жены падишаха) в раю. В этом — предназначение большинства погребальных архитектурных сооружений моголов.
  4. Архитектура Таджа обладает мистическим воздействием: взаимодействие декора, геометрии, материалов, акустики влияет на ум, чувства и дух человека. Мавзолей уникален комбинацией своей простоты и великолепия. Неограниченная щедрость Джахана в совокупности с изысканной работой лучших мастеров производят гипнотизирующее впечатление. Об этом в Иллюзиях и тайнах Тадж Махала на канале Дзен Архитектура.
  5. Внутренний зал Тадж Махала имеет форму идеального восьмиугольника и окружен восемью комнатами с проходами. Этот приём создаёт ауру торжественной безмятежности.
  6. Его символизм многогранен: от комбинаций материалов и цвета, сообщающих о принадлежности к высшим классам общества, до метафор растений, которые придворные летописцы использовали, чтобы восхвалять достоинства личности падишаха и его семьи. Например, в кенотафе падишаха есть чернильница, а жены — поверхность для письма. Эти детали символизируют, что мужчина пишет свои желания на сердце женщины.
  7. В интерьере мавзолея есть время реверберации (время, затрачиваемое на погашение эхо) — 28 секунд. Это сделано специально для того, чтобы слова молитвы о душе любимой Мумтаз, задерживались в воздухе.
  8. Комплекс имеет осевую симметрию относительно могилы Мумтаз-Махал. Лишь гробница самого Шах-Джахана нарушает её.
  9. Со всех сторон Тадж Махала расположены водоёмы, в которых при определённом ракурсе полностью отражается здание.
  10. При строительстве использовали белый мрамор из Раджастана, который на дневном солнце имеет ослепительно-белый цвет, на восходе — молочно-белый или розовый, а при луне — серебристый. По качествам своим этот мрамор считается лучшим в мире. Шах-Джахан запретил использовать его для строительства любых других объектов.
  11. Тадж Махал в свете утренней зари

  12. 4 башни-минарета чуть отклонены в сторону на случай землетрясения. На них арабской вязью запечатлены Священные стихи Корана.
  13. Архитектором самого впечатляющего, главного купола считается Исмаил Афанди из Турции. Снаружи его высота составляет 44,4 метра, а внутри — 24,35 м.
  14. Купола увенчаны позолоченными фигурами в персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из чистого золота, но в 19 веке заменён на бронзовый.
  15. Все декоративные элементы дизайна действующих минаретов украшены позолотой.
  16. До разграбления мавзолея на кенотафе Мумтаз один из цветков был инкрустирован 35 различными драгоценными камнями , в том числе, привезённым с Урала, малахитом.
  17. Ма стерски сделанные мраморные решетки окружают кенотафы над могилами.
  18. Чего мы не видим сейчас , так это чаши, полные драгоценностей на могиле Мумтаз Махал, персидские ковры на полу, серебряные дверные проемы и нависающие люстры, которые когда-то составляли внутренний декор.
  19. Потолок украшен цветочными узорами и геометрическими рисунками — пол.
  20. Самым впечатляющим видом декора можно назвать каменную инкрустацию. Цветки разработаны до мельчайших деталей, и каждая точка и алфавит Священного Корана аккуратно выгравированы, вырезаны и инкрустированы до совершенства.
  21. Купол зала внутри украшен в виде солнца.
  22. С трёх сторон комплекс окружён зубчатыми стенами из красного песчаника. Сторона вдоль реки осталась открытой.
  23. Комплекс содержит дополнительные мавзолеи для других жён Джахана и один для любимого слуги Мумтаз.
  24. Главные ворота повторяют сводчатые проходы усыпальницы, арки украшены тем же декором. Первоначально они были сделаны из серебра и назывались «Ворота в Рай».
  25. Никакие мастера и дизайнеры не смогут воспроизвести этот шедевр сегодня.

Райские кущи

  1. Сад вокруг усыпальницы символизирует Эдем.
  2. Священная Ямуна была включена в дизайн сада, как одна из рек Рая.
  3. Приподнятый мраморный бассейн в центре, Аль Каусар, олицетворяет райский источник, о котором говорится в Коране. От него в четыре стороны света отходят широкие и неглубокие каналы, разделяя сад на четыре равные части.
  4. В первоначальном виде сад поражал разнообразием растительности и был спланирован по примеру персидских садов. В нём были изысканные сорта роз, нарциссы, лилии, ирисы, плодовые деревья и цветущие кустарники. Но со временем, когда империя ослабла, сад пришёл в запустение.
  5. Сегодняшний дизайн ландшафта — английский стиль.

Тадж Махал: интересные факты настоящего времени

  1. Тадж Махал входит в список «7 новых чудес света», который был составлен в 2007 году путём голосования более чем 100 млн. человек.
  2. Является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО с 1983 года.
  3. Войти в гробницу можно только сняв обувь или в одноразовых бахиллах.
  4. Раньше можно было подняться наверх минаретов, чтобы полюбоваться видом. Но после случаев самоубийства влюблённых вход наверх закрыли.

Интерьер Тадж Махала

Мифы и легенды

Любовь с первого взгляда

Принц прогуливался по базару Агры (своей столицы), когда увидел в 19-летнюю девушку. Любовь к красавице с первого взгляда покорила сердце юноши. Мумтаз-Махал была столь же мудра, сколь красива.


Портреты Мумтаз и Шах-Джахана

Будучи его главной женой, она сопровождала мужа во всех военных походах, поддерживала его и давала советы. За 17 лет счастливой жизни у них родилось 14 детей. Последние роды проходили в полевых условиях и 38-летняя женщина умерла. Спустя 6 месяцев, вернувшись в Агру, падишах принял решение о строительстве мавзолея, чтобы выполнить последнее желание любимой.

В придворных летописях говорится о том, что Арджуман Бану Бегум была племянницей любимой жены отца принца Хуррама (будущего императора). В возрасте 14 лет их с принцем обручили. По рекомендации придворных астрологов свадьба состоялась через 5 лет. Так что, действительно, девушке было в этот момент 19 лет.

Арджуман стала его третьей женой. После свадьбы супруг стал называть её Мумтаз-Махал, что означает «Избранная дворца», т.к. по внешности и характеру она стала для него лучшей. Впоследствии Шах-Джахан взял ещё двух жён, но любимой оставалась Мумтаз. Историю отношений между ними записывали придворные летописцы, за чем лично следил падишах.

Тайна Чёрного Тадж Махала

Ходит легенда, что Шах-Джахан хотел построить ещё один дворец на противоположном берегу реки, но уже из чёрного мрамора. Эти слухи стали распространяться после записок Жана-Батиста Тавернье. Он держал в своих руках европейскую торговлю бриллиантами с Индией и ездил туда пять раз. После путешествия в Агру в 1665 году (через 8 лет после окончания строительства) он записал впечатления о мавзолее, в том числе о на противоположном берегу реки. Однако, свергший его сын запретил строительство.

Куски чёрного мрамора, лежащие на противоположном берегу, вполне соответствовали этой гипотезе. Но в 90 годах ХХ столетия археологические раскопки обнаружили, что на самом деле куски «чёрного» мрамора являются почерневшим белым мрамором. Когда в 2006 году закончили реконструкцию Лунного сада (парка Агры на противоположном берегу Ямуны), то обнаружилось, что самый красивый вид на Тадж открывается отсюда. А второй мавзолей — это полное отражение дворца в воде.

Щедрость падишаха

Вместо лёгких строительных лесов для работ вокруг строения были сооружены капитальные леса из кирпича. Для их полного снятия требовались многие месяцы. Говорят, чтобы ускорить процесс, падишах объявил, что кирпичи может забрать домой любой в неограниченном количестве. А так как кирпич по тем временам был ценным строительным материалом, потребовался всего один день для разбора лесов.

Спасение Тадж Махала

  1. В конце 19 века во время гражданского восстания в Индии комплекс разграбили. Английские колонисты вырубали драгоценные материалы из стен здания, растаскивали золотые и серебряные детали зданий. Лорд Джордж Натаниэл Керзон, будучи вице-королём Индии, задумал масштабную реконструкцию для восстановления великолепия мечети. В 1908 году работы были завершены. Сад переделали под британский ландшафтный стиль. На месте украденных серебряных ворот поставили медные. Золото заменили на бронзу.
  2. Во время войн в 1942, 1965, 1971 годов правительство маскировало Тадж Махал строительными лесами. Благодаря этому здание сохранилось.
  3. Недавно в стенах Тадж Махала обнаружены трещины. Специалисты связывают это с обмелением реки Ямуны. Это ведёт к изменению структуры почвы. Есть мнение, что мавзолей проседает и может со временем разрушиться.
  4. Мрамор начал терять свою легендарную белизну. Объясняют это загрязнением воздуха. Поэтому в городе Агора, где расположен комплекс, закрыли многие производства, но не все, а к самому памятнику можно подъехать только на электрическом транспорте или подойти пешком.
  5. Мрамор приходится регулярно чистить специальной глиной, чтобы поддерживать его белизну.
  6. Из-за загрязнения Ямуны сильно увеличилась популяция насекомых, которые оставляют на белом мраморе свои зелёно-черные экскременты. Для этого надо прекратить сброс в реку из 52 труб, чтобы естественным образом решить вопрос.
  7. South China Morning Post сообщила, что власти Индии собираются ограничить доступ к памятнику в целях его сохранности.

Ещё несколько интересных фактов о Тадж Махале в видео

Интересно узнать Ваше мнение об этом совершенном памятнике архитектуры. Хотелось бы Вам осмотреть его в живую? Или предпочитаете наслаждаться его величием дома? Пишите в комментариях.
Делитесь с друзьями в социальных сетях, чтобы иметь интересную тему для беседы.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.