Танцевать от печки. Что означает фраза "танцевать от печки" Кто от печки плясал

Выражение, употребляемое в значении: приступая к какому-либо делу, разговору, начинать всегда с одного и того же, возвращаться к исходному пункту. Происхождение его объясняет одна из сцен неоконченного романа В. А. Слепцова «Хороший человек» (1871), которым, по-видимому, оно и популяризировано. Герой этого романа «неслужащий дворянин» Теребенев, после бесплодных странствований по Западной Европе, возвращается в Россию. Мечтая о том, как он будет теперь работать и «служить народу», он «почему-то вспомнил, как его учили в детстве танцевать. Представилось ему, что стоит он в зале, у печки, с вывернутыми в третью позицию ногами». И родители и слуги с интересом смотрят на его обучение. «Вдруг - скандал: одна нога у Сережи как-то подвертывается, заплетается за другую, Сережа сбивается с такта и останавливается… - Эх, какой ты, брат! - с укором говорит отец, - Ну, ступай опять к печке, начинай сначала. - Извольте отправиться к печке, - уныло говорит учитель. Сконфуженный, потупившись, возвращается Сережа к печке… Вся эта сцена представлялась Теребеневу с мельчайшими подробностями… все эти детские страдания, которые он испытывал пятнадцать лет назад, опять с тою же силою воскресли в нем, как будто он только сию минуту осрамился в танцах и возвращается к печке для] того, чтобы опять начинать сначала. - Да теперь-то что же я делаю? Зачем я еду в Россию? - вдруг с ужасом подумал он… - Это я возвращаюсь к печке!.. Теперь его положение опять стало ему совершенно ясно: деревня, Москва, Петербург, Европа, дошел до края и опять туда, в деревню. Да, именно в деревню, потому что печка не в Петербурге, даже не в Москве, она там… в деревенском доме, стоит на том же месте, где стояла пятнадцать лет тому назад. И для того, чтобы начать сначала, необходимо вернуться опять туда же, к той же самой изразцовой голландской печке, стать в третью позицию и опять: раз, два, три, раз, два, три и т. д.» «В этой картине - пишет акад. В. В. Виноградов - воспроизведена не только сцена танцевания от печки, но и с необыкновенной полнотой и ясностью обозначены те «внутренние формы», те мотивы, которые привели к метафорическому переосмыслению, обобщению фразы танцевать от печки» (В. В. Виноградов, Из истории русских слов и выражений, «Русский язык в школе», 1940, № 2, с. 37).

Когда ему [архитектору] заказывали план, то он обыкновенно чертил сначала зал и гостиную; как в былое время институтки могли танцевать только от печки, так и его художественная идея могла исходить и развиваться только от зала и гостиной (А. П. Чехов, Моя жизнь).

Совершенно законны были… обвинения в марксизме, в желании состязаться с с.-д., танцевать от с.-д. печки, которые раздавались на I съезде партии с.-р. и справа и слева против эсеровского центра. Вопрос о переходе этого центра к с.-д. есть теперь исключительно вопрос времени (В. И. Ленин, Эсеровские меньшевики, Полное собрание сочинений, т. 13, с. 399).
Стало уже почти неприличным начинать путевые заметки, что называется, «от печки» - с описания взлета воздушного корабля, неизменного спутника всех отчетов о зарубежных поездках (С. Авдеенко, Под небом Италии, «Литература и жизнь», 28 мая 1961 г.).

«Танцевать от печки» советуют человеку, если требуется что-либо повторить сначала. При этом танцевать в буквальном смысле слова ему не приходится, главное – начать сначала. Возникает вопрос – почему печка во фразеологизме ассоциируется с началом.

Кто и когда танцевал от печки

Самая распространенная версия отсылает к незаконченному роману малоизвестного писателя XIX века В. Слепцова «Хороший человек». Главный герой романа вспоминает, как его учили танцевать, и каждый раз, когда у него не получалось очередное па, его отправляли к печке, откуда начинался танец.

Однако, такая версия вызывает сомнение в достоверности. Конечно, есть произведения, цитаты из которых становятся фразеологизмами, то же «Горе от ума» Грибоедова. Но вряд ли сцена из незаконченного, а, следовательно, непрочитанного большей частью публики романа, могла стать до такой степени цитируемой.

В данном случае имеются в виду архитектурные традиции, по которым строились печи в аристократических домах. Чтобы печь занимала меньше места, ее ставили у стены, при обучении танцам движение начиналось от дальней стены, чтобы предоставить танцующим больше простора.

Кто от печки плясал

Само слово «пляска» более логично вписывается в народные традиции. То есть, можно сделать вывод о более древнем происхождении фразеологизма. Чтобы прояснить ситуацию, есть смысл обратиться к народным традициям. В некоторых русских губерниях существовал свадебный ритуал приема в семью невестки. Молодая жена шла от печки, приговаривая: «Я от печки иду, половички чту (считаю)».

Свадебный обряд у многих славянских народов инициировался со смертью и перерождением – дочь, покидающая родительский дом, считалась для родного гнезда. А появление нового члена в семье жениха ассоциировалось с рождением.

Вот здесь открывается сакральный смысл печи в домах древних славянских народов. Печь, очаг – все это отсылает к глубокой древности, когда люди обитали в пещерах. Некоторые филологи даже прослеживают связь между словами «печь» и «пещера». Очаг означал огонь, а значит, жизнь, все магические пляски происходили вокруг огня. Очаг мыслился как центр рода, то есть движение невесты «от печки» означает рождение нового члена семьи.

Такое трактование фразеологизма скорее сходно с латинским «ab ovo» - от яйца, то есть, с самого начала. Современное использование выражения «танцевать от печки», конечно, более легкомысленно, но суть его от этого не меняется – от начала.

Танцевать от печки

Танцевать от печки
Вдруг – скандал: одна нога у Сережи как-то подвертывается, заплетается за другую, Сережа сбивается с такта и останавливается...– Эх, какой ты брат! – с укором говорит отец. – Ну, ступай опять к печке, начинай сначала. – Извольте отправиться к печке, – уныло говорит учитель. Сконфуженный, потупившись, возвращается Сережа к печке... Вся эта сцена представилась Теребеневу с мельчайшими подробностями... все эти детские страдания, которые он испытывал пятнадцать лет назад, опять с той же силою воскресли в нем, как будто он только сию минуту осрамился в танцах и возвращается к печке для того, чтобы опять начать сначала. – Да теперь-то что же я делаю? Зачем я еду в Россию? – вдруг с ужасом подумал он...– Это я возвращаюсь к печке!.. Теперь его положение опять стало ему совершенно ясно: деревня, Москва, Петербург, Европа, дошел до края и опять туда, в деревню. Да, именно в деревню, потому что печка не в Петербурге, даже не в Москве, она там... в деревенском доме, стоит на том же месте, где стояла пятнадцать лет тому назад. И для того, чтобы начать сначала, необходимо вернуться опять туда же, к той же самой изразцовой печке, стать в третью позицию и опять: раз, два, три, раз, два, три и т. д. ".

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Танцевать от печки

Выражение, употребляется в значении: приступая к какому-либо делу, разговору, начинать всегда с одного и того же, возвращаться к исходному пункту. Происхождение его объясняет одна из сцен неоконченного романа В.А. Слепцова "Хороший человек" (1871), которым, по-видимому, оно и популяризировано. Герой этого романа "неслуживый дворянин" Теребенев, после бесплодных странствований по Западной Европе, возвращается в Россию. Мечтая о том, как он будет работать и "служить народу", он "почему-то вспомнил, как его учили в детстве танцевать. Представилось ему, что стоит он в зале, у печки, с вывернутыми в третью позицию ногами". И родители и слуги с интересом смотрят на его обучение. "Вдруг – скандал: одна нога у Сережи как-то подвертывается, заплетается за другую, Сережа сбивается с такта и останавливается...– Эх, какой ты брат! – с укором говорит отец. – Ну, ступай опять к печке, начинай сначала. – Извольте отправиться к печке, – уныло говорит учитель. Сконфуженный, потупившись, возвращается Сережа к печке... Вся эта сцена представилась Теребеневу с мельчайшими подробностями... все эти детские страдания, которые он испытывал пятнадцать лет назад, опять с той же силою воскресли в нем, как будто он только сию минуту осрамился в танцах и возвращается к печке для того, чтобы опять начать сначала. – Да теперь-то что же я делаю? Зачем я еду в Россию? – вдруг с ужасом подумал он...– Это я возвращаюсь к печке!.. Теперь его положение опять стало ему совершенно ясно: деревня, Москва, Петербург, Европа, дошел до края и опять туда, в деревню. Да, именно в деревню, потому что печка не в Петербурге, даже не в Москве, она там... в деревенском доме, стоит на том же месте, где стояла пятнадцать лет тому назад. И для того, чтобы начать сначала, необходимо вернуться опять туда же, к той же самой изразцовой печке, стать в третью позицию и опять: раз, два, три, раз, два, три и т. д. ".

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Танцевать от печки" в других словарях:

    Приниматься, начинать, приступать Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ТАНЦЕВАТЬ ОТ ПЕЧКИ - 1. кто Повторять заново с самого начала. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х), занимаясь чем л., вынуждены вновь начать всё с самого простого, привычного и последовательно проделать все необходимые шаги, без которых деятельность не может… … Фразеологический словарь русского языка

    танцевать от печки - делать что либо, начиная с привычного места, с начала. Предполагают, что оборот танцевать от печки попал в русский литературный язык из неоконченного романа писателя разночинца В. А. Слепцова “Хороший человек” (1871). Герой романа Теребенев… … Справочник по фразеологии

    Танцевать от печки - крыл. сл. Выражение, употребляется в значении: приступая к какому либо делу, разговору, начинать всегда с одного и того же, возвращаться к исходному пункту. Происхождение его объясняет одна из сцен неоконченного романа В. А. Слепцова «Хороший… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Танцевать от печки - Разг. Шутл. Начинать с самого простого, привычного. На одного работающего должно быть 8 12 гектаров пашни. Отсюда как от печки танцуют проектировщики и строители (О. Латифи. Уценённые поселки) … Фразеологический словарь русского литературного языка

Фразеологизм «Танцевать от печки» значение

Начинать с самого простого, элементарного.

Выражение «танцевать от печки» адресовано тому человеку, который предпочитает действовать по накатанной схеме, раз и навсегда утвержденному плану, не применяя своих знаний или смекалки. Его просят стих почитать с определенных слов, а у него не получается – только сначала может, «от печки». Откуда же произошло это выражение?
Скорее всего, оно берет начало из книги В. Слепцова – русского писателя XIX века – «Хороший человек». В ней речь идет о неком человеке – Сергее Теребеневе – который вернулся в Россию после долгого отсутствия. Возвращение возродило в нем детские воспоминания, среди которых одним из самых ярких является то, когда маленького Сережу учили танцевать.
Вот, он стоит у печки, ноги в третьей позиции. Родители, дворовая челядь находятся рядом и наблюдают за его успехами. Учитель дает команду: «Раз, два, три». Сережа начинает делать первые «па», но вдруг он сбивается с такта, ноги заплетаются. Отец укоряет его за неловкость и просит опять стать у печки и попробовать снова.
Очевидно фразеологизм «танцевать от печки » произошел из этой сценки и приобрел популярность во многих языках.

Пример:

«На одного работающего должно быть 8-12 гектаров пашни. Отсюда как от печки танцуют проектировщики и строители» (О. Латифи).

Это выражение подходит тогда, когда надо в чем-нибудь разобраться или что-то сделать очень точно и тщательно, тогда лучше начать с самого начала. Например, просил меня сын помочь ему с математикой, пришлось самой изучать все с азов и ему объяснять. Иногда лучше, как раз, "от печки" и начать.

Но бывает еще и так, что человек не может импровизировать в чем-то, привык по плану все делать, и начинает каждый раз с начала, и с начала. Выучил стихотворение, начал рассказывать и запнулся, подсказали, но он не продолжает дальше, а начинает читать с первых строк.

Таких примеров можно привести множество, но необходимо выяснить откуда происходит этот фразеологизм и причем тут печка.

А тут нас отсылают к произведению В Слепцова " Хороший человек". Герой этого произведения Сергей Тербенев долго не был в России, а когда вернулся первые воспоминания, которые нахлынули на него, были воспоминания о том, как его танцевать учили. А все начиналось как раз у печки, а после первых же шагов путается. И каждый раз начинает вновь и вновь, и снова от печки. И ему уже кажеться, что вся его жизнь есть сплошное " от печки".

Вот, он стоит у печки, ноги в третьей позиции. Родители, дворовая челядь находятся рядом и наблюдают за его успехами. Учитель дает команду: «Раз, два, три».

Так что многие предполагают, что выражение произошло как раз из этого произведения.