Тренинги и виды тренингов. Психологические тренинги: история, виды и их последствия

В настоящий момент в связи с многообразием видов и форм тренингов не существует их единой классификации. В данном пособии мы приводим ряд классификаций, имеющих прикладное значение.

Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости отобращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставятся перед группой . В ней выделены пять типов групповой работы (Журавлев Д.В .):

1. «Я - Я» – группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост; главные источники преобразований внутриличностные.

2. «Я - Другие» – группы, направленные на изменения в межличностных отношениях, исследование того, как про­исходит процесс межличностного влияния в зависимости от того или иного способа поведения.

3. «Я - Группа» – группы, направленные на взаимодействие личности и группы как социальной общности, стили взаимодействия с группой.

4. «Я - Организация» – группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях.

5. «Я - профессия» – группы, ориентированные на субъектов конкретной профессиональной деятельности.

Существует также классификация, согласно которой в зависимости от целей тренинги можно разделить на 4 группы.

1. Коррекционные тренинги.

Их цель - решить психологическую проблему обратившегося человека; помочь ему разобраться в себе и начать «новую жизнь». Коррекционный тренинг включает в себя психологическую диагностику клиента, но не в привычном виде (прохождение тестов, длительные беседы с психологом), а в тренинговой форме. Далее следуют коррекционные упражнения, где опять же не на словах, а на деле, клиент вместе с психологом решает свою проблему и вырабатывает новое конструктивное поведение. В адаптационной части тренинга клиент приучается переносить свои достижения на реальную жизнь, т.е. быть успешным и счастливым не только в условиях тренинга, но и в отношениях с другими людьми и самим собой в жизни.



2. Образовательные тренинги.

Цель этого вида тренингов максимально быстро и эффективно научить человека какому-либо навыку, умению, профессии. Прохождение образовательного тренинга в считанные дни и недели адаптирует человека к реальности его новой профессии, делает адекватно уверенным, конкурентно способным, нацеленным на профессиональное развитие и карьеру. Результат от такого тренинга сохраняется от полугода до нескольких лет. Далее желательно участие в тренинге нового уровня.

3. Личностно-развивающие тренинги.

Эти тренинги не имеют такой конкретной, прагматической направленности, как коррекционные и образовательные. Их цель выявить индивидуальность человека, слабые и сильные стороны его личности, то, что ему мешает жить и то, что помогает. А затем гармонизировать внутренний мир человека, скорректировать слабые стороны личности и подчеркнуть сильные; при этом тренинг не скрывает недостатки (то, чем человек в себе не доволен), а трансформирует их в достоинства.

Очевидно, что личностно-развивающие тренинги относятся к области высокого искусства и предъявляют серьезные требования, как к психологу, так и к клиенту. К сожалению, не все это понимают. Однако, при всей своей якобы неконкретности и простоте, талантливо проведенный психологом и серьезно проработанный клиентом личностно-развивающий тренинг способен изменить внутренние ценности человека, его взгляды на себя, окружающих, весь мир.

4. Бизнес-тренинги.

Бизнес-тренинг, с точки зрения традиционного образова­тельного подхода, это курс повышения квалификации, как правило, очень короткий, насыщенный раз­ными формами и методами занятий, предназначенный для обу­чения сотрудников и руководства компаний. Идея дополнитель­ного бизнес-образования появилась потому, что образование в высших учебных заведениях дает знания, которые, будучи адекватны реалиям современного бизнеса и производства, со временем устаревают (Солтицкая Т.А .)..

Цель бизнес-тренинга – помочь человеку или группе людей (например, работникам корпорации) достичь успеха именно в бизнесе и карьере. В этой группе очень популярны тренинги эффективных продаж (имеются в виду, как продажи товаров, так и продажи услуг). В результате такого тренинга клиент (человек или корпорация) изменяет психологический подход к потребителю и значительно поднимает уровень продаж и, соответственно, прибыли. К этой группе относятся также некоторые коммуникативные тренинги. Их цель – совершенствование навыков взаимодействия и общения человека таким образом, чтобы клиент тренинга достиг социального успеха. Эти тренинги чрезвычайно эффективны везде, где «человеческий фактор» в бизнесе и карьере имеет первостепенное значение. К бизнес-тренингам относят и тренинги тайм-менеджмента, а также многие другие.

Еще одна классификация построена наспособе создания программы тренинга (Петровская Л.С.). В этом случае тренинги делятся на:

1. Проблемно-ориентированные тренинги – тренинги, при составление программы которых все строится вокруг одной конкретной коммуникативной проблемы и способов ее решения (тренинги эмоциональной саморегуляции, тренинги эффективного поведения в конфликте, тренинги супружеского взаимодействия, тренинги родительского поведения и т.д.)

2. Возрастно-ориентированные тренинги – тренинги, при составлении программы которых ориентируются на конкретную возрастную группу участников, учитываются особенности данного возраста, в том числе содержание и специфика нормативных возрастных кризисов (коммуникативный тренинг для подростков, тренинг для преодоления кризиса среднего возраста и т.д.).

Последняя из представленных здесь классификаций является нашим обобщением и основана нанаправленности тренингового воздействия.

С этой точки зрений тренинги делятся на следующие категории:

1. Тренинги умений:

а) общих умений – формируются коммуникативные умения и навыки, которые могут быть использованы в любом виде общения, как профессиональном, так и дружеском (тренинг общения, тренинг эффективной коммуникации, тренинг уверенности, тренинг принятия эффективных решений, тренинг стрессоустойчивости, тренинг сензитивности и т.д.)

б) частных умений – формируются узконаправленные навыки и умения, область применения которых чаще всего ограничена одним видом деятельности (тренинг продаж, тренинг телефонных переговоров, тренинг по управлению, тренинг самопрезентации, тренинг проведения деловых переговоров и т.д.).

2. Тренинги развития:

а) развития личности – направлены на личностный рост, позволяют преодолеть собственные барьеры и ограничения, максимально развить свои способности и возможности

б) развития группы (предназначены для реально существующих на протяжении некоторого времени коллективов и организаций)

· тренинги сплочения – направлены в первую очередь на эмоциональный аспект взаимоотношений в группе, на формирование благоприятного психологического климата в коллективе

· тренинги командообразования – направлены на деловой аспект взаимоотношений в коллективе, на создание команды, способной максимально эффективно достигать поставленной цели

· тренинги развития корпоративной культуры – направлены на формирование и внедрение в сознание сотрудников коллектива элементов корпоративной культуры (общих целей, ценностей, миссии организации, корпоративных стандартов и т.д.)

Таким образом, выбор основания для классификации (отнесения тренинга к той или иной категории) обусловлен в первую очередь контекстом, в котором этот тренинг рассматривается.

Таким образом, под психологическим тренингом мы будем понимать особый вид преобразующего воздействия, производимого в рамках специально организованной для этой цели группы и направленного на формирование навыков и умений (в первую очередь коммуникативных), позволяющих участнику изменить собственные стратегии поведения и таким образом повысить свою личностную компетентность и эффективность в какой-либо сфере жизни и деятельности.

Тренинговыми группами являются все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания и коммуникативных навыков).

Большинство психологов отмечают тот факт, что тренинговая работа имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной работой по формированию и развитию коммуникативных навыков.

Психологический тренинг часто путают с другими формами групповой работы (групповой психотерапией, групповой психокоррекцией и методами активного социально-психологического обучения), в то время как он имеет ряд специфических особенностей, отличающих его от всех других форм групповой работы (см. Таблицу 1). В то же время элементы тренинговой работы (как одна из форм активного социально-психологического обучения) могут использоваться и в других контекстах, в частности, в учебном.

В настоящий момент в связи с многообразием видов и форм тренингов не существует их единой классификации; выбор основания для классификации обусловлен в первую очередь контекстом, в котором этот тренинг рассматривается.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое “психологический тренинг”?

2. Назовите несколько определений тренинга.

3. Раскройте понятие «психотехнический потенциал».

4. Каковы цели психологического тренинга?

5. Что является специфическими чертами тренингов?

6. Назовите преимущества тренинговой (групповой) работы.

7. Общее психологического тренинга и других видов групповой работы.

8. Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы.

9. История возникновения тренинговых групп.

10. Виды тренингов: варианты классификации.

11. Какие виды тренингов выделяют в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности?

12. Какие виды тренингов выделяют в зависимости от целей, которые ставятся перед группой?

13. Какие виды тренингов выделяют в зависимости от способа создания программы тренинга?

14. Какие виды тренингов выделяют в зависимости от направленности тренингового воздействия?

Раздел II. Организация тренинга

Тренинг – один из самых популярных и известных методов психологической коррекции. Используют их повсеместно: в детском саду, школе, на работе, в , на производстве. Тренинг – способ весело и непринужденно решить острые проблемы и ответить на накопившиеся вопросы. Однако, как и любая психологическая методика, он имеет ряд своих особенностей, принципов и требований, соблюдение которых обязательно для достижения желаемого результата.

Социально-психологический тренинг был изобретен немецким исследователем М. Форвергом в 70-х годах. Изначально метод основывался на ролевых играх с элементами драматизации и посредством взаимодействия в группе был направлен:

  • на повышение социально-психологической компетентности участников;
  • на приобретение социально-психологического опыта.

С тех пор в практике тренинга мало что изменилось. Эти же основы сохранились до сих пор.

Социально-психологический тренинг – метод коррекции , характера взаимодействия в группе и межличностных отношений, поведения и . Это активный метод социально-психологического обучения. Грубо говоря, урок жизни. Рекомендуется проводить тренинги с 13-14 лет, но встречаются специальные разработки и для более раннего возраста.

Чаще тренинги проводятся в группах. Состав группы может быть самым разнообразным. Учитывается не столько возраст, пол или социальный статус, сколько сходство социально-психологических трудностей и особенности развития участников. Оптимальная численность группы – от 7 до 15 человек. Состав группы не меняется в течение одного курса. Средний курс рассчитан на 30-50 часов. Тренинг длительностью менее 20-24 часов оказывается неэффективен.

В ходе тренинга все участники получают знания, умения и навыки согласно заданной цели и теме занятия. В групповых социально-психологических тренингах это часто:

  • развитие ;
  • и другого человека;
  • раскрытие человеческого и ;
  • обучение сопереживанию и .

Общая цель социально-психологических тренингов – повышение компетентности в , но встречается дифференциация на более узкие направления. Например, обучение решению или ведению деловых переговоров, повышение опыта в анализе ситуаций, коррекция установок, работа с самовосприятием и восприятием других людей.

Участники тренинга не получают сухие и кем-то переработанные знания и приемы, а за счет собственной активности сами приобретают опыт и делают выводы. Каждое занятие богато эмоциональным, перцептивным и когнитивным опытом. Обратная связь не оценочная, а описательная. Она актуальна для всех участников, сиюминутная.

Виды тренингов

По типу групп выделяют следующие тренинги:

  • «Я-Я», которые направлены на внесение изменений на личностном уровне.
  • «Я-другие» – предполагает изменения в межличностных отношениях.
  • «Я-группа» – предполагает изменения личности каждого участника как члена социальной общности.

В широком смысле социально-психологическим называют все виды существующих тренингов: коммуникативные, личностного роста, бизнес-тренинг и другие. Рассмотрим подробнее некоторые.

Тренинг жизненных умений

Среди современных и особо востребованных вариантов социально-психологических тренингов можно назвать группы уверенности в себе, жизненных умений. Они учат людей бороться с , адекватно реагировать на них и находить выход, повышают личности, вселяют . Основа тренинга – терапия условных рефлексов. В ходе тренинга жизненных умений человека учат решать жизненные задачи через ролевое проигрывание ситуаций, изменение мышления (убеждений и установок) и обучение методам .

Тренинг социальных перцепций

На этом виде тренинга учат понимать свое психическое состояние и состояние партнера по (жесты, мимика, положение тела, особенности речи). Инструменты тренинга – сами люди (их чувства и внешние проявления) и картинки с изображенными эмоциями. Участнику предлагается провести внутренний диалог, придумать историю к картинке, прочувствовать всех ее участников. Также применяются игры по демонстрации самого себя или партнера.

Интерактивный тренинг

В процессе тренинга участники обучаются тонкостям постоянного взаимодействия людей (интеракции) и умению вести дискуссии. В процессе работы определяются различия в ценностях, убеждениях, целях и представлениях участников, находятся точки соприкосновения. Для решения цели и задач тренинга применяется метод мозгового штурма и проблемных задач, упражнения на развитие переключаемости внимания и сосредоточения на главном.

Семейный тренинг

Для коррекции семейных отношений и воспитания ребенка тоже подойдет социально-психологический тренинг. В ходе такого тренинга сглаживается недопонимание и устраняется дисгармония за счет просвещения по основам и ценностям теории семейного института, ведется работа над восприятием у каждого члена семьи самого себя и других участников, меняются психологические установки личности, члены семьи обучаются и конструктивным способам решения конфликтов.

Тренинг артпсихологии

Существует направление арт-терапии, но не так давно выделили и новый тип тренинга – артпсихологический. Он раскрывает личности, корректирует эмоционально-волевую сферу и способствует реабилитации человека (особенно популярно для реабилитации детей). То есть это два в одном: коррекция и реабилитация. Программа тренинга предполагает обучение ораторскому искусству, дыхательным техникам, тонкостям речевого общения (как содержание, так и оформление речи). Для реабилитации применяются психологические этюды.

Принципы тренинга

Проведение тренинга требует обязательного соблюдения нескольких принципов:

  1. Принцип моделирования. Воспроизведение ситуаций, где участники проявляют позитивные или негативные элементы в поведении.
  2. Принцип «здесь и сейчас». Обсуждаются и удостаиваются внимания только события, относящиеся к тренингу. Все второстепенные разговоры пресекаются (иногда человек начинает говорить на отстраненные темы в целях самозащиты).
  3. Принцип обратной связи. Обязательный опрос и учет мнений и состояний участников, анализ, рефлексия, обсуждение, внесение предложений.
  4. Принцип новизны. Многообразие и постоянная смена тренинговых упражнений и игр, регулярная смена партнеров по играм в рамках тренинга.
  5. Принцип диагностики. Ведущий ни на секунду не должен прекращать наблюдение за состоянием группы и каждого из ее участников.
  6. Исследовательский принцип. Ведущий направляет группу, а участники сами находят ответы на вопросы и решение задач.
  7. Принцип активности. В работе должен быть задействован каждый участник.
  8. Принцип целеполагания. Цели определяются ведущим заранее, но в процессе работы он обязан при необходимости их моделировать.
  9. Принцип доверительности и конфиденциальности. Информация с занятий не выносится во внешний мир, что позволяет участникам быть честными и открытыми.
  10. Принцип персонификации. В процессе тренинга запрещаются безличные высказывания. Все реплики имеют адресата (от кого, кому).
  11. Принцип экспликации чувств. В форме обратной связи описываются свои переживания и чувства партнера.
  12. «Один говорит – все слушают».

Проведение тренинга

Как правило, выбирается ведущий. Обычно это психолог, если мы говорим о тренинге как профессиональном методе коррекции. Сама группа располагается в форме круга.

Дискуссия

Главное отличие социально-психологического метода от других тренингов – в его содержание всегда входит дискуссия, цель которой – интенсивно и продуктивно решать групповые задачи. В ходе дискуссии участники:

  • аргументами и логикой воздействуют на мнения, позиции и установки других участников;
  • через сопоставление разных и даже противоположных точек зрения учатся понимать и уважать других и себя;
  • учатся видеть проблему с разных сторон;
  • предотвращать и разрешать конфликты;
  • работать в группе, принимать и возлагать ответственность;
  • удовлетворяют в признании и самореализации.

Дискуссию можно строить на фоне проблемы, рассказа, реального случая из жизни какого-то участника. Реализуется дискуссия в три этапа: подготовительный (организационный), основной (свободное или программированное ведение, либо компромиссная форма) и заключительный.

Эффективность и успешность дискуссии во многом зависит от личности ведущего:

  • умение общаться в официальной и неофициальной обстановке;
  • качества ;
  • умение ориентироваться в конфликтах и решать их;
  • аналитические умения: сбор и анализ информации, ее поиск, оценка и сравнение;
  • способность планировать и рационально расходовать время;
  • умение оценивать и анализировать свои решения;
  • способность находить выход из нестандартных ситуаций.

Игры

Кроме дискуссии тренинг включает ролевые игры. Признаки ролевой игры: управляющая модель, роли с разными целями и взаимодействием между собой, общие цели игры, множество решений и альтернативных сценариев развязки, групповое или индивидуальное оценивание игры, эмоциональное напряжение (управляемое).

Почему именно ролевые игры так популярны в психологическом тренинге? Они имеют ряд особенностей:

  • снимают все оковы с участников (чаще роль далека от реальной жизни);
  • условны;
  • способствуют раскованности;
  • развивают креативность;
  • позволяют экспериментировать с моделями поведения без последствий;
  • расширяют индивидуальный опыт и стратегии поведения, обучают более успешным моделям.

Ролевые игры выявляют ошибки в общении и поведении, помогают их анализировать. Вместе с этим корректируется эмоциональное состояние участника и накапливается опыт конструктивного ведения бесед. Кроме того, выявляются неэффективные и тормозящие стереотипы поведения.

Ролевые игры бывают двух типов: спонтанные (импровизация) и сюжетные (по сценарию). Спонтанные игры не требуют подготовки, они развивают участников и ориентированы на актуальные в настоящую минуту проблемы (могут быть придуманы прямо во время тренинга).

Сюжетные игры решают популярные проблемы и задачи общего плана, которые ведущий ставит до тренинга. Как правило, это более сложные игры. Они не подходят для обучения новым моделям поведения.

Пример ролевой игры: участникам нужно представить, что они находятся на пресс-конференции. Выбирается ведущий. Каждый участник пишет три вопроса касаемо ценностей, на которые он хочет и может ответить. Далее ведущий произвольно указывает, кому обменяться листами. В итоге в парах один человек задает вопросы, другой отвечает, но происходит это на глазах группы. Как «журналист», так и группа имеет право задать один вопрос от себя, но опрашиваемый не обязан на него отвечать.

Упражнения

Среди упражнений используется несколько типов:

  • Развлекательные. Снимают напряжение и высвобождают эмоции, не требуют предварительной разминки, не несут смысловой нагрузки, сокращают дистанцию в общении участников, способствуют непринужденному общению, подходят любому типу аудитории.
  • Разминочные. Снимают и привычки повседневного общения, создают непринужденную атмосферу, изменяют средовые стереотипы общения и поведения.
  • Танцевально-песенные. Снимают скованность и зажатость, страх заявить о себе и выделиться, сплачивают группу и повышают активность, выявляют лидеров и показывают структуру группы, индивидуально-личностные особенности участников.
  • Развитие эмпатии. Название говорит само за себя о целях. Без эмпатии продуктивное и здоровое взаимодействие невозможно.
  • Релаксация. Проводится для расслабления группы, в любое время, когда ведущий фиксирует групповую усталость. Эти же упражнения позволяют лучше узнать самого себя. Они особенно нравятся подросткам. Подходят любые упражнения на анализ собственных ощущений и расслабление.
  • На развитие невербального языка, без которого немыслимы социальные контакты. Упражнения предполагают контакты глазами, тактильное взаимодействие, общение через мимику и пантомимику. Эти языки нужно знать и уметь применять уместно в каждой ситуации.

Пример развлекательного упражнения. Все участники расположены по кругу, ведущий пускает мяч (произвольно бросает). Задача того, кто мяч получит, закончить фразу «Никто из вас не знает, что я…». Мяч можно кидать несколько раз одному и тому же участнику, но каждый член группы должен обязательно оказаться вовлеченным.

Пример разминочного упражнения. «Дефиле». Участники поодиночке или парами (тройками) должны выходить в центр круга и оригинально идти – так, чтобы на них обязательно обратили внимание.

Пример танцевально-песенного упражнения. «Хор». Участники разбиваются на группы, каждой дается лист с заданием. Задача – исполнить написанную песню указанным мотивом и (или) в сопровождении определенных действий. Например, «Маленькой елочке» на мотив «Катюши» и двигаясь влево-вправо.

Упражнение на развитие эмпатии. «Представление о группе». На листе ватмана каждый участник зарисовывает свою ассоциацию с группой. Можно несколько раз подойти к листу, но за один подход нарисовать только один образ (ассоциацию). Все обсуждения проводятся после упражнения и имеют характер обмена чувствами и впечатлениями.

Пример упражнения на невербальное общение. Из расположения по кругу участники подходят друг к другу и здороваются любым невербальным способом (оба участника предлагают свой вариант). Потом каждый участник из пары переходит к новому партнеру и начинает с приветствия, с которым перед этим обратились к нему. Если приветствия совпадают, то на момент перехода для следующего партнера нужно придумать что-то новое.

Хочу добавить еще несколько слов об упражнениях на развитие невербального языка. Несловесное поведение труднее контролировать, потому упражнения «без слов» представляют особую ценность в психогимнастике. Они учат выражать отношение к ситуации, себе, человеку без слов. Невербально мы получаем больше 70 % информации, а что еще важнее – правдивой информации.

Эти упражнения устраняют неуверенность, снимают скованность, но важно учитывать настроение группы и чувства конкретного участника. Не стоит сразу давать «тяжелые» упражнения с большим контактом, чем рукопожатие. Именно этот вид упражнений требует особого мастерства и осторожности ведущего. Например, запланировал ведущий одно из таких упражнений, но на занятии видит, что группа совершенно не готова для него – значит, нужно тут же сориентироваться и подобрать другое. Как и в медицине, действует правило «Не навреди».

Другие методы

Ролевые игры и дискуссия – базовые методы социально-психологического тренинга. Кроме них используются деловые игры, невербальные методики и анализ видеозаписи.

Сценарий

Сценарий тренинга разрабатывается заранее, как правило, он предполагает несколько занятий. Каждое занятие – опыт для участников. Отдельные занятия строятся приблизительно по следующему плану:

  1. Начинается тренинг со знакомства участников. Для этого подходит игра или упражнение для самопрезентации с элементом «снежного кома». Если участники уже знакомы, то имена запоминаются только ведущим. Вариант самопрезентации может быть разным, например, назвать имя предыдущего участника, свое и три глагола о себе.
  2. Далее следует разминка с упражнениями коммуникативной направленности, эмоциональной и поведенческой. После следует групповая дискуссия и обозначение цели занятия (кроме общей цели есть отдельные для занятий). Выбирается пара ситуаций для дискуссии и ролевых игр (предлагают сами участники, что-то из «наболевшего» и актуального прямо сейчас). В конце каждой игры или упражнения проводится групповая дискуссия, участники оценивают свою активность и состояние.
  3. После идут упражнения узкой направленности для развития конкретных навыков и умений.
  4. Игровыми упражнениями закрепляется непринужденная обстановка.
  5. Рефлексия по всему занятию.

Результаты

Человек, прошедший социально-психологический тренинг:

  • умеет устанавливать эмоциональный контакт;
  • организовывать пространство для общения;
  • определять эмоциональное состояние оппонента по его реакциям;
  • создавать благоприятный ;
  • выслушать и понять;
  • контролировать внешние проявления собственных эмоций и чувств (позы, мимика, жесты);
  • аргументировать свое мнение и позицию;
  • решать конфликтные ситуации.

Тренинг дает знания из области психологии личности, группы, общения. Тренинг – обучающий курс, потому и полный объем результатов становится заметным спустя время, через несколько недель или месяцев, когда все эмоции утихнут и останутся только полученные знания, умения и навыки. Не нужно проходить тренинги часто – максимум раз в полгода.

Личность ведущего

Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:

  • (инструктор, режиссер);
  • психоаналитик (со здоровым дистанцированием и лично нейтральным отношением к участникам);
  • руководитель-комментатор (психологическое профессиональное сопровождение);
  • руководитель-посредник (управляет процессом, но не несет ответственности за течение);
  • один из участников группы (равное положение с остальными участниками, человек со своими особенностями и жизненными проблемами).

Ведущий выбирает , который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль. Возможно использование авторитарного стиля на первых занятиях (участники еще не избавлены от оков привычек и нуждаются в управлении) с постепенным переходом к демократическому. Иногда существует необходимость менять стиль несколько раз в течение одного занятия.

Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.

Личностный портрет успешного ведущего:

  • ориентация на клиента (участников), желание и возможность помочь;
  • гибкость и терпимость, отвлеченность от личных мнений и чувств;
  • открытость к другим мнениям;
  • способность создать благоприятную и комфортную атмосферу, восприимчивость;
  • способность быть открытым, несмотря на профессионализм, проявлять истинные эмоции;
  • энтузиазм и оптимизм, творческий потенциал, вера в способности каждого участника к изменениям, обучению и развитию;
  • сдержанность и самообладание, уравновешенность, развитый самоконтроль;
  • уверенность в себе, любовь и позитивное отношение к себе, развитое (знание потребностей и , сильных и слабых сторон), адекватная самооценка;
  • развитое и интуиция;
  • высокий , образованность и специальное образование, дающее право на проведение тренингов.

Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.

Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.

Послесловие

Социально-психологический тренинг повышает социально-психологическую компетентность личности за счет развития конкретных (цель, задачи и тема тренинга) компетенций. Тренинг можно рассматривать и как метод группового консультирования, и как метод воздействия на личность (коллектив) с целью изменения коллектива, особенностей поведения и мышления личности.

Компетентность в общении и социальном взаимодействии – одна из самых важных. Потому социально-психологические тренинги используют при подготовке врачей, педагогов, психологов, руководителей, менеджеров и других специалистов, чья профессия связана с ежедневными социальными контактами. Тренинги помогают формировать «социальный иммунитет».

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Кристофер Морли

Понятие психологический тренинг

Психологический тренинг - это форма группового обучения, направленная на получение навыков поведения, решение внутри личностных проблем и развитие самой личности.

Проще говоря, это помощь в работе человека над самим собой для открытия его внутреннего потенциала. Психологические тренинги уникальны тем, что никто не говорит и не указывает человеку, как ему стоит строить свою жизнь. Участник сам для себя обнаруживает, как он и жизнь вокруг могут выглядеть по-иному и именно через это и делаются новые ценные открытия.

Проходя этот путь познаний, человек получает доступ к своим личным внутренним силам, к другим уровням свободы выбора, которые требуются для создания именно того будущего, которое абсолютно не имеет ничего общего с прошлой жизнью.

История возникновения тренинга

История возникновения тренинга так же стара, наверное, как и обучение. Никто не может с точностью сказать, когда и где он возник. Одним из первых, кто всерьез начал заниматься тренингом и стал его применять, был американский писатель, педагог и психолог Дейл Брекенридж Карнеги, основавший сто лет тому назад одну из самых крупнейших мировых тренинговых компаний, которая успешно действует и до сих пор. Эти тренинги направлены на развитие уверенности в себе, в собственных силах, навыков выступления на публике, взаимодействия между людьми и многие другие достижения.

Нельзя не отметить значительный вклад в эту форму обучения и известного социального немецкого и американского психолога Курта Цадека Левина, который на второй год после окончания Второй мировой войны вместе с коллегами основал тренинговые группы, цель которых было повысить компетентность людей в общении.

Ими было замечено, что участники от посещений получают реальную огромную пользу, анализируя свои собственные мысли и переживания в группе. В дальнейшем его талантливыми учениками была открыта в США Национальная лаборатория тренинга.

Сначала там проводили обучение управленческого персонала - руководителей, менеджеров и даже политиков, затем в пятидесятые годы были открыты группы, которые ориентировались уже на выяснение жизненных приоритетов и ценностей самого человека. Классификация тренингов понемногу увеличивалась.

Уже позже, в семидесятых годах был разработан новый метод обучения, который получил название социально психологический тренинг. Его основателем был М. Форверг и его коллеги. Тут уже основными средствами обучения выступили именно ролевые игры, которые включали в себя драматизацию некоторых событий, что способствовало формированию у человека эффективных коммуникативных навыков. На вопрос, какие бывают тренинги вообще, ответить довольно трудно.

Виды тренингов

Виды тренингов официально выделены не были, их великое множество и общепризнанных классификаций до сих пор не существует. Тем не менее, по критерию направленности изменений и воздействий можно выделить некоторые типы тренингов - это бизнес-тренинг, навыковый тренинг, социально-психологический и психотерапевтический тренинг.

Что касается бизнес-тренинга , то его основной задачей является, в основном, развитие навыков рабочего персонала, чтобы они смогли успешно выполнять поставленные перед ними бизнес задачи, а так же на повышение уровня управленческих взаимодействий и эффективности производственной деятельности. Этот тип тренинга требует отдельного детального рассмотрения.

Навыковый тренинг говорит сам за себя - это формирование и развитие определенных навыков. Кстати, большая часть бизнес-тренингов включает в себя и этот тип тренинга.

Социально психологический тренинг - формирует навыки и в тоже время сознание человека. Он занимает как-бы промежуточную позицию. Главной целью социально-психологического тренинга является развитие компетентности в общении. Именно общение открывает дорогу в жизнь, от него зависит и личное счастье человека, и успех в профессиональной жизни. Такой тренинг поможет найти подход к любому человеку, легко завязать знакомство, раскрыть свои личные внутренние качества и выработать личную линию поведения.

Виды социально психологического тренинга

Польза от таких тренингов может быть всем людям, не зависимо от их возраста и профессий. Поэтому виды социально психологического тренинга можно выделить следующие:

  • Для дошкольников - развивает самые первые навыки общения со взрослыми и детьми;
  • Для школьников - вырабатывают правила поведения между сверстниками и старшим поколением, а так же внутри школьного класса;
  • Для подростков - учит уважительному общению между собой и взрослыми;
  • Для студентов - вводит во взрослую, более самостоятельную жизнь;
  • Корпоративный тренинг - учит общению между коллегами, решает внутри коллективные проблемы;
  • Тренинг для руководителей - повышает авторитет и улучшает климат в коллективе;
  • Семейный тренинг - развивает навыки общения с родственниками, решает проблемы непонимания внутри семьи.

Главное направление психотерапевтического тренинга - это изменения в сознании человека, которые модифицируют стереотипы поведения человека, рассматривающие в какие ситуации больше не попадать. Название само за себя говорит о том, что это оказание помощи внутренним психологическим проблемам человека. Кстати, этот тип тренинга является разновидностью психологического тренинга.

История психологического тренинга началась тогда же, когда Левин и его коллеги создали свои группы. Он считал, что люди должны научиться видеть себя такими, как их видят другие люди, чтобы увидеть свои негативные установки и выработать затем новые формы своего поведения.

Виды психологического тренинга

Основные виды психологического тренинга - это бизнес-тренинги, которые уже рассматривались выше, коммуникативные тренинги и тренинги личностного роста.

Главная цель коммуникативных тренингов - это научить людей адекватно, правильно вести себя в той или иной ситуации, которые помогут в дальнейшем разрешить трудности общения в реальной жизни.

Люди учатся налаживать отношения с другими людьми, учатся их лучше понимать.

Еще одна классификация психологических тренингов - это тренинги личностного роста схожи с выше описанным видом, но здесь участники еще учатся преодолевать свои внутренние страхи и какие-либо свои личные комплексы. Они подробно разбирают свои душевные тревоги и переживания, которые мешают им жить и добиваться поставленных целей. Классификация видов психологического тренинга существует только по признакам, а как единой ее просто нет.

Психологический тренинг, несомненно, приносит свои плоды. Последствия психологического тренинга бывают разными. Но у многих участников происходит внутренняя переоценка, как самого себя, так и окружающих людей и жизни в целом. Они избавляются от многих комплексов, проблем и увереннее шагают по миру. Многие из тех людей, кто посещал психо тренинг добиваются своих целей и достигают высоких вершин.

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений – тренинг, направленный на формирование навыков (одна из разновидностей данного вида тренинга – бизнес-тренинг, организационный тренинг), психотерапевтический и социально-психологический.

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Бизнес-тренинг направлен на развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий.

Организации чаще всего обращаются к тренерам с запросами на проведение тренингов по следующим темам:

  • управленческие тренинги (тренинг "Эффективный руководитель", "Бизнес-коммуникации", "Ситуационное лидерство", "Бизнес-планирование", "Управление проектами", "Навыки лидества" и др.);
  • тренинги командообразования (тренинг "Формирование клиенториентированной команды", "Управление командой" и др.);
  • тренинги продаж ("Техники эффективных продаж", "Телефонные продажи", "Успешная презентация", "Работа с возражениями", "Эксперт продаж", "Прямые продажи", "Переговоры в продажах" и др.);
  • формирование эффективных поведенческих умений (тренинг ведения переговоров, "Тайм менеджмент", "Управление конфликтом", тренинг "Управоение мотивацией персонала", "Эффективная презентация", "Навыки публичного выступления", "Технология проведения делового совещания" и др.).

Психотерапевтический тренинг (более корректное название – психотерапевтическая группа) направлен на изменения в самовосприятии, формирование позитивных отношений с социальным окружением, решение личностных проблем. Концептуальной основой проведения групп являются современные направления психотерапии – экзистенциально-ориентированные, психодраматические, гештальтгруппы, группы телесноориентированной терапии и др.

Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения в личности, и на формирование поведенческих умений и навыков. СПТ также может способствовать смене социальных установок и развитию умений и опыта в области межличностного общения.

Организационный тренинг способствует достижению следующих целей:

  • – формированию новых знаний и навыков (прежде всего, профессиональных);
  • – отработке стандартов профессиональной деятельности;
  • – адаптации персонала;
  • – мотивации и повышению лояльности;
  • – оценке совместимости работников и командообразование;
  • – обеспечению смены вида деятельности;
  • – обмену опытом;
  • – оценке результативности – обратная связь от сотрудников относительно эффективности деятельности;
  • – выявлению и обучению лидеров;
  • – оптимизации расстановки кадров;
  • – преодолению кризисного этапа в развитии организации;
  • – раскрытию потенциала сотрудников;
  • – разрешению конфликтных ситуаций;
  • – улучшению психологического климата в коллективе;
  • – формированию кадрового резерва.

Кроме перечисленных конкретных задач, тренинг способствует решению и более общих, таких как организационная диагностика (выявление имеющихся ресурсов и ограничений – как человеческих, так и технических), организационное развитие, повышение эффективности деятельности организации и приобретение конкурентных преимуществ, развитие корпоративной культуры, улучшение имиджа организации и т.д.

Разрабатываться и проводиться тренинг может как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами.

При организации и проведении тренинга нужно обратить внимание на следующие позиции: кто является постановщиком задач для тренинга (руководитель организации, руководитель подразделения, в котором работают будущие участники тренинга)? Каковы ведущие потребности участников тренинга? Как правильно сформулировать цели тренинга? Необходимо ли проводить диагностику эффективности работы будущих участников до тренинга? Какие методы использовать для оценки эффективности их деятельности? Как разработать содержание и структуру тренинга? Какие методы будут использоваться в тренинге? Какой методический материал получат участники? Какие условия необходимо создать для проведения тренинга? Как будут оцениваться результаты тренинга (самими участниками, заказчиком, тренером)? Будет ли использоваться методика посттренингового сопровождения?

Для того чтобы тренинг был успешным, важно точно определить цели тренинга. Цель – это ожидаемый результат, на который ориентирован заказчик. Он должен быть конкретным, достижимым и измеряемым (по качественным или количественным показателям). Желательно до тренинга провести знакомство с организацией, понаблюдать за работой людей, которые станут участниками тренинга. В случае необходимости, можно использовать специальные процедуры для оценки эффективности профессиональной деятельности и общения будущих участников. Среди них: наблюдение, интервью, оценка персонала, анкетирование, фокус-группа или групповое обсуждение. Существуют специальные методики. Например, при подготовке тренинга продаж рекомендуется провести методику "Секретный покупатель", которая позволяет, с помощью специально подготовленных экспертов, оценить качество работы специалистов по продажам.

Принципы проведения тренинга:

  • – принцип активности предполагает не только усвоение знаний и приемов, а самостоятельную выработку эффективных навыков профессионального общения;
  • – принцип обратной связи, на котором строится приобретение нового перцептивного, эмоционального и когнитивного опыта;
  • – нацеленность на актуализацию ресурсов участников группы;
  • – принцип "здесь и теперь" – в тренинге акцент делается на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации, происходящей непосредственно на занятиях. В то же время, тренер находит связь между ситуацией "здесь и теперь" и профессиональным опытом участников;
  • – принцип доброжелательности и опора на позитив обеспечивает формирование атмосферы психологической безопасности и принятия, открытости в общении между участниками;
  • – принцип опоры на индивидуальный и организационный опыт участников.

Организационные условия проведения тренинга:

  • – наличие постоянного состава группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на обучение или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (режим марафона);
  • – определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
  • – применение активных методов групповой работы;
  • – обеспеченность техническими средствами обучения (видео- и мультимедийная аппаратура) и методическими материалами;
  • – количество часов – не менее 24.

Предмет работы ведущего в группе. Каждое действие ведущего тренинг должно быть осмыслено и соотнесено с общим контекстом его работы. Тем и отличается ведущий от участника группы, что он в любой момент времени осознает что, как и зачем он делает. Опишем два основных направления деятельности тренера в группе: работу с личностью и работу с группой.

А. Работа с личностью.

Работа с "Я" (как совокупностью представлений человека о самом себе) участника начинается с первой встречи группы. Все более глубокое осознание себя, осмысление своих особенностей, проявляющихся в общении, является одновременно и сутью, и эффектом тренинга. Понимание своего "Я" может происходить на нескольких уровнях:

  • – осознание участником того, как он воспринимается другими, каким он представляется в межличностных ситуациях (каким меня видят другие?);
  • – осознание собственных стратегий и тактик, применяемых в общении длительное время (каким я воспринимаю себя?);
  • – осознание мотивов, лежащих в основе того или иного стиля поведения (почему я общаюсь именно так?);
  • – понимание человеком того, как на протяжении его жизни складывались присущие ему способы поведения (каковы глубинные причины, лежащие в основе моего поведения?).

Эта этапность в понимании своего "Я" лежит в основе построения программы тренинга.

Работа с "Я" участников ведется в течение всего тренинга. Практически все процедуры тем или иным образом направлены на осмысление ими своих особенностей. Сначала участникам предоставляется возможность излагать фактическую информацию о себе, своих сильных и слабых сторонах. Далее участники могут затрагивать такие темы, как профессиональные позиции, отношения, возможности и ограничения в профессиональном общении. Проговаривая вслух эти внутренние содержания, участник смотрит на них как бы глазами других, получает обратную связь. Самопознание тесно связано с процессом самораскрытия. С. Джурард подчеркивал, что "раскрытие своего “Я”" другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. В другом случае личность тратит энергию для построения ложного, внешнего "Я". Самораскрытие возможно лишь в том случае, если оно является функцией имеющихся взаимоотношений: когда взаимоотношения между людьми строятся па основе взаимного принятия, когда оно происходит постепенно, и человек способен почувствовать, какое влияние производит самораскрытие на других. Два автора, Дафт Джозеф и Гарри Инграм, создали схему, известную в литературе под названием "Окошко Иогари" (табл. 10.3).

Таблица 10.3

"Окошко Иогари"

Открытая область содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим. Важно то, что в группе участник получает обратную связь от других относительно эффективности своего поведения и его адекватности профессиональным целям. Слепая область состоит из того, что в человеке видят особенности, которые им самим не замечаются, а окружающие коллеги считают неуместным говорить о них. Отталкивающая манера общения, повышенная агрессивность, навязчивость и другие особенности поведения становятся предметом обсуждения в тренинге и корректируются.

Неизвестная область – это то, что находится за пределами сознания и самого индивида и окружающих. В тренинге вся содержательная работа направлена на расширение открытой области за счет уменьшения других областей. Выражая личностно значимые мысли и чувства, получая обратную связь, члены группы имеют возможность исследовать себя как бы со стороны. Среди способов, при помощи которых группа и ведущий поощряют в участниках рост осознания себя, главными являются: обучение рефлексии, понимание, эмпатия и др. Но для того, чтобы члены группы смогли начать глубоко анализировать себя, они должны быть уверены в том, что группа их принимает, понимает и окажет поддержку. Поэтому тренер сознательно строит свою работу по развитию группы.

Б. Работа с группой.

Конструктивная работа над собой участников тренинга может осуществляться в сплоченной, развитой в психологическом отношении группе. На сплочение группы влияет совместная деятельность по решению задач, личностно значимых для участников. Работа над совершенствованием своих способов общения, над улучшением самовосприятия, отработкой профессионально важных умений объединяет участников. На сплочение может влиять также престиж группы и ее ведущего, соперничество с другими группами, присутствие в группе девианта, поведение которого значительно отличается от поведения других. В сплоченной группе участники открыто разбирают конфликты. Группа также нуждается в конфронтации, взаимной критике, которая приводит к изменениям в поведении и позициях участников группы. При конфронтации действия одного человека или группы направлены на то, чтобы заставить другого осознать, проанализировать или изменить свое межличностное поведение. Конфронтация даст результаты, если атмосфера в группе носит доверительный характер и участники открыты для обратной связи.

Можно выделить, по крайней мере, три фазы развития группы.

1. Фаза ориентации и зависимости. Участники ориентируются в ситуации. Настрой на первых занятиях у большинства участников – заинтересованный, у некоторых – скептический. На этой фазе группа находится в сильной зависимости от ведущего. От него ждут совета, инструкции. Возможно проявление сопротивления участию в группе. Чувство зависимости в меньшей степени проявляется в структурированных группах, так как ведущий стремится снять их с помощью устанавливаемых правил, совместного определения целей работы.

Одновременно – это фаза ориентации участников в группе: кто с кем близок в плане трудностей общения, кто как на кого реагирует. На этой фазе группа обсуждает зачастую несущественные вопросы, участники дают друг другу советы, которые уже много раз давались "за кругом" и не помогали.

  • 2. Фаза конфликта. Проявляется тенденция к соперничеству, идет кристаллизация ролей. Преобладающие эмоции – напряженность, неконструктивность в поведении. Часто встречается открытая конфронтация с тренером. Иногда группа выбирает себе в качестве объекта агрессии одного из участников и вымещает на нем напряжение, обвиняет, осуждает за поведение, отклоняющееся от нормы, общепринятой в группе. Здесь еще нет конструктивной помощи, преобладают оценки, советы друг другу.
  • 3. Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности. Формируется чувство принадлежности к группе, осознание всеобщего "мы". Появляется искренность в высказывании своих мыслей. Участники открыто рассказывают о себе и своей работе, своих достижениях и ограничениях. Развитая группа способна обеспечить развитие личности. Среди механизмов, лежащих в основе этого процесса авторы выделяют:
  • 1) членство в группе;
  • 2) эмоциональную поддержку;
  • 3) помощь другим;
  • 4) самоизучение и самопроявление;
  • 5) осмысление;
  • 6) отреагирование;
  • 7) обратную связь и конфронтацию;
  • 8) корректировочный эмоциональный опыт;
  • 9) опробование и освоение нового опыта поведения;
  • 10) получение новой информации о приобретение навыков общения.

Предлагаем краткое описание этих механизмов.

Один из них – просто принадлежность к группе. Уже сама позиция участника может эффективно воздействовать и вызывать требуемые изменения. Прием в группу, общение в ней заставляют человека почувствовать, что он не один со своими трудностями, что его трудности не уникальны. Это снимает напряжение и способствует преодолению многих трудностей.

Другой действенный механизм групповой работы – эмоциональная поддержка. Благодаря нему, возникающая атмосфера взаимной заинтересованности, доверия и понимания, создает необходимые предпосылки для ослабления защитных механизмов. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее положительное воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения и таким образом оказывает корректирующее эмоциональное воздействие на такой важный элемент системы отношений, каким является отношение к себе.

Помощь остальным участникам повышает ощущение своей необходимости, полезности. Этот фактор помогает преодолеть сосредоточенность на своих трудностях, повышает чувство принадлежности к организации, уверенности.

Расширение сферы осознания состоит из осознания мотивов своего поведения, своей роли в происхождении различных конфликтных ситуаций, более глубоких причин возникновения тех или иных отношений, способов поведения и эмоционального реагирования.

Эмоциональное реагирование включает свободное выражение собственных эмоций: понимание и раскрытие себя с соответствующими им переживаниями, получение эмоциональной поддержки, эмоциональную коррекцию своих отношений, модификацию способа переживаний и эмоционального реагирования.

Обратная связь выступает важнейшей образующей собственного "Я", является важным звеном в познании других людей, окружающего мира. Она может быть вербальной или невербальной, т.е. выражаться в слове или жесте, взгляде, мимике; оценочной и не содержащей оценки; соотносящейся с конкретным источником и не определяющей источник вовсе; общей или специфической применительно к поведению человека; эмоционально окрашенной и не несущей этой окраски со стороны коммуникатора и т.д. Важным условием продуктивности обратной связи, выполняемой в случае тренинга, является ее своевременность. Обратная связь "по горячему следу" наиболее полезна.

Адекватное и эмоционально благоприятное отношение к себе обеспечивает также адекватное, без искажений реальности, восприятие окружающего, способствует формированию динамичных отношений к окружающему миру, к другим людям, к сферам своей деятельности, корригирует уровень притязаний и формирует достаточно высокий уровень ожиданий, активизирующий деятельность человека в самых различных сферах, способствует развитию и совершенствованию профессионального общения. Следовательно, ведущим внутриличностным механизмом является определенная динамика отношения к себе и самооценка.

К механизмам направленного психологического воздействия относится и отработка новых приемов и способов поведения. Это преодоление неадекватных форм поведения, проявляющихся в группе, закрепление новых форм поведения, в частности тех, которые будут способствовать адекватному функционированию в профессии, коррекция своих неадекватных реакций и форм поведения на основе изменений в познавательной сфере.

Новая информация в тренинге поступает участнику от членов группы, от тренера в форме разъяснения и анализа происходящего в группе. В некоторых случаях – из предложенной ведущим литературы.

Групповой процесс суммируется из действий ведущего и участников тренинга. Тем не менее, профессиональная обязанность ведущего – нести ответственность за успех тренинга и позитивный настрой участников.

Функции тренера. Ведущий тренинга, его личностные особенности, знания, умения являются, в определенном смысле, средством развития как отдельной личности участника, так и группы в целом. Позиция тренера, его стиль и методы работы с группой не могут быть в течение всего тренинга однообразными. Они зависят от потребностей участников, групповой ситуации, уровня развития группы.

Основные функции ведущего в тренинге.

  • 1. Руководящая функция. В тренинге, который является достаточно структурированной моделью работы, ведущий задает программу обучения, правила, цели работы. Он также осуществляет методическое обеспечение занятий. Но недопустимо, чтобы эта руководящая позиция вела к снижению активности участников группы, перекладыванию всей ответственности за происходящее на консультанта.
  • 2. Экспертная функция заключается в том, что ведущий помогает участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других. Экспертиза может осуществляться через предоставление информации по теме тренинга и через анализ происходящего.
  • 3. Аналитическая функция заключается в том, что ведущий обобщает и комментирует происходящее в группе. Комментарии могут носить характер:
    • а) наблюдений, которые ведущий преподносит не от себя лично, а в виде описания деятельности группы без выражения собственных чувств и оценочных суждений;
    • б) перечисления и классификации происходящего в группе с использованием соответствующего понятийного аппарата;
    • в) гипотез, в которых как бы предполагается, что в группе может произойти и почему.
  • 4. Посредническая функция заключается в организации групповых процессов. В тех случаях, когда группа испытывает затруднения в развитии, ведущий может вмешиваться, используя методы психологического воздействия. Ведущий также использует свое умение действовать в межличностном общении в доверительной манере, создавать в группе эффективные коммуникации, быстро реагировать на возникающие ситуации.
  • 5. Ведущий как образец поведения для участников. Подражание ведущему, особенно на начальных этапах, неизбежно. Именно поэтому тренер должен предоставлять участникам такую возможность. Он активен, участвует в процедурах вместе с группой.

С нашей точки зрения, ведущему желательно иметь психологическое образование, самому пройти тренинг и постоянно участвовать в работе таких групп в качестве участника, так как высока вероятность профессиональной и личностной деформации в результате длительного общения с группами. Возраст ведущего – не менее 25 лет. Ведение организационного тренинга предполагает высокую степень информированности о специфике профессиональной деятельности участников.

На тренинге используются следующие методы:

  • – кейсы;
  • – игровые (деловые, ролевые игры);
  • – групповая дискуссия;
  • – мозговой штурм;
  • – видеоанализ;
  • – модерация и др.

Кейс – проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.

Деловая игра – имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.

Ролевая игра – это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.

Игры-разминки – инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.

Групповая дискуссия – совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (т.е. управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Мозговой штурм – один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил – сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Видеоанализ – инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов с последующим анализом, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.

Посттренинговое сопровождение. Посттренинговое сопровождение – это система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности.

Посттренинг может проводиться в формате семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества, электронной переписки с тренером, внедрением дистанционного курса.

Тренинг - очень популярный сегодня способ обретения не только теоретических, но и практических знаний. Он подразумевает активное обучение, в отличие от типичного получения знаний в обычных школах, ВУЗах, колледжах и т.д.

Во время тренинга ученикам предлагают активное участие в сначала излагается некая теоретическая информация, а затем приступают к упражнениям, направленным на лучшее усвоение знаний.

Тренинги позволяют не только расширить представления о той или иной области жизни, но и получить определенные навыки.

Виды тренингов

Сегодня распространены разные тренинги, посвященные разнообразным тематикам, но в общих чертах их разделяют на 4 типа:

  • бизнес-тренинг;
  • личностно-развивающий;
  • образовательный;
  • коррекционный.

Чаще всего это групповые тренинги, в которых участвуют от 5 до 20 и более человек.

Они проводятся в специальном помещении, где есть необходимые условия: техника для презентации видеоматериала, доска для изображения схем и таблиц, места для участников. Несмотря на это, в последнее время в интернете можно встретить дистанционные тренинги, где с помощью регистрации будущие участники заявляют о своем желании принять участие. Иногда они организованы с помощью веб-камеры и режима конференции, но чаще можно встретить обычную видеозапись, накануне подготовленную ведущим и затем публикуемую.

Что такое тренинг коррекционный?

Этот ставит перед собой цель изменить Зачастую он помогает решить которая мешает участникам достигать успеха, счастья в жизни и т.п.

Он может быть групповым, но он наиболее эффективен, если участник один.

Сначала проводится диагностика проблемы, и здесь проявляется отличие обычной от тренинга: если в первом случае предлагают пройти тесты, то здесь клиент выполняет диагностические упражнения, которые направлены на раскрытие его личности и позволяют психологу оценить реальное поведение участника.

После диагностики начинается коррекция поведения, опять же, с помощью упражнений. Адаптационная часть посвящена умению применить полученные навыки в реальной жизни.

Длительность этого вида занятий зависит, в первую очередь, от масштабов проблемы и умения клиента применить полученные навыки. Он может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев.

Что такое тренинг образовательный?

Этот вид используется для улучшения Высшее образование, предлагаемое ВУЗами, основано, в большей степени, на теоретической базе, и молодые специалисты, получившие диплом, могут в совершенстве знать историю профессии, ее теоретическое понимание, но слабо владеть навыками, которые требуют работодатели. Именно для этого и существуют образовательные тренинги, которые помогают адаптироваться к выполнению практических требований.

Что такое тренинг личностного развития?

Цель этого вида занятий имеет размытые рамки, но это не делает его ненужным и бесполезным. Некоторые индивиды не могут на протяжении долгого времени понять, какая профессия им подойдет больше остальных, как лучше выстроить уклад своей жизни, к чему стремиться, и т.п. Такие занятия помогают раскрыть незнакомые стороны личности, способствуют развитию самосознания, помогают гармонизировать черты характера.

Признаками успешно проведенного тренинга здесь считаются внутренние изменения личности: переоценка ценностей, изменение отношения к людям, обновленные взгляды на мир.

Что такое тренинг для развития бизнес-навыков?

Исходя из названия, понятно, что такой тренинг связан с обучением людей бизнесу. Зачастую он устраивается для сотрудников одной фирмы, корпорации, чтобы повысить эффективность их работы и обновить знания и умения в этой области.

При этом учитываются индивидуальные особенности каждого участника и корректируются, если это необходимо для того, чтобы работа выполнялась лучше.

Бизнес-тренинги помогают повысить эффективность способствуют изменению отношения к потребителю, что, в конечном счете, повышает продажи.