В чём заключается гибель и спасение таланта художника по повести Портрет (Гоголь Н. В.)

Сочинение

Повесть Н.В.Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.
Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и
заказчиков - минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.
Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его.
Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.

Николай Васильевич любил в своих повестях пофантазировать, создать мистический сюжет, что видно из его известных рассказов «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но если здесь читателю предстоит окунуться в вымышленный мир фольклорного характера, то Гоголя «Портрет» показывает, что автор хотел фантастику перенести и на социальные явления. В этом Николай Васильевич напоминает многих зарубежных литераторов, у которых «сверхъестественное» захватывает мир. В нашем случае злом выступают деньги.

Внутреннее противостояние богатства и таланта

В начале повести перед читателем предстает молодой, подающий большие надежды художник Чартков. Он беден, поэтому завидует судьбе живописцев, которым стоит нарисовать несколько картин, чтобы купаться в роскоши. Молодой человек ропщет на свою судьбу, ведь ему приходится жить в безызвестности и бедности. И тут создает нетипичную и совершенно фантастическую ситуацию Гоголь. Анализ произведения «Портрет» показывает постепенное превращение Чарткова из талантливого художника в завистливого и жадного человека, погубившего свой талант.

В лавочке на Щукином дворе художник находит таинственный портрет, который в результате становится источником его обогащения. В картине заключена частица дьявольской души ростовщика Петромихали. Сначала Чартков на полученные деньги покупает гравюры и манекены, чтобы серьезно заняться искусством, но потом поддается искушению, приобретая совершенно бесполезные и ненужные ему вещи. Доходит до того, что молодой человек скупает талантливые картины других живописцев и дома их уничтожает.

Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что желание иметь все и сразу может убить талант. Чартков красиво рисовал, но даже его учитель заметил, что тот нетерпелив и присматривается к модным веяниям. Преподаватель наставляет молодого художника, чтобы тот не тратил свой талант на рисование портретов за деньги. Но Чарткову хочется мгновенной славы и денег. Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что за все нужно платить, живописец получил богатство, но его кисть приобрела бесцветность, он потерял свой дар.

Искупление грехов и служение искусству

Н.В. Гоголь «Портрет» написал, чтобы противопоставить совершенно разные характеры людей и их взгляды на искусство. Автором дьявольского портрета был отец рассказчика. Этот человек, как только понял, какую силу имеет картина, и какой он грех совершил, сразу же пошел в монастырь, замаливать свои грехи. Писатель не видит ничего плохого в том, что с помощью искусства изображено зло, но человек должен в этом раскаяться и не губить свой талант.

Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что иконописец, который в молитвах провел не один год, смог нарисовать картину рождества Иисуса такой, что все ее герои кажутся живыми. Даже настоятель был поражен святостью фигур, сказав, что кистью живописца водила высшая сила. Николай Васильевич на примере двух людей показал отношение к искусству. Чартков прошел путь от таланта к гибели, а иконописец - от совершения греха к добру.

В этой повести Великого Русского писателя, как впрочем во многих других произведений, Николая Васильевича Гоголя, переплелись реальные события с фантастическими явлениями. Рассказывает писатель о том как люди искусства ради денег отрекаются от таланта, и буквально продают талант за деньги в угоду толпе.

Однажды некий молодой и талантливый художник, покупает портрет, который привлек его внимание реалистичностью взгляда персонажа изображённого на картине. Портрет был странным, художника мучили кошмары, в одном из таких ночных ужасов в полусне, ему привиделось что он схватил пачку денег выпавших из портрета. На утро к своему удивлению он обнаруживает, что деньги есть на самом деле.

С этого момента начинается новая жизнь: художник даёт объявление в газету, и получает массу заказов. Из скромного, талантливого художника, он становится тщеславным и человекоугодным мастером портрета. Он воплощает желания тех кто к нему обращался. По большей части эти портреты были лживые: к примеру некрасивая дама благодаря его кисти, становилась красавицей; лицемерный чиновник, который всю жизнь пригибал шею перед начальством, на портрете становился борцом за справедливость; малодушный, трусливый человек, выглядел мужественно.

Светская жизнь, высший свет, и вот он глядит на других своих бывших коллег через призму тщеславия. Но приходит момент истины - на одной из выставок ему попалась на глаза работа одного из своих знакомых, глядя на картину у него вдруг появилось желание написать что-то подобное, он пытается это сделать, но к ужасу своему он осознаёт, что таланта больше нет, и то что он продал его безвозвратно за деньги! Он начинает тратить деньги и время на то, чтобы уничтожать работы других художников, скупая картины для их уничтожения. Несчастный, сошедший с ума художник, умирает. Впрочем в его понимании, виноват портрет, который якобы переломал его жизнь.

Другой персонаж этой повести, тоже художник. По заказу он рисует портрет одного старика который занимался ростовщичеством, этот старик приносил всем кто с ним связывался различные беды. В этом портрете старик-ростовщик получает бессмертие, вскоре он умирает, а портрет начинает своё дьявольское хождение. Всякий кто имел отношение к нему, попадал в беду. Самому художнику, который написал портрет, он приносит горе в семью,- художник теряет супругу и одного сына. Художник осознал, что сам продал талант и душу Дьяволу, и ушёл очищать душу в монастырь. Будучи престарелым старцем талант ему вернулся и он начал писать иконы.

Эту историю рассказал другой сын художника создателя картины, он прибыл на аукцион, с желанием выкупить и видимо уничтожить портрет. Однако проклятый портрет загадочным образом исчез.

У каждого был выбор - покупатель портрета, мог бы вовремя остановиться, ему следовало развивать талант, а не гонятся за обогащением. Да, он стал богатым, знаменитым, но что толку? Он потерял бесценное - душу художника, и лишённый этой души, просто сошёл с ума! Тем не менее сам автор портрета, раскаялся, что выпустил дьявола в мир. Ценой неимоверных трудов в монастыре, он получает очищение.

Ну а финальная сцена повести, исчезнувший с аукциона портрет - заставляет задуматься: портрет старика где-то незримо в нашем мире, и до сих пор покупает души бедных талантов за славу и деньги ценой человекоугодничества.

Главной проблемой, которую Гоголь поднимает в повести « » является проблема выбора мнимого или истинного искусства. Решение этой проблемы писатель постарался найти в образах двух художников описанных на страницах произведения.

В начале повести Гоголь знакомит нас с молодым художником Чартковым, который крутится возле картинной лавки. Его внимание привлекает очень старый портрет. Чарткову эта работа кажется неоконченной, но взгляд старика, изображенного на картине, словно околдовал художника и он покупает портрет за последние деньги.

Стоит отметить, что Чартков был действительно талантливым художником. В свои работы он вкладывал частичку души. Каждую деталь молодой художник старался изобразить максимально реалистично. Он восхищался работами великих мастеров. Несмотря на свой талант, Чартков был очень беден и жил в нищете. Ему было не понятно, как другие художники, рисуя посредственные картины, зарабатывают большие деньги.

Покупка портрета старика изменила жизнь молодого художника. Ночью ему приснился сон, в котором он увидел, как старик с портрета ожил. Он присел на кровать к Чарткову и начал пересчитывать какие-то свертки. На одном из них художник заметил надпись «1000 червонных». Этот момент показывает склонность Чарткова к искушению богатством и славой. Утром он действительно нашел сверток с деньгами. Часть денег художник тратит на полотна и краски, но, не устояв перед искушением, снимает роскошную квартиру на Невском проспекте и заказывает хвалебную статью в газете. После этого от клиентов не было отбоя. Чартков все также старается писать портреты максимально точно и естественно, но работы не нравятся клиента. Тогда он решать писать так, как хотят заказчики. Этим Чартков придает свой талант и теряет свое предназначение.

Когда-то бедный художник становится модным художником. С его мнением начинают считаться, его приглашают оценить работы других мастеров. Чартков меняется и внутренне. Теперь он не боится критиковать других, считает художников, которые пишут картины месяцами бездарными.

В один из дней его приглашают оценить картину одного молодого художника. Чартков, взглянув на работу, понимает, как она великолепна. Теперь он понимает, что продал свой талант. Чартков начинает скупать работы великих художников и уничтожать их. В конечном итоге, он, сойдя с ума, умирает.

Далее мы оказываемся на аукционе, где выставлен портрет старика. Когда торги были в самом разгаре, один художник заявил права на эту картину. Присутствующим он рассказал историю про человека, изображенного на портрете. Этот человек был очень богат, любой мог занять у него денег. Но все, кто прикасался к деньгам старика, трагически заканчивали свою жизнь. В один из дней этот старик попросил отца рассказчика нарисовать его портрет. Работа очень утомляла мастера. В конечном итоге, он ее бросил. А жизнь художника наполнилась злостью и завистью. Тогда он решил уйти в монастырь, где написал икону Рождение Иисуса Христа. Эта икона позволила исцелить душу художника. А своему сыну он завещал найти и уничтожить портрет старика.

В образах двух художников Гоголь показал нам, как может быть губительна жажда денег и славы и то, что искусство должно быть истинным.


Любой талант, какой бы силы он ни был, можно развить, а можно и погубить. Это справедливо для любой сферы искусства и науки, но ярче всего это можно проследить на примере жизни художника.

В повести «Портрет» Н.В. Гоголя мы видим резкое противопоставление двух художников - Чарткова и того, кто создал портрет ростовщика. Талант Чарткова идёт по крутой убывающей лестнице.

Пока он был ещё крайне беден, он жил только искусством, и можно было надеяться, что из него выйдет хороший художник. Но в нём всегда теплилась надежда разбогатеть, выйти в свет, пожить в своё удовольствие. И едва только у него появились деньги, как художник дал волю своим желаниям. Сначала он ещё хотел поработать, искусство не утратило для него своей святости, однако вскоре оно стало для Чарткова лишь предметом прибыли, и талант, так и не развернувшись, угас совершенно.

Другой художник, напротив, вознёсся на самую вершину своего искусства и даже превзошёл его. Поняв, что портрет старца-азиата обладает дьявольской силой, и почувствовав, что наказан за его создание, он удалился в монастырь, избрав путь очищения души через пост и молитву. И лишь удостоверившись в том, что заслужил прощение, он принялся за главную картину в своей жизни, которая поразила всех необыкновенной святостью фигур.

Получается, что человек сам выбирает свой путь, и развитие таланта зависит от него самого, а значит, главное в жизни - сделать правильный выбор и не упасть с огромной лестницы в бездну безнравственности.

Обновлено: 2017-07-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.