Врубель михаил александрович снегурочка. Постановка "Снегурочка" (В

Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.
Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа. В японском фольклоре существует снежная женщина - Юки-Онна, но это другой типаж - демонический персонаж,олицетворяющий снежную бурю.
Жизнь Снегурочки окутана тайнами и легендами. Не очень понятно даже,откуда взялась эта юная спутница Деда Мороза. В русских народных сказках Снегурочка никак не связана с ним.По одним данным, ее родила Большая Ель.Девушка внезапно появилась из под пушистой еловой ветки,по

другим-она дочь Весны Красны и Мороза,а возможно её вылепили из снега бездетные старики Иван да Марья. Вылепили себе на радость, да уберечь не смогли...
Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только вот их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения – из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования не потеряла.
Привычный нам внешний вид Снегурочки возник благодаря трем великим художникам:

В.М. Васнецову,М.А. Врубелю и Н.К. Рериху.
Все сказки о Снегурочке собрал, записал и изучил собиратель фольклора А. Н. Афанасьев. Его

книга вдохновила писателя А. Н. Островского, который в 1873 году написал известную пьесу "Снегурочка".Однако пьеса успеха у тогдашней публики не имела и была забыта на десятилетие, до тех пор, пока её не взял под своё крыло всемирно известный меценат Савва Иванович Мамонтов, который решил её заново поставить на сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера пьесы состоялась под Рождество, 6 января 1882 года. Примечательно то, что эскизы костюмов для пьесы подготовил Виктор Михайлович Васнецов.Лунная зимняя ночь...Мерцают звёзды...На белоснежной поляне темного холодного леса,в расписной парчовой шубе и шапке,стоит растерянная девушка – дочка Весны-Красны и Деда Мороза, идущая в мир людей...


Эта работа стала одной из самых узнаваемых картин художника. В 1881 году московский меценат
Савва Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского "Снегурочка". Он предложил Васнецову написать декорации и сделать эскизы костюмов. Чудным образом переплетались в пьесе Островского сказочные персонажи и люди, жившие на Руси в незапамятные времена, поклонявшиеся богу Яриле. Васнецов, следуя за автором, создал изумительную галерею образов древнего русского народа. Спустя полвека, художник Грабарь скажет: " Рисунки к Снегурочке",в смысле проникновенности и чутья русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то,что целых полстолетия отделяет их от наших дней"...Картина была закончена в 1899 г.Моделью для Снегурочки выступила дочь Мамонтова Сашенька. Художнику понравилась умная и шустрая девочка Саша, которая больше всего любила с ветерком кататься на санях...
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее
Михаил Александрович Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки на декоративном панно в доме А.В. Морозова.

Такой дошла до нас снегурочка Врубеля, которую писал он со своей жены - Н.И.Забелы-Врубель, исполнявшей партию Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова..

Надежда Ивановна оставалась для Врубеля манящей загадкой,"Незнакомкой", воплощением той ускользающей тайны, которая всегда чудилась ему и в природе, и в музыке, и в состояниях человеческой души.
Картина так же находится в Государственной Третьяковской галерее
Чуть позднее, в 1912 году, Н.К. Рерих написал свое собственное видение Снегурочки при работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.Но далеко не все замыслы художнику удалось успешно осуществить.Случалось,что в отсутствие Рериха эскизы попадали в руки безответственных ремесленников,искажавших его замысел.Николая Константиновича Рериха
весенняя сказка Островского и Римского-Корсакова пленила ещё в юные годы и, по признанию самого художника, была ему очень близка.

На темы полюбившейся сказки им были написаны также отдельные картины, а на страницах дневников и очерков художника мы не раз встретим глубокие размышления, вызванные образами "Снегурочки".
Рисунки находятся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга
Тема Снегурочки очень популярна и у современных художников,хранителей старинных ремесел



Врубель Михаил Александрович (1856-1910) - это легенда русской живописи. Не просто яркое имя, великий гений, одиозная личность, но феномен, окружённый огромным количеством мифов и мистических явлений. снегурочка васнецов врубель рерих

Было сохранено большое количество изображений актрисы, а так же по совместительству жены Михаила Александровича Надежды Ивановны Забелы. Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны. Наиболее красочной среди образов Художника, является полотно « Снегурочка », написанное в 1895г (рис.2). Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. Девушка на фоне белоснежного бора, с глазами в некоторой дремоте и с немного томной улыбкой. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. Снегурочка не боится холода и мороза, потому что она и есть хозяйка в этом сказочном лесу, маленькая волшебница с удивительными глазами. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. Она находится в статичной позе, что заставляет обращать внимание на её внешний облик и рассматривать детали. И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами.

Образ Снегурочки у Н. Рериха

Николамй Константимнович Ремрих (1874-1947) русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Он неоднократно создавал эскизы оформления к знаменитой пьесе Н. А. Острвского "Снегурочка". Три раза Н. К. Рерих обращался к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. Спектакли получили свое осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго. Далее мы рассмотрим несколько примеров этих оформлений

Картина «Снегурочка и Лель» создана Н.К.Рерихом в 1921 году (рис.3). Рассматривая эту картину, мы сразу замечаем, что зима и лютая стужа уступают место цветущей весне. Это то время, когда сердца людей раскрываются навстречу солнцу - дарителю жизни, когда сердца освещаются любовью и осознанием красоты бытия. И это чудесное преображение звучит гимном и наполняет все жизненное пространство Земли ритмом творческого созидания.

На картине Н.К.Рериха еще нет цветов и буйной зелени. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. Но песнь солнечная утра уже звучит в предчувствии первых лучей солнца, которые наполнят все вокруг светом и радостью нового дня. Песнь эта звучит рожком Леля, вдохновленного неиссякаемым источником любви - сердцем Снегурочки. Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки - все выразительно изображено художником. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н.К.Рериха. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. Можно так же обратить внимание, что одежда, в которой герои картины, украшена орнаментами и линиями свойственные для одеяний Руси.

В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси, то работы 1921 г. отличались совершенно новым, неожиданным подходом и иной характеристикой персонажей. Он сам пишет о том, что "великая равнина России после доисторических эпох явилась ареной для шествий всех переселяющихся народов, здесь прошло несметное количество племен и кланов." Н.К.Рерих видит Россию, как чудесный край, где сталкиваются достояния различных народов - и из этих столкновений рождается великое и прекрасное древо русской культуры. Именно на этом решил он сделать акцент (рис.4, рис.5).

В театральных работах 1921 года уже не было Руси дохристианской. Здесь смешались все элементы влияний на Россию: влияние Византии выражено образом царя Берендея и его придворным бытом, влияние Востока - в образе торгового гостя Мизгиря и Весны, прилетающей из южных стран, влияние Азии выражает образ легендарного пастуха Леля, который так близок с обликом индусского Кришны, влияние Севера - образ Мороза, Снегурочки, леших (рис.6, рис.7, рис.8).

2. Образ Снегурочки у М. Врубеля

Врубель Михаил Александрович (1856-1910) - это легенда русской живописи. Не просто яркое имя, великий гений, одиозная личность, но феномен, окружённый огромным количеством мифов и мистических явлений. снегурочка васнецов врубель рерих

Было сохранено большое количество изображений актрисы, а так же по совместительству жены Михаила Александровича Надежды Ивановны Забелы. Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны. Наиболее красочной среди образов Художника, является полотно « Снегурочка », написанное в 1895г (рис.2). Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. Девушка на фоне белоснежного бора, с глазами в некоторой дремоте и с немного томной улыбкой. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. Снегурочка не боится холода и мороза, потому что она и есть хозяйка в этом сказочном лесу, маленькая волшебница с удивительными глазами. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. Она находится в статичной позе, что заставляет обращать внимание на её внешний облик и рассматривать детали. И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами.

"Дон Жуан" Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

Внимание Эфроса к внутреннему миру человека проявлялось не только в выборе тем и тончайшей психологической разработке характеров. Анализируя пространство его спектаклей, А. Баранов пишет, что мизансцены следуют «движению души...

Врубель

Врубель Михаил Александрович - один из замечательнейших русских художников - родился 5 марта 1856 года в Омске, где его отец (впоследствии генерал) служил по военно-юридическому ведомству. Вследствие частых перемещений его отца...

Врубель

Необыкновенна плодовитость Врубеля в эту пору жизни, т.е. с 90-го года, когда он переехал в Москву, и до страшного приступа душевной болезни. Врубель, изысканно деликатный...

Дионисийский мистицизм в античном обществе

Пройдя не малый эволюционный путь религиозных воззрений, образ божества, которое прежде являлось прадионисийским, обретает наиболее сформулированную свою форму в лице самого Диониса. Изначально оргиастическое, более фракийское божество...

Жизнь и творчество М. Врубеля

Как ни велико значение «Демона сидящего» для самого М.Врубеля - это для него лишь преддверие, предчувствие Демона настоящего. Это полотно стало только началом работы Врубеля над его «Демонианой». Хотя задуманная тетралогия так и не был написана...

Искусство танца

балетмейстер танец образ движение Танец -- музыкально-пластическое искусство. Образы в нем воспроизводятся с помощью движений и положений человеческого тела, которые составляют специфический выразительный (образный) язык этого вида искусства...

Кино - как синтетический вид искусства

кинематограф синтез искусство сценарий Образ, как его обычно определяют, это чувственное содержание литературного произведения. <...> Еще совсем недавно было принято считать, что образы вызывают картины, и когда-то считалось...

Васнецов Василий Михайлович (1848-1926)- великий русский художник, один из основателей русского модерна. Он основоположник особого « русского стиля » внутри общеевропейского символизма и модерна...

Постановка "Снегурочка" (В. Васнецова, М. Врубеля, Н. Рериха)

Николамй Константимнович Ремрих (1874-1947) русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Он неоднократно создавал эскизы оформления к знаменитой пьесе Н. А. Острвского "Снегурочка". Три раза Н...

Постановка пьесы Оскара Уайльда "Саломея"

Образ - Обобщенное представление действительности в чувственно - конкретной форме. Система иносказаний, посредством которых качества изображаемого в искусстве жизненного явления, события или объекта художественного внимания обогащаются...

Стиль модерн

Идея синтеза как панацеи от буржуазного измельчания искусств охватили в конце 19 - начала 20 века творцов разных областей культуры. В сфере зрелищно-музыкальных широкое распространение получила теория и деятельность Рихарда Вагнера...

Театр как вид искусства

Сценический образ -- здесь с ним может сравниваться только образ, создаваемый искусством кино, -- воспринимается нами как самый подлинный из всех существующих в искусстве образов. Самый подлинный, несмотря на свою очевидную условность...

Врубель родился в Омске в 1856 году. Матери он лишился рано, ее заменили мачеха и отчасти старшая сестра Анна Александровна, на протяжении всей жизни поддерживающая художника и ставшая не период болезни его постоянной сиделкой. Отец, военный юрист...

Тема демона в творчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова

Весна 1881 года. Не успев окончить Академию, Врубель отправился в Киев, где началась его самостоятельная художественная жизнь. Два года Врубель работал для церкви, в атмосфере религиозности, которая так же мало согласовывалась с окружающим...

Тема демона в творчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова

Между тем Врубель ни по своему душевному складу, ни по мировоззрению не походил на Лермонтова. Но бывают в жизни странные совпадения событий, непостижимые стечения обстоятельств, знаменательных дат...

ЗИМА В ЖИВОПИСИ (ВЫБЕРИ СНЕГУРОЧКУ!)

Классики всегда правы?! С детства мы (по крайней мере, я лично) ассоциировал внучку дедушки Мороза с героиней картины Виктора Васнецова, которую все прекрасно помнят. Миловидная, румяная, молоденькая девчушка, которая всегда сопровождает Деда и присутствует на всех праздниках.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Снегурочка. 1899 г. Третьяковская галерея, Москва

Но вот не менее именитые и талантливые классики живописи Врубель и Рерих спорят с Васнецовым, представляя Снегурочку немного иной. Отчего же? Может, потому, что они больше тяготели к модерну и всяким "измам"? Или потому, что эти рисунки - эскизы костюмов, поэтому на лицо обращать внимания не надо? Ближе всех, как мне кажется, Снегурочка Бориса Зворыкина, создавшего иллюстрации к сказке "Снегурочка" в конце 1930-х в эмиграции, в Париже. К чему я всё это? К тому, что Снегурочки всякие нужны, и не только молодые-синеокие блондинки важны! Главное, чтобы в глазах светилась доброта, на устах сияла улыбка, чтоб была дедушке помощницей-тимуровкой! Вот! В общем, сравните и напишите, какая Снегурка вам ближе!

Врубель Михаил Александрович (1856-1910) Снегурочка. Эскиз костюма к опере Н. Римского-Корсакова. 1890 г. Рязанский художественный музей

Рерих Николай Константинович (1874-1947) Снегурочка. Эскиз костюма к опере Римского-Корсакова. 1921 г.

Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942) Иллюстрация к сказке "Снегурочка". 1930-е гг.

Ну, и чтобы не обижать современных художников, чтобы у вас были варианты выбора, чтобы, наконец, получилась настоящая галерея Снегурочек, добавлю еще несколько картин живописцев конца ХХ-начала ХХI века.)))

Григорьева-Климова Ольга Вячеславовна (род. 1984) Снегурочка 2010 г.

Клименко Андрей (род. 1956) Зимушка-зима.

Маковецкий Дмитрий Викторович (род. 1985) Снегурочка. 2013 г.

Шабалин Алексей Анатольевич (род. 1967) Снегурочка.

Кондюрина Наталья Валерьевна Снегурочка.

Дубовикова Галина Красавица. Федоскинская лаковая миниатюра

Барахтян Федор Федорович (Литва, род. 1938) Снегурочка. 2005 г.

11.01.2015

Описание картины Михаила Врубеля «Снегурочка»

Из-под пера великого живописца Михаила Врубеля вышло множество шедевров. Он работал во многих направлениях, одним из которых был постимпрессионизм. Применяемая им техника восхищает многих ценителей прекрасного и по сей день. Необычные сюжеты восхищают. Полнота образов, выполненных с точной деловитостью, дополнена напряженностью цвета и необъятностью фатума. Вдохновительницей образов художника является актриса Надежда Ивановна Забела. Довольно большое число картин с ее образом было сохранено: это и Муза, и Морская Царевна, и Весна. Но наиболее удачным полотном с применением данного образа считается «Снегурочка».

Довольно ярко и красочно мастер сумел передать черты лица девушки, изобразил ее распущенные локоны. Считается, что образ получился настолько точным, только благодаря тому, что он ему нравился. Актриса изображена в образе Снегурочки, на ее лице видна слегка томная улыбка. Позади ее белоснежный бор. Ветки пушистых елей припорошены легким снежком. Снегурочке не страшен мороз, поскольку она является хозяйкой этого сказочного леса. Необычайно красивые глаза кудесницы добавляют волшебства образу. Врубель занимался постоянным совершенством образа актрисы не только в своих работах, но и в жизни. Он стал ее дизайнером, который придумывал для нее новые наряды разнообразных форм и расцветок. С каждым разом гардероб Музы увеличивался. В дизайне одежды применялись только яркие тона, в которых бы его супруга заблистала с новой силой. Для Надежды был чужд такой образ, она чувствовала некоторое неудобство и стеснение. Но, несмотря на это, она их надевала и с гордостью носила творения своего супруга.
На протяжении всей супружеской жизни жена художника таила в образе какую-то манящую загадку, которую Врубель сравнивал с природой.