Юридический словарь. Что такое нацизм: отличия от фашизма и национализма

Многие не понимают разницу между фашизмом и нацизмом, и думают что это одно и тоже или рассматривают одну идеологию как частный случай другой. Можно слышать такие возгласы:

1. "Да назови ты это хоть горшком, суть от этого не меняется."
Ну что-ж если человек хочет казаться необразованным и быть экземпляром "Эллочки-людоедки" и называть все вещи одним словом (горшком, например), то это его такое же демократическое право, как и любого бомжа валятся на улице и пропагандировать свой образ жизни.
2. "Нацизм рассматривается как частный случай фашизма, читая ту же вики, это легко понять. Разницы практически нет."
Как раз на практике разница есть. В силу исторической справедливости, следует различать эти понятия, и не мешать кислое с зеленым. Объединить по общим признакам, и рассматреть как частный случай можно - но бессмысленно (в контексте конечных целей идеологий), потому как под эти "случаи" попадут еще куча других "-измов"). За подробным исследованием надо обращаться к соответствующим работам, а не к словарям, и уж тем более не к СМИ.

Сегодня в СМИ, зачастую, фашизмом называют любые действительные или мнимые проявления тоталитаризма в сочетании с идеей национальной или расовой исключительности, а также симпатии к нацистской символике и эстетике. Фашизмом также называют форму популистского ультранационализма, основанного на обращении к прошлому, его романтизации и идеализации. На практике, фашизм стал просто ругательным словом в политической полемике, потеряв своё конкретное содержание.

Ниже предлагается небольшая работа (основано на "еврейских источниках" (!) (что заметно), чтоб не было претензий типа: не нужны мне тут статьи заядлых националистов).

Часть 1. Разница между национал-социализмом и фашизмом

Некоторые люди даже не знают, что есть разница между фашизмом Муссолини и национал-социализмом Гитлера. О национал-социализме часто говорят фашизм, или германский или немецкий фашизм. Чаще всего это отождествление понятий наблюдается в среде, воспитанных на коммунистической идеологии, которая называла все проявления тоталитаризма в Европе фашизмом. Зачастую человек просто не хотел разделять эти идеологии, считая их злом одного корня, общим, смешивая оба понятия и не желая разбираться в разнице.

В общем-то, здесь есть логика, поскольку зародилась эта ветвь Европейского тоталитаризма в Италии и называлась - фашизм от итальянского слова "fascio", что означает ”пучок”, ”связка”, ”объединение”, ”союз”. А поскольку именно в то время было мощное противостояние идей коммунизма и фашизма, то всякое подобное зло называлось фашизмом, что осталось в сознании людей, особенно старых. Несколько позже, Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил ее на расистской почве и создал уже национал-социализм или нацизм.

Существенным различием между этими двумя учениями, является тональная окрашенность их националистических идей. Обе идеологии имеют в основе шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то национал-социализм - это теория превосходства одной нации над другой.

В нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма. Отношение ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Всё связывается с семитами. Большевизм становится жидовским большевизмом, французы очерномазились и ожидовели, англичан даже возводят к одному из колен Израилевых, следы которого считаются утраченными и т.д.

Рассмотрим идеологические основы фашизма и национал-социализма. Факт, но не широко известный, что Гитлер и Муссолини крайне не любили, когда их доктрины и идеологии путали. Существовали принципиальные разногласия: по отношении к государству, по национальному вопросу, по отношению к войне и миру, по вопросам религии, и некоторым другим, менее значимым.

Часть 2. Отношение фашизма и нацизма к государству, к его целям

По определению Муссолини «основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве».

Таким образом, Муссолини сформулировал главную идею и цель фашизма. Еще более конкретно эта идея обозначена в лозунге, который провозгласил Муссолини в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «все в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным. Если для фашистов государство первично: «государство создает нацию» (1), то для национал-социалистов государство - «только средство для сохранения народа». Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средства», а отказ от него - перестройку государства в общество. Каким же должно было быть это общество будущего? Во-первых, оно должно было быть расовым, основанным на принципах расового неравенства. И основной начальной целью этого общества было очищение расы, в данном случае арийской, а затем поддержание и сохранение её чистоты. Государство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества (коммунизма). Для Муссолини главной целью было создание абсолютного государства, возрождение былого могущества Римской империи. Различие становиться ясным.

Часть 3. Различия по национальному вопросу

Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее господства над остальными.

Сказанное выше подтверждается высказываниями лидеров этих движений:
Б. Муссолини: «Фашизм - концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации».
А. Гитлер: «Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы». (2)

Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа.

Муссолини же утверждает, что «раса - это чувство, а не реальность; 95 % чувства». А это уже не частности, это принципиальные идеологические разногласия. Муссолини вообще не использует понятия «раса», он оперирует только понятием «нация». Гитлер же утверждал, что понятие «нация» - это устаревшее, «пустое» понятие: «Понятие нации стало пустым. «Нация» - это политическое орудие демократии и либерализма».(2) Гитлер принципиально отвергает понятие «нация». Больше того, он ставит задачу упразднить это понятие. Муссолини же, напротив, отождествляет понятия «нация» с основой фашистской доктрины - понятием «государство».

Краеугольным камнем национальной политики национал-социализма являлся антисемитизм. В то же время, в фашистской Италии, не было преследования евреев по, каким бы то ни было, идеологическим соображениям. Фашизм, как идеология, вообще свободен от антисемитизма.

Более того, Муссолини резко осуждал нацистскую теорию расизма и антисемитизма. В марте 1932 года, беседуя с немецким писателем Эмилем Людвигом, он сказал: «... К настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения. Именно такое смешение зачастую делает нацию сильной и красивой... Я не верю ни в какие биологические эксперименты, которые якобы могут определить чистоту расы... Антисемитизм в Италии не существует. Итальянские евреи всегда вели себя как настоящие патриоты. Они храбро сражались за Италию во время войны».

Как видим, Муссолини не только не осуждает смешение рас, в чем в корне противоречит не только Гитлеру и всей расовой теории национал-социализма, но и даже с симпатией говорит о евреях. И это были не просто слова - в то время в Италии многие важные посты в университетах и в банках занимали евреи. В армии среди высших офицеров также было много евреев.

Французский автор Ф. Фюре в своей книге «Прошлое одной иллюзии» сказал: «Гитлер сделал слово «раса» главным пунктом своего политического кредо, в то время как Муссолини по сути дела не был расистом». Русский социолог Н.В. Устрялов (1890-1937): «Необходимо... отметить, что в итальянском фашизме расистский дух отсутствует начисто... Иначе говоря, расизм отнюдь не есть необходимый элемент фашистской идеологии».

Лишь на последнем этапе существования фашистского режима в Италии имели место случаи притеснения евреев. Но они не носили массового характера, и были вызваны только лишь желанием Муссолини угодить Гитлеру, от которого к тому времени уже во многом зависела судьба не только итальянского фашизма, но и его лидера. Следовательно, основываясь на приведенных высказываниях Бенито Муссолини, проявления расизма и антисемитизма, имевшие место на последнем этапе существования фашистского режима в Италии, носили конъюнктурно-политический, а не принципиально-идеологический характер. Более того, они абсолютно не соответствовали взглядам самого Муссолини и, следовательно, не соответствовали доктрине фашизма. В связи с этим не может не вызывать сомнение утверждение, встречающееся в средствах массовой информации и широкой литературе, что, «важнейшим признаком фашизма является крайний национализм… насаждение нетерпимости к другим народам, ограничение их прав вплоть до физического уничтожения». Этот признак в полной мере относится к национал-социалистской идеологии, но никак не к фашизму.

Гитлер в своей идеологии взял за основу способ, как объединить его вокруг псевдосоциалистических идей, преобразовав идею абсолютного итальянского государства Муссолини в идею об обществе с расовым неравенством, заострённым до антисемитизма, где бы господствовала арийская раса.

Муссолини считал, что необходимо возродить былую мощь Римской империи, он решал национальный вопрос корпоративно. Для Муссолини было важно организовать равноправное сотрудничество наций, для достижения единой цели организации абсолютного государства, где личность была бы под полным, как духовным, так и физическим контролем.

Гитлер, если можно так выразиться, выжал сок из доктрины Муссолини, равно как и из коммунистических идей, превратив их в монстра не только изнутри (тотальный контроль над личностью в государстве), но и снаружи, превратив немецкий народ в машину войны, уничтожения и подчинения других наций.

Часть 4. Сходства

Как фашизм, так и нацизм это тоталитарные или авторитарно-диктаторские режимы. Сравнивая диктатуры Гитлера и Муссолини по чертам и признакам тоталитарных режимов:

Тоталитаризм это идеология. Как Муссолини, так и Гитлер написали свои произведения, которые явились доктринами их режимов. В Италии это «Доктрина фашизма», а у Гитлера это «Моя Борьба». Эти доктрины и были основами, с помощью которых переубеждали народ, и которые должны были быть книгой «бытия» каждого фашиста и нациста.

При тоталитаризме нет места личности. Все поглощено государством, в случае с фашизмом или обществом, в случае с национал - социализмом. Из истории видим, что это так.

Тоталитаризм - это террор. В Италии это чернорубашечники, а в Германии СА, СС, Гестапо, а также «Народный трибунал» и другие органы фашистской юстиции.

И по всем признакам, эти режимы специалисты относят к тоталитаризму двадцатого века.

Конец
/nazireich.info/forum/styles/subsilver2/theme/prime_links/window.gif" target="_blank">http://nazireich.info/forum/styles/subsilver2/theme/prime_links/window.gif) 100% 50% no-repeat rgb(236, 236, 236);" target="_blank">

Первый раз о том, что Союз монстр страшнее Третьего Рейха я услышал ещё в далёкие 80-е. Тогда же мне и стало интересно. Что же такое идеология нацизма. Простенькое определение, что нацизм - это человеконенавистническая идеология фашистского государства меня устраивала. Не могу сказать что побудительные мотивы ушли в прошлое: последняя история со статьёй Подребенека, который призывал ставить памятники «лесным братьям», ОУНовцам и Власову – тем, кто действительно боролся с коммунистическим режимом. Правда, дойти до логического конца и призвать поставить памятник Гитлеру он не решился. Видимо, потому, что тогда придётся предать анафеме Черчилля и Рузвельта. И то ладно. Так что у меня лично есть насущная необходимость понять, что же такое нацизм и фашизм.

Краткая справка из википедии.

Фаши;зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») - политологический термин, который является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа[источник?].

В более узком историческом смысле под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е - начале 1940-х под руководством Б. Муссолини[источник?].

В историографии СССР, России и ряда других стран под фашизмом понимается также немецкий национал-социализм (см. нацизм), франкизм, режим Нового государства в Португалии, венгерские, румынские, болгарские варианты фашизма и их производные, ультраправые политические движения в странах третьего мира[источник не указан 48 дней].

В последнее время в специальной литературе широко обсуждается определение фашизма английским исследователем Р.Гриффином как «палингенетического ультранационализма», предполагающее, что в своем мифологическом ядре фашистская идеология нацелена не на «возрождение» нации (как другие националистически-популистские идеологии), а на ее «сотворение заново».

Как видим, чёткого определения этого явления нет: понятие крайне правого весьма условно. Так же и с нацизмом. Справка оттуда же:

Нацизм представляет собой крайнюю форму шовинизма, возведённого в ранг государственной идеологии и политики.

Словом «нацизм» (но не «национал-социализм») нередко называют (по аналогии с расизмом и сексизмом) крайний национализм с призывами к вражде, дискриминации либо насильственным действиям по национальному признаку. Это слово приобрело такой смысл в связи с тем, что нацистская Германия была первым государством, поставившим своей государственной целью «расовую гигиену». Поскольку идеи многих современных ультранационалистических движений мало чем отличаются от идей НСДАП, то их называют нацистами или неонацистами.[источник не указан 302 дня]

Идеология германского нацизма построена на социальном дарвинизме. При правлении Гитлера нацисты создали сильное централизованное государство под руководством вождя (фюрера) и провозгласили своей главной задачей создание «расово-чистого государства» и завоевание «жизненно-важного пространства» (нем. Lebensraum).
Файл:Встреча Фюрера (Нюрнберг. 1935).jpg
Встреча народом своего Национального лидера (нем. F;hrer). Нюрнберг.1935

Политика нацизма базировалась на её одобрении большинством населения, что привело Гитлера к власти путём победы на свободных демократических выборах. Весьма многочисленные вначале сторонники коммунизма были либо изолированы, либо сменили свою ориентацию на поддержку наци "де факто".

При наличии внешнего врага в лице международного капитала (в первую очередь -Франции) и "Коминтерна", в довоенной Германии была организована служба информации населения, находившаяся под постоянным жёстким партийным контролем.Существовала строгая цензура, а вредные с идеологической точки зрения книги публично уничтожались. В результате на короткое по историческим меркам время создалось единство воли фюрера, партии и народа, в последние годы войны сменившееся страхом перед расплатой за агрессию, до конца поддерживавшего военные усилия народа и армии.

Определение и того и другой крайне расплывчато, тем более. что оба термина используют как синонимы.

Но, что бы знать врага, надо понимать его.

Основу идеологии нацизма составляла расовая гигиена - практика построения этнически чистой нации. Но это недостаточный критерий – иначе любые идеалы красоты, знаменитые 90-60-90 будут признаками фашизма, а построение национального государства – фашистским переворотом. Но мне что то не верится, что милые Нидерланды и Третий Рейх вещи одного порядка. Остаётся ещё раз взглянуть на практику нацистов. Государство – это некий симбиоз народа и территории. И именно отказ построить государство с этнически чистой территорией является первым существенный признак нацисткой практики. Они не только не очищали территорию от иных народов, но и активно завозили то же славянское население. В качестве рабов. Неужели нацизм – это попытка возродить рабство?! Всё было бы замечательно, но тогда вся история человечества будет нацизмом. На это не готов пойти ни один правозащитник. Тем более чётко определить границу рабства невозможно: если, опираясь на теорию Маркса, под таковым понимать изъятие прибавочного продукта, то капитализм окажется просто более гуманным нацизмом. С другой стороны я не вижу вообще ни каких иных возможностей бытия людского общества, как изъятие некоторой части прибавочного продукта.
Может нацизм – это попытка вернуть старые племенные отношения? Так сказать, поликультуроное общество? Было ли в истории подобные государства? Да. Одно из самых древних и самых жестоких была Ассирия. У них была любимая игра – вырывание травы с корнем: покорённый народ просто переселяли на новые места обитания. То же случилось и с евреями: отважная Сусанна рубила голову не в Палестине, а на берегах седого Каспия. Чем же отличается Ассирия от Третьего Рейха? Историей Пурима. Согласно книге Эсфири некий еврей стал советником царя. Возможно ли такое в Третьем Рейхе? Я имею ввиду не то, что именно еврей, а любой представитель покорённого народа стал советником. Нет. В Третьем Рейхе судьба любого индивида определялась его БИОЛОГИЧЕСКИМ происхождением и его СООТВЕТСТВИИ экстерьеру своей этнической группы, если он принадлежал к привилегированной группе. Так что уже можно нащупать определение нацизма: это теория построения полиэтнического общества с распределением общественных обязанностей и благ опираясь на биологическое происхождение и запретом смешения различных этнических групп. Неужели наши философы не смогли пройти такой короткий путь? Более того, если, исходя с этих позиций, взглянуть на сиониз, то получим странный результат: учение крайне правое, но НЕ НАЦИСТКОЕ! Его модификации могут привести к подобным результатам, но ведь можно модифицировать любое учение. Так почему? Если взглянуть в любом словаре на определение замкнутой этнической социальной группы, то получим ответ на эту загадку: группа именуется КАСТОЙ. То есть нацизм – это политическое учение, которое провозглашает целью построение кастового общества. А теперь вспомните, сколько социальных групп призывают к построению такого общества, что бы понять, почему же нацизму до сих пор нет чёткого определения.

Я понимаю, что под это определение попадают Индия, Спарта, Рим, государства ацтеков и инков. И самым антифашистским на протяжении всех тысячелетий своего существования является Китай. Китай построил политическую нацию уже тогда, кода Рим был несколькими деревнями. Он пережил несколько периодов, когда структура общества была нацисткой. Это закончилось страшными катастрофами. И мудрый Китай сделал вывод: любой талант должен быть взращен и направлен на благо общества. Должна быть ротация элиты. Так что Китай по сути своей демократичен. Этот вывод тоже не очень радует либеральных историков.

Да, Индия на значительном промежутке своей истории была нацисткой. Но Индия же даёт нам пример того, как нация может вырваться из этой ловушки. Как с болью и кровь, но можно сломать тясячилетние перегородки каст. И она же нам предостережение: зачем же нам стоит строить тюрьму, если потом будет так тяжело её сносить?

Спарта. Государство построенное на войне одной группы общества против другой. Вся структура общества была направлена на две цели: оборону территории и удержание в покорности илотов.

Рим. Весьма оригинальное государство: завоевав огромное число государств, но при этом собственное население практически мало отличалось от рабов: всей полнотой свободы там пользовались главы семейств, разведённые женщины и жрецы. Всё это привело к двум катастрофическим явлениям: обнищание основной массы населения и переселение наиболее активной части населения за пределы полиса. Оставшиеся требовали хлеба и зрелищ. Всё это привело к классической охолосократии, когда пользующиеся избирательными правами бездельники, перестраивали под свои потребности гигантскую территорию. Кончилось всё это приходом диктатуры императоров, которые с болью и кровью ломали устоявшиеся порядки. Раздавая права римского гражданства вначале италикам, а потом и всем остальным народам империи.

Государства южной Америки. Тут была уникальная ситуация: господствующая этническая группа захватывала некий ареал, доступ к которому из вне был крайне затруднён. Майя и ацтеки провозгласили религиозный геноцид – господствующей идеологией. Инки были более гуманны, но тоже ситуация была подобна Индии – кастовая система во всей красе.

Фашизм. Это итальянский вариант нацизма, когда Муссолини пытался вернуть порядки римской республики. Он более мягкий, чем немецкий нацизм, но суть его та же: построение полиэтнического кастового общества.

Вот собственно и всё на сегодня. Про российский фашизм я расскажу в следующий раз. Думаю, ограничусь тремя вариантами: самым старым, самым тупым и наглым и самым красивым. А пока приведу разбор, правда тезисный, Умберто Эко: В 1995 году это попытался сделать великий итальянский писатель Умберто Эко. Он представил схематизацию фашизма на симпозиуме, проводившемся итальянским и французским отделениями Колумбийского Университета (США). Так как аудиторией Эко являлись студенты, писатель специально несколько упростил схему, сделав её доступной для восприятия и простыми людьми. Этот доклад в несколько отредактированном виде позднее был опубликован под заглавием «Eternal Fascism» в июне того же года.

Умберто Эко составил список из 14 типичных характеристик «вечного фашизма» (ур-фашизма). Если в обществе наблюдается 6-7 признаков из этого списка, то оно близко к наступлению фашизма (дальше всё покатится как снежный ком).
1)Первой характеристикой ур-фашизма является культ традиции. Традиционализм старее фашизма. Он выступает доминантой контрреволюционной католической мысли после Французской революции, но зародился он в поздний эллинистический период как реакция на рационализм классической Греции.

Из него вытекает, что нет места развитию знания. Истина уже провозглашена раз и навсегда; остаётся только истолковывать её тёмные слова. Достаточно посмотреть «обоймы» любых фашистских культур: в них входят только мыслители-традиционалисты. Немецко-фашистский гнозис питался из традиционалистских, синкретистских, оккультных источников. Наиважнейший теоретический источник новых итальянских правых, Юлиус Эвола, смешивает Грааль с «Протоколами Сионских мудрецов», алхимию со Священной Римской империей. Сам тот факт, что в целях обогащения кругозора часть итальянских правых сейчас расширила обойму, включив в неё Де Местра, Генона и Грамши, является блистательной демонстрацией синкретизма.

2)Традиционализм неизбежно ведёт к неприятию модернизма. Как итальянские фашисты, так и немецкие нацисты вроде бы обожали технику, в то время как традиционалистские мыслители обычно технику клеймили, видя в ней отрицание традиционных духовных ценностей. Но, по сути дела, нацизм наслаждался лишь внешним аспектом своей индустриализации. В глубине его идеологии главенствовала теория Blut und Boden – «Крови и почвы». Отрицание современного мира проводилось под знаком отрицания капиталистической современности. Это, по существу, отрицание духа 1789 года (а также, разумеется, 1776-го) – духа Просвещения. Век Рационализма видится как начало современного разврата. Поэтому ур-фашизм может быть определён как иррационализм.

3)Иррационализм крепко связан с культом действия ради действия. Действо прекрасно само по себе и поэтому осуществляемо вне и без рефлексии. Думание – немужественное дело. Культура видится с подозрением, будучи потенциальной носительницей критического отношения. Тут всё: и высказывание Геббельса «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет», и милые общие места насчёт интеллектуальных размазней, яйцеголовых интеллигентов, радикал-снобизма и университетов – рассадников коммунистической заразы. Подозрительность по отношению к интеллектуальному миру всегда сигнализирует присутствие ур-фашизма. Официальные фашистские мыслители в основном занимались тем, что обвиняли современную им культуру и либеральную интеллигенцию в отходе от вечных ценностей.

4)Никакая форма синкретизма не может вынести критики. Критический подход оперирует дистинкциями, дистинкции же являются атрибутом современности. В современной культуре научное сообщество уважает несогласие, как основу развития науки. В глазах ур-фашизма несогласие есть предательство.

5)Несогласие – это ещё и знак инаковости. Ур-фашизм растёт и ищет консенсусов, эксплуатируя прирождённую боязнь инородного. Первейшие лозунги фашистоидного или пре-фашистоидного движения направлены против инородцев. Ур-фашизм, таким образом, по определению замешан на расизме.

6)Ур-фашизм рождается из индивидуальной или социальной фрустрации. Поэтому все исторические фашизмы опирались на фрустрированные средние классы, пострадавшие от какого-либо экономического либо политического кризиса и испытывающие страх перед угрозой со стороны раздражённых низов. В наше время, когда прежние «пролетарии» превращаются в мелкую буржуазию, а люмпен из политической жизни самоустраняется, фашизм найдёт в этом новом большинстве превосходную аудиторию.

7)Тем, кто вообще социально обездолен, ур-фашизм говорит, что единственным залогом их привилегий является факт рождения в определённой стране. Так выковывается национализм. А единственное, что может сплотить нацию, – это враги. Поэтому в основе ур-фашистской психологии заложена одержимость идеей заговора, по возможности международного. Люди должны ощущать себя осаждёнными. Лучший способ сосредоточить аудиторию на заговоре – использовать пружины ксенофобии. Однако годится и заговор внутренний, для этого хорошо подходят евреи, потому что они одновременно как бы внутри и как бы вне.

8) Сочлены должны чувствовать себя оскорблёнными из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой. Когда я был маленьким, мне внушали, что англичане – «нация пятиразового питания». Англичане питаются интенсивнее, чем бедные, но честные итальянцы. Богаты ещё евреи, к тому же они помогают своим, имеют тайную сеть взаимопомощи. Это с одной стороны; в то же время сочлены убеждены, что сумеют одолеть любого врага. Так, благодаря колебанию риторических струн, враги рисуются в одно и то же время как и чересчур сильные, и чересчур слабые. По этой причине фашизмы обречены всегда проигрывать войны: они не в состоянии объективно оценивать боеспособность противника.

9)Для ур-фашизма нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы. Раз так, пацифизм однозначен братанию с врагом. Пацифизм предосудителен, поскольку жизнь есть вечная борьба. В то же время имеется и комплекс Страшного суда. Поскольку враг должен быть – и будет – уничтожен, значит, состоится последний бой, в результате которого данное движение приобретёт полный контроль над миром. В свете подобного «тотального решения» предполагается наступление эры всеобщего мира, Золотого века.
Однако это противодействует тезису о перманентной войне, и ещё ни одному фашистскому лидеру не удалось разрешить образующееся противоречие.

10)Для всех реакционных идеологий типичен элитаризм, в силу его глубинной аристократичности. В ходе истории все аристократические и милитаристские элитаризмы держались на презрении к слабому.
Ур-фашизм исповедует популистский элитаризм. Рядовые граждане составляют собой наилучший народ на свете. Партия составляется из наилучших рядовых граждан. Рядовой гражданин может (либо обязан) сделаться членом партии.
Однако не может быть патрициев без плебеев. Вождь, который знает, что получил власть не через делегирование, а захватил силой, понимает также, что сила его основывается на слабости массы, и эта масса слаба настолько, чтобы нуждаться в Погонщике и заслуживать его.
Поэтому в таких обществах, организованных иерархически (по милитаристской модели), каждый отдельный вождь презирает, с одной стороны, вышестоящих, а с другой – подчинённых.
Тем самым укрепляется массовый элитаризм.

11)Всякого и каждого воспитывают, чтобы он стал героем. В мифах герой воплощает собой редкое, экстраординарное существо; однако в идеологии ур-фашизма героизм – это норма. Культ героизма непосредственно связан с культом смерти. Не случайно девизом фалангистов было Viva la muerte! Нормальным людям говорят, что смерть огорчительна, но надо будет встретить её с достоинством. Верующим людям говорят, что смерть есть страдательный метод достижения сверхъестественного блаженства. Герой же ур-фашизма алчет смерти, предуказанной ему в качестве наилучшей компенсации за героическую жизнь. Герою ур-фашизма умереть невтерпёж. В героическом нетерпении, заметим в скобках, ему гораздо чаще случается умерщвлять других.

12)Поскольку как перманентная война, так и героизм – довольно трудные игры, ур-фашизм переносит своё стремление к власти на половую сферу. На этом основан культ мужественности (то есть пренебрежение к женщине и беспощадное преследование любых неконформистских сексуальных привычек: от целомудрия до гомосексуализма). Поскольку и пол – это довольно трудная игра, герой ур-фашизма играется с пистолетом, то есть эрзацем фаллоса. Постоянные военные игры имеют своей подоплёкой неизбывную invidia penis.

13)Ур-фашизм строится на качественном (квалитативном) популизме. В условиях демократии граждане пользуются правами личности; совокупность граждан осуществляет свои политические права только при наличии количественного (квантитативного) основания: исполняются решения большинства. В глазах ур-фашизма индивидуум прав личности не имеет, а Народ предстаёт как качество, как монолитное единство, выражающее совокупную волю. Поскольку никакое количество человеческих существ на самом деле не может иметь совокупную волю, Вождь претендует на то, чтобы представительствовать от всех. Утратив право делегировать, рядовые граждане не действуют, они только призываются – часть за целое – играть роль Народа. Народ, таким образом, бытует как феномен исключительно театральный.
За примером качественного популизма необязательно обращаться к Нюрнбергскому стадиону или римской переполненной площади перед балконом Муссолини. В нашем близком будущем перспектива качественного популизма – это телевидение или электронная сеть интернет, которые способны представить эмоциональную реакцию отобранной группы граждан как «суждение народа».
Крепко стоя на своем квалитативном популизме, ур-фашизм ополчается против «прогнивших парламентских демократий». Первое, что заявил Муссолини на своей речи в итальянском парламенте, было: «Хотелось бы мне превратить эту глухую, серую залу в спортзал для моих ребяток». Он, конечно же, быстро нашёл гораздо лучшее пристанище для «своих ребяток», но парламент тем не менее разогнал.
Всякий раз, когда политик ставит под вопрос легитимность парламента, поскольку тот якобы уже не отражает «суждение народа», явственно унюхивается запашок Вечного Фашизма.

14)Ур-фашизм говорит на Новоязе. Новояз был изобретён Оруэллом в романе «1984» как официальный язык Ангсоца, Английского социализма, но элементы ур-фашизма свойственны самым различным диктатурам. И нацистские, и фашистские учебники отличались бедной лексикой и примитивным синтаксисом, желая максимально ограничить для школьника набор инструментов сложного критического мышления. Но мы должны уметь вычленять и другие формы Новояза, даже когда они имеют невинный вид популярного телевизионного ток-шоу.

Слово фашизм у нас прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.

Тонкая грань

Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия – фашизм и национал-социализм – долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.

Действительно между ними много общего – шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта.

При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.

Фашизм

Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз».
Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини – Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка».

Фасции – пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями – являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором – смертной казни.

Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. -«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия).

На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма.

Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения. Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции.

В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го – стала единственной легальной партией страны.

Национал-социализм

Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом.

Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм – это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, – отмечает Саркисянц. – Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».

Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов.

В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.

Такие близкие, но разные

Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины – это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом – непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.

Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство – это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты.

Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.

Второй камень преткновения между двумя системами – национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса - это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.

Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос – краеугольный камень нацизма.

Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», – так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.

Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения».

«Антисемитизма в Италии не существует», – заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией.

Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.

Несколько дней назад британское издание The Guardian опубликовало письмо тридцати европейских интеллектуалов, ратующих за объединение определённых наднациональных политических сил накануне майских выборов в парламент Европейского Союза, на фоне раздирающих западную часть континента национальных политических разногласий (русский перевод открытого письма читайте ).

Понимая озабоченность тем, что происходит сегодня в Западной Европе и США, трудно согласиться с теми призывами, которые оглашены в данном коллективном письме, на фоне кризиса Западного мира. Прежде всего потому, что они ничем и никак не аргументированы по существу, а с другой стороны – в этом письме авторы обильно манипулируют всевозможного рода «страшилками» и уничижительными ярлыками относительно своих оппонентов, видимо надеясь тем самым обрести рефлекторную лояльность к своим заклинаниям.

Однако, рассчитывая на подобного рода приёмы общения с читателем, авторы сами уничижают себя и свой, в общем-то, опус заклинаний. И это хорошо. Саморазоблачились.

Валерий Иванов.

Историк и философ из Вильнюса Валерий Иванов прокомментировал для читателей «НьюсБалт» это воззвание. Для удобства восприятия мы ещё раз публикуем текст письма, а комментарии и замечания В.В. Иванова даём в скобках и полужирным текстом). Итак:

«Идея Европы в опасности. (Что за «идея» – описание?)

Со всех сторон несется критика, оскорбления и попытки подменить причину следствием. (Психологическая подготовка к следующей констатации критики и оскорблений…)

«Хватит строить Европу!» — вопят они. (Кто «вопит»? — конструктивную критику не «вопят», а оглашают в виде аргументов) «Давайте восстановим связь с нашей национальной душой! Давайте заново откроем нашу утраченную идентичность!» Это повестка дня популистских сил, наводняющих континент. (Опят негативный ярлык в сторону других, не «интеллектуалов») И не важно, что такие абстракции, как «душа» и «идентичность» часто существуют только в воображении демагогов.

(Удивительно читать подобные строки от людей, претендующих на интеллект. Душа и идентичность, — характеристики личности любого человека, а не скотины, в основе которых нравственный крест, а не биологические инстинкты и стадные рефлексы)

Европу атакуют лжепророки, опьяненные негодованием и призрачной возможностью оказаться в центре внимания.

(А где определение того, чем атакуют Европу эти «лжепророки»? Опять только негативный ярлык для сведущих высокообразованных людей, думающих по-другому)

Два больших союзника, которые ранее спасли Европу от самоубийства, теперь бросили ее: один — тот, что по другую сторону Ла-Манша, второй — по другую сторону Атлантики. (Европу от расизма, нацизма и фашизма спасли солдаты Красной армии под руководством советских маршалов Победы 9 мая 1945 г.)

Европа все более уязвима перед нахальным оккупантом из Кремля. Европа как идея разваливается у нас на глазах.

(Забавно определение «нахальный оккупант» — очередной негативный ярлык и никаких фактов. Западная Европа – именно так, — охваченная Советом Европы, который так и не смог принять общей Конституции ЕС, разваливается из-за внутренних противоречий, которые объективно обусловлены противоречием между национально-культурогенными интересами народов государств составляющих ЕС, и наднационально-универсальными интересами в обретении свехприбыли мирового финансового капитала, управляемого из США)

И в этом ядовитом климате должны состояться майские выборы в Европарламент. (Опять негативный ярлык – «ядовитый», — что за яд, и чей?) Если ничего не изменится, если ничто не воспрепятствует этому наводнению (опять негативный ярлык – «наводнение», — символизирующий разрушение чего-то естественного?), если не воспрянет дух сопротивления (что за «дух сопротивления»? Выше, только что отрицается духовное измерение бытия, а здесь упование на «дух» — будьте хотя бы последовательны господа) , эти выборы обещают быть самыми ужасными (опять негативный ярлык, — «ужасные», — почему? – нет определения!) из всех, что мы знали. Они принесут победу злодеям. (Опять негативный ярлык «злодеи»… кто?) Те, кто еще верит в наследие Эразма, Данте, Гете и Коменского, потерпят позорное поражение. (Опять ярлык – «позорное поражение» — в чём?) Политика презрения к интеллекту и культуре победит. (И после этого вы позиционируете себя интеллектуалами и представителями культуры?!) Грядет всплеск ксенофобии и антисемитизма (Опять негативные ярлыки – страшилки: «ксенофобия», «антисемитизм». Именно от этого освободили в 1945 году Западную Европу советские солдаты) Грядут бедствия (Только не надо стращать – люди всё видят!)

Мы, нижеподписавшиеся, — среди тех, кто отказывается смириться с этой надвигающейся катастрофой. (В чём катастрофой, для кого катастрофой? «Пугалка» есть, — определение не указано!)

Мы считаем себя европейскими патриотами (группой более многочисленной, чем принято считать, зачастую слишком тихой и покорной), которые понимают, что поставлено на карту. (Что есть «европейский патриотизм»?) Через три четверти века после разгрома фашизма и через 30 лет после падения Берлинской стены грядет новая битва за цивилизацию. («Патриотизм» — нравственная категория, означающая «любовь к родине», месту рождения человека и формирования его, как духовной личности, в конкретной социокультурной среде. «Цивилизация» на земле одна, и она связана с гуманными энергетическими возможностями того или иного социума, обеспеченного тем или иным уровнем научно-технического прогресса. Духовное сознание личности зиждется на нравственных критериях оценки своего бытия; мощь её воздействия на среду обитания – на научных знаниях, в основе которых физические законы, описанные математически)

Мы верим в великую идею, которую унаследовали, и считаем, что она была единственной достаточно мощной силой, чтобы поднять народы Европы над собой и своим воинственным прошлым. (И что это за «великая идея» — где определение?) Мы считаем, что она остается единственной достаточно действенной силой, чтобы отразить новые признаки тоталитаризма, способные пробудить беды темных веков. С тем, что поставлено на карту, мы не можем сдаться.

(Так именно расизм, нацизм и фашизм, тем, чем испокон веков отличалось социальное сознание англосаксов в отношении «других», откуда и теперь пришёл данное «письмо 30-ти», является родовым признаком генетической англосаксонской ксенофобии – а это суть, — психическое извращение сознания)

Поэтому мы приглашаем присоединиться к нам. (У нас пока сознание не извращённое – извините, лечитесь сами, без нас).

Поэтому мы призываем действовать накануне выборов, чтобы не проиграть их могильщикам европейской идеи. (Опять негативный ярлык «могильщики» – сколько можно? И в чём эта идея?)

Поэтому мы просим подхватить и нести факел Европы (в Германии 1933 года, и потом, тоже ходили по улицам с факелами нацистские штурмовики) , который, несмотря на ошибки, провалы и проявления трусости, остается маяком для всех свободных мужчин и женщин на этой планете.

(От чего свободных? От совести, от своего культурного национального сознания, сформированного в течение 2-х тысячелетий на основании христианской веры в высокие гуманные идеалы человеколюбия? Перекреститесь!)

Наше поколение ошиблось. (Кто дал вам право делать такие заключения, вы, что, имеете прямой телефон к Богу? Наглость несусветная!) Как и последователи Гарибальди в XIX веке, которые твердили мантру «Италия справится сама», мы верили, что континент объединится сам по себе, без необходимости бороться или работать ради. Это, как мы сами себя уверили, было «направлением истории».

(История творилась, никак не обращая внимания на ваше «письмо 30-ти», правда вы только сейчас и есть, а завтра?..)

Мы должны отказаться от этого убеждения. (Какого?- артикулируйте. Словно нечистая сила всё намеками и исподтишка, — странно, — а впрочем, нет.) У нас нет выбора. (Выбор всегда есть, и не вам его устанавливать «подписанты») Теперь мы должны бороться за идею Европы или узреть ее гибель в потоке популизма. (Только не надо нас пугать – пророки несчастные!)

В ответ на атаку национализма и «идентизма» мы должны воспрянуть духом активизма — или признать, что обида и ненависть топят нас. (Вы что призываете к политическому самоудовлетворению, не считаясь с реальностью? – так это дорога в дурдом) Надо бить тревогу против этих поджигателей душ и духа, которые, следуя от Парижа до Рима, на каждой своей остановке — в Барселоне, Будапеште, Дрездене, Вене, Варшаве будут устраивать костры из наших свобод.

(С вашими «свободами» Европа вымирает, когда вы даже не считаете возможным уважать врождённый пол человека… Кстати, попробуйте, освобождёнными и полностью свободными выйти через окно с какого-нибудь 5-10-го этажа дома… Сколько ваша свобода продлиться? Жесточайшие законы физики, на которых строиться наше материальное благополучие, ещё никто не отменил. Кто их не соблюдает, тут же погибает и тем самым, освобождается от жизненных уз)

В этом странном поражении «Европы» («Поражение «Европы» — почему в кавычках? Что Европа, это название какого-то магазина, который обанкротился?) , которое маячит на горизонте, новом кризисе европейского сознания (господа, чтобы был «кризис сознания», необходимо присутствие само сознания того, что происходит. Увы, вы никак не назвали то, что на самом деле происходить в Европе, а лишь навешали на читателя, вашего письма в стиле horror , кучу ярлыков в надёже на его аналогичную вашей если не наивность, то глупость, а может быть и извращённое, или купленное определёнными политическими силами данное письменное «откровение»), который грозит разрушить все, что сделало наши общества великими, благородными и процветающими, заключается вызов, наибольший с 1930-х годов: вызов либеральной демократии и ее ценностям».

(Господа успокойтесь, ваша «либеральная демократия» и её ценности и привели именно к тому, чем сейчас серьёзно больна Западная Европа, и США. Выход — только через новое философское осознание тех критериев многоструктурного бытия социумов и цивилизации, в котором живёт мир в XXI веке, где гуманное физическое и духовное бытие людей системно организовано метафизическими закономерностями экзистенции сущего. Но боюсь, вам этого не понять. А морочить голову людям не пристало.

Успокойтесь дорогие наши «30 европейских интеллектуалов» и идите почитать корифеев от философии, истории и прикладной науки! И не забывайте о высоком европейском искусстве, в том числе национальном…)

Что такое Нацизм? Значение и толкование слова natsizm, определение термина

2) Нацизм - Разновидность фашизма, получившая и развитие в Германии после первой мировой воины.

Разновидность фашизма, получившая и развитие в Германии после первой мировой воины.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Юрисдикция - 1) Компетенция судебных органов по рассмотрению гражданских, уголовных...
Юрисконсульт - Постоянный консультант при учреждении или предприятии по правовым...