Западная крепость славян славенбург. Музей древнеславянской архитектуры "Slawenburg-Raddusch" Дольна Лужица - Германия

По свидетельству современной истории, примерно с конца VI до середины XIII века н.э. восток, север и северо-запад современной Германии населяла большая группа западно-славянских племён лужичан, лютичей, бодричей, поморян и руян, которых сейчас называют полабскими славянами. Эти племена, утверждают ортодоксальные историки, во второй половине VI века сменили «германские» племена лангобардов, ругов, лугиев, хизобрадов, варинов, велетов и прочих, обитавших здесь в античные времена. Однако многие исследователи утверждают, что существует «удивительное совпадение племенных названий полабских, поморских и других западных славян с древнейшими, известными на данной территории этническими наименованиями рубежа первых веков нашей эры», упомянутыми в римских источниках. Всего таких парных, совпадающих античных и средневековых славянских названий племён, живших в данной местности, известно около пятнадцати. А это означает, что славяне жили на территории Германии, как минимум, с этих самых первых веков.

Занимали они обширную территории от устья р. Лаба (Эльба) и её притока р. Сала (Зале) на Западе, до р. Одра (Водра, Одер) на востоке, от Рудных гор (на границе с Чехией) на юге и до Балтийского моря на севере. Таким образом, земли полабских славян охватывали не менее трети современного немецкого государства. Объединялись полабские славяне в три племенных союза: лужичане, лютичи (велеты или вильцы) и бодричи(ободриты, рароги или ререки). Родственными им также являлись племена поморян, проживавших по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы, а на юге по реке Нотечь, граничивших с польскими племенами.

О том, что славянские народы давно тому назад проживали на территории Германии, свидетельствуют множественные топонимы (от topos - «место» и onoma - «имя, название» - имя собственное, обозначающее название географического объекта), которые они оставили после себя. Например,

Берлин, Шверин, Витцин, Девин, Альт-Тетерин, Карпин. Окончание «-ин» в славянских топонимах - ударное.

Лаузиц (Лужица), Кемниц, Добраниц (Добранецы), Доберюшц (Доброшицы), Добершау (Добруша).

Любов, Тетеров, Гюстров, Лютов, Гольцов, Миров, Буров.

Любенау, Шрандау, Торгау.

Наиболее известными топонимами славянского происхождения являются:


Город Хемниц - (нем. Chemnitz, в.-луж. Kamjenica) назван по наименованию небольшой речки Кемниц, притоку реки Цвиккауэр-Мульде. Само слово «chemnitz» происходит от «kamjenica» из языка лужицких сербов и означает «каменистый ручей или река».

Город Лаузиц (нем. Lausitz, в.-луж. Лужица), первоначально - «болотистый край». Лужица - это историческая область Германии, в которой до сих пор проживает славянский народ лужичане.

Город Любек (нем. Lubeck , в.-луж. Любиц). Основан недалеко от вагрской крепости Любице.

Город Росток (нем. Rostock, в.-луж. Росток) означает место, где вода растекается в разные стороны.

Город Ратцебург (славянское поселение Ратибор) впервые упоминается в документах германского короля Генриха IV в 1062 году как Racesburg. Название происходит от имени ободритского князя Ратибора (сокращ. нем.Ratse).

Город Пренцлау (нем. Prenzlau, в.-луж. Пренцлавь).

Город Цоссен (нем. Zossen, слав. Сосны).

Город Бранденбург (нем. Brandenburg. слав. Бранибор).

Город Мекленбург - ранее назывался Рарог (Рерик), позднее - Микулин Бор.

Город Ольденбург - это славянский Староград (Старигард).

Город Деммин - Дымин.

Город Шверин - бодричский Зверин.

Город Дрезден - Дроздяны.

Город Лейпциг - Липск, Липецк.

Город Бреслау - Бреславль.

Город Рослау - Русислава.

Город Прильвиц - Прилебица.

Город Регенсбург - Резно.

Город Мейссен - Мишно.

Город Мерзебург - Межибор.

А древние названия этих современных немецких городов не нуждаются в пояснениях: Любек, Бремен, Вейден, Люббен, Торгау, Клюц, Рибниц, Каров, Тетеров, Мальхин, Миров, Россов, Кириц, Бесков, Каменц, Лебау, Зебниц и т.д., и т.п.

Славянские топонимы широко распространены в следующих современных землях Германии: Нижняя Саксония - территории восточнее Гамбурга, так называемый «Вендланд», восточная половина земли Шлезвиг-Гольштейн, по всей территории Мекленбурга - передней Померании, Бранденбурга, Саксонии и Саксонии Анхальт, Тюрингрии, Баварии и Берлина.

В XIX века чешский учёный А.В. Шембер, нашёл 1000 славянских названий рек, гор, лесов, равнин и местечек на карте Австрии. Результаты своих исследований он опубликовал в книге «Zapadni Slovane v praveku» (1860). Сюда уместно добавить, что австрийская столица Вена - это славянский Виндебож, а г. Цветль - Светла. Сама же Австрия называлась до онемечивания княжеством Острия! К сожалению, в настоящее время письменная информация о той далёкой жизни западных славян пока доступна только в источниках, которые писались немецкими христианскими авторами.

«…Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком… Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Ольденбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть ещё и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой (Эльба и Одер)»(Адам Бременский - северогерманский хронист, каноник и схоластик, «Деяния священников Гамбургской церкви» (ок. 1066 г)).

Однако, благодаря Интернету, можно узнать, что, оказывается, в настоящее время на территории Германии существуют несколько архитектурных музеев под открытым небом, которые представляют собойреконструированные славянские крепости, крупные поселения и деревни VII-XII века. Например, славянская крепость-замок с прилегающей к ней деревней на месте ободритского поселения в Гросс-Раден (Slawenburg-Raddusch) в земле Мекленбург-Передняя Померания. Раскопки, в результате которых были обнаружены десятки крупных славянских поселений, в этой области начались ещё после Второй мировой войны, а в 70-х годах немцы восстановили славянский храм, жилые дома поселения

Археологические раскопки позволили установить, что славянские крепости-замки представляют из себя мощные кольцеобразные укрепления из деревянных срубов и земли с высотой валов более 10 метров. Поселения, располагавшиеся вокруг них, состояли из одно- двухэтажных рубленых домов. Основным занятием поселян было земледелие и животноводство, мелкие ремёсла, ткачество, изготовление керамических изделий, пивоварение, обработка железа и кости, а также рыболовство.

Замок, обычно, закладывался в стратегическом месте, на возвышенности, высоком берегу реки или пересечении рек. Например, замок славянского племени шпреян (Sprewanen) Kopenick (Копьеник) в месте слияния реки Шрее (Spree) и её притока Даме (Dahme). Главным замком славянского племени Гаволян (Heveller) был Бранибор в устье реки Хафель (Havel). Не стал исключением и бывший славянский город Торгелов, который тоже находится в федеральной земле Передняя Померания. Он стоит на реке Укер (Uecker). В этом городе находится этнографический музей на открытом воздухе под названием Украненланд (Ukranenland). Музей посвящён истории одного западно-славянского племени под названием Укры (Die Ukrer, Ukranen), которые, как говорят учёные, поселились здесь в VI веке.

Земли, некогда принадлежавшие украм-укранам, сегодня в Германии называются Уккермарк. В Ukranenland, после археологических раскопок, в натуральную величину реконструирована славянская деревня IX-X века. Посетив этот музей, можно воочию увидеть, как выглядели корабли славянских мореходов, господствовавших в это время на Балтийском море, ознакомиться с бытом славянских земледельцев и ремесленников того времени, посмотреть за работой бронзового литейщика, гончара, кузнеца и пивовара, послушать средневековую музыку и отведать блюда того времени. Посетители музея могут даже купить при них же изготовленные соленья и варенья, попить свежесваренного пива и научиться работать с глиной.

На музейной пристани они могут увидеть ладью «Сварог» (Svarog) - первую в Германии реконструкцию славянского корабля, сделанную по археологическим находкам на острове Рюген (Руян) в городе Ralswiek. Этот тип корабля датируется 900-ми годами. Реконструкция выполнена в 1997 году. А также ладью «Свентовит»(Svantevit) - реконструкцию польского корабля, обнаруженного в ходе раскопок в местечке Lebafelde, также известного под именем Charbrow (построен около 1100 года), реконструкция 1998 года.

Крупнейшим славянским городом являлась столица Вагрии - Старград, позже перименованная немцами в Ольденбург, где находилась резиденция князя вагров и святилище. Вагры - западнославянское племя, жившее в Средние века на полуострове Вагрия. Они были наиболее северо-западным племенем союза бодричей-ободритов. Ареал их проживания, который они освоили в VII веке, охватывал восток нынешней немецкой федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн. Современная немецкая реконструкция Старграда представлена в архитектурном музее «Oldenburger Wallmuseum».

Немцы составили своеобразный каталог славянских городов и крепостей на территории Германии и разместили его на сайте http://slawenburgen.npage.de , который доступен, к нашему сожалению, только на немецком языке. На нём с немецкой педантичностью и скрупулёзностью отмечены даже координаты мест, и показаны места расположения каждого города с помощью программы GoogleEarth.

В частности они нашли и описали славянские города, расположенные в следующих землях ФРГ: Берлин - 8, Бранденбург - 166, Мекленбург - 285, Нижняя Саксония - 9, Саксония - 125, Саксония-Анхальт - 36, Шлезвиг-Голштейн - 38, Тюрингия - 9, описаны Росток, Шверин, Стральсунд, города на островах Рюген (23) и Узедом (4).Итого: 703 славянских города на территории Германии! Некоторые описания снабжены рисунками - реконструкциями того, что здесь было почти тысячу лет назад.

Так, город на Балтийском море Штральсунд (Стрелово), находящийся на берегу пролива Штрелазунд(Strelasund), отделяющем остров Рюген от материка, был основан славянами ещё в IV веке, а 31 октября 1234 князь с острова Рюген Вислав I (Wizlaw I) присвоил «рыбацкой деревне на реке Stralow» статус и права города.

Как видно из материалов немецкого сайта, славяне выбирали стратегические места для своих поселений - на побережье, вблизи озёр, рек, которые позволяли не только контактировать с соседями, но и прокормиться в любое время года. На сайте есть и фотографии городов-крепостей, вернее того, что осталось от славянского наследия, а осталось, к сожалению, не очень много. На большинстве фотографий можно видеть всего лишь холмы и валы посреди поля, заросшие травой и деревьями, на других - остатки каменных крепостных стен.

К сожалению, в курсе современной истории, которой сегодня преподают русским детям, мы не найдём не только имён славянских князей, которые отстраивали эти города-крепости, но даже и упоминание о том, что славяне были теми, кто осваивал эти территории, что они жили, торговали, воевали там на протяжении, как минимум, тысячи лет. Однако, об этом, как ни странно, прекрасно знают и пишут немецкие учёные. Например, существует монументальный трактат 1741 года, который написан Эрнестом Хоакимом Встфаленом (Ernest Joachim Westphalen) и называется «Monumenta inedita rerum Germanorum», который в свою очередь содержит трактат И.Ф. Хемница: «Родословная герцогов Мекленбургских», написанный на меклебургском диалекте по утраченым средневековым источникам. В этом трактате названы князья венедов и ободритов, начиная с V века н.э., от которых ведут свои родословные многие германские дома.

Вышеслав (477-486),
Аларик (486-507);
Альберик (517-590);
Иоганнес (590-630);
Радегаст (630-664);
Вышеслав (664-700);
Оритберт I (700-724);
Оритберт II (724-747);
Владдух ум.772;
Вицеслав (747-798);
Драгомир (798-809);
Славомир (809-821);
Челодраг (821-830);
Годемысл (Гостомысл) (830-844);
Добемысл (Добромысл) (844-861);
Мстивой I (861-865?);

Оритберт III (869-888);
Вышеслав (888-934);
Биллунг (934-986);
Мечислав (983-1018);
Стоигнев 955;
Мстивой II (?960-1025);
Удо 1025;
Годослав (?-1067);
Будый (1066-1067);
Генрих (1096-1122);
Святополк (1122-1135);
Прибыслав I (1135-1146);
Николот (1140-1167);
Прибыслав II (1167-1171\1178?), который стал родоначальником герцогов Мекленбургских.

Вендско-ободритские князья вступали в династические браки с европейской знатью. Так князь Аларик был женат на принцессе бургундов, Иоганн - на норвежской принцессе, Радагаст - на гранадской (то есть испанской), Альберик и Оритберт I - на сарматских, Оритберт II - на англосаксонской, Вицислав и Мечислав Ободритский - на русских и литовских.

Жена Ярослава Мудрого - Ингегерда - была дочерью шведской королевы Астрид, которая до замужества была ободритской княжной. Мать Эрика Померанского (Богуслава) - короля Норвегии, Дании и Швеции - Мария Мекленбург-Шверинская - была представительницей Мекленбургского дома. Великий герцог Мекленбургский Карл Леопольд некоторое время был женат на племяннице императора Петра I, дочери Ивана V, Екатерине.

Софья Шарлотта (1744-1818) принцесса Мекленбург-Стрелицкая, родившаяся в городке Миров, выйдя замуж за английского короля Георга III, и будучи сама коронована, родила 15 детей и стала бабушкой знаменитой английской королевы Виктории. А уже в XIX веке Георг, герцог Мекленбург-Стрелицкий был женат на русской великой княгине и состоял на военной службе в Российской империи в чине генерал-майора.

Славянский след до сих пор сохранился в немецких народных преданиях. Так в книге Ю.В. Ивановой-Бучацкой «Plattes Land: Символы Северной Германии. Славяно-германский синтез в междуречье Эльбы и Одера» описывается следующая легенда.

За вымышленными именами стоит противопоставление этнической принадлежности героев: имя Вендогард (Wendogard), судя по фонетическому облику, имеет славянское происхождение и содержит в основе этноним, в то время как Ландольф (Landolph) - имя германского происхождения. В споре героев легенды можно усмотреть мифическое переосмысление многовекового исторического «спора» немецких переселенцев-колонистов со славяно-полабским населением Мекленбурга за владение землями. Если проанализировать легенду - противопоставление кроткой и благочестивой принцессы разбойнику, о котором ходила дурная слава, то возникает впечатление, будто легенда, с одной стороны, подчёркивает мирный характер вендов, с другой - демонстрирует сочувственное отношение к ним, как и легенда о колоколах. Поразмыслим над дальнейшими событиями легенды: «Возмущённая дерзостью разбойника, княжна произнесла: "То, что Бог существует и этот лес принадлежит мне, так же истинно, как и то, что след моей ступни и скипетра останутся в этом камне навечно!”; и следы, действительно, остались в твёрдом камне по сей день, а проклявший Бога разбойник был наказан» . Возможно, топонимическая легенда о Девьем камне - некое фольклорное утверждение «исконности прав» вендов на мекленбургские земли…»

Заметим, что слова об исконности прав вендов на мекленбургскую землю мы бы не стали брать в кавычки по той простой причине, что сейчас уже стало известно достаточно не фольклорных, а документальных свидетельств об этом, как и о том, что эту землю у славян действительно отобрали германцы...

Праздник Водосвет-ВОДОКРЕС 19 января В этот день предки отмечали праздник Водосвет. Считалось, что собственно в этот день, вода делалась светлой и превращалась в целебную. По традиции в этот день купались в проруби. Если окунуться смелости не хватало, то можно было взять с собой этой воды и облиться ей в теплом месте. После того, как все искупались, собирались гости и желали друг другу здоровья до следующего Водосвета. Вода всегда считалась самым сложным и в тоже время самым простым веществом на планете. До сих пор она считается до конца не изученной. Понимали это и древние славяне. Само слово «вода» происходит от слова «веда», то есть люди приписывали воде свойства впитывать в себя информацию и передавать ее на большие расстояния. Вода способна накапливать как отрицательную, так и положительную информацию. И естественно может либо восстановить биополе человека, либо наоборот разрушить его. Праздник Водосвет проводился на улице у любого водоема, где мужики прорубали прорубь. Бабы украшали проруби разноцветными лоскутами. Праздник заключался в том, что в песнях славили Мары-Марицы-Водицы. После этого в прорубь бросали подарки: зерно и хлеб. После этого начинали окунаться сами. Считалась, что такое купание заряжает человека здоровьем на весь будущий год. Считали, что в этот день Солнце, Земля, а также центр Галактики располагаются таким образом, что открывается путь общения между людьми и центром Галактики. Начинает действовать своего рода канал связи с космосом, и все что туда попадает, структурируется. Именно поэтому вода и то, что состоит из воды, считалась хорошим проводником. Вообще много внимание уделяли поклонению воде. Они преклонялись перед дождем, который как считалось, оплодотворял землю. Одно из приветствий было: «Будь здрав как вода». Верили в целебные свойства воды и понимали, что от качества воды зависит какое здоровье будет у человека. Покровительницей воды считалась богиня Макоша. Можно заметить, что обычаи этого праздника очень напоминают православный праздник Крещения. Христиане заменили Водосвет на крещение Господне, а суть и традиции остались прежними. Приближается Водокрес! Ровно 19 января, после пяти часов пополудни, вся вода в открытых источниках приобретет следующие свойства: станет бесцветной, приобретет сладковатый вкус, кислотность изменится и станет в пределах 8,4 – 10,5 мВ. Вот заключение врачей: - Вода, собранная 19 января из открытых источников, является биостимулятором, благотворно влияющим на иммунную систему, оказывает антиоксидантную защиту. Эта вода улучшает обмен веществ, повышает кровяное давление, благотворно влияет на аппетит и самочувствие. Ведет к заживлению ожогов, язв и пролежней. Да просто – это та самая Живая Вода, известная нашим предкам появляется в назначенный час, в назначенном месте. Во всех открытых водоемах. Также проявляется это свойство в снеге, если его собрать и растопить в этот день. Только представьте, какое реальное, доказанное учеными чудо свершается прямо у нас на глазах! И, кстати, Живая Вода появляется настолько давным – давно, что всем уже привычными стали сказки о воскрешении с помощью «мертвой» и «живой» воды.А в северных деревнях это «привычное чудо» использовали так: в этот день молодые шли купаться в прорубях для здоровья и веселья, набирали воду для больных и просто «про запас», хозяйственные мужики засыпали домашние колодцы чистым снегом, чтобы до весны вода оставалась чистой и свежей, а самые домовитые жонки вымачивали холсты на чистом снеге – станут они белые да крепкие после этого. Так и праздновали Водокрес! Дни пробуждения и засыпания Матушки-Земли и сил которые формируют ее, также очень важны для человека и его жизнедеятельности. Это время пробуждения энергии Воды, Огня, Земли и т.д. Водокрес- время когда вода обладает магической силой. В это время очень важен прямой контакт с Царицей-Водицей. В зависимости от духовной и нравственной чистоты человека, она способна оказывать на него сильное воздействие и даже помощь в излечении и очищении физического и иных тел человека. В эти дни лучше всего находиться вблизи водоемов, рек, купален. Заранее подготовив свой организм постоянным обливанием и холодными душами, мы в радости окунаемся в ледяную январскую воду, чувствуем прилив сил, мощь и жизненную силу, которой заботливо делится с нами Царица-Водица! Слава Матушке-Земле! Слава Царице-Водице! УРА!

Из сочинений Саксона Грамматика нам известно, как была взята иудохристианами священная ведическая Аркона.

Но удивительное дело, о самом штурме города-храма ни слова... Написано, как датчане короля Вольдемара I осадили город, как к ним подошло войско саксов Генриха Льва — и больше ничего.... Единственное, что проскальзывает в повествовании католика, так это то, что защитники крепости не справились с огнём.
Якобы им не хватило воды, чтобы затушить горящие ворота.
И это рядом с морем?
Ведь достаточно вырыть глубокий колодец и незаметно соединить его с Балтикой, техника примитивная. Наверняка подобных колодцев в Арконе было несколько. Наши предки дураками никогда не были, но тогда почему выгорели ворота крепости? Просто потому, что вода не помогла. Вот и всё.

Против Арконы был применён напалм древности, так называемый «греческий огонь». Об этом западные хронисты предпочитают помалкивать.
Почему?
Потому что победа над Арконой опозорила всю иудохристианскую Европу.

Мыс Аркона


Но начну всё по порядку. В июле 1268 года во время последней осады крепости в ней собралось всего около 1000 мужчин и столько же женщин. Остальное гражданское население острова Буяна, или Руяна, после высадки датских и саксонских армий, разбежалось по лесам и болотам. Славяне понимали, что война с христианским миром проиграна, и пытались всеми силами выжить. Для этого надо было дождаться ухода с острова вражеских войск, а после принять христианство... И постепенно онемечиться.
Но были и такие, которые предпочли смерть крепостному иудохристианскому рабству. Как я написал выше, их оказалось совсем немного, но в Арконе были и другие воины. Именно воины, а не бойцы. Разница между теми и другими огромная, но об этом ниже. Речь идёт о 300 витязях из охраны храма Световида.

Что это были за воины, судите сами: распределив силы собравшихся в Арконе славян на укрепления города, они вышли из ворот крепости и построились рядами, приняв на себя удар 17 тысяч датчан и 8 тысяч саксов. Три сотни русских витязей против 25 тысяч хорошо обученных рыцарей и кнехтов. Ощетинившись копьями и прикрывшись щитами от летящих стрел, воины храма не только успешно отражали лобовые удары закованной в броню конницы, но и сами шли вперёд. Построившись клином, русские витязи стали пробиваться к шатрам короля Вольдемара I и герцога Саксонского. Они вынуждены были остановиться только тогда, когда увидели, что могут попасть под удар огнемётных машин.

Развернувшись, воины храма ринулись на уничтожение осадной техники. Часть огнемётной техники была ими разрушена, но в этот момент по русским витязям ударили из катапульт огненными шарами. Под ногами загорелась земля, и чтобы избежать неоправданных потерь, защитники храма стали пробиваться к стенам крепости. Несмотря на то, что к этому моменту они были полностью в окружении, витязи легко прорвали кольцо и подошли к воротам.
Перед ними они построились ещё раз, но атаковать их ни датчане, ни саксы больше не решились. Слишком дорого для них обошёлся первый бой с «язычниками»: почти 3000 убитых и раненых. Причём в сражении пали лучшие христианские рыцари.
И тогда по приказу Вольдемара I на воинов храма были направлены огнемётные катапульты и выбрасывающие напалм медные трубы. По этой причине славянам пришлось уйти за ворота крепости. Именно благодаря «греческому огню», вспыхнули ворота Арконы, и их невозможно было затушить водой, хотя у защитников её было вдоволь, особенно морской. Когда рухнули ворота города, иудохристиане, собравшись с силами, железным тараном снова ринулись на штурм. Они намеревались как можно скорее прорваться к храму Световида. Но опять на их пути встала дружина храмовых витязей.

Снова началась неистовая сеча, в которой одолели русы. Тогда вновь был применён «греческий огонь». И так повторялось несколько раз. Только благодаря напалму, удалось обескровить храмовый контингент русских витязей. К концу дня их осталось немногим больше сотни. Но и эта сотня, управляя собравшимися в крепость славянскими смертниками, вела бои на улицах Арконы четверо суток. Город горел, ночью люди бились при свете пожаров, днём задыхались в дыму, но бой не прекращался.
При взятии Арконы и датчане, и саксы потеряли 2/3 своей армии.

Славянские музеи в Европе.


Gross Raden . .


.


Дольна Лужица, замок в Радуше, фед. земля Brandenburg .



Музей древнеславянской архитектуры "Slawenburg-Raddusch" Дольна Лужица - Германия.

В старинном славянском селе Raddusch, не берегах реки Шпре, в сербско-лужицком регионе Германии - Дольной Лужице - Niederlausitz - фед. земля Brandenburg, находится музей древнеславянской архитектуры - "Slawenburg-Raddusch". Он был открыт в 2001 году в непосредственной близости от села Радуш, на месте древнего славянского круглого замка, найденного в ходе разработок бурого угля в конце 80-х годов 20-го века.

Музей - это реконструированный славянский замок, представляющий собой крепость более 50 м в диаметре, имеющую обширное внутреннее пространство (1 200 кв. м). Круглый вал-стена высотой до 8 м. сложен из сцепленных друг с другом дубовых стволов, уложенных слоями, промежутки между которыми заполнены песком и глиной, был окружен рвом шириной 5,5 метров. В стенах двое ворот. Во дворе замка находился деревянный срубной колодец, глубиной 14 м., разнообразные жилые и хозяйственные постройки. Подобные круглые крепости были характерными постройками для древних славян проживавших на территории нынешней Германии.

Славянский музей-замок "Slawenburg-Raddusch" находится в фед. земле Бранденбург, примерно в 100 км. к югу от Берлина, в округе Niederlausitz.

.

Вид с высоты птичьего полёта .

.

Общий вид .

.

Стена .

.

Ворота .

.

На крепостном валу - широкая боевая площадка .

.

В музее .

.

Схема проезда .

http://rexstar.ru/content/id6410

СЛАВЯНСКИЙ ХРАМ В ГРОСС-РАДЕН - Gross Raden (БОДРИЧИ - ГЕРМАНИЯ).

.

Реконструкция славянского храма в Гросс-Раден. Мекленбург - Передняя Померания .

В Германии, на тер-и современной фед. земли Мекленбург - Передняя Померания, остались археологические памятники славян, такие, как валы замков - Мекленбург, Добин-Dobin, Илов-Ilow, Квитзин-Quetzin, Тетеров-Teterow, Верле-Werle и многих других, являющихся свидетелями того периода, когда этими землями владели славяне.

После 2-й Мировой войны, очень много для исследования археологии Балтийских славян, сделали археологи и историки из ГДР. В особенности профессор Эвальд Шульдт. В 1973 г. начались обширные исследования на месте Ободритского поселения в Гросс-Раден. Результаты его раскопок и исследований превосходили все, до сих пор найденное в Бодричанах - Мекленбурге.

В ходе раскопок, продолжавшихся вплоть до начала 80-ых гг, было собрано множество артефактов относящихся к культуре Бодричей-Ободритов, и обнаружен славянский языческий храм. Незадолго до 1987 г., земельным правительством Мекленбург - Передняя Померания, на месте раскопанного замка Гросс-Раден, было начато строительство музея древнеславянской архитектуры, где детально, согласно материалов раскопок, воссозданы крепостные укрепления замка, языческий храм, и жилой посад.

.

Гросс-Раден .

.

Вид со стороны озера.

.

Гросс-Раден .

.

Ворота .

.

Общий вид построек.

.

Укрепления.

.

Жилой посад.

.

Идол.

.

Надвратная башня посада.

.

Вид поселения .

http://rexstar.ru/content/id6411

Славянский музей "Ukranenland" в городе Torgelow (Передняя Померания. Германия).

.

Ukranenland - Передняя Померания .

Украане, укряне, украны - это западнославянское племя, поселившееся в VI в. н.э., проживали на территории современной Восточной Германии - между реками Эльба и Одер, где они строили свои поселения и крепости. Земли, некогда принадлежавшие славянам, сегодня называются Уккермарк - на востоке современной германской фед. земли - Бранденбург.

Немецкие историки полагают, что позднее название "Ukera" или "Терра Ukera", означает «приграничье». Городок Torgelow в фед. земле Передняя Померания - находится на речке Uecker. Там и расположен музей "Ukranenland" , посвященный славянам, жившим на землях Восточной Германии 10 веков назад.

.

Ukranenland .

.

Ukranenland .

.

Дома в поселении.

.

Музейная пристань .

.

Пристань .

.

Храм .

.

Жилой дом и хоз. постройки .

.

Жилой дом .

.

Загон .

http://rexstar.ru/content/id6412

Славянская деревня-музей Düppel . Das Museumsdorf Düppel .

.

Славянская деревня-музей Düppel .

В Берлинском регионе в 7-12 веках проживало 2 славянских рода, в немецкой транскрипции - Heveller (Гаволяне) и Sprewanen (Шпреяне). Славяне рода Шпреян - Sprewanen жили по обе стороны реки Шпрее, на Barnim и Ostteltow. Люди рода Гаволян-Heveller обитали между Шпандау и Бранденбургом (Бранибором).

После окончания 2 мировой войны в землях Бранденбург и Мекленбург - Передняя Померания начались широкие археологические исследования. В результате были обнаружены десятки крупных славянских поселений, деревень и замков, построенных славянами, проживавшими на этих землях в 7-12 вв.

Замки представляют из себя мощные кольцеобразные укрепления из деревянных срубов и земли, с высотой валов до 10 и более метров. Деревни, располагавшиеся вокруг замков, состояли преимущественно из одно -двух этажных домов рубленного -блочного типа (брёвна укладывались в срубе горизонтально ).

Мощные замки Кепеник и Бранибор были не только важными военными форпостами, но имели важное торгово-политическое значение. Интенсивная славянская торговля позволила обоим замкам в 10-11 веках прирости настолько, что они из военных укреплений - приняли вид полноценных городов, с большими ремесленными посадами. Помимо крупных городов, существовало достаточно много более мелких замков. Большая их часть была разрушена в ходе немецкой экспансии 10-12 веков...

Реконструкцию типичной Лютичской деревни того времени можно увидеть в Берлинском музее Museumsdorfes Düppel. В 1940 году на юго-западе Берлина в районе Целендорф, в местечке Дюппель нашли остатки средневекового поселения. В результате раскопок проведённых в 1968 году выяснилось, что это деревня, которая существовала приблизительно уже к 1200 г. Тогда же появилась идея восстановить деревню, и как музей, сделать доступной для посетителей. Так в 1975 году появился "Музей-деревня Дюппель". На площади в 8 гектаров, на основе археологических находок, реконструированы постройки, а также хозяйство и инструменты.

.

Славянская деревня-музей .

.

Жилой дом - реконструкция .

.

Быт .

.

Кузня .

.

.

Хоз. постройки .

.

Ворота .

.

Düppel .

.

Музей D ü ppel .

http://rexstar .ru /content/id6413

Архитектурный музей "Oldenburger Wallmuseum" (Вагрия - Шлёзвиг-Голштейн. Германия).

.

Реконструкция-макет Старыгарда. Крупный славянский город, столица Вагрии - Старград - Ольденбург - Современная немецкая реконструкция .

Хронист Адам Бременский называл столицей Вагров город Старигард (Альдинборг) , расположенный в восточном Гольштейне на южно-балтийском побережье. Это местность между Любеком и Килем, близ острова Фемарн (Fembre), и для хрониста Альдинборг - Старигард - крупнейший город, столица Вагров .

Археологические раскопки 1953-58 и 1973-86 гг. показали, что валы Старигарда существуют с начала VIII века (старейшее поселение на этом месте приблизительно датировали 680 годом ). В древности это был мощный военный и торговый центр. Во второй половине X века Старигард утратил своё значение как столицы, и перешёл во владение Гамбургского архиепископства. Позднее город получил немецкое название Aldinborg или Oldenburg.

Валы старого городища расположены на окраине городка. На некоторых участках их высота достигает до 18 м. Замок представлял собой овальную по форме крепость, около 220 м в длину и 100 м в ширину. В 1988 году недалеко от валов Старигарда был создан археологический музей, с богатой коллекцией и реконструкцией быта древних горожан.

.

Валы старого городища .

.

Валы крепости .

.

Вид на ворота .

.

На острове - реконструкция славянского капища.

.

Реконструкция славянского города .

.

Так мог выглядеть славянский кумир .

.

Славянский кумир 11-13 вв. Найден вблизи Neubrandenburg .

.

В музее .

.

Найденный франкский мечь мастера Ulfberth .

.

Брозовые височные кольца .

.

пристань .

.

Карта - схема . *Чёрный фон: 680 - 700 гг, старейшая славянская крепость с открытым поселением перед крепостью. *Синий фон: вторая пол. 8 - го столетия. Расширение Ольденбурга до крупной крепости. Перенесение княжеского двора на место бывшего посада. *Голубой фон: после 1227 г. перестройка руин славянской крепости в мощную княжескую крепость Графа фон Гольштейн.

http://zelomir.livejournal.com/748.html
http://varing.livejournal.com/79392.html#cutid1

Реконструкция древнеславянского поселения в Волине.

.

Волин - ворота .

Волин (польск. Wolin, нем. Wollin) - город в Польше, на острове Волин, в устье Одера (Одра). Входит в Западно-Поморское воеводство, Каменьский повят. Занимает площадь 14,41 км². История города начинается с заселения западными славянами острова Волин ок VIII в. н.э.

О поселении славян -волинян (волынян) на острове Волин, упоминает в IX веке "Баварский Географ". Адам Бременский в XI в. называл Волин - «Юмне». В X-XII вв. Волин был крупным ремесленным и торговым центром, где сходились пути купцов из Византии, Азии, Фрисландии, Руси и из Западно- Славянских областей, расположенных на Южном берегу Балтийски. Эббон Реймсский в 1126 году и монах Прифлингенский в «Житие Оттона» (XII век), называют Волин - «Юлином».

.

Волин - укрепления .

.

Дома и хоз. постройки .

.

Быт .

.

Дома .

.

Языческое святилище .

.

Внутренний вид крепости .

.

Жилые дома- реконструкция .

.

Волин - поселение .

.

Поселение - быт .

.

Реконструкция домов .

.

Реконструкция домов .

.

Воссоздана также пристань с кораблями. Это точная реконструкция найденного в Ральсвике на Рюгене корабля, сделанная в Гросс Радене .

Музей в крепости Раддуш. Славянские находки. July 30th, 2012



Внутри реконструированной славянской крепости 9-10 вв. Раддуш расположился довольно большой и интересный музей, в котором представлена вся долгая и богатая история этих мест начиная с первобытных охотников и собирателей и кончая средневековьем. Особенно заинтересовали коллекции древнеславянских находок и более древней лужицкой культуры.

Макеты крепости Раддуш.

и реконструкция её окрестностей

Особый интерес представляет найденная при раскопках колодца деревянная деталь, интерпретируемая археологами как "идол". Действительно, очень похожие по стилю изделия были найдены при раскопках языческих храмов в Гросс Радене, Пархиме в Мекленбурге и святилища в Ральсвике на Рюгене. Деталь не содержала каких-либо изображений или резьбы, кроме сквозного отверстия в центре, по предположениям археологов, служившего для закрепления этой детали. Верхняя часть напоминает человеческую голову и шею, но довольно условно. Едва ли это идол в прямом смысле этого слова, скорее деталь украшения какого-то здания, вполне возможно, языческого храма. На заднем плане ещё одна деталь со сквозным отверстием и углублениями неясного назначения, также найденная при раскопках колодца.

Также в музее было немало керамики типа Торнов, среди которых один горшок заслуживает особого внимания. Это ещё один из редких примеров нанесения на славянскую керамику не стандартных орнаментов, а детально прорисованных сцен. известны также из Мекленбурга. Одни исследователи предполагают, что такая керамика могла использоваться для особых ритуалов, "чародейства", другие же видят в ней лишь обычные бытовые сцены. Как бы то ни было, находка довольно редкая.

Следующую находку интерпретируют как "деталь резного подноса".

К редким находкам из крепости Раддуш можно отнести и искустно отделанное маталлом ведёрко. Подобные ведёрки известны и в других западно-славянских землях, в основном из погребений. Оригинал и реконструкция.

В экспозици музея представлено также немало сельскохозяйственных и ремесленных инструментов и бытовых вещей вроде серпов, ковшей, ключей, гребней или таких вот ножей. Подробнее на них останавливаться не стал.

Женские украшения.

Реконструкция одного из типов древнеславянских курганов.

Фигурки, подписанные в музее как "игрушки". Хотя, с таким же успехом это могли быть и ритуальные фигурки, каких немало известно в славянских землях.

Восковая табличка и стилусы. К сожалению век был не подписан.