Андрей некрасов - как я писал рассказ.

Новый рассказ!
Бета: Артемида
Как я писал рассказ

Я смотрел в окно, следя за проносящимися в небе частными вертолётами. Не понимаю, и зачем люди ставят вместо окон шторы-экраны? Конечно, можно иногда полюбоваться на горы, моря, но вживую-то всё гораздо лучше! Я тряхнул головой. Нет, не о том надо сейчас думать, литературный конкурс не за горами.
Про что же мне написать, про что? Который час сижу в раздумьях и ничего в голову не лезет. Тема сложная, конкурс тяжёлый, конкуренция большая… Но это даже не оправдания!
Я откинулся на спинку компьютерного кресла. Старая конструкция, конечно, но зато спина держится прямо, в отличие от этих мягких кресел, которые «меняют свою форму и уровень жесткости в зависимости от клиента». Угу, а если неправильно отрегулировать, то можно за пару месяцев в горбуна превратиться. Нет уж, спасибо!
Мозг начал лихорадочно работать. Так, что может случиться с Интернетом за пятьдесят лет? Да много чего. Целая армия мыслей одна за другой представали перед моим разумом, и он просматривал их, выбирал самые недурственные, но и те, после секундной проверки, оказывались или плагиатом, или бредом, или ещё чем-то похуже.
А рассказ надо послать уже завтра. И желательно не пустышку, которую жюри отметёт в первую очередь. А ведь в соперниках могут выступить сотни, если не тысячи людей… Писателей, профессионалов или любителей, как я. Мрачное настроение не отпускало меня минут пять, ворох идей рассыпался по закоулкам сознания. Может попросить у кого-нибудь помощи? Губы искривились ухмылкой.
«Как же, попросишь ты помощи. Не такой ты, не так ли, а?» - как бы издеваясь, сказало мне подсознание. И оно было в чём-то право. В любом случае я не буду просить помощи. Разве что исправить мои ошибки, опечатки и так далее. Но прежде эти самые ошибки надо сделать!
Оставалось только одно – попробовать найти вдохновение в самом Интернете. Я достал псевдоволоконный монитор, в простонародье именуемый «псеконником» и развернул его. Точнее не развернул, а просто поднял один из концов «свитка», именно так выглядел в нерабочем состоянии «псеконник», и, придерживая рукой нижнюю часть, подождал пока нановолокно стабилизируется и затвердеет. Итак, монитор включён. Процессор я обычно носил в нагрудном кармане рубашки, но сегодня его там не оказалось. Вспомнив, что вчера я был на очередной научно-технической ярмарке; мне всегда интересны разработки учёных. К тому же, некоторые нереализованные идеи, которые там представляли изобретатели, ища спонсоров, я помещал в свои рассказы), я пошарил на рабочем столе. Ага, вот он, на нижней полке, неприметная чёрная коробочка, выглядит как три спичечных коробка. Я нажал на небольшую красную кнопку и процессор тихо загудел. Впрочем, уже через пару секунд гул прекратился и «псеконник» засветился мягким белым светом.
Я достал второй «свиток», хотя нет, не свиток, а просто тоненькую книжицу. Клавиатура послушно развернулась. Левая сторона была занята чёрными клавишами, со светящимися даже в темноте символами, а правая представляла собой белую гладкую поверхность – подобие экрана, но ничего не показывающего. Это «управка», отец рассказывал, что раньше вместо «управок» были маленькие коробочки с роликами или шариками, «крысками» их вроде называли…
«Псеконник продолжал светиться мягким белым светом. Я помню, ещё лет десять назад, люди, впервые осваивавшие новые экраны считали что им подсунули брак, раз ничего кроме белого полотна он им не показывает. Ох, как же не любят люди дочитывать инструкции. Я нажал на маленькую кнопку на боку процессора и он послушно выдвинул мне «киберлинзы». Я осторожно взял их положил на поверхность глаза. Наностекло послушно растеклось по зрачку. Раньше вместо «киберлинз» использовали сначала шлемы (но это ещё задолго до псевдоволоконных мониторов), а затем очки. Но всё таки это было довольно неудобно. Через пару секунд глаза привыкли к чужеродному материалу (хотя, если учесть сколько я сижу в сети, должны были вроде привыкнуть). Теперь на «псеконнике» появились цвета. Мозаика рабочего стола показывала дату, время, погоду за окном, праздники и прочую нужную ерунду. В отдельных квадратах экрана располагались значки программ, ссылки на самые нужные сайты, папки с музыкой, которую я поспешил включить, чтобы расслабиться. Начну пожалуй с классики, концерт в честь сорокалетия группы «Ария». Проигрыватель включился мгновенно, и поспешил одеть вушники. Рука привычно потянулась на среднюю полку, но там, вместо одной коробочки, лежало две. Ах да, я же купил на этой научно-технической ярмарке новые вушники. Я достал две маленькие чёрные пластинки и вставил их в уши. Наноткань мгновенно устроилась внутри, где в районе барабанных перепонок. Я удовлетворительно хмыкнул: моим прежним вушникам требовалось пять секунд на соединение. Рок лился буквально прямо в мозг, но чересчур громко, я решил сделать потише. Так, потянуть за мочку левого уха. Музыка послушно стала играть потише. Ну, вроде всё.
Я положил руку на управку. Так, указательный палец выбор, большой подтверждение, средний прокрутка, безымянный включает свойства, мизинец отмена. Просто, удобно, практично, не то что с одним курсором. Так, в сети сейчас Алекс. Я надавил на его значок, в соответствующем куске мозайки «псеконника». В тот же миг в этом квадрате появился символ ожидания, а ещё через пару секунд появилось лицо моего друга.
- Здорова, как жизнь? – радостно спросил он. Его, слегка хрипловатый голос, прозвучал поверх «Арии», но всё равно я поспешил музыку выключить, нажав на соответствующею клавишу.
- Да всё так же. Вот, думаю над рассказом.
- Для того конкурса? – осведомился Алекс.
- Ага, – угрюмо ответил я.
- И нефига не получается? – улыбнулся он. – Понятно. Ладно, как насчёт партии в седьмую «контру»?
- Не, спасибо. Я по сети пошарюсь, авось вдохновение придёт.
- А, ну удачи, – сказал он и отключился. Окно связи погасло и свернулось. Я открыл сводку обновлений на сайтах, что меня интересовали. Так, новых фильмов нет (ну это понятно, зачем снимать, когда выгодней сделать компьютерную анимацию?), зато появились семь новых «коммулей», то есть компьютерных мультипликационных фильмов. Ага, и пара аниме. Я было нажал для просмотра, но отдёрнул руку. Нет, писать надо, писать! Я открыл текстовой редактор и уставился на пустой белый лист. Я всегда делал его на весь «псеконник», чтобы остальные квадраты мозайки рабочего стола не отвлекали.
Так, ладно, начнём с героя. Кем его сделать, программистом? Хакером? Лодером? Сефиком? Нет, нужна простая профессия, он должен быть обычным пользователем…. Ладно, идём дальше.
Сюжет? Какой сюжет на четырёх страницах??? Так, далее…
А что «далее»? Что за рассказ без сюжета и героя? Это уже статья или описание.
Так, ладно, буду вести описание от первого лица, так проще. Но про что писать? Опять я вернулся к началу… Писать надо про новые технологии, как он ими пользуется. То есть описать его обычный день? Нет, скучно. Нужен нестандартный день, когда он решает проблёму, актуальную для нашего времени в будущем. А почему бы и нет? Хорошая идея, но…
На «псеконнике», в левом нижнем углу появился значок вызова. Анна? Я вывел окно связи.
- Приветик! – радостно защебетала Аня. Красивая, умная, но живёт на Луне. И в прямом, и в переносном смысле.
- И тебе привет. Как дела на станции? – улыбнулся я, и, незаметно, вроде почесать ухо захотелось, приглушил звук. Следующие пять минут я, кивая и охая, слушал я её болтовню. Наконец все новости и слухи закончились. – Когда приедешь? – спросил я.
- Через пару недель. Я тебе передам, когда узнаю рейс! Целую, пока!
Окно связи погасло и свернулось. Так, на чём я остановился? Ах да, первое лицо… А может написать про путешествие во времени? Нет, не то.
И тут в одна мысль, доселе кружившаяся где-то не грани сознания, достигла моего внимания. А если написать про ситуацию, с которой столкнулся я? Про писателя, который будет жить через пятьдесят лет? Отлично! Мои пальцы лихорадочно стали бегать по клавиатуре.
Часа через два я уже хотел отправить рассказ на проверку моему другу с врождённой грамотностью, ведь не каждую ошибку способна найти программа. И тут я подумал, а как назвать рассказ? Раздумья были недолгими и в начале текста появилась надпись: «Как я писал рассказ».

Андрей Некрасов

Как я писал рассказ

Недавно одна редакция предложила мне написать морской рассказ. Я согласился, сел к столу и начал:

«Эсминец нёсся вдоль каменной гряды. Серый океан безмолвствовал. Блистали береговые огни. Лавируя среди подводных скал, лейтенант Калинкин обогнул Елизаветинскую косу».

Тут затрещал телефон. Звонили опять из редакции и просили… знаете что? Начать рассказ с буквы «М». У них там, оказывается, художник нарисовал очень красивую буквицу и почему-то именно «М».

Сначала я возмутился. Как это, в самом деле, начать рассказ с буквы «М»? Конечно, могучий и гибкий русский язык таит в себе неограниченные возможности. Но язык нужно уважать. Можно бы, например, написать: «Миноносец нёсся…» Но смотрите, что получается: «…носец нёсся…» Некрасиво, нехорошо.

Ну, а если «Миноносец мчался…»? Так, пожалуй, лучше, так можно. И я написал: «Миноносец мчался…»

Вот с этого неё и началось.

Вместо «вдоль» я написал «мимо». Вместо «каменной гряды» - «мола». Получилось неплохо: «Миноносец мчался мимо мола…» А дальше пошло совсем хорошо: «Мутное море молчало. Мелькали маяки. Маневрируя между мелями, мичман Малинкин миновал мыс Марии…»

Я поставил точку, покурил, прошёлся по комнате. Потом прочитал всё сначала, и, знаете, мне понравилось: «Мутное море молчало…» Просто здорово!

Я снова сел к столу… Просидел час, два, три. Мрачные мысли метались в моём мозгу. Слова на «м» толклись перед глазами, как мухи, и ни одно из них не влезало в рассказ.

Утром, злой и усталый, я сел завтракать. Жена заботливо налила мне крепкого кофе, но я отодвинул стакан и мрачно произнёс:

Маша, можно мне молока?

Со мной творилось что-то неладное. Я понял, что медленно схожу с ума. Жена, должно быть, тоже это заметила. Я поделился с ней своим горем.

Какие пустяки, - сказала она. - Брось этот рассказ, напиши другой. Помнишь, ты хотел про то, как сын не даёт покоя родителям?

Я с радостью согласился, немедленно сел к столу и начал:

«Мария Михайловна моет маленькую Машеньку, Митя мешает матери.

Мама, - мычит мальчик, - мама, мамочка…

Мария Михайловна молчит.

Мамуля, - мурлычет Митя, - можно мне маленькую морковку?

Можно, милый.

Мамуля, морковку моют?

Моют, Митя.

Мария Михайловна мрачнеет.

Митя, мальчик мой милый, молчи…»

Я встал, покурил, а когда вернулся к столу, с ужасом обнаружил, что опять весь рассказ получился на «м», и опять, как вчера, заплясали перед глазами мухи, мотыльки, малиновки, «мессершмитты», моль…

«Довольно, - решил я, - не буду про маленьких мальчиков… Напишу лучше про большого зверя. Вот, например:

«Матёрый медведь молча мотал мохнатой мордой…»

Я вовремя остановился. «Нет, - решил я, - и про медведя нельзя. Лучше что-нибудь о природе, о луне… Это успокаивает..» И я написал:

«Мельница. Молодой месяц мелькнул между мрачными…»

И здесь это «м»! Напишу-ка лучше про насекомых. Я обмакнул перо и твёрдо вывел заглавие:

«Мужественный муравей…»

Бросил ручку, надел пальто, вышел на улицу. Морозило. Молодой мужчина мёл мостовую. Миновав Москворецкий мост, мечтал милиционер. Мимо меня мчались машины, мотоциклы… Я бросился домой…

Медный маятник мерно мерял минуты.

Мама, Мурка мучает мышку! - кричала дочка из кухни.

Я окончательно растерялся. Столько слов на «м»! Неужели из них ничего нельзя склеить?

Я решительно взялся за перо, и все слова на «м» мгновенно разбежались. Я застонал.

Встревоженная жена посоветовала заглянуть в энциклопедию.

Полчаса спустя, в библиотеке, я выдавил из себя:

Энциклопедию!

Вам Большую Советскую? - вежливо спросила библиотекарша.

Малую! - закричал я на весь зал. - Мне Малую! Должно быть, меня приняли за сумасшедшего… Но это ничего. Зато я выписал все слова на «м» и вечером во всеоружии сел к столу. Злосчастный рассказ быстро подвигался вперёд. Хотите прочитать отрывочек? Пожалуйста:

«Миловидный мохнатый мальчик мешал молодому математику мерить медным меридианом Москворецкий мост. Мучая могучего мамонта, мёртвые мухи махали мушкетами… Малиновая мартышка миролюбиво мяукала:

- Мудрец, миленький, можно мне мухомора? Мелодично мычали морские млекопитающие…»

Что, скажете - плохо? А попробуйте напишите получше. А потом, ведь вы же не знаете, чем это кончится…

Впрочем, и я не знаю: вчера опять звонили из редакции… Подходила жена. Она говорит, что у них там вышла ошибка: художник нарисовал не «М», а «Н»!

Пришлось бросить этот рассказ… Но неужели нужно начинать новый, на «Н»?

Есть писатели, чья личная известность не идёт ни в какое сравнение с известностью их же собственных книг. И главная тому причина - весьма сдержанное отношение этих скромных людей к шуму и суете, сопровождающим всякий успех; неумение и нежелание заниматься саморекламой. К чему это, если в библиотеках их любимые создания - книги - и без того уже зачитаны до дыр?..
Очевидно, именно таким человеком был Андрей Сергеевич Некрасов. Все знают о приключениях отважного капитана Врунгеля и его помощников Лома и Фукса - или книжку читали, или мультик видели. А вот кто об этих приключениях рассказал, большинство читателей-зрителей не вдруг и вспомнит. И даже если вспомнит, то кто этот загадочный «А.Некрасов», написал ли ещё что-нибудь?.. Тайна, покрытая мраком. Что поделаешь, не любил Андрей Сергеевич много о себе говорить. О других - да, говорил с удовольствием, хвалил всё больше, а о себе…
Ну и напрасно. Ведь о жизни «папы капитана Врунгеля» можно было бы написать настоящий приключенческий роман.
Окончив школу, он стал простым чернорабочим. Потом недолгое время работал монтёром и техником на Московской трамвайной станции. Но мог ли он усидеть на одном месте, если только и делал, что искал приключений на свою голову?
В 1926 году девятнадцатилетний Некрасов отправился в далёкий Мурманск, где поступил матросом в траловый флот. На Севере и на Дальнем Востоке он плавал на самых разных судах и рядовым матросом, и кочегаром. Да кем он только не был!.. «Я ловил треску в Баренцевом море, мыл золото на Амуре, бурил нефть на Сахалине, выстаивал трудные вахты у раскалённых топок судовой кочегарки, бил моржей в Беринговом проливе, добывал китов в Тихом океане…»
Кто-то недоверчиво скажет: вот завирает, прямо капитан Врунгель! Однако всё это чистая правда - чтобы написать книжку о кругосветном путешествии капитана Врунгеля, нужно было сначала самому объездить весь свет.
Вот разве что в домино играть он так и не научился. Другие матросы, как выпадет свободная минутка, тут же принимались «забивать козла», а Некрасов… «Отстояв вахту, я от нечего делать много читал» (любимейшей его книгой с детства были «Путешествия Марко Поло»),«и чем больше читал, тем больше хотелось мне и самому написать что-нибудь. Я завёл толстую тетрадку и стал записывать туда все интересные случаи, свидетелем или участником которых мне приходилось быть» .
Очерки и рассказы из той тетрадки (а также стихи, которые он подписывал псевдонимом «Топс») начиная с 1928 года стали время от времени появляться в журналах, в том числе детских - в «Мурзилке», в «Пионере»… В 1935 году вышел целый сборник рассказов «Морские сапоги» - о моряках и рыбаках Дальнего Востока. Хороший сборник - до сих пор переиздаётся. Но, как признавался сам Андрей Сергеевич, окончательно он сменил штурманский стол на писательский только после того, как была напечатана другая его книга, - та самая…
А случилось вот как. Где-то в начале 1930-х годов работал Андрей Некрасов в дальневосточном китобойном тресте, директором которого был Андрей Васильевич Вронский, страстно желавший совершить кругосветное плавание. Мечты эти по множеству причин так и остались мечтами. Зато рассказчиком Вронский был просто замечательным и о своей неосуществлённой кругосветке сочинял дивные небылицы. «Он говорил неторопливо, голосом и жестами подчёркивая мнимую значительность сказанного. Свою речь, украшенную множеством остро подмеченных подробностей, он к месту и не к месту пересыпал морскими терминами, часто повторял: «Да-с», «Вот-так», а к слушателям обращался не иначе, как «молодой человек»… Он как бы превращался в добродушного старого капитана, в своих рассказах о былых походах невольно переступавшего границы правды…»
Однажды Некрасов пересказал несколько баек Вронского своему хорошему знакомому Борису Житкову, с которым работал тогда над одной совместной книгой, а тот ему и предложил: «…написали бы вы небольшую повестушку о капитане, который рассказывает о своих походах и не может удержаться, чтобы не приврать» .
Некрасов призадумался. Возникла нехитрая логическая цепочка: Вронский - барон Мюнхгаузен - барон Врангель - капитан Врунгель. Вот так и родился на свет небезызвестный капитан дальнего плавания по имени Христофор Бонифатьевич. Кстати, у спутников его, Лома и Фукса, тоже были свои прототипы.
При работе над рукописью будущей книжки в ход пошли и россказни Вронского, и смешные случаи из дневников самого Некрасова, и разные небылицы, «которыми моряки развлекают друзей в свободное от вахты время» , и забавные истории из детства (например, о прогулочном пароходике «Дарьяль», у которого от кормовой доски отвалились две буквы, и он превратился в «Дарью» - точно так же и яхта капитана Врунгеля из «Победы» стала «Бедой»).
И вот, наконец, в 1937 году повесть напечатали в «Пионере» в виде картинок с подписями или, как сейчас бы сказали, в виде комикса. Правда, ради первой публикации текст пришлось изрядно сократить, но впоследствии Некрасов ничуть не жалел об этом, так как сотрудничество с замечательным художником Константином Ротовым, о котором он всякий раз вспоминал с благодарностью, дало ему очень многое. К примеру, в эпизоде, когда находчивый Христофор Бонифатьевич при полном штиле решил воспользоваться (для ускорения хода) бутылками с содовой, придав яхте реактивность, такая деталь как подбитые пробками чайки была подсказана автору весёлым и наблюдательным художником.
Два года спустя книга вышла отдельным изданием. Появились первые отклики. Восторженную рецензию на «Врунгеля» опубликовал Лев Кассиль - большое ему спасибо! Не очень грамотные, но искренние и трогательные письма без конца присылали в редакцию журнала «Пионер» простые читатели. Впрочем, находились и такие скучные взрослые, которые предрекали повести скорое забвение и называли её вредоносной. Что это за герои, какой пример подают они нашим детям! Сам Христофор Бонифатьевич - враль, каких мало, да к тому же не выпускает изо рта трубку. Лом неравнодушен к спиртному - помните историю, как яхта «Беда» сбилась с курса и чуть не вернулась обратно из-за слишком чуткого к рому носа старшего помощника капитана? Про Фукса и говорить нечего - карточный шулер! Ну и команда подобралась.
К счастью, время всё расставило по местам.
Теперь своей славой капитан Врунгель соперничает со знаменитым бароном Мюнхгаузеном, а небольшая книжка Андрея Некрасова (которая, увы, так быстро кончается!) переиздаётся по нескольку раз в год. Её читают и в других странах: чехи знают Врунгеля как капитана Жванилкина, поляки - капитана Залганова, немцы - капитана Флюнкериха.
…Помимо своей главной книги, Некрасов сочинил ещё множество рассказов, очерков, статей, заметок (в основном, научно-популярных) - по технике, океанографии, авиации, электричеству, истории корабельного дела. До последних дней он путешествовал, был членом редколлегий журнала «Пионер» и литературно-художественного альманаха «Океан».
Книги его выходили частенько (как правило, это были тоненькие иллюстрированные книжечки издательства «Малыш»), однако названия большинства из них мало что скажут даже самому искушённому книгочею. Почему-то они, за некоторым исключением, не удержались на плаву, потонули в бездонном литературном море. И только маленькая яхта «Беда» под водительством неунывающего капитана Врунгеля по-прежнему уверенно продолжает плавание.
Семь футов под килем, Христофор Бонифатьевич!

Алексей Копейкин

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С.НЕКРАСОВА

КАК МЫ С ГОШКОЙ МОСТЫ СТРОИЛИ / Худож. В.Рябчиков. - М.: Малыш, 1973. - 26 с.: ил.

КАПИТАН ВРУНГЕЛЬ: [Избр. произведения] / Худож. А.Данилин. - М.: «Экси+», 1993. - 382 с.: ил. - (Детская б-чка приключений).
Содерж.: Приключения капитана Врунгеля: Повесть; Морские рассказы.

ОПЕРАЦИЯ «ТУМАН»: Рассказ / Худож. П.Павлинов. - М.: Малыш, 1972. - с.: ил.

ПО МОРЮ-ОКЕАНУ / Рис. А.Беслика. - М.: Малыш, 1988. - 16 с.: ил.
Книга эта - об истории корабельного дела.
Когда был построен первый корабль? Когда люди догадались, что и по воде можно путешествовать? Наверное, всё началось с обыкновенного бревна, на котором какой-нибудь древний человек перебрался через широкую реку. Потом из брёвен люди связали плот, потом придумали вёсельную лодку, а потом и парусную…
И пустились они странствовать по морю-океану…

ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ. - М.: Дет. лит., 1967. - 479 с.: ил.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: Избр. произведения / Ил. К.Ротова, Л.Фалина, В.Богаткина. - Петрозаводск: Карелия, 1992. - 351 с.: ил.
Содерж.: Приключения капитана Врунгеля: Повесть; Морские сапоги: Рассказы; Рассказы старого боцмана; Из цикла «Мы были на Диксоне».
«Мы были на Диксоне»
«Есть в Сибири большая река Енисей. Она начинается в самом центре Азии, там, где высокие горы Саяны подпирают небо белыми шапками…
Я очень люблю Енисей, часто бываю там и, вернувшись, подолгу вспоминаю бурые скалы крутых берегов и белые разливы утренних туманов, тихие плёсы и бешеную толчею порогов…
Я не раз прошёл Енисей из конца в конец. Но, пожалуй, лучше всего запомнился мне рейс из Красноярска на остров Диксон» .
Сборник «Мы были на Диксоне» включает в себя шесть коротких рассказов: «Капитанская привычка», «Пегий», «Нерпа», «Где ночь живёт», «Олешки» и «Маки».

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ / Ил. К.Ротова. - М.: НПО «Геолит», 1992. - 191 с.: ил.
«Приключения капитана Врунгеля»
Если яхта из «Победы» становится «Бедой» - жди крупных неприятностей. Судно может попросту врасти в берег, и никакого кругосветного плавания вам не видать как своих ушей.
От берега-то отчалить - для капитана Врунгеля пара пустяков, но кто же знал, что ждёт его впереди?..
Впрочем, выручила природная находчивость и умение не растеряться в самой безвыходной ситуации. Кому, если не Христофору Бонифатьевичу, пришло бы в голову на разболевшийся зуб принять сигнал SOS с терпящего бедствие парусника; по лондонским петухам, кукарекающим исключительно «по Гринвичу», сверить часы и определить свои координаты; использовать пальму вместо мачты, обыкновенных белок в качестве тягловой силы, бумеранги папуасов для игры в гольф, лимоны как средство против акул, а огнетушитель - против гигантской анаконды?..
Если матрос Фукс при высокой температуре случайно высидел маленьких крокодильчиков, не беда - в хозяйстве всё сгодится! И даже если яхта - на то она и «Беда»! - попадёт в самый центр тайфуна, унывать незачем - капитан Врунгель уж как-нибудь да выберется!..
Кстати, если вы не сильны в морской терминологии, которую так любит Христофор Бонифатьевич, то специально для вас к книге приложен составленный им лично «Толковый словарь для бестолковых сухопутных читателей». Чрезвычайно полезная штука!

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: Повесть и рассказы. - М.: Дет. лит., 1983. - 352 с.: ил.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: Повесть и рассказы / Худож. А.Ильин. - М.: ОНИКС 21 век, 2000. - 350 с.: ил. - (Золотая б-ка).

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: Повесть, рассказы / Худож. А.Акатьев, Л.Фалин. - М.: Центрполиграф, 1997. - 427 с.: ил. - (Классич. б-ка сказочных приключений).
Содерж.: Приключения капитана Врунгеля: Повесть; Морские сапоги: Рассказы; Рассказы старого боцмана.
«Морские сапоги»
Эти рассказы тоже о море. Но вымысла в них нет, хотя приключений достаточно. Здесь Андрей Некрасов просто делится тем, что ему довелось увидеть и пережить в годы его штурманской службы на далёком Охотском море.

«Рассказы старого боцмана»
В одном долгом и нудном рейсе, когда свободного времени было хоть отбавляй, совсем уж было заскучавшего Андрея Некрасова выручил старый речник Фёдор Степанович Бочкин, тридцать лет плававший боцманом по Енисею.
«Человек он солидный, рассудительный, многое на своём веку повидал, и о чём бы ни зашёл разговор, у Фёдора Степановича всегда в запасе забавная история, которую он не прочь рассказать при случае.
Вечерами, усевшись где потише, я часами слушал эти истории, а потом, когда, пожелав мне спокойной ночи, боцман забирался в свою каюту, я записывал его рассказы, стараясь не пропустить ни слова» .

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: Повесть / Рис. В.Боковни. - Л.: Дет. лит., 1988. - 192 с.: ил.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ; РАССКАЗЫ / Ил. П.Северцева. - М.: Пресса, 1992. - 334 с.: ил. - (Мир приключений).

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ / Худож. А.Ильин. - М.: Пушкинская б-ка: АСТ, 2005. - 319 с.: ил. - (Внеклассное чтение).

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ / Худож. В.Винокур; Распэ Э. Приключения барона Мюнхгаузена / Обраб. текста О.Трифоновой; Худож. В.Винокур; Свифт Дж. Путешествия Лемюэля Гулливера / Пер. с англ. Б.Энгельгардта; Худож. Н.Алёшина. - М.: ОЛМА-Пресс Гранд, 2004. - 442 с.: ил. - (Книги нашего детства).

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ / [Худож. В.Дмитрюк]. - М.: Моск. клуб, 1994. - 159 с.: цв. ил.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ: [Юмористич. повесть] / Худож. Г.Юдин. - М.: Дом, 1993. - 197 с.: ил.

РАССКАЗЫ О СЕВЕРЕ И ЮГЕ / Худож. Ю.Копейко. - М.: Малыш, 1979. - 18 с.: ил.
Сколько длится Полярный день? Почему море по ночам светится? Каким бывает смерч? Для чего нужен маяк?
Об этом можно узнать из совсем крошечных рассказов о Севере и Юге…

СИНЕЕ МОРЕ. - М.: Малыш, 1966. - : ил. - (Твоя Родина).

СКАЗКА О ХИМИИ. - М.: Малыш, 1965. - 16 с.: ил.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОЛНЦЕ / Под ред. Н.Артемьева. - М.; Л.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1936. - 31 с.: ил. - (Б-ка юного колхозника).

Алексей Копейкин

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.С.НЕКРАСОВА

Некрасов А. История с Врунгелем // Вслух про себя: Сб. статей и очерков сов. дет. писателей: Кн. вторая. - М.: Дет. лит., 1978. - С. 242-247.
Некрасов А. Капитан Врунгель, кто он? // Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля. - М.: НПО «Геолит», 1992. - С. 182-190.
Некрасов А. От автора // Некрасов А. Повести и рассказы. - М.: Дет. лит., 1967. - С. 3-4.
Путешественник, писатель, фантазёр: [К 75-летию А.Некрасова: Интервью с писателем] // Пионер. - 1982. - № 6. - С. 59-60.

Богданов Н. С кого списан Врунгель, или Необычайные похождения Топса, по прозвищу Пляши-нога // Детская литература. - 1989. - № 12. - С. 45-47.
Иванов С. Знаменитый капитан // Пионер. - 1977. - № 6. - С. 64-65.
Кассиль Л. Кругосветное плавание несусветного враля // Детская литература. - 1939. - № 7. - С. 17-20.
Рахтанов И. Трактат о природе вранья, или Сигнал бедствия: По поводу книги А.Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» // Детская литература. - 1939. - № 7. - С. 21-23.
Сивоконь С. Поэзия находчивости // Сивоконь С. Весёлые ваши друзья: Очерки о юморе в сов. литературе для детей. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Дет. лит., 1986. - С. 32-44.

А.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С.НЕКРАСОВА

Новые приключения капитана Врунгеля. Худож. фильм. Сцен. А.Хмелика. Реж. Г.Васильев. Комп. А.Рыбников. СССР, 1978. В ролях: М.Пуговкин, С.Мартинсон, В.Басов, С.Крамаров, Р.Рудин и др.
Приключения капитана Врунгеля. Мультфильм. В 13-ти сер. Реж. Д.Черкасский. Комп. Г.Фиртич. СССР, 1976-1979. Роль капитана Врунгеля озвучивает З.Гердт. В остальных ролях: Е.Паперный, Г.Шпигель и др.

По сценариям А.Некрасова поставлены также научно-популярные фильмы «Летний день в лесу», «АТС» и др.

Недавно одна редакция предложила мне написать морской рассказ. Я согласился, сел к столу и начал:

«Эсминец нёсся вдоль каменной гряды. Серый океан безмолвствовал. Блистали береговые огни. Лавируя среди подводных скал, лейтенант Калинкин обогнул Елизаветинскую косу».

Тут затрещал телефон. Звонили опять из редакции и просили… знаете что? Начать рассказ с буквы «М». У них там, оказывается, художник нарисовал очень красивую буквицу и почему-то именно «М».

Сначала я возмутился. Как это, в самом деле, начать рассказ с буквы «М»? Конечно, могучий и гибкий русский язык таит в себе неограниченные возможности. Но язык нужно уважать. Можно бы, например, написать: «Миноносец нёсся…» Но смотрите, что получается: «…носец нёсся…» Некрасиво, нехорошо.

Ну, а если «Миноносец мчался…»? Так, пожалуй, лучше, так можно. И я написал: «Миноносец мчался…»

Вот с этого неё и началось.

Вместо «вдоль» я написал «мимо». Вместо «каменной гряды» - «мола». Получилось неплохо: «Миноносец мчался мимо мола…» А дальше пошло совсем хорошо: «Мутное море молчало. Мелькали маяки. Маневрируя между мелями, мичман Малинкин миновал мыс Марии…»

Я поставил точку, покурил, прошёлся по комнате. Потом прочитал всё сначала, и, знаете, мне понравилось: «Мутное море молчало…» Просто здорово!

Я снова сел к столу… Просидел час, два, три. Мрачные мысли метались в моём мозгу. Слова на «м» толклись перед глазами, как мухи, и ни одно из них не влезало в рассказ.

Утром, злой и усталый, я сел завтракать. Жена заботливо налила мне крепкого кофе, но я отодвинул стакан и мрачно произнёс:

Маша, можно мне молока?

Со мной творилось что-то неладное. Я понял, что медленно схожу с ума. Жена, должно быть, тоже это заметила. Я поделился с ней своим горем.

Какие пустяки, - сказала она. - Брось этот рассказ, напиши другой. Помнишь, ты хотел про то, как сын не даёт покоя родителям?

Я с радостью согласился, немедленно сел к столу и начал:

«Мария Михайловна моет маленькую Машеньку, Митя мешает матери.

Мама, - мычит мальчик, - мама, мамочка…

Мария Михайловна молчит.

Мамуля, - мурлычет Митя, - можно мне маленькую морковку?

Можно, милый.

Мамуля, морковку моют?

Моют, Митя.

Мария Михайловна мрачнеет.

Митя, мальчик мой милый, молчи…»

Я встал, покурил, а когда вернулся к столу, с ужасом обнаружил, что опять весь рассказ получился на «м», и опять, как вчера, заплясали перед глазами мухи, мотыльки, малиновки, «мессершмитты», моль…

«Довольно, - решил я, - не буду про маленьких мальчиков… Напишу лучше про большого зверя. Вот, например:

«Матёрый медведь молча мотал мохнатой мордой…»

Я вовремя остановился. «Нет, - решил я, - и про медведя нельзя. Лучше что-нибудь о природе, о луне… Это успокаивает..» И я написал:

«Мельница. Молодой месяц мелькнул между мрачными…»

И здесь это «м»! Напишу-ка лучше про насекомых. Я обмакнул перо и твёрдо вывел заглавие:

«Мужественный муравей…»

Бросил ручку, надел пальто, вышел на улицу. Морозило. Молодой мужчина мёл мостовую. Миновав Москворецкий мост, мечтал милиционер. Мимо меня мчались машины, мотоциклы… Я бросился домой…

Медный маятник мерно мерял минуты.

Мама, Мурка мучает мышку! - кричала дочка из кухни.

Я окончательно растерялся. Столько слов на «м»! Неужели из них ничего нельзя склеить?

Я решительно взялся за перо, и все слова на «м» мгновенно разбежались. Я застонал.

Встревоженная жена посоветовала заглянуть в энциклопедию.

Полчаса спустя, в библиотеке, я выдавил из себя:

Энциклопедию!

Вам Большую Советскую? - вежливо спросила библиотекарша.

Малую! - закричал я на весь зал. - Мне Малую! Должно быть, меня приняли за сумасшедшего… Но это ничего. Зато я выписал все слова на «м» и вечером во всеоружии сел к столу. Злосчастный рассказ быстро подвигался вперёд. Хотите прочитать отрывочек? Пожалуйста:

«Миловидный мохнатый мальчик мешал молодому математику мерить медным меридианом Москворецкий мост. Мучая могучего мамонта, мёртвые мухи махали мушкетами… Малиновая мартышка миролюбиво мяукала:

Мудрец, миленький, можно мне мухомора? Мелодично мычали морские млекопитающие…»

Что, скажете - плохо? А попробуйте напишите получше. А потом, ведь вы же не знаете, чем это кончится…

Впрочем, и я не знаю: вчера опять звонили из редакции… Подходила жена. Она говорит, что у них там вышла ошибка: художник нарисовал не «М», а «Н»!

Пришлось бросить этот рассказ… Но неужели нужно начинать новый, на «Н»?