Антонелло да мессина мужской портрет. Энциклопедия живописи - итальянская школа - антонелло да мессина

Антонелло да Мессина Антонелло да Мессина

(Antonello da Messina) (около 1430 - 1479), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель венецианской школы. Заимствовал у нидерландских художников технику масляной живописи. В своих произведениях сочетал нидерландскую тщательность письма, обилие жизненных деталей и глубину светонасыщенного цвета с монументальностью замысла, тонкой передачей пространства, света и воздуха. Образы Антонелло да Мессины отмечены величавым спокойствием и классической уравновешенностью ("Св. Себастьян", 1476, Картинная галерея, Дрезден). Антонелло да Мессина внёс большой вклад в развитие ренессансного портрета (так называемый автопортрет, около 1473, Национальная галерея, Лондон).







Портрет старика. 1476. Городской музей, Турин






Литература: В. Н. Гращенков, Антонелло да Мессина и его портреты, М., 1981; Tutta la pittura di Antonello da Messina. A cura di G. Vigni, (2 ed., Mil., 1957).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Антоне́лло да Месси́на

(antonello da messina) (ок. 1430, Мессина, о. Сицилия – 1479, там же), итальянский художник эпохи Раннего Возрождения . Биографических сведений о нём почти не сохранилось. В 1450 г. переехал в Неаполь, где познакомился с произведениями нидерландских мастеров Я. ван Эйка , Р. ван дер Вейдена и П. Кристуса, находившимися в коллекции Арагонского короля Альфонса, и был поражён возможностями масляной живописи . Согласно Дж. Вазари , совершил путешествие в Нидерланды с целью узнать секрет новой, ещё неизвестной в Италии техники; однако этот факт не доказан. Кто обучал Антонелло масляной живописи, остаётся пока неустановленным; но именно Мессина первым из итальянских живописцев познакомил своих соотечественников со светоносным сиянием масляных красок, положив начало новому направлению западноевропейского искусства.


Антонелло был одним из самых значительных портретистов Раннего Возрождения. Своих героев он обычно писал крупным планом, погрудно, на тёмном фоне. Они предстают в трёхчетвертном развороте, как в портретах нидерландских мастеров. В «Мужском портрете» (ок. 1474-75) умное лицо изображённого излучает энергию, зритель ощущает напряжённость духовной жизни представленного мужчины. Портреты Антонелло привлекают своей камерностью, приближенностью к зрителю, гладкой, словно «нерукотворной», поверхностью. В картине «Се человек» (ок. 1473 г.) художник заставляет зрителя почувствовать всю нестерпимость мук Иисуса. Нагой Христос, с верёвкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас.


На смену символике иконы приходит стремление передать реальность физического и психологического состояния страдающего Спасителя. Картина «Св. Иероним в келье» по замыслу и виртуозной передаче пространства намного опережает своё время. Стены тесной пещерной кельи словно чудом раздвигаются, и зритель видит святого за чтением в отделанном деревом кабинете внутри просторного готического храма. Изображение обрамлено аркой. Бордюр на переднем плане отделяет чудесное пространство от пространства зрителя. Детали переданы с такой точностью, которой можно достичь, только нанося очень жидкую масляную краскутончайшей кистью. Это не случайно: каждый предмет несёт в себе скрытый символ (например, белое полотенце означает чистоту помыслов). Новизна картины также – в невиданном дотоле единстве света и воздушной среды. В картине «Св. Себастьян» (1476) Антонелло словно состязается с художниками из Флоренции в мастерстве передачи линейной перспективы и обнажённого, героически прекрасного тела. Низкая линия горизонта придаёт фигуре святого монументальность. Зритель смотрит на него снизу вверх, словно находясь у подножия памятника. Фигура Себастьяна возвышается над площадью, вознёсшись главою до самого неба, куда устремлён взгляд святого. Он предстаёт в картине в момент своей мученической смерти. Его тело пронзают стрелы, но поза мученика спокойна, а черты лица не искажены страданием – вера дарует святому победу над болью и смертью. Событие времён раннего христианства художник переносит на площадь итальянского города эпохи Возрождения, где беседуют стражники и женщины с детьми гуляют среди пышных дворцов. Так событие Священной истории приближается к современности, а окружающая художника реальность возвышается сопричастностью Вечности.



(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Антонелло да Мессина" в других словарях:

    Антонелло да Мессина … Википедия

    Антонелло да Мессина - Антонелло да Мессина. Мужской портрет. 1475. Лувр. АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА (Antonello da Messina) (около 1430 79), итальянский живописец Раннего Возрождения. В поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Антонелло да Мессина. Мужской портрет (так называемый Кондотьер). 1475. Лувр. Париж. Антонелло да Мессина (Antonello da Messina) (около 1430 — 1479), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель венецианской школы.… … Художественная энциклопедия

    - (Antonello da Messina) (около 1430 79), итальянский живописец Раннего Возрождения. В поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом (Кондотьер, 1475) … Современная энциклопедия

    - (Antonello da Messina) (ок. 1430 79) итальянский живописец Раннего Возрождения. В пластически ясных, поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом (Распятие,… … Большой Энциклопедический словарь

    Антонелло да Мессина - (Antonello da Messina) Ок. 1430, Мессина 1479, Мессина. Итальянский живописец. Учился ок. 1445 1455 в Неаполе у Колантинио. Работал в Мессине и других городах Сицилии и Южной Италии. В 1475 1476 работал в Венеции. Один из ведущих итальянских… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    - (Antonello da Messina) (около 1430, Мессина, между 14 и 25.2.1479, там же), итальянский живописец Раннего Возрождения. Сын мраморщика Джованни д’Антонио. Учился, по видимому, у неаполитанца Колантонио. Работал главным образом в Мессине (в … Большая советская энциклопедия

    - (Antonello da Messina) (около 1430 1479), итальянский живописец Раннего Возрождения. В пластически ясных, поэтических, религиозных картинах, острохарактерных портретах использовал заимствованную у нидерландских мастеров технику масляной живописи … Энциклопедический словарь

    - (Antonello da Messina) (ок. 1430 1479), итальянский художник, сицилиец по происхождению, творчество которого оказало существенное влияние на развитие живописи Раннего Возрождения. Многие сведения о жизни Антонелло утрачены, сомнительны или спорны … Энциклопедия Кольера

Антоне́лло да Месси́на (итал. Antonello da Messina ок. 1429(1429)/1431 - 1479) - итальянский художник, видный представитель южной итальянской школы живописи эпохи Раннего Возрождения.

Учитель Джироламо Алибранди, прозванного «мессинским Рафаэлем ».

Антонелло родился в городе Мессина на Сицилии между 1429 и 1431 г. Начальное обучение проходил в провинциальной школе, далекой от художественных центров Италии, где главными ориентирами являлись мастера Южной Франции, Каталонии и Нидерландов. Около 1450 г. переехал в Неаполь. В начале 1450-х учился у Колантонио - живописца, связанного с нидерландской традицией. В 1475-1476 гг. да Мессина посетил Венецию, где получал и выполнял заказы, подружился с художниками, особенно с Джованни Беллини , перенявшими у него в известной мере живописную технику.

Зрелое творчество Антонелло да Мессина представляет собой сплав итальянских и нидерландских элементов. Он одним из первых в Италии стал работать в технике чистой масляной живописи, во многом позаимствовав её у Ван Эйка.

Стиль художника характеризуется высоким уровнем технической виртуозности, тщательной проработкой деталей и интересом к монументализму форм и глубине фона, свойственным итальянской школе.

На картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» фигуры отчётливо вырисовываются на озарённом светлом фоне, где смутно различается Мессина, родной город художника. Иконография и эмоциональная трактовка темы связаны с творчеством Джованни Беллини .

Написанные им в Венеции картины принадлежат к числу лучших. «Распятия» (1475, Антверпен) говорит о нидерландской выучке художника.

В 1470-е значительное место в творчестве стали занимать портреты («Юноша», ок. 1470; «Автопортрет», ок.1473; «Мужской портрет», 1475 и др.), отмеченные чертами нидерландского искусства: тёмный нейтральный фон, точная передача мимики модели. Его портретное искусство оставило глубокий след в венецианской живописи конца XV в. - начала XVI в.

Умер в Мессине в 1479 году.

Творчество Антонелло да Мессина является примером того, как в итальянской живописи примерно с 1470 года новые формы портрета распространяются в различных центрах почти одновременно, иногда - независимо друг от друга, и нередко - благодаря установлению контактов между художественными школами и определяющей роли нескольких ведущих мастеров. Так, одновременно с Мантеньей в 1470-е годы на далекой окраине - в Сицилии, выдвинулся другой крупнейший мастер портрета - Антонелло да Мессина, который создал ряд произведений, являющихся образцом трёхчетвертного погрудного портрета, на десятилетия определившего основной путь развития венецианского портрета (вдобавок, он покорил венецианцев, научив их писать масляными красками). Он является в строгом смысле слова первым итальянским мастером станкового портрета. Он никогда не писал фресок со скрытыми портретами и донаторов в алтарных картинах. Сохранилось около 10 достоверных его портретов, но в развитии станковой портретной живописи Раннего Ренессанса он занимает очень важное место.

Все сохранившиеся его работы относятся к его зрелому периоду (Сицилия и Венеция, 1465-76 годы). Он использует одну выработанную формулу портретной композиции, не изменяя её в дальнейшем, кроме того, не изменяя и идеал, с которым сопоставляется живая модель. Это происходило потому, что он опирался на давно сложившуюся традицию нидерландского портрета, которую он прямо применил к итальянскому пониманию образа человека. Скорее всего, появление станкового портрета в его творчестве прямо связано с его горячим увлечением нидерландской живописью. Рождение портретного жанра в его творчестве прямо также совпало с периодом активного приобщения к формам и идеалам Ренессанса. Антонелло ориентируется на самое передовое направление этого периода - творчества Яна ван Эйка , заимствуя у него композицию, технику и колорит. Возможно, он совершил поездку в Нидерланды.

Из эйковского творчества он выбирает наиболее лаконичное и пластическое решение композиции - одновременно, и наиболее эмоциональное. Антонелло всегда пишет модель погрудно, с парапетом, всегда в головном уборе и взглядом прямо на зрителя. Он не пишет руки и не изображает аксессуаров. Благодаря парапету на переднем плане и перспективной раме портретный бюст, чуть отодвинутый в глубину, приобретает пространственность. Точка зрения чуть снизу придаёт изображению оттенок монументальности. На «каменном» парапете всегда изображена смятая бумажка, «прикреплённая» каплей сургуча, с надписью «Антонелло Мессинец меня написал» и датой. Иллюзия трёхмерности усиливается мягкой световоздушной средой. Лицо обращено навстречу падающему слева свету, его тонко моделируют прозрачные тени, которые постепенно сгущаются к краям картины и становятся совсем непроницаемыми на заднем плане. Ближайшей аналогией в Нидерландах к его портретам может служить портрет неизвестного в красном тюрбане. Антонелло и ван Эйк похожи не только композицией, но и живописью, глубокими и красочными тонами, которые получены тонкими прозрачными слоями масла; рентген показывает, что их работы идентичны по технике. Но метод построения живописной формы, используемый Антонелло, имеет и свои особенности. Его рисунок нарочито округл и упрощён, в отличие от нидерландцев, он не изучает различия, а обобщает. Детали немногочисленны, портреты напоминают круглую скульптуру, которую будто бы раскрасили - формы лица стереометризированы.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

«Мария Аннуциата» — одна из самых известных картин великого итальянского живописца Антонелло да Мессины (1429/31 — 1479). Известный живописец Раннего Восстановления написал картину в 1475 году. Дерево, масло.

Размеры: 45 x 34,5 см. На данный момент находится в Национальном музее Палермо.

«Мария Аннуциата» имеет характерные черты живописи Да Мессины. Живописцы эры Раннего Восстановления, возможно сообщить, только-только постигали мастерство живописи.

Это было время, в то время, когда великие живописцы обнаружили новые формы, изобретали новые стилевые решения и техники, стали известны собственными опытами с живописью. Творчество живописцев Восстановления напрямую отразилось на мастерстве всех последующих поклонений живописцев и до сих пор есть примером для начинающих художников.

Антонелло да Мессина не есть исключением из правил.

Для кисти данного художника особенно свойственны потрясающие по реалистичности и глубине портреты людей, и картины на религиозные темы. В картине «Мария Аннуциата», и картине «Благовещение», живописец изобразил погрудный портрет дамы.

Тут мы можем заметить, что Антонелло да Мессина пробует выразить невыразимое через символические вещи. Большая часть живописцев изображали Благовещение как раз как жанровые сцены, но Антонелло отходит от данной практики и высказывает чувство духовной связи с высшим, как внутреннее состояние Марии Аннуциаты.

Её взор, поза рук и головы, выражение лица - всё показывает, что сейчас Мария находится на большом растоянии от временного мира.

Мария Аннуциата находится на тёмном фоне, как бы подчёркивая этим и свою отрешённость и свою внешность от мира. Но в собственной картине Антонелло да Мессина смог выделить глубину картины, отодвинув фигуру дамы на второй план при книги и помощи пюпитра, которая находится перед Марией.

Картина «Мария Аннуциата» Антонелло да Мессина

Желаете неизменно и при любых событиях смотреться превосходно? Этого добиться вам окажет помощь качественная бижутерия от http://www.formygirl.ru.

Бусы, серьги, браслеты, кольца и другое.

Антонелло да Мессина (1429/30-1479) (Antonello da Messina) картины великих живописцев

Антонелло да Мессина(1430-1479)

Мадонна с младенцем

Родился в Мессине, на Сицилии, в семье скульптора. Примерно между 1450-55 обучался в Неаполе в мастерской живописца Колантонио. Автор биографии художника, Джорджо Вазари, сообщает о его поездке в Нидерланды, где Антонелло познакомился с техникой масляной живописи — это сообщение, ранее считавшееся вымыслом, кажется вполне правдоподобным. В 1456 у него уже появляется собственная мастерская в Мессине. В 1457 братство св. Михаила в Реджо-ди-Калабрия заказало Антонелло роспись хоругви. Вероятно, он имел немало подобных заказов, с ними связаны его поездки по Южной Италии.

Мария Аннунциата

Вплоть до 1465 его имя упоминается в различных сицилийских документах, в это время он пишет алтарные образы и расписывает хоругви. В конце 1460-х годов художник, по-видимому, посетил Рим, где познакомился с произведениями Пьеро делла Франческа. В 1473 его имя снова упоминается в мессинских документах в связи с заказами алтарных образов и хоругвей. В 1475 он появляется в Венеции, а в сентябре 1476 снова оказывается в Мессине. Его деятельность прерывается в начале 1479: 14 февраля 1479 он составляет завещание и вскоре умирает.

Портрет мужчины

Ранний период

Уроженец Южной Италии, Антонелло да Мессина соединил в своем творчестве две различные художественные традиции — итальянскую и нидерландскую, так как Неаполь, Палермо и Мессина были тесно связаны с Пиренейским полуостровом, Францией, Провансом и Нидерландами.

Мария Аннунциата

Нидерландская живопись пользовалась большим успехом при арагонском дворе; в пору своего ученичества в Неаполе художник имел возможность познакомиться с хранившимися там произведениями Ван Эйка и Петруса Кристуса. Уже в самых ранних дошедших до нас достоверных работах Антонелло («Распятие», ок. 1455, Музей искусств, Бухарест; «Святой Иероним», ок. 1460, и образ «Христа-Спасителя», 1465, обе — Национальная галерея, Лондон) влияние нидерландцев ощутимо не только в заимствовании иконографии, но и в трактовке окружающего мира — в пейзажном фоне «Распятия» (изображена мессинская бухта), который изобилует множеством подробностей и деталей, воссозданных с чисто «нидерландской» скрупулезностью и тщательностью, в сложных пространственных и световых эффектах изображения «Святого Иеронима». Однако от нидерландских образцов картины Антонелло отличаются типично итальянской, пластичной моделировкой форм и ясностью построения пространства.

Святой Джероламо

Не менее важным для сложения манеры Антонелло было усвоение уроков живописи Раннего Возрождения. Итальянская тяга к идеальной типизации, к пластической обобщенности в сочетании с «нидерландской» натурализацией претворяются в живописи Антонелло после 1470 в особенный стиль.

Святой Грегорио

Его алтарные образы (например, дошедшие до нас в плохой сохранности «Благовещение», 1474, Национальный музей, Сиракуза; «Полиптих св. Георгия», 1473, Национальный музей, Мессина), изображения Мадонны и Христа («Се человек») характеризуются сложным взаимопроникновением нидерландских и итальянских форм и иконографии.

Святой Агостино

Портреты

Наиболее яркая часть наследия Антонелло — его портреты (все относятся к периоду между 1465-76). Здесь решающим было влияние нидерландской живописи и прежде всего портретов Яна Ван Эйка, у которого мастер заимствует композицию портретного изображения и саму технику масляной живописи: портретируемый изображается погрудно в трехчетвертном повороте на темном нейтральном фоне, взгляд устремлен на зрителя.

Портрет неизвестного

Другой источник для Антонелло — портретная пластика приезжавших в Сицилию скульпторов Раннего Возрождения Доменико Гаджини и Франческо Лаурана. Отсюда — пластичность и стереометричность, тяга к выявлению пластического начала, которые отличают работы художника от нидерландских образцов.

Портрет молодого человека

В портретах Антонелло трактовка личности портретируемого становится более открытой, чем у его нидерландских прототипов — нидерландская имперсональность сменяется активностью модели, ее стремлением к самоутверждению. Изображенные люди смотрят на зрителя так пристально, словно ожидают некоего вопроса, их лица нередко оживляет улыбка.

Портрет неизвестного

Шедевром портретного искусства Антонелло являются: «Портрет неизвестного» (1465-70, Музей Мандралиска, Чефалу), так называемый «Кондотьер» (1475, Лувр), где пластическая лепка лица изображенного подчеркивает его внутреннюю энергию; так называемый «Автопортрет» (1474-75, Национальная галерея, Лондон) и «Портрет молодого человека» (1476 ?, Государственные музеи, Берлин-Далем).

Портрет молодого человека

Венецианский период

Заключительный этап творчества Антонелло относится к 1475-76, к годам его венецианского путешествия (возможно, посетил также Милан). Уже вскоре после прибытия в Венецию его творчество стало привлекать восторженное внимание. Венецианские власти делают ему целый ряд заказов, его живопись и прежде всего известная ему техника масляной живописи оказала значительное воздействие на венецианских художников. Метод построения формы цветом, а не линией и светотенью, используемый Антонелло, оказал огромное влияние на дальнейшее развитие венецианской живописи.

Святой Себастьян

В то же время, знакомство самого Антонелло да Мессина с работами мастеров Раннего Возрождения, прежде всего Пьеро делла Франчески и Андреа Мантеньи, отразилось в изменении образного строя его картин: они стали светлее, пространство свободнее, композиция уравновешенней и структурней, изображения архитектуры более классичными и гармоничными.

Распятие с Марией и Иоанном

Virgin Annunciate (Antonello da Messina, Galleria Regionale della Sicilia, Palermo)

"Мария Аннуциата (дерево, масло,размеры: 45 x 34,5 см.) - одна из самых известных картин итальянского художника Антонелло да Мессины. В настоящее время она находится в Национальном музее Палермо.
Антонелло да Мессина родился в городе Мессина на острове Сицилия. Родился около 1430-го года. Был представителем южной школы живописи в эпоху Раннего Возрождения. Начальное обучение проходил в провинциальной школе, далекой от художественных центров Италии, где главными ориентирами были мастера южной Франции, Каталонии и Нидерландов. В творчестве Антонелло да Мессина особое место занимают портреты. «Мария Аннуциата» имеет характерные черты живописи да Мессины.
Существуют различные гипотезы о дате написания картины. Предполагают, что он написал ее в 1475 года,когда отправился в Венецию.
В картине раскрывается основные ценности итальянского Возрождения. Перспектива, стремление к равновесию и симметрии, стремление извлечь из изменчивых форм природы вечные правила геометрии, поставив человека в самый центр Вселенная.
Эта картина свидетельствует о глубоком знании Антонелло техники Фламандской живописи, которая всегда старательно, с аналитическим вниманием, воспроизводила реальность и физическую сущность материалов: светлый аналой, движущиеся страницы книги, тщательно прописанные глаза и брови.
Погрудная композиция Марии изображена на черном фоне. Антонелло использует его, чтобы подчеркнуть светлый образ Марии и тем самым показать ее значение в деле спасения человечества из власти тьмы.
Большинство художников изображали Благовещение как сцену диалога между Марией и Архангелом. Однако Антонелло пытается расставить другие акценты. Его задача - передать внутренний мир Марии.
Сидящая за пюпитром Дева Мария левой рукой придерживает накинутое на неё голубое покрывало, а другую руку она поднимает. Трудно понять ее жест. Возможно, он обращен к Архангелу. Или это жест согласия, а может удивления. Мария задумчива. Её выражение лица, поза рук и головы, а также взгляд говорят зрителю, что Мария сейчас далека от бренного мира.

Стол или аналой изображен по диагонали, на нем стоит пюпитр с книгой, что отодвигает фигуру в глубину, усиливая ощущение пространственности. Зритель находится на месте Архангела Гавриила и является соучастником событий.
Изображение бюста на темном фоне - техника, унаследованная от фламандской портретной живописи, что является новаторством в изображении Марии. Мария находится в изоляции, доминируя над пространством вокруг себя.

История этой картины началась в 1906 году, когда монсеньор Ди Джованни, унаследовавший ее от семьи Коллуцио, завещал ее тогдашнему Национальному музею Палермо.
«Самая красивая рука, которую я когда-либо видел в искусстве», сказал Роберто Лонги, имея в виду движение вперед правой руки. Рука, возможно, представляет пространство вокруг себя. Центральная складка мантии на голове Богородицы определяет фокус поля зрения зрителя.
Именно так Леонардо Скиаскиа описал влияние картины на зрителя: «Зритель должен заметить глубокую складку в центре лба».
Хотя это была просто живописная деталь для художника, но нам она рассказывает об одежде, которая была тщательно сохранена в сундуке вместе с другими заветными вещами. Эта мантия вынималась в особых торжественных случаях.
Обратите внимание на чудесный контраст между жестом правой рукой и жестом левой рукой, обычным для крестьянки: она складывает края мантии.
Посмотрите на таинственную мимику губ, пристальный взгляд в вечность. Возможно, это - осознание своего будущего материнства.
Благодаря непосредственному воздействию Фламандской живописи, сформировавшейся в Неаполе, благодаря Колантино, его учителю, благодаря изучению картин многих художников, работающих там, Антонелло внес большой вклад в распространение ценностей итальянского Возрождения среди различных социальных классов профессионалов и торговцев в таких городах, как Мессина, Неаполь, Венеция.

Художники эпохи Раннего Возрождения находили новые формы, изобретали новые техники и стилевые решения, стали знамениты своими экспериментами с живописью. Творчество художников Возрождения напрямую отразилось на искусстве всех последующих поклонений художников и до сих пор является примером для начинающих живописцев.