Артисты балета, танцоры, хореографы. Примы Большого театра

В российских кинотеатрах идет кинолента Алексея Учителя «Матильда», а в блогосфере яростно спорят о романтической связи Николая Второго и Кшесинской. Но в истории балета хватало не менее скандальных и ярких любовных романов.

1. Маркиза Тереза де Горла Бертело

Известно, что классический балет в XVII веке придумали Пьер Бошан, Жан-Батист Мольер и Людовик XIV. И одной из самых знаменитых звезд танца в то время считалась Тереза де Горла Бертело. Прославилась Тереза Дюпарк (так ее звали после замужества) благодаря драматическому таланту, танцам, удивительной красоте, любовным историям и пикантным пируэтам, во время которых зритель мог наблюдать ее шелковые чулки.

В энциклопедиях обычно рассказывают, что именно она стала первой исполнительницей ролей Донны Эльвиры в мольеровском «Дон Жуане» и Андромахи в одноименной пьесе Жана Расина, но современники не менее жарко обсуждали ее любовников. Она была дамой довольно ветреной, если не куртизанкой, кружила головы всему французскому высшему свету, включая Короля-Солнце, но особенно разрушительно она прошлась по цвету тогдашней французской литературы.

Началось все с Мольера, который ради нее оставил свою первую звезду и по совместительству жену — Мадлен Бежар. Потом прогремел роман с поэтом Пьером Корнелем, который посвятил ей множество стихов. На какое-то время ради поэта Дюпарк даже ушла из труппы Мольера. А затем она оказалась в театре и постели Жана Расина, главного соперника Мольера на тот момент. К сожалению, история ее прервалась слишком рано. Она умерла при весьма подозрительных обстоятельствах, некоторое время Расина даже обвиняли в ее отравлении.

2. Мари-Мадлен Гимар


Эта балерина блистала в Париже перед Французской революцией. Блистала не только на сцене, ее любовные похождения в столице обсуждали не меньше ее театральных успехов. Надо сразу сказать, что слава к ней пришла в первую очередь как к незаурядной танцовщице.

Имея яркую внешность, она все же не вписывалась в тогдашние стандарты — Гимар была слишком худой. Из-за этого парижские острословы называли ее «скелет грации». Однако вместе со званием примы у нее появились и довольно влиятельные любовники.

К сожалению, Гимар не оставила ни мемуаров, ни дневников. Многие из ее знакомых либо благоразумно умерли до 1789 года, либо получили в биографии строчку «гильотинирован». Так что большинство фактов о ее жизни сейчас достоверно не восстановить. Но и то, что осталось в виде слухов и упоминаний в литературе — впечатляет.

Среди ее любовников называли финансиста и коммерсанта, одного из богатейших людей Франции Жан-Жозефа де Лаборда, его брата — композитора Жан-Бенджамина де Лаборда. От последнего, вероятно, Гимар родила дочь. Но всех затмил Шарль де Роган, князь де Субиз.

Шарль де Роган был не только аристократом, гурманом и ловеласом, но и маршалом Франции, занимал министерские должности, ему покровительствовала мадам Помпадур. Мари-Мадлен Гимар он взял на полное содержание и тратил на ее развлечения огромные суммы. Поговаривали, что балерина его почти разорила.

На его средства Гимар построила свой знаменитый роскошный отель в предместье Парижа. Храм Терпсихоры, как его еще называли, был известен вечерами, во время которых давали представления за гранью пристойности и приглашали «самых похотливых девушек» города. Современники неоднократно писали, что заканчивалось все оргиями.

3. Джованна Басси


XVIII век богат на драмы и детективные истории, которые так никогда и не были разгаданы. Джованну Басси нельзя назвать выдающейся балериной, хотя она довольно активно выступала на сцене Шведской оперы, а местная публика принимала ее с восторгом. Но в историю она вошла не благодаря своим па, а из-за бурного романа с графом Адольфом Фредериком Мунком — «серым кардиналом» и фаворитом шведского короля Густава III.

Знакомство балерины и влиятельного придворного началось, когда карьера царедворца была на самой вершине. Его взлету очень помогло то, что Мунк смог помирить короля с его супругой Софией Магдаленой Датской. Выступая в качестве сексолога, он «наладил производство» двоих наследников. Злые языки, правда, утверждали, что в рождении будущего Густава IV Адольфа удалось вообще обойтись без короля. Уж больно принц был похож на Мунка. Джованна Басси тоже родила, но девочку.

Неизвестно, рассчитывала ли Басси на тихую семейную жизнь с графом, но Мунк попал под суд. Его обвинили в том, что, занявшись по поручению короля подделкой русских денег, он заодно сделал и немного шведских. Его бы простили, но от рук заговорщиков погиб его покровитель — Густав III. Смерть настигла шведского короля в опере во время маскарада. Мунка выслали из страны в Италию, балерина последовала за ним. Басси хотела, чтобы он женился на ней и признал дочь. Опальный граф ей отказал. Взбешенная Басси вернулась на родину. Впрочем, есть еще версия, что в Италии балерина выполняла шпионское поручение Тайного совета Швеции.

4. Тереза Эльслер


Может показаться, что романтическая связь балерины и аристократа обязательно должна закончиться или оргией, или трагедией. Это не совсем так, в истории хватает примеров, когда в финале все благополучно, то есть счастливую невесту ведут под венец. Например, Терезе Эльслер удалось стать женой даже не графа или барона, а самого настоящего принца, младшего брата прусского короля Фридриха Вильгельма III — Адальберта Прусского.

В истории балета больше заметна младшая сестра Эльслер — Франциска, или Фанни. Ее называли одной из самых известных балерин XIX века. Штраус-сын даже написал оперетту о ее жизни «Танцовщица Фанни Эльслер». Терезу же считали слишком высокой и не такой выразительной. Тем не менее именно ей удалось увлечь Адальберта, который был уже далеко не восторженный юноша — к тому моменту ему исполнилось 38 лет, а балерина, кстати, была на несколько лет его старше. Что удивительно, король Фридрих Вильгельм IV дал согласие на этот морганатический брак.

Младшая, и более знаменитая, сестра Фанни тоже была объектом внимания близких к трону особ. Например, изначально карьере сестер помогла связь Фанни с сицилийским принцем Леопольдо, который устроил балерин в оперу Неаполя и особо не скрывал нежного отношения к младшей Эльслер. Считается, что у пары даже родился сын.

5. Анна Павлова


В 20-е годы XX века в Европе и США прокатилась целая волна «павловомании». В честь русской балерины называли торты, тюльпаны и новорожденных. Она много выступала, гастролировала до полного изнеможения и получала огромные для того времени гонорары. И рядом с ней почти всегда был Виктор Дандре, который выполнял при балерине роль менеджера, компаньона и тайного мужа.

Когда Павлова только окончила Императорское театральное училище, Виктор Дандре казался ей сказочным принцем. Богатый барон, красавец, важный чиновник… Конечно, Кшесинская активно сводила ее с великим князем Борисом Владимировичем, но быть просто содержанкой начинающая балерина не хотела. А рядом с Дандре она надеялась на официальный брак…

Увы, Виктор быстро дал понять, что пойти на такой мезальянс не может. Аристократ пробивал ей ведущие партии, дарил драгоценности и полностью обеспечивал, но и только. В конце концов последовал разрыв и Павлова уехала с Дягилевым в Париж, где с триумфом участвовала в «Русских сезонах».

В этот момент жизнь Дандре кардинально изменилась: он попал в тюрьму по обвинению в растрате. Денег, чтобы погасить долг, у него нет. Тогда Павлова ушла от Дягилева, подписала кабальный, но очень выгодный в финансовом плане контракт. К тому же ей сразу выплатили довольно внушительный аванс, который она тут же отдала брошенному любовнику, чтобы он смог заплатить залог и выйти из тюрьмы. Дандре нелегально покинул Россию, приехал к ней в Англию и попросил ее руки. Она согласилась, но потребовала, чтобы их брак оставался тайной.

6. Тамара Карсавина


Феномену Тамары Карсавиной посвящают монографии не только историки балета, но и литературоведы. Коломбина Серебряного века была предметом поклонения для целого поколения русских поэтов начиная с Блока.

В этом нет ничего странного. Звезды балета все время привлекают внимание не только богачей и аристократов, в их окружении всегда можно найти людей творческих: литераторов, художников и музыкантов. Удивительно другое. Карсавина отказывала многим знаменитостям, влиятельным и знатным поклонникам, а вышла замуж за тихого и скромного дворянина Василия Мухина.

После дягилевских сезонов в Париже Карсавина стала мировой знаменитостью, ее буквально осаждали почитатели, но долгое время это никак не влияло на брак с Мухиным. Перечеркнула все встреча в 1913 году с Генри Брюсом. Английский профессиональный дипломат, выпускник Итона, младший сын богатого землевладельца увидел ее во время приема в британском посольстве и сразу влюбился. Он молниеносно отбил ее у мужа, а после революции увез из России.

В отличие от многих подобных историй, Генри Брюс не стал требовать, чтобы Карсавина оставила балет. Наоборот! Сам ушел со службы, выполняя, впрочем, некоторые поручения, и долгое время ездил вместе с ней по Европе. Сначала они жили во Франции, в 1929 году переехали в Лондон, но в Форин-офис Брюс вернулся только во время Второй мировой войны.

Обычно балерины - скорее «пушинки», но Ульяна - балерина крупная. Ее рост - 178 сантиметров, размер ноги - 41. Но все недостатки она своим талантом превратила в достоинства - когда видишь ее работу на сцене, она кажется совершенно невесомой. Тонкая, невероятно изящная и грациозная, она обычно воплощает образы нежные и лиричные, такие, как Жизель.

Прима-балерина «Большого театра», обладательница премии Benois de la Danse, известной в мире как «Балетный оскар». В 2008 году получила титул «этуаль» (звезда) от миланского «Ла скала». Выступает на лучших балетных площадках мира и отличается широким диапазоном ролей - ей удаются и лирические, и характерные героини.

Прима-балерина Мариинского театра, очень характерная балерина с яркой внешностью и очень красивыми волосами. Известность получила благодаря сольному номеру «Кармен», блестяще справилась и с ролью Жизели, и со сложнейшей партией Одетты-Одиллии в постановке Американского балетного театра. Исполняла главные партии на сцене «Ла скала», Берлинского государственного балета и других театров. Имеет несколько сольных проектов.

Еще одна балерина с достаточно нетипичными физическими данными - у Полины четвертый размер груди, поэтому костюмы для ее выступлений шьются с учетом ее пышных форм. Костюмерам приходится помучиться, прежде чем придумать, как сделать так, чтобы грудь не мешала танцам. Зато зрители от Полины Симеоновой в восторге. Сейчас она в основном танцует в США и, по договоренности, в Михайловском театре.

Легендарную французскую балерину в мае проводили «на пенсию», но мы не могли не упомянуть о ней в нашей подборке. Балерине исполнилось 42 года, но она по-прежнему очень хороша. Орели поступила в труппу Гранд Опера еще при Рудольфе Нурееве, в 16 лет, и продержалась в ней дольше всех балерин своего поколения. Поворотным моментом в ее карьера стала работа с легендарным немецким хореографом Пиноу Бауш, которая сказала ей: «Я выбрала тебя за твою слабость, а не за твою силу. В ней твоя красота». В дальнейшем именно на этой прекрасной слабости и делала акценты Орели.

Екатерина Кондаурова

Прима Мариинского театра. Балерина с характером, за что ее даже сравнивали с Майей Плисецкой. Екатерина будто создана для танца яркого, страстного, драматического. Невероятно гибкая и грациозная балерина. Часто исполняет работы современных хореографов. Так же как и Светлана Захарова, является обладательницей балетного «Оскара».

Прима-балерина Королевского балета Великобритании. Родилась в Бухаресте, обучалась балету в Киеве. После победы в международном балетном конкурсе получила стипендию на обучение в школе Королевского балета, и позже стала его солисткой. Очень любит исполнять партию из «Жизели». Одна из интересных ролей - в балете «Евгений Онегин», где она исполняет роли и Татьяны, и Ольги.

Молодая прима Мариинки. В 18 лет танцевала партию Одетты-Одиллии на сцене Венской оперы. Через 6 лет - танцевала в этой же роли на сцене «Ла скала». Очень техничная, быстрая, гибкая балерина, в основном посвящает себя классическому балету.

17 марта великому русскому танцовщику Рудольфу Нуриеву исполнилось бы 78 лет. Классик балета Ролан Пети называл Нуриева опасным, пресса - неистовым татарином, в любви ему признавались звезды рока и королевские особы. ELLE - о «балетных русских», добившихся успеха на Западе.

Сара Бернар считала Нижинского величайшим актером мира, пресса - ни много ни мало восьмым чудом света. Уроженец Киева, танцор в Мариинском театре, Нижинский состоялся в Париже, где поражал публику и критиков феноменальной техникой, пластичностью и вкусом. А самое поразительное заключается в том, что его карьера танцора длилась всего десять лет. В 1917 году он в последний раз вышел на сцену, и вплоть до своей смерти в 1950 году боролся с шизофренией, перемещаясь по психиатрическим клиникам. Влияние Нижинского на мировой балет сложно переоценить, а его дневники до сих пор расшифровываются и по-разному трактуются специалистами.

Одна из главных звезд русского балета в мире, Нуриев был настоящей поп-звездой, яркой и скандальной. Тяжелый, неуживчивый характер, заносчивость, бурная личная жизнь и склонность к эпатажу не заслоняли главного - невероятного таланта Нуриева, сумевшего соединить воедино традиции балета и актуальные, как сейчас принято говорить, тренды. Уроженец Уфы, долгожданный сын, не оправдавший надежд отца-военного, презрительного звавшего Рудольфа «балериной», свой самый знаменитый прыжок совершил не на сцене, а в зоне контроля парижского аэропорта. В 1961 году советский танцовщик Нуриев неожиданно дал деру с 30 франками в кармане, попросив политического убежища. Так началось восхождение Нуриева на мировой балетный Олимп. Слава, деньги, роскошь, вечеринки в «Студии 54», золото, парча, слухи о романах с Фредди Меркьюри , ИвомСен-Лораном , Элтоном Джоном - и лучшие роли в Лондонском Королевском балете, директорство в балетной группе парижской Гранд-опера. Последние сто дней жизни совсем больной Нуриев провел в любимом Париже. Там он и похоронен.

Еще один знаменитый представитель балета, которого можно смело назвать поп-звездой, во многом схож с Нуриевым: детство в советской провинции (если считать провинцией Ригу - все же не Москва и не Ленинград), полное непонимание со стороны отца и настоящий артистический взлет за пределами СССР. Оставшись на Западе в 1974 году, Барышников быстро закрепился на вершине:сначала возглавлял легендарный New York City Ballet, затем девять лет, с 1980-го по 1989 год, руководил не менее знаменитым American Ballet Theatre. Также активно и довольно успешно, хотя и неровно, он снимался в кино, стал светской персоной, встречался с голливудскими красавицами -Джессикой Лэнг и Лайзой Минелли. А новой публике, далекой от балета (и, кстати, от Иосифа Бродского, с которым Барышникова связывала настоящая дружба), этот невероятный человек стал известен благодаря небольшой, но заметной роли в сериале «Секс в большом городе». Сара Джессика Паркер, его большая поклонница. назвала Михаила Барышникова tough boy - «крутым парнем». Кто бы спорил.

Владимир Васильев - символ Большого театра и всего российского балета второй половины XX века. Из-за того что Васильев жил в Советском Союзе, его популярность на Западе сильно уступает славе того же Барышникова, хотя ценители искусства, конечно же, его знают и ценят. Васильев работал в основном в Европе, постепенно меняя профессию на хореографа-постановщика. Казань и Париж, Рим и Пермь, Вильнюс и Рио - география творческих перемещений Васильева утверждает и подтверждает его космополитизм.

Блондин-гигант, звезда Большого, Годунов в августе 1979 года, будучи на гастролях в Штатах, решил не возвращаться домой. Разыгралась жуткая драма, в которой были замешаны не только сам артист и его жена, балерина Людмила Власова, но и Иосиф Бродский, ФБР, и даже руководители США и Советского Союза. Оставшись в Штатах, Годунов вошел в состав знаменитого Американского балетного театра, который в итоге покинул после ссоры со своим лучшим другом Михаилом Барышниковым. Затем была работа в рамках собственного проекта «Годунов и друзья», успех, роман с актрисой Жаклин Биссет и резкий уход из профессии. Биссет уговорила Александра начать карьеру в кино, и это ему отчасти удалось: «Свидетель» с Харрисоном Фордом и особенно «Крепкий орешек» сделали вчерашнего балетного танцора без пяти минут голливудской звездой. Однако самому Годунову не нравилось быть на вторых ролях, хотя об «этом русском» узнали теперь те, кто раньше даже не интересовался балетом.

К танцам он так и не вернулся, а в 1995-м умер в возрасте 45 лет. «Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества», - сказал Иосиф Бродский, принимавший активное участие в его судьбе «невозвращенца».

Свет огней, пронзающая музыка, шорох сетчатых пачек и постукивание пуантов по деревянному паркету - балет! Как же он красив, неподражаем и велик! Затаив дыхание и устремив взгляд на бесконечно красивое зрелище, зритель поражается ловкости и пластике балетной дивы, отточено исполняющей свои "па". История балета велика, и предпосылки ее уходят в 16 век нашей эры, но истинные шедевры берут свое начало в 19 веке. Отсюда можно и начать отсчет.

Мари Рамбер и Анна Павлова

Итак, самые известные балерины:

1 . Выпускница балетного института Жака-Далькроза, полячка Мари Рамбер (Marie Rambert , истинное имя Мириам Рамберг, 1988 г.р.) уже в 1920 году рискнула открыть в столице Англии первую балетную школу. Успех был велик, и потому уже через десять лет Мари создает свою первую в Лондоне балетную труппу под названием "Балле Рамбер", выступления и спектакли которой производят настоящий фурор в английском балете. Она работает с такими мастерами, как Хоуард, Тюдор, Аштон. С именем Рамбер ассоциируют начало балета в Англии.

2 . Незаконнорожденная в 1881 году дочь железнодорожного подрядчика и простой прачки, Анна Павлова (Anna Pavlova) несомненно считается одной из самых величайших балерин в мире. Окончив Вагановское училище, подающая большие надежды девушка была почти сразу принята в Мариинский театр. Здесь она блистала в таких классических постановках, как "Жизель", "Щелкунчик", "Баядерка", "Павильон Армиды" и других. Но главным триумфом талантливой танцовщицы стала миниатюра "Умирающий лебедь" в декабре 1907-го года.

Интересным является факт возникновения миниатюры: за сутки перед выступлением на благотворительном концерте партнер Анны неожиданно заболел, и тогда известный балетмейстер Михаил Фокин за ночь придумал специально для Павловой миниатюру на музыку великого Сена-Санса. Утром восторженная Анна, увидев результат спросила "Миша, но ведь лебедь в конце умирает?" "Что ты!", воскликнул Фокин, - "он просто крепко уснул!" Сам же Сен- Санс признался балерине, что благодаря ей он понял, что сочинил прекрасную музыку.

Матильда Кшесинская и Ивет Шовире

3 . Уроженка Петербурга Матильда Кшесинская (Mathilda-Marie Kschessinskaya) была знаменита в России как фаворитка Николая второго. После окончания Императорского театрального училища Матильда в 1890 году была принята в Мариинский театр. Она восхитительно исполняла партии из "Млады", "Щелкунчика" и других балетов. Отличительной особенностью балерины была классическая русская пластика, разбавленная нотками дерзкой и динамичной итальянской школы. Кшесинская была неизменной фавориткой в спектаклях Фокина ("Эрос", "Бабочки", "Эвника").

Славу одной из самых талантливых балерин ей принесло виртуозное исполнение Эсмеральды в одноименном балете в 1899 году. Одним из главных достоинств Матильды помимо таланта, по мнению экспертов, был ее железный характер и умение отстаивать свою позицию. Поговаривают, что именно с ее легкой руки был уволен директор Императорских театров - князь Волконский.

4 . Утонченная парижанка Ивет Шовире (Yvette Chauvire , родившаяся в апреле 1917 года) начала серьезно заниматься балетом при "Гранд опера" уже в 10 лет. Огромный талант девочки был замечен режиссером, и уже в 1941 году она становится прима-балериной в "Опере Гарнье". Получив мировую славу после первого дебюта, Шовире приглашают в труппы "Театра Елисейских полей", итальянского "Ла Скала".

Визитной карточкой Ивет является острый, ярко выраженный драматизм в сочетании с необыкновенной нежностью. Она сполна проживает и прочувствует историю каждой героини, филигранно оттачивая каждую мелочь. Самой успешной партией является главная роль в балете "Жизель" на музыку Адольфа Адана. В 1972 году в Париже установили премию имени великой балерины Ивет Шовире.

Галина Уланова и Майя Плисецкая

5 . Рожденная в 1910 году в Петербурге Галина Уланова (Galina Ulanova) стала знаменита в 40-е годы 20 века, исполняя партии классических постановок Мариинского театра («Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», "Лебединое озеро"). В 1951 году балерине присуждают звание народной артистки СССР, а чуть позже она становится лауреатом Ленинской премии. Начиная с 1960 года, артистка блистательно танцует Золушку в одноименном балете Прокофьева, а также "Жизель" Адана. Бывшая квартира Улановой теперь представлена как музей, а в Петербурге в ее честь воздвигнут памятник.

6 . Безусловно, самой знаменитой русской балериной, вошедшей в историю рекордно долгой балетной карьерой, является москвичка Майя Плисецкая (Maya Plisetskaya , 1925 г.р.). Любовь к балету Плисецкой привили тетя и дядя, тоже знаменитые танцоры. Выпускницу Московского хореографического училища Майю принимают в труппу Большого театра под руководством великой Агриппины Вагановой, где она через пару лет становится солисткой. В 1945 году балерина впервые исполняет партию феи Осени в постановке "Золушка" Прокофьева. Последующие годы она успешно участвует в таких постановках, как "Раймонда" А. Глазунова, "Спящая красавица" Чайковского, "Жизель" Адольфа Адана, "Дон Кихот" Минкуса, "Конек-Горбунок" Щедрина.

Ошеломляющий успех ей приносит постановка "Спартак" А. Хачатуряна, где она исполняет партию Эгины, а затем Фригии. В 1959 году Плисецкой присуждают звание народной артистки Советского Союза, позднее ее трижды награждают орденом Ленина, орденом "За заслуги перед Отечеством", орденом Изабеллы Католической (во Франции). В 1985 году артистка получает звание героя социалистического труда.

Визитной карточкой Плисецкой, помимо многих балетов, можно считать постановку Щедрина "Анна Каренина", премьера которой прошла в 1972 году. В этом балете артистка выступает не только в роли балерины, но и пробует себя в качестве хореографа, что и становится в дальнейшем ее основным занятием. Последний спектакль "Дама с собачкой" балерина станцевала в январе 1990 года, затем в 1994 году она организовала международный конкурс "Майя", дающий шанс прославиться новым талантам.

Ульяна Лопаткина

7 . Ученица Наталии Дудинской и выпускница Академии русского балета имени Вагановой Ульяна Лопаткина (Uliyana Lopatkina) уже в 1995 году стала прима-балериной Мариинского театра. Эта артистка стала одной из немногих, получивших столь большое количество наград и премий: "Золотой Софит" в 1995 году, "Золотая маска" в 1997, "Vaganova-Prix", "Вечерний стандарт" лондонских критиков, "Балтика" в Петербурге в 1997, 2001 гг. В 2000 году Ульяна становится заслуженной артисткой России, а в 2006 - народной.

Из самых ярких партий балерины можно выделить ее несравненную Мирту и Жизель в одноименной постановке, Медору в балете "Корсар", Одетту-Одиллию из "Лебединого озера", Раимонду в одноименном балете. Кроме того, она блистательно выступала в отдельных постановках "Там, где висят золотые вишни", "Поцелуй Феи", а также "Поэма экстаза". Отличительная особенность Ульяны - отточенные, завершенные движения, особая, присущая только ей, драматичность, высокий прыжок и внутренняя, неподдельная искренность.

Анастасия Волочкова

8 . Уроженка Петербурга Анастасия Волочкова (Anastasia Volochkova) уже в пять лет очень по-взрослому сказала маме "Я буду балериной". И стала, несмотря на все невзгоды, препятствия, лишения. Отсчет карьеры этой талантливой артистки можно начинать с 1994 года. Ведущая балерина Мариинского театра, Анастасия блистательно исполняет партии из "Жизели", "Жар-Птицы", балета "Раймонда". Наряду с успехами в театре она не боится начать сольную карьеру и часто выступает в различных театрах.

Талант балерины замечает Владимир Васильев, и уже в 1998 году приглашает ее исполнить главную партию в своей новой постановке "Лебединое озеро". В Большом Анастасия исполняет главные партии: Раймонды из одноименного балета, Феи Сирени из "Спящей красавицы", Никии из "Баядерки" и многие другие. Знаменитый хореограф Д. Дин создает новый специально для Анастасии новую партию Феи Карабос в постановке "Спящая красавица".

В последнее время график артистки заполнен постоянными концертами и гастролями, в том числе шоу в Кремле, где были собраны величайшие звезды отечественной эстрады.

Балет - секрет долголетия?

Фотография: Государственная Библиотека Квинсленда (1938)
Девочки на экзамене в Королевской Академии Танца (Лондон)

Майя Плисецкая, 1925 г.р. 89 лет, живёт и здравствует

Читала я тут один журнальчик и с удивлением обнаружила, что Майе Плисецкой уже под 90! А выглядит она при этом все ещё очень пристойно. В том же журнале были указаны годы жизни еще нескольких знаменитых балерин, так вот многим из них удалось «перевалить» 80-летний рубеж!

Стала рыться дальше. Выбрала из Википедии только русских и советских балерин, кто прожил больше 80 лет, и оказалось, что таких на три поста хватит - процентов 70 балерин из списка прим Мариинского театра! Пришлось отфильтровать тех, кому больше 85. Сейчас покажу их и пару слов расскажу.

Александра Кеммерер (1842-1931). 89 лет

Блистала в «Мариинке», когда в моду вошли «русофильские» балеты - с кокошниками и балалайками. Воспитала приемную дочь, выдала её даже замуж за графа Орлова. Сама, похоже, семьи не имела.

Екатерина Вазем (1848-1937), 89 лет
Выступала в Мариинском театре одновременно с Кеммерер
Одна из самых высокооплачиваемых балерин того времени. Говорили, что манера у нее холодновата, но танец точный и техничный. Два раза побывала замужем, родила сына - будущего критика Нила Насилова.

Матильда Кшесинская, 1872-1971 (99 лет)

Эту вы знаете. Виртуозная балерина и заслуженная прима, в историю она вошла не только поэтому: Матильда водила довольно близкую дружбу с домом Романовых. С мужской его частью. Очень близкую. Начала, как предполагают, с брата будущего царя - Георгия Александровича, затем переключилась на самого цесаревича, а когда тот женился на Алисе Гессенской, стала «дружить» с его кузенами - сначала с великим князем Сергеем Михайловичем (от него родила сына), а затем с Андреем Михайловичем. На этом, правда она остановилась, и князь Андрей даже женился на ней, усыновив фактического племянника. Умерла Малечка в эмиграции в очень пожилом возрасте. Крошечная совсем была - ростом 1,53 м. И как по мне - так на любителя дамочка.

Ольга Преображенская (1871-1962), 91 год

Делила сцену с Кшесинской, почти ее ровесница и вечная соперница. Даже в долголетии они, кажется, соревновались. 30 лет на сцене, выступала в «Ла Скала». 40 лет преподавания. Умерла в эмиграции.

Тамара Карсавина (1885-1978) 93 года

Не «Карсавина» у нее должна быть фамилия, а «Красавина» - очень красивая женщина! И не такая «общительная», как Кшесинская. Вышла замуж за английского дипломата и уехала с ним после революции в Англию. Выступала у Дягелева, часто партнером ее был Нижинский.

Любовь Чернышёва (1890-1976), 86 лет

Солистка труппы Дягилева, а потом Балета Монте-Карло, большую часть жизни провела за границей. Была замужем за помощником Дягилева Григорьевым, но кокетничала со всеми напропалую, любовников меняла со скоростью звука, за что сам Дягелев обзывал ее «горящие трусы». А что? Дама весьма привлекательная!

Ольга Спесивцева (1895-1991) 96 лет

Скорбь русского балета. Несчастная прима, закончив раньше времени карьеру, 20 лет провела в психиатрической лечебнице. Ее «Жизель», говорят, была неподражаемая и даже пугающая. Она ее, похоже, и свела с ума. Как ни странно, со временем балерина почти выздоровела, но так и осталась одинокой и надломленной. Красивая женщина, трижды была замужем, но, в результате, осталась одна. Посмотрите про нее неплохой художественный фильм «Мания Жизели».

Александра Данилова (1904-1997), 93 года

Тоже начинала у Дягилева, потом работала у Баланчина, даже одно время была увлечена им, но Джорж Баланчин предпочел ей другую балерину - он женился на Тамаре Жевержеевой (она тоже в списке, ниже). Долгое время преподавала. О ней отзывались, как об очень «техничной» танцовщице. Карьеру балерины закончила в 1959 году, но на сцену выходила еще неоднократно в мюзиклах. Ее выступление в соло-пантомиме в 1971 году (67 лет, если что!) произвело настоящий фурор в прессе.

Тамара Жевержеева (1907-1997), 90 лет

Как уже говорилось, балерина была замужем за Жорожем Баланчиным, но брак просуществовал всего три года. Потом еще дважды выходила замуж. Снималась в кино. Даже в старости очень эффектно выглядела.

Суламифь Мессерер (1908 - 2004), 95 лет

Тетя и приемная мама Майи Плисецкой - у Майи отца репрессировали, а маму отправили в ссылку.
Родители Суламифи всем детям в семье дали библейские имена (еще Рахиль и Асаф). Очень была оптимистичная, энергичная и веселая женщина. Говорят, балерина талантливейшая - техничная, артистичная и темпераментная. Кроме балета занималась плаванием и умудрилась стать двукратной чемпионкой на Всесоюзной спартакиаде. В 1980-х эмигрировала.

Марина Семёнова (1908-2010), 101 год (!!!)


Звезда Ленинградского балета, выступала в Париже по приглашению Сержа Лифаря. Более знаменита, как балетный педагог. А ещё, как педагог балетных педагогов.
Первый брак с артистом балета Виктором Семеновым был недолгий, а вот второго мужа репрессировали. Дочь тоже была балериной.

Галина Уланова (1909- 1998), 88 лет

Главная балерина Советского Союза. Чайлдфри, утверждала, что всю жизнь провела в шорах, ничего не видя вокруг, кроме балета. Но замуж при этом успела «сходить» три раза.

Наталья Дудинская (1912-2003), 90 лет

4 Сталинских премии! Ей тяжело было соперничать с Улановой, но балетные постановщики рассмотрели ее особый стиль: особенно хороша она была в героических ролях. Резковатая, энергичная, с мощными вращениями, Наталья долго выступала - в последний раз выходила на сцену в «возрастных» ролях в 56 лет, и техника её, говорят, была безупречна. Долгое время преподавала.

Софья Головкина (1915-2004), 88 лет


Талантливая балерина памятная не столько своими своими блистательными сольными партиями, но и преподавательской деятельностью, а главное - менеджерскими, как сейчас говорят, способностями. Она долгое время руководила Московским хореографическим училищем, и даже «выбила» для него новое здание.

Ольга Лепешинская (1916-2008), 92 года

Еще одна обладательница 4-х Сталинских премий.
Энергичная, точная, техничная балерина. Долго преподавала. Три раза была замужем - один раз за режиссёром, два раза - за генералами. Чайлдфри.

Ирина Баронова (1919-2008), 89 лет

Из России родители увезли её в 2 года. Выступала с 11 лет, а с 13 её взял в свою труппу Баланчин, она стала одной из трёх знаменитых «бэби-балерин». Рано начав карьеру, она рано её и прекратила - это стало обязательным условием её второго мужа. Жила в США, немного снималась в кино, затем вернулась в балет в качестве педагога. Одна из её дочерей - актриса Виктория Таннат.

Марианна Боголюбская (1919-2013), 94 года

Универсальная балерина - ей удавались самые разные роли. Помимо балета, увлекалась лепкой, делала скульптурные портреты своих коллег-балерин. Замужем была за артистом балета.

Марина Светлова (1922-2009), 87 лет

Вообще, ее звали Иветта фон Хартман. Родители её были русскими эмигрантами, но сама Иветта-Марина в России никогда не жила. Зато учили её русские балерины. Начинала карьеру в труппе Иды Рубинштейн, потом выступала у Баланчина. Долго преподавала, была профессором Университета Индианы на отделении балета. Семьи не было.

Римма Карельская (1927) Живёт и здравствует, 87 лет


Замечательная виртуозная балерина, выступавшая когда-то в Большом театре. Затем там же работала педагогом и балетмейстером-репетитором. Пять лет назад сломала шейку бедра, но, вроде бы сделали операцию и всё обошлось.

Ольга Моисеева, (1928) Живёт и здравствует, 85 лет

Одна из любимых учениц Вагановой. 26 лет танцевала на сцене, обладала особым драматическим талантом. Потом преподавала. До сих пор даёт уроки, вроде бы. И всегда ухоженная и эффектная.

Алисия Алонсо (1920, Куба). Живёт и здравствует, 93 года

А это иностранка, кубинка, но училась у русских мэтров балета. Фактически создатель Национального балета Кубы. Одна из самых талантливых балерин, живущих ныне, при том, что с 19 лет почти слепая.

Клео де Мерод (1875-1966), 91 год


Еще одно «иностранное» исключение, но уж больно хороша. К тому же, будучи парижанкой, Клео (или Клеопатра) во время гастролей выступала в Петербурге. Как ни странно, Клео была отпрыском очень знатного семейства. Была ли она великой балериной, не знаю, но её необыкновенная красота поражала современников, по ней сходил с ума король Бельгии, её писал Дега и лепил Фольгьер.

Алисия Маркова (1910-2004), 94 года

На самом деле балерину звали Лилиан Алисия Маркс и была она англичанкой еврейского происхождения. Танцевать стала с 10 лет, в 14 лет была принята в труппу Дягилева. Он и предложил сменить сценическое имя. Блистала в роях «Жизели», «Сильфиды» и других. Выступала до 52 лет. Стояла у основ британского классического балета, заслуги её в национальном балете сравнимы с заслугами Марго Фонтейн. Замужем не была.

Вот и думайте теперь,что это за явление: нагрузки бешеные, диета строжайшая, работа нервная - зависть, театральные интриги, взлеты и падения - а поди ж ты, живут почти до 100.

И что еще интересно, мужики-балеруны еле-еле дотягивают до 60! Ну, за редким исключением: Баланчин прожил 79 лет, Мариус Петипа - 92, Лифарь - 82, Бежар - 80, Асаф Мессерер - 88. А остальные - никак....
Почему так?