Бах годы жизни и смерти. Бах, Иоганн Себастьян – краткая биография

Иоганн Себастьян Бах - талантливейший композитор 18 века. Со дня его смерти прошло более 250 лет, а интерес к его музыке не угасает до сих пор. А вот при жизни заслуженного признания композитор так и не получил.

Интерес к его творчеству появился только спустя столетие после его ухода.

Бах Иоганн Себастьян. Биография: детские годы

Родился Иоганн в 1685 году в Эйзенахе, провинциальном городке Германии. Отец его был скрипачом. От него Иоганн и узнал азы игры на этом инструменте. Кроме того, Бах-младший обладал прекрасным сопрано и пел в школьном хоре. Будущая профессия Иоганна была предопределена. В 9 лет мальчик остался без родителей. Его забрал к себе на воспитание старший брат. В Ордуфе он служил при церкви органистом и мальчика перевез туда же, устроил его в гимназию. Музыкальные занятия продолжались, но они были слишком однообразными, непродуктивными.

Бах Иоганн Себастьян. Биография: начало самостоятельной жизни

Пятнадцатилетний Иоганн переехал в Люнебург. Успешное окончание гимназии дало ему право поступать в университет. Однако отсутствие средств к существованию не позволило юноше использовать эту возможность. Переезжать ему приходилось еще не единожды за свою жизнь. Причиной всегда были плохие условия работы, унизительное положение. Но никакая обстановка не отвлекала Баха от изучения новой музыки, манеры исполнения композиторов-современников. По возможности он старался с ними познакомиться лично. В то время все преклонялись перед иностранной музыкой. Он же имел смелость отстаивать и изучать свои национальные произведения.

Бах Иоганн Себастьян. Биография: дополнительные таланты

Способности Иоганна не ограничивались только композиторским мастерством. Среди своих современников он считался лучшим исполнителем игры на клавесине и органе. Именно за импровизации на этих инструментах он получил признание (даже своих соперников) еще при жизни. Говорят, что когда клавесинист и органист из Франции Луи Маршан накануне состязания в Дрездене по игре на этих инструментах услышал исполнение Баха, то поспешно уехал из города.

Бах Иоганн Себастьян. Биография: придворный музыкант

С 1708 года Иоганн служил в Веймаре музыкантом при дворе. В этот период им были написаны многие известные произведения. Вскоре Бах обзавелся семьей и уже с ней в 1717 году переехал по приглашению принца в Кетен. Оказалось, что там нет органа. Композитор обязан был руководить небольшим оркестром, развлекать принца и аккомпанировать его пению. В этом городе Бах написал трехголосные и двухголосные инвенции, а также «Английские» и «Французские сюиты». Фуги и прелюдии, законченные в Кетене, составили 1-й том «Хорошо темперированного клавира» - огромного труда.

Бах Иоганн Себастьян. Биография краткая: обоснование в Лейпциге

В этот город Бах переехал в 1723 году и остался там уже навсегда. При церкви Св. Фомы он получил должность руководителя хора. Условия для Баха снова были стеснительные. Кроме множества обязанностей (воспитателя, композитора, преподавателя), ему предписано было не выезжать за пределы города без разрешения бургомистра. Музыку он тоже должен был писать по правилам: не слишком оперную и длинную, но в то же время такую, которая бы вызывала благоговение в слушателях.

Но, несмотря на все ограничения, Бах, как и всегда, продолжал творить. Свои лучшие композиции он создал именно в Лейпциге. Начальство церкви считало музыку Иоганна Себастьяна чересчур красочной, человечной и яркой, средств на содержание школы выделяло мало. Единственной отрадой композитора оставалось творчество и семья. Трое его сыновей тоже оказались прекрасными музыкантами. Анна Магдалена, вторая жена Баха, обладала великолепным сопрано. Неплохо пела и его старшая дочь.

Иоганн Бах. Биография: завершение жизненного пути

Последние годы композитор страдал серьезным заболеванием глаз. Операция была неудачной, и Бах окончательно ослеп. Но даже в таком состоянии он продолжал сочинять. Его произведения записывали под диктовку. Музыкальная общественность почти не заметила смерть О нем довольно быстро все забыли. Анна Магдалена, вторая жена Иоганна, умерла в доме призрения. Регина, младшая дочь Баха, жила как нищая, только в последние годы ей оказывал помощь Бетховен.

Вопреки распространённому мифу, Бах после смерти не был забыт. Правда, это касалось произведений для клавира: его сочинения исполнялись и издавались, использовались в дидактических целях. В церкви продолжали звучать произведения Баха для органа, в постоянном обиходе были гармонизации хоралов . Кантатно-ораториальные сочинения Баха звучали редко (хотя ноты бережно сохранялись в церкви св. Фомы), как правило, по инициативе Карла Филиппа Эммануила Баха , однако уже в 1800 году Карлом Фридрихом Цельтером была организована Берлинская певческая академия Singakademie, основной целью которой была именно пропаганда баховского певческого наследия. Большой общественный резонанс приобрело исполнение учеником Цельтера, двадцатилетним Феликсом Мендельсоном-Бартольди 11 марта 1829 года в Берлине «Страстей по Матфею ». Событием стали даже репетиции, которые проводил Мендельсон - их посетило множество любителей музыки. Представление имело такой успех, что концерт был повторён в день рождения Баха. «Страсти по Матфею» прозвучали также в других городах - во Франкфурте , Дрездене , Кёнигсберге . Творчество Баха оказало сильнейшее влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XXI веке . Без преувеличения, Бах создал основы всей музыки Нового и Новейшего времени - история музыки обоснованно делится на добаховскую и послебаховскую.

Биография

Детство

Города, в которых жил И. С. Бах

Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт . Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века : многие предки и родственники Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами . В этот период Церковь, местные власти и аристократия поддерживали музыкантов, особенно в Тюрингии и Саксонии . Отец Баха жил и работал в Эйзенахе . В это время в городе насчитывалось около 6000 жителей. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки.

Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год не стало отца. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе . Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения.

Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов - Пахельбеля , Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции .

К тому же начальство предъявило Баху обвинения в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину, и в неумении управлять хором; последнее обвинение, видимо, имело под собой основания .

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене , крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але . Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта . Впоследствии у них родилось шестеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших - Вильгельм Фридеман , Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил - стали впоследствии известными композиторами.

Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны новым служащим. Они без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат , а за публикацию праздничной кантаты «Господь - мой царь», BWV 71 (это была единственная напечатанная при жизни Баха кантата), написанной к инаугурации нового консула, ему дали большое вознаграждение.

Веймар (1708-1717)

В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у сына своего работодателя, наследного герцога Иоганна Эрнста , композитора и музыканта. В 1713 году наследный герцог вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну. В итальянской музыке наследного герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).

В Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. В Веймаре Бах написал большинство своих фуг (наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является «Хорошо темперированный клавир »). Во время службы в Веймаре Бах начал работу над «Органной книжечкой» - сборником органных хоральных прелюдий, возможно, для обучения Вильгельма Фридемана. Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов .

К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом и мастером клавесина. К этому времени относится эпизод с Маршаном. В 1717 году в Дрезден приехал известный французский музыкант Луи Маршан. Дрезденский концертмейстер Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными клавесинистами, Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан (который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Баха) спешно и тайно покинул город; состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному .

Кётен (1717-1723)

Лейпциг (1723-1750)

Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат (два из них, по всей вероятности, были утеряны). Большинство этих произведений написаны на евангельские тексты, которые читались в лютеранской церкви каждое воскресенье и по праздникам в течение всего года; многие (такие как «Wachet auf! Ruft uns die Stimme» или «Nun komm, der Heiden Heiland» ) основываются на традиционных церковных песнопениях - лютеранских хоралах.

Во время исполнения Бах, по-видимому, сидел за клавесином или стоял перед хором на нижней галерее под органом; на боковой галерее справа от органа располагались духовые инструменты и литавры , слева находились струнные . Городской совет предоставлял в распоряжение Баха только около 8 исполнителей, и это часто становилось причиной споров между композитором и администрацией: Баху приходилось самому нанимать до 20 музыкантов, чтобы исполнять оркестровые произведения. На органе или клавесине играл обычно сам композитор; если он руководил хором, то это место занимал штатный органист или один из старших сыновей Баха.

В этот же период Бах написал части Kyrie и Gloria знаменитой Мессы си минор , позже дописав остальные части, мелодии которых почти целиком заимствованы из лучших кантат композитора. Вскоре Бах добился назначения на должность придворного композитора; по-видимому, он долго добивался этого высокого поста, который был веским аргументом в его спорах с городскими властями. Хотя вся месса целиком никогда не исполнялась при жизни композитора, сегодня многие считают её одним из лучших хоровых произведений всех времён.

Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными , Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля ; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов , 2 лютневых клавесина, 3 скрипки , 3 альта , 2 виолончели , виолу да гамба , лютню и спинет , а также 52 священные книги .

В течение жизни Бах написал более 1000 произведений. В Лейпциге Бах поддерживал дружеские отношения с университетскими профессорами. Особенно плодотворным было сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици , писавшим под псевдонимом Пикандер. Иоганн Себастьян и Анна Магдалена нередко принимали у себя в доме друзей, членов семьи и музыкантов со всей Германии. Частыми гостями были придворные музыканты из Дрездена , Берлина и других городов, в том числе Телеман , крёстный отец Карла Филиппа Эммануила. Интересно, что Георг Фридрих Гендель , одногодка Баха из Галле , что в 50 км от Лейпцига, никогда не встречался с Бахом, хотя Бах дважды в жизни пытался с ним встретиться - в и 1729 годах . Судьбы этих двух композиторов, однако, были соединены Джоном Тейлором, который оперировал обоих незадолго до их смерти.

Композитора похоронили вблизи церкви Св. Иоанна (нем. Johanniskirche ), одной из двух церквей, где он прослужил 27 лет. Однако вскоре могила затерялась, и лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены во время строительных работ по расширению церкви, где и были перезахоронены в 1900 году. После разрушения этой церкви во время Второй мировой войны прах был перенесён 28 июля 1949 года в церковь Св. Фомы . В 1950 году, который был назван годом И. С. Баха, над местом его захоронения была установлена бронзовая надгробная плита .

Баховедение

Первым описанием жизни и творчества Баха стала работа, выпущенная в 1802 году Иоганном Форкелем . Составленная Форкелем биография Баха основана на некрологе и рассказах сыновей и друзей Баха. В середине XIX века интерес широкой публики к музыке Баха возрос, композиторы и исследователи начали работу по собиранию, изучению и изданию всех его произведений. Заслуженный пропагандист произведений Баха Роберт Франц опубликовал несколько книг о творчестве композитора. Следующим капитальным трудом о Бахе стала книга Филиппа Шпитты, изданная в 1880 году . В начале XX века опубликовал книгу немецкий органист и исследователь Альберт Швейцер . В этом произведении, кроме биографии Баха, описания и анализа его произведений, много внимания уделяется описанию эпохи, в которую он работал, а также богословским вопросам, связанным с его музыкой. Эти книги были наиболее авторитетными до середины XX века, когда с помощью новых технических средств и тщательных исследований были установлены новые факты о жизни и творчестве Баха, местами вступавшие в противоречие с традиционными представлениями . Так, например, было установлено, что Бах написал некоторые кантаты в -1725 годах (раньше считалось, что это произошло в 1740-е), были найдены неизвестные произведения, а некоторые приписываемые ранее Баху оказались написанными не им. Были установлены некоторые факты его биографии. Во второй половине XX века было написано много работ на эту тему - например, книги Кристофа Вольфа. Также существует работа, называемая мистификацией XX столетия, «Хроника жизни Иоганна Себастьяна Баха, составленная его вдовой Анной Магдаленой Бах», написанная английской писательницей Эстер Мейнел от имени вдовы композитора.

Творчество

Бах написал более 1000 музыкальных произведений. Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокр. от Bach Werke Verzeichnis - каталог работ Баха). Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую. Некоторые произведения Баха являются обработками произведений других композиторов, а некоторые - переработанными версиями своих произведений.

Органное творчество

Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха - Пахельбелю , Бёму , Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему влиял на него. Со многими из них Бах был знаком лично.

В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия , фантазия, токката , пассакалья , так и в более строгих формах - хоральной прелюдии и фуги . В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. На композитора оказала влияние как музыка северонемецких композиторов (Георг Бём , с которым Бах встретился в Люнебурге , и Дитрих Букстехуде в Любеке), так и музыка южных композиторов: Бах переписывал себе произведения многих французских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык; позже он даже переложил несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода ( -) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий и фуг и токкат и фуг, но и сочинил неоконченную Органную книжечку - сборник из 46 коротких хоральных прелюдий, в котором демонстрировались различные техники и подходы к сочинению произведений на хоральные темы. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа; тем не менее, после Веймара были написаны многие известные произведения (6 трио-сонат , сборник «Clavier-Übung» и 18 Лейпцигских хоралов). Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проверкой и настройкой новых органов.

Прочее клавирное творчество

Бах также написал ряд произведений для клавесина , многие из которых можно было исполнять и на клавикорде . Многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. Большинство клавирных произведений Баха, изданных при его жизни, содержались в сборниках под названием «Clavier-Übung» («клавирные упражнения»).

  • «Хорошо темперированный клавир » в двух томах, написанных в и 1744 годах , - сборник, в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность . Этот цикл имел очень важное значение в связи с переходом на системы настройки инструментов , позволяющие одинаково легко исполнять музыку в любой тональности - прежде всего, к современному равномерно темперированному строю .
  • 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций - небольшие произведения, расположенные в порядке увеличения количества знаков в тональности. Предназначались (и используются по сей день) для обучения игре на клавишных инструментах.
  • Три сборника сюит : Английские сюиты, Французские сюиты и Партиты для клавира. Каждый цикл содержал по 6 сюит, построенных по стандартной схеме (аллеманда , куранта , сарабанда , жига и необязательная часть между последними двумя). В английских сюитах аллеманде предшествует прелюдия, а между сарабандой и жигой присутствует ровно одна часть; во французских сюитах количество необязательных частей увеличивается, а прелюдии отсутствуют. В партитах стандартная схема расширяется: кроме изысканных вступительных частей, присутствуют дополнительные, причём не только между сарабандой и жигой.
  • Гольдберг-вариации (около ) - мелодия с 30 вариациями . Цикл имеет довольно сложное и необычное строение. Вариации строятся скорее на тональном плане темы, чем на самой мелодии.
  • Разнообразные пьесы вроде «Увертюры во французском стиле», BWV 831, «Хроматической фантазии и фуги», BWV 903, или «Итальянского концерта», BWV 971.

Оркестровая и камерная музыка

Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло - 6 сонат и партит для скрипки соло, BWV 1001-1006, 6 сюит для виолончели , BWV 1007-1012, и партиту для флейты соло, BWV 1013, - многие считают одними из самых глубоких творений композитора. Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты , сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба , сопровождаемых лишь генерал-басом , а также большое количество канонов и ричеркаров , в основном без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимые примеры таких произведений - циклы «Искусство фуги » и «Музыкальное приношение ».

Бах написал множество произведений для оркестра и солирующих с ним инструментов. Одни из самых известных - «Бранденбургские концерты ». Они были так названы, потому что Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году , думал получить работу при его дворе; эта попытка оказалась безуспешной. Эти шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо . Другие дошедшие до нас оркестровые шедевры Баха включают два скрипичных концерта (BWV 1041 и 1042), концерт для 2 скрипок ре минор BWV 1043, так называемый «тройной» ля-минорный концерт (для флейты, скрипки, клавесина, струнных и непрерывного (цифрованного) баса) BWV 1044 и концерты для клавиров и камерного оркестра: семь для одного клавира (BWV 1052-1058), три - для двух (BWV 1060-1062), два - для трёх (BWV 1063 и 1064) и один - ля минорный BWV 1065 - для четырёх клавесинов . В наше время эти концерты с оркестром часто исполняются на фортепиано , поэтому их можно назвать фортепианными концертами Баха, но не стоит забывать, что во времена Баха фортепиано не было. Кроме концертов, Бах сочинил 4 оркестровые сюиты (BWV 1066-1069), некоторые отдельные части из которых в наше время в особенности широко популярны и имеют популярные переложения, а именно: так называемая «шутка Баха» - последняя часть, badinerie второй сюиты и вторая часть третьей сюиты - ария.

Вокальные произведения

  • Кантаты . В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты , тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене . Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только 200 дошли до наших дней (последняя - в виде единственного фрагмента). Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые - для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые - всего несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом . В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии , что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus . Наиболее известными из духовных кантат Баха являются «Christ lag in Todesbanden» (номер 4), «Ein’ feste Burg» (номер 80), «Wachet auf, ruft uns die Stimme» (номер 140) и «Herz und Mund und Tat und Leben» (номер 147). Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям, например, к свадьбе. Среди самых известных светских кантат Баха - две Свадебных кантаты и шуточная Кофейная кантата и Крестьянская кантата .
  • Пассионы , или страсти. Страсти по Иоанну () и Страсти по Матфею (ок. ) - произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях Св. Фомы и Св. Николая. Пассионы являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха. Известно, что Бах написал 4 или 5 пассионов, но только эти два полностью дошли до наших дней.
  • Оратории и магнификаты . Наиболее известна Рождественская оратория () - цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. Пасхальная оратория ( -) и магнификат представляют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская оратория или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор, ) и более поздней и известной (ре мажор, ).
  • Мессы . Наиболее известная и значимая месса Баха - месса си минор (закончена в 1749 году), представляющая собой полный цикл ординария . В эту мессу, как и во многие другие произведения композитора, вошли переработанные ранние сочинения. Месса никогда не исполнялась целиком при жизни Баха - впервые это произошло только в XIX веке . Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за несоответствия лютеранскому канону (в него входили только Кирие и Глория), а также из-за длительности звучания (около 2 часов). Кроме мессы си минор, до нас дошло 4 коротких двухчастных мессы Баха (Кирие и Глория), а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie.

Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов , около 180 хоралов , песни и арии.

Исполнение

Сегодня исполнители музыки Баха разделены на два лагеря: предпочитающих аутентичное исполнение (или «исторически ориентированное исполнение»), то есть с использованием инструментов и методов эпохи Баха, и исполняющих Баха на современных инструментах. Во времена Баха не было таких больших хоров и оркестров, как, например, во времена Брамса, и даже наиболее масштабные его произведения, такие как месса си минор и пассионы, не предполагают исполнение большими коллективами. Кроме того, в некоторых камерных произведениях Баха вообще не указана инструментовка, поэтому сегодня известны очень разные версии исполнения одних и тех же произведений. В органных произведениях Бах почти никогда не указывал регистровку и смену мануалов . Из струнных клавишных инструментов Бах предпочитал клавикорд . Он встречался с Зильберманом и обсуждал с ним устройство его нового инструмента, внеся вклад в создание современного фортепиано . Музыка Баха для одних инструментов часто перекладывалась для других, например, Бузони переложил органную токкату и фугу ре минор и некоторые другие произведения для фортепиано.

В популяризацию музыки Баха в XX веке внесли свой вклад многочисленные «облегчённые» и «осовремененные» версии его произведений. Среди них - широко известные сегодня мелодии, исполненные Swingle Singers, и запись Венди Карлос 1968 года «Switched-On Bach», где использовался недавно изобретённый синтезатор . Обрабатывали музыку Баха и джазовые музыканты, такие как Жак Лусье . Обработку Гольдберг-вариаций в стиле нью-эйдж исполнил Джоэль Шпигельман. Среди российских современных исполнителей отдать должное великому композитору попытался Фёдор Чистяков в своём сольном альбоме 1997 года «Когда проснётся Бах».

Судьба музыки Баха

Личная печать Баха

В последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. Его больше знали и помнили как исполнителя, педагога и отца Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила , музыка которого была известнее. Однако многие крупные композиторы, такие как Моцарт и Бетховен , знали и любили творчество Иоганна Себастьяна. В России начала XIX века как знатоки и исполнители музыки Баха особенно выделяются ученица Фильда Мария Шимановская и Александр Грибоедов . Например, при посещении школы Св. Фомы Моцарт услышал один из мотетов (BWV 225) и воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» - после чего, попросив ноты, долго и упоённо изучал их . Бетховен очень ценил музыку Баха. В детстве он играл прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», а позже называл Баха «истинным отцом гармонии» и говорил, что «не Ручей, а Море ему имя» (слово Bach по-немецки значит «ручей»). Произведения Иоганна Себастьяна оказали влияние на многих композиторов. Некоторые темы из произведений Баха, например, тема токкаты и фуги ре минор, были многократно использованы в музыке XX века .

Иоганн Себастьян Бах возглавил десятку самых великих композиторов всех времён и народов (New York Times) .

Монументы Баху в Германии

Памятник И. С. Баху у церкви Св. Фомы в Лейпциге

  • Памятник в Лейпциге , воздвигнутый 23 апреля 1843 года Германом Кнауром по инициативе Мендельсона и по чертежам Эдуарда Бендемана , Эрнста Ритшеля и Юлиуса Гюбнера .
  • Бронзовая статуя на площади Frauenplan в Эйзенахе , спроектированная Адольфом фон Донндорфом, поставлена 28 сентября 1884 года . Сначала стояла на Рыночной площади возле церкви Св. Георгия, 4 апреля 1938 года была перенесена на Frauenplan с укороченным пьедесталом.
  • Памятник Генриха Польмана на площади Баха в Кётене , воздвигнут 21 марта 1885 года .
  • Бронзовая статуя Карла Сеффнера с южной стороны церкви Св. Фомы в Лейпциге - 17 мая 1908 года .
  • Бюст работы Фрица Бена в монументе «Вальхалла » под Регенсбургом , 1916 год .
  • Статуя Пауля Бирра при входе в церковь Св. Георгия в Эйзенахе, установлена 6 апреля 1939 года .
  • Памятник Бруно Эйермана в Веймаре , впервые установленный в 1950 году , затем на два года убранный и вновь открытый в 1995 году на площади Демократии.
  • Рельеф Роберта Пропфа в Кётене, 1952 год .
  • Памятник Бернда Гёбеля около рынка Арнштадта , воздвигнут 21 марта 1985 года .
  • Деревянная стела Эда Гарисона на площади Иоганна Себастьяна Баха перед церковью Св. Власия в Мюльхаузене - 17 августа 2001 года .
  • Памятник в Ансбахе , спроектирован Юргеном Гёртцем, установлен в июле 2003 года .

Музыкальные фрагменты

  • Клавирный концерт ре минор (инф.)
  • Кантата 140, хор (инф.)
  • Фуга соль-минор (инф.)

Фильмы о И.С. Бахе

  • Антон Иванович сердится - фильм, в котором Бах является главному герою во сне. (1941, реж. А. Ивановский, художественный)
  • Бах: Борьба за свободу (1995, реж. С. Гиллард, художественный)
  • Иоганн Бах и Анна Магдалена ("Il etait une fois Jean-Sebastien Bach") (2003, реж. Jean-Louis Guillermou, художественный)
  • Иоганн Себастьян Бах (серия "Знаменитые композиторы", документальный)
  • Иоганн Себастьян Бах (серия "Немецкие композиторы", документальный)
  • Иоганн Себастьян Бах: жизнь и творчество , в двух частях (телеканал "Культура", Ю. Нагибин, документальный)
  • Конкурс продолжается (1971, реж. Н. Хробко, телеспектакль)
  • Меня зовут Бах (2003, реж. Dominique de Rivaz, художественный)
  • Молчание перед Бахом (2007, реж. Пере Портабелья, художественный)
  • Тщетное путешествие Иоганна Себастьяна Баха к славе (1980, реж. В. Викас, художественный)
  • Возможная встреча (1992, реж. В. Долгачев, С. Сатыренко, телеспектакль по пьесе "Ужин в четыре руки", О. Ефремов, И. Смоктуновский, С. Любшин)
  • Ужин в четыре руки (1999, реж. М. Козаков, художественный)
  • Хроника Анны Магдалены Бах (1968, реж. Даниэль Юйе, Жан-Мари Штрауб, художественный, Г. Леонхардт)
  • Bach Cello Suite #6: Six Gestures (1997, реж. Патриция Розема, художественный)
  • Friedemann Bach (1941, реж. Трауготт Мюллер, Густаф Грюндгенс, художественный)
  • Great Composers (BBC TV series) – Жизнь и творчество И.С. Баха, документальный (англ.), в 8 частях: Часть 1 , Часть 2 , Часть 3 , Часть 4 , Часть 5 , Часть 6 , Часть 7 , Часть 8
  • Johann Sebastian Bach (1985, реж. Lothar Bellag, художественный) (нем.)
  • Johann Sebastian Bach - Der liebe Gott der Musik (серия "Die Geschichte Mitteldeutschlands", сезон 6, серия 3, реж. Lew Hohmann, документальный) (нем.)
  • The Cantor of St Thomas"s (1984, реж. Colin Nears, художественный) (англ.)
  • The Joy of Bach (1980, документальный) (англ.)

См. также

  • Барокко - эпоха, к которой относится творчество Баха
  • Бах (род) - семья Бахов, воспитавшая за два века (XVII-XVIII вв.) более 50 музыкантов и композиторов.
  • BWV - общепринятая система нумерации произведений Баха
  • Бах (кратер) - кратер на Меркурии .
  • Страсти (Бах) - пассионы Баха.

Примечания

  1. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. Гл. 1. Истоки Баховского искусства.
  2. С. А. Морозов. Бах. (Биография И. С. Баха в серии ЖЗЛ), М.: Молодая гвардия, 1975. (Книга на www.lib.ru)
  3. Eisenach 1685-1695, J. S. Bach Archive and Bibliography
  4. Документы жизни и деятельности И. С. Баха - генеалогия рода Бахов (веб-архив)
  5. В Германии найдены рукописи Баха, подтверждающие его обучение у Бёма - РИА Новости, 31.08.2006
  6. Документы жизни и деятельности И. С. Баха - Протокол допроса Баха (веб-архив)
  7. И. Н. Форкель. О жизни, искусстве и произведениях И. С. Баха . Гл. II.
  8. М. С. Друскин. Иоганн Себастьян Бах. С. 27.
  9. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. Гл. 7.
  10. Документы жизни и деятельности И. С. Баха - Запись в деле, Арнштадт, 29 июня 1707 года (веб-архив)
  11. Документы жизни и деятельности И. С. Баха - запись в церковной книге, Дорнхайм (веб-архив)
  12. Документы жизни и деятельности И. С. Баха - Проект реконструкции органа (веб-архив)
  13. Документы жизни и деятельности И. С. Баха. Запись в деле, Мюльхаузен, 26 июня 1708 года (веб-архив)
  14. Ю. В. Келдыш. Музыкальная энциклопедия. Том 1. - Москва : Советская энциклопедия, . - С. 761. - 1070 с.
  15. Документы жизни и деятельности И. С. Баха. Запись в деле, Веймар, 2 декабря 1717 года (веб-архив)
  16. М. С. Друскин. Иоганн Себастьян Бах. С. 51.
  17. Документы жизни и деятельности И. С. Баха - запись в церковной книге, Кётен (веб-архив)
  18. Документы жизни и деятельности И. С. Баха. Протоколы заседания магистрата и прочие документы, связанные с переездом в Лейпциг (веб-архив)
  19. Документы жизни и деятельности И. С. Баха - Письмо И. С. Баха Эрдману (веб-архив)
  20. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. Гл. 8.
  21. Документы жизни и деятельности И. С. Баха. Сообщение Л. Мицлера о концертах Collegium Musicum (веб-архив)
  22. Peter Williams. The Organ Music of J. S. Bach, p. 382-386.
  23. Russell Stinson. J. S. Bach’s Great Eighteen Organ Chorales, p. 34-38.

Всех времен. Родился маленький гений 31 марта 1685 года в городе Эйзенах, который находился в Тюрингии.

Семья Иоганна была музыкальной, и каждый из неё мог играть хотя бы на одном инструменте. Дар и талант музыки передавался из поколения в поколение.

Будущее дарование часто убегал в лес и играл на старенькой гитаре, которую нашел на чердаке, а принадлежал этот инструмент патриарху семьи Войту Баху.

Говорят, что он с ней почти не расставался, даже когда молол муку на мельнице, умудрялся до вечера играть и петь песни со своей гитарой.

К сожалению, Иоганн остался сиротой (в 10 лет), его родители рано умерли. Старший брат Иоганн Кристоф забрал к себе братишку и давал ему первые уроки музыки.

В детстве мальчик научился играть на многих инструментах – виолончель, скрипка и альт, клавикорд и орган, цимбалы. Он с легкостью читал ноты, а потом играл на инструментах музыку. Самым любимым инструментом с детства и до старости Иоганна Себастьяна был орган. Обладая совершенным слухом, чуткий и ранимый, он не выносил фальшивых звуков, которые доставляли ему страдания и боль.

Мальчик пел в хоре школы, имея чистый голос. Когда Баху исполнилось 15 лет, он отправился в Люнебург, где и продолжил обучение в вокальной школе, в течение трех лет. После этого Иоганн был придворным скрипачом в Веймаре, где задержался не недолго, т.к. ему там совсем не нравилось. Примерно в эти годы, он пишет первые свои произведения.

Переехав в Арнштадт, музыкант занимает должность кантора и органиста в церкви. Также он обучает детей пению и игре на каком-либо инструменте. Вскоре, князь Анхальт предложил стать в его оркестре капельмейстером. Новая должность и свободное время вдохновляют Баха, он пишет кантаты для фортепиано, пьесы для скрипки и виолончели, сюиты и сонаты, концерты для оркестра, и, конечно же, для органа прелюдии и хоралы.

Гению не было и тридцати лет, а им уже написано более 500 произведений, да каких! Почти во всех шедеврах, знатоки улавливают ритмы и мелодии народных немецких песен и плясок, которые он слышал в детстве и хорошо запомнил. Баха свет и тепло, которое не оставит никого равнодушным. Современники того времени больше восхищались виртуозной игре на инструментах великого композитора, нежели его произведениям.

Иоганн Себастьян Бах фото

Музыка была не всем понятна, не все осознавали большой талант этого человека. Мало кто признавался, что лиричная спокойная мелодия нравится больше, чем музыка, похожая на ураган, хотя грохочущая музыка и захватывала слушателей. Автор же в своих произведениях делился надеждами, мечтами, верой в правду и в человека, добром и красотой. Громкие звуки убедительно и просто «рассказывали» об этом.

Только спустя сто лет, его творчество признали по достоинству высоко. Много написано музыки на библейские темы. В Лейпциг Иоганн приезжает весной 1723г. В церкви Святого Фомы он органист и кантор. Опять у него много времени уходит на обучение детей, 2-3 раза в день он обязан играть в больших церквах на органе. Но ведь находит время для своих творений, с удовольствием играет на органе для людей.

Иоганн Бах стал быстро слепнуть, а после неудачно проведенной операции потерял зрение. Всю свою жизнь, Иоганн Себастьян Бах прожил в Германии, отдавая предпочтение провинции. Композитор был дважды женат, его сыновья (Фридеман, Иоганн Кристиан, Карл Филипп Эмануэль) продолжили дело отца и стали известными композиторами. Один или два раза в неделю семья устраивала домашние концерты.

У Иоганна было много музыкальных инструментов, все он покупал по мере накопления денег, никогда не брав денег в долг. Пять клависинов, три скрипки, три альта и две виолончели, лютня, виола бас и виола помпоза, один спинет. Всё это наследство осталось детям после смерти , которого не стало 28 июля 1750 года.

Александр МАЙКАПАР

Иоганн Себастьян БАХ

1685 - 1750

Главнейшие вехи жизни

И.С. Бах - немецкий композитор и клавирист, то есть исполнитель на клавишных инструментах (орган, клавесин, клавикорд).
Родился в 1685 г. в Эйзенахе. Крупнейший представитель самого большого музыкального рода. При жизни славился не столько как композитор, сколько как органист и клавесинист. Внешние обстоятельства его жизни гораздо менее разнообразны, чем у многих его коллег-современников, например у Генделя.

Дом в Эйзенахе, где родился И.С. Бах

Детские годы Бах провел в Эйзенахе. Рано лишившегося родителей мальчика (Бах осиротел к десяти годам) взял на воспитание в свою семью его старший брат Иоганн Кристоф, живший в Ордруфе. В 1700 г. Бах переезжает в Люнебург и поступает там в гимназию. К этому времени он хорошо играет на органе, клавире, скрипке, альте, выполняет обязанности помощника кантора.
В 1702 г. Бах несколько раз посещает Гамбург с целью послушать маститого Я. Рейнкена. В результате сам Рейнкен дает восторженный отзыв об игре молодого Баха на органе. В следующем году Бах заканчивает люнебургскую гимназию, весной принимает приглашение на службу в Веймаре. Он принимает участие в испытании нового органа в Арнштадте и в результате утверждается в должности органиста. В этом качестве он в 1705 г. совершает путешествие в Любек, чтобы послушать игру знаменитого органиста Дитриха Букстехуде.
В 1707 г. Бах перебирается в Мюльхаузен и становится здесь органистом Блазиускирхе (церковь Св. Власия). В этом же году он женится на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте, Марии Барбаре. Мария Барбара родила Баху семь детей, из которых выжили четверо. Двое старших сыновей - Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эмануэль - впоследствии стали крупными композиторами и вошли в историю музыки как создатели своего музыкального стиля.
В 1708 г. Бах получает должность придворного органиста, камер-музыканта, а с 1714-го - придворного концертмейстера в Веймаре. В 1717–1723 гг. мы находим его придворным капельмейстером в Кётене.

Интерьер замковой церкви в Веймаре, в которой И.С. Бах исполнял свои кантаты

В 1721 г., после скоропостижной смерти Марии Барбары, Бах женится на дочери придворного музыканта в Вейсенфельде Анне Магдалене Вилькен. Она также представляет музыкальную династию, обладает красивым голосом и хорошим слухом. Помогая мужу, Анна Магдалена переписала множество его произведений. В этом браке у Баха рождается 13 детей, но выживают из них шестеро. Известным музыкантом стал один из сыновей Баха от этого брака - Иоганн Кристиан. (Ввиду многочисленности Бахов-композиторов в мировой музыкальной культуре утвердилась de facto практика называть всех Бахов по именам; когда же называется просто «Бах», мы понимаем, что речь идет об Иоганне Себастьяне.)

Двор церкви св. Фомы, где помещалась школа и жил И.С. Бах

В 1723 г. Бах получает важнейшую, как показала дальнейшая жизнь, свою должность - кантора Томаскирхе (церковь Св. Фомы) и городского музик-директора в Лейпциге. Он переезжает сюда и остается здесь до конца своей жизни. Отсюда он совершает ряд поездок, в том числе в 1747 г. в Потсдам, где играет перед королем Фридрихом II, импровизируя на заданную им тему. Вернувшись в Лейпциг, Бах разработал эту тему в ряде сложнейших полифонических пьес, напечатал их и преподнес королю. Произведение это называется «Музыкальное приношение».
Умер Бах в 1750 году.

Могила И.С. Баха в церкви св. Фомы

Масштаб гения

Бах - один из величайших представителей мировой музыкальной культуры. Он творил во всех существовавших в его время музыкальных жанрах, за исключением оперы, к которой, в сущности, близки его оратории. С точки зрения музыкального стиля, его искусство представляет собой высшую точку музыкального барокко. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями итальянской и французской музыкальных школ.
Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха - духовная кантата. Бах создал пять годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, «свободная» поэзия), по роли хорала и пр. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». Выработанные в кантате драматургические принципы нашли претворение в мессах, «Страстях». «Высокая» месса си минор, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка.
Синтезируя унаследованные от своих предшественников (Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Г. Бёма, И.А. Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационные и полифонические приемы сочинения и современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки - токкату, фантазию, пассакалью, хоральную прелюдию. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в свое время знатоков клавишных инструментов, Бах много писал для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «Хорошо темперированный клавир» - первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже XVII–XVIII вв. темперированного строя. Величайший полифонист, в фугах «ХТК» Бах создал непревзойденные образцы, своего рода школу контрапунктичного мастерства, что нашло продолжение и завершение в «Искусстве фуги», над которым Бах работал на протяжении последних десяти лет жизни. Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра - сонаты, сюиты, партиты, концерты - знаменует значительное расширение выразительности и технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментов и универсализм в их трактовке. Шесть Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов, претворившие жанровые и композиционные принципы concerto grosso, явились важным этапом на пути к классической симфонии.
При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей - родоначальник баховедения И.Н. Форкель (опубликовавший в 1802 г. «Очерк жизни и творчества Баха»), К.Ф. Цельтер, чья деятельность по сохранению и пропаганде наследия Баха привела к исполнению «Страстей по Матфею» под управлением Ф. Мендельсона в 1829 г. Это исполнение, имевшее историческое значение, послужило импульсом к возрождению творчества Баха в XIX–XX вв. В 1850 г. в Лейпциге было образовано Баховское общество. (О плодах деятельности Общества см. нашу статью «Памятник мировой музыкальной культуры» - «Искусство» № 18 (354), 16–30 сентября 2006, с. 3).

Иоганн Себастьян появился на свет в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии. Из предков Баха особенно прославились Фейт Бах – пекарь, который играл на цитре, и Иоганнес Бах – городской музыкант в Эрфурте. Потомки последнего стали настолько известны, что в некоторых средневековых немецких диалектах фамилия «Bach» стала нарицательной и получила значение «городской музыкант».

Отец Баха – Иоганн Амвройский, городской музыкант.

Дядя Иоганна Себастьяна, Иоганн Кристоф, служил в городе органистом. Естественно, что обучаться музыке будущий величайший представитель династии начал с самого раннего возраста.

1693 год – младший Бах поступает в церковную школу. У мальчика хорошее сопрано, и он делает успехи

1695 год – за два года Иоганн Себастьян теряет обоих родителей. Его забирает к себе старший брат, служивший музыкантом в Ордфуре.

1695 – 1700 годы – Ордруф. Бах учится в школе и занимается музыкой под руководством брата. Тогда же, подростком, Иоганн Бах сильно теряет зрение – по ночам он при свете луны переписывает ноты у брата.

Школьный учитель рекомендует Баху отправиться в Люнебург, в известную школу при церкви Св. Михаила. Иоганн Себастьян проходит пешком 300 километров из Центральной Германии в Северную. В Люнебурге Бах живет на полном пансионе и даже получает небольшую стипендию. Одним из наставников будущего композитора в Люнебуре становится мастер-органист Георг Бём.

1702 год – после окончания школы Бах имеет право поступить в университет, но не может себе этого позволить, так как нужно добывать средства к существованию. Проведя некоторое время в Люнебурге, будущий композитор отправляется назад в Тюрингию. Здесь он успевает послужить скрипачом в частной капелле принца Иоганна Эрнеста Саксонского. Потом Бах останавливается в Арнштадте, где проводит 4 года.

1703 – 1707 годы – Арнштадт. Бах служит церковным органистом, при этом не переставая изучать музыку и манеру исполнения известных музыкантов того времени.

1707 год – Бах принимает приглашение на службу в Мюльхаузене, на должности органиста в церкви Св. Власия. Здесь он начинает писать кантаты и подрабатывает мастером по ремонту органов. В Мюльхаузене Бах проводит год.

1708 год – Иоганн Себастьян Бах женится на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте Марии Барбаре. Мария Барбара родила Баху 7 детей, из которых выжили четверо.

Этот же год – переезд в Веймар. Иоганн Бах наконец остается в городе надолго, он – придворный органист и композитор. Это время принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки. В Веймаре написано множество пьес для органа и клавесина.

1717 – 1723 годы – Кетен. Бах получает место придворного капельмейстера при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского. В обязанности Иоганна Себастьяна входило: аккомпанировать пению князя (по свидетельствам современников, обладавшего хорошим голосом), сопровождать его игру на клавесине и гамбе, а также руководить капеллой в составе 18 музыкантов. Здесь им написаны «Хорошо темперированный клавир» (1-й том), сонаты и сюиты для скрипки и виолончели соло, шесть Бранденбургских концертов

Появлению Баха на должности придворного капельмейстера предшествовало событие в Дрездене: там должно было состояться выступление «мировой звезды» того времени Л. Маршана. Музыканты познакомились накануне концерта, им удалось даже вместе поиграть, после чего Маршан покинул Дрезден, не выдержав конкуренции и признав Баха лучшим, чем он сам, музыкантом.

Июнь 1720 года – Мария Барбара скоропостижно умирает. Бах становится вдовцом.

1721 год – Иоганн Бах женится второй раз на дочери придворного музыканта из Вейсенфельде Анне Магдалине Вилькен. Она также представляет музыкальную династию, обладает красивым голосом и хорошим слухом. Помогая мужу, Анна Магдалена переписала множество его произведений. Второй брак становится для композитора гораздо более удачным, чем первый. Для любимой Анны Магдалины Бах создает «Нотную тетрадь Анны Магдалины Бах». Во этом браке у Баха рождается 13 детей, но выживают из них шестеро.

1722 год – устав от светской музыки, Бах подает прошение на открывшуюся в Лейпциге вакансию кантора. Год спустя он получает это место.

1723 – 1750 годы – Лейпциг.

1723 год – в Лейпциге уже ставшего известным музыканта ждут музыкальный директор города и кантор церковного хора при школе Св. Фомы. Именно здесь Иоганн Себастьян приступает к работе в качестве руководителя школы певчих. Преподавание тяготит композитора, отнимая время от творчества. Кроме того, школа певчих содержится плохо, ученики Иоганна Себастьяна постоянно голодны и плохо одеты. Да и о качестве певческих способностей мальчиков начальство школы заботится мало.

Одновременно композитор принимает живое участие в деятельности «Музыкальной коллегии» Лейпцига.

В Лейпциге на свет появляются три сына Иоганна Себастьяна Баха: Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоанн Христиан. Все они оказались одаренными музыкантами.

Лейпцигский период творчества – Бах пишет «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Высокую мессу», «Величальную ораторию», мессу си минор, «Рождественскую ораторию» и др. Начальство недовольно произведениями Иоганна Себастьяна – они «не церковны», в них отсутствует подобающая строгость, но в избытке наличествует красочность земной музыки. Взаимное недовольство композитора и его начальства выливаются, в конце концов, в открытый конфликт.

1740 год – Бах, формально оставаясь на службе, фактически уходит в собственное творчество. Он пишет инструментальную музыку, пытается напечатать некоторые свои работы.

1747 год – поездка в Берлин. Филипп Эммануэль, сын Баха, служит у Фридриха II. Он обеспечивает отцу выступление при королевском дворе. Бах играет для Фридриха и его приближенных, импровизирует на тему, заданную королем. Вернувшись в Лейпциг, Бах кладет эту импровизацию в основу своего произведения «Музыкальное приношение» и посвящает его Фридриху II Прусскому.