Чацкий не боится отстаивать свои мысли. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С

За что и против чего борется Чацкий.

«Горе от ума» Грибоедова – это произведение одного героя. Чацкого… Так странно, но в первый раз, когда речь заходит о нем, Грибоедов рифмует его фамилию со словом «дурацкий»:

Простите, право, как Бог свят,

Хотела я, чтоб этот смех дурацкий

Вас несколько развеселить помог.

К вам Александр Андреич Чацкий

Это слова Лизы. И вправду, так ли уж нужна борьба Чацкого, чтобы сам автор использовал такие рифмы, не глупо ли бороться с химерами. На дворе 20-е годы XIX столетия – время реакции и цензуры, когда предпочитали закрывать глаза на все и на всех и только «ударятся затылками», как небезызвестный Максим Петрович. Но все же исподволь зреет плод свободы, и кто знает, не был ли наш Чацкий на Сенатской площади вместе с осмелившимися. Но нужна ли эта борьба, и вообще, что в ней – этой борьбе?

Конфликт комедии многогранен. Одна коллизия вырастает из другой, но всюду мы видим эту борьбу Чацкого, будь то любовь или споры с «веком минувшим». Без борьбы нет Чацкого, и скорее он борется против. Против членов «Английского клоба», против «троих из бульварных лиц, которые с полвека молодятся», против «чахоточного» господина, «врага книг». Но раз борется Чацкий, то, видимо, должны бороться и они, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, возражать. Чем могут отразить они, например такой вызов:

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол не жалея!

Кому нужда – там спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть, как кружево плели.

Прямой был век покорности и страха.

Это прямо-таки оскорбление, вызов на дуэль, хоть и словесную. Наверное, у века минувшего были аргументы, свои аргументы, но высказать их вслух он то ли не решился, то ли испугался. Все же если спорить, то, значит, отдавать себе отчет в том, что необходимо искать истину, а истина здесь на стороне Чацкого. Они, этот «полк шутов», конечно глупее, но и хитрее. Ведь Чацкий не приемлет хитрость, он идет на войну с открытым забралом, держа копье наперевес, готовый в честном бою сразиться с противником, на стороне которого численный перевес. А ему втыкают нож в спину, крича при этом «Ах! боже мой! он карбонари!». Наверное, это война с ветряными мельницами, но она достойна называться войной. Ибо кто-то же должен обратить наше внимание на всю эту косность и чинопочитание, на это господство «смешенья языков: французского с нижегородским», на предрассудки, которые не истребят «ни годы их, не моды, ни пожары», кто-то же должен бороться со скалозубами и молчалиными, кто-то должен сказать хоть слово правды.

Невежество – это еще один ключевой момент, который претит Чацкому, здесь он готов сражаться до победного, и, думается, злосчастное слово «карбонари» звучит скорее как комплимент ему. Чацкий образован, начитан, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только Москвой и светскими балами. Ведь в нем, этом мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Презрение наук – вот худший грех, мы видим, как яростно он защищается:

Теперь пуская из нас один,

Из молодых людей, найдется – враг исканий,

Ни требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-

Они тот час: разбой! пожар!

Итак «один в поле воин», - по словам Гончарова, но только если он Чацкий!

Однако, Чацкий не только идет в атаку, но он еще и защищается, а, вернее сказать, борется за… Он борется за свою любовь, тоже до конца. И вот здесь он разбит и повержен, а его знамена втоптаны в грязь конницей врага, который обманом проник во «дворец». Вот к этому он был не готов. Он чувствует в себе достаточно сил, чтобы бороться со всем московским светом, но у него их нет, чтобы противостоять «ничтожному» Молчалину.

Слепец! я в ком искал награду всех трудов!

Спешил!.. летел! дрожал! Вот счастье, думал, близко.

Чацкий повержен, это была последняя, смертельная рана, от которой, он возможно, никогда не оправиться. Борьба окончена…

В произведении Грибоедова печальный конец, однако, автор назвал его комедией. Наверное, потому что все сложилось для главного героя хорошо: он не остался с женщиной, которая обманывала бы его, его не отправили в тюрьму за вольные речи, он ни с кем не стрелялся из-за нанесенных оскорблений. Он просто смеялся и боролся, с такой же улыбкой на устах. Чацкий не победил в своей борьбе, вернее в то время не победил, нам-то, читателям, хорошо известен ход истории. Но победа была не так уж и важна. Чацкий – зачинатель этой борьбы «двух веков», потом ее продолжат Декабристы, Герцен и многие другие, в XX веке она, эта борьба, наверняка бы, превратилась в Красный террор, но мы этого знать не можем. Нам нравится Чацкий, мы любим его всей душой, и вместе с ним уезжаем из Москвы, от этой борьбы, от разбитых мечтаний. «Карету мне, карету!»

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

2.1. Тема ро­ди­ны в рас­ска­зе И. А. Бу­ни­на «Косцы».

2.2. Тема поэта и по­э­зии в ли­ри­ке В. В. Маяковского. (На при­ме­ре не менее двух про­из­ве­де­ний по Ва­ше­му выбору.)

2.3. Про­тив чего и во имя чего бо­рет­ся Чацкий? (По ко­ме­дии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума».)

2.4. Как про­яв­ля­ет­ся ха­рак­тер Пе­чо­ри­на во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с Мери? (По ро­ма­ну М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го времени».)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Тема родины в рассказе И. А. Бунина «Косцы».

Рассказ «Косцы» - это поэтическая зарисовка, сопровождаемая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания расска-за послужила услышанная писателем песня грузчиков во время путеше-ствия на пароходе. Потом такую же сильную, могучую, ладную песню услышал Бунин, проезжая в деревне мимо косцов. Применительно к этому рассказу нельзя говорить о композиции произведения - это, скорее, раз-мышления писателя о русском человеке, о России, о нашем духовном единении со своей страной. Да и героев здесь нет как таковых - рассказ о работе косцов сопровождается в основном раздумьями автора. Бунин любу-ется ладной работой приезжих косцов, их одеждой, тем, что каждый из них - часть большой неделимой артели. А главная прелесть их песни для писателя не только в том, что ей вторит природа, но и в том, что все мы, слушая ее, ощущаем себя единым целым - Россией.

2.2. Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского. (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.)

Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты - Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы.

Владимир Маяковский был поэтом революции, он принял ее восторженно и воспевал ее. Маяковский пытался всем своим творчеством ответить на запросы современности. В стихотворении «Приказ по армии искусства» он обращается к работникам пера с призывом: «Товарищи! Дайте новое искусство - такое, чтобы выволочь республику из грязи». Свою задачу он определил как «светить всегда, светить везде». Маяковский считал, что время требовало от поэта такого напряжения сил и такой самоотдачи, чтобы он стал светилом новой жизни. В этом выражалась гражданская позиция Маяковского. И, несмотря на всю неоднозначность политических со-бытий того времени, можно сказать, что этот поэт служил своей стране.

2.3. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

Между Чацким и Фамусовым разгораются бурные споры о приемлемости различных способов для получения повышений по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании, о языке и т.д. Конфликт этот - социальный; с одной его стороны - Чацкий и некоторые внесценические персонажи (брат Скалозуба, князь Федор, племянник Тугоуховской), с другой - московское дворянское общество во главе с Фамусовым. Это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов - лишь наиболее яркие их представители. С исторической точки зрения такой вариант общественного конфликта нераз-решим: противостояние старого и нового мирным путем разрешиться не может. Однако в комедии отношения конкретных героев, Чацкого и фаму-совского общества, выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга, не хотят иметь ничего общего; конфликт в литературном смысле разрешим, в общечеловеческом - нет. Чацкому нечего искать поддержки в ставшем ему чужом городе, где властвуют фамусовы, поэтому он уезжает.

2.4. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Мери? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Отношение Печорина к Мери противоречиво. Печорин уверяет себя в бес-трепетности. Постоянный разлад с окружающими и невозможность посветить свою жизнь высокой цели искажают его натуру. Идеал всеобщей гар-монии подменяется деспотизмом победителя сердец.

Пока Печорин видит в Мери светскую барышню, избалованную поклонением, ему доставляет удовольствие оскорблять ее гордость. Но по мере того как в Мери проступает душа, способная искренне страдать, а не играть в любовь, отношение его к княжне становится иным. Страх перед обыденным жребием, а не равнодушие заставляет отвергнуть его чувство Мери. При последнем объяснении с княжной он старается быть спокойным и холодным, однако не притворное страдание княжны трогает его. Печорин жестко судит себя: «Видите ли, я перед Вами низок…». И все-таки отвергает возможность любви.

За что и против чего борется Чацкий

План

I. Смысл названия пьесы.

П. Чацкий - борец за новые, прогрессивные идеалы.

1. Необходимость служить «делу, а не лицам».

2. Протест против крепостного права.

3. Взгляды Чацкого на воспитание.

4. Патриотизм, уважение к родному языку и национальным традициям.

5. Протест против унижения человеческого достоинства. III. Слово - орудие Чацкого.

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой. А. С. Грибоедов

Современники называли пьесу «Горе от ума» «светским Евангелием». Несерьезно, иронично, на первый взгляд, звучащее название имеет высокий смысл, заставляет вспомнить слова Екклезиаста о том, что «в многой мудрости много печали». Много печали встретит в жизни Чацкий, провозглашающий законы, которые никто не готов принять.

Александр Андреевич Чацкий - герой, причина страданий которого заключается в его уме. Чацкий не единственный разумный человек в пьесе, многие герои по-своему умны: Софья, Фамусов, даже Молчалин. Но Чацкий врывается в их мир со своей правдой, готовый разрушить старые каноны и устои. Смысл его жизни - борьба. За что и против чего?

Легче ответить на вопрос, против чего борется Чацкий. Прежде всего, против потребительского взгляда на жизнь, на государственную службу. Его горячее «служить бы рад, прислуживаться тошно» объясняет, почему он не служит, не стремится к чинам. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», - объясняет он Молчалину. Чацкого трудно, невозможно представить ожидающим похвалы, одобрения начальства, он сам знает себе цену.

Чацкий направляет свои обличительные речи против крепостного права. Объектом его критики становятся хозяин крепостного театра, продавший поодиночке своих актеров, «Амуров и Зефиров», а также «тот Нестор негодяев знатных», который выменял «борзые три собаки» на преданных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь.

Чтобы строить новую жизнь, нужны люди с новыми взглядами, думающие, честные, любящие свою Родину. Чацкий считает бедой государства то, что «нынче так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле».

С возмущением вспоминает он родственника Софьи,

В ученый комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился.

Героя пьесы возмущает воинствующее невежество, ведь в итоге к власти приходят люди, неспособные к мудрому правлению.

Александр Андреевич Чацкий - горячий патриот, его оскорбляет пренебрежение русскими обычаями, традициями, идеалами. Его до глубины души возмутила «незначащая встреча» с французиком из Бордо, чувствующим себя в России «маленьким царьком», принимаемым светскими барышнями как посланца высшей культуры.

Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья! -

горько восклицает он. В азарте Чацкий нападает даже на «чужевластье мод»: на покрой фраков, прически. «Как платья, волосы, так и умы коротки!» - возмущается герой.

Чацкий выступает за чистоту родного языка. В стране, где «господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским», он призывает к уважению к русскому языку, заботится о том,

Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя б по языку нас не считал за немцев, Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья.


Александр Андреевич Чацкий выступает против унижения человеческого достоинства, считая, что прошли времена, когда чинов и богатства можно было добиться, «отважно жертвуя затылком»:

Свежо предание, а верится с трудом,

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол не жалея!..

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.

Хочется верить, что давно минул «век покорности и страха», но Чацкий понимает: «Дома новы, но предрассудки стары», их не истребить.

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы? -

риторически восклицает Чацкий и не услышит ответа: нет таких людей. Чинопочитание, безоговорочное уважение к мундиру, стремление служить не делу, а лицам - старый закон, пусть даже предрассудок, но с предрассудками бороться труднее, чем с обычными заблуждениями. Чтобы преодолеть их, нужно убедить в превосходстве новых идей. Это и пытается делать Чацкий, в страстных монологах утверждая идеалы патриотизма, уважения к родному языку, национальным традициям, провозглашая новые принципы воспитания молодого поколения.

Александр Андреевич Чацкий не состоит на государственной службе, свои идеалы он не воплощает в жизнь практически. С горячими монологами он обращается к людям, не всегда способным даже понять, а не только сделать своими убеждениями новые, прогрессивные идеи. Но он пылок, искренен, честен, ему чужды ложь, лицемерие, значит, его слова не пропадут даром. У Чацкого должны быть единомышленники. Возможно, они просто не пришли в этот вечер на бал в дом Фамусова.

Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которого не бы­ло бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.

И. А. Гончаров

За что и против чего борется Чацкий? Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. В ней отражена борьба но­вого мировоззрения со старым. Эту борьбу идей «века нынешнего» и «века минувшего». Грибоедов показал с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. В нем пи­сатель воплотил многие качества передового челове­ка своей эпохи. По своим убеждениям он близок к де­кабристам. Чацкий рано лишился родителей и, будучи сыном умершего друга Фамусова, Андрея

Ильича Чацкого, рос и воспитывался в доме Фамусо­ва. Чацкий с нежностью вспоминает о детстве, прове­денном вместе с Софьей, в которую влюблен. Со слов Софьи мы узнаем, что он покинул их дом, где ему было скучно, редко у них бывал, затем опять «прикинулся влюбленным, взыскательным и огорченным», а потом поехал «ума искать». Чацкий говорит, что «хотел объехать целый свет, но не объехал сотой доли». Чац­кий был на военной службе, вероятно, с русской ар­мией за границей.

Молчалин напоминает ему, что в Москве много го­ворили о службе Чацкого в Петербурге, о связи его с министрами и о разрыве с ними.

О настоящих занятиях Чацкого говорит в комедии Фамусов:

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти - так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Личная драма Чацкого, придающая движение всему сюжету, углубляет и осложняет общественную его драму, способствует возрастающей резкости его выпадов против дворянской Москвы. В этой критике нравов и взглядов фамусовского общества ясно пред­ставляется, против чего выступает Чацкий, каковы его взгляды.

Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочита­нию, к рабской морали косности, к идеалам «века ми­нувшего», невежеству.

Чацкий провозглашает гуманность, уважение к прос­тому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к нацио­нальному языку и культуре, к просвещению. Смысл жизни он видит в служении народу, Родине.

Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы.

Его неприятие крепостного права звучит в воспоми­наниях о крепостном театре, о «Несторе негодяев знат­ных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак.

Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Мак­симе Петровиче, Чацкий с презрением говорит о лю­дях, которые «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея», о тех, «чья чаще гнулась шея». Он презирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.

Он клеймит «век минувший»:

«Прямой был век покорности и страха».

Он одобряет тех молодых людей, которые не торо­пятся вписаться в полк шутов. Критически Чацкий относится к засилью иностранцев:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий защищает право человека свободно выби­рать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искус­ствам творческим высоким и прекрасным». Стремле­ние Чацкого «служить», а не «прислуживаться», служить «делу» а не «лицам», его «связь с министра­ми» и дальнейший полный разрыв - это намек на же­лание прогрессивно настроенной молодежи преобра­зовать общество мирным, просветительским путем.

Чацкий ничего не сделал, но он говорил, и за это его объявили сумасшедшим.

Старый мир борется со свободным словом Чацкого, используя клевету. Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов, когда они считали, что многого можно добиться словом, и ограничивались устными выступ­лениями.

Чацкий не похож на остальных героев пьесы и вообще на многих людей того времени. Фамусовское общество ни к чему не стремится и живет по старым традициям. Люди не стремятся к образованию и зачастую не уделяют внимания воспитанию. Чацкий же наоборот считает образованность и воспитание человека высшей ценностью. Поэтому он борется с невежеством и глупостью общества.

Главный герой ни под кого не прогибается. Служение отечеству он считает долгом. К тому же Чацкий считает, что человек должен быть полезен обществу, а не вышестоящим чинам. Он был приближен к министрам, но так как им необходимо было служение, отказался от этого общества. Чацкий выступал против рабства, каждый человек свободен и не должен ни кому прислуживать. Прислуживание и подчинение вызывало у героя чувство гнева.

Также Чацкий выступал против всего иностранного. В те времена высшее общество общалось на смеси родного и иностранного языка, хотя родной язык знало абы как. Человек в первую очередь должен знать родной язык и придерживаться своих традиций, считал герой пьесы. Он боролся с невежеством общества и выступал за то, что человек должен быть воспитанным и образованным. Чацкий свято верил в правоту своих взглядов и до конца отстаивал их, пытаясь открыть глаза представителям фамусовского общества.