Чем обломов занят целый день. Проектные технологии на уроках литературы старших классов

В первой части романа Гончарова « » мы знакомимся с главным героем произведения . Обломов был ярким представителем дворянства середины 19 века. Писатель показывает нам своего главного героя, как человека, у которого нет смысла жизни. Обломов был очень ленивым, а его основным занятием было лежание на диване. Свою жизнь Илья Ильич проводит в мечтаниях, представляя себе великим человеком, которого все любят и почитают. Реже он мечтает о спокойной жизни с любящей женой и детьми. В один из дней Обловом, размышляя о своем существовании, задался вопросом: «Почему я такой?». Но не найдя ответа на поставленный вопрос, Илья Ильич погружается в сладкий сон. Ему снится родная Обломовка.

Сон Обломова можно разделить на три части. В первой части мы видим главного героя маленьким мальчиком лет семи. Стоит отметить, что маленький Илюша был очень живым, любознательным и подвижным ребенком. Рос мальчик окруженный заботой и присмотром нянек, которые не давали ему самостоятельно ступить и шагу. Илюша был очень наблюдательным мальчиком, он замечал каждую мелочь. Именно эта наблюдательность за размеренной и неторопливой жизнью определила характер главного героя. Нужно сказать, что такой порядок жизни был по нраву Обломову, но такая жизнь была полна недостатков. Однообразие и скука не могут быть примером для подражания.

Одним из важнейших занятий семьи Обломова был прием пищи. Еда для них стала неотъемлемым ритуалом, повторяющимся изо дня в день. Готовили еду, как правило, крепостные, а подбором продуктов занимались родители Илюши.

Гончаров с иронией показывает нам родителей мальчика. Они тоже не были ни чем заняты, жили за счет своих крепостных и радовались каждому прожитому дню.

После обеда все имение Обломовых погружалось в сон, и тогда у маленького Илюши появлялась возможность быть самостоятельным.

Вторая часть сна переносит нас в один из зимних вечеров, когда няня Обломова рассказывала ему сказки. Илюша очень любил слушать рассказы няни. Размеренна жизнь в Обломовке, казалась ему продолжение сказки. Со временем сказка смешалась с жизнь уже взрослого Ильи Ильича, который так и остался ребенком, не умеющим жить реальной жизнью.

Третья часть сна Обломова показывает нам Илью уже мальчиком-подростком. В тот момент ему было тринадцать или четырнадцать лет. Не далеко от Обломовки было село Верхлево. Там он учился у одного немца по фамилии Штольц. Вместе с Ильей занимался сын Штольца Андрей, который позже станет лучшим другом Обломова. Возможно, Штольц бы и научил Илюшу чему-то, воспитал в нем сильную личность, но Верхлево было частью Обломовки, и там тоже царила медленная и размеренная жизнь. Беззаботные картины окружающего быта давали ложное представление о настоящей жизни. Все это в конечном итоге и показало Илюше, как «правильно» нужно жить.

Кроме того, обращает на себя внимание отношение автора к происходящим событиям. С одной стороны он негативно относится к укладу жизни семьи Обломова, он осуждает поведение родителей Илюши, которые не позволяли мальчику быть самостоятельным. Илюша учился только ради аттестата, а не знаний.

С другой стороны Гончаров тоже вырос в такой семье. Он с трепетом описывает детство главного героя, ведь оно напоминало ему свое детство. Но Гончаров сумел «вырваться» из такой «сонной» жизни, он воспитал в себе сильные черты характера и стал настоящим человеком. А маленький и любознательный Илюша стал заложником окружающей среды, при которой развиваться в ином направлении было не возможно.

Симпатичная случайность: незадолго до моих энергетических "ям" я решила почитать...)))..."Обломова" Гончарова. Давно хотела это сделать, а тут книга подвернулась неожиданно.

А ведь книга хороша! Расцветает с каждой страницей. Работа автора - изумительная. Вроде слог такой старомодный, но в остроумии и изящном мышлении ему не откажешь. При этом сохраняется удивительная простота, и даже какое-то целомудрие есть во всем этом произведении.

Вроде цветка какого полевого, а аромат - дивный.

отрывок книги "Обломов" И. А. Гончарова.
День в деревне Обломовке

"Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!

И так до полудня все суетилось и заботилось, все жило такою полною, муравьиною, такою заметною жизнью.

В воскресенье и в праздничные дни тоже не унимались эти трудолюбивые муравьи: тогда стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопролитий. Пекли исполинский пирог, который сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу, который, перекрестясь, с треском неустрашимо разрушал эту любопытную окаменелость, наслаждаясь более сознанием, что это господский пирог, нежели самым пирогом, как археолог, с наслаждением пьющий дрянное вино из черепка какой-нибудь тысячелетней посуды.

А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом. Он видел, как после полезно и хлопотливо проведенного утра наставал полдень и обед.

Полдень знойный; на небе ни облачка. Солнце стоит неподвижно над головой и жжет траву. Воздух перестал струиться и висит без движения. Ни дерево, ни вода не шелохнутся; над деревней и полем лежит невозмутимая тишина - все как будто вымерло. Звонко и далеко раздается человеческий голос в пустоте. В двадцати саженях слышно, как пролетит и прожужжит жук, да в густой траве кто-то все храпит, как будто кто-нибудь завалился туда и спит сладким сном.
И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита - все разбрелись по своим углам; а у кого не было его, тот шел на сеновал, другой в сад, третий искал прохлады в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед. И садовник растянулся под кустом в саду, подле свой пешни, и кучер спал на конюшне.

Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях, предоставив ребятишек самим себе; ребятишки ползают по двору и роются в песке. И собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять.

Можно было пройти по всему дому насквозь и не встретить ни души; легко было обокрасть все кругом и свезти со двора на подводах: никто не помешал бы, если б только водились воры в том краю.

Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады.

Изредка кто-нибудь вдруг поднимет со сна голову, посмотрит бессмысленно, с удивлением на обе стороны и перевернется на другой бок или, не открывая глаз, плюнет спросонья и, почавкав губами или поворчав что-то под нос себе, опять заснет.

А другой быстро, без всяких предварительных приготовлений, вскочит обеими ногами с своего ложа, как будто боясь потерять драгоценные минуты, схватит кружку с квасом и, подув на плавающих там мух, так, чтоб их отнесло к другому краю, отчего мухи, до тех пор неподвижные, сильно начинают шевелиться, в надежде на улучшение своего положения, промочит горло и потом падает опять на постель как подстреленный.

А ребенок все наблюдал да наблюдал.

Он с няней после обеда опять выходил на воздух. Но и няня, несмотря на всю строгость наказов барыни и на свою собственную волю, не могла противиться обаянию сна. Она тоже заражалась этой господствовавшей в Обломовке повальной болезнью.

Сначала она бодро смотрела за ребенком, не пускала далеко от себя, строго ворчала за резвость, потом, чувствуя симптомы приближавшейся заразы, начинала упрашивать не ходить за ворота, не затрогивать козла, не лазить на голубятню или галерею.

Сама она усаживалась где-нибудь в холодке: на крыльце, на пороге погреба или просто на травке, по-видимому с тем, чтобы вязать чулок и смотреть за ребенком. Но вскоре она лениво унимала его, кивая головой.

«Влезет, ах, того и гляди, влезет эта юла на галерею, - думала она почти сквозь сон, - или еще... как бы в овраг...»

Тут голова старухи клонилась к коленям, чулок выпадал из рук; она теряла из виду ребенка и, открыв немного рот, испускала легкое храпенье.

А он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь.
Он был как будто один в целом мире; он на цыпочках убегал от няни; осматривал всех, кто где спит; остановится и осмотрит пристально, как кто очнется, плюнет и промычит что-то во сне; потом с замирающим сердцем взбегал на галерею, обегал по скрипучим доскам кругом, лазил на голубятню, забирался в глушь сада, слушал, как жужжит жук, и далеко следил глазами его полет в воздухе; прислушивался, как кто-то все стрекочет в траве, искал и ловил нарушителей этой тишины; поймает стрекозу, оторвет ей крылья и смотрит, что из нее будет, или проткнет сквозь нее соломинку и следит, как она летает с этим прибавлением; с наслаждением, боясь дохнуть, наблюдает за пауком, как он сосет кровь пойманной мухи, как бедная жертва бьется и жужжит у него в лапах. Ребенок кончит тем, что убьет и жертву и мучителя.

Потом он заберется в канаву, роется, отыскивает какие-то корешки, очищает от коры и ест всласть, предпочитая яблокам и варенью, которые дает маменька.

Он выбежит и за ворота: ему бы хотелось в березняк; он так близко кажется ему, что вот он в пять минут добрался бы до него, не кругом, по дороге, а прямо, через канаву, плетни и ямы; но он боится: там, говорят, и лешие, и разбойники, и страшные звери.

Хочется ему и в овраг сбегать: он всего саженях в пятидесяти от сада; ребенок уж прибегал к краю, зажмурил глаза, хотел заглянуть, как в кратер вулкана... но вдруг перед ним восстали все толки и предания об этом овраге: его объял ужас, и он, ни жив ни мертв, мчится назад и, дрожа от страха, бросился к няньке и разбудил старуху.

Она вспрянула от сна, поправила платок на голове, подобрала под него пальцем клочки седых волос и, притворяясь, что будто не спала совсем, подозрительно поглядывает на Илюшу, потом на барские окна и начинает дрожащими пальцами тыкать одну в другую спицы чулка, лежавшего у нее на коленях.

Между тем жара начала понемногу спадать; в природе стало все поживее; солнце уже подвинулось к лесу.

И в доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь; послышались по двору чьи-то шаги; на сеновале кто-то чихнул.

Вскоре из кухни торопливо пронес человек, нагибаясь от тяжести, огромный самовар. Начали собираться к чаю: у кого лицо измято и глаза заплыли слезами; тот належал себе красное пятно на щеке и висках; третий говорит со сна не своим голосом. Все это сопит, охает, зевает, почесывает голову и разминается, едва приходя в себя.

Обед и сон рождали неутолимую жажду. Жажда палит горло; выпивается чашек по двенадцати чаю, но это не помогает: слышится оханье, стенанье; прибегают к брусничной, к грушевой воде, к квасу, а иные и к врачебному пособию, чтоб только залить засуху в горле.

Все искали освобождения от жажды, как от какого-нибудь наказания господня; все мечутся, все томятся, точно караван путешественников в аравийской степи, не находящий нигде ключа воды.
Ребенок тут, подле маменьки: он вглядывается в странные окружающие его лица, вслушивается в их сонный и вялый разговор. Весело ему смотреть на них, любопытен кажется ему всякий сказанный ими вздор.

После чая все займутся чем-нибудь: кто пойдет к речке и тихо бродит по берегу, толкая ногой камешки в воду; другой сядет к окну и ловит глазами каждое мимолетное явление: пробежит ли кошка по двору, пролетит ли галка, наблюдатель и ту и другую преследует взглядом и кончиком своего носа, поворачивая голову то направо, то налево. Так иногда собаки любят сидеть по целым дням на окне, подставляя голову под солнышко и тщательно оглядывая всякого прохожего.
Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы, любуясь мягкостью их и заставляя любоваться и Настасью Ивановну и Степаниду Тихоновну, и разговаривает с ними о будущности Илюши, ставит его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи. Те сулят ему золотые горы.

Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей: готовится ужин.

Дворня собралась у ворот: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки.
А солнце уж опускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.

Предметы теряли свою форму; все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины одна монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз, встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя... и заснула.
Все смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней вдруг кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна.

Запахло сыростью. Становилось все темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой.

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.
Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли, и когда... в Обломовке все почивают так крепко и покойно.

Пойдем, мама, гулять, - говорит Илюша.
- Что ты, бог с тобой! Теперь гулять, - отвечает она, - сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей.
- Куда он уносит? Какой он бывает? Где живет? - спрашивает ребенок.

И мать давала волю своей необузданной фантазии.

Ребенок слушал ее, открывая и закрывая глаза, пока, наконец, сон не сморил его совсем. Приходила нянька и, взяв его с коленей матери, уносила сонного, с повисшей через ее плечо головой, в постель.

Вот день-то и прошел, и слава богу! - говорили обломовцы, ложась в постель, кряхтя и осеняя себя крестным знамением. - Прожили благополучно; дай бог и завтра так! Слава тебе, господи! Слава тебе, господи!"

Разделы: Общепедагогические технологии

Цели урока.

Образовательная:

  1. Познакомиться с 1-7 главами первой части романа И.А.Гончарова «Обломов».
  2. Продолжать осваивать культуру работы с текстом художественного произведения (понимать и интерпретировать текст, выделять основные мысли прочитанного).
  3. Расширять возможности опоры на личный опыт (соотносить личностный смысл со своими чувствами, опытом, ценностями).
  4. Формировать умения и навыки работы с текстом.
  5. Формировать умения и навыки ведения диалога и монолога.

Развивающая:

  1. Рразвивать критическое мышление.
  2. Уметь делать выводы и заключения.
  3. Развивать коммуникативные навыки.
  4. Развивать монологическую речь.
  5. Развивать навыки работы со словом.

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь к русской классической литературе.
  2. Уметь слушать, понимать прочитанное.
  3. Искать проблему и находить решение для её преодоления.
  4. Воспитывать уважение к мнению других людей.

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией (Приложение 1).

Организация начала урока

В 1879 году русский классик, автор трех знаменитых романов «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» Иван Александрович Гончаров пишет статью «Лучше поздно, чем никогда», в которой подводит итоги своей творческой деятельности, подвергая критическому, довольно подробному анализу все три своих романа. Как вы думаете, зачем автор решился на такой шаг?

Обратить внимание ребят на доску.

ПОНИМАНИЕ:

Цель урока

Цель формулируют учащиеся:

Научиться понимать мысли и суждения писателя и учиться самим высказывать собственные мысли и суждения так, чтобы быть понятыми другими людьми.

Учитель, обобщая высказывания учеников, называет цель урока:

Учиться понимать мысли и суждения Гончарова, т.е. открывать секреты художественной манеры писателя.

Актуализация знаний

Вы прочитали 1 часть романа И.А.Гончарова «Обломов». Встречались ли вы ранее в литературе с таким героем? Что объединяет его с другими литературными героями и чем он отличается от них?

Учитель предлагает учащимся сопоставить героев литературных произведений, подчеркнуть те слова, которые характеризуют этих героев и сопоставить их. Работа с раздаточным материалом.

Чацкий

Печорин

Чичиков

Обломов

Дорога
Дом
Доброта
Лень
Мягкость
Бездуховность
Безнравственность
Решительность
Служба
Спокойствие
Цель
Энергия

Дорога
Дом
Доброта
Лень
Мягкость
Бездуховность
Безнравственность
Решительность
Служба
Спокойствие
Цель
Энергия

Дорога
Дом
Доброта
Лень
Мягкость
Бездуховность
Безнравственность
Решительность
Служба
Спокойствие
Цель
Энергия

Дорога
Дом
Доброта
Лень
Мягкость
Бездуховность
Безнравственность
Решительность
Служба
Спокойствие
Цель
Энергия

Делаем вывод, что есть общие черты в характерах героев, но есть и различия. С чем это связано?

Как сказал Гончаров в статье «Лучше поздно, чем никогда»: «Дело не в изобретении новых типов, - да, коренных общечеловеческих типов немного, - а в том, как у кого они выразились, как связались с окружающей их жизнью и как последняя на них отразилась».

Разъяснение и усвоение нового материала

«Пошаговый» анализ текста.

Посмотрим, как же сумел «выразить» своего героя И.А. Гончаров. Работаем в парах. Время работы 3 минуты. Учащиеся работают с опорной таблицей № 2.

Текст опорного конспекта

Ожидаемые ответы

С чего начинает свое повествование Гончаров?

С характеристики героя, именем которого назван роман.

Найдите в характеристике героя ключевые слова, определяющие его особенности.

Писатель дает нам четко и ясно понять, какой это человек: апатичный беспечный, изнеженный, ленивый, но при этом мягкий и добрый.

В прямом или переносном значении употребляет Гончаров ключевые слова в характеристике героя. Почему это так важно для Гончарова?

Ключевые слова в характеристике героя употреблены в своем прямом значении. При этом автор избегает всякой двусмысленности. Гончаров сразу высказывает свое отношение к герою: спокойное, без обсуждения и упреков, ближе к симпатии.

А ведь именно такого восприятия и добивается Гончаров. Посмотрите ещё раз на эпиграф нашего урока (У меня всегда есть один образ…). В статье «Лучше поздно, чем никогда» он пишет: «Мне, например, прежде всего в глаза бросался ленивый образ Обломова…» (цитата выведена).

Прежде чем работать с текстом дальше, обратите внимание на опорный лист №3. Даны три описания жилья героев литературных произведений. Как вы думаете, к какому из героев, которых мы сегодня вспомнили в начале урока, они относятся. Чем отличаются эти описания? Что сближает их? Свой ответ обоснуйте.

1 описание: «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов… Внесены были его пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи, несколько потасканный, показывавший, что был не первый раз в дороге. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица».

(Примерный ответ: во-первых, есть указание на губернский город, чемодан «несколько потасканный», характерная деталь, определяющая Чичикова – ларчик. Манера Гоголя – неторопливо, обстоятельно дается описание гостиницы; серьёзно, без тени улыбки сообщаются такие детали: «покойная комната с тараканами». Жизненно просты, а потому особенно комичны сравнения: «тараканы, выглядывающие, «как чернослив», из всех углов». Читаешь и сразу вспоминаешь слова Пушкина о том, как грустна Россия. Описание ведется автором.)

2 описание: « Я вошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер. Я вытащил из чемодана восковой огарок и, засветив его, стал раскладывать вещи, поставил в угол шашку и ружьё, пистолеты положил на стол, разостлал бурку на лавке, казак свою на другой…».

(Повествование ведется от лица героя. Перед нами «фатера», в которой «нечисто» - нет ни одного образа, морской ветер и детали, которые характеризуют военного человека: шашка, ружьё, пистолеты, бурка, казак, сопровождающий главного героя.)

3 описание: «Комната… с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковую материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, фарфор и множество красивых мелочей.… Но…задок дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно такой же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи».

(Описание квартиры Обломова: во-первых, это дом, где человек живет довольно длительное время. Он чувствует себя здесь комфортно. Детали подтверждают образ Обломова: апатичный, изнеженный, ленивый.)

Обратите внимание, как Гончаров «ведет» нас за своим образом, как «заставляет» нас принять своего героя таким, каким он его изначально задумал. Начиная с главного – с характеристики своего героя, он потом четко очерчивает пространственные границы вокруг него. Ответив на вопрос «Кто?», он отвечает далее на вопрос «Где?». Попробуйте понять логику писательской мысли. Как вы думаете, ответ на какой вопрос мы найдем далее? – «Когда?».

Обратите внимание на дополнительный лист №4. С одной стороны вам предложен распорядок дня обычного человека, а с другой незаполненный распорядок дня Обломова. Заполните его.

Распорядок дня обычного человека

Распорядок дня Обломова

УТРО: Пробуждение, умывание, завтрак, сборы на работу.

УТРО: Проснулся часов в 8, хотел встать, умыться, напившись чаю, подумать, но продолжал лежать, лежа попил чаю и продолжал лежать.

ДЕНЬ: Аактивная трудовая и общественная деятельность.

ДЕНЬ: Продолжал лежать, правда несколько раз пытался вставать, но потом опять ложился.

ВЕЧЕР: Организация досуга, общение с друзьями, родными.

ВЕЧЕР: Он испытывал чувство мирной радости, что он с девяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване. Серьезное чтение утомляло его. Мыслителям не удалось расшевелить в нем жажду к умозрительным истинам.

Подумайте, для чего писатель вводит временные образы в свое повествование? Что добавляется с их появлением к нашим представлениям о герое? Меняется ли наше мнение? (Нет, не меняется, только больше узнаем о том образе, который стоял один перед глазами автора.)

Сегодня мы говорим о секретах художественного мастерства Гончарова и учимся у писателя ясному и четкому изложению собственных мыслей и суждений.

Выработка умений и навыков

Анализ эпизода «Визитеры Обломова».

В статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров пишет: «Когда работа идет в голове, лица не дают покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу отрывки их разговоров – и мне часто казалось, прости господи, что я это не выдумываю, а что все это носится в воздухе около меня и мне надо только смотреть и вдумываться». Давайте же и мы будем «смотреть и вдумываться».

Предлагаю вглядеться в лица визитеров, используя прием РАФТ (учащимся было предложено подготовить один из эпизодов. Приложение 2 ).

С какой целью Гончаров вводит эпизод «Визитеры Обломова», какую информацию об Обломове несет этот эпизод?

(Герой предельно сужает пространственные границы, сводя их к одному – дивану, он даже не подпускает к себе визитеров, отказываясь от рукопожатия – эпизод повторяется от одного визитера к другому, время сознательно «растягивается» за счет того, что разные эпизоды написаны по одной повествовательной схеме: описание визитера, определение его жизни в жизни Обломова, диалог с Обломовым, размышление Обломова о предмете разговора.)

Закрепление усвоенного

Итак, каков же секрет художественного мастерства Гончарова, на что мы будем обращать внимание при дальнейшем чтении романа, чтобы лучше понять мысли писателя?

После высказывания учащихся, учитель обобщает, записывает особенности художественной манеры писателя:

  1. Последовательность.
  2. Опорные точки в повествовании.
  3. Проведение героя через схожие ситуации.
  4. Неукоснительное следование художника своей манере в изображении героя, времени и пространства.

Ведь не случайно в статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров пишет: «У меня всегда есть один образ… он-то и ведет меня вперед». Мы пойдем вслед за автором.

Список литературы

  1. И.В. Николаева, М.О. Кондратова Современное прочтение и интерпретация художественных произведений в процессе организации исследовательской деятельности учащихся / И.В. Николаева, М.О. Кондратова // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Материалы конгресса. Санкт-Петербург, 15-17 октября 2008 г. Русская литература в контексте мировой культуры. Место и роль русской литературы в мировом образовательном пространстве / Под редакцией П.Е. Бухаркина, Н.О. Рогожиной, Е.Е. Юркова.-В двух томах.-Т.1.Ч.2.-СПб.: МИРС, 2008.
  2. Кондратова М.О., Николаева И.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство формирования коммуникативной компетенции / Кондратова М.О., Николаева И.В. // Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля 2008 г. / Научный редактор Н.Ю. Русова, составитель и технический редактор Д.М. Шевцова. – Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2008.
  3. Николаева И.В. Взаимодействие психолога и педагога как условие обеспечения психологической безопасности образовательной среды / Николаева И.В. // Право на детство: профилактика насилия над детьми / Материалы Международной научно-практической конференции / Нижний Новгород, Россия Октябрь, 9-11, 2007.
  4. Николаева И.В. Взаимодействие педагога-психолога и учителя в личностно-ориентированной школе как условие создания безопасной образовательной среды / Николаева И.В. // «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (Москва, 13-15 декабря 2007 г.): Материалы 4 Национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2007.
  5. Р.В. Овчарова. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: учебное пособие. – М.: Изд-во «НПФ «Амалтея», 2007.
  6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.,1996.

«Гончаров роман Обломов» - Особенности композиции. Герой скончался, «как будто остановились часы, которые забыли завести». Волков. Патриархальный. «Штольц не внушает мне никакого доверия. Взросление. Алексеев? Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему? Агафья Матвеевна. Критика об ольге ильинской.

«Обломов Гончарова» - Комната (интерьер). Из истории создания р. Фрегат «Паллада» (1858) (очерки о кругосветном путешествии). Обрыв (1868). И.А.Гончаров. А. В. Дружинин, либеральный критик. Обломов в системе авторских рассуждений. План анализа эпизода. Обыкновенная история (1844 – 1846). Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891).

«Роман Обломов» - Захар – А.Попов; Обломов – О.Табаков. Трилогия Ивана Александровича Гончарова: С.М.Шор. Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». Кадр из фильма. Илл. Режиссер Н.С.Михалков. 1980. Ю.Гершкович 1982. Роман И.А.Гончарова «Обломов» Илл. В гостиной перед ужином.

«Обломов в романе Гончарова» - На лице ни сна, ни усталости, ни скуки». Штольц. Один день из жизни Обломова. Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. Обломов. В 1849 году была написана первая часть романа. Обломов на диване. Самые большие изменения происходят с Ольгой после встречи с Обломовым.

«Роман Гончарова Обломов» - Дружинин А.В. 1859 «Обломов». Пишет литературно-критические статьи, автобиографические произведения. Секретный комитет по крестьянским делам. 1859 1868 1869 1869 1872 1878 1879 1889. Учится на словесном отделении Московского университета. Домашнее задание. Публикация романа «Обыкновенная история»в журнале «Современник» (задуман в 1844 году).

«Обломов» - А. П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. И. А. Гончаров «Обломов». М. Ю. Лермонтов. Семейное счастье Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа. Прочитайте 1 главу и ответьте на вопрос: Портрет как средство создания образа. Материалы к урокам. Андрей Штольц (часть2, главы 1 – 5). Ольга Ильинская.

Всего в теме 8 презентаций

Тема урока: «Один день из жизни Ильи Ильича Обломова.«Парад знакомых» Обломова».

Количество часов: 2 часа.

Цели урока:

образовательные: сформировать умение анализировать художественный текст; определить жанр произведения; выявить особенности художественной манеры И.А.Гончарова; определить роль детали в характеристике образа Обломова; определить роль главы про посетителей главного героя;

развивающие: развивать образное мышление учащихся через эмоциональное восприятие текста, развивать творческие способности школьников;

воспитательные: воспитывать нравственные черты характера: душевность, доброту, трудолюбие, неприятие лени.

Тип урока: Урок анализа произведения.

Оборудование: учебник с текстом.

Ход урока:

I. Организационный момент (3 мин.)

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы начнем знакомство с романом И.А.Гончарова «Обломов». Тема нашего урока: «Один день из жизни Ильи Ильича Обломова. «Парад знакомых» Обломова». Мы попробуем выявить особенности художественной манеры писателя, определить роль детали в характеристике образа Обломова, выявить противоречия в характере главного героя. Запишите в свои тетради эпиграф к уроку:

«Родов дряхлеющих обломок

(И по несчастью не один)

Бояр старинных я потомок…»

А.С.Пушкин

В конце урока мы вернемся к словам А.С.Пушкина и попытаемся понять, почему именно данные слова взяты в качестве эпиграфа к уроку, являются ли они объяснением причин апатичной жизни главного героя произведения.

I. Вступительное слово учителя. Создание мотивации и эмоционального настроя на анализ произведения (3мин)

(Вступительное слово учителя об истории создания романа Гончарова «Обломов». Дети внимательно слушают сообщение учителя, отвечают на вопросы с целью определения жанра произведения.)

Замечательное творение И.А.Гончарова «Обломов» вышло в свет в 1859 году. Первоначально Гончаров печатает в 1849 «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа» в журнале «Современник». Гончаров хотел продолжить работу, но «все выходило длинно, тяжело, необработанно, все в виде материала». Активная работа над романом началась в 1857 году, когда Гончаров приезжает в Мариенбад. «Постепенный упадок сил, апатия и угрюмость оставляют писателя, и происходит то, что позже назовут «мариенбадским чудом». Буквально за семь недель было создано почти все произведение.

Каков жанр произведения?

(роман)

Назовите признаки романа.

(описывает широкий круг событий и жизненных явлений, показанных в развитии)

Перед нами не просто роман, а роман-монография. Гончаров имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование отдельной биографии. Это на редкость центростремительное произведение. К центру – главному герою – стягиваются все сюжетные линии, к нему обращены характеристики других персонажей. Илья Ильич Обломов – средоточие идеи романа, в нем «душа» книги. Понять эту «душу» - значит «разгадать лучшее создание Гончарова, познать идейную сущность произведения.

II. Первичное восприятие романа (5мин)

(Цель: определить сюжетно-композиционные особенности романа, выявить первичное впечатление о герое.

Учитель задает вопросы на выявление первичного впечатления о герое, а учащиеся отвечают на поставленные вопросы.)

Каковы композиционные особенности романа? Каков сюжет?

(роман содержит 4 части, 9 глава- единственная глава, которая имеет название; композиция – кольцевая (мы впервые видим героя, лежащего на диване, а в конце произведения он умирает, также не отходя от своего дивана. В первой части романа изображаются кажущиеся наиболее ясные черты его личности, посетители в доме Обломова, детство, первая часть заканчивается сном героя. Вторая и третья части – испытание дружбы и любви, раскрытие взаимоотношений со Штольцем и Ольгой Ильинской. Четвертая часть – жизнь на Выборгской стороне, взаимоотношения с Агафьей Пшеницыной, возвращение к прежней жизни, смерть Обломова.)

Какова роль первой части романа?

(первой части романа писатель отводил роль пролога, введения в роман. Здесь совершается как бы представление героя читателю).

Каковы ваши первые впечатления о герое?

(ответы учащихся)

III. Работа с текстом художественного произведения (58мин)

(Учитель задает вопросы и задания, акцентирующие внимание учащихся на эмоциональной тональности произведения, делает необходимые комментарии к ответам и репликам учащихся. Дети принимают активное участие в обсуждении вопросов, используют цитаты из текста для аргументации своей точки зрения.)

Обратимся же к роману и проследим, как автор постепенно, со всей полнотой раскрывает нам образ Ильи Ильича Обломова.

С чего начинает свое повествование Гончаров?

(с характеристики героя)

Прочитаем портретную характеристику героя (часть первая , глава 1).

(один из учеников читает портретную характеристику героя)

Обратите внимание, что возраст героя неопределенный (32-33года). Почему автор делает акцент на этом?

(к этому возрасту уже следует чего-то добиться в жизни: иметь имение, жениться, построить карьеру; это время принятия ответственных решений)

А что имеет Обломов?

(ничего)

Найдите в характеристике героя ключевые слова, определяющие его особенности.

(беспечность, усталость, скука, мягкость, добряк, изнеженность, лень, апатия, «лежание»)

Гончаров указывает на черты обрюзглости, приобретенные к 30 годам от неподвижного образа жизни, на изнеженные руки, не привычные к труду, на пухлые плечи, не испытавшие тягот жизни. Одним словом, это изнеженная натура. Но на лице мысль как отражение умственной деятельности героя.

Что мы можем сказать о характере Обломова по его портрету?

( портрет противоречив : с одной стороны - доброта, мягкость, душа, с другой - апатия, лень, отсутствие деятельности)

А не заложена ли эта противоречивость уже в самом имени героя?

Что символизирует фамилия героя Обломов?

(неудача, апатия, крушение планов, нежелание делать что-либо)

Какой смысл несет в себе имя Илья?

(Илья с древнееврейского означает «божья помощь». Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.

Илья Ильич «Илья в квадрате» - достойный продолжатель родовых традиций. Настоящее и прошлое слились и перемешались).

Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?

(ответы учащихся)

Таким образом, противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.

Обратите внимание, как Гончаров заставляет нас принять своего героя таким, каким его изначально задумал. Писатель начинает с главного – с характеристики своего героя, а потом четко очерчивает пространственные границы вокруг него. Ответив на вопрос «кто?», он отвечает далее на вопрос «где?».

Каковы эти границы? Куда мы попадаем при чтении романа? В какой город? На какую улицу? В какой дом?

(«В Гороховой улице, в одном из больших домов, населения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.»)

Петербург – столица с яркими и замечательными архитектурными постройками, завораживающие своей красотой, огромное количество театров, кино, то есть город, где есть огромное количество возможностей.

Но что нас удивляет?

(удивляет то, что Обломов в этом столичном городе лежит на диване)

Гороховая улица – одна из главных улиц Петербурга, в ней жили представители высшей аристократии, которая вышла уже на покой (отставные чиновники, военные). Это респектабельный, но тихий район. Здесь живут люди, скопившие капитал, чтобы далее вести спокойную жизнь.

Гончаров использует здесь прием ступенчатого сужения образов. Сначала мы попадаем в Петербург, на одну из главных аристократических улиц столицы, затем в большой многонаселенный дом, наконец в квартиру и спальню главного героя.

Каким образом писателем сужаются пространственные границы вокруг Обломова?

(герой не выходит из дома, живет в одной комнате из трех, проводит практически весь день на диване)

Что тем самым хотел сказать нам писатель?

Как описывается обстановка его комнаты?

Прочитаем цитаты из текста(глава 1, часть первая)

(дети читают описание комнаты героя)

Что можно сказать о характере о образе жизни Обломова по обстановке в его квартире?

(комната вполне отвечает своему хозяину. Запустение, неуклюжесть и отсутствие видимости человеческого присутствия)

О чем символизирует закрытые занавеской окна?

(отгороженность от жизни, от внешнего мира)

Композиция, стиль, художественная манера Гончарова обнаруживает прямую зависимость от художественной манеры какого писателя? Образ какого героя напоминает нам образ Обломова?

(Гоголь «Мертвые души», Манилов)

Что сближает и разводит героев?

(Как и в главе о Манилове, вслед за портретом описывается обстановка его комнаты: личность раскрывается через вещи, ее окружающие. Кругом пыль, пожелтевшие газеты. У Манилова на столе книжка, которую он читал два года, с закладкой на четырнадцатой странице; страницы книги Обломова покрылись пылью и почернели. Мечты Манилова приземлены и в, конечном счете, все у него сводится к некоему материальному благу: к генеральским почестям, славе в обществе. А Обломов в своем воображении испытывал высокие помыслы, всеобщие человеческие скорби. Обломов убежден, что в реальном мире нельзя осуществить высокие мечты, найти высокие идеалы. А у Манилова все по-другому. Он как раз-то признает и даже высоко ценит светскую жизнь. И все-таки и тот и другой – бесплодные мечтатели.)

В русской литературе, изображая дворянина, писатели огромное внимание уделяли костюму героя. Вспомним Евгения Онегина (на нем панталоны, фрак, жилетка, как денди лондонский одет), рафинированного и утонченного Печорина, который, путешествуя, оставался в крахмальном белье. А Обломов? Во что он одет? На нем халат.

Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется писателем.

Прочитайте описание халата. Как он характеризует своего владельца?

(предпочитает не переодеваться в течение дня без надобности, халат шелковый как показатель состоятельности героя; на нем нет ни одного шва, чтобы хозяин не чувствовал какой-либо стесненности в движениях)

Какой символический смысл несет в себе халат?

(символ покоя, лени; как отражение «Я» Обломова, его сущность)

Обратите внимание на положение домашних туфель героя. Опуская ноги на пол, он непременно попадал в них сразу.

Деталь – ведущий художественный прием; средство раскрытия характеристики персонажа.

Каковы временные границы вокруг главного героя в первой части?

(первая часть романа повествует об одном дне героя)

(типичный день Обломова, ничем не примечательный, лишь приход посетителей да письмо от старосты нарушают привычный распорядок)

Парад гостей во второй главе – еще один прием раскрытия характера Обломова. Этот парад искусственен: гости сменяют друг друга в строгом порядке, а беседы Обломова с ними построены по единому плану. Появление гостей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга.

Перечислите посетителей Обломова.

(Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев)

Какой единый церемониал надлежало соблюсти гостям в доме Обломова?

(звонок в передней как сигнал к появлению гостя, приветствия, установление дистанции, приглашение Обломова на прогулку и его отказ, попытка Ильи Ильича рассказать о «двух несчастьях» каждому из посетителей и реакция на это последних, уход гостя и комментарии Обломова по факту визита)

Проанализируем детали, характеризующие облик и суть деятельности каждого посетителя Обломова (часть первая, глава 2). В ходе анализа заполним таблицу:

Парад гостей.

Первым появляется у Обломова Волков. Какие детали, характеризующие облик и суть деятельности, отмечает И.А.Гончаров? Прочитаем.

(«блещущий здоровьем», «причесан и одет безукоризненно», «ослеплял свежестью лица, белья, перчаток, фрака» ,«изящная цепочка» ,«глянцевитая шляпа» ,«тончайший батистовый платок» , «визитная карточка с загнутым углом». Волков бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят. Но поражает духовная нищета, бессмысленность такого ритма жизни. У него все дни заняты, все расписано, даже любовь с Лидинькой.)

Как Волков реагирует на попытку Ильи Ильича рассказать о «двух несчастьях»?

(не дает сказать ни слова, переводит разговор на интересующую его тему)

О чем это говорит?

(о его равнодушии к Илье Ильичу)

Почему Обломов считает Волкова несчастным?

(«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»)

В чем смысл жизни этого героя?

(светские вечера, светская жизнь)

Волков олицетворяет собой светский Петербург.

Следующий посетитель - это Судьбинский – бывший сослуживец Ильи Ильича.

К каким художественным деталям описания гостя прибегает писатель? Прочитаем.

(Чиновник, деловой человек, «начальник отделенья». Он измучен государственной службой, стремлением сделать карьеру. Снова Гончаров прибегает к художественной детали: «с сильно потертым лицом», «с утружденным, но покойно сознательным выражением в глазах» ,« Ни минуты нельзя располагать собой», «сколько дела - ужас», «меня очень ценят».)

Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой деятельности, называемой общественной. И дело не только в том, что он не умеет трудиться, а в том, что тупая тараканья погоня за чинами не дает ничего душе.

Какова его реакция на попытку Обломова рассказать о «двух несчастьях»?

(уходит от разговора)

Почему Обломов считает Судьбинского несчастным?

(«И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… Несчастный!»)

Олицетворением чего является Судьбинский?

(олицетворение карьеризма)

Вслед за Судьбинским к Обломову приходит Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в литературе.

Как характеризует гостя писатель? Прочитаем.

(ответы учащихся)

Каковы темы его творчества? О чем они свидетельствуют?

(темы для творчества – пошлые и банальные. Даже названия свидетельствуют о примитивном уровне творчества «Любовь взяточника к падшей женщине».)

Как ведет себя Обломов при разговоре с Пенкиным?

(кричит, с жаром выступает, тема их разговора пробудила Обломова к спору; он встает ненадолго с дивана, но и здесь Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую суету.)

Почему и его Обломов считает несчастным?

(«Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи. Менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться? И все писать, как колесо, как машина… Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»)

(После заполнения таблицы учитель подводит итог, систематизируя полученные рассуждения и выводы по каждому из посетителей. Дети делают записи в тетради.)

Высказывание Обломова о гостях – последовательная к ритика неполного, узконаправленного, функционального существования. Он осуждает петербургских деятелей за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к карьеризму и накопительству, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью.

Посетители Обломова олицетворяют три жизненных пути, которые мог бы пройти Обломов: стать избалованным пижоном, как Волков, начальником отделения, как Судьбинский, писателем, как Пенкин. Обломов же уходит в созерцательное сознательное бездействие, желая сохранить свое человеческое достоинство и свой покой.

III. Подведение итогов (3мин)

Соответствует ли подобранный эпиграф к уроку теме и проблеме романа? Являются слова А.С.Пушкина объяснением причин апатичной жизни героя?

(ответы учащихся)

В начале урока каковы были ваши впечатления о герое?

(ответы учащихся)

А после разбора отдельных эпизодов ваше отношение к герою изменилось?

(ответы учащихся)

Почему Обломов такой? Всегда ли халат, домашние тапочки, диван были спутниками героя?

Найти ответы на эти вопросы нам поможет разбор и анализ глав, где повествуется о детстве Обломова и его сне, которые мы рассмотрим на следующем уроке.

IV. Домашнее задание (2мин)

Напишите развернутый ответ на вопрос в письменной форме: «Меняется ли ваше отношение к Илье Ильичу после «парада знакомых»?»