«Что властвует нами?».

На этом уроке мы познакомимся с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, с проблематикой романа и таким понятием, как «лишний человек».

  • На этом уроке мы познакомимся с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, с проблематикой романа и таким понятием, как «лишний человек».
  • Цели урока
История создания
  • Годы написания:
  • 1838-1839 гг. (Предисловие написано в 1841 году)
  • Годы опубликования: 1839-1840 гг.
  • Впервые опубликованы:
  • "Бэла" - в "Отечественных записках" (1839, т. 2, №3);
  • "Фаталист" - в "Отечественных записках" (1839, т. 6, №11);
  • "Тамань" - в "Отечественных записках" (1840, т. 8, №2);
  • первое отдельное издание полностью - СПб., 1840.
Первый русский реалистический психологический роман в прозе
  • Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера – типического характера своей среды и эпохи.
  • Об этом сказал сам Лермонтов: «История души
  • человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»
  • Психологизм романа определяет его проблематику.
  • Автора интересует загадка человеческой личности,
  • проблема ее становления и развития, проблема поиска смысла жизни и
  • определения своего предназначения.
  • Лермонтова интересуют
  • взаимоотношения человека с судьбой,
  • его представления о вере и предопределении,
  • о свободе и необходимости.
  • Проблема смысла жизни и назначения человека
  • Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья: он погубил Бэлу, кровно обидел Максима Максимыча, нарушил семейный покой Веры, оскорбил Мери, убил на дуэли Грушницкого.
  • Проблема счастья
  • Печорин считает, что человек счастлив, когда подчиняет своей воле все, что его окружает. Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам.
  • Нравственные проблемы в романе
  • Проблема уважения к людям
  • Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. По оценке Н.Добролюбова, Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло порождает зло», - рассуждает герой. «Я иногда сам себя презираю!.. Не оттого ли я презираю других?» Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой».
  • «Наполеоновская проблема»
  • Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Поэтому Печорин не только несет несчастье другим, но и сам глубоко несчастен.
Своеобразие композиции: её концентрическая структура
  • Структура романа
  • Хронологический порядок частей
  • Предисловие
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    • I. Бэла
    • II. Максим Максимыч
  • Журнал Печорина
    • Предисловие
    • I. Тамань
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина )
    • II. Княжна Мери
    • III. Фаталист
  • Тамань
  • Княжна Мери
  • Фаталист
  • Максим Максимыч
  • Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем (на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче») проходит пять лет.
  • Главы этого романа расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:
  • 1. Следуя на Кавказ к месту назначения, Печорин остановился в Тамани.
  • 2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого.
  • 3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча.
  • 4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем.
  • 5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем.
  • 6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).
  • От хронологической последовательности автор отказался.
  • Хронологический порядок событий ФАБУЛА
  • Расположение повестей в романе
  • СЮЖЕТ
  • Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань.
  • «Тамань»
  • Предисловие ко всему роману.
  • «Бэла»
  • Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Внимание читателя напряжено: он уже хочет найти ответы на многие вопросы.
  • После военных действий на Кавказе, Печорин едет в Пятигорск.
  • «Княжна Мери»
  • « Максим Максимыч»
  • Здесь Печорин показан не с лучшей стороны: он выказывает равнодушие и холодность к человеку, который простодушно им восхищается. Читатель готов осудить героя.
  • После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча.
  • «Бэла»
  • «Предисловие»
  • к «Журналу Печорина».
  • «Тамань»
  • Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина», а в «Предисловии» к «Журналу Печорина» сообщается о смерти героя. Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личностью если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой.
  • Затем происходит история
  • с Вуличем.
  • «Фаталист»
  • «Княжна Мери»
  • Через 5 лет Печорин встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию. «Максим Максимыч»
  • «Фаталист»
Вопросы:
  • Как вы думаете, зачем писатель изменил порядок частей?
  • В каком произведении Лермонтова нам встречался подобный прием?
  • С какой целью М.Лермонтов передает повествование разным персонажам?
Художественная роль концентрической композиции
  • В центре всех пяти новелл - образ Печорина.
  • Несколько сюжетных линий, в основе которых разные конфликты:
  • интимные,
  • психологические,
  • нравственные,
  • философские,
  • конфликты характеров
  • (Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и «водяное общество»).
  • Эти сюжетные линии, различные по протяженности во времени, дополняются скрытым конфликтом (конфликт Печорина и «власть имущих», по воле которых он оказался на Кавказе, «правопорядок» которых герой не принимает).
  • Соединение сюжетных линий образует полифоническую структуру романа. (В этом новаторство).
  • Полифоническое построение романа дополняется разными повествованиями о Печорине, то есть главный герой характеризуется с разных позиций, включая и его исповедь, которую можно считать доминирующей.
Художественная роль концентрической композиции Выводы.
  • Выводы.
  • Для изображения «истории души человеческой» Лермонтову пришлось прибегнуть к особой композиции романа, нарушающей хронологическую последовательность событий.
  • Мы знакомимся с главным героем, слушая рассказ о нём Максима Максимыча, человека простого и не вникающего в душевные сложности другой личности. Затем видим портрет героя, описанный странствующим офицером. И только потом читаем дневник самого Печорина.
Раскрытие характера Печорина Образ Печорина стал художественным открытием в русской литературе, за ним упрочилось название «лишний человек», что отразило процесс формирования общественного сознания
  • Образ Печорина стал художественным открытием в русской литературе, за ним упрочилось название «лишний человек», что отразило процесс формирования общественного сознания
  • в России.
«И какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» («Тамань»)
  • Сегодня мы продолжаем изучать роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  • Если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отвечает: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие повести – это дневник Печорина.
  • Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может описывать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании.
Чтение и анализ предисловия к журналу
  • Очень интересно Лермонтов начинает предисловие. Странная реакция на известие о смерти! Но, оказывается, обрадовался тому, что «оно давало мне право печатать эти записки». Здесь вымышленный автор больше похож на Лермонтова: он язвителен, умен, наблюдателен.
  • Лермонтов решил объяснить своим современникам их самих, ничего не скрывая, не приукрашивая. Вот почему он говорит, что герой «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Печорин странен. Но странным в то время называли того, кто не таков, как все, необычен, непонятен, тот, у кого есть собственные мысли и чувства.
  • В двух повестях Печорин показан извне, глазами других героев, теперь мы его увидели изнутри.
Прокомментируйте
  • Вы видите человека с сильною волею, отважного, напрашивающего на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностью без всякой цели. (В.Г.Белинский)
??
  • Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
  • Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
Концепция «лишнего человека»: кто виноват в судьбе Печорина? Своеобразие идейно-художественного содержания романа
  • Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенств. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности.
  • В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил - сил добра и зла в душе человека.
Своеобразие идейно-художественного содержания романа
  • Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона:
  • добро и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе.
  • Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя.
Подумаем
  • - Черты какого художественного метода - романтизма или реализма - присущи роману «Герой нашего времени»?
  • - Возможно ли, чтобы в одном произведении прослеживались признаки как романтизма, так и реализма?
  • Вспомним характерные признаки изображения действительности в романтических и реалистических произведениях.
  • Для этого класс разбивается на сторонников или первой, или второй точки зрения, и девятиклассники высказываются в защиту своей позиции.
  • Черты романтизма и реализма в романе
  • «Герой нашего времени»
  • Черты романтизма
  • Черты реализма
  • Сходство с романтической поэмой и с романтической повестью - главными жанрами эпохи Лермонтова. Образ Печорина статичен, его характер не меняется. («Неужели я не тот же?» - говорит он Максиму Максимычу в сцене прощания.)
  • Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Сильные и слабые стороны героя неотделимы друг от друга. Поэтому даже автор не знает, герой Печорин или злодей
  • 2. Отсутствие последовательного и связного повествования от начала до конца и рассказа о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Показаны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов
  • 2. Снятие напряжения с внешнего повествования. Внимание к внутренней жизни героя, к его размышлениям о нравственных и философских проблемах, к анализу собственных переживаний, мотивам поведения, что характерно для психологического романа
  • 3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в кругу, из которого невозможно вырваться, что подчеркивает полную безысходность судьбы Печорина, бесполезность его исканий
  • 3. Абсолютная объективность повествования достигается путем сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнения о нем других лиц
  • 4. Печорин - личность исключительная, но он жертва века, зараженная индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм Пушкина
  • 4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется
  • Вывод
  • В современном лермонтоведении доказано, что роман «Герой нашего времени» сочетает в себе черты и романтического, и реалистического произведения.
Своеобразие романа
  • «Герой нашего времени» - это социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века. Пониманию образа Печорина, выявлению и оценке основных черт его личности способствуют сюжетно-композиционные особенности романа.
  • Роман сходен с романтической поэмой и романтической повестью. Его главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических произведений (отсутствие сведений о прошлом, изображение в моменты наивысшего напряжения, статичность образа, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
Своеобразие романа
  • Жизнь Печорина - это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер сложился и не меняется, не развивается. Главный принцип жизни героя - свобода, переходящая в индивидуализм.
  • Печорин анализирует события своей жизни и подвергает самоанализу мотивы поведения. Аналитический склад ума - это и его достоинство, и слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
  • Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает восприятие личности Печорина с разных точек зрения. Концентрическая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя.
Произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» стало первым русским социально-психологическим и философским романом в прозе (1837 – 1840).
  • Произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» стало первым русским социально-психологическим и философским романом в прозе (1837 – 1840).
  • Этот роман – новый взгляд на человека, его характер, открывающий в нем связь социально-психологического, физического и духовного начала.
  • Светская сцена
  • Рисунок М.Ю.Лермонтова
  • Повторение на уроке
  • От лат. сompositio - составление, соединение, сложение
  • Построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов. Определяется его содержанием, жанром и замыслом автора.
  • Основные типы композиции
  • Линейная
  • Отражает естественную
  • последовательность событий
  • «Обыкновенная история» И. А. Гончарова
  • Инверсионная
  • События разворачивают в обратном
  • хронологическом порядке
  • «Легкое дыхание» И. А. Бунина
  • Кольцевая
  • Повторение начального фрагмента
  • в конце текста
  • «Круг» В. В. Набокова
  • Концентрическая
  • Сюжетная спираль, повторение аналогичных событий по ходу развития действия
  • «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
  • Зеркальная симметрия
  • Повторение аналогичных действий
  • персонажей по отношению друг к другу
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
  • КОМПОЗИЦИЯ
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века
  • Основа-ния для сопо-ставле-ния
  • Романтизм
  • Реализм
  • Возникновение и развитие
  • Возник под влия-нием немецкой и английской литера-туры в творчестве Жуковского, Батюшкова. Полу-чил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермон-това, Гоголя.
  • Возник в 1820- 1830-е годы в творче-стве Пушкина, разви-вался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины XIX века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Тол-стого.
  • Художественный мир, проблематика и пафос
  • Изображение внут-реннего мира чело-века, жизни его сердца. Напряжен-ность чувств, раз-лад человека с дей-ствительностью. Идеи свободы, интерес к истории и сильным лично-стям. Романтиче-ское двоемирие.
  • Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному позна-нию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действитель-ности в ее причин-но-следственных свя-зях. Социально--критический пафос в изображении дей-ствительности.
  • События и герои
  • Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев.
  • Отсутствие внима-ния к прошлому героев, статичность образов. Возвыше-ние и идеализация героя, отчужденно-го от действитель-ности.
  • Изображение движе-ния человеческой жизни, развития лич-ности под влиянием общественной среды, динамичность обра-зов. Действитель-ность требует от ге-роя причастности ей.
  • Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоциональ-но окрашенные лексика и синтак-сис.
  • Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и слож-ность языковых кон-струкций в прозе вто-рой половины века, обусловленная изуче-нием причинно-след-ственных связей в общественной жизни.
  • Судьба
  • направ-ления
  • Кризис романтизма начинается в 1840-е годы.
  • По-степенно он усту-пает место реализ-му и сложно взаимодействует с ним.
  • Во второй половине века усиливается критика обществен-ной жизни, ширится освоение связей че-ловека с его близким окружением, «микро-средой», усиливается критический пафос изображения дейст-вительности.
Реализм и романтизм
  • Реализм и романтизм
  • ПРАВДА И ПРАВДОПОДОБИЕ
  • Реалист И. С. Тургенев в рассказе «Бирюк» изобразил то, что бывает или может быть в жизни. Романтик В. А. Жуковский в балладе «Светлана» изобразил то, чего не бывает в жизни или бывает только во сне. Поэтому иногда думают, что реализм в литературе - это изображение настоящей жизни, а романтизм - это «золотой обман», это приукрашивание жизни и героев. Словом, реализм - правда, а романтизм - нет.
  • На самом деле все не так просто. И Жуковский, и Тургенев придумывают своих героев. Романтическое ли произведение, реалистическое ли - в основе их лежит вымысел.
  • В повести «Портрет» романтика Н. В. Гоголя происходят невероятные, фантастические события. Но трагическая судьба художника, продавшего свой талант за деньги, за внешнее благополучие, - это жестокая правда. Борьба между служебным долгом и жалостью к человеку, которая идет в душе Бирюка, - тоже правда. Стремление романтического героя Мцыри к свободе, даже ценой жизни, - тоже правда.
  • Дело в том, что мы иногда путаем понятия «правда» и «правдоподобие». Реалисты в своих произведениях часто стремятся к правдоподобию, чтобы было «как в жизни». Романтики часто не заботятся о внешнем правдоподобии и рисуют исключительные, фантастические события, необыкновенных героев. Но и романтик, и реалист стремятся сказать правду о человеке, о мире, в котором живут. И романтик и реалист в конце концов стремятся к одному - к добру, правде, красоте. Это идеал, которого нам всем не хватает в повседневной жизни. Вот почему в реалистическом произведении мы можем найти романтические черты, а романтик совсем не гнушается «грубой» действительностью.
  • И в «Портрете» Гоголя, и в «Мцыри» Лермонтова, и в «Алых парусах» Грина мы находим правдоподобные картины обычной жизни. И Петербург XIX века, и грузинский монастырь, и деревня, где живет Ассоль, - вполне реалистичны.
  • Что же делает эти произведения романтическими? Прежде всего - их главные герои.
  • Заметьте, во многих реалистических произведениях мы находим романтические черты. Вы уже знаете, что романтизм и реализм могут встретиться в творчестве одного писателя и даже в одном произведении. Например, «Бирюк» И. С. Тургенева - реалистическое произведение, в нем изображены реальные, встречающиеся в обычной жизни люди, реальная обстановка. Ничего выдающегося здесь, кажется, нет. Обычен и лесник Фома по прозвищу Бирюк. Он подневольный человек, такими и были крепостные крестьяне того времени. Он честно делает свою работу, выполняет свой служебный долг. Фома - вполне реалистический характер. Но есть в этом герое и что-то романтическое. Он - сильная личность. В нем есть какая-то загадочность. А главное - он способен на неожиданный (даже для себя) поступок. Такая необычность и придает реалистическому герою романтический оттенок. Романтическое и реалистическое уживаются в одном литературном герое.
  • Причина в том, что идеал автора всегда выше жизни и автор никогда ею не удовлетворен. В этом смысле любой писатель - романтик, который не согласен со злом и несправедливостью жизни. Но, не соглашаясь, писатель-реалист принимает жизнь такой, как она есть, с ее красотой и безобразием, правдой и ложью, злом и добром, неволей и свободой. Романтик стремится противопоставить этой жизни - другую, созданную его воображением. Для него важно показать жизнь не такой, как она есть, а такой, как он ее понимает. Лучше или хуже - но другой.
  • Вопросы и задания
  • Как вы поняли, что такое реализм в литературе?
  • В чем отличие реализма от романтизма?
  • Можно ли противопоставлять романтизм и реализм?
Суммируя множество определений романтизма, попро-буем создать его «портрет», используя лаконичные штри-хи-характеристики.
  • Отличительные черты романтизма:
  • - накал эмоций и страстей;
  • - выразительность формы, богатая цветовая гамма;
  • - крайний индивидуализм;
  • - господство воображения («королевой способностей» называл его Шарль Бодлер);
  • - стремление к преобразованию вещей, к освобож-дению от всего тривиального;
  • - зачастую помыслы художников обращены к дале-ким временам и культурам, что объясняет частые фан-тастические и демонические темы их произведений;
  • - у романтиков рождается миф о «гении» - худож-нике, творящем по божественному наитию;
  • - все это и определило главного героя романтиз-ма - свободная творческая личность, обреченная на одиночество и непонимание.
  • Строгий классицист Гете говорил: «Классическое зна-чит здоровое; романтическое значит больное». Вы согласны с этим мнением?
Использовано:
  • Презентация к изучению романа Фищевой Н.С. МОУ ОСШ №3 г. Нягань ХМАО-Югра 2010
  • Презентация учителя русского языка и литературы Маджидовой Эргашхон Джабаровны, ЛГ МБОУ «СОШ №3» г.Лангепас ХМАО-Югра
  • Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева, О. А. Ерёмина. - 2-е изд.- M. : Просвещение, 2011. - 384 c.
  • В мире литературы. 8 кл. : учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. А. Г. Кутузов, А. К. Киселёв, Е. С. Романичева и др. ; под ред. А. Г. Кутузова. - 11-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, - 477, с. : ил.
  • Другие материалы
  • Подготовила Бурмистрова Р.А.
  • #1

    Спасибо огромное, Инесса Николаевна! Низкий поклон за такую трудоемкую работу! Всего Вам самого наилучшего, здоровья и успехов во всем!

  • #2

    Инесса Николаевна, огромная благодарность за ваши материалы. Вы просто кладезь для учителей литературы. Всего вам самого хорошего.

  • #3

    Спасибо большое за Ваш бескорыстный труд!! Здоровья Вам и благополучия!

  • #4

    Крупное произведение лучше не разыгрывать, все выглядит мягко говоря не очень. Ну кому нужна такая игра?
    Другое дело драма, вот там можно выпустить свой "пар", эмоции, даже если будет карикатурно, все равно будет допустимо.

  • #5

    Уважаемая Инесса Николаевна,сердечное спасибо Вам за Ваш труд,за Ваше творчество и за Вашу щедрость!

  • #6

    Поклон Вам за прекрасные материалы, за ваш труд, за открытость души!!!

  • #7

    Спасибо за прекрасно подобранный материал, за творческий подход и профессионализм.

  • #8

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна! Ваш сайт всегда выручает меня! Великолепные уроки! Даю почти без изменений!

  • #9

    Инесса Николаевна! Я первый год преподаю литературу, и Ваш сайт стал для меня просто спасением. Интересные разработки, много дополнительных материалов. Большое Вам спасибо за Ваш труд!

  • #10

    Рукасуева Ангелина Митрофановна (Sunday, 24 December 2017 07:39 )

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна!Присоединяюсь к словам незнакомой мне Людмилы:Поклон Вам за прекрасные материалы, за ваш труд, за открытость души!

  • #11

    Инесса Николаевна! Благодарю Вас за богатый материал! Такая прекрасная возможность увидеть и показать детям те "волшебные места", о которых они прочитали.
    Здоровья Вам и творческих открытий!

  • #12

    Инесса Николаевна, большое Вам спасибо! Ваши материалы очень помогают в работе. Это просто бесценная помощь! Здоровья Вам крепкого, вдохновения, и пусть всё у Вас будет хорошо!

  • #13

    Спасибо огромное, Инесса Николаевна, за интересный материал, за Ваш труд. Здоровья и творческих успехов!

  • #14

    Ядыкина Марина Владимировна (Wednesday, 28 November 2018 21:29 )

    Инесса Николаевна! Большое спасибо за Ваш богатый материал! Будьте здоровы и в постоянном поиске новых идей!

  • #15

    Огромное спасибо за Ваш труд!!! Творческих успехов и сил для плодотворной работы!!!

  • #16

    Инесса Николаевна! Огромное спасибо, это все огромный труд, которым выделитесь так открыто. Творческих успехов Вам и благодарных учеников!

  • #17

    Огромное спасибо за такой изумительный материал! Постоянно пользуюсь!

  • #18

    Огромное спасибо за ваш труд! Очень емко, интересно и необычно! Спасибо Вам!


  • День Героев Отечества с 2007 года
  • Героев Советского Союза, Героев России, кавалеров ордена Святого Георгия, кавалеров ордена Славы


А кто он – герой нашего времени? С виду обыкновенный человек, который в критической ситуации совершает героический подвиг, даже в ущерб своей жизни


Один из таких героев жил в Москве.

Евгений Чернышев был главным столичным пожарным. Он погиб на 47-м году жизни при исполнении служебного долга 20 марта 2010 года. Это случилось при тушении пожара в здании бизнес-центра. Евгений Чернышев лично проводил эвакуацию людей из здания. Он вывел из огня 5 человек, а потом вернулся, чтобы проверить, все ли спасены… Но попал под горящую крышу и погиб.





  • Житель Курской области спас ребенка на пожаре.
  • В жилом доме в селе Сергиевском Курской области начался пожар. Местный житель Юрий Умеренков увидел огонь и сразу бросился на помощь. Забежав в жилище, Юрий в густом дыму нашел маленькую девочку, схватил ее и выбежал на улицу.
  • Благодаря отважным и своевременным действиям Юрия, девочка по имени Олеся осталась жива и невредима

  • Студенты из Иркутска спасли пенсионера, провалившегося под лед.
  • 60-летний иркутянин провалился в полынью на Иркутском водохранилище. Студенты иркутских вузов Василий Колчанов и Роман Финогеев оказались единственными из большого числа отдыхающих, кто бросился на помощь тонущему лыжнику. Спасая мужчину, вес которого был более 100 килограммов, ребята сами несколько раз уходили под воду. Однако сумели выбраться и не дали погибнуть мужчине.
  • Сразу после происшествия спасенный пенсионер обратился в региональное отделение МЧС с просьбой наградить своих спасителей.

  • Полицейский-стажер из Ивановской области спас двух человек на пожаре.
  • Ночью в одном из частных домов в деревне Белино Ивановской области произошел пожар.
  • Заметив возгорание в доме соседей, стажер по должности полицейского-водителя Александр Дмитриев поспешил на место происшествия. От собравшихся там людей молодой человек узнал, что в горящем доме могут находиться люди.
  • Александр выбил окно и, рискуя жизнью, проник в помещение. Оказавшись в задымленной комнате, молодой человек обнаружил на кровати спящего мужчину, в соседней комнате женщину, на которой горела одежда. Александр по очереди вынес из дома людей. Замужество, проявленные на пожаре, стажер по должности полицейский-водитель Александр Дмитриев представлен к награде «За смелость во имя спасения».

Станислав Завоеванов

Молодой парень, рискуя жизнью, спас ребенка.

Житель Златоуста Станислав Завоеванов гулял со своей собакой во дворе, и услышал крики о помощи. Посмотрев наверх, мужчина увидел, что из окон пятого этажа вырываются клубы черного дыма. А на балконе стоит практически раздетый малыш и умоляет спасти его. Станислав, не раздумывая, бросился на помощь. Он взял у соседей простыню, поспешил к малышу, накрыл его и вынес.

Позднее пожарные вынесли из этой горящей квартиры мужчину.


Роман Бугримов

Сотрудник Уголовного розыска из Приморского края спас двух подростков, провалившихся под лед.

В выходной день оперуполномоченный

полиции Роман Бугримов, из города Находка, заметил, как двое подростков, гулявших на озере Соленое, провалились под лед.

Не медля ни секунды, Роман выбежал на лед и, через несколько метров провалившись в воду, добрался до тонущих детей. Схватив мальчиков за верхнюю одежду, полицейский вместе с ними выбрался из ледяной воды.


Андрей Земнухов и Андрей Еркин

Сотрудники ГИБДД из Новосибирской области спасли утопающего.

Дежурный экипаж в составе инспекторов Андрея Земнухова и Андрея Еркина получил сообщение о том, что в районе стоянки теплохода тонет человек.

Прибыв первыми на место происшествия, сотрудники ГИБДД увидели человека, который находился в воде. Андрей Земнухов пополз к пострадавшему по льду. Совместными усилиями автоинспекторы смогли вытащить 75-летнего жителя Бердска из воды.




Какой он - настоящий герой?

А) Слабый

Г) Храбрый

Е) Бесстрашный

П) Трусливый

Р) Мужественный

Н) Безвольный

О) Сильный

Д) Равнодушный

Л) Боязливый

Й) Самоотверженный


«Герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше». Ральф Эмерсон


  • Гордость – жёлтый
  • Безразличие – зелёный
  • Уважение – красный
  • Жалость – синий
  • Презрение - коричневый


Logo Главное меню Урок 1 - История создания. Особенности композицииУрок 1 - История создания. Особенности композиции Урок 2 – «Странный человек»(повесть «Бэла»)Урок 2 – «Странный человек»(повесть «Бэла») Урок 3 – «Об чем было нам говорить?» («Максим Максимыч»)Урок 3 – «Об чем было нам говорить?» («Максим Максимыч») Урок 4 – «Радости и бедствия человеческие» («Тамань»)Урок 4 – «Радости и бедствия человеческие» («Тамань») Урок 5 –»За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери»)Урок 5 –»За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери») Урок 6 – «Для какой цели я родился?» (»Фаталист»)Урок 6 – «Для какой цели я родился?» (»Фаталист») Урок 7 – «Я бы хотел любить весь мир»


Logo Путь к роману Лермонтов продолжил оттуда, где Пушкин поставил точку:»Глаголом жги сердца людей». Лермонтов «обжигал»,рисуя портрет своего современника. Но он был очень странный литератор: не выпускал журналов, не входил в литературные сообщества, не анализировал художественные произведения «братьев по перу». Он был сам по себе. Может быть, поэтому и глядел « в себя», размышляя о вечном. Душа поэта чувственная, ранимая, а любви для нее не оказалось. Таков и герой его романа –Печорин.


Logo История замысла г. -Драмы «Люди и страсти», «Странный человек» (Юрий Волин, Владимир Арбенин) 1835г. –драма «Маскарад» (Евгений Арбенин) 1836 г. –драма «Два брата» (Александр и Юрий Радины)


Logo Хронология создания романа: 1837 г. – наброски к повести «Тамань»(сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых был сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани в 1837г.) г.г. –публикация в «Отечественных записках» повестей «Бэла», «Фаталист», «Тамань» 1840г. – «Герой нашего времени»(первоначальное название: «Один из героев нашего века») 1841 г. -переиздание, введено предисловие


Logo История создания «С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей…Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе» -«Отечественные записки» (1840 г.) «»..образ Печорина является клеветой на русскую действительность и русских людей…весь роман эпиграмма, в нем религиозности русской народности и следов нет.. Автор нарисовал свой портрет…» - С.О. Бурачок»Маяк» (1840 г.) «…видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!» -М. Ю. Лермонтов «Предисловие к роману» (1841)


Logo Особенности романа как жанра Роман – объемное эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в пространстве и во времени В романе, в отличие от повести, основную организующую роль играет не рассказчик, а сюжет,развитие событий. Жанровые разновидности романа: Социальный Политический Философский Психологический Любовный Семейно –бытовой Приключенческий фантастический


Logo Психологический роман –эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков. Пушкин «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни» Лермонтов «Герой нашего времени» - «история души человеческой»


Logo Сравни! Что интересует авторов: «собранье пестрых глав» «собранье» повестей духовная эволюция героя, жизненный опыт погружение в душу героя, эволюции нет


Logo Смысл заглавия романа «Герой нашего времени» 1). Что значит «герой»?Выберите нужный вариант: -исключительный по доблестям человек; -главное действующее лицо произведения; -человек, являющийся выразителем какой- нибудь среды, эпохи 2).Почему «нашего» времени, а не «моего», не «вашего»?


Logo Особенности композиции романа Хронология сюжета 1.«Тамань» 2.«Фаталист» 3.«Княжна Мери» 4.«Бэла» 5.«Максим Максимыч» 6.Сообщение о смерти Печорина Композиция 1. «Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3.Сообщение о смерти Печорина 4. «Тамань» 5.»Княжна Мери» 6. «Фаталист» История жизниИстория души


Logo «Бэла» -Мы смотрим на героя через призму двух рассказчиков «Максим Максимыч» Мы смотрим на героя глазами рассказчика «Журнал Печорина» -Герой сам говорит о себе


Logo Анализ предисловия 1 абзац –обращение к публике, «которая так молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее нет нравоучения» 2 абзац –ответ возмущенной критике 3 абзац – цель Лермонтова: «создать портрет, созданный из пороков всего поколения» 4 абзац –объяснение, как он намерен создавать портрет: «нужны горькие лекарства и едкие истины, довольно людей кормили сладостями»


Logo «Странный человек» (анализ повести «Бэла») Роман Лермонтова разбит на эпизоды, которые даны не в хронологии. Отсюда создается ощущение беспорядка жизни. «Бэла» -восточная повесть «Максим Максимыч» - путевая повесть «Тамань» -разбойничья повесть «Княжна Мери» - светская повесть «Фаталист» - философская повесть Но эти эпизоды существуют не само по себе. Они и есть роман, роман о герое времени Лермонтова.


Logo О роли героев повести В повести организующую роль играет рассказчик. Перед нами – «восточная повесть», изложенная в форме путевых заметок. Путевые заметки предполагают описание событий, произошедших с автором во время «пути», какого –то путешествия. Перед нами -странствующий офицер. который излагает читателям историю, о Печорине, услышанную от Максим Максимыча. Лермонтов Повествователь Максим Максимыч Печорин


Logo Романтизм в повести Действие происходит на Кавказе. Лермонтов создает романтический пейзаж (неприступные скалы, желтые обрывы, золотая бахрома снегов). Но под внешней «романтикой» - реалистическое содержание. Описание горцев тоже романтично(сильные характеры, гордые натуры). Лермонтов использует очень популярный в то время сюжет: роман с черкешенкой, усугубляя трагические обстоятельства: гибнет вся семья Бэлы.


Logo Подумай! Найдите в пейзаже элементы романтизма и реализма. Объясните их. Найдите противоречия в портрете Печорина. Чем вы объясните уменьшительно – ласкательные суффиксы в словах Максима Максимыча? Нравится ли вам Печорин?


Logo Бэла и Печорин Любит ли Печорин Бэлу? Как он добивается ее любви? Почему Бэла сдалась? Победил ли Печорин? Любовь к Бэле для Печорина не каприз, а попытка вернуться в мир искренних чувств. Он пробует разные методы завоевать ее сердце: от подарков до жалости. Печорин принес трагедию Бэле, но и возвысил ее. Она смогла войти в мир людей другой культуры, испытала любовь.


Logo «Странный был малый»… (противоречия характера Печорина: «да» и «но») Печорин прислан в крепость «по казенной надобности», т. е. по чужой воле Печорин дворянин, аристократ, богатый человек Печорин погубил Бэлу и всю ее семью, сделал это чужими руками Бэла стала жертвой эгоизма Печорина, так как его жизненный принцип: «Я хочу» Жестоко то, что Печорин вырвал Бэлу из ее круга, разрушил гармонию ее жизни. Все действия Печорин совершает по своей воле, по личной надобности Печорин не ценит своего положения, шпага как символ чести для него ничего не значит Печорин глубоко переживает содеянное, он несчастен, так как он –причина трагедии Делая жертвами других людей, Печорин и себя не щадит Печорин дает Бэле и вариант выбора, желая для нее«свободного поступка»


Logo «Кто разгадает вас?» Суть характера Печорина – противоречие Причина его рефлексии – спор с судьбой. В «Фаталисте» Печорин прямо говорит: «Я решил испытать судьбу» Вызов судьбы есть и в «Бэле»


Logo «Не судьба?» 1.Композиционное обрамление повести – песенка Бэлы на свадьбе: «..хорош русский офицер,.. только не расти, не цвести ему в нашем саду» 2. С этого момента начинается спор с судьбой: « Нет, расти, нет, цвести!» 3. Финал. Бэла убита. Печорин смеется: он снова (в который раз) проиграл судьбе! «Не цвести» –так и есть!


Logo Подумай! Какую роль в этой истории играет Максим Максимыч? Кто он - сочувственный свидетель или непосредственный участник событий? Объясните его «оговорки»: «было у меня свое на уме»; «черт меня дернул пересказать..все, что я слышал..»; «Хотите пари? –Извольте!»


Logo Какие качества кому соответствуют? Добавь свои характеристики! ПовествовательМаксим Максимыч Печорин Добрый, смелый, противоречивый, не такой, как все. простой, чуткий, непосредственный, умный, литературно образованный, интеллигентный, ограниченный, служака, умный, интересующийся всем, непонятный, загадочный, скучающий, страдающий


Logo Кто какой? Печорин: смелый, честный, противоречивый, деятельный, скучающий, обаятельный, загадочный, страдающий Максим Максимыч: добрый, простой, чуткий, ограниченный, служака, непосредственный Повествователь: неравнодушный, интересующийся всем, литературно образованный, интеллигентный, умный,


Logo Подумай! Почему последние фразы повести обращены не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу? Одинаков ли эмоциональный тон повести? Докажите, что эмоциональный настрой скачкообразный. Почему?


Logo «Да и об чем было нам говорить?» /»Максим Максимыч»/ Почему повесть называется «Максим Максимыч», а не «Печорин»? Объясните эмоциональную интонацию начала повести. Отчего и у кого могла появиться обида? А ирония?


Logo Мы встретились.. Как встретились Максим Максимыч и «странствующий офицер? Изменилось ли отношение рассказчика к Максиму Максимычу? Почему? Как отнесся Максим Максимыч к известию приезде Печорина?


Logo Первый психологический портрет в русской литературе: Портрет -изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Психологический портрет –портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.


Logo Портрет Печорина /дополни своими примерами/: Стройный стан, Крепкое сложение В спине, будто не было ни косточки Аристократическая рука Небрежная походка Не размахивал руками при ходьбе Нервическая слабость тела С первого взгляда – ему не больше двадцати трех Потом готов дать ему тридцать лет В улыбке - что-то детское Кожа нежная Глаза не смеялись, когда он смеялся


Logo Подумай! Жесток ли Печорин во время встречи с Максим Максимычем? Прокомментируйте ремарки автора в диалоге Печорина с Максим Максимычем: Ах, точно! –быстро ответил он, мне вчера говорили,.. Довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой протянул ему руку,.. Скучал! –сказал Печорин, улыбаясь. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся Да, помню! –сказал он, почти тотчас же принужденно зевнув. Благодарю, что не забыли, -прибавил он, взяв его за руку. Ну полно! –сказал Печорин, обняв его по- дружески Что хотите! –отвечал Печорин. –Прощайте…


Logo Подумай! Почему расстроен Максим Максимыч? Почему сухо простились Максим Максимыч и повествователь? Что нового мы увидели в Печорине? А как автор относится к Печорину? Кто автор? Печорин ищет смерти. Не дорожит своей жизнью. Он на краю. С Максим Максимычем они разные, идут по разным дорогам. Максим Максимыч этого не понимает,он видит поступки и не понимает их мотивов,а ведь понять означает простить.


Logo «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих…» Каковы особенности жанра путевых записок? Чем отличается от них дневник? Что такое «Журнал Печорина»? Кто пишет предисловие к «Журналу»? Зачем? Дневник – литературное произведение в форме ежедневных записей (чаще всего с указанием даты), современных описываемым событиям. Изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей, чувств пишущего.


Logo «Возьмите повесть Лермонтова « Тамань», - в ней не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык…!» Д.В. Григорович


Logo Печорин глазами Печорина «Тамань –самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть –чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить» Дайте характеристику Герою по первой фразе его дневника. Печорин быстрый, энергичный, решительный, категоричный в суждениях. Но первая фраза – это экспозиция, в которой есть информация, которая не « прорастет». Эта несогласованность –тоже форма характера Печорина.


Logo Подумай! В каком состоянии находится Печорин, приехав в Тамань? Поздняя ночь Стал требовать Три ночи не спал Измучился Стал сердиться


Logo Подумай! Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости? Что делает Печорин, попав в «нехорошее» место? Почему? Печорин раскладывает вещи…(?) Осматривает пристань..(?) Долго стоит на берегу..(?) Рассуждает о людях..(?) Разговаривает с мальчиком..(?) Берет оружие..(?)


Logo «Я решил твердо достать ключ к этой загадке»… Как относятся к «нечистому» месту в городе? Почему Печорина оно не отталкивает, не пугает, а влечет? Кто в повести «бросает вызов» Печорину? Что здесь за тайна? Почему Печорин говорит об увиденном ночью слепому и «ундине», но ничего не говорит своему денщику?


Logo Печорин –романтик? Моя певунья Огненный поцелуй Сила юношеской страсти Невольное биение сердца Я доканчивал второй стакан чая Эта комедия начинала мне надоедать В сенях она опрокинула чайник Я схватил ее одной рукой за косу, другой за горло


Logo «Опрокинутый» романтизм Лермонтова Лермонтов использует возвышенные слова, романтический стиль, его герои таинственны. Но все это нужно ему для того, чтобы показать правду жизни.


Logo Подумай! Чем объясняется горькая интонация финала повести? Почему Печорин так яростно хотел войти в круг контрабандистов? Если вновь «не судьба», то какова же «судьба»? Что суждено Печорину?


Logo «За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери») Какое представление у вас складывается о Печорине по первым фразам повести? Докажите, что как только он идет к людям - он меняется. Когда Печорин настоящий, а когда надевает «маску»? Зачем ему эта «маска»?


Logo «Водяное общество» Пьют, но не воду… Лечатся, но не от болезней… Шутят, но не от радости… Любят, но..(продолжите мысль..) Почему поединок с «водяным обществом» неизбежен?


Logo Печорин и Грушницкий Докажите, что Печорина злит то, что Грушницкий «рядится» под Печорина. Зачем Печорин «дразнит» Грушницкого? На чьей стороне ваши симпатии?


Logo Печорин и княжна Мери(история отношений) -Мери отвергает его (не судьба?); -Печорин старается ее разозлить; -Пари Грушницкого с Печориным; -Бал в ресторации; «Дело сделано!» Вначале Печорин видит в Мери избалованную барышню, играет с ней. Но по мере пробуждения ее души, отношения становятся иными. Печорин жестоко судит себя.


Logo Печорин и Вера Каким мы видим Печорина в отношениях с Верой? Чем Вера не похожа на Мери? Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина «билось сильнее обыкновенного»? Куда спешит Печорин по дороге к Пятигорску? За Верой ли? Объясните его слезы.


Logo Печорин и Вернер Почему Печорин обречен на одиночество в кругу людей, понимающих его и любящих? Почему Печорин и Вернер стали друзьями? Что их объединяет? В чем разница?


Logo Дуэль Дуэльный поединок - не русская традиция, а заимствованная. Принесли с собой эту традицию военные иностранцы, которых приглашал Пётр Первый, создавая новые полки. Позже к дуэлям приобщились и русские дворяне, которые перенимали аристократические манеры европейцев. И Пётр Великий, и Екатерина II запрещали дуэли, выпустив указы, наказывающие за участие в поединках – вплоть до смертной казни. Сами понятия "поединок чести", "дуэль" связаны с благородным сословием, которое претендовало на высокую привилегию "честь", которую надо было отстаивать с оружием в руках. Дело чести заканчивалось либо примирением до поединка, либо самим поединком. Дуэль проводилась по строгим условиям(в России эти условия были намного жестче), которые обговаривались предварительно. Обязательное условие –наличие секундантов, врача.


Logo «Не спится…» 16 июня. Что делал Печорин в ночь перед дуэлью? Какова роль утреннего пейзажа? Какие условия дуэли были нарушены Лермонтовым? Почему?


Logo «На краю пропасти…» Цели Грушницкого:Цели Печорина: -устроить из дуэли фарс; -восстановить свою человеческую ценность -доказать, что он не жалкий мальчик, но мужчина -защитить честь княжны Мери; -воздействовать на совесть Грушницкого; -осмыслить происходящее (судьба –не судьба?) Logo «Фаталист» Фатум –судьба Фатальный – предопределенный роком, судьбой Фатализм – мистическая вера в неотвратимость судьбы, в то, что в этом мире все заранее якобы предопределено судьбой, роком Фаталист –человек, проникнутый фатализмом, верящий в предопределение свыше


Logo «Что властвует нами?» Чем необычен Вулич? Почему Печорин называет его «существом необыкновенным»? Что странно Печорину в поведении Вулича? Убедил ли случай с Вуличем Печорина в том, что человек подчинен предопределению?


Logo «Я вздумал испытать судьбу…» Докажите, что фатализм Печорина не слепой, а действенный. Фатализм Печорина (и Лермонтова) не укладывается ф формулу: «От Своей судьбы не уйдешь». У этого фатализма иная формула: «Не покорюсь!»


Logo Кризис веры Печорина Нет альтруизму (альтруизм -бескорыстное действие во имя добра другому человеку) Есть сомнение и нет традиции Нет морали (мораль –правила, которые выработало человечество) Есть право каждого действовать по своей воле Эгоцентризм В центре мироздания «Я» человека


Logo «Я бы хотел любить весь мир…» Объясните грани душевной трагедии Печорина, комментируя выделенные слова текста: «В первой молодости моей я был мечтателем.. Но что от этого мне осталось?.. одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли,.. Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко..»


Logo Смысл кольцевой композиции романа Какой смысл имеет композиционное обрамление романа? Какой смысл имеет построение, когда о смерти героя мы узнаем в первой половине романа? Выберите схему, иллюстрирующую путь Печорина


Logo Смелость, жажда неизведанного, воля отличают Печорина от людей его поколения и позволяют автору сочувственно следить за его судьбой и называть его Героем времени…


Logo Литература: Н. Долинина «Печорин и наше время» - М, «Детская литература»,1985 И.В. Золотарева, Н.В Егорова «Поурочные разработки по литературе, 9 класс» -М, «Вако»,2008 В.Г. Маранцман «Художественная литература» -М, «Просвещение», 1991


Logo Ресурсы ИНТЕРНЕТ Слайд 3, 9, 52 g g Слайд4, 14,27 Слайд10, Слайд»15 Слайд17 Слайд 12,18 – Слайд18 - Слайд Слайд 12,26 - Слайд27http:// Слайд31 g g Слайд»20, Слайд Слайд 32,35 -


Logo Слайд 12,28, 29, 55,36 - Слайд Слайд 43 Слайд12,38 govno.com/images/knjazhnameri/knjazhnameri_5.jpg Слайд»41 Слайд12,42 Слайд44 Слайд46 Слайд47 Слайд 45 Слайд 16,49 Слайд50 Слайд Слайд 53- Слайд 40,59