Деревня тараджи. С любимыми не расставайтесь

Ура, сегодня мы отправимся в самый интересный район острова Сулавеси в Индонезии – это регион под названием Тана-Тораджа с уникальной архитектурой домов, культом предков и знаменитыми похоронными церемониями. Все это еще ждет нас впереди.

Как добраться до Тана-Тораджа.

На автобусе до Тана-Тораджа.

До Тана-Тораджа нет ни железной дороги, ни самолетов (по крайней мере регулярных). Из общественного транспорта остаются только автобусы, но и здесь не все так просто. Мы перелопатили множество инфы по данному вопросу в интернете на случай, если с автостопом на Сулавеси снова не повезет, и вот что выяснили.

Дело в том, что нет какой-то одной автостанции в Макассаре, откуда бы отправлялись автобусы до Тана-Тораджа. Каждая автобусная компания имеет отдельную станцию вдоль улицы Jl. Urip Sumoharjo, что примерно в 25 минутах езды от центра города по направлению к аэропорту. Однако, автобусы всех этих компаний проезжают мимо станции Дайя (Daya Bus Terminal), откуда легко уехать в нужном нам направлении как утром около 9:00-10:00, так и вечером 19:00-21:00.

  • Время в пути: 10 часов (2 часа до Паре-Паре, 8 ч до Рантепао по горной извилистой дороге);
  • Расстояние: 300 км;
  • Стоимость билетов: от 100 000 до 170 000 рупий (в зависимости от класса)
  • Место назначения: поселок Рантепао.

Какую автобусную компанию бы вы не выбрали, все автобусы достаточно комфортные европейского типа с кондиционером.

Автостопом до Тана-Тораджа.

Так как мы путешествуем по Индонезии автостопом, то до Тана-Тораджи добирались именно этим способом.

Как вы помните, вчера мы остановились в горном городке Энереканг, где по “дождливой” случайности нам повезло попасть в гости к одной из индонезийских семей. Рано утром, выпив по чашечке кофе и сделав еще по паре десятков фото с жильцами гостеприимного дома, мы вышли на дорогу в сторону Тана-Тораджи. Только сейчас при дневном свете нашим глазам предстали потрясающие горные пейзажи.

Первая же машина с какими-то бензиновыми бочками подобрала нас на трассе, так что следующие 30 км мы успели провонять нефтяным продуктом насквозь.

Нас высадили в деревне, где на попутных торговых прилавках обнаружился уже знакомый нам змеефрукт.

Естественно так просто пройти мимо мы не смогли.

Здесь транспортный поток значительно уменьшился, поэтому мы долго простояли на дороге прежде, чем перед нами притормозила легковушка. Водитель знал по-английски пару слов, но в глазах явно читалось, что он хочет подзаработать на “заблудших душах”. Мы сразу ему дали понять, что с нами это не пройдет. Тогда мужчина сказал, что сможет довезти нас бесплатно только до въезда в регион Тана-Тораджа, где должен забрать свою семью. Мы согласились.

Тана Тораджа (Страна Тораджей) – это горное плато за перевалом, находящееся на высоте 800 м. над уровнем моря. Эта горная местность представляет из себя систему долин, которая запирается перевалом. Именно здесь и живет народ тораджи (жители гор).

Так вот легковушка остановилась ровнехонько у въездных ворот в регион, населенный горцами. Уже сами ворота приводят в восторг, поэтому нам скорее не терпелось доехать до места.

Андрей воспользовался случаем и залез на ворота, чтобы рассмотреть вблизи скульптуры и крыши “лодочки”.

Карта достопримечательностей Тана-Тораджа.

У Гугла туго с расположением достопримечательностей в Тана-Торадже. Поэтому я просто выложу здесь фотографию бумажного путеводителя (по клику открывает большой размер), которую мы сфотографировали у австрийцев. Кстати, мы сами ею пользовались. На самом деле, если ехать по основной трассе Макале-Рантепао, то по пути будут указатели на то или иное место. Некоторые места типа Сиропе мы так и осматривали.

Достопримечательности Тана-Тораджа, которые мы посмотрели.

Церемония похорон.

В Тана-Тораджу едут в основном, чтобы посмотреть церемонию похорон, которые устраивают в летнее время года. Мы путешествовали по Тана-Торадже в марте, поэтому посмотреть пышную церемонию нам не удалось.

Если вкратце, то для тораджей похороны – это очень важная церемония, наверное, даже слишком важная. Потому как семья умершего (в зависимости от статуса) должна накопить неимоверное количество денег, чтобы похоронить своего сородича со всеми почестями. По этой причине тело последнего дожидается похорон до нескольких лет. На что же уходят “похоронные” деньги, на которые семья может работать полжизни? На застолье и несколько десятков бычьих голов, которых на церемонии режут у всех на глазах. Даже не знаю, хотела бы я при этом присутствовать или нет.

Да, традиции здесь немного странные, не смотря на то, что формально тараджи считаются мусульманами и христианами.

Мы же просто покатались по наиболее интересным (для нас) достопримечательностям плато Тана-Тораджа. На самом деле туристических троп и мест здесь тьма, многие из них довольно похожие, поэтому не имеет смысла обходить их все, тем более если нет на это времени. Между точками мы перемещались автостопом на местном транспорте. Для местных жителей – это настоящая радость, прокатить белого человека в кабине или кузове своего грузовичка, сделать крюк по родственникам и друзьям, дабы вся деревня об этом знала.

Я понимаю, что данный способ передвижения подходит не для всех, поэтому проще арендовать байк, как это сделала пара европейцев, встретившихся нам по пути. От них мы узнали, что аренда байка на сутки обходится им в 100 000 рупий.

А теперь, давайте пройдемся по списку тех мест, которые удалось посетить нам.

Каменные могилы Лемо (Lemo).

Каменные могилы Лемо находятся в 12 км южнее от Рантепао. Водитель последней машины, которая подвезла нас до Тана-Тораджи, там и высадил.

Lemo в переводе означает “апельсин”, так как каменный холм, в склонах которого вырезаны могилы, местным по своей форме напоминает именно этот фрукт. Да будет так!

Чтобы подойти к вышеупомянутой скале ближе, необходимо преодолеть кассу и рисовые поля.

Стоимость билета в каменные пещеры Лемо: 20 000 рупий.

Так как с новой обстановкой мы еще не освоились, то решили приобрести билет один на двоих. А именно сначала я одна пошла за билетом и прогулялась по узенькой тропе скального кладбища Лемо, доведшей меня до какой-то хижины.

А потом Андрей в обход кассы сделал все то же самое, взяв мой билет на всякий случай, если вдруг спросят. Однако, у пещер билет никто не проверяет, а кассир вообще исчез в неизвестном направлении.

Идти там особо некуда, не смотря на то, что в скале находится около 80-ти погребальных пещер. Большинство вырезаны на такой высоте, что к ним не подобраться без лестницы.

А охраняют пещеры вот такие куклы умерших семей. Немного жутковато выглядит.

У кассы на выходе есть сувенирные лавки, где можно приобрести нечто подобное в виде статуэтки.

Каменные могилы считаются чуть ли не самыми древними захоронениями на Сулавеси, поэтому не удивительно, что место настолько популярное среди туристов.

Пещеры Лонда (Londa)

Еще одно древнее кладбище, но уже в пещерах находится на 6 км ближе к Рантепао, чем Лемо и называется Лонда (Londa). По сути это все те же захоронения, только теперь внутри комплекса пещер. Название месту передалось от одноименной деревни поблизости.

Перед входом в пещеру снова рисовые поля, место снаружи довольно живописное.

А при приближении снова видим балкончик с деревянными фигурами покойников, называемые местными Тау-Тау.

Это место уже заставляет тысячи мурашек пробегать по телу, ведь сами захоронения внутри темной пещеры, и внутри без фонаря делать нечего.

На каменной лестнице у входа стоят гиды с керосиновыми лампами. Стоимость билета (за гида и фонарь) – 30 000 рупий. Но нам удалось проникнуть внутрь бесплатно. Каким образом? Да просто попросили местных ребят пойти с ними.

Внутри пещеры гробы, кости, черепа просто повсюду, местные не стесняются фотографироваться чуть ли не с каждым покойником. Так и представила, как мы на нашем кладбище фотографируемся с могильными памятниками.

Удивило, что не смотря на соответствующую атмосферу, запах не затхлый, и ничем таким не пахнет. В общем, на любителя.

Рантепао. Ложная вписка.

После осмотра всех скальных кладбищ, день стал клониться к вечеру и так как до Рантепао от Лонды рукой подать, мы туда и поехали на очередном грузовичке с ветром в волосах.

В самом городе смотреть особо нечего, кроме различных сувенирных лавок, да смеси архитектуры частных домов.

Ужинали мы в проходящей тележке-харчевне – это как правило небольшой деревянный ящик с парой блюд на выбор (рис или лапша), но по достаточно низкой цене. Нам хватило пары порций жареного риса по 6 000 рупий за порцию. Здесь же обнаружилось еще одно чудо кулинарии, которое не встречалось на других островах – это сладкая толстая лепешка с различными начинками. На местном звучит, как “транбулан” (круглая или полная луна в переводе). Очень вкусная! Андрей порывался даже рецепт выспросить, но на местном это получилось непонятно. Просто лепешка стоит – 5 000 рупий, а дальше в зависимости от начинки 8 000 – 20 000 рупий.

После ужина, шагая по дороге, мы уже было начали думать о ночлеге, как вдруг возле нас притормозил маленький байк с девочкой. Она задала пару вопросов, кто мы и откуда и предложила жилье. Мы отказались сославшись на то, что мы путешествуем с палаткой. На что девочка заявила, что жилье бесплатное. Андрей недоверчиво на нее покосился, и уточнил, не врет ли она. Девочка заверила, что живет со своей семьей и приглашает нас в гости. Оглядев ее байк, мы сказали, что втроем, да с рюкзаками там не уместимся. Не растерявшись девчушка указала, куда нам нужно пройти пешком, это было недалеко.

Оказавшись на месте, мы уже почуяли неладное, завидев слишком “причесанный” частный дом и какого-то иностранца на веранде. Так и есть, девочка приглашала в “хоум стей”, сейчас это так принято называть. То есть семья живет в доме, где сдает комнату для приезжих. Мы “вежливо” отказались, и на некоторое время зависли во дворе дома, чтобы придумать, что делать дальше. Неподалеку росло дерево с плодами помело, и пока мы обдумывали, жевали свеж сорванный фрукт.

В итоге добрели до какой-то католической церкви. И решили поискать хозяина, чтобы поставить палатку у явно неиспользуемых помещений. А получилось, что отец вписал нас к себе в дом, поселив в той части, где шел ремонт, еще и ужином накормил в виде лапши.

Утром мы проснулись от шума, это на улице учитель строил школьников. Попрощавшись с хозяином, мы постарались незаметно выйти из дома, чтобы не привлекать внимания детей, иначе от “фото” не отделаться будет.

Заброшенное скальное кладбище Сиропе (Sirope).

Утром после следующего дня, купив на рынке полкило сладкого и липкого лонгана (индонезийский фрукт), мы отправились исследовать новые места Тана-Тораджа. Вы же знаете, как иностранцы любят ходить с бумажными путеводителями или картами. Так вот, на одной из них мы нашли очень любопытное место под названием Сиропе (Sirope), что находится в 6 км на север от Макале и в 1 км в сторону от главной дороги.

Кладбище интересно тем, что заброшено уже несколько лет, туриста там сложно встретить из-за своей не раскрученности и немножко неухоженности места. Но этим Сиропе и привлекает. Поэтому и входу туда бесплатный, как вы понимаете.

До Сиропе нас подвез бесплатно таксист, ибо было по пути. Узкая дорога от трассы ползет медленно в гору мимо традиционных крыш и домиков, и мы ползем по ней. Хотите верьте, хотите нет, но мы снова нашли здесь деньги – 100 000 рупий. Индонезия к нам щедра, как никогда.

Кладбище по сути мало чем отличается от того, что мы видели в Лемо, например.

Только в Сиропе обстановка более нагнетающая даже в дневное время суток, какая то “гробовая” тишина стоит в этих заросших скалах с могилами, да человеческие кости вперемешку с мусором…

Вдоль скалы полно древних гробов из дерева с красивой резьбой (еронги), иногда встречаются уже знакомые нам хранители Тау-Тау.

Если пройти по засыпанной листвой лестнице, можно выйти на площадку с каменными стульями по периметру.

Надолго мы тут не задержались, уж как-то не по себе.

Озеро Тиланга (Tilanga).

Это живописное место с прозрачными голубыми водами находится совсем недалеко от Лемо или в 10 км севернее Макале. Мы вообще туда не собирались, запрыгнув в очередной грузовичок до Макале, но по пути мужчина рассказал об озере, и мы повернули обратно.

От основной трассы до Тиланги топать порядка пары километров, зато какие виды по сторонам.

У самого озера стоит небольшая будка-касса, где черным по белому написано:

Стоимость входного билета – 20 000 рупий.

Купаться мы, конечно, не собирались, да там и переодеться негде, разве что возвращаться к туалетам. Зато полюбовались на действительно голубую воду озера Тиланга.

А местные мальчишки глазели на нас.

Видимо, кто-то из них рассказал о туристах кассиру, потому что последний, размахивая руками в разные стороны, минут через 20 уже бежал к нам и наверное что-то кричал об оплате за проход на своем аборигенском.

Мы уже посмотрели, все что хотели, поэтому пожалуй пора в обратный путь.

Детское кладбище в Камбире (Kambira Baby Graves)

Это место находится достаточно в стороне от главной дороги, поэтому до него мы добирались специально. Небольшая деревушка, в гуще бамбуковой рощи и леса с симпатичным ландшафтом по пути.

А за ней детское кладбище – всего одно дерево на облагороженной тихой территории.

Двигаться нужно от указателя на дороге. Мы еле нашли кладбище, проходя по узким дорожкам между домами.

Уникальность кладбища в том, что если ребенок умер до того, как у него прорезались зубы, то его хоронят в деревьях, выделяющих сок (называют молоком).

По ощущениям атмосфера здесь отличается от других кладбищ Тана-Тораджи. Вроде простое местечко, а мороз по коже пробегает похлеще, чем в тех же пещерах Лонды.

Проход бесплатный, оно и понятно, здесь достаточно минут 10, чтобы осмотреться.

Макале. Неудачная попытка уехать на север Сулавеси.

В Макале – райцентре Тана-Тораджи мы были уже после обеда. Заправились новым для себя местным блюдом под названием “баксо” – это лапша с мясными шариками (что то вроде пельменей без теста) по 10 000 рупий за порцию. Затем немножко прошлись по центру.

Опять знакомые строения с крышей “кораблик” и памятники.

Кстати, пока ездили по Тана-Торадже видели католические церкви, и все они выстроены в своем стиле.

Довольно интересно смотрится. Вообще обычная религия как-то переплетается здесь с традициями.

Ближе к вечеру решили выезжать из Макале в обратную сторону. Здесь надо сказать, что Тана-Тораджу мы осматривали всего 2 дня, так как третий день был потрачен на попытку выбраться севернее. Максимум, до куда нам удалось доехать – был городок Палопо, после которого автостоп просто заглох. Мы простояли несколько часов на дороге, но никто просто не хотел нас брать, хотя трафик был. Не знаю, с чем это было связано, то ли нам не повезло, то ли в том районе плохо понимают, что такое автостоп. Пару раз останавливались байкеры и таксисты, но дальше этого дело не зашло. Поэтому, чтобы не терять время, мы решили вернуться в Рантепао, досмотреть некоторые места, а потом отправиться обратно в Макассар.

От Макале мы рассчитывали отъехать километров на 10 всего, чтобы спокойно поставить палаточку вне города. Однако нам попался грузовик с рабочими, который летел аж до Макассара. В кузове спали те самые рабочие, с кем нас болтало по горным дорогам вплоть до Энреканга. На большее нас с Андреем не хватило, очень устали от дороги и хотелось спать.

Так что пожалуй продолжим завтра.

Блуждающие трупы Тораджи

Для группы народностей Тораджа (в переводе – горцы), которые населяют Южное Сулавеси, в Индонезии, понятие “воскрешение из мертвых” является совершенно буквальным.

Каждый год, в августе, у них проходит ритуал Манене. В этот период многие семьи (в данном случае деревни, так как каждая деревня там составляет семейную общину) поднимаются на скалы и входят в пещеры, чтобы забрать трупы своих умерших родственников. Они купают их, ухаживают за ними и переодевают.

После этого мумифицированные трупы маршем проходят через всю деревню, и возвращаются на место своего вечного отдыха.

Интересный, и довольно жуткий ритуал, однако это лишь отголосок старинного ритуала, который проводился среди Тораджи до того, как эта местность лишилась своей изолированности и стала голландской колонией.

Один из блуждающих трупов Тораджи
Тораджи всегда жили обособленно, практически, в полной изоляции. Их деревни строились на основе одной семьи, по сути и являясь одной, отдельной семьёй. Хотя Тораджи путешествовали из деревни в деревню, чтобы избежать кровосмесительных браков (что практиковалось лишь среди высшего сословия Тораджи), они никогда не выходили далеко за пределы своего обитания.

Причиной тому была вера Тораджи, что после смерти, дух должен задержаться возле тела, прежде чем отправиться в “Пуйа”, пристанище душ.

Чтобы это произошло, душа должна находиться рядом с семьёй. Если человек будет слишком далеко от своей деревни, когда умрет, его тело могут не найти и душа навсегда застрянет в теле.

К счастью, у Тораджи есть средство, как отправить душу в “Пуйа” при потере тела, хотя этот ритуал очень дорогой, и далеко не всем по карману.

Для этого прибегают к услугам “мага”, который может призвать мертвое тело и душу обратно в деревню. Труп, услышав его призыв, поднимается и начинает свой путь обратно на нетвердых ногах.

После того, как труп заметят, люди бегут вперёд, чтобы предупредить о его приближении. Это делается не из страха, а для правильного выполнения ритуала, чтобы труп, наверняка, и как можно быстрее попал домой. Если кто-то дотронется до трупа во время его ходьбы, он снова безжизненно рухнет на землю. Бегущие впереди должны предупреждать всех, что за ними идет труп и к нему ни в коем случае нельзя прикасаться.

Тонгконан – традиционные надземные дом Тораджи
После того, как труп заканчивает свое путешествие, его заворачивают в несколько слоев материи, и переносят в безопасное место, как правило, в комнату под домом. Для высших классов, труп кладут на сваи между их “Тонгконанами”, родовыми надземными домами. При этом тело дожидается погребального пира. Такое ожидание может длиться несколько дней, а иногда и месяцев.

Погребальный праздник может быть быть очень дорогим, и чем богаче семья, тем пышнее и дороже проходят похороны. В них могут участвовать тысячи Тораджи, и они могут длиться несколько дней. Во время погребального праздника проходят петушиные бои, убой буйволов (чем больше буйвола тем богаче семья) и кур.

В конце торжеств тело омывают, одевают и наконец относят в место для упокоения. Согласно легенде, в древности трупы сами ходили к месту своего упокоения. Как правило, тело помещается в гроб, а гроб в пещеру, вырезанную в скале, специально для этих целей. Если умерший был ребенком, гроб поднимают на канатах из виноградных лоз, пока тот не упадет на землю.

Тораджи убеждены, что тело и душа должны покоиться между небом и землей, именно поэтому они устраивают захоронения в скалах, на высоте. Они вырезают деревянные чучела, символизирующие их умерших родственников, и размещают их на скалах у входов в пещеры.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Некоторые обычаи далеких экзотических стран просто шокируют россиян. Например, в таких странах, как Индонезия, Мадагаскар, Тайвань, похоронные обряды нередко привлекают туристов, создавая вокруг себя легенды и домыслы. Но для простого народа этих государств погребальные обряды важная часть культуры. Религия здесь - это поклонение предкам и душам умерших, а потому ритуалам, связанным с похоронами, придается колоссальное значение.

Похоронные традиции Мадагаскара

Оказавшись на похоронах мадагаскарца, может показаться, что местные жители ведут себя непочтительно по отношению к покойному. Особенно в сельских местностях (коих на острове больше 70%), где на похороны сходится вся деревня. Собравшиеся громко поют и весело танцуют рядом с гробом. Смерть здесь не повод для грусти. Ведь теперь, согласно местным представлениям о жизни, умерший стал духом, обрел более счастливую и насыщенную жизнь. Погребение проходит на кладбищах. Каждые 7 лет родные снова собираются возле могилы и танцуют для покойного родственника.

На самом деле, покойников здесь больше уважают, чем живых. Если при жизни между двумя жителями Мадагаскара были какие-то обиды или даже откровенная вражда, все это уходит со смертью одного из них, сменяясь глубоким почтением.

Кстати, танцы на похоронах в Мадагаскаре - это тоже проявление уважения к покойному. Ведь танцуют в его честь, чтобы развлечь умершего и не дать ему “заскучать”.

Погребение проходит на кладбищах. Каждые 7 лет родные снова собираются возле могилы и танцуют для покойного родственника.

Бывает и так: кому-то из родственников или друзей приснилось, что покойному скучно или он недоволен своими похоронами. Тогда останки выкапывают, танцуют с ними, а потом с большим почтением и надеждой, что теперь-то усопший всем доволен, опять закапывают в землю.

Похороны в Индонезии. Необычный народ Тораджи

В горной местности Индонезии живет народ, знаменитый своими необычными похоронными обрядами на весь мир. На похороны приглашается сам умерший.

Местные жители делают куклу, очень похожую на покойного, одевают в его одежду, обязательно надевают какие-то характерные аксессуары, например, кулон, который покойный носил при жизни.

Считается, будто дух умершего подумает, что кукла - это его тело, и войдет в нее. Куклу поудобней усаживают в специальный домик, откуда она “сможет наблюдать” за всеми обрядами. А обряды такие: приносят в жертву 15 буйволов, поют и танцуют.

С тех пор как Индонезии коснулся технический прогресс, хорошим тоном считается надеть на похороны футболку с фото умершего .

Традиционные в нашем понимании кладбища Тораджи не обустраивают : им попросту не позволяет горная местность.

Вместо обычного захоронения в земле, местные индонезийцы находят пещеры или сами делают углубления в застывшей лаве.

В таких пещерах оставляют гробы с телом. Гробы со временем гниют, проседают, из-за этого кости вываливаются наружу, превращая погребальные пещеры этого народа Индонезии в жуткое зрелище.

Гробы принято украшать, вырезать из дерева всевозможные узоры. Но так хоронят только взрослых. Совсем маленьких детей или умерших младенцев без гроба просто помещают в дупло какого-нибудь дерева.

Похороны на Тайване

Чтобы выразить почтение умершему чего только не делают.

Например, на Тайване считается, что чем больше людей пришло попрощаться с покойным, тем лучше будет умершему в потустороннем мире. Местные жители рассуждают так: духи увидят, что на похоронах собралось много людей, значит, покойный был человеком уважаемым и добродетельным. Следовательно, в загробном мире его также уважают, и предоставляют “хорошее место”. К тому же добрых духов привлекает веселая музыка.

А потому из похорон на Тайване устраивают целые представления с громкой музыкой и световыми эффектами , приглашаются оркестры, танцовщицы и даже стриптизерши.

Почтение умершим оказывают в разных уголках Земли по-разному. Многое зависит от местных традиций и понимания мира.

Сегодня мы поговорим о традициях захоронения, как ни печально, этот момент рано или поздно наступает. И разные народы имеют свои обычаи по поводу похорон. У индуистов например, принято кремировать тело, а прах развивать или высыпать в воду. Иудаисты очень быстро хоронят мертвеца, уже на следующий день. В западных государствах перед прощением с усопшим, его могут забальзамировать и только потом хоронить. Но есть очень необычные и немного пугающие традиции. Так, народ Тана – Тораджа имеет крайне необычный обряд, такого нет ни о кого. Индонезийцы устраивают пышный похоронный обряд. Это связано с тем, что люди в здесь живут бедно, а вот смерть должна быть пышной. Поэтому деньги откладываются несколько лет на эту церемонию, бывает и всю жизнь.

Ритуал начинают с принесения жертвы, как правило убивают барана или буйвола или свинью. Эта жертва должна обеспечить умершему человеку дорогу в Пуйа – это загробное царство. Когда животное зарежут, вокруг него бегают мальчишки и хотят поймать в бамбуковые трубочки струи крови. Кроме того, режут пару петухов, как символ священной земли. На похоронах люди тела не видят, его помещают в пещеру, а на всеобщее обозрение выставляют куклу из дерева, которая называется «тау-тау». Иногда гроб вешают на скалу, и он висит там несколько лет, до того момента, пока веревка не перегнет и не треснет.

Если человек умер не в том городе, где он родился, то его буквально относили домой. Поэтому раньше люди и не покидали своих деревень.

Отметим, что эта традиции уже устарела и ее сейчас не исполняют. Но и это не все странные обычаи индонезийцев. У них есть традиция одни раз в пару лет доставать мертвого из гроба, мыть его тело и переодевать его. Иногда даже заменяют сам гроб. Такую традицию соблюдает народ Тораджа.

Жутковатый ритуал захоронения черные маги практикуют в городах в Индонезии. Сейчас этот ритуал захоронения в Индонезии уже сходит на нет, но раньше такая традиция наблюдалась довольно часто и корнями уходит аж в 1905 год. Дословно перевести такой тип захоронения можно так "Труп сам идет на кладбище"

Тела и гробы хоронят далеко в горах, выбивая ниши в скальной породе, помещают туда тела. По старинной индонезийской традиции родственники приходят к колдуну, который должен оживить тело умершего и отправить в его последний путь. Мертвый идет сам, а позади него шагает колдун, с условием – никто не должен прикасаться к мертвецу, прикоснувшись, мертвое тело упадет и больше не поднимется.

Племя Торайя живет на юге Сулавеси в Индонезии, получило славу из-за этого жуткого способа захоранивать мертвых. Даже если учесть, что много членов племени Торайя христиане, но они помнят веру своих предков. Похороны в племени проводят очень пышно, делают огромные пожертвования, забивают больше десяти буйволов и свиней. Все жизнь семьи копят на достойные похороны, никогда об этом не забывая, такова вера и стиль жизни. Бывают случаи, когда тела мертвых лежат в их доме много лет после смерти, Иногда тела покойников хранятся в доме в течение многих лет после их смерти. Отношение к лежавшему умершему его родственников расценивается как к больному, а не мертвому. Все это время, пока он лежит, родня копит деньги, ведь достойные индонезийские похороны должны пройти с приглашенными людьми, их должно быть не менее двухсот. Если приглашают туристов, тогда обязательным для них одеяние в красные или черные одежды. Только самые богатые и зажиточные семьи могут позволить себе похоронить родственника в земле, это крайне дорого и почти недоступно для рядового гражданина.

Как выглядит кладбище в Индонезии знает весь мир. Гробницы располагаются на скале, кто богаче хоронит в гробах, кто беден, выбивает нишу в скале и кладет в нее останки. Среди таких скал есть самые востребованные, издалека, где то похожи на наши колумбарные ниши.

Еще, недалеко от места погребения обычно ставят тау-тау –резанное чучело из дерева натурального размера, которое олицетворяет мертвого. В древности по тау-тау можно было узнать только пол умершего, но сейчас резчики тау-тау делают чучело максимально похожим на мертвого. Тау-тау обычно ставят в резных нишах, похожие на наши лоджии, чтобы дух погребенного мог смотреть на потомков. Но, такие статуэтки сейчас добыча воров, их покупают туристы. Чтобы избежать кражи родственники оставляют тау-тау в доме умершего. Гробы с умершими, которым нет места в скале, вешают прямо на скалу. Они разукрашивают гроб геометрическими формами, сначала все красиво, но с годами, дерево гроба сгнивает, кости мертвецов становится видно. Жутко, если честно..

Бедные могут похоронить своего родственника в гроб к уже умершим предкам. Экономно хоронить в одном гробу, веревки, держащие гроб через время обрываются, полусгнившие гробы валятся к подножью скалы, останки так и остаются валятся, никто не приходит и не чинит, не восстанавливает. Так принято, об этом не беспокоятся.

Если умирает ребенок, для его похорон используют специальное много вековое дерево. Его так и называют "Детское дерево". В таких деревьях хоронят малышей, у которых на день смерти еще не прорезались зубки, детку окутывают в тканную простынь, делают дупло в дереве и помещают тело в него. Опечатать дупло считается правильным. Вырубленные ссадины на дереве, при выдалбливании дупла зарастают, это как раз то время, когда дерево поглощает ребенка.

Необычный обряд племени Тораджа в Индонезии

Живописный горный район Южной Сулавеси в Индонезии является домом для этнической группы под названием Тораджа. Большее число ее членов живут в регентстве Тана Торая или "земля Тораджи" в центре острова Сулавеси, в 300 км к северу от Макассар, столицы провинции Южный Сулавеси.

Эти люди практикуют анимизм - мнение, что все не человеческие существа, такие как животные, растения и даже неодушевленные предметы или явления обладают духовной сущностью. Племенем были разработаны некоторые из самых сложных погребальных обрядов в мире.

Они включают в себя дерево погребения, отведенное для младенцев, умерших до прорезывания зубов, выставление напоказ мумий умерших десятилетия назад родственников.

Похоронные обряды Тораджа являются важными социальными событиями и поводом для сбора всей семьи. Эти события длятся в течение нескольких дней. Когда представитель Тораджа умирает, члены семьи умершего должны провести серию ритуальных церемоний, известных как Rambu Soloq, в течение многих дней.

Но обряды происходят не сразу после смерти, потому что типичной семье Тораджа часто не хватает средств, необходимых для покрытия похоронных расходов. Так они ждут - недели, месяцы, а иногда и годы, медленно накапливая средства. В течение этого времени умершего не хоронят, а бальзамируют и хранят в традиционном доме под одной крышей со своей семьей. До окончания церемонии похорон, пока труп не будет погребен, он не считается умершим, а лишь страдающим от болезни.

После того, как накоплено достаточно средств, начинаются обряды. Во-первых, забивают буйволов и свиней, сопровождая это музыкой и танцами, во время которых молодые парни должны брызнуть кровью из длинных бамбуковых трубок. Не редко в жертву приносят десятки буйволов и сотни свиней. После жертвоприношения мясо распределяется среди гостей.

Затем идет фактическое захоронение, но члены племени Тораджа редко закапывают покойника в землю. Они располагают его или в пещерах вырытых в скалистом склоне горы, или в деревянных гробах, которые висят на скале. Могила, как правило, стоит дорого и уходит несколько месяцев на ее приготовление.

Резные чучела, называемые Тау Тау, представляют покойного и обычно помещаются в пещере так, чтобы они глядели на землю. Гробы красиво оформляются, но со временем дерево начинает гнить и отбеленные кости умерших часто падают на дно подвесного могильника.

Младенцев не хоронят в пещерах или подвесных гробах. Их размещают внутри полых живых деревьев. Если ребенок умирает прежде, чем у него начали прорезываться зубы, его заворачивают в ткань и помещают в выдолбленные пространства внутри растущего дерева. Отверстие затем герметизируют и дерево начинает заростать, поглощая мертвого ребенка. Десятки детей может быть похоронены в стволе одного дерева.

После захоронения гости пируют и возвращаются в свои дома, но ритуалы на этом не заканчиваются. Раз в несколько лет, в августе, проводится ритуал Ma"Nene, во время которого органы умерших эксгумируют для стирки, а мертвецов одевают в новую одежду и проносят вокруг деревни как зомби.