Детские сады в ссср.

У каждого рожденного в Советском Союзе свои воспоминания о детстве. И, пожалуй, одни из самых ярких (причем, не всегда положительных) – воспоминания о детском садике. Кто-то вспоминает детский сад с удовольствием и светлой ностальгией; у кого-то он ассоциируется с ненавистной манной кашей, обязательным дневным сном в самое интересное время суток и хождение строем даже в туалет. Тем не менее, детские сады в СССР запомнились каждому, кто их посещал – ведь они были неотъемлемой частичкой советского детства.

Историческая справка

Детские дошкольные учреждения – ясли и сады – существовали и в царской России. Правда, исторические сведения о первом детском садике в разных источниках расходятся. По одним источникам первый детский сад был открыт в Петербурге в 1816 году. Другие называют более позднюю дату – 15 мая 1837 года: в этот день при Демидовском доме трудолюбия были открыты дневные детские комнаты, где матери-работницы могли оставить детей под присмотром нянечек. Третьи источники называют датой появления детских дошкольных учреждений 1880 год, когда при Раменской текстильной фабрике открылись первые ясли для детей ее сотрудниц. Аналогичное заведение на селе появилось еще позже: в 1896 году в пермском губернском земстве.


В СССР детские ясли и сады открывались по всей стране с первых лет его существования: молодому советскому государству требовались миллионы рабочих рук, в том числе и женских. Поэтому проблемы «с кем оставить ребенка молодой работающей маме» практически не существовало – ее успешно решали повсеместно открываемые детские сады и ясли.Кроме того, дошкольные учреждения были начальной ступенью системы , гарантированного Конституцией каждому советскому гражданину.

Отметим, что до середины прошлого века это были отдельные учреждения: в ясли принимали детей с двухмесячного возраста (когда у мамы заканчивался оплачиваемый декретный отпуск) до 3 лет, в садик – с 3 до 7 лет. И только в 1959 году детские ясли и сады были объединены в одно учреждение, для которых Министерством образования была разработана единая программа воспитания и обучения по принципу «от простого к сложному». Классический ясли-сад состоял из семи групп – трех ясельных и четырех детсадовских: младшей, средней, старшей и подготовительной. Правда, ясли как отдельное учреждение еще оставались до середины 70-х годов в сельской местности.


Частных детских садов в СССР не было, все они были государственными (муниципальными) либо ведомственными (принадлежащими какому-то предприятию: заводу или фабрике). Курировали их местные органы образования и здравоохранения. Причем государство не только повсеместно строило детские дошкольные учреждения, но и несло львиную долю расходов по обеспечению воспитательного процесса. Игрушки, книги, мебель, посуда и все остальное закупалось в необходимом количестве и регулярно обновлялось. О каких-либо поборах «на шторы» или иные «нужды», процветающих в современной России, не было и речи. На плечи родителей ложились лишь частичные расходы на детское питание, которые рассчитывались, исходя из совокупного размера заработной платы мамы и папы. А малообеспеченные и многодетные семьи полностью освобождались от платы за детский сад.

Детсадовские будни


Утро в советском детском садике начиналось с обязательной зарядки под бубен. Размявшись и окончательно проснувшись, малыши садились завтракать. Утреннее меню не отличалось особым разнообразием: молочная каша (чаще всего – манная, которую многие дети терпеть не могли), булка с маслом и сыром и какао. После завтрака воспитатели проводили занятия соответственно возрасту. В числе обязательных занятий, разработанных Министерством образования, были музыка, рисование, лепка, конструирование, счет, изготовление поделок и аппликаций, знакомство с окружающим миром, физкультура. И, конечно же, чтение детских книг воспитателем. Последнее действо выходило далеко за рамки обязательных занятий: воспитатели читали книги и рассказывали сказки в любую свободную минуту. Одни – из искреннего желания привить малышам любовь к книге и народному творчеству, другие таким образом обеспечивали дисциплину в группе. Как бы там ни было, к семи годам советские дошкольники наизусть цитировали длиннющие произведения Чуковского, Михалкова, Маршака, с удовольствием пересказывали и инсценировали сказки, а многие уже самостоятельно читали любимые книги.



После занятий – прогулка. Гуляли детсадовцы на специальных участках возле садика, оборудованных качелями, горками, лесенками, столами, скамеечками и обязательными беседками на случай дождливой погоды. Прогулка, как и занятия, была неотъемлемой частью режима дня, установленного в детских дошкольных учреждениях. Не гуляли малыши только в сильные морозы.

Вернувшись с прогулки, проголодавшиеся дошкольники принимались за обед, который уже ждал их на столах. Состоял детсадовский обед из трех блюд: супа, второго блюда и компота из сухофруктов или киселя. Надо сказать, кормили в детских садах вкусно, готовили качественно. Один из главных советских принципов «Все лучшее – детям!» соблюдался здесь неукоснительно.

Затем начинался самый неприятный момент в жизни воспитанников детского сада: тихий час. Спать днем дети не любили, особенно летом, когда вовсю пекло дневное солнце и хотелось бегать, прыгать и играть, а не валяться в кровати. И чем старше они становились, тем сложнее было воспитателям уложить и усыпить маленьких непосед. Тем не менее, дневной сон в детском саду был обязательным. И здесь тоже приходила на выручку книга: спокойный голос воспитателя, читающего Пришвина или Бианки, в конце концов, усыплял даже самых отъявленных озорников.



После тихого часа следовал полдник, который состоял из молока или кефира с булочкой или печеньем. Затем воспитатели занимали детей играми, разучивали с ними стихи и песни к праздникам, коротая время до ужина. На ужин подавалось горячее второе блюдо: рыба с гарниром, творожная запеканка или омлет и сладкий чай. После ужина детей начинали потихоньку разбирать родители: в теплое время года – с участка, в холодное – из группы.

На лето ведомственные детские сады переезжали на загородную дачу, однако и там режим дня оставался неизменным.


Как видите, жизнь в советском детском саду была подчинена строгому режиму, который нравился далеко не всем детям. Случалось, что малыши бурно протестовали против необходимости есть по утрам манную кашу, пить молоко с противной пенкой и спать, когда не хочется. Иногда доходило и до побегов из детского сада. (Автором этих строк, например, дважды предпринимались попытки сбежать: один раз попытка оказалась неудачной – засекли у ворот детского сада и водворили в группу. Второй раз мне удалось не только выйти за пределы участка, но и самостоятельно доехать на трамвае до дома – родители схватились за сердце) . Но было в садике и то, ради чего стоило забыть обо всех неприятных моментах – это , посвященные тому или иному празднику. Их ждали, к ним тщательно готовились, их вспоминали долгие годы. Многие рожденные в СССР помнят их и по сей день. А вы помните?

Сейчас многие представители определенного поколения обожают говорить о том, насколько при СССР жить было лучше, чем нынче. И вот в одном из таких споров всплыл интересный аспект "совкового счастья" — на пожухлом бланке из тех старых времен, когда крошечных советских детишек, оказывается, сдавали в ясли, буквально не вынимая из младенческих пеленок.

Соответствующая дискуссия — по вопросу о том, в каком возрасте ребенка можно (слово "нужно" здесь вообще употребляется весьма условно) отправлять в ясли, — развернулась недавно в ЖЖ. Кто-то делился собственным давним и весьма смутным опытом посещения яслей, некоторые молодые мамы примеряли советские порядки на своих детишек, но в общем и целом народ сошелся во мнении о том, что, как ни парадоксально, нынешние россиянки имеют гораздо больше возможностей продлить личное участие в воспитании ребенка, чем их предшественницы из Союза или современные жительницы некоторых западных стран.

В СССР больничный, предоставляемый женщине после рождения ребенка, заканчивался как раз по достижении им двухмесячного возраста. Матери, соответственно, пора было выходить на работу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Разумеется, многие всеми силами старались как можно дольше отсрочить отправку своего крошечного чада в ясли: родители поочередно оформляли отпуска и сидели с младенцем, сдавали ребенка на попечение бабушкам и дедушкам… Но в полгода большинство советских детей уже обретались в казенном учреждении.

В этом разделе:
Новости партнеров

Судя по комментариям в блогах, нынешним российским мамашам такое положение дел кажется звериным оскалом капитализма, вынуждающего несчастную женщину отрывать дитя от груди и идти на поклон к золотому тельцу. Хотя, как известно, оскалился капитализм в России много позже — и, тем не менее, по срокам сдачи детей в ясли сейчас ситуация отнюдь не такая жесткая, как была в СССР. Да ради бога, мамаши, можете холить и лелеять своих отпрысков хоть до школьной скамьи. В детское дошкольное учреждение берут только полуторагодовалых (по достижении ребенком этого возраста заканчивается выплата пособия), а на практике, учитывая пресловутую очередь, повезет, если удастся пристроить двухлетку. При этом про размер пособия и источники дохода в течение временного промежутка между окончанием выплат и возвращением на работу после отправки дитяти в садик лучше вообще речь не заводить — грустно до отчаяния.

"Может, ясли все-таки не такое уж и зло, а для некоторых — хороший выход: родила, больничный отсидела, потом ребенка в ясли, сама на работу? Понятно, что от хорошей жизни так никто не сделает. Но это выход, пусть и не самый элегантный ", — пишет автор блога "Мемуары будущей свекрови ".

Вопреки подозрениям скандализованных комментаторов, советские ясли не представляли собой подобие "обезьянника" с металлическими игрушками, прибитыми к полу. Был большой манеж с деревянными бортиками, где под присмотром нянечек в меру своего темперамента и прочих свойств личности резвились малолетние граждане Советского Союза. Утром родители сдавали свое чадо в ясли в своей, "домашней" одежке, потом следовало переодевание в казенное бельишко, а по окончании дня — обратный процесс. То есть, получается, частично решалась весьма актуальная для советского быта стирка пеленок (памперсов ведь тогда еще и в помине не было).

Конечно, трудно отрицать, что социализировать ребенка действительно впору лет с двух, а до этого пусть себе растет и развивается, образно выражаясь, у мамы за пазухой. Но подобные педагогические рассуждения, как показывает та же блогерская дискуссия, — удел тех, кто-либо может себе позволить пару лет не работать, либо вовсе лишен такого выбора. Запад, на который мы с постсоветских времен так полюбили равняться, живет именно по таким вот достаточно жестоким правилам: педагогические соображения схлопываются под прессом экономических, и детишки отправляются в ясли чуть ли не прямо из роддома.

Как раз так обстоит дело в прогрессивных Соединенных Штатах, где ребенка могут зачислить в ясельную группу уже с рождения, а сдавать его туда маме разрешается через несколько недель после родов. Оплачиваемого декретного отпуска как такового не существует. Получается, дошкольное учреждение выполняет функцию традиционных русских бабушек, которым особо рвущиеся на работу родительницы сплавляют своих младенцев. Конечно, казенный дом не способен заменить члена семьи, но в финансово безвыходной ситуации лучше что-то, чем ничего.

Старая плёнка с барахолки.
Сам негатив в очень плохом состоянии, эмульсионный слой осыпается в виде серой пыли.
На коробке в которой хранилась плёнка надпись - обработать до декабря 1952.
По времени снимки сделаны в интервале 1951-1952 г.г.

1.Стрелка Васильевского Острова, на заднем плане хорошо виден мост Строителей (Биржевой).
В то время он выходил в створ Зоологического переулка.
В 1957—1960 годах во время реконструкции Биржевого моста был смещён с оси Зоологического переулка на 70 метров вниз по течению, после чего было засыпано прилегавшее к мосту мелководье, и на его месте образованы новые подъезды к мосту и предмостовая площадь


2. Колонна демонстрантов ближе, хорошо виден портрет Молотова.


3. Стрелка Васильевского Острова, на заднем плане Петропавловская крепость.

4. Стрелка Васильевского Острова

5. Стрелка Васильевского Острова, у воды.

6. Зоологический переулок.


7. Снимок сделан, где-то на Петроградке.

8.


9. Думаю, что мужчина в кепке это фотограф, на кадрах плёнки он больше не встречатеся.


10. На Кировском проспекте, на заднем плане виден дом 3 по Каменноостровскому проспекту.


11. Проспект Максима Горького, по зданию (построено в 1951 году) в правой половине кадра удалось определить примерную дату фотосъёмки.
В левой половине видно здние легендарной общественной уборной.
В конце XIX — начале XX века на Кронверкском проспекте, на том самом месте, где сегодня, пренебрегая подземным переходом, тысячи людей пересекают проезжую часть, направляясь к станции метро «Горьковская», по заказу купца Александрова архитектор А. И. Зазерский возвёл шикарный общественный туалет в виде особняка — с башенками, шпилями и узорной кладкой.
Согласно легенде, этот купец влюбился в благородную даму, однако та не принимала его ухаживаний, но и не отвергала их, держа его на расстоянии.
Тогда оскорблённый купец решил отомстить ей.
А поскольку она жила на Каменноостровском проспекте, Александров и поставил на свои деньги этот туалет — точную копию загородной виллы баронессы.


12. Вид с Кировского на пр. М.Горького, 5, за лозунгом дом Особняк Кшесинской


13.


14. Демонстранты идут по Кировскому проспект, на заднем плане виден Петропавловский собор.


15. Ул. Куйбышева, справа виден Дом политкаторжан .


16.На Петроградской набережной


17. Демонстранты идут по Петроградской набережной, по правую руку мост Свободы (Сампсониевский)
Сейчас это место изменилось до неузнаваемости.


18. Демонстранты на проспекте К.Маркса, у дома 18.


19. Проспект К. Маркса дом 20


20. Проспект Карла Маркса, сейчас на этом месте находится НИИ "Гидроприбор"


21. Этот и следующий снимки сделаны возле т.н. фабрики-кухни Выборского района.


22. Угловой здание на зднем плане это нынешний дом 38 по Сампсониевскому проспекту, сейчас выглядит так .
Оно было перестроено, с торца достроен дом 40 с которым оно было объединено общим фасадом.


23. Вид вдоль ул.Смолячкова от входа в клуб завода "Комсомольской Правды" в сторону проспекта.
Слева угловой дом на пр.Карла Маркса, там был гастроном - см. вывеску.


24.

25. Кадр не очень качественный, но пусть будет.

Сейчас сложно представить, однако еще несколько десятилетий назад у нас была совсем другая страна, в которой родились мы и наши родители, и жизнь в которой была совсем иной. Наши мамы и бабушки не знали такого понятия, как "контрактная беременность", и им было недоступно современное медицинское оборудование и те, привычные на первый взгляд вещи, которыми мы пользуемся ежедневно. Однако они беременели, рожали и воспитывали детей - так, как позволяли условия, диктовало время и как подсказывало сердце.

ДЕКРЕТ

Само понятие декретного отпуска в СССР впервые возникло в 1917 году, когда
Советом народных комиссаров (СНК) был принят Декрет «О пособии по беременности и родам». Надо сказать, что отпуск по уходу за ребенком в СССР был значительно короче современного, и в разные годы составлял от трех месяцев до полугода (максимум): в 2-3 месяца малышей полагалось отдавать в ясли.

Лишь в конце 70-х годов, декрет "подрос" до полутора лет. Многие советские врачи-педиатры считали (и, надо сказать, до сих пор бытует такое мнение), что у детей долгосрочная память формируется только с 3-х лет, поэтому материнское присутствие хотя в целом и полезно для ребенка, но вовсе не обязательно. О том, что у младенца есть острая необходимость в тесном физическом контакте с взрослым, и о таком понятии как детская депривация задумываться не приходилось - стране требовались работники.




"На обед к матерям",
В 1936 году знаменитая сталинская Конституция торжественно провозгласила: "В СССР решена задача огромной исторической важности - впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин". Пафосной формулировкой выражалось следующее:
женщины работали наравне с мужчинами, и если наступала беременность, то никаких поблажек и льгот работница не получала. Роль женщины, -матери и работницы, - в советском обществе стала главенствующей.

Лишь в годы хрущевской "оттепели" ситуация стала меняться, и женщины получили некоторые "послабления": в 1955
году вновь был легализован аборт, а в 1965 году - значительно облегчена процедура развода, в 1967 году - отрегулировано положение с алиментными обязательствами. А в 1968 году впервые в истории советского законодательства был издан документ, который говорил не столько о долге и обязанностях женщин, сколько об их "правах", и подчеркнуто акцентировал такие понятия как "счастливое материнство и детство" и "поощрение материнства".

Грудное вскармливание оставалось основным условием для здорового развития ребенка, поэтому кормящим матерям предоставлялись специальные перерывы в рабочем дне, чтобы сходить, к примеру, в ясли, и покормить свое чадо. Зачастую женщине приходилось так "отлучаться" по 2-3 раза в день, и сегодня, когда многие из нас работают не то что вдали от дома, а вообще в других городах, сложно представить подобные "перерывы на еду".

Считалось, что ясельный уход и воспитание если и не превосходят домашнее, то уж точно не уступают, поскольку там работают квалифицированные нянечки и медсестры;
тем не менее, несмотря на такую "удобную" и "рациональную" ясельную систему, многие молодые мамы искали любую возможность, чтобы своего кроху туда не отдавать: на помощь приходили, равно как и сегодня, бабушки, дедушки и наемные няньки.


БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ


"Дети — наша смена, будущие строители коммунистического общества. Вырастить новое поколение здоровым, жизнерадостным и энергичным - одна из главнейших задач нашей социалистической Родины." - манифестировала популярная в 60-х годах книга "Курс лекций для беременных женщин". Издание было нацелено на просвещение советских женщин репродуктивного возраста - там детально объяснялось, как соблюдать гигиену во время беременности, правильно питаться, ухаживать за новорожденным, а также давало основные представления об анатомии и физиологии женщины и ребенка.В советское время не было такой мощной информационной поддержки, которую сегодня может получить каждая беременная - в женской консультации, на специальных курсах и семинарах, у психолога, да и попросту в интернете. Однако при роддомах имелись специальные группы, где велись занятия для беременных женщин. Такие курсы были доступны далеко не для всех - к примеру, в колхозах женщины попадали в роддом только перед родами, а то и вообще рожали на дому, что было еще весьма распространено. Специально для них в 1936 году был издан информационный плакат "Памятка беременной колхозницы", который подсказывал женщине, как изменить свой образ жизни во время беременности.


Плакат "Памятка беременной колхозницы", авторы:
Карманова Е.Г. и Гранат Н.Е.Текст плаката был следующим:
1) При задержке месячных - явиться к акушерке в колхозный родильный дом и затем аккуратно приходить по ее назначению.
2) Отпуск до и после родов использовать для отдыха. Допустима лишь легкая домашняя работа с разрешения акушерки.
3) Тщательно следить за чистотой своего тела, белья и одежды. Мыться в бане не реже 3 paз в месяц; в последние месяцы беременности избегать слишком горячей бани. Тщательно следить за зубами: утром и на ночь чистить щеткой, после каждой еды полоскать рот теплой водой.
4) Спать не менее 8 часов. Перед сном хорошо проветривать комнату.
5) Со второй половины беременности и особенно в конце беременности пища должна быть главным образом растительной и молочной. Спиртные напитки и курение - воспрещаются.
6) Одежда беременной должна быть свободной. Необходимо носить панталоны. Круглые подвязки вредны. Носить боковые на поясе. Со второй половины беременности носить бандаж.
7) При появлении родовых болей (схваток) немедленно ехать в родильный дом.


Гимнастика в роддоме

При коммунистическом режиме все роддома имели равные предписания относительно методов приема родов - всюду существовали единый режим и система запретов. То есть, если сейчас каждая женщина имеет право решать - довериться бесплатной медицине, или, заплатив энную сумму, рожать в отдельной палате с личной акушеркой, то в советское время альтернативных вариантов не было.

Леви в своей книге «История родовспоможения в СССР» пишет: «...особенность советской системы родовспоможения заключается в том, что родильная помощь планируется в общегосударственном масштабе. В основу планирования родовспоможения положены методика и нормативы, утвержденные Народным Комиссариатом - ныне Министерством Здравоохранения Союза ССР. Все это обеспечивает учреждениям родильной помощи единую структуру, единое руководство и контроль за выполнением плана и однородные методы работы...»


Плюсы у таких "однородных методов" безусловно были, - в частности, это неустанный контроль за работой медучреждений, и гарантия того, что необходимая (бесплатная) медицинская помощь роженице будет оказана в полном объеме квалифицированным специалистом. При этом главной проблемой родовспомогательных учреждений, которая благополучно перешла к нам по наследству, было плохое финансирование.

Уже в начале 80-х в СССР стали появляться кружки и неофициальные организации, пропагандирующие моду на "естественные роды". В воде, например, на природе или дома. Одним из идейных вдохновителей этого течения был физиолог Игорь Чарковский, создавший клуб "Здоровая семья". Советское правительство всячески боролось с подобными "вольнодумцами", и, надо сказать, весьма преуспевало в этом. Сегодня Чарковский живет в Америке, и хотя не раз был обвинен в преступных действиях в отношении рожениц, благополучно продолжает исповедовать "мягкие" роды в воде.

Игорь Чарковский, клуб "Здоровая семья"


Водная терапия для новорожденного




Отдельно хотелось бы сказать о процедуре УЗИ. Сегодня, заплатив порядка двух тысяч рублей, каждый человек сможет получить ультразвуковое исследование любого органа, а беременная женщина уже после 12 недели может узнать пол будущего ребенка. Советская медицина до определенного периода такими возможностями не располагала, и пол ребенка, как и многие патологии, определяли "на глаз": ручным осмотром и прослушиванием живота специальной трубкой. Первое отделение ультразвука было создано на базе Акустического института АН СССР под руководством профессора Л. Розенберга в 1954 году, и лишь с конца 80-х УЗД начала постепенно внедряться в советскую медицину. О достоверности снимков говорить не приходилось.


"ЧТО ПОЧИТАТЬ?"

Этот вопрос не теряет своей актуальности для беременных женщин и многих молодых мам по сей день. Что бы почитать такого полезного, что даст ответы на все волнующие вопросы в отношении малыша? Однако если современный рынок буквально атакует нас предложениями: специальной литературы о материнстве и детстве сегодня море, то советский период едва ли мог похвастать таким изобилием.
Более того, издания, выпущенные для молодых мам были несколько специфическими - написаные науокобразным кондовым языком, они нередко обескураживали пугающими подробностями.

К примеру, в написанных в 20-е годы книгах по уходу за детьми смерть выступает в роли стартовой точки для разговора. «Почему болеют и умира­ют маленькие дети, и как защитить их от болезни и смерти» (автор - извест­ный Ленинградский педиатр Николай Альтгаузен) было вполне типичным на­званием книги по уходу за детьми того времени. Согласитесь, звучит жутковато, однако существующие реалии диктовали правила игры: детская смертность была очень велика.

Одним из значительных изданий до- и послевоенного времени стала «Книга матери (Как вырастить здорового и крепкого ребенка и сохранить свое здоровье)», целью которой было «стать школой матерей для тысяч и тысяч женщин». Беременность и уход за ребенком рассматривались в ней как тоже своего рода работа, производительная деятельность на благо советского общества. Главной ее мыслью было то, что младенческая смертность преодолима при соблюдении простых правил - кормление грудью минимум до года, свободное пеленание(!), доступ свежего воздуха, чистота тела и окружения малыша.




Еще одним авторитентым изданием считался учебник профессора педиатрии Георгия Сперанского «Ребенок раннего возраста: книга для родителей» (Медгиз, 1941). Однако поразительно то, что написанная советским специалистом, книга абсолютно не соответствовала реалиям советской жизни. К примеру, Сперанский рекомендует такой способ стирки детского белья:


«... белье замачивают в холодной воде, а затем в течение 3-4 ча­сов кипятят в котле, или в баке, положив на каждое ведро воды 400 грамм мыла, 50 г соды и 2-3 столовых ложки керосина. После вы­варивания в этой жидкости белье несколько раз прополаскивают в холодной воде и просушивают. Сушить белье лучше всего на от­крытом воздухе. Высушенное и прокатанное белье гладят горя­чим утюгом с той и другой стороны, что является для белья хоро­шей дезинфекцией».

Это при том, что в стране почти не было газовых или электричес­ких плит, а также большая часть городского населения жила в коммунальных квартирах, где варка пеленок по 4 часа на общей кухне была весьма проблематична.




Выдающийся советский профессор педиатрии Георгий Сперанский (
7 февраля 1873 - 14 января 1969 г. г.)

Общим местом для всех этих пособий являлось то, что хотя беременность и роды объявлялись процессом естественным, все же постулировалась необходимость для матери быть под постоянным контролем меди­цинской системы, беспрекословно выполнять советы специалистов, и всегда и во всем опираться на медицинское знание, и никогда - на советы родствен­ников, других матерей или «бабок».

В 60-х годах стали появляться популярные книги по домоводству, которое давали простые и доступные советы женщинам: как использовать продукты в косметических целях, как готовить диетическую еду для малыша, давались выкройки одежды и т.д.

Иллюстрация к "Домоводству" 1957 года, издательство Сельхозгиз

Одновременно с этим приобретает сумасшедшую популярность концепция воспитания от американского педиатра Бенджамина Спока. Его книга "Ребенок и уход а ним" была в каждой семье, и многие до сих пор обращаются к ней за советом. Что же такого особенного предложил Спок? Весь секрет в том, что американец впервые сказал советской матери , что воспитание детей - это не тяжелый труд, требующий неукоснительного выполнения многих достаточно серьезных правил, а удовольствие! Что, воспитывая детей, можно, наконец, расслабиться и ориентироваться, в основном, на свои внутренние ощущения, а не на знания предшествующих поколений или мнение специалистов. В общем, доктор Спок предложил родителям полную свободу от всех известных правил, выпустив, как потом оказалось, нового джинна из бутылки.