Духовные искания князя андрея. Духовная эволюция Андрея Болконского (по роману Толстого «Война и мир»)

Общая характеристика Андрея

Андрей Болконский, один из любимых персонажей Льва Толстого, предстает перед читателем практически в начале романа. Характеристику Болконскому в романе «Война и мир» Толстой дает как одаренной натуре с богатым внутренним миром и обостренным чувством чести. Болконский – человек незаурядного ума, склонного к постоянному анализу как внешних, так и внутренних, душевных, событий. Не чуждый эгоизма вначале произведения, князь Андрей тяготеет к государственной деятельности, он жаждет славы и признания – но не для себя, а для блага русского народа. Этот запутавшийся, потерявший внутренний ориентир, но глубоко честный патриот и настоящий дворянин на протяжении всего произведения ищет себя самого, смысл жизни, ответы на те непростые вопросы, которые ставит перед ним текущая ситуация.

Первое описание Болконского в романе «Война и мир» говорит разом и о внешности, и о внутреннем мире героя: «… Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой…». Однако он не вписывается ни в светское общество, ни в собственную семью. А все потому, что Андрей, как человек чести, не может стать частью мира, которым правят притворство, наигранность и ложный патриотизм. В отличие от окружающих его «манекенов» в красивых нарядах. Жену свою, которую наши современники назвали бы «светской львицей», он считает куклой без души и мозга.

Начало пути. Эгоизм и стремление к славе

В первых главах романа князь Андрей всеми фибрами души жаждет личной славы на военном поприще. Ради этого глубоко эгоистичного устремления он готов принести в жертву все: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». Кумир молодого человека – Наполеон.

Именно эти стремления и надежды толкают Андрея к поступлению на военную службу. Он становится адъютантом Кутузова. В решающий момент юноша бросается в гущу Аустерлицкой битвы, размахивая поднятым с земли знаменем – и практически унимает панику в рядах русской армии, увлекая в атаку целый батальон. В этот момент мы видим Андрея настоящим, без налета разочарования и неприятия окружающей действительности, которым он был покрыт дома с головы до пят. Это истинный патриот своей Родины, настоящий дворянин и человек чести. Ему не ведомы страх и сомнения, когда речь идет о защите интересов государства. Он каждой клеточкой тела хочет служить Отчизне. А еще этот эгоист жаждет всенародной любви и признания, хочет стать героем – но это уже лично для себя.

Андрей получает тяжелую рану – и все его честолюбивые устремления летят в тартарары. Истекая кровью на поле битвы, он смотрит в небеса – и понимает ценность жизни: «Как же я не видел раньше этого высокого неба?

И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». А спустя некоторое время повергается в прах и образ его героя: мужчина видит, как Наполеон, злорадно ухмыляясь, разглядывает поле битвы, откуда доносятся стоны раненых и умирающих.

«Нет, жизнь не кончена в 31 год!»

Изменившийся Андрей больше не может воевать. Он возвращается домой, но только для того, чтобы понести горечь утраты (его жена умерла при родах, оставив князю сына Николеньку) и снова запутаться. Болконский решает отныне всего себя посвятить родным, жить только для них. Но его стремление служить никуда не девается. Встретившись с Пьером Безуховым, мужчина понимает, что служить людям и Родине можно не только на войне.

Болконский перестает ограничивать себя рамками родового гнезда, он стремится вносить свой вклад во все проекты, осуществление которых пойдет на благо русскому народу и стране. Приехав в Петербург, он присоединяется к кругу Сперанского и участвует в проекте отмены крепостного права в стране. Но… На одном из столичных балов мужчина встречает юную Наташу Ростову – и вспоминает о самом ценном, что есть в жизни каждого человека: о любви, счастье и семье. Что приводит к разочарованию в Сперанском и в государственной деятельности вообще.

В отношениях с этой молодой, веселой и наивной девушкой сухой и черствый Андрей познает ценность каждого мгновения жизни и счастье быть любимым – но даже это не может «испарить» его эгоизм. Андрей откладывает их свадьбу на год, а когда Наташа изменяет, не может ее простить и снова идет на войну. Почему? Потому что здесь, как ему кажется, его ценят, здесь он может служить таким понятным и таким правильным идеалам патриотизма и героизма.

Достигших идеала забирает Бог…

Андрея смертельно ранят. Практически до последнего вздоха этот мужественный человек цепляется за жизнь: «Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух». Однако, услышав тяжелые шаги старухи с косой, он покоряется судьбе: перестает бороться, не желает никого видеть, утрачивает всякую надежду.

Как ни горько, но смерть героя занимает важное место в характеристике Андрея Болконского. Потому как этот неустанно ищущий свое место в жизни глубоко одаренный и высокоморальный человек к концу жизни стал практически святым: всех любил, всех простил. Достигнув таких духовных высот, он просто не смог бы дальше выносить те жестокие разочарования, которые неустанно готовил ему насквозь прогнивший и оттого даже какой-то ненастоящий высший свет.

Тест по произведению

Один из главных образов романа «Война и мир» великого русского гуманиста Льва Николаевича Толстого - Андрей Болконский - является примером аристократа, обладателя самых лучших черт, которые только могут быть свойственны человеку. Нравственные искания Андрея Болконского и его отношения с другими персонажами только служат явственным доказательством того, что автору удалось воплотить в этом силу воли и реалистичность.

Общие сведения

Будучи сыном князя Болконского, Андрей многое от него унаследовал. В романе «Война и мир» он противопоставляется Пьеру Безухову, который более романтичен, хотя и обладает сложным нравом. Младший Болконский, работающий с полководцем Кутузовым, резко негативно относится к вятскому обществу. В своей душе он таит романтические чувства к Наташе Ростовой, чья поэтичность покорила героя. Вся его жизнь - это путь исканий и попыток найти мировоззрение простого народа.

Появление

Впервые этот герой появляется на страницах романа «Война и мир» уже в самом начале, а именно на вечере Анны Павловны Шерер. Его поведение явно свидетельствует о том, его не то что не прельщает, а в самом прямом смысле отталкивает, и он не находит здесь ничего приятного. Он совершенно не старается скрыть, насколько разочарован в этих манерных, лживых речах, и называет всех посетителей подобных собраний «глупым обществом». Образ князя Андрея Болконского является отображением человека, который разочарован в лжеморали и которому претит манера фальшивости, царящая в высших кругах.

Князя не прельщает подобное общение, но намного сильнее он разочарован тем, что без светских бесед и поверхностных людей не может обойтись его супруга - Лиза. Он здесь только ради нее, ведь сам чувствует себя чужим на этом празднике жизни.

Пьер Безухов

Единственным человеком, которого Андрей может считать своим другом, близким ему по духу, является Пьер Безухов. Только с Пьером он может быть откровенен и без всяких ужимок признается ему, что такая жизнь не для него, что ему не хватает остроты, что он не может полностью самореализоваться, используя заложенный в нем неиссякаемый источник жажды настоящей жизни.

Образ Андрея Болконского - это облик героя, не желающего оставаться в тени за спинами своих сослуживцев. Он хочет совершать серьезные поступки и принимать важные решения. Хотя у него есть возможность остаться в Петербурге и стать флигель-адъютантом, он желает намного большего. В преддверии серьезных сражений он отправляется в самое сердце боевых действий. Такое решение становится для князя лечением его длительного недовольства собой и попыткой достичь в жизни чего-то большего.

Служба

В армии князь ведет себя не совсем так, как поступили бы многие, если бы оказались на его месте. Он даже не думает о том, чтобы сразу получить высокую должность, пользуясь своим аристократическим происхождением. Он преднамеренно хочет начать свою службу с самых низких должностей в армии Кутузова.

В своих стремлениях князь Андрей Болконский резко отличается не только от представителей высшего общества, оказавшихся на войне, но и от обычных служащих, которые во что бы то ни стало желают заполучить вожделенный высокий пост. Их основная цель - регалии и признание, независимо от того, насколько они окажутся полезными и насколько храбро поведут себя в бою.

Не чуждо тщеславие и Болконскому, но выражается оно совершенно иначе. Князь Андрей Болконский ощущает, что он в какой-то мере ответственный за судьбу России и народа. Особенно на него повлияли Ульмское поражение и появление генерала Мака. В этот период в душе героя происходят важные перемены, которые скажутся на всей его будущей жизни. Он почувствовал себя «в своей тарелке» и понял, что именно в армии может реализовать свой мощный потенциал. С его лица исчезла скука, по всему его виду стало понятно, что князь полон энергии, которую желает направить на достижение своих целей, то есть на защиту российского народа.

Князь становится честолюбивым, он желает совершить подвиг, чтобы его имя было запечатлено в истории на многие века. Кутузов доволен своим служащим и считает его одним из лучших офицеров.

Жизнь Андрея Болконского в армии кардинально отличается от того «пресного» существования в кругу светских дам, которое он вел ранее. Он готов совершать поступки и не медлит с этим. Честь и отвагу продемонстрировал герой уже во время Шенграбенского сражения, когда он храбро объезжает позиции, несмотря на непреклонный безостановочный огонь неприятеля. Во время этой битвы младшему Болконскому довелось стать свидетелем героизма, проявленного артиллеристами Кроме этого, князь показал свою смелость, став на защиту капитана.

Аустерлицкая битва

Признание, честь и вечная память - вот самые основные цели, которые являются приоритетными для того, чтобы полностью раскрыть образ Андрея Болконского. Краткое содержание событий Аустерлицкой битвы только поможет понять, насколько важной она стала для князя. Это сражение было переломным моментом в нравственных исканиях и попытке совершить подвиг для младшего Болконского.

Он надеялся, что во время этой битвы ему повезет проявить все свое мужество и стать героем. Ему действительно удалось совершить подвиг во время сражения: когда прапорщик, несший знамя, пал, князь его поднял и повел батальон в атаку.

Однако не удалось Андрею стать героем в полной мере, ведь именно во время Аустерилицкого сражения было убито множество солдат, и русская армия перенесла ужаснейшие траты. Здесь князь понял, что его желание заполучить мировую славу - лишь иллюзия. После такого падения планы честолюбивого князя претерпевают кардинальные изменения. Он больше не восторгается образом великого Наполеона Бонапарта, теперь этот гениальный полководец становится для него лишь простым солдафоном. Это сражение и навеянные им рассуждения являются совершенно новым и одним из важнейших этапов исканий толстовского героя.

Возврат к светскому обществу

Значительные перемены в мировоззрении князя происходят по возвращении его в куда его отправили после серьезного ранения, полученного на поле боя. Образ Андрея Болконского становится более прагматичным, особенно после того, как новые события трагического характера происходят в его жизни. Вскоре после его возвращения в родовых муках умирает его жена, давшая жизнь сыну Николеньке, который впоследствии станет продолжателем духовных исканий своего отца.

Андрею кажется, что он виновен в случившемся, что причиной смерти его жены служат его поступки. Это состояние, близкое к депрессии, вместе с душевным расстройством, появившимся после поражения в наводит князя на мысль о том, что ему стоит отказаться от своих притязаний на военную славу, а вместе с тем прекратить какую-либо общественную деятельность.

Возрождение

Приезд Пьера Безухова в имение Болконского вносит радикальные изменения в жизнь князя. Он занимает активную позицию и начинает совершать множество преобразований в своих владениях: крестьян он делает вольными, барщину меняет на оброк, выписывает бабку-родильницу и оплачивает жалование священника, обучающего крестьянских детей.

Все это приносит ему массу положительных эмоций и удовлетворение. Хотя он и совершал это все «для себя», ему удалось сделать намного больше, чем Пьеру.

Наташа Ростова

Образ Андрея Болконского невозможно полноценно проанализировать, не упомянув о Наташе. Знакомство с этой юной девушкой оставляет неизгладимый отпечаток в душе князя. Ее энергия, искренность и непосредственность позволяют Андрею вновь почувствовать вкус к жизни и принимать участие в социальной деятельности.

Он решил приняться за составление государственных законов и поступил на службу к некому Сперанскому. Вскоре он глубоко разочаровывается в полезности такой деятельности и понимает, что его окружает сплошная фальшь. Однако после возвращения он снова видит Наташу и оживляется. У героев вспыхивают чувства, которые, казалось бы, должны закончиться счастливым браком. Однако на их пути появляется множество препятствий, и все заканчивается разрывом.

Бородино

Разочаровавшись во всем и во всех, князь отправляется в армию. Он вновь увлечен военными делами, и все большее отвращение в нем вызывают аристократы, жаждущие лишь славы и наживы. Он уверен в своей победе, но, увы, Толстой приготовил своему герою другой конец. Во время сражения Андрей был смертельно ранен и вскоре скончался.

Перед смертью на князя снизошло понимание сути жизни. Лежа на смертном одре, он осознал, что путеводной звездой каждого человека должны быть любовь и милосердие к ближнему своему. Он готов простить Наташу, предавшую его, и поверил в безграничную мудрость Творца. Образ Андрея Болконского воплощает в себе все самое лучшее и чистое, что должно быть в душе человека. Пройдя сложный, но короткий он все-таки понял то, что многим не удастся постичь и за целую вечность.

Человеком, с определенными, по-видимому, бесповоротно сложившимися взглядами. Но жизнь ломает эти взгляды, и тогда он теряет свою прежнюю уравновешенность, начинает искать смысла жизни и только перед смертью достигает заветной цели. Ценой жизни было завоевано это трудное разрешение. Вот почему трагедия жизни князя Андрея гораздо труднее, чем у Пьера Безухова – у того, путем страданий, ошибок, разочарований, прояснялось и углублялось то, что, в сущности, было прирождено его натуре, – у Андрея Болконского, наоборот, «ломалась» и перестраивалась вся его душа

Главная черта его – резко выраженная личность... Еще молодой человек, он уже так определенно смотрит на жизнь в людей с высоты своего собственного «я», что, кажется, мы имеем дело с человеком, прожившим уже полжизни. У него ясное, продуманное мировоззрение, сложившееся отчасти под влиянием отца, скептика-вольтерьянца. Это рационалистическое мировоззрение у князя Андрея органически слилось с его душой, наполнило ее холодом, неверием и презрением к людям.

Андрей Болконский

Прямо и бесстрашно смотрит князь Андрей в жизнь, и кажется она его рационалистическому уму ясной и простой и довольно скучной. Князь Андрей чувствует себя неизмеримо выше окружающей его толпы, мелочной и пошлой, – он всегда одинок и гордится этим одиночеством. Только к Пьеру относится он дружелюбно, ценя в нем «золотое сердце». Да еще Наташа Ростова сумела оживить его, внушить ему к себе любовь, серьезную и глубокую, наполнившую все существо его верой в жизнь и в счастье

Характерный особенности его личности, – это могучий, светлый ум, не признающий в жизни ничего таинственного, мистического и отвлеченного. Ум этот отличается и выдающейся широтой, и богато развит хорошим, основательным самообразованием. Недаром он, человек военный по профессии, может быть, и деятельным помощником Сперанского над составлением проекта конституции , и хорошим сельским хозяином, вводящим в управление разумные усовершенствования... Оттого он может жить широкими и разнообразными интересами, умеет правильно ценить жизнь своего бурного времени и быть проницательным судьей «великих людей» (Наполеона , Кутузова , Сперанского).

Не вынося ничего туманного, чувствительного и мечтательного, ничего непостижимого, ум его отличается трезвостью, реализмом. Оттого князь Андрей в жизни не мечтает, а всегда «разыгрывает жизнь», как искусный шахматист, обдумывающий вперед будущие ходы. Вот почему и «воображение» его – совсем иное, чем у Пьера, живущего больше «чувством». Воображение князя Андрея более сбивается на «расчет».

Но он отнюдь не односторонней человек, – не машина. В нем чувство не менее сильно, чем разум, – только он всегда держит его во власти, не дает ему воли. Лишь, в моменты ломки миросозерцания, ослабевает в нем власть воли, – и тогда его здоровое, сильное чувство вырывается на волю. Это освобожденное чувство не похоже на животные порывы Пьера, на развращенность Анатоля Курагина, – у князя Андрея оно отличается такою же ясностью и трезвостью, как его разум. Любовь его к Наташе, примирение его с ней перед смертью, приближение душой к тому Богу, которого он не знал в течение всей своей жизни – вот, главнейшие моменты, когда в полной силе владело его душою чувство.

Его железная воля, находящаяся в подчинении у ума, – тоже характерная черта князя Андрея; она никогда не переходит в упрямство, и самодурство, – до этого не допускает и светлый ум его, и доброе, честное сердце и то «святое недовольство собой», которое всегда живет в его душе. Вот почему, когда сознание подсказывает ему, что он ошибается, эта железная воля всегда уступает и направляется в ту сторону, куда толкает его новое убеждение.

Человек умный, с серьезными запросами живой общественной и государственной деятельности, он инстинктивно стремится к самоопределению, старается оценить свою общественную стоимость. Это стремление вполне выразилось в истории его карьеры: он – то идет по дороге «военного гения», то вступает на поприще законодателя, или сельского хозяина, то идет в ряды войск, в качестве простого «работника» на военном поприще, – но всякий чувствует, что он не «мечется», как например, тургеневский Рудин , бросающийся без толка во все стороны, а именно сознательно меняет жизненные пути.

Такое удивительное гармоническое сочетание ума и воли делает князя Андрея лицом замечательным и резко выдвигает его из рядов других действующих лиц. И он сам знает свои достоинства и гордится ими. Отсюда презрительное отношение его к людям, отсюда его честолюбие и самомнение, выражавшееся сначала не более, не менее, как в вере в свою «гениальность». Презирая всех, он преклоняется только перед теми, кого свет считает «гениями». И с ними он хочет сравняться, их затмить собой. То он рассчитывает сам проделать карьеру Наполеона, то мечтает прославиться на поприще гражданской службы, имея перед глазами Сперанского. Но стоило ему всмотреться в их деятельность, стоило ему убедиться, что «личность» в истории не играет никакой роли, как он честно отказывается от выбранных путей и ищет новых: выбирает более скромное поприще сельского хозяина, служащего земле и мужикам.

В войну 1812 года он опять оказывается на поле битвы, но уже не в штабе главнокомандующего, где в свите формируются «военные гении», а в рядах простых солдат – около Каратаевых . Тушиных и Тимохиных. Так привел своего героя Л. Толстой к отречению от личности, к признанию, что истинное величие в «простоте, добре и правде». Сначала для него в жизни не было достаточного простора, – везде было тесно, негде было размахнуться его гениальности, – а, в конце концов, он предпочитает всему на свете честную, незаметную работу маленьких людей-муравьев, имена которых даже не сохраняются историей.

Такова же история отношений Андрея Болконского к религии. Вначале в его душе непоколебимое, стойкое неверие, смягченное быть может, только отчасти утонченностью и деликатностью его души: его суровый, жестокий отец не позволил бы повесить себе на шею икону, а князь Андрей это позволяет своей сестре, чтобы ее не обидеть. Потом мы видим, как стойкость этого неверия поколебалась, когда тяжелораненый лежал он на Аустерлицком поле и глядел на то лазурное небо , на которое он никогда раньше не глядел, и о котором никогда не думал... Потом это колебание, смягчавшее его сердце, еще больше усиливается, когда он прощает Анатоля Курагина, умирающего в лазарете, прощает Наташу, когда смерть смотрит в его глаза. Умирает он почти верующим, отделавшись от того «разумного эгоизма», которым ранее определялись его отношения к людям. Он понял, что только в широкой, бескорыстной любви ко всему, – к Богу и людям, – спасение человека.

«Да, любовь (думал он опять с совершенною ясностью), но не та любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь , или почему-нибудь , но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда умирая я увидал своего врага и всё-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. – Любить ближних, любить врагов своих. Всё любить – любить Бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческою любовью; но только врага можно любить любовью божескою. И от этого-то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека… Любя человеческою любовью можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души... Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует, только потому, что я люблю. Все связало его одного. Любовь есть Бог и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».

Таким образом, и князь Андрей приведен автором к идеалам «простоты, добра и красоты», и он отказывается от индивидуалистического мировоззрения и, подобно Пьеру, переходит к тому антииндивидуализму, – полным выражением которого является, не оторвавшийся от народа Каратаев, – символ чего-то целого, круглого, общего.

Своеобразие характера князя Болконского проявляемся во всем и везде. Где бы он ни появился, личные качества всегда возвышают его над окружающими. В штабе Кутузова князь Андрей «своей особенной гордой и учтивой манерой» умел себя так поставить к обществу богатых веселых гвардейцев, что на него смотрели как на «человека особенного, только временно занимающего должность адъютанта, и неприятного товарища», но, несмотря на то, что «многие с ним были на ты, его невольно уважали».

Оставалось однако чувство, смущавшее князя Андрея,- он боялся, что «гений Бонапарта» окажется «сильнее всей храбрости русских войск. Он» боялся за Русские войска и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя». Единственно возможное разрешение «этого противоречия» князь Андрей находил в том, чтобы он «сам командовал русской армией против Бонапарта». Он не мог только представить себе, когда бы это могло быть.

Следующее событие войны 1805 года, которое существенно повлияло на взгляды князя Андрея, было, как иронически замечает , «знаменитое сражение» под Кремсом, за которое воздавались похвалы «со стороны русских и австрийцев русским войскам», а «со стороны французов французским войскам». Князь Болконский, участвовавший в сражении, «с великой похвалой был представлен Кутузову» и от Кутузова с донесением «об этой победе» послан в Брюнн к австрийскому двору. В Брюнне князь Андрей встречается с дипломатом Билибиным и его кружком, присутствует на приеме во дворце австрийского императора.

Не дошли до окончательного текста эти размышления. Ведь честолюбивые мечты князя Андрея в накануне Аустерлица оказались бы повторением ранее сказанного. Поэтому раздумья князя Андрея о своей карьере заменены в этой же рукописи кратким сообщением автора о том, что князь Андрей был «один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела», и что, узнав о разгроме армии под Ульмом, Болконский понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней».

Размышления князя Андрея продолжает автор, рассказывая, что «воспитанный в воспоминаниях века Екатерины и сам участвовавший в легких победах русских в Турции, князь Андрей никогда ни на мгновение не сомневался в том, что русские войска – лучшие войска в мире. И представляя себе – это была его любимая мечта – как оя с знаменем впереди ведет полк на обсыпаемый картечью мост или вал укрепления, он чувствовал, что этим войскам ничто противостоит, не может, и потому был счастлив теперь на скорое осуществление своих мечтаний».

Узнав о поражении Мака, князь Андрей невольно испытал «волнующее радостное чувство», вызванное «посрамлением самонадеянной Австрии». Уже нет речи о Наполеоне как о «величайшем гении после Кесаря», а только отражен страх князя Андрея перед гением Бонапарта, который «мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск». Так в рукописях и в окончательном тексте.

Толстому важно показать, как князь Андрей, очутившись в атмосфере высших кругов, был вновь охвачен мыслями о славе. «Тот сырой и холодный вечер» после Кремского сражения, когда он верхом объезжал «серые шинели солдат и в первый раз услыхал свист пуль, был далек от него, как будто это было десять лет назад». Князя Андрея везде «встречали и льстили»; он был приятно взволнован успехом. И опять «в его воображении восстал знакомый образ: маленький человечек с орлиным носом и твердым ртом. Он вспомнил свое лицо и сравнил одно с другим.

Толстой ослабил восхищение князя Андрея перед гением Наполеона, разъяснив, что это была «радость за посрамление самонадеянных педантов австрийцев, которое он предсказывал, и, главное, он чувствовал радость от того, что теперь скоро придется и русским войскам вступить в дело с столь страшными для всех французами». Исправленный текст зачеркнут, и ощущения князя Андрея выражены по-иному: в центре их не столько ироническое отношение к тому, что «полусумасшедший старый фанатик Мак хотел бороться с величайшим гением после Кесаря», хотя мысль эта оставалась,- сколько «волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянных австрийцев», а главное, надежда принять участие в столкновении русских с французами и «положить на одну сторону весов и свою долю любви к славе и равнодушия к жизни».

Отношение князя Андрея к войску звучит в новом варианте совсем по-иному, оно уважительное. Он возражает на ироническую реплику Билибина о «победоносном православном воинстве», говорит, что это «воинство» в сущности, не так плохо, что он узнал это в последнем сражении. «Солдат очень хорош. Офицеры дрянь. Но все вместе – Это еще хорошее орудие в руках искусного человека». Князь Андрей с удовольствием говорит о том, что завтра после вечера у княгини Эстергази он будет «в палатке, в избе, с солдатами». Разговор он закончил признанием: «Я это люблю, право, люблю». Хотя с тою же настойчивостью повторяются его честолюбивые мечты о славе, карьере, однако отношение его к Кутузову и особенно к войску, к солдатам качественно совершенно отлично от того, какое было в предыдущем варианте.